Искусство общения, работа с людьми, воздействие на них во многом определяют профессиональное мастерство сотрудника полиции. Психологически грамотное общение с каждым человеком, реализация индивидуального подхода обусловливают не только результативность служебной деятельности, но и влияют на имидж сотрудника полиции. На современном этапе создание нового позитивного имиджа полицейского и повышение его профессионального мастерства являются наиболее актуальными проблемами. Один из путей их решения - формирование психологической компетентности сотрудников.
Компетентность формируется в деятельности, служит условием эффективного выполнения и является ее результатом. Характер осуществляемой человеком деятельности определяет специфику формирования и проявления психологической компетентности. В частности, напряженный и зачастую экстремальный характер деятельности работников правоохранительной системы, с одной стороны, требует высокого уровня развития психологической компетентности, а с другой - осложняет данный процесс. Поэтому возникает необходимость теоретического и практического изучения структуры и особенностей формирования психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел.
Компетентность в широком смысле трактуется как высокий уровень обученности субъекта адекватным социальным и индивидуальным формам активности, что позволяет человеку в рамках своих способностей и социального статуса успешно и эффективно функционировать в данном обществе (А.Г. Асмолов, Н.П. Гранина, А.К. Маркова, Е.А. Климов, Н.Е. Вегерчук, О.О. Бандура, А. Либин, Р. Уильямс, Ю. Мель, Дж. Равен). Анализируя различные определения профессиональной компетентности, можно прийти к выводу о том, что это одна из главных характеристик личности, обладатель которой способен добиваться высоких профессиональных результатов.
В настоящее время акцент в изучении психологической компетентности делается на ее роли в продвижении человека в процессе профессиогенеза к «акме», компетентность рассматривается как показатель его личностной социальной и профессиональной зрелости.
По мнению Т.Н. Щербаковой, функционирование психологической компетентности имеет своей задачей обеспечение высокой продуктивности деятельности за счет использования психологически целесообразных стратегий и техник решения профессиональных проблем. В связи с этим функциональное назначение психологической компетентности субъекта профессиональной деятельности следует рассматривать не столько с точки зрения повышения адаптации человека к профессиональной реальности, сколько в плане профессионального развития и возможностей достижения акме [3, с. 503-508].
Основываясь на данном подходе, мы предлагаем остановиться на следующей формулировке: психологическая компетентность - показатель личностной и профессиональной зрелости личности, заключающийся в обладании системой психологических знаний в области человеческих взаимоотношений, во владении навыками и умениями организации продуктивного взаимодействия с людьми, а также в наличии системы личностных качеств, позволяющих управлять своим психическим состоянием и осваивать приемы психической саморегуляции в критических и стрессовых ситуациях.
Анализ литературы по данной проблеме позволяет предложить следующий взгляд на структуру психологической компетентности сотрудника правоохранительных органов. Значимыми компонентами психологической компетентности специалиста правоохранительной системы являются:
1. Подструктура знаниевая: система психологических знаний, содержащая сведения из области психологии личности, индивидуальных различий, психодиагностики, межличностных отношений, конфликтологии.
2. Подструктура психологических умений и навыков, охватывающая: аналитико-психологические умения, тактико-психологические навыки и умения, технико-психологические навыки и умения.
3. Подструктура психологически важных для деятельности сотрудника правоохранительной системы личностных качеств, включающая в себя значительный уровень развития когнитивной сферы, нервно-психическую устойчивость, высокий уровень профессиональной адаптации, развитые коммуникативные и организаторские способности.
4. Подструктура аутокомпетентности, объединяющая такие качества, как рефлексивность, эмпатийность, владение механизмами психической саморегуляции, контроля своего социального поведения, навыки постановки целей и мотивации деятельности, стремление к профессиональному
росту, приемы самодиагностики, самокоррекции, саморазвития, способы и приемы психологической поддержки.
Эмпирическое исследование, направленное на изучение структуры, содержания и степени сформированности психологической компетентности практических работников органов внутренних дел, проводилось в Ростовском юридическом институте МВД России. Слушателей заочной формы обучения института попросили ответить на вопросы анкеты. Всего в исследовании приняло участие 94 человека. Все респонденты были разделены на три группы по стажу работы в органах внутренних дел: до 5 лет; от 5 до 10 лет, более 10 лет. Такая градация позволяет проследить зависимость уровня сформированности психологической компетентности от практического опыта работы.
В предложенной слушателям анкете содержится 24 вопроса, относящихся ко всем выделенным выше подструктурам психологической компетентности. Анализ результатов производился отдельно по каждой из подструктур.
Проведенное эмпирическое исследование психологической компетентности сотрудников правоохранительной системы позволяет сделать следующие выводы. Во всех выделенных четырех подструктурах психологической компетентности имеются слабые места, на которые следует обратить внимание при планировании теоретической и профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД.
Анализируя ответы на вопросы, касающиеся знаниевой компоненты психологической компетентности сотрудников, можно отметить следующие интересные факты. Подавляющее большинство сотрудников отмечают роль и значение психологических знаний в выполнении профессиональной деятельности и в личной жизни. Почти половина сотрудников знакомятся с психологией как наукой и учебной дисциплиной впервые, испытывают дефицит психологических знаний, 82 % сотрудников сталкиваются с психологическими проблемами на работе, что демонстрирует понимание сотрудниками важности психологической подготовки для повышения уровня своего профессионального мастерства.
В то же время эти данные входят в противоречие с тем, что большинство сотрудников (особенно с опытом работы от 5 до 10 лет) считают более важным для успешности деятельности приобретение практического опыта, чем теоретических знаний. Сотрудники всех трех категорий полагают, что именно практический опыт определяет успешность деятельности сотрудника в конкретном подразделении. Именно на это противоречие указывает в своей работе А.М. Столяренко, когда ведет речь о значении профессионально-психологической подготовки сотрудников: «Экспериментами установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс правильно поставленной профессионально-психологической подготовки, за 4-6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без этого стихийно, постепенно, путем проб и ошибок, на основе положительных и горьких уроков правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8-10 лет» [2].
Таким образом, в знаниевой подструктуре психологической компетентности отмечается дефицит психологических знаний, неудовлетворен интерес слушателей по отдельным, практикоориентированным темам психологии, мало практических видов занятий в планах психологической подготовки и как следствие этого - наличие психологических проблем в деятельности сотрудников. Отмечая, что уровень теоретической подготовки по психологии является достаточным, слушатели, тем не менее, демонстрируют неспособность применения этих знаний в практике служебной деятельности и личной жизни. Знания являются несистемными, плохо связаны в сознании сотрудников с их повседневной жизнедеятельностью и не образуют вследствие этого базу психологически-конструктивных профессиональных решений.
В подструктуре навыков и умений наблюдаются проблемы в формировании навыков установления и поддержания психологического контакта с гражданами и коллегами, отсутствует понимание необходимости установления контакта с людьми разного образовательного, морального и культурного уровней. Существуют трудности в организации взаимоотношений сотрудников с гражданами. Нуждаются в развитии навыки эмоционального реагирования и саморегуляции в экстремальных и неприятных ситуациях. Отдельные навыки обнаруживают достаточно высокий уровень развития (например, навыки адаптации к новым людям, сохранения спокойствия в экстремальной ситуации), однако в целом по ответам можно судить о том, что далеко не всегда
происходит трансформация имеющихся у них психологических навыков и умений в способы осуществления профессиональной деятельности.
Значительное отставание от необходимого уровня обнаруживает подструктура профессионально важных личностных качеств.
В рамках этой подструктуры исследовалось мнение практиков по поводу того, какие качества должны быть присущи современному сотруднику органов внутренних дел и какими качествами обладает каждый из них. Результаты ответов на этот вопрос удобно представить в виде диаграммы. Ряд 1 на этой диаграмме представляет собой выраженность каждого из 16 личностных качеств у отвечающего, а ряд 2 - тот уровень его развития, который, по мнению отвечающего, должен быть присущ профессиональному сотруднику ОВД.
Отвечающим был предложен следующий список качеств:
1. Дисциплинированность, ответственность за дело, старательность.
2. Инициативность.
3. Образованность, культура, тяга к знаниям.
4. Высокая квалификация.
5. Уважение людей.
6. Общительность.
7. Бесконфликтность.
8. Умение отстаивать свои убеждения.
9. Трудолюбие, настойчивость.
10. Умение ладить с сотрудниками.
11. Низкий уровень образования и культуры.
12. Эгоизм, равнодушие к окружающим.
13. Грубость, бестактность.
14. Конфликтность.
15. Стремление к привилегиям, карьеризм.
16. Боязнь ошибиться, не выполнить указания вышестоящего начальства.
Результаты опроса всех трех групп сотрудников были сведены в диаграмму, которая приобрела следующий вид:
Из диаграммы видно, что не достигают необходимого уровня такие качества, как дисциплинированность, ответственность за дело, старательность; инициативность; образованность, культура, тяга к знаниям; уровень профессиональной квалификации; уровень уважения со стороны людей; умение отстаивать свои убеждения; трудолюбие, настойчивость; умение ладить с сотрудниками. В то же время у сотрудников имеются такие отрицательные качества, как конфликтность; эгоизм, равнодушие к окружающим; низкий уровень образования и культуры; грубость, бестактность; стремление к привилегиям, карьеризм; боязнь ошибиться, не выполнить указания вышестоящего начальства.
В когнитивной сфере сотрудники больше опираются на такие познавательные психические процессы, как воображение, восприятие и память, но недостаточно эффективно используют логическое мышление и внимание, наблюдательность.
Имеются недостатки и в уровне развития подструктуры аутокомпетентности. Здесь недостаточный уровень развития демонстрируют субъективное отношение к профессии, выражающееся в разочаровании в профессии, специальности, равнодушие к деятельности, неудовлетворенность ею. Следствием этого являются проблемы с самомотивированием, заключающиеся в неправильном выборе приоритетов в процессе профессионального роста, планировании жизненных событий, затруднении в актуализации личных ресурсов, выработке индивидуальных приемов саморегуляции и самоконтроля, особенно в экстремальных ситуациях деятельности, а также трудностях в создании индивидуальных приемов психологической поддержки.
Основываясь на описанных направлениях и исходя из результатов предпринятого теоретикоэмпирического исследования предлагаем следующие направления повышения психологической компетентности сотрудников правоохранительной системы, перечень которых продиктован логикой представленной в работе структуры психологической компетентности.
Во-первых, в дополнение к имеющимся сегодня в учебном плане подготовки специалистов правоохранительной деятельности учебным курсам «Психология», «Юридическая психология» и «Психология общения» целесообразно добавить интегративные спецкурсы. Такие спецкурсы позволяют объединить в теоретическом и дидактическом аспекте практически значимый материал психологических и специальных учебных дисциплин. В основу таких тематических спецкурсов могут быть, например, положены: проблема планирования расследования, проблема взаимодействия участников расследования, проблема преодоления противодействия расследованию и др. [1].
Во-вторых, повышение уровня и качества общетеоретической подготовки в области психологии можно осуществить в форме программы психологической подготовки, включающей в себя сведения, относящиеся к различным областям психологической науки и объединенные логикой подготовки сотрудника ОВД к психологически грамотному взаимодействию с собой и социальным миром в процессе осуществления профессиональной деятельности. Такая подготовка, по нашему мнению, должна включать в себя сведения, детально информирующие сотрудника по тем проблемным вопросам психологии, которые достаточно подробно не разбираются в рамках изучения психологических дисциплин во время обучения в вузе МВД, но представляют значительный интерес и имеют практическую значимость для работника правоохранительной системы.
В-третьих, с курсантами, слушателями и практическими работниками должна проводиться практическая психологическая работа, заключающаяся в прохождении тренинга, программа которого составлена в соответствии с выделенной структурой психологической компетентности.
Эта программа состоит из двух разделов. Первый раздел представляет собой тренинговую программу формирования умений, навыков и профессионально важных качеств личности сотрудников ОВД. Второй раздел представляет собой тренинговые методы развития аутокомпетентности и направлен на выработку умений, связанных с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. В этот раздел входят программы выработки навыков саморегуляции с помощью методов нервно-мышечной релаксации, идеомоторной тренировки, сенсорной репродукции, аутотренинга.
Такой комплексный подход к формированию психологической компетентности позволит решить задачу качественной подготовки сотрудников к выполнению своей профессиональной деятельности,
создания условий для самореализации личности в профессии и предотвращения профессиональной деформации личности сотрудников.
Литература
1. Полтавцева Л.И. Интеграция достижений психологии в криминалистику: Дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2003.
2. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М., 2001.
3. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя как расширение ресурсных возможностей личности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы I Международной научно-практической конференции. Кисловодск-Ставрополь-Москва: СевКавГТУ, 2006.