УДК 340.114 ББК Х08
DOI: 10.14529/law190209
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ЦЕННОСТИ ПРАВА И ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В НАУКЕ
Н. П. Герасимова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье проанализированы взгляды ученых на проблему осмысления ценности права и правовых принципов в российской юридической науке. В рамках проводимых рассуждений автором конкретизированы ценностные свойства права, правовые принципы, правовая значимость природы этих феноменов для переосмысления сущности права на современном этапе развития общества. Право и правовые принципы возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отражают результаты рационального осмысления закономерностей развития объективной действительности. В результате общественного развития юридическое мировоззрение и многовековой исторический опыт показывают, каким образом влияет право на эволюцию научных воззрений, отражаясь в фундаментальных идеях и идеалах.
Ключевые слова: ценность права, правовые принципы, юридическое мировоззрение, фундаментальные идеи и идеалы, объективная действительность, переосмысление правовых ценностей.
В условиях становления правового государства, подлинного процесса демократизации государственной и общественной жизни, утверждения основных институтов демократии важное значение приобретают формирование и закрепление юридического мышления, в том числе отдается приоритет правовой ценности права, его принципам, правовым идеям, при этом необходимо стремиться сохранить и развить то ценное, что было накоплено юридической наукой за многие годы.
В философской и юридической мысли сложились разные подходы к осмыслению ценности права. Вместе с тем юридическое мировоззрение подчеркивает необходимость и значение права вплоть до преувеличения его роли. Есть все основания полагать, что преувеличение ценности права нашло свое выражение в юридическом мировоззрении, в его крайнем проявлении - юридическом фетишизме, или романтизме. А также безразличное отношение к праву выразилось в юридическом нигилизме, который своими корнями уходит в глубокую древность. Конфуций и его представители в Китае отвергали значение права и отдавали предпочтение традициям и нравственностям. Примером крайнего нигилизма является анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин), которые считали право злом. Философ Н. А. Бердяев, нравственные христианские заповеди считал выше права. Т. Кельзен
отрицал возможность вообще какой-либо оценки права, как оказалось, нормативизм несовместим с пониманием неразрывной связи права с демократическими ценностями, и прежде всего правами и свободами человека и гражданина. Скептических взглядов в оценке права придерживались Л. Н. Толстой, А. И. Солженицын, противопоставляя праву добросовестность, добропорядочность, разумность и справедливость. С позиции Н. Неновски, «ценность всегда осмыслена, за порогом сознания она не существует. Право в своем аксиологическом измерении выступает не как носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественно-правового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.п.) форм долженствования и ценностных форм» [17, с. 178].
С. С. Алексеев дал оценку правовым ценностям. Это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся: конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей - безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантиро-ванность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов; фундаментальные прирожденные права человека,
основополагающие демократические правовые принципы; особые правовые средства и юридические механизмы (все то, что называется юридическим инструментом), обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т.д.» [1, с. 131].
Проблема научного изучения ценностной стороны права остается до конца нерешенной как с позиции реальной действительности конкретного общества, так и с точки зрения того или иного правового идеала. Исследованием ценностей занимается философская дисциплина - аксиология (в переводе с греческого axias - ценность и logos - слово, понятие). С развитием философской мысли стало возможным охарактеризовать значительную силу ценности права как регулятора в современных и высокозначимых категориях. Цель аксиологии - исследовать различия истинного и ложного в сфере познания, добра и зла в этической сфере, прекрасного и безобразного в сфере эстетики и т.д. С позиции Н. И. Лапина, «ценность - обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества» [11, с. 5]. В условиях цивилизации сила права с аксиологической точки зрения - это не только необходимость, не просто средство социального регулирования, но такое «средство», которое выступает как ценность, социальное благо [20, с. 37]. В научной литературе смысл понятия «ценность» обозначается как общие принципы целесообразной деятельности, отправляясь от которых человек приписывает тем или иным объектам практическую значимость, побуждающую его действовать вести себя определенным образом [9, с. 51-52].
Ценность не является предметом (материальным, духовным, природным, общественным), а предмет в его связи с человеком, с точки зрения его значимости для человека. «Ценность характеризуется известной диалектической двойственностью, что она есть равнодействующая субъекта и объекта» [17, с. 25].
По мнению В. Д. Перевалова, право обладает ценностью, и прежде всего «право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях; право обеспечивает свободу человека во всех сфе-
рах его жизнедеятельности; благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи; на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство» [19, с. 102].
На ценностные свойства права обратил внимание Н. М. Коркунов: «Но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое» [10, с. 7]. В этой связи В. С. Нерсесянц утверждает, что право - это высшая ценность, высшее благо, оно существует объективно, независимо от воли законодателя, это форма бытия свободы и т.д. [18, с. 70].
В юридической науке проблему ценности права детально разработал С. С. Алексеев, который подчеркнул: «Не менее существенно, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации и культуры, который не только призван реализовывать ряд основополагающих требований цивилизованного общества, но и вбирает в себя ценность цивилизации и культуры, более того, сам становится такой в высшей степени значимой ценностью [1, с. 224]. Он обосновал тезис о том, что право не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. По его мнению, право обладает социальной ценностью, инструментальной ценностью, собственной ценностью [1, с. 126].
Многовековой исторический опыт развития права доказывает, что экономическое, политическое, духовное состояние общества существенно влияет на формирование основополагающих идей, базовых положений, закрепляемых правом. Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального научного осмысления закономерностей развития объективной действительности. Современный этап развития общества характерен повышенным вниманием, связанным с переосмыслением российского права.
На ранних этапах развития человеческого общества равноправие, справедливость, гуманизм нельзя было назвать принципами права, так как законодательство того времени во многом выражало принцип сословного нерав-
ноправия, принцип ответственности без вины или за чужую вину, имели место членовредительство и жестокие наказания. Однако в результате общественного и правового развития идеи справедливости, гуманизма, законности, равноправия сформировались в процессе становления общества, государства и права.
Принципы права складывались в результате эволюции научных воззрений, а затем постепенно находили свое отражение в фундаментальных идеях и идеалах, сформулированных на основе научного и практического опыта. Выраженные в нормативно-правовых актах или в действующем законодательстве, либо в иных формах права, юридические идеи становятся принципами права. Система принципов права основывается на цивилизованности общества, действующем законодательстве, научном мировоззрении и правовой культуре общества.
С точки зрения ученых, в юридической литературе принципы права определяют как первооснову, руководящую идею [6, с. 141]; основополагающую идею [15, с. 73]; обобщенные нормы права [8, с. 50]; руководящие идеи относительно сущности целей права, порядка его практической реализации [5, с. 33]; отправные положения (идеи) [24, с. 124]; категорию правового сознания, воплощающегося в системе правовых норм [12, с. 23-24]; начала, отправные идеи, являющиеся однопорядковыми с сущностью права и т.д. [27, с. 111]. Следует выделить точку зрения М. И. Байтина: «Это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права» [3, с. 4]. «Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права» [6, с. 374]. Имеет смысл подчеркнуть, что принципы как основополагающие начала, положения лежат в основе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Дело в том, что проблемы расхождения в определениях правовых принципов обусловлены несколькими факторами. Во-первых, принцип - категория объективно-субъективная, ее определение зависит от научного правосознания, от направления научного ис-
следования. Во-вторых, принципы права формулировались в разные годы ХХ-ХХ1 вв., как известно, в последнее время в России происходит переосмысление понятий сущности и принципов права, содержание которых изменяется по мере изменения общества и научных мировоззрений. В-третьих, различные направления в понимании правовой ответственности предполагают и различное понимание ее принципов, их классификации и системы.
И. С. Самощенко и М. Х. Фарукшин отметили, что уяснение этих принципов важно для понимания сущности правовой ответственности, поскольку в совокупности они представляют собой ее обобщенную характеристику [22, с. 70].
В научной литературе высказываеися мнение, о том, что необходимо различать «правовые принципы» - как категорию, не закрепленную в законе, и «принципы права» -категорию, закрепленную в норме права, а всякий принцип права есть правовой принцип, но не всякий правовой принцип есть принцип права [4, с. 18-19]. В данном контексте понятие правовых принципов охватывает не только принципы права, а также и принципы более частных правовых явлений, например, принципы юридической ответственности, принципы юрисдикционных процессов и т.д. Разделяя мнение ученых, мы считаем, что попытка провести различия между понятиями «правовой принцип» и «принцип права» основывается на различении права и закона, а также по другим основаниям. Имеет смысл предположить, что «правовые принципы» характеризуют только начальную стадию формирования принципов правовой ответственности, поскольку существуют они лишь в виде определенных научных идей. А научные идеи формулируются в качестве суждений в правосознании законодателей и ученых, прежде чем получают закрепление в законодательстве. Если рассматривать принципы как идеи, закрепленные в действующем законодательстве, то нет никакой необходимости делить на «принципы права» и «правовые принципы». Природа принципов права носит императивный характер, она предписывает законодателю, правоприменителю единственно возможный вариант поведения, отступление от которого может влечь применение мер го-
сударственного принуждения. Это еще один аргумент в пользу отсутствия так называемых «правовых принципов», существующих только в виде научных идей, которые законодатель при установлении правовых норм может не принимать во внимание. Вполне допустимо, что данное деление принципов было актуальным в период демократических реформ и формирования в нашей стране естественно-правовой доктрины, которая трансформировалась в доктрину, основанную на единстве и взаимопроникновении естественного и позитивного права.
Последнее десятилетие в РФ ознаменовалось развитием естественно-правовой доктрины, признанием прав и свобод человека наивысшей ценностью, взаимопроникновением естественного и позитивного права, что и отражают принципы права.
Принципы права не могут быть только научной идеей или духовным положением, они должны быть закреплены в действующем законодательстве, как уже упоминалось выше, они выражают то главное, основное в праве, что должно быть ориентировано, устремлено на его развитие. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени [2, с. 24].
Касаясь принципов юридической ответственности, М. Б. Мироненко отмечает, что «принципы юридической ответственности -это отправные идеи, представляющие собой интеллектуальные духовные положения, характеризующие содержание, социальное назначение, функционирование и развитие юридической ответственности» [14, с. 6]. В научной литературе конкретный перечень принципов юридической ответственности не отличается большим разнообразием [23, с. 296, 297].
Выделяют такие принципы, как справедливость, гуманизм, законность, неотвратимость, индивидуализация, запрет удвоения ответственности за одно и то же правонарушение, а также обоснованность, целесообразность, которые свойственны всем видам правовой ответственности и принципам права.
«Ответственность есть мера свободы, справедливости, гуманизма. В этих качествах она наиболее тесно соприкасается с идеей естественного права, которое, как известно, рас-
сматривает нравственные принципы как постоянные и неизменные, категорические императивы, определяющие поведение человека», - отмечает А. Н. Медушевский [16, с. 68].
Принципы права обладают собственной природой, так как в них выражается сущность права, определяются тенденции развития системы норм и практики ее применения. «Принципы действующего права главным образом объективированы в многочисленных нормативно-правовых актах, функционирующих в тех или иных сферах общественных отношений. Поэтому принципы обладают всеми свойствами правовых норм и безусловно обязательны для участников регулируемых отношений» [25, с. 75]. Они складываются в общественном сознании людей под воздействием всей совокупности общественных отношений, свойственных определенной ступени исторического развития, и воплощаются в сознательной, волевой и целенаправленной деятельности человека. Основополагающие идеи, сформулированные наукой, принципы выступают как результат активного, творческого отношения человека к окружающей действительности. Однако не всякие руководящие идеи являются научными принципами, а только те, которые адекватно отражают объективные закономерности, тенденции исторического развития. Ф. Энгельс писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории» [13, с. 34]. Вместе с тем каждый из принципов имеет общественное происхождение, их источником является общество на определенном этапе своей цивилизации, и они могут оказывать собственное влияние на развитие права.
Подчеркивая важную роль принципов права в правотворчестве и правоприменении, советская правовая доктрина не признавала за ними статуса источника права в формальном смысле. Это объяснялось тем, что принципы права не имеют формы выражения, а обладают формой того акта, составной частью содержания которого они являются. Узконормативное понимание права отрицало саму возможность существования надпозитивных принципов права, которые были бы критерием легитимности законодательства и могли применяться судом при его пробельности. При аналогии права, то есть возможности рассмотрения дела исходя из общих начал и смысла законодательства, положение не менялось. Вполне допустимо, что в условиях
отождествления права и закона принципы права и смысл законодательства следовало выводить только из самого законодательства, а не из абстрактной «высшей идеи».
Определяя нормотворческую и правоприменительную деятельность, принципы права координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру, укрепляют систему права. «Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права» [9, с. 374]. Основополагающие начала, положения лежат в основе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
В современной юридической науке категория ценности раскрывается в сущности права, в основе которой лежат принципы, при этом ценность права, ценность принципов права понимается как способность данного социального института служить средством удовлетворения потребностей общества. «Право - это действительность, ценность, которая заключается в том, чтобы служить справедливости» [21, с. 45].
Принципы права выражают основные ценности, на которые ориентируется право:
- принцип закрепления и равной охраны собственности (государственной, муниципальной, частной);
- принцип демократизма, охватывающий институты представительной и непосредственной демократии;
- принцип юридического равенства (равенства всех перед законом и судом);
- принцип верховенства закона над другими нормативными актами;
- принцип верховенства международного права над внутригосударственным;
- принцип юридической ответственности за вину;
- принцип справедливости [26, с. 187].
Проблема научного изучения ценностей
стороны права остается нерешенной как с позиции реальной действительности конкретного государства, так и с точки зрения того или иного правового идеала.
Теоретическое осмысление природы ценности права и правовых принципов позволяет сформулировать сущность права и принципы, значимость которых предопределяет их реальную защиту с помощью особой системы гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Литература
1. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. - М., 1994. - 220 с.
2. Бабаев, В. К. Теория современного советского права / В. К. Бабаев. - Н. Новгород, 1991. - 156 с.
3. Байтин, М. И. О принципах и функциях права: новые моменты / М. И. Байтин // Правоведение. - 2000. - № 3. - С. 4-16.
4. Байтин, М. И. Понятие права и современность / М. И. Байтин // Вопросы теории государства и права. - 1998. - Вып. 1 (10). -С.18-19.
5. Беляев, Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации / Н. А. Беляев. - Л., 1986. - 176 с.
6. Галаган, И. А. Административная ответственность в СССР / И. А. Галаган. - Воронеж, 1970. - 251 с.
7. Головистикова, А. Н. Проблемы теории государства и права / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М., 2005. - 832 с.
8. Гордиенко, А. А. Сущность советского права и его роль в социалистическом обществе / А. А. Гордиенко. - Ташкент, 1967. - 147 с.
9. Давыдов, Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология / Ю. Н. Давыдов. - М., 1998. - 510 с.
10. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. - СПб., 1909. - 364 с.
11. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Академическая трибуна. - 1996. - № 5. - С. 3-20.
12. Лукашева, Е. А. Принципы социалистического права / Е. А. Лукашева // Советское государство и право. - 1976. - № 6. -С. 21-29.
13. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1961. - Т. 20. - 958 с.
14. Мироненко, М. Б. Принципы юридической ответственности в системе принципов права: дис. ... канд. юрид. наук / М. Б. Миро-ненко. - Саратов, 2001. - 239 с.
15. Мельникова, Ю. Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания / Ю. Б. Мельникова. - Красноярск, 1989. -120 с.
16. Медушевский, А. Н. История русской социологии / А. Н. Медушевский. - М., 1993. - 317 с.
17. Неновски, Н. Право и ценности / Н. Неновски. - М., 1987. - 248 с.
18. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. - М., 1998. - 652 с.
19. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В. Д. Перевалов. - М., 2013. - 428 с.
20. Покровский, И. А. Основные проблемы гражданского права / И. А. Покровский. -М., 1998. - 353 с.
21. Радбрух, Г. Философия права / Г. Рад-брух. - М.: Междунар. отношения, 2004. -240 с.
22. Самощенко, И. С. Ответственность по советскому законодательству / И. С. Само-щенко, М. Х. Фарукшин. - М., 1971. - 240 с.
23. Сырых, В. М. Теория государства и права / В. М. Сырых. - М., 1998. - 512 с.
24. Уржицкий, К. П. К вопросу о принципах правового регулирования общественных отношений / К. П. Уржицкий // Правоведение. - 1968. - № 3. - С. 123-126.
25. Цыбулевская, О. И. Значение общеправовых принципов для отраслевого законодательства / О. И. Цыбулевская // Вопросы теории государства и права: новые идеи и подходы: межвуз. сб. науч. ст. - Саратов, 2000. - Вып. 2 (11). - С. 75-80.
26. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права / А. Ф. Черданцев. - М., 2001. - 520 с.
27. Явич, Л. С. Общая теория права / Л. С. Явич. - Л., 1976. - 286 с.
Герасимова Нина Павловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск.
Статья поступила в редакцию 10 февраля 2019 г.
DOI: 10.14529/law190209
THEORETICAL UNDERSTANDING OF T HE NATURE VALUES OF LAW AND LEGAL PRINCIPLES OF SCIENCE
N. P. Gerasimova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article analyzes the views of scientists on the problem of understanding the value of law and legal principles in the Russian legal science. In the framework of the conducted arguments, the author concretizes the essential properties of law, legal principles, the legal significance of the nature of these phenomena to revise the essence of law at the present stage of development of society. Law and legal principles arise in the presence of appropriate objective conditions, have a historical character or reflect the results of rational understanding of the laws of development of the objective reality. As a result of social development, legal worldview and centuries-old historical experience show how the right to the evolution of scientific views, reflected in the fundamental ideas and ideals.
Keywords: value of law, legal principles, legal worldview, fundamental ideas and ideals, objective reality, revising legal values.
References
1. Alekseyev S. S. Teoriyaprava [Theory of law]. Moscow, 1994, 220 p.
2. Babayev V. K. Teoriya sovremennogo sovetskogo prava [Theory of modern Soviet law]. N. Novgorod, 1991, 156 p.
3. Baytin M. I. [On the principles and functions of law: new aspects]. Pravovedeniye [Jurisprudence], 2000, no. 3, pp. 4-16. (in Russ.)
4. Baytin M. I. [The concept of law and modernity]. Voprosy teorii gosudarstva iprava [Questions of theory of state and law], 1998, Vyp. 1(10), pp. 18-19. (in Russ.)
5. Belyayev N. A. Ugolovno-pravovaya politika i puti eye realizatsii [Criminal law policy and ways of its implementation]. L., 1986, 176 p.
6. Galagan I. A. Administrativnaya otvetstvennost' v SSSR [Administrative responsibility in the USSR]. Voronezh, 1970, 251 p.
7. Golovistikova A. N., Dmitriyev YU. A. Problemy teorii gosudarstva i prava [Administrative responsibility in the USSR]. Moscow, 2005, 832 p.
8. Gordiyenko A. A. Sushchnost' sovetskogo prava i ego rol' v sotsialisticheskom obshchestve [The essence of Soviet law and its role in socialist society]. Tashkent, 1967, 147 p.
9. Davydov YU. N. Maks Veber i sovremennaya teoreticheskaya sotsiologiya [Max Weber and contemporary theoretical sociology]. Moscow, 1998, 510 p.
10. Korkunov N. M. Lektsii po obshchey teorii prava [Lectures on General theory of law]. St. Petersburg, 1909, 364 p.
11. Lapin N. I. [Modernization of basic values of Russians]. Akademicheskaya tribuna [Academic tribune], 1996, no. 5, pp. 3-20. (in Russ.)
12. Lukasheva E. A. [Principles of socialist law]. Sovetskoye gosudarstvo ipravo [Soviet state and law], 1976, no. 6, pp. 21-29. (in Russ.)
13. Marks K., Engel's F. Sochineniya [Compositions]. Moscow, Vol. 20, 366 p.
14. Mironenko M. B. Printsipy yuridicheskoy otvetstvennosti v sisteme printsipov prava: dis. ... kand. yurid. nauk [Principles of legal liability in the system of principles of law. Diss. Kand. (Law)]. Saratov, 2001, 239 p.
15. Mel'nikova YU. B. Differentsiatsiya otvetstvennosti i individualizatsiya nakazaniya [Differentiation of liability and individualisation of punishment]. Krasnoyarsk, 1989, 120 p.
16. Medushevskiy A. N. Istoriya russkoy sotsiologii [History of Russian sociology]. Moscow, 1993, 317 p.
17. Nenovski N. Pravo i tsennosti [Law and values]. Moscow, 1987, 248 p.
18. Nersesyants V. S. Filosofiyaprava [Philosophy of law]. Moscow, 1998, 652 p.
19. Perevalov V. D. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of state and law]. Moscow, 2013, 428 p.
20. Pokrovskiy I. A. Osnovnyye problemy grazhdanskogo prava [Main problems of civil law]. Moscow, 1998, 353 p.
21. Radbrukh G. Filosofiya prava [Philosophy of law]. Moscow, 2004, 240 p.
22. Samoshchenko I. S., Farukshin M. KH. Otvetstvennost'po sovetskomu zakonodatel'stvu [Responsibility under Soviet law]. Moscow, 1971, 240 p.
23. Syrykh V. M. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of state and law]. Moscow, 1998, 512 p.
24. Urzhitskiy K. P. [The question of the principles of legal regulation of public relations]. Pravovedeniye [Jurisprudence], 1968, no. 3, pp. 123-126. (in Russ.)
25. TSybulevskaya O. I. [The importance of General legal principles for sectoral legislation]. Voprosy teorii gosudarstva i prava: novyye idei i podkhody. Saratov, 2000, Vyp. 2(11), pp. 75-80. (in Russ.)
26. CHerdantsev A. F. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of state and law]. Moscow, 2001, 520 p.
27. YAvich L. S. Obshchaya teoriya prava [General theory of law]. L., 1976, 286 p.
Nina Pavlovna Gerasimova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Theory of State and Law, Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation.
Received 10 February 2019.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Герасимова, Н. П. Теоретическое осмысление природы ценности права и правовых принципов в науке / Н. П. Герасимова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 52-58. Б01: 10.14529/^190209.
Gerasimova N. P. Theoretical understanding of the nature values of law and legal principles of science. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2019, vol. 19, no. 2, pp. 52-58. (in Russ.) DOI: 10.14529/law190209.