УДК 338.43:63
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
К.А. ЗИНКОВИЧ, магистр экономических наук, аспирантка Р.К. ЛЕНЬКОВА, доктор экономических наук, профессор УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF A RURAL TOURISM CLUSTER IN MOGILEV REGION
K.A. ZINKOVICH, Master of Economics, postgraduate student R.K. LENKOVA, Doctor of Economics, Professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье рассматриваются современные аспекты формирования агроту-ристического кластера в регионе. Показано, что реализация кластерной стратегии в сфере агротуризма в регионе дает возможность повысить конкурентоспособность региона и вывести его на новую модель экономического роста.
The article deals with the modern aspects of the formation of a rural tourism cluster in the region. It is shown that the implementation of the cluster strategy in the field of agro-tourism in the region makes it possible to increase the competitiveness of the region and bring it to a new model of economic growth.
Введение. Исследуя развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе, экономисты пришли к выводу, что формирование экономических кластеров в АПК имеет экономическую и социальную целесообразность. При таком подходе целесообразно рассматривать кластер на основе системно-интеграционной теории Г.Б. Клейнера, которая рассматривает промышленные кластеры с системно-интеграционных позиций [3]. Согласно этой теории экономические системы представлены объектами, процессами, средами, проектами в координатах «время - пространство».
Основной задачей инновационного кластера является выявление ресурсного потенциала, точек экономического роста, а также определение стратегии развития каждого кластера в отдельности и АПК в целом.
Основная часть. Одним из важных направлений развития региональных отраслевых комплексов является реализация кластерной политики в регионах.
Какие преимущества дает кластерный подход на региональном уровне?
Во-первых, региональные инновационные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу.
Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.
В-третьих, важной особенностью инновационных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур -малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.
В-четвертых, региональные инновационные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям.
Наша точка зрения состоит в том, что региональные кластеры, в особенности агротуристические, могут стать двигателем развития белорусского агротуризма. В основе кластера должны быть организации, занимающиеся агротуризмом, и организации, чья деятельность является смежной с агротуризмом. К тому же участники кластера территориально локализованы и их деятельность четко организована. Помимо этого региональные кластеры являются звеном всего агротуристиче-ского бизнеса республики. Они просто необходимы на этапе формирования агротуризма, так как позволят значительно улучшить его качество.
Главной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии предпринимателей, что приведет к пониманию ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды.
Таким образом, агротуристический кластер (от англ. cluster -гроздь) - сконцентрированная на определенной территории группа взаимосвязанных субъектов хозяйствования: поставщиков оборудования, производителей товаров и услуг, научных и учебных заведений, других предприятий и организаций, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных субъектов хозяйствования, всего кластера и локальной территории в целом. При этом субъекты кластера сохраняют свою независимость в целом.
Основные направления влияния агротуризма на развитие территорий можно обобщить следующим образом (рисунок 1).
Повышение
уровня занятости на селе
Повышение
туристического имиджа региона
С
АГРОТУРИЗМ
3
направления влияния
* Г ги
Возрождение культурных
традиций и ремесел
Дополнительный заработок для местного населения
Создание на селе
современной инфраструктуры
Повышение инвестиционной привлекательности региона (привлечение иностранных инвестиций)
Повышение
уровня профессионального образования владельцев агроусадеб
t
Создание агротуристи-
ческих комплексов на базе СПК
Активизация
безопасного экологического туризма для
жителей республики
Рисунок 1 - Влияние агротуризма на развитие сельских территорий
Агроэкотуризм обладает мультипликационным эффектом: его развитие способствует становлению других секторов сельской экономики, связанной с обслуживанием туристов. Именно это является основой для формирования в сельских регионах туристических кластеров. Когда турист приезжает в какой-то регион, то чем больше для него предложений, тем лучше. Тем больше времени он проведет в этих местах и больше денег здесь оставит. И кластерный подход, когда заинтересованные в туристическом обслуживании люди объединяются и работают вместе, является самым эффективным. Выгода, как уже доказано зарубежным и отечественным опытом, очевидна. Воложинский район
с зеленым маршрутом «Валожынсшя гасцшцы» является удачным примером создания агротуристического кластера. В состав этого кластера входят 28 агроусадеб, отдел физической культуры, спорта и туризма, экомузеи и многое другое. В итоге объем платных услуг за 2010 год составил 503 млн. руб. и оказался в два раза больше, чем в Логойском районе (260 млн. руб.), и в семь раз выше, чем в Копыль-ском. Кроме этого создание кластера в районе благоприятно повлияло на спрос на агротуристические услуги, увеличилась продолжительность пребывания туристов [2].
Анализируя развитие агротуристических кластеров, как отечественных, так и зарубежных, мы выделили два вида эффективности от создания таких кластеров: экономическая и социальная (рисунок 2).
Эффективность создания агротуристического кластера
Экономическая эффективность
- рост объемов продаж -увеличена прибыли
- стимулирование привлечения иностранных инвестиций
- рост налоговых Поступлений
■ увеличение экспорта услуг
■ рост производительности труда
■ повышение конкурентоспособности предприятий
Социальная эффективность
■ увеличение туристического потока
■ повышение уровня агротуристического сервиса
-повышение туристического имиджа региона
■создание новых рабочих мест
■ возрождение культурных традиций
Обеспечение синергетического эффекта
Рисунок 2 - Эффективность создания агротуристического кластера
Целью возможного создания кластера является объединение и централизация отдельных агроусадеб в единую систему оказания агроту-ристических услуг. В эту систему также необходимо включать и другие туристические ресурсы: объекты музейного и исторического характера, отдыха, культуры, питания, народных ремесел, туристского и транспортного обслуживания. Объединение в кластер возможно на основе взаимовыгодного сотрудничества. Кроме этого возможно включение в кластер и иных заинтересованных объектов: фермерских хозяйств, СПК, школ и т.д. В конечном итоге кластер будет способ-
ствовать укреплению инфраструктуры регионального туристического рынка, а агроэкотуризм являться «точкой роста» местной экономики. Туристический кластер позволит решить ряд социальных и экономических задач: создание инфраструктуры туризма за счет мелкого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния народа в сельской местности. На рисунке 3 представлена система кластера агротуризма в регионе.
Рисунок 3 - Кластерная система агротуризма (разработана автором)
Основная цель создания агротуристического кластера в Могилев-ской области - содействие становлению современного и высокоэффективного, конкурентного и доходного агроэкотуристического сектора на основе кластерной модели развития агроэкотуризма, формирующей партнерскую сеть производителей агроэкотуристического продукта, при использовании всех ресурсов сельской местности и города с условием их сохранения, сбережения и воспроизводства.
Факторами, сдерживающими развитие кластеров, являются: низкое качество бизнес-климата и низкая эффективность отраслевых ассоциаций, недостаточно высокий уровень доверия между представителями бизнеса, науки, слабые связи между научно-исследовательскими ин-статутами и бизнесом, неполное соответствие образовательных программ учреждений образования потребностям кластеров и др.
В связи с вышесказанным предлагается следующий шестиэтапный алгоритм выделения потенциальных кластеров в регионе.
1. Выявление перспективных видов продукции, услуг в соответствии со сложившейся специализацией и ресурсным потенциалом региона на основе маркетинговых исследований, анализа соответствующих сегментов рынка, мирового производства.
2. Прогнозный этап (тенденции рынков по отобранному перечню товаров, услуг). На этом этапе осуществляется средне- и долгосрочное прогнозирование динамики цен и объемов регионального, российского, мирового производства товаров и услуг.
3. Определение эффективности функционирования предприятий, способных создать ядро кластера (оказание услуг). На данном этапе анализируются показатели финансовой устойчивости и эффективности функционирования соответствующих предприятий, организаций.
4. Определение наличия ресурсов для развития кластера. Анализируется обеспеченность отобранного круга предприятий, выпускающих перспективную продукцию, сырьем, финансовыми ресурсами, производственными мощностями и др.
5. Анализ возможностей для создания недостающих элементов инфраструктуры функционирования кластеров. Анализируется обеспеченность потенциальных кластеров инфраструктурой, в том числе логической, транспортной, энергетической, информационной.
6. Определение уровня взаимодействия потенциальных участников кластера (производителей, поставщиков). На данном, заключительном этапе выявляется уровень взаимодействия потенциальных участников кластера на основе анкетного опроса руководителей перспективных предприятий, организаций.
Создание агроэкотуристического кластера поможет реально изменить развитие этих территорий, будет содействовать становлению на них агроэкотуризма, оживлению деятельности местных сообществ, власти и бизнеса. Бренд «Живая вода», маршрут «Край жыватворных крынщ» могут в перспективе стать единым агроэкотуристическим либо туристическим брендом всей Могилевской области, что, возможно,
решит проблему позиционирования региона на рынке туристических услуг.
Развитие диверсификации деятельности предприятий АПК, фермерских хозяйств, СПК, территориальных кластеров будет способствовать не только обеспечению занятости населения в связи с его высвобождением в условиях реструктуризации производств, внедрения инноваций, но и рациональному использованию уникального ресурсного потенциала регионов, обеспечению развития сельских территорий.
Чтобы кластер принес от своего создания максимальные экономические, социальные и политические выгоды, необходимо полностью скоординировать действия государственной администрации, посреднических структур в поддержке агроусадеб. Агротуристический кластер может оказать положительное влияние на развитие села за счет эффективного развития сети оказания агротуристических услуг и использования собственных ресурсов.
Создание кластера агротуризма в регионе может быть направлено на достижение следующих практических целей:
- создание нового сегмента рынка туристических услуг в сельской местности и привлечение иностранных туристов в регион;
- развитие агротуризма как одного из приоритетов социально -экономического развития агрогородков в регионе;
- создание новых рабочих мест в сельской местности и содействие развитию новых туристических услуг;
- создание информационной базы данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма;
- развитие и продвижение таких видов сельского туризма, как природный туризм, экологический, зеленые маршруты и др.
Заключение. Кластер агротуризма можно выделить на уровне любой единицы географического деления: региона, города, села. Изучение экономики с позиции кластеров, а не в традиционном отраслевом разрезе позволяет выявить взаимозависимость и взаимодополняемость отраслей, пути распространения технологий, инвестиций, информации, профессиональных навыков, а также определить слабые звенья, нуждающиеся в государственной поддержке. Таким образом, кластер является экономическим механизмом сочетания конкурентных преимуществ с корпоративной и региональной стратегией в производстве отечественных товаров и оказании услуг.
Развитие кластерной модели агроэкотуризма невозможно без сетевого партнерства и взаимодействия. Ключевая идея кластера - развитие сотрудничества. Конечно, достичь этого непросто. Развитие и запуск кластера - довольно сложный процесс, у которого есть своя логика. Кластер - это не только аналитический инструмент, но и организационный, который вовлекает отрасль, территорию в развитие. Очень важен технологический компонент кластера, который обеспечит высокий уровень специализированных услуг. Это менеджмент, маркетинг, логистика и информационные технологии. Поэтому очень важно на всех этапах развития кластера уделять внимание маркетинговым исследованиям, вырабатывать новые стратегические направления своей деятельности, постоянно вести образовательную работу.
Список литературы
1. Запольский, М.И. Кооперация и интеграция в аграрном секторе Беларуси / М.И. Запольский. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2008. - 318 с.
2. Зенкова, М.Г. Кластерный подход как инструмент продвижения агротуристиче-ского продукта (на примере зеленого маршрута «Валожынсюя гасцшцы) / М.Г. Зенкова // Сб. науч. статей студ., магистр., аспирантов / Белорус. гос. ун-т - Минск, 2012. - С. 106-108.
3. Лученок, С.А. Агротуризм - инструмент возрождения села / С.А. Лученок // Вес. Бел. дзярж. ун-та. - 2006. - № 5. - С. 71-77.
4. Михайличенко, А. Туристические кластеры как форма социального диалога и развития региона / А. Михайличенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/ node/19007. - Дата доступа: 10.04.2013.
5. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 июня 2006 г., N° 372 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 10.04.2013.
6. Печаткин, В.В. Теоретические и практические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в регионах России / В.В. Печаткин, С.М. Гаймалова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3 - С. 31.
7. Пилипенко, И.В. Новая геоэкономическая модель развития страны: повышение конкурентоспособности с помощью развития кластеров промышленных регионов / И.В. Пилипенко // Безопасность Евразии. - 2003. - № 3. - С. 580-604.
8. Dahmen, E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 19191939 / E. Dahmen. - Stockholm, 1950. - 342 с.
9. Сыроижко, В.В. Системный подход к выбору управленческих решений при рыночном саморегулировании развития организации / В.В. Сыроижко // Российское предпринимательство. - 2008. - № 6, вып. 2 (113). - С. 96-100.
10. Яшева, Г.А. Формирование кластерной политики как направление повышения конкурентоспособности национальной экономики / Г.А. Яшева // Клуб субъектов инновационного и технологического развития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innclub.info/wp-content/uploads/2011/02/яшева 236 конк кач д^ос. - Дата доступа: 11.03.2013.
Информация об авторах
Зинкович Карина Александровна - магистр экономических наук, аспирантка кафедры математического моделирования экономических систем АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029)546-21-34. E-mail: [email protected].
Ленькова Раиса Константиновна - доктор экономических наук, профессор кафедры математического моделирования экономических систем АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 7-96-10.
Материал поступил в редакцию 20.02.2014 г.