REFERENCES
1. Babushkin, G.D. (2006), Psychological maintenance of sports activity: monograph, Omsk, Russian Federation.
2. Grigorovich, I.N. (1985), Effectiveness improvement of sport activity of basketball players with due account of individual and typological differences: thesis, candidate of pedagogic sciences: dissertation, Omsk, Russian Federation.
3. Ivoilov, A.V. (1986), Interference resistance of athlete’s movements, publishing house “F&S” Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: mariasolf35@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.08.2014.
УДК 159.99
ТЕОРЕТИКО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «НАСИЛИЕ» В КОНТЕКСТЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Марина Сергеевна Потарыкина, адъюнкт,
Санкт-Петербургский университет МВД России (СПб УМВД РФ)
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «насилие», существующие в отечественной и зарубежной литературе и принятые в современных психологокриминологических исследованиях. Сделан акцент на противоречиях, которые существуют при рассмотрении данного феномена. Обозначена необходимость уточнения понятия и развития исследований агрессии и склонности к насильственному поведению для объяснения противоправного поведения сотрудников полиции, выражающегося в неправомерном применении насилия и превышении служебных полномочий. Предложен подход для исследования агрессии и насилия с позиции динамической психиатрии и Я - структурной личности Г. Аммона.
Ключевые слова: насилие, агрессия, агрессивно-насильственное поведение, сотрудники правоохранительных органов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p155-160
THEORETICAL AND PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS OF THE NOTION “VIOLENCE” IN TERMS OF EMPLOYMENT ACTIVITIES OF A POLICE OFFICER
Marina Sergeevna Potarykina, the associate,
St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry
Annotation
The article looks at different approaches to the definition of the notion “violence” existing in Russian and foreign literature and accepted in contemporary psychological and criminological studies. The emphasis is laid on contradictions arising when considering the given phenomenon. The necessity to specify the notion and develop research of aggression and propensity towards violent behavior for explaining unlawful conduct of the police officers expressed in abuse of violence and power is identified. An approach to study of the aggression and violence from the point of view of the dynamic psychiatry and I -structural personality of G. Ammon is put forward.
Keywords: violence, aggression, aggressive and violent behavior, law enforcement officers.
Результаты внеочередной аттестации сотрудников ОВД, проведенной в 2011 году в соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» не оправдали в полной мере ожиданий граждан, связанных с прекращением противоправного поведения полицейских. Сохраняется тенденция роста случаев неправомерного применения насилия и превышения служебных полномочий полицейскими, что вызывает обостренную реакцию у населения - страх и недоверие со стороны общества. Подобные негативные факты дис-
кредитируют правоохранительные органы, бросают тень на всех сотрудников полиции, наносят болезненный удар по их авторитету, подрывают доверие граждан. Общество должно видеть в полицейских, прежде всего защитников и союзников.
Сохранение тенденций противоправного поведения сотрудников полиции подчиняется некоторым причинам, которые находятся в постоянном взаимодействии. Во-первых, состоянием развития общества, во-вторых - собственным законам профессиональной субкультуры сотрудника органов внутренних дел.
Современный этап развития общества обусловлен экономической, социальной и политической обстановкой в стране. В частности, развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства, но на сегодняшний день у граждан нет точного представления об идеальном полицейском, о значении и содержании понятий общественного порядка, правопорядка, общественной безопасности. Также важно учитывать, что полицейский является частью населения.
Профессиональная субкультура сотрудников полиции - это особая профессиональная группа со своим корпоративным сознанием, этикой и специфической ментальностью, а их работа является социальной деятельностью, особым видом социального управления. Специфика служебной деятельности сотрудников полиции состоит в непосредственной включенности в конфликтные отношения с одной стороны и несовершенстве законодательной базы с другой стороны. Так как полиция находится в зоне конфликта интересов, то действовать так, чтобы все были довольны ее деятельностью, объективно не получится никогда. Выход видится в том, чтобы сотрудник полиции всегда действовал по закону, не забывая при этом про интересы граждан. Но в настоящее время нет четкого указания на правоприменение такого инструмента полицейского как агрессия и насилие, отсутствует конкретное законодательное определение понятия насилия. Формулировка понятий имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, так как она способствует разработке эффективного психодиагностического концепта, для выявления психологических характеристик агрессии и склонности к насильственному поведению сотрудников полиции.
Возникает вопрос - а что же такое «насилие»? Это понятие многогранно и охватывает огромный спектр поведенческих реакций. Среди психологов и специалистов нет пока четкой позиции в определении и разграничении понятий "агрессия" и "насилие", так как эти термины подразумевают большое разнообразие действий, а формулировки точных и исчерпывающих определений вышеупомянутых феноменов вызывают большие затруднения. В общественных науках и в науках о поведении термин агрессия часто рассматривается как синоним понятия насилие, а насилие — как одно из проявлений агрессии.
В отечественной юридической психологии работы в этой области велись Ю.М. Антоняном, В.Л. Васильевым, М.И. Еникеевым, С.Н. Ениколоповым, Г.Х. Ефремовой, А.Р. Ратиновым, В.В. Романовым, Ф.С. Сафуановым, Ю.В. Чуфаровским и многими другими специалистами.
Общепризнанного определения насилия до сих пор не выработано. Вокруг данного феномена человеческой жизни существует огромное количество противоречивых суждений.
Термин «violence» в английском языке заимствован из латинского языка (от лат.: violentus - злобность, беспощадность, свирепость, жестокость). Согласно большому русско-французскому словарю, насилие - принуждение. Современный русский литературный язык определяет насилие как применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие, притеснение, беззаконие.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения насилие - преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом ко-
торого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
По мнению Смирновой С.В., насилие является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия [6].
Зрелов А.П. выделяет понятие насилие в общелитературном значении и применительно к криминальной проблематике. Так, в общелитературном значении насилие может рассматриваться как особый вид воздействия и как особая разновидность состояния или некое явление. С точки зрения уголовного права насилие рассматривается лишь в качестве комплексного названия некоей совокупности преступных посягательств: "преступления против жизни, здоровья и свободы личности". С точки зрения криминологической и криминалистической наук насилие может быть охарактеризовано как разновидность противоправного воздействия [2].
Мы видим, что в основном авторами приводятся определения насилия в общепринятом смысле, содержание понятия насилия как уголовно-правовой категории не раскрывается. Вместе с тем сфера применения насилия довольно широка и многообразна. Не случайно в специальной литературе выделяются такие понятия, как "физическое", "психическое", "инструментальное", "интеллектуальное", "бытовое", "семейное", "нравственное", "вооруженное", "политическое", "имущественное", "воспитательное" насилие, "насилие - самоцель" и т.д. [3].
В отдельных составах преступлений насилие выражается в таких терминах как «причинение смерти» (ст.105-108 УК РФ), «причинение вреда здоровью» (ст.111-115 УК РФ), «нанесение побоев» (ст.116 УК РФ), «истязание» (ст117 УК РФ), «применение пытки» (п.4 ч.2 ст. 117 УК РФ), «нападение» (ст.162 УК РФ), «посягательство на жизнь» (ст.317 УК РФ) и т.д. То есть конкретного законодательного определения понятия насилия не существует, что ведет к различному толкованию понятий «насилие», «насильственное преступление».
Итак, существует большое число определений насилия, но практически во всех этих определениях под насилием понимают применение силы, приводящее к ущербу, наносимому основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающему уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможен. Угроза насилия также является насилием [1]. Радостева Ю.В. понимает под уголовно-правовым насилием умышленное общественно опасное противоправное воздействие на организм или психику человека, осуществляемое против или помимо его воли. С одной стороны, насилие не может быть благом, так как оно по своей субъективной сути является понятием отрицательным, приводящим к разрушениям, страданиям (физическим и психологическим) и лишениям, что никак не может быть расценено как положительное явление [8]. С другой стороны, рассматривая насилие в контексте служебной деятельности сотрудника полиции, когда он защищает гражданина от преступных посягательств третьих лиц, умышленно и в рамках закона «О полиции» причиняет вред злоумышленнику, можно говорить о положительном понимании насилия. Человек в форме, который выходит на службу, в первую очередь должен обеспечить общественный порядок. И если есть лица, которые пытаются дестабилизировать общественный порядок, то главная задача полицейского - пресечь подобные нарушения общественного порядка, дабы это не повлекло за собой нарушение прав и свобод других граждан.
Применяя физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, сотрудники полиции руководствуются положениями ряда нормативных правовых актов, центральное место среди которых занимают Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-
ФЗ "О полиции" [7] и Уголовный кодекс Российской Федерации. Кроме того, важным условием правомерности применения силы является ее соразмерность конкретному противоправному поведению. Применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия - инструментарий, который предоставляется для решения возложенных на него задач.
Таким образом, насилие в контексте служебной деятельности сотрудника полиции
- это легитимное проявление формы активности сотрудника полиции, опосредованное нормами права и целями защиты, безопасности граждан. Открытым остается вопрос -где же граница правомерности применения насилия сотрудником полиции?
Понятие легитимности имеет столь же неоднозначное толкование в юридической науке, как и понятие насилия. Процесс легитимности не трактуется однонаправленно, а предполагает некое партнерство государственных институтов и гражданского общества. Так, Мостовюк М. А. рассматривает в качестве исходной основы концепта легитимности понятия авторитета и доверия, то есть признание и поддержка большинством населения данной власти, ее права управлять, а не просто навязывать свою волю [5]. Шаранов Ю.А. отметил, что работа сотрудника органов внутренних дел трудна и неблагодарна. Даже правомерные действия полиции вызывают протест и раздражение граждан. Применение насилия сотрудниками при выполнении служебной деятельности влияет на имидж полиции в целом. Исходя из того, что имидж сотрудников полиции - это то, как они выглядят в глазах людей, или каково о них мнение людей, то можно сказать, что любой отрицательный опыт может закрепиться в сознании людей, вызывая повторяющееся отрицание и устойчивое недоверие.
Наиболее перспективным представляется изучение проблемы неправомерного применения насилия и превышения служебных полномочий сотрудниками полиции через призму психодиагностики, так как анализ подобного поведения сотрудников полиции позволит определить психологические характеристики агрессии и склонности к насильственному поведению и сформировать направления по его минимизации, что будет способствовать формированию позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел.
Планируется проведение исследования по выявлению психологических особенностей личности лиц, склонных к агрессии и насильственному поведению на основе психодинамически ориентированного личностного опросника ПОЛО «Ресурс» [9], обладающему преимуществами перед другими методиками. Так, для диагностики агрессии могут использоваться различные методики: опросник для измерения факторов агрессии - FAF (Hampel R., Selg H., 1975), Карточный фрустрационный тест - Picture-Frustration - Test PFT (Rosenzweig S., 1957), Миннесотский многопрофильный личностный опросник -MMPI (Hathaway S. R., McKinley I. С, 1951), опросник эмоциональности — EMI (Ullrich R., 1977) и другие, но ни одна из перечисленных методик не основана на какой-либо определенной теории личности (агрессии «обучаются» (FAF), она возникает как реакция на фрустрацию (PFT) или предопределена инстинктами - Гессенский тест (GT). Также, для большинства известных тестов характерно понимание агрессии как чего-то разрушительного, то есть они измеряют лишь деструктивную агрессию. Предлагаемый нами психодинамически ориентированный личностный опросник ПОЛО «Ресурс» основан на теории личности G. Ammon, в которой ее развитие формулируется как структурирование первичных, центральных и вторичных функций «Я». В этой связи изначально конструктивная Я-функция агрессии благодаря опыту патологических или недостаточно интенсивных межличностных отношений может принять деструктивный или дефицитарный характер, то есть измеряется Я-функция агрессии в ее конструктивном, деструктивном или дефицитном выражении [4].
Мы полагаем, что сотрудники, склонные к агрессии и насильственному поведению и законопослушные, социально адаптированные к служебной деятельности сотрудники полиции имеют различные психологические характеристики, в том числе на уровне
неосознаваемых Я-структурных компонентов личности.
На наш взгляд, изучение и выявление именно глубинных психодинамических личностных характеристик сотрудников ОВД, склонных к агрессии и насильственному поведению, а также создание валидного психодиагностического инструментария для их выявления, может создать необходимые условия для эффективной психопрофилактики этого общественно опасного явления, что будет способствовать укреплению имиджа сотрудника полиции. При этом отсутствие конкретного законодательного определения понятия насилия мешает разработке более эффективного психодиагностического концепта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. - 2QQ1. - № 1. - С. 6Q-72.
2. Зрелов, А.П. Особенности современного толкования понятия "насилие" в криминалистике и в российском уголовном нраве / А.П. Зрелов // Право и политика. - 2003. - № 7.
- С. 24-ЗЗ.
3. Иванова, В.В. Преступное насилие : учебное пособие для вузов / В.В. Иванова ; Юрид. ин-т МВД Рос. Федерации. - М. : Книжный мир, 2QQ2. - 8З с.
4. Кабанов, М.М. Очерки динамической психиатрии : транскультуральное исследование / М.М. Кабанов, Н.Г. Незнанов. - СПб. : Изд-во Института им. В.М. Бехтерева, 2003. - 4З8 с.
5. Мостовюк, М.А. Легитимность государственного насилия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Мотовюк М.А. - М., 2006. - 21 с.
6. Смирнова, С. В. Социально-психологическая профилактика молодежной криминальной агрессивности : автореф. дис. ... канд. нсихол. наук / Смирнова С.В. - М., 2006. - 21 с.
7. Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О полиции» // Российская газета. - 2011. - Федеральный выпуск № 5401 от 08.02.2011.
8. Шагако, Д.С. Агрессия и насилие в контексте социальных взаимодействий
[Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2Q1Q. Вып. № 1. - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-i-nasilie-v-kontekste-sotsialnyh-vzaimodeystviy#ixzz3BOQNPki7//URL: http://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-i-nasilie-v-kontekste-
sotsialnyh-vzaimodeystviy#ixzz2w9w6CYGt. - Дата обращения 16.0З.2014.
9. Шаповал, В.А. Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию / В.А. Шаповал // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2QQ9. - № З (4З). - С. 2З2-24б.
REFERENCES
1. Enikolopov, S.N. (2001), “The notion of aggression in modern psycology”, Applied Psychology, No. 1, pp. 60-72.
2. 2. Zrelov, A.P. (200З), “Peculiarities of modern interpretation of the notion “violence” in criminal science and in Russian criminal law”, Law and Politics, No. 7, pp. 24-ЗЗ.
3. Ivanova, V.V., (2002), “Criminal violence”, available at:
http://www.adhdportal.com/book_1657.html.
4. Kabanov, M.M. and Neznanov, N.G. (200З), Essays on dynamic psychiatry. Transcultural research, Saint Petersburg: Bekhterev Institute, St. Petersburg.
5. Mostovyuk, M.A. (2006), Legitimacy of state violence, dissertation, Moscow.
6. Smirnova, S.V. (2006), Social and psychological preventive treatment of criminal aggression among young people, dissertation, Moscow.
7. Federal Law of the Russian Federation as of February 07, 2011 No. З-ФЗ (as revised on 21.11.2011) “About police”, Rossiyskaya Gazeta, Federal issue No. 5401 as of 08.02.2011.
8. Shagako, D.S. (2010), “Aggression and violence in terms of social interactions”, Messenger of the Adygei state university. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural science, Issue No. 1, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-i-nasilie-v-kontekste-sotsialnyh-vzaimodeystviy#ixzz2w9w6CYGt
9. Shapoval, V.A. (2009), “Psychological health of officers of internal affairs bodies as a research subject of official psychologists: new approaches to evaluation and forecasting”, Bulletin of Saint
Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Vol. 43, No. 3, pp. 232-246.
Контактная информация: viktomars@gmail.com
Статья поступила в редакцию 09.08.2014.
УДК 796.012.68
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-
ПЕРВОКУРСНИКОВ
Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Павлович Румянцев, доцент,
Светлана Георгиевна Растопчина, доцент,
Государственный университет управления (ГУУ), г. Москва
Аннотация
Студенты-первокурсники на занятиях по общей физической подготовке, с различной спортивной направленностью, овладевают в большей или меньшей степени основами техники в избранном виде спорта. В статье предлагается к рассмотрению вопрос о том, как снизить напряженность процесса адаптации с помощью улучшения динамики взаимодействия показателей функционально-двигательной подготовленности. Необходимость разработки экспериментальной методики подтверждается анализом специальной литературы и педагогическими наблюдениями для выявления факторов низкой степени развития дыхательной функции, оказывающей влияние на повышенную утомляемость при низкой степени расхода калорий. Предполагаемый вклад в концепцию норм двигательной активности состоит в расширении наших знаний в вопросах: формирования двигательных навыков на основе функциональной готовности и отражаемой динамике энерготрат, а также адаптивных возможностей юношей и девушек, способствующих улучшению показателей их двигательного потенциала.
Ключевые слова: двигательная и функциональная готовность, аэробная выносливость, возможности системы энергообеспечения организма, адаптация к выполняемой нагрузке.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p160-163
IMPACT OF THE PARAMETERS OF FUNCTIONAL READINESS ON INDICATORS OF THE PHYSICAL ACTIVITY OF THE FIRST-YEAR STUDENTS
Dmitriy Aleksandrovich Rayevskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeriy Pavlovich Rumyantsev, the senior lecturer,
Svetlana Georgiyevna Rastopchina, the senior lecturer,
State University of Management, Moscow
Annotation
First-year students attending the general physical education classes, oriented at different sports, master the basic techniques, to a greater or less extent, in the type of sports they have selected. The article proposes the considering of issue related to increasing the intensity of the process of adaptation with the help of improvement of dynamics regarding interconnection of indications of the functional and motor fitness. Necessity in development of the experimental methods is confirmed with the analysis of the special literature and pedagogic supervision for revealing the factors of low-level development of the respiratory function, influencing on the increase in fatigability at low level of calories expenditure. The presumed contribution to the concept of the physical activity standards consists in expanding our knowledge in the following areas: developing motor skills on the basis of function readiness and corresponding dynamics of the energy expenditure as well as young men and women’s adaptive capabilities which contribute to improvement of performance of their physical potential.
Keywords: motor and function readiness, aerobic endurance, capabilities of the system of body power generation, economizing muscular expenditure.