Научная статья на тему 'Теоретико-философские аспекты понимания категории «Принцип»'

Теоретико-философские аспекты понимания категории «Принцип» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1959
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОНАЧАЛО / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / НАУКА / SCIENCE / ORIGIN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аникушин Сергей Викторович, Лысенков Сергей Геннадьевич

В настоящей статье рассматриваются концептуальные подходы к определению понятия «принцип». В ней исследованы философские и научные аспекты рассматриваемой категории, послужившие теоретической основой ее применения для характеристики правовых явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and philosophical aspects of understanding of the category «principle»

The article is devoted to the conceptual approaches in definition of the concept «principle». The authors of this article deal with philosophic and scientific aspects of this category, that serve as theoretical basis which of its employment while characterizing law phenomena.

Текст научной работы на тему «Теоретико-философские аспекты понимания категории «Принцип»»

Теория и история государства и права

УДК 340.14

С.В. Аникушин*, С.Г. Лысенков**

Теоретико-философские аспекты понимания категории «принцип»

В настоящей статье рассматриваются концептуальные подходы к определению понятия «принцип». В ней исследованы философские и научные аспекты рассматриваемой категории, послужившие теоретической основой ее применения для характеристики правовых явлений.

Ключевые слова: первоначало, принципы, знание, познание, наука.

S.VAnikushin*, S.G. Lysenkov**. Theoretical and philosophical aspects of understanding of the category «principle». The article is devoted to the conceptual approaches in definition of the concept «principle». The authors of this article deal with philosophic and scientific aspects of this category, that serve as theoretical basis which of its employment while characterizing law phenomena.

Keywords, origin, principles, knowledge, cognition, science.

В настоящее время «принцип» представляет собой весьма распространенное понятие, нашедшее свое отражение как в системе научного знания, так и в общественной практике. Данный термин довольно часто употребляется в различных ситуациях по самому разному поводу. В повседневной жизни при помощи слов «принципиальный» или, напротив, «беспринципный» характеризуют моральные и деловые качества личности. Применение словосочетания «принципиально важно» позволяет достаточно точно подчеркнуть значимость чего-либо для себя или окружающих.

На первый взгляд может показаться, что категория «принцип» позволяет выразить лишь внутреннее эмоциональное состояние, а сфера его употребления и применения - исключительно психология человека. Однако рассмотренные представления о категории «принцип» в полной мере не отражают всего многообразия смысловых значений, придаваемых ей общественной практикой. Отдельные ученые, полагая, что «проблема принципов многогранна и неисчерпаема» [6, с. 3], убеждают в невозможности свести все ее значения к какому-либо единому результату и объясняют свою позицию отсутствием методологически обоснованного подхода к пониманию самой категории «принцип».

Ответ на вопрос о том, «что такое принцип» во многом предполагает определение этимологического значения данного понятия. Принцип (от лат. principium - основа, первоначало) [18, с. 461]. При этом этимологическое значение данного слова весьма близко сходным по значению терминам. «начало», «основание», «воззрение», «закон», «правило» [1, с. 314].

Одним из способов преодоления теоретической неопределенности понимания категории «принцип» является комплексный анализ основных подходов к сущности этого понятия.

Признание особой роли философии в системе гуманитарного и социального познания, выражающейся в способности систематизировать разрозненные представления об окружающей действительности в цельную осознанную позицию по отношению к миру [21, с. 3], обусловливают необходимость философского осмысления категории «принцип».

В философии термином «категория» обозначают предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. При этом, будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме [19, с. 232].

*Аникушин, Сергей Викторович, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. E-mail: sergey.lysenkov@mail.ru

*Anikushin, Sergei Viktorovich, military post-graduate student of Saint-Petersburg military institute of Internal Troops of the Russian Interior Ministry Forces. Saint-Petersburg military Institute of internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: Anikushin_sergei@mail.ru.

**Лысенков Сергей Геннадьевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ.

**Lysenkov Sergey Gennadievich, Professor of the Department of Theory and History of state and law of Saint-Petersburg military institute of Internal Troops of the Russian Interior Ministry Forces, doctor of legal sciences, professor, Honorary worker of higher school of the Russian Federation. E-mail: sergey.lysenkov@mail.ru.

© Аникушин С.В., Лысенков С.Г.., 2014

Категория «принцип» рассматривается в философии в качестве одной из фундаментальных. В системе философского знания принцип наделяется следующими употребительными значениями: «первоначало», «руководящая идея», «основное правило поведения» [18, с. 461].

Наиболее ранние формы философского анализа категории «принцип» возникли в Древней Греции в учениях, пытавшихся при помощи нее объяснить появление Вселенной и иных предметов объективной реальности. Раннее философское осмысление принципа привело к дальнейшему его восприятию в качестве некоего неизменного первоначала, лежащего в основе всего сущего и выступающего в роли смыслового и организующего центра бытия и познания.

Именно выражение принципа в качестве первоначала в полной мере соответствовало существовавшим в то время представлениям о субстанции [21, с. 12], что на определенный период и послужило причиной отождествления указанных понятий. Само утверждение принципа в качестве самодостаточной субстанции, не нуждающейся для своего существования ни в чем, кроме себя [5, с. 824], явилось основой для формирования субстанциального подхода к исследованию данной категории. Содержание данного подхода заключалось в попытке объяснения с помощью принципа, непременно воспринимаемого как некое первоначало, происхождения всего сущего, в т.ч. и самого мира.

Идея первоначала в то время представляла собой попытку объяснения первопричины всех явлений, из которой путем нахождения в многообразии природы общего начала всего существующего и происходящего можно было бы вывести знания относительно единичных вещей и процессов.

В поисках некоего начала концепция первоначала столкнулась с проблемой отсутствия единства в вопросе определения его природы. Одними философами первоначало воспринималось в качестве одного, либо нескольких предметов материального мира, другими - неким идеальным умозаключением, идеей, отражающей мировоззренческую позицию [3, с. 19]. В результате в философии в зависимости от того, что понимается в качестве первопричины мира, сложились материалистическая и идеалистическая традиции миропонимания.

Таким образом, в истории философии неоднозначность решения проблемы принципов заключалась лишь в различных интерпретациях исследуемого понятия материалистами и идеалистами. При этом сторонниками обеих концепций миропонимания признавалось общефилософское значение вопроса о принципах, борьба заключалась в понимании содержания этих принципов [15, с. 26].

В основу своей теории философами-материалистами положено утверждение о существовании единственной «абсолютной» субстанции бытия - материи. В первое время осмысление идеи первоначала было неразрывно связано с какой-либо природной стихией. В ранней античной философии, например, в качестве первоначала воспринимались вода, воздух, огонь и земля. Первыми философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали милетские «физики» - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, объяснявшие при помощи термина Архэ, употреблявшегося преимущественно в значении первоосновы, первовещества, первоэлемента, из которого состоит мир. Первоначало представлялось им чем-то достаточно определенным, более или менее конкретным. По мнению Фалеса, в качестве первоосновы предметов и явлений выступала вода. Как полагал Анаксимен, укрепивший и завершивший тенденцию стихийного материализма, в качестве первоосновы мира выступал определенный вид материи. Такой материей он считал неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникало всё остальное [17, с. 32].

В вопросе определения первопричины всего сущего мысль Анаксимандра поднимается на ступень к более абстрактному облику по сравнению с представлениями Фалеса и Анаксимена. Принципом всех принципов, началом всех начал этот философ объявляет «апейрон», в переводе с греческого означающий «беспредельное» [17, с. 37].

Таким образом, рассмотрение первоначала в качестве материальной, природной стихии во многом обусловлено естественным ходом человеческой мысли на той стадии, когда она начинает воспарять в высоты абстракции, но по-настоящему абстрактной еще не стала [11, с. 48].

Анализ философского развития категории «первоначало» указывает на необходимость никак не в отрыве от рассмотренного интеллектуального движения, но в определенной логической самостоятельности внимательно проследить и несколько иную мыслительную логику, по пути которой философы повели идею первоначала, результатом чего стало рождение понятия «идея» [11, с. 51].

В философии идея воспринимается в качестве весьма многозначного понятия, употребляемого в различных смыслах. При этом довольно часто идеи наделяются смысловым содержанием «формы постижения в мысли объективной реальности, включающей в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира» [19, с. 200].

Как известно, любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования [20, с. 670]. В основу своего учения философами-идеалистами положено утверждение об идее как первопричине всего сущего в мире и производности от нее всего материального. Во многом именно данное положение объясняет понимание в качестве первопричины всех явлений или исходного общего принципа, из которого можно вывести знание относительно единичных вещей и процессов идеального начала (сознания).

Методологическое значение субстанционального подхода для развития общего представления о принципе как важном элементе научного знания объясняется «возможностью выявления при помощи него первоосновы, первопричины принципа в аспекте внутреннего единства всех форм его проявления и саморазвития в объективной реальности» [10, с. 127]. При этом весьма плодотворное влияние на дальнейшее

развитие науки и философии оказала сама идея первоначала, не утратившая своей актуальности до настоящего времени. Например, современная философская концепция во многом объясняет разнообразие предметов материального мира именно зависимостью от разнообразия составляющих их структурных элементов. При этом материальность как таковая, множественность материальных вещей и состояний до сих пор поддаются научному объяснению лишь с помощью первоначала.

Между тем понятие действительности, свойственное современной философии, уже не допускает сведения всего бытия и всех процессов в мире к одному лишь принципу [20, с. 29].

По мере накопления теоретических знаний об объектах окружающей действительности изменению подверглась и предметная область философского осмысления. В числе важных задач философии стали рассматриваться не только объяснение разнообразия предметов материального мира, но и его рациональное обоснование. Решение подобных задач потребовало от философии придания нетрадиционного значения базовым философским категориям, а от самих философов - выработки такой теоретической основы, которая бы объединяла всю совокупность накопленных знаний в некую целостную систему. В качестве подобной основы, аккумулирующей в себе знания о материальном мире, выступили принципы. Подобным образом проблема принципов приобрела методологическое значение в процессе философского познания окружающей действительности.

При этом постепенное накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира способствовало выделению науки в самостоятельную сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Приобретение наукой статуса самостоятельного способа освоения действительности, дальнейшее стремительное развитие научного знания и расширение круга исследуемых предметных областей обусловили привлечение повышенного внимания к актуальным методологическим проблемам научной деятельности, одной из которых является роль принципов в научном познании.

При этом выполнение философией по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации его результатов обусловило рассмотрение в настоящем исследовании методологической роли принципов в системе философского и научного знания.

Выполнение подобной задачи обусловило достижение ясности и теоретической определенности в отношении базовых вопросов, связанных с категориями: знание, познание.

В настоящее время в философии и науке отсутствует единая согласованная дефиниция категории «знание». Например, Философский энциклопедический словарь определяет знание как «внутреннюю дифференцированную совокупность представлений о действительности» [19, с. 191].

В «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» знание - это «результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания» [9, с. 246].

Современная философия связывает получение знания с такими сложными познавательными процессами, как восприятие, обучение и рассуждение. При этом человек овладевает огромным количеством разнообразных знаний в процессе практического освоения и осмысления действительности. В отношении самого понятия «знание» к настоящему времени твердо установлено, что оно является результатом познания. Следовательно, наиболее обобщенным является следующее определение понятия «знание» - это совокупность сведений об объекте, позволяющих субъекту воспринимать его как понятный и доступный для себя, своей деятельности. Несколько отличным от рассматриваемого понятия «знание» является смысловое предназначение категории «познание». По отношению к научной области знаний познание следует рассматривать в качестве деятельности, направленной на получение знаний.

В философии и науке роль принципов в процессе познания довольно давно рассматривается в качестве одной из важных и актуальных. При этом различные этапы развития данных познавательных инстанций свидетельствуют о рассмотрении ее отдельных аспектов и сторон. Например, в античной философии понятие «принцип» рассматривалось Аристотелем в качестве определенной теоретической абстракции, применяемой как доказательство в научном познании. Функциональное предназначение исследуемой категории определялось им как «исходная точка всякого доказательства».

В данном аспекте Аристотелем отмечалась необходимость познания истины и относительно самих принципов. При этом, утверждая, что «разуму принадлежит познание первых принципов, а не рассудку» [2, с. 121], Аристотель отводил ведущее место в познании принципов именно разуму.

Определенным последователем Аристотеля в вопросах исследования методологической роли принципов в научном познании явился английский философ-материалист Фрэнсис Бэкон. В своих научных трудах «О принципах и началах» и «Новый Органон» в попытках постижения первичной сущности вещей философ выдвинул ряд логических и эмпирических требований, направленных на проверку истинности принципов. В частности, указывая на необходимость «объяснения в процессе познания истории вещей», Бэкон при этом отмечал, что «нельзя любую вещь принимать за принцип» [4, с. 36, 60].

Анализ философских аспектов категории «принцип», рассматриваемых в трудах И. Канта, позволяет сделать вывод о важной роли данного понятия в процессе построения системы научного знания, поскольку «любая истинная система должна быть основана на "всеобщем принципе"» [8, с. 147]. При этом, по мнению И. Канта, предпосылкой возникновения принципов является разум «как способность (давать) принципы» [8, с. 452]. Данная мыслительная логика привела к возникновению и распространению представления о принципе как центральном понятии, основании системы, обобщающем положении, распространяемом на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [18, с. 382]. Однако данный факт не может служить основанием придания принципу значения некой абсолютной максимы, а также наделения его всеми сущностными свойствами теоретического постулата,

аксиомы. В целях познания более глубинных свойств рассматриваемого понятия, а также отграничения его от весьма схожих по значению категорий «постулат», «аксиома», необходимо определить, является ли принцип тем фундаментальным теоретическим знанием, которое не требует доказательств, или, наоборот, применение данной категории в качестве центрального понятия определенной системы знаний должно быть подтверждено какими-то практическими результатами. Разрешение данного вопроса делает необходимым более подробное рассмотрение философского дискурса названных категорий.

В философии нередко в качестве постулата рассматривается определенное исходное утверждение, признаваемое научной теорией за истинное лишь в силу своей очевидности. При этом, как правило, данное утверждение может быть использовано в качестве основы иных положений этой теории.

По мнению авторов, в качестве сущностной характеристики принципа, одновременно выступающей в роли критерия отграничения этого понятия от постулата и аксиомы, является его обусловленность человеческим опытом, практической познавательной деятельностью. При этом в качестве фундаментального теоретического знания может рассматриваться лишь принцип, получивший оценочное значение по результатам опытно-практической деятельности. Данное положение во многом находит свое подтверждение в словах О.М. Сичивицы: «Принцип есть обобщение фактов, благодаря чему может использоваться при построении теории как ее основная мысль» [14, с. 77].

Характеристика функционального предназначения принципов в науке позволяет согласиться с мнением Л.А. Соломоновой о том, что в научной теории принципы выполняют двойную нагрузку: организации знания и организации методов [16, с. 83]. Таким образом, философское осмысление не оказало существенного влияния на этимологическое значение слова «принцип». При этом данная познавательная инстанция во многом способствовала расширению языкового смысла рассматриваемой категории. В результате философского анализа термин «принцип» был наполнен новыми теоретическими смыслами, позволяющими до настоящего времени рассматривать его в качестве важного средства научного познания. Применяемое сегодня в различных науках понятие «принцип» трудно охарактеризовать при помощи какой-либо общей дефиниции. Оно относится к числу фундаментальных категорий научного знания и одновременно является важным средством познания действительности. Через категорию «принцип» в науке объясняются различные понятия, явления, процессы. Многие аспекты рассматриваемой категории нашли свое отражение в технических, естественных социально-гуманитарных, в т.ч. юридических, науках. Весьма велико значение рассматриваемой категории в общественных науках. Например, в этике, где в качестве объекта научного познания выступает мораль, нравственность как форма общественного сознания и специфичное явление общественной жизни [18, с. 342], принцип рассматривается как внутреннее убеждение, максима, задающая общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.

Обладание определенным набором принципов характеризует моральные и деловые качества человека, определяет его поведение и деятельность. В то же время принцип выступает в качестве критерия идентификации конкретного человека. Правильное понимание принципов и руководство ими в жизни имеют определяющее значение для любого человека. Принципы значимы не только для определенного индивида, отдельной социальной группы: на их основе строятся отношения между людьми в обществе. Таким образом, основной функцией принципов в этике является предоставление возможности тем, кто на них опирается, формировать модель своего поведения, отношение к окружающей действительности, давать оценку происходящим вокруг явлениям.

Современная педагогика, направленная на накопление положительного социального опыта для его последующей передачи младшим поколениям, часто рассматривает принципы в качестве основных (общих, руководящих) положений, определяющих содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями [12, с. 293]. Принципы в педагогике, являясь по своему происхождению теоретическим обобщением педагогической практики, характеризуют способы использования её законов в соответствии с намеченными целями. Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, неумение следовать их требованиям, не отменяя их существования, делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

Следовательно, в современной педагогике соблюдение принципов является не только важным условием обеспечения эффективности процесса обучения, но и показателем педагогической культуры преподавателя. Современная психология рассматривает принципы в качестве исходных положений, определяющих понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. При этом принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психологии. Выявление и формулирование принципов - результат длительных исследований специалистами в области психологии.

В современных технических науках принцип воспринимается в качестве некоего экспериментально обоснованного закона, действующего при определенных условиях с заранее известным результатом. Примером приведенного определения может служить принцип моментов в механике, означающий закон, по которому моменты двух тел, уравновешенных относительно центральной оси или точки опоры, равны (момент тела равен произведению массы тела на его расстояние от оси).

Таким образом, сложно переоценить теоретическую и практическую значимость категории «принцип». Анализ смысловых значений, придаваемых общественной практикой категории «принцип», свидетельствует о том, что принципы присущи абсолютно всем явлениям и процессам. Значимость для человечества тех или иных явлений и процессов как таковых непосредственно и представляется

важностью именно их принципов, поскольку они олицетворяют динамическое, а значит, главное проявление их сущности. От правильного, истинного теоретического понимания принципов напрямую зависит и их претворение в жизнь [7, с. 112].

Рассмотренные примеры не отражают всего многообразия возможных проявлений анализируемого понятия, однако позволяют в полной мере убедиться в проникновении многих аспектов категории «принцип» в различные области научных знаний. При этом очевидно, что названные науки изучают и определяют понятие «принципы» с различных позиций, акцентируя внимание на важнейших качествах, рассматривая их в различных аспектах и на разных уровнях. Это позволяет выявить, очевидно, как многообразные, так и сходные грани одного и того же явления [20, с. 34].

Таким образом, можно констатировать прямую зависимость логической формы выражения рассматриваемой категории от сферы ее непосредственного применения. В некоторой степени объяснением подобного многообразия «.. .служит контекстуальность, задающая условия определения значений слов, фраз и текстов, неизбежно свидетельствует о неизбежном плюрализме всех социальных (и правовых) институтов и принципов, на которых они основаны» [13, с. 40]. Соответственно, применительно к понятию принципа наиболее рациональным является исследование смысловых значений, придаваемых ему наукой или общественной практикой в неразрывной связи с предметной областью, в которой данное понятие употребляется. В случае с принципами основная задача юридической науки сводится к установлению соответствия смыслового содержания рассматриваемого понятия «принцип» форме его словесного выражения в правовом аспекте.

Очевидно, по своему характеру исследуемая категория не является исключительно правовой. Ее следует отнести к универсальным междисциплинарным понятиям. В случае применения принципов в правовой сфере требуется адаптация исследуемого понятия к существующим категориям и правилам. При этом понятно, что при его помощи должны найти свое понимание и объяснение механизм социального воздействия права на общественные отношения, а также возможные пределы его применения. Таким образом, философский анализ категории «принцип» способствовал определенной систематизации и объективизации знаний ней. Именно в результате философского осмысления принцип получил ряд новых теоретических значений, нашедших свое применение в различных областях научного знания в качестве объяснения многообразия объектов и явлений материального мира.

Вместе с тем рассмотренные концептуальные подходы к определению понятия «принцип» позволяют исследовать философские и научные аспекты указанной категории, которые по своему методологическому значению являются теоретической основой ее применения для характеристики правовых явлений.

Список литературы

1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. - 528 с.

2. Аристотель. Этика. - СПб., 1884.

3. Асмус, В. Ф. Античная философия : учеб. пособие / изд. 3-е, доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 406 с.

4. Бэкон, Ф. О принципах и началах. == М., 1937.

5. Всемирная энциклопедия : философия // главн. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

6. Демин, В. Н. Принцип как форма научного познания. - М.: Изд-во Московского ун-та. 1976. - 44 с.

7. Дробязко, С. Г., Козлов, В. С. Общая теория права : учебное пособие для вузов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск: Амалфея. 2007. - 480 с.

8. Кант, И. Соч. : В 6 т. - Т. 4. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

9. Касавин, И. Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. -1248 с.

10. Кешикова, Н. В. Философское обоснование познания принципов порядка формирования государственных органов // Известия ИГЭА. - 2012. - № 4 (84). - С. 125-131.

11. Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая: Философия древности и средневековья) / 3-е изд. - М., 2000. - 480 с.

12. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект. - 2004. - 432 с.

13. Принципы права : материалы всероссийской научно-теоретической конференции. - СПб., 2007. - 483 с.

14. Сичивица, О. М. Методы и формы научного познания. - М. Высшая школа. 1972. - 95 с.

15. Снесар, В. И. Роль принципов в познании: философско-методологические аспекты. -Саратов, 1985. - 180 с.

16. Соломонова, Л. А. Принципы единства и развития в научном познании // Научное знание: уровни, методы, формы / под ред. Т.К. Никольской. - Саратов. 1986. - С. 81-87.

17. Трубецкой, С. Н. Курс истории древней философии. - М.: Русский двор, 1997. - 576 с.

18. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

19. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - 836 с.

20. Фролов С. Е. Принципы права: Вопросы теории и методологии: дис... канд. юрид. наук. -Кострома. 2001. - 168 с.

21. Чукин, С. Г. Философия : учебник для высших военно-учебных заведений МВД России. - М., 2012. - 530 с.

Literature

1. Abramov, N. Slovar russkih sinonimov i shodnyh po smyslu vyrazhenij. - M.: Russkie slovari, 1999. - 528 s.

2. Aristotel'. Jetika. - SPb. 1884.

3. Asmus, V. F. Antichnaja filosofija. Ucheb. posobie. - Izd. 3-e, dop. - M.: Vysshaja shkola, 2005. - 406 s.

4. Bjekon, F. O principah i nachalah. - M. 1937.

5. Vsemirnaja jenciklopedija: filosofija // Glavn. nauchn. red. i sost. A.A. Gricanov. - M.: AST, Mn.: Harvest, - Sovremennyj literator, 2001. - l3l2 s.

6. Demin, V. N. Princip kak forma nauchnogo poznanija. - M.: Izd-vo Moskovskogo un-ta. 1976. - 44 s.

7. Drobjazko, S. G., Kozlov, V. S. Obshhaja teorija prava. Obshhaja teorija prava: uchebnoe posobie dlja vuzov / S.G. Drobjazko, V.S. Kozlov. - 2-e izd., ispravl. i dop. - Minsk: Amalfeja. 2007. - 480 s.

8. Kant, I. Sochinenija v 6 tomah. T. 4. 1965. - M. Izd-vo Mysl'. - 544 s.

9. Kasavin, I. T. Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki. - M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitacija». 2009. -1248 s.

10. Keshikova, N.V. Filosofskoe obosnovanie poznanija principov porjadka formirovanija gosudarstvennyh organov // Izvestija IGJeA. 2012. № 4 (84). S. 125-131.

11. Motroshilova, N. V. Istorija filosofii: Zapad-Rossija-Vostok (kniga pervaja: Filosofija drevnosti i srednevekov'ja). 3-e izd. - M., 2000. - 480 s.

12. Pedagogika: Uchebnik / L. P. Krivshenko, M. E. Vajndorf-Sysoeva i dr.; Pod red. L. P. Krivshenko. - M.: TK Velbi. Izd-vo Prospekt. - 2004. - 432 s.

13. Principy prava: Materialy vserossijskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. - SPb. 2007. - 483 s.

14. Sichivica, O. M. Metody i formy nauchnogo poznanija. - M. Vysshaja shkola. 1972. - 95 s.

15. Snesar, V. I. Rol'principov v poznanii: filosofsko-metodologicheskie aspekty. - Saratov. 1985. - 180 s.

16. Solomonova, L. A. Principy edinstva i razvitija v nauchnom poznanii // Nauchnoe znanie: urovni, metody, formy / Pod red. T.K. Nikol'skoj. - Saratov. 1986. S. 81-87.

17. Trubeckoj, S. N. Kurs istorii drevnej filosofii. — M.: Russkij dvor. 1997. - 576 s.

18. Filosofskij slovar'. Pod red. Frolova I.T. - M.: Respublika, 2001. - 719 s.

19. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. Gl. red. Il'ichev L.F., Fedoseev P.N. i dr. - M.: Sovetskaja jenciklopedija. 1989. - 836 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Frolov S. E. Principy prava: Voprosy teorii i metodologii: dis... kand. jurid. nauk. - Kostroma. 2001. - 168 s.

21. Chukin, S. G. Filosofija. Uchebnik dlja vysshih voenno-uchebnyh zavedenij MVD Rossii. - M. 2012. - 530 s.

УДК 340.11 В.В.Балахонский*

Проблема теоретико-правового осмысления соотношения понятий «право» и «правонарушение»

Статья посвящена изучению проблемы философско-правового осмысления соотношения понятий «право» и «правонарушение». Рассматривается различие юридического и философско-правового подходов к его интерпретации. Обосновывается позиция, по которой под преступлением, в широком смысле этого слова, понимается любая форма нарушения права как со стороны его смысла, так и конкретных норм.

Ключевые слова: право, преступление, правовая норма, правовые оценки, правонарушение, легитимация.

V.V. Balakhonsky*. The problem of the theoretical-legal comprehension of the relationship of concepts "the right" and "the offense". The Article is dedicated to the study of the problem of the philosophical-legal comprehension of the relationship of concepts "the right" and "the offense". The difference in the juridical and philosophical-legal approaches to its interpetation is examined. The position according to which the offense, in the broad sense of this word, is understood as any form of violation of right both from the point of view of its sense and concrete norms is substantiated.

Keywords: right, crime, lawful standard, lawful estimations, offense, legitimation.

* Балахонский, Виталий Витальевич, начальник кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.

* Balakhonsky, Vitaliy Vitalevich, the deserved worker of higher school RF, the chief of the department of philosophy and sociology of the St. Petersburg University MVD of Russia, the doctor of the philosophical sciences, the professor. Address: Russia, 198206, Saint Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: spbumvd@smtr.ru.

© Балахонский В.В., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.