школьники отмечают: возможное отсутствие интереса к тому или иному виду самостоятельной работы и отсутствие достаточной для работы информации. У российских школьников основные проблемы возникают с нехваткой времени и соответствующих умений самостоятельной работы, отсутствием компетентного руководства, плана работы и места для ее выполнения.
Из творческих самостоятельных работ, выполняемых в школе и вызывающих интерес у учащихся, британские ученики отметили работу над проектами, издательскую деятельность, написание эссе. Российские школьники отдали предпочтение рефератам и проведению исследовательской работы в старших классах.
Самостоятельную работу британские школьники выполняют на занятиях в школе, в библиотечном центре. У российских школьников распределение идет следующим образом: дома, реже в библиотеке, в школе.
Большинство британских учащихся считает, что школа достаточно подготовила их к самостоятельной работе в вузе, в то время как российские школьники на вопрос о подготовке отвечают «скорее нет, чем да».
Изучив результаты анкетирования, проведенного в вузах Великобритании, и, основываясь на
полученных данных, можно сделать вывод, что большинство абитуриентов приходит в высшие учебные заведения страны подготовленными в той или иной мере к выполнению самостоятельной работы на занятиях и во внеучебное время. То, в какой мере развиты те или иные умения или навыки, необходимые для самостоятельной работы, зависит от того, в каком типе школы обучался будущий студент или какие курсы он посещал.
Следует также отметить, что в результате проведенных в ряде вузов Великобритании исследований выяснилось, что результаты обучения тех, кто имел лишь одни навыки самостоятельной работы и испытывал недостаток в академических знаниях в момент поступления в вуз, в дальнейшем оказывались достаточно низкими при защите дипломов.
Недостаток академических знаний, как у учащихся школ, так и студентов вузов, связан с фанатичной привязанностью британцев к узкой специализации с одной стороны, а с другой стороны целями и задачами обучения в средней школе и вузе, направленными на то, чтобы вооружить учащихся знаниями по организации самостоятельной работы, помочь в адаптации к автономной деятельности, научить их добывать знания на протяжении всей жизни.
Л.Е. Ковалева
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Комплекс проведенной теоретической и научно-практической работы по проблеме настоящего исследования подтвердил наши исходные гипотетические посылки относительно специальных педагогических возможностей систематических занятий по физическому воспитанию студентов в рамках организации учебно-воспитательного процесса в негуманитарных вузах.
В теоретико-методической части исследования нами предпринята попытка определения и дифференциации таких базовых понятий как физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, физические упражнения, спортивно-массовая и оздоровительная работа, выделены их специфические характеристики и пе-
дагогические особенности применительно к учебно-воспитательному процессу современного вуза.
Важным методическим аспектом изучения выделенной проблемы явилось исследование социализирующей роли физкультурной деятельности и ее места в общей системе воспитательной работы на первом и втором курсах негуманитарного вуза. Мы пришли к выводу, о том, что собственно физкультурная деятельность как в дидактическом, так и воспитательном аспекте ее педагогического применения, обладает необходимыми функциями интеграции ряда ведущих социальных и психологический качеств личности. Прежде всего таких как: стремление к совершенству, соревновательности, целепологание, умение действовать в команде, умение сохранить
56
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
© Л.Е. Ковалева, 2006
Теоретико-методические особенности социальной адаптации студентов вуза..,
собственную индивидуальность в группе, высокий эмоциональный тонус жизнедействия, ориентация на высокие этические и эстетические стандарты в деятельности и общении, возможность сохранения активного темпоритма в организации учебного и досугового времени, умение и потребность рефлексивной оценки происходящих событий, проективно-оценочный взгляд на планирование содержания учебной деятельности.
В качестве основного вывода о месте и педагогических функциях физического воспитания студентов вуза правомерно, на наш взгляд, выделить следующие методические положения этого вида учебно-воспитательной работы:
- высокий социальный потенциал массовой физической культуры и специальной здоровьес-берегающей работы со студентами в сочетании с индивидуальной целенаправленной работой по самовоспитанию и творческому саморазвитию основных характерологических качеств личности будущего гражданина и профессионала;
- необходимость разработки и воспитания средствами физической культуры и спорта конкретной профессиограммы настоящей и будущей деятельности специалиста применительно к специфике и трудностям выбранного вида профессиональной деятельности;
- создание в процессе занятий по физическому и спортивному воспитанию студентов специальных драматизированных условий и социальных мотивов для морально-ценностных проб и межличностных отношений, отвечающих нормам и требованиям гуманистического общежития в современном обществе;
- на примерах высших достижений спорта и образцов здорового, социально и профессионально продуктивного образа жизни, сформировать в процессе учебных физкультурных занятий идеалы экзистенциального и профессионального отношения к себе как социально активной личности уже на стадии обучения в вузе.
В качестве основных выводов по психолого-педагогическим составляющим физкультурного воспитания студентов нам представляется важным подчеркнуть значение эмоциональной компоненты систематических занятий физической культурой и спортом. Опираясь на информационную теорию эмоций и наши исследования по практике ситуационно-рефлексивного позиционирования и целенаправленного моделирования деятель-ностных вариантов поведения и отношений сту-
дентов в предложенных обстоятельствах экзистенциальных характеристик места, времени, образа и роли действия, мы убедились в том, что в психолого-педагогический состав процесса физического воспитания студентов входит их отношение к себе как субъекту реализации норм и правил, определяемых степенью их подготовленности к решению задач и требований физического соответствия социально-ценностным представлениям об образе человека современного, спортивного, способного выдерживать нагрузки серьезной профессиональной деятельности, умеющего постоять за себя, внешне физически привлекательного и, тем самым, достаточно «вооруженного» и подготовленного к любым жизненным испытаниям.
Как показали результаты диагностической и специализированной пилотажной анкеты, такое отношение к собственной физической «вооруженности» в достаточной мере обеспечивает студентам тот уровень необходимого психологического и социального комфорта, который необходим современному молодому человеку для полноценного общения в среде своих сверстников и для их индивидуального позиционирования по отношению к определенной группе вопросов, характеризующих степень физического соответствия с эталонно-нормативными представлениями студентов о преуспевающем бизнесмене и человеке.
Вышеизложенное позволяет нам сформулировать теоретическое предположение, о том, что в состав воспитания у субъектов потребностно необходимых физических качеств личности и индивидуальности, отвечающих их представлениям о современном социально и профессионально совершенном человеке, органично входит триединство:
- потребности в ее доминантно-ситуативном выражении и практическом преломлении своих физических способностей и возможностей;
- эмоций, определяемых степенью «вооруженности» студента, которая в свою очередь характеризуется вероятностным прогнозом субъекта о его наличной физической форме и тем объемом информации о степени его личной практической вооруженности в области физической культуры и спорта, которые необходимы ему для решения конкретных социальных ситуаций, вызванных потребностной доминантой его жизне-действия и смыслоопределения;
- мотивацией занятий физкультурой и спортом как деятельностью способствующей частичному или полному удовлетворению данной по-
требности, выступающей в практически значимых формах субъективной реальности в разрешении важных личностных, социальных и профессиональных ситуаций, а так же ситуаций кон-фликтообразующего содержания, определяемых информационным, физическим, физиологическим или эмоциональным дефицитом.
В качестве заключающего суждения по теоретико-методологическим задачам данного исследования правомерно выделить следующее: анализ литературы, характеризующей особенности процесса педагогического содержания физического воспитания в вузе и результаты наших исследований, позволяют сделать вывод о том, что именно органическое взаимодействие и пси-холого-педагогически обоснованная направленность мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы личности студента в достаточной мере определяет социальную потребность личности на систематические занятия физкультурой и спортом как в рамках образовательных стандартов обучения в вузе, так и во внеучебной деятельности, направленной на индивидуальное физическое совершенствование личности.
Именно направленность личности стимулирует и мобилизует ее внутренний потенциал на проявление определенных форм социальной и личностной активности. Не последнее место в содержании и выборе инструментов социальной активности занимают мотивы физического совершенствования студентов, как органической части их профессиональной и жизненной карьеры.
На основании проведенной опытной педагогической работы мы вправе полагать, что основные средства и методы физического воспитания и обучения студентов имеют высокий педагогический эффект в том случае, когда они соотносятся с практикой выдвижения адекватных задач социального и нравственного содержания. Только при этом условии методы физического воспитания носят социальный характер и тем самым являются органической частью физической культуры, как части общечеловеческой культуры и одновременно имманентной частью культуры личности и индивидуальности.
Тем самым физическое воспитание может и должно рассматриваться в качестве неотъемлемой части всей системы учебно-воспитательной работы вуза и занимать свое значимое место в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Для решения этих задач возможно
и педагогически оправдано использование разнообразных средства присущих процессу физического воспитания и развития личности студентов.
Одним из таких педагогических средств является, на наш взгляд, комплексная целенаправленная работа студентов преподавателей физического воспитания и кураторов учебных групп по проектированию физкультурно-массовых и оздоровительно-рекреационных мероприятий на первом и втором году обучения в вузе.
Данное направление работы было положено нами в основу экспериментальной работы по социальному воспитанию и морально-ценностной адаптации студентов к условиям и специфике учебно-воспитательного процесса вуза. В основу методики проектно-творческой работы были положены следующие педагогические компоненты: содержание учебных и тренинговых упражнений по программе курса «Физическое воспитание»; элементы специальных физкультурных программ по гимнастике и аэробике; художественно-педагогические элементы театрализации и драматизации спортивных зрелищ и состязаний; методика и правила проведения и судейства спортивных игр; технология структурирования, планирования, подготовки и проведения социальных молодежных проектов.
В процессе опытно-практической работы нами были выделены, содержательно и технологически обеспечены, проверенны на практике организации фестиваля первокурсника «Физкультура и профессия» следующие основные этапы педагогической и организационной работы творческого коллектива преподавателей и студентов:
1. Подготовительно-исследовательский: изучение актуальности проблемы, отработка теоретико-методологической базы проекта; ознакомление с практическим опытом воспитательной и проектной работы по проблеме социальной адаптации студентов средствами физической культуры.
2. Педагогико-информационный: ознакомление педагогов, кураторов и старост учебных групп с целями и задачами проектной работы; раздача анкетного материала; обсуждение на кафедре содержания и методики проекта.
3. Социального целеполагания: определение основных целей-ориентиров проектной, воспитательной и социальной работы со студентами; разработка трех уровней перспективного планирования физкультурно-воспитательной работы в содержательных и методических рамках проек-
58
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
Теоретико-методические особенности социальной адаптации студентов вуза..
та: ближних перспектив (подготовка, коллективное творческое планирование в учебных группах); средних перспектив (проведение проекта, обработка результатов научно-методической и воспитательной работы, подведение итогов); дальних перспектив (проведение научно-практической конференции студентов по проблеме социальной адаптации студентов средствами физической культуры (на материалах подготовки и реализации проекта), интерпретация полученных данных и учебно-воспитательных результатов, определение содержания и задач по реализации зимнего проекта «Фестиваль: физкультура и будущая профессия».
4. Структурно-программный: определение основных содержательных частей проекта; определение педагогических и социально-воспитательных задач по каждому разделу проекта; выделение специальных тестовых заданий, конкурсов и эстафет, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации студентов к учебному и про-фориентационному процессу в вузе.
5. Сценарно-драматизационный: проведение конкурса на лучшие задания и творческие предложения к сценарию фестиваля; определение художественных, эмоциональных и физкультурно-оздоровительных частей фестиваля; составление сценарного плана фестиваля, включающего логику и последовательность его отдельных частей.
6. Репетиционный: этап подготовки учебных групп по этапам - заданиям, непосредственная тренировочно-подготовительная работа по отработке заданий по различным соревновательным видам.
7. Реализационный: создание специальных педагогических, организационных и технических условий для проведения фестиваля; организация и проведение отдельных этапов; определение критериев судейства и подведения итогов по каждому этапу и всего фестиваля в целом.
8. Аналитический: обработка результатов анкет и опросников; педагогическая интерпретация полученных данных; составление психолого-педагогических рекомендаций для студентов и кураторов учебных групп.
В качестве вывода по методико-практической части исследования проблемы, мы выделяем ряд педагогических установок, выделение и решение которых может содействовать более точному и органичному адаптационному вхождению студента в содержание и особенности социализаци-
онных процессов, предлагаемых учебно-воспитательной и профессиональной работой высшего учебного заведения.
1. При определении задач-требований по ранней социально-педагогической адаптации студентов необходимо исходить из того научного предположения, что основной целью системы физического воспитания студентов является воспитание общей и индивидуально-ценностной культуры личности, как одной из сущностных характеристик, которой является физическая культура субъекта образовательных процессов.
2. В свою очередь педагогически полноценный и социально продуктивный процесс физического воспитания должен базироваться на требованиях и технологическом обеспечении основных адаптационных механизмов практической реализации содержания и целей физического воспитания студентов как определенного педагогического гаранта успешности учебной, коммуникативной и профессиональной деятельности студентов в стенах вуза и после его окончания.
3. В процессе работы вузовского преподавателя физического воспитания по формированию личности и индивидуальности студента физически и морально достаточно приспособленного (адаптированного) к окружающей среде, важно решить определенный комплекс воспитательных, социокультурных, дидактических, общеобразовательных, физически развивающих и оздоровительных задач. А именно: содействовать в осознании студентами места и роли физической культуры в развитии личности и ее подготовке к профессиональной деятельности; воспитать на учебных и внеучебных занятиях по курсу физического воспитания и развития студентов основы морально-волевой и психофизической подготовки, направленной на полноценное социальное взаимодействие с педагогами и сверстниками; вооружить студентов средствам и приемам преодоления учебных, бытовых и профессиональных трудностей; создать в процессе систематических занятий студентов разнонаправленными видами физического воспитания и спорта комплекс необходимых и достаточных условий для активного творческого и эмоционального общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; заложить экзистенциальные и научно-практические основы физической культуры как социальной и индивидуальной ценности человека и гражданина; внедрить в учебу и быт студен-
тов основы здорового образа жизни, как гаранта и условия реализации их жизненных и профессиональных планов; содействовать формированию у учащихся мотивационно-ценностного отношения к их физической и телесной культуре как необходимому социальному и профессиограмно-
му качеству; создать в процессе физкультурных и спортивных занятий студентов личностно-цен-ностной установки на воспитание и самовоспитание у них потребностей направленных на социально активный образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание.
А.В. Куршев
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
К>изис социально-экономической, политической и духовной жизни современного общества требует поиска научно обоснованных ответов на вызовы времени, критического анализа принятых решений, совершенствования политической культуры. Для этого необходимо создание гражданского общества в каждой отдельно взятой стране, становление гражданской культуры, формирование гражданственности социальных субъектов.
В научной литературе отражен широкий диапазон взглядов на определение сущности понятий «гражданственность», «гражданин», «гражданское воспитание». Проблемы воспитания гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляева, Е.В. Бонда-ревской, Н.В. Бордовской, О.И. Волжиной, К.С. Гаджиева, А.С. Гаязова, О.С. Газмана, Г.Я. Гревцевой, Е.И. Известновой, З.Я. Капустиной, Т.А. Лугининой, В.В. Мартыновой, В. А. Ми-жерикова, И.П. Подласого, О.Н. Полухина, Е.В. Ростовцевой, И.Н. Руссу, В.К. Савельева, Н.А. Савотиной, И.Ю. Синельникова, О.В. Солодовой, И.В. Суколенова, М.А. Шкробовой, К.В. Шкуропий, Г.Н. Филонова и других. Между тем сама категория «гражданственность», являющаяся основополагающей в теории и методологии познания и раскрытия гражданских сил общества, его внутренних источников, российской государственности в частности, представляется «размытой», недостаточно исследованной, а потому и достаточно запутанной.
В.А. Мижериков отмечает: «К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувствах собственного достоинства, внутренней свободы
личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничного сочетания патриотических, национальных и интернациональных чувств».
Политическая стабильность, устойчивый рост экономики, международный авторитет Российской Федерации определяются условиями реализации прав и свобод граждан, уровнем сформи-рованности их гражданско-правовой культуры. Особенность развития государственности, становления гражданского общества заключается в том, что в переходной период законодательное оформление необходимых преобразований по-прежнему отстает от реалий времени, требований жизни.
Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться стратегия поиска баланса целей общественного развития и путей, способов (механизмов) их достижения. Однако и государство, и общество сумели в основном избежать разрушительных потрясений, добились устойчивой тенденции к укреплению государственности, социальной стабильности, к созданию объективных условий для достижения гражданского согласия.
Этот процесс осложняют следующие факторы: низкие темпы формирования гражданского общества, низкий уровень сформированности гражданско-правового сознания людей, рассогласованность в стандартизации правовых механизмов на различных уровнях (федеральном, региональном, местном), неготовность различных административных органов и общественных организаций, социальных групп к нахождению консенсуса в разделении управленческих функций; не-сформированность органов самоуправления и др.
60
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
© А.В. Куршев, 2006