УДК 332.1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА»
И ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ США И РОССИИ
М. А. КАМЕНСКИХ,
магистрант кафедры экономической теории
E-mail: [email protected] Пермский национальный исследовательский политехнический университет
В статье рассмотрены относительно новые понятия «креативность» и «креативная экономика». Дано определение креативной экономики, выявлены ее сущность и составляющие. Рассмотрены основные теории креативной экономики. Описаны показатели, характеризующие уровень развития креативной экономики. По данным показателям проведен сравнительный анализ уровня развития креативной экономики США и России.
Ключевые слова: креативная экономика, креативность, креативный город, креативный класс, креативные индустрии, США, Россия.
В наши дни центральное место в экономике отводится человеку. Именно человеческий капитал становится основным ресурсом экономического развития. Под человеческим капиталом традиционно понимается совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Для данного исследования целесообразно рассматривать человеческий капитал как сумму умений, знаний, навыков и опыта. Таким образом, человеческий капитал приравнивается к таланту и способностям человека. В свою очередь талант и способности можно воспринимать как креативность.
В современном понимании креативность - масштабная и непрерывная практика - базируется на обычных, общих для всех способностях, а также на опыте и компетентности, которые используются для получения экономических и других выгод [8, с. 52].
Вследствие этого интересным представляется рассмотреть взаимосвязь креативности и экономики.
Часто в российской литературе вместо термина «креативность» употребляются определения «творчество» или «творческий потенциал». Вероятно, это связано с тем, что термин «творчество» легче воспринимается, так как не является заимствованием. Под креативностью понимается формулировка новых идей и применение этих идей для создания оригинальных произведений искусства и культуры, функциональных разработок, научных изобретений и технологических инноваций. Слово «креативность» ассоциативно связано с новизной, воображением, вдохновением, изобретательностью и мастерством.
Хотя понятие «креативность» появилось только в XX в., о креативности знали уже давно. Однако XXI в. в разы усилил взаимосвязи между креативностью, культурой, наукой и экономикой, тем самым давая толчок к развитию так называемой креативной экономики.
Одним из первых авторов, описавших сущность креативности, стал психолог Э. П. Торренс. В 1974 г. он определили термин «креативность» как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний, которые вынуждают человека искать оптимальный способ их решения [11, с. 28].
В настоящее время понятие «креативность» перестало быть сугубо психологическим и относящимся только к индивидам. Теперь этот термин
16
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
становится характеристикой целостной системы -экономики.
Можно выделить четыре типа креативности (рис. 1). Под научной креативностью понимается способность использовать любопытство и создавать новые идеи, видеть новые связи, находить новые способы решения задач. Под культурной креативностью понимается способность использовать воображение и создавать оригинальные идеи и новые способы интерпретировать мир, выраженный в тексте, звуке и изображении. Под экономической креативностью понимается динамический процесс, приводящий к инновациям в технологиях, практике деловых отношений, маркетинге и т. д., она тесно связана с получением конкурентных преимуществ. Технологическая креативность - объединение других типов креативности.
Оценить культурную креативность довольно сложно, поэтому будет произведена оценка только трех типов креативности, составляющих креативную экономику.
Впервые понятие «креативная экономика» появилось в журнале Business Week в статье под названием «Креативная экономика» от 28.08.2000. Конференция ООН по торговле и развитию дает следующее определение креативной экономики: креативная экономика - это развивающееся понятие, основой такой экономики становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие [1]. Также креативная экономика способствует формированию доходов, созданию рабочих мест и доходов от экспорта, способствуя социальной адаптации, культурному многообразию и развитию человека. Она охватывает экономические, культурные и социальные аспекты, также включая в себя технологическое развитие и вопросы интеллектуальной собственности. Именно креативная экономика призывает к развитию инновационных междисциплинарных стратегических проектов. В настоящее время экономическое развитие все больше зависит от усиления взаимосвязей между развитием инноваций в области технологии и креативной по содержанию активности.
Средством производства в креативной экономике становятся интеллектуальные ресурсы, активом -
способность субъектов решать проблемы нестандартными методами [3, с. 209]. Основополагающими работами в данной сфере считаются труды члена консультационного совета по креативной экономике ООН Д. Хокинса [6], экономиста и социолога Р. Флориды [5] и эксперта Всемирного банка Ч. Лэндри, в которых креативность рассматривается как атрибут успешного развития новой экономики [2].
На основе теорий этих трех авторов возможно описать креативную экономику как систему, состоящую из трех элементов: креативного города, креативного класса и креативных индустрий (рис. 2).
Понятие «креативный город» принадлежит Чарльзу Лэндри. В своей работе он дает такое определение: креативный город - метод городского планирования, который дает людям возможность творчески мыслить и действовать, делая наши города более жизнеспособными и управляя воображением и талантом. Креативный город утверждает свою креативность всеми средствами коммуникации - в общении лицом к лицу, через печатные материалы, а теперь и через веб-сайты [2, с. 59].
Ричард Флорида в своей книге описывает креативный класс, разделяя его на две части. Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сферах, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности [5, с. 162-163]. Для тех, кто входит в креативный класс,
Научная креативность
V
Технологическая креативность
Экономическая креативность
Культурная креативность
Рис. 1. Типы креативности
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ
17
Креативный класс
Креативный город
Креативные индустрии
Рис. 2. Составляющие креативной экономики все аспекты и все проявления креативности - технологические, культурные и экономические - взаимосвязаны и неразделимы. Креативный класс характеризуется независимостью мышления, высоким образованием, т. е. высоким уровнем человеческого капитала. Для таких людей необходимо выражать свои мысли и создавать нечто новое.
Джон Хокинс в своей книге сделал попытку проследить влияние креативных индустрий в мировом масштабе [6]. Автор выделяет 15 креативных индустрий, включающих программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, такие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских
18,71
53,7
9,1
¡Средства
II11111 [Государственное финансирование I I Собственные средсп
I
о
Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/J4]. Рис. 3. Структура внутренних затрат в Российской Федерации на НИОКР, %: а - в 2000 г.; б - в 2011 г.
[Щ Государственное финансирование
| Собственные средства научных организаций ^Средства предпринимательских организаций | Прочее финансирование
прав, торговых марок и оригинальных разработок. Креативные индустрии создают, производят и распределяют товары и услуги. Основное отличие от традиционных отраслей в том, что в качестве ресурсов используются творческий потенциал и интеллектуальный капитал. Креативные индустрии производят материальные товары и нематериальные интеллектуальные или культурные услуги.
Современная экономика по существу является креативной экономикой. Сущность креативной экономики, которая имеет дело с неосязаемыми идеями и интеллектуальными правами, в том, чтобы произвести новую идею и ознаменовать ее уникальность.
Уровень развития креативной экономики возможно оценить по предложенным Р. Флоридой показателям [5]. Среди них инвестиции в креативность, рост креативной производительности и рост креативной рабочей силы. Рассмотрим, как развивается креативная экономика в России и США и сравним полученные результаты.
Под инвестициями в креативность понимаются внутренние затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, под ростом креативной производительности - тенденции в выдаче патентов, под ростом креативной рабочей силы -число ученых-исследователей и инженеров.
В России преобладает государственное финансирование креативности в форме затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), при этом доля инвестиций бюджетов разных уровней в креативность возрастает. В то же время доля собственных средств научных организаций растет, а доля средств предпринимательских организаций снижается, как и прочее финансирование (рис. 3). Что касается доли затрат на НИОКР в процентах в ВВП, то этот показатель последовательно растет, начиная с 1990-х гг., но в последние три года наблюдается снижение значений данного показателя. В целом наблюдается рост финансирова-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
ния. Инвестиции в НИОКР выросли с 1,05 % от ВВП в 2000 г. до 1,16 % в 2011 г. [4].
В США финансирование креативности в форме затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы является систематическим и постоянно возрастает. Очевидна тенденция увеличения доли инвестиций в НИОКР со стороны предприни-
3,1
мательских организаций. При этом финансирование креативности предпринимательскими организациями является основным способом инвестиций. В меньшей степени креативность финансируют государственные органы, и доля государственного финансирования снижается. Доля собственных средств научных организаций минимальна и также имеет
4
60,4
ШИИГосударственное финансирование I ¡Собственные средства научных организаций СЗСредства предпринимательских организаций ИПрочее финансирование а
НИШ Государственное финансирование I I Собственные средства научных организаций I I Средства предпринимательских организаций | Прочее финансирование б
Источник: по данным National Science Foundation URL: http://www. nsf. gov/statistics/nsf08318/content. cfm?pub_id=3924&id=2 [9].
Рис. 4. Структура внутренних затрат в США на НИОКР, %: а - в 1995 г; б - в 2007 г.
120 000
100 000
80 000
60 000
40 000
20 000
1998
2000
2002 • Россия
2004
2006
2008 -США
2010
2012
Источник: по данным Федеральной службы государственной статистики - http://www. gks. ru/_[4] и A patent technology monitoring team report. URL: http://www. uspto. gov/web/offices/ac/ido/oeip/taf/ all_tech. pdf [7].
Рис. 5. Количество патентов, выдаваемых в России и США в 2000-2011 гг., ед.
тенденцию к снижению (рис. 4).
Таким образом, разница в финансировании НИОКР в России и США очевидна. В России в креативность инвестирует в основном государство, и его доля только растет. В США инвестируют в креативность организации, и их доля также увеличивается.
Практическую отдачу от исследований можно увидеть, проанализировав рост креативной производительности. Количество патентов, ежегодно выдаваемых в России и США, представлено на рис. 5.
С 2000 по 2011 г. количество выдаваемых патентов возросло в России на 50 %, в США - на 30 %. При этом по количеству выдаваемых патентов Россия отстает от США. В нашей стране преобладают национальные патенты и мало международных.
Число профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры,
2.7
0
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0
1998
Рис. 6. Число ученых
и инженеров в РФ и США в 2000-2011 гг., тыс. чел.
2000
2002 ■ Россия
2004
2006
2008 •США
2010
2012
Источник: по данным Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) -http://stats. oecd. org/ [10].
ученые), в США также имеет тенденцию к росту. В России данный показатель снижается год от года.
Рост креативной рабочей силы становится еще более очевиден на фоне общей статистики США. В 1999 г. на каждые 100 000 чел. в США приходилось всего 1 800 ученых и инженеров. Это число увеличилось до 2 300 к 2010 г. [12].
В целом можно говорить о том, что уровень креативной экономики в США очень высок, и такая экономика в США будет развиваться и дальше. В нашей стране все не так однозначно. Остро стоит вопрос о рациональности государственного финансирования креативности, о неактивности предприятий в этой области, о нестабильности уровня научных исследований и снижении числа исследователей и инженеров. Россия явно отстает от США по уровню развития креативной экономики.
Таким образом, тенденции в общемировой практике позволяют сделать вывод о том, что креативная экономика получит развитие во многих странах мира вследствие того, что креативность или творчество играют все большую роль в экономическом развитии.
Список литературы 1. Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). URL: http://unctad.org/en/Pages/Statistics. aspx.
2. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI. 2006.
3. Суворова А. В. Концептуальные аспекты измерения креативности в экономике российских регионов // Журнал экономической теории. 2011. № 3. С. 208-211.
4. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/.
5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.
6. Хокинс Д. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011.
7. A patent technology monitoring team report. URL: http://www.uspto.gov/web/offices/ac/ido/oeip/ taf/all_tech. pdf.
8. Desrochers P. Diversity, Human Creativity, and Technological Innovation // Growth and Change. 2001. № 32.
9. National Science Foundation URL: http:// www.nsf.gov/statistics/nsf08318/content.cfm?pub_ id=3924&id=2/.
10. Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) - http://stats.oecd.org/.
11. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
12. U. S. Bureau of Labor Stiatics - http://stats.bls. gov/.
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ