УДК 37.0
О. С. Егорова, Г. Г. Губина
Теоретико-методические вопросы дистанционного обучения студентов
В статье рассматриваются актуальные вопросы обобщения теоретических основ организации дистанционного обучения в исследованиях известных зарубежных ученых.
Ключевые слова: автономия, диалог, дистанционное обучение, взаимодействие, коммуникативность, самостоятельное обучение, структура, теоретические основы, транзакция.
О. S. Egorova, G. G. Gubina
Theoretical and Methodical Questions of Students' Distance Learning
The article considers urgent problems of generalization of theoretical foundations of distance learning in investigations of famous foreign scientists
Key words: autonomy, dialogue, distance learning, interaction, communication, self-learning, structure, theoretical foundations, transaction.
Исследование теоретических вопросов возникновения и развития дистанционного обучения включает в себя изучение категорий индустриального и постиндустриального общества [1], расстояния и коммуникации. Дистанционное обучение - феномен, обусловленный социально-экономическими условиями, поэтому дистанционное обучение XX в. характеризуется наличием элементов, присущих индустриальному обществу, включающих в себя экстенсивное использование технологий, наличие массового производства, рационализацию организационных процессов, стандартизацию производства, разделение труда и создание широкомасштабной экономики.
Развитие дистанционного обучения в постиндустриальном обществе предполагает развитие новых технологий, изменение структуры принятия решений на уровне обучаемых и руководства процессом обучения на уровне преподавателя, включение в структуру образовательных ценностей не только профессиональной компетентности обучаемых, но и возможности самореализации и самовыражения студентами постмодернистского себя (postmodern self).
Данная статья представляет собой первый опыт анализа и обобщения разработанных зарубежными учеными теорий дистанционного обучения, посвященных переходу от структурного дистанционного обучения индустриального общества к транзакционной теории и теории со-
трудничества в процессе обучения в постиндустриальном обществе.
В индустриальном обществе процесс дистанционного обучения осуществлялся на основе структурного подхода, организационных стратегий производства и доставки пакетов обучения. В постиндустриальном обществе переход к теориям транзакции и обучения в сотрудничестве предполагает непрерывное коммуникативное осуществление процесса обучения в любом месте и в любое время.
Примером реализации структурного подхода, производства и доставки (production and delivery) пакетов дистанционного обучения служит программа Articulated Instructional Media (AIM). Эта программа разработана специалистом в области теоретических основ дистанционного обучения и самостоятельного обучения студентов американским ученым Чарльзом Ведемейером (Charles Wedemeyer) [2]. Она предусматривает разделение процесса обучения на части и поставки содержания обучения для каждой части с помощью разных средств коммуникации: радио, телевидения, принтера, телефона или простых компьютерных приложений.
Как известно, Ведемейер одним из первых ученых создал теорию дистанционного обучения и определил его следующие характеристики: коммуникацию, стимул, самоопределение целей и видов учебной деятельности обучаемых. Он раз-
© Егорова О. С., Губина Г. Г., 2012
делил задачи обучения и ответственность за результаты учебного процесса для преподавателей и обучаемых и установил общие элементы для каждой учебно-методической ситуации: преподаватель, обучаемый или обучаемые, коммуникационная система или режим обучения, программа обучения.
Ведемейер предложил рассматривать отдельно друг от друга процессы преподавания и обучения (teaching and learning) и выделил ряд признаков определения систем, обеспечивающих самостоятельность работы студентов: 1) преподаватель и обучаемый разделены расстоянием; 2) обучение осуществляется на основе письменной речи или иного вида деятельности студентов; 3) процесс обучения индивидуализирован; 4) изучение учебной программы и овладение этой программой осуществляются на основе деятельности студентов; 5) процесс учения осуществляется в собственной среде обучения студента; 6) обучаемые несут ответственность за темп обучения в соответствии со своими личностными и индивидуальными особенностями [3, с. 548-557].
Другим разработчиком теоретических основ дистанционного обучения на основе структурного подхода является шведский ученый Борье Холмберг (Borje Holmberg) [4], уделяющий большое внимание вопросам управляемого коммуникативного общения участников учебного процесса и содержания обучения. Ключевые аспекты теории Холмберга - управляемое дидактическое общение, включающее в себя 1) общение в режиме реального времени, 2) моделированное общение. Автор рассматривает дистанционное обучение как «доброжелательный разговор на основе качественно разработанных, предназначенных для самостоятельной работы обучаемых учебных материалов, стимулирующих мотивацию изучения предмета» [5, с. 43].
Теории реализации структурного подхода в дистанционном обучении Борье Холмберга получили дальнейшее развитие в постиндустриальном обществе и обусловили самостоятельность обучаемых в выборе учебных программ, методов оценки и контроля; формирование учебной среды, стимулирующей активность студентов в организации и управлении процесса обучения; передачу нового учебного опыта, который не только обеспечивает реализацию поставленной учебной цели, но и готовит студентов к жизни, способствует повышению качества их жизненного уровня.
Вопросы расстояния и коммуникации в дистанционном обучении, рассматриваемые в теори-
ях дистанционного обучения Ведемейера и Холмберга, получили развитие в фундаментальных исследованиях американского ученого Майкла Грэхема Мура (Michael Graham Moore) [6]. Его теория взаимодействия и коммуникации стала переходной от использования структурного подхода в процессе дистанционного обучения к транзакционной теории. Майкл Мур ввел ограничение структуры в пакете самостоятельного обучения, включив в процесс обучения диалог в качестве второй переменной.
Согласно теории М. Мура, транзакционное расстояние - это педагогическая, а не географическая категория, требующая «специальной организации и методов обучения» и состоящая из двух переменных (кластеров, измерений) - структуры и диалога [7, с. 1-6]. Структура отражает проектирование курса и является функцией учебной организации и используемых средств массовой информации. Диалог также ассоциируется со средствами массовой информации и может включать в себя двустороннюю коммуникацию в режиме реального времени или управляемое дидактическое общение Холмберга.
Майкл Мур добавляет еще одно измерение -автономию обучаемого. Он определяет автономию как «степень участия обучаемого в определении и использовании целей, процесса, средств и контроля обучения» [8, с. 13]. Понятие автономии ученый ассоциирует с личностной характеристикой обучаемого, его самонаправленными действиями и ответственностью за результаты обучения. По его мнению, чем больше транзакционное расстояние, тем больше ответственность студента за результаты обучения.
Развивая транзакционную теорию М. Мура, Анри Франц (France Henri) [9] разработал модель анализа процесса дистанционного обучения. В своих работах он предлагает психологическую транзакционную теорию сотрудничества преподавателя и обучаемого, осуществляемого с помощью коммуникативных средств. Его теория включает в себя анализ переработки информации, сообщений, когнитивных умений в процессе обучения. При этом Анри исследует следующие измерения учебного процесса: 1) участие - компиляцию количества сообщений или высказываний, передаваемых одним человеком или группой (число сообщений или высказываний); 2) социализацию - высказывание или часть высказывания, не относящихся к формальному содержанию изучаемой темы (вербальная поддержка); 3) интерактивность - цепь связанных друг с
Теоретико-методические вопросы дистанционного обучения студентов
201
другом сообщений («в ответ на», «как мы сказали ранее»); 4) когнитивность - высказывания, содержащие знания и умения, относящиеся к процессу учения (формулирование гипотез, выводы); 5) метакогнитивность - высказывания, относящиеся к знаниям и умениям, отображающим сознательное учение, самоконтроль и саморегуляцию обучаемых в процессе учения (комментирование собственного способа выполнения задания) [10, с. 117-136].
Теория транзакции Майкла Мура получила поддержку и развитие также в научных трудах доктора Рэнди Гэррисона (Randy Garrison) [11], определившего в качестве основы образовательного опыта двусторонний диалог в режиме реального времени, транзакцию обучения и учения, контроль обучения. Согласно теории Гэррисона, модель транзакционного контроля включает в себя обеспечение макроконтроля на уровне преподавателя, обучаемого и содержания обучения. Внутри макроконтроля функционируют транзак-ционные элементы микроконтроля: умения обучаемых (их способности и мотивация обучения), поддержка (человеческие и технические ресурсы) и самостоятельность (возможность выбора) [12, с. 3-15].
В заключение отметим, что развитие индустриального общества обусловливает проектирование новых моделей дистанционного обучения, отвечающих нуждам и потребностям постиндустриального общества, обеспечивает самостоятельность обучаемых в выборе учебных программ, методов оценки и контроля, способствует формированию учебной среды, стимулирующей активность студентов в организации и управлении процесса обучения и овладения ими новым учебным опытом. Уменьшение транзакционного расстояния между преподавателем и обучаемым, вовлечение их в интерактивный диалог в процессе обучения осуществляется на основе извлечения, переработки и хранения информации, использования телекоммуникативных технологий в процессе обучения. Автономия студентов обеспечена реализацией их самостоятельной деятельности, самообучения, самоконтроля.
Примечания:
1. Для постиндустриального общества, в отличие от индустриального общества, характерно использование информации, то есть знаний и науки в качестве непосредственной производительной силы общества. Основополагающие аспекты постиндустриального общества - компетенции, коммуникация.
2. Ведемейер, А. Чарльз (Charles A. Wedemeyer) (1911-1999), профессор университета Висконсин-Мэдисон США. Создал программу доставки содержания дистанционного обучения с помощью средств телекоммуникации и массовой информации. Принимал участие в проектировании Британского Открытого Университета.
3. Wedemeyer, C. A. (1971). Independent study. In R. Deighton (Ed.), Encyclopedia of Education IV (pp. 548557). New York: McMillan.
4. Холмберг, Борье (Borje Holmberg), известный шведский ученый, исследовавший проблемы теории и практики дистанционного обучения. Ключевой аспект его теории - управляемое дидактическое общение на основе эмпатии преподавателя и обучаемого.
5. Holmberg, B. (1989). Theory and Practice of Distance Education. London: Routledge.
6. Мур, Майкл Грэхем (Michael Graham Moore), ученик Ведемейера, разработчик теорий в области дистанционного обучения, таких как теория взаимодействия и коммуникации и теория транзакции. Грэм Мур -основатель американского журнала дистанционного обучения (American Journal of Distance Education).
7. Moore, M. G. (1991). Editorial: Distance education theory. American Journal of Distance Education, Vol. 5 № 2, pp. 1-6.
8. Moore, M. (1990). Recent contributions to the theory of distance education. Open Learning, Vol. 5 № 3, pp. 1015.
9. Анри, Франц (France Henri) создал модель анализа электронного, в том числе дистанционного, обучения, включающую в себя анализ переработки информации, сообщений, когнитивных умений.
10. Henri, F. (1992). Computer conferencing and content analysis. In A.R. Kaye (Ed.), Collaborative learning through computer conferencing: The Najaden papers, Berlin: Springer-Verlag, pp. 117-136.
11. Гэррисон, Рэнди (Randy Garrison), канадский профессор, проводит исследования в области социализации и коммуникации дистанционного обучения.
12. Garrison, D. R. & Baynton, M. (1987). Beyond independence in distance education. The concept of control. The American Journal of Distance Education, Vol. 1 № 3, pp. 3-15.