DOI 10/14526/01_2018_299 УДК 796 ББК 750
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ УЧЕТА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Е.Е. Панова — кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Валкина - кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: ld nazarenko@mail. ru
Аннотация. Эффективное управление процессом спортивной подготовки основано на оптимизации его структурных компонентов, позволяющей контролировать функциональное состояние спортсмена и особенности адаптации организма к условиям тренировочной и соревновательной деятельности. Только спортивная тренировка является основной формой физической активности, обеспечивающей улучшение показателей физиологических систем и органов. Материал. Специальные тренировочные занятия являются основной формой роста спортивного мастерства, обеспечивающей улучшение показателей физиологических систем. Физические нагрузки вызывают биохимические и морфологические изменения в работающих мышцах, результатом которых является повышение их лабильности и возбудимости, увеличение мышечной силы, подвижности, ловкости, гибкости и других двигательно-координационных качеств. Моделирование тренировки способствует интеграции медико-биологических и психолого-педагогических знаний, необходимых для поиска эффективных способов управления системой спортивной подготовки. Методы: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта, тестирование, экспертная оценка, статистическая обработка данных. Результаты. Одним из основных вопросов эффективной организации тренировочного процесса является степень воздействия мышечной нагрузки на функциональное состояние организма, которая определяется ее объемом и интенсивностью, характером чередования с отдыхом, применением различных средств восстановления. Это требует выявления и учета особенностей взаимосвязи между видами физических упражнений, реакцией организма и скоростью его адаптации как главного теоретического обоснования эффективности тренировочного процесса и двигательной активности спортсмена. Рассмотрены факторы, обусловливающие особенности адаптации организма к мышечной нагрузке: постепенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок и их усложнение; использование различных условий их выполнения; положительное психоэмоциональное содержание занятий, разнообразие используемых средств, методов тренировки, а также форм организации двигательной деятельности. Разработаны этапы адаптационных изменений под воздействием тренировочных нагрузок. Заключение. Рациональная организация системы спортивной подготовки спортсменов открывает дополнительные возможности и перспективы для более эффективного использования средств и методов тренировки в соответствии с принципами теории адаптации.
Ключевые слова: спортивная подготовка, адаптационные изменения, этапы, факторы.
THEORETICAL IMPORTANCE SUBSTANTIATION OF TAKING INTO CONSIDERATION ADAPTATION REGULARITIES OF AN ORGANISM DURING THE
PROCESS OF SPORTS TRAINING Ludmila D. Nazarenko - Doctor of Pedagogics, Professor Elena E. Panova — Candidate of Pedagogics, Associate Professor Olga N. Valkina - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail:ld nazarenko@mail. ru
Annotation. An effective control of sports training process is based on its structural components optimization, which helps to control a sportsman's functional state and the peculiarities of an organism adaptation to the conditions of training and competitive activity. Only sports training is the main form of physical activity, which provides physiological systems and organs indices improvement. Material. Special training lessons are the main form of sportsmanship increase, which provides physiological systems indices improvement. Physical loads cause biochemical and morphological changes in functioning muscles, the result of which is their lability and irritability increase, muscular power, mobility, dexterity, flexibility and other motional-coordinating qualities increase. Training modeling provides medical-biological and psycho-pedagogical knowledge integration, which is necessary for the search of effective ways of sports training system control. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, progressive pedagogical experience summarizing, testing, expert estimation, statistical data manipulation. Results. One of the main questions of an effective training process organization is the degree of muscular load influence on a functional state of an organism, which is conditioned by its volume and intensity, character of alternation with rest, different rehabilitation means use. It demands the peculiarities revelation and taking into consideration of interconnection between the kinds of physical exercises, reaction of an organism and the speed of its adaptation as the main theoretical substantiation of the training process effectiveness and a sportsman's motional activity. The factors, which condition the peculiarities of an organism adaptation to muscular load, are considered: gradual volume and intensity increase of the training loads and their complication; different conditions of their fulfillment use; positive psycho-emotional content of the lessons, diversity of the used means, methods of training and also forms of motional activity organization. The stages of adaptive changes under the influence of the training loads are created. Conclusion. A rational organization of sports training system among sportsmen gives additional opportunities for more effective use of training means and methods in accordance with the principles of the theory of adaptation.
Keywords: sports training, adaptive changes, stages, factors.
Актуальность. Закономерности адаптации физиологических систем к мышечной нагрузке необходимо рассматривать как биологический базис, обеспечивающий тренировочный эффект. В процессе адаптации устанавливается рациональное соотношение показателей функционального состояния с характером и силой внешнего воздействия. Адаптивные изменения, по мнению В.К. Бальсевича, 2000, 2002, подразделяются на срочные и кумулятивные. Срочные
проявляются в виде соответствующих реакций физиологических систем на изменение окружающей среды: усиление теплообмена, тока крови, потоотделения и т.д. Признаки срочной адаптации не являются постоянными и исчезают при нормализации условий окружающей среды. Систематическое воздействие внешних раздражителей вызывает кумулятивную адаптацию, необходимую для закаливания организма, повышения умственной и физической
работоспособности и т.д. Характерные черты кумулятивной адаптации
проявляются в течение продолжительного времени и после прекращения внешних воздействий. При этом происходят существенные функциональные и морфологические изменения в
деятельности физиологических систем и органов на клеточном уровне. Благодаря кумулятивной адаптации организм своевременно и адекватно реагирует на увеличение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, что
свидетельствует о выходе адаптированных систем на новый уровень
функционирования.
Особенностью адаптационных изменений является формирование способности к обеспечению соответствия характера приспособительных реакций специфике внешних раздражителей. Так, увеличение показателей силы
сопровождается адаптивными
изменениями в работающих мышцах, возрастанием в мышечной массе количества белков. Изменения в химическом составе мышц обусловливают улучшение быстроты движений и выносливости, что позволяет говорить о биохимической адаптации спортсмена к тренировочной деятельности.
Цель - теоретическое обоснование учета закономерностей адаптации организма в процессе спортивной подготовки.
Задачи: 1. Выявить виды и этапы адаптационных изменений под
воздействием тренировочных нагрузок.
2. Определить эффективность адаптационных перестроек организма под воздействием тренирующих нагрузок
При длительном выполнении физической нагрузки заданного объема и интенсивности происходит адаптация физиологических систем к данным параметрам и для достижения тренирующего эффекта требуется постепенное повышение мышечных нагрузок или изменение условий их выполнения. Так, беговые упражнения положительно влияют на центральную
нервную систему. Во время систематических беговых нагрузок формируются сходные динамические стереотипы нервных процессов как основы однообразия двигательных навыков. Адаптация организма к данному виду тренировочной нагрузки будет более успешной при чередовании бега с силовыми упражнениями статического и динамического характера. Кроме того, бег на открытом воздухе: в парках, по берегу водоема, скверах и т.д. - улучшает психоэмоциональное состояние. Сезонное изменение картин внешнего мира и воздействия естественных природных факторов, способствует повышению эффективности адаптационных процессов.
В процессе адаптации проявляется степень готовности организма к адекватному реагированию на воздействие разнообразных раздражителей на различных уровнях его
функционирования. Например, прирост мышечной силы обусловливает
соответствующие изменения в химическом составе мышц, способствует возрастанию скорости моторных актов, увеличению периода сохранения работоспособности, усиливает циркуляцию крови, улучшает работу внутренних органов, активизирует деятельность сердечно-сосудистой
системы, ускоряет метаболизм.
Увеличение показателей мышечной силы связано с использованием штанги, гирь, гантелей, специализированных
тренажеров, гимнастических спортивных снарядов. Это не только способствует укреплению мышц верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, брюшного пресса, крупных мышц спины, но и разностороннему развитию, улучшению фенотипического статуса.
С возрастом значимость
выполнения силовых упражнений возрастает. Оптимальные мышечные нагрузки, направленные на поддержание показателей мышечной силы,
способствуют приросту быстрых мышечных волокон, влияющих на общий тонус организма и уровень анаболических гормонов в организме. Результаты
научных исследований Н.Р. Бородюка, 2010; П.А. Котова, 2007; Гаркави Л.Х., Е.Б. Квакиной, М.Л. Уколовой, 2012 и др. показали, что с возрастом мышечная масса уменьшается незначительно, связки и сухожилия сохраняют свою прочность; уровень физической подготовленности может оставаться на высоком уровне. Тренировочные нагрузки способствуют ускорению усвоения питательных веществ, витаминов, макро- и микроэлементов. Систематически выполняемые силовые упражнения позволяют мужчинам 50-60 лет подтягиваться на высокой перекладине 10-14 раз, отжиматься на параллельных брусьях 12-16 раз. Силовые упражнения целесообразно выполнять в сочетании с приседаниями, наклонами, поворотами, что повышает устойчивость тела. Эффективность упражнений со штангой обеспечивается использованием
оптимального исходного положения. Это улучшает динамическую и статическую осанку, обеспечивает рациональное расположение частей и звеньев тела. Сохранение равновесия достигается за счет уменьшения амплитуды колебаний ОЦТ тела, сформированности навыков своевременного распределения и перераспределения мышечного
напряжения.
Длительное выполнение одних и тех же моторных актов обусловливает улучшение показателей функционального состояния организма и соответствующий тренировочный эффект. Однако по мере адаптации к одной и той же мышечной нагрузке дальнейшего развития
физиологических систем и органов, прироста силы, быстроты, выносливости и других двигательно-координационных качеств не происходит. Это выдвигает необходимость повышения тренировочных нагрузок, смены их характера. Знание закономерностей адаптационных
процессов позволяет моделировать мышечную нагрузку путем изменения ее объема, интенсивности и длительности;
формировать новые проявления двигательной функции спортсмена, программировать ее развитие в соответствии с целями и задачами тренировочной и соревновательной деятельности.
Эффективность тренировочных заданий при постепенном увеличении мышечного напряжения достигается необходимым уровнем сформированности двигательного индивидуального ритма, обеспечивающего оптимальную смену напряжения и расслабления работающих групп мышц; непрерывность движений, а также соответствующую деятельность обеспечивающих систем: дыхания, кровообращения и др.
При выполнении циклических и ациклических упражнений формируется индивидуальный ритм, который характеризуется определенной
последовательностью фаз, обусловленных особенностями пространственно-
временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий; сменой тренировочной нагрузки различной интенсивности; процессов утомления и восстановления. Это подчеркивает значимость двигательного ритма, гармонизирующего деятельность
физиологических систем.
Особенности процесса адаптации организма к мышечной нагрузке обусловлены различными факторами:
- постепенным увеличением объема и интенсивности тренировочных заданий, их усложнением, использованием разных условий выполнения;
- положительным психоэмоциональным содержанием занятий, разнообразием используемых средств, методов тренировки, а также форм организации двигательной деятельности.
Адаптационные изменения
происходят в несколько этапов: (рисунок 1.)
№ п.п Этап Особенности: Задачи:
1. Подготовительный 1. Обеспечение готовности 1.Достижение соответствия
организма к систематической тренировочной и соревновательной деятельности. мышечной нагрузки кинезиологическому потенциалу. 2. Выявление реакций организма на тренирующие воздействия. Приспособление организма к нагрузкам определенного характера.
2. Устойчивого функционального состояния для выполнения нагрузки 1. Изменение функционального состояния под воздействием тренировочных заданий. 2. Повышение уровня качественных сторон двигательной деятельности. 1. Мобилизация дополнительных ресурсов организма. 2. Обеспечение рационального соотношения двигательно-координационных качеств. 3. Выход на новый уровень функционирования.
3. Возникновения срочной адаптационной реакции 1. Двигательная деятельность на пределе функциональных возможностей с максимальной мобилизацией физиологических резервов. 1. Установление рекордного результата.
4. Совершенной долговременной адаптации 1. Воздействие целенаправленных тренировочных нагрузок в течение длительного времени. 2. Увеличение функциональных возможностей органов и физиологических систем. 3. Установление взаимосвязи между функциональными системами. 1. Достижение стабильности и надежности тренировочной и соревновательной деятельности.
Рисунок 1 - Этапы адаптационных изменений под воздействием тренировочных нагрузок
I - подготовительный, характеризующийся приспособлением к мышечным нагрузкам заданного объема и интенсивности в специально созданных условиях, выявлением соответствующих реакций организма на характер двигательных заданий;
II - достижение устойчивого функционального состояния,
обеспечивающего реализацию цели и задач на предстоящих соревнованиях.
Кроме того, различают этап возникновения срочной адаптационной реакции сразу с началом воздействия внешнего раздражителя на основе ранее сформированных физиологических
механизмов. На этом этапе деятельность осуществляется на пределе
функциональных возможностей с
188
максимальной мобилизацией
физиологических резервов организма.
Этап совершенной долговременной адаптации возникает при многократном воздействии внешних раздражителей, благодаря которым происходит постепенное накопление соответствующих изменений в органах и физиологических системах. Механизм такого перехода обеспечивается взаимосвязанными
функциональными системами [1, 2, 9, 11]. Данные этапы адаптационных изменений обусловливают цикличность спортивной подготовки и составляют биологический базис для положительной динамики показателей объема и интенсивности тренировочных нагрузок при переходе от одного цикла к другому. По мере роста спортивного мастерства
высококвалифицированные атлеты
подходят к этапу стабилизации результатов соревновательной
деятельности. Это объясняется
следующими причинами:
1. Неэффективная методика спортивной подготовки, построенная без учета этапов адаптационных приспособлений организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам.
2. Преждевременное истощение адаптационных возможностей в связи с экстенсивным развитием двигательной функции, несоблюдением закономерностей развития кинезиологического потенциала спортсмена, незнанием теории адаптационных процессов под воздействием тренировочных нагрузок.
3. Однообразие средств, методов и форм спортивной подготовки.
4. Отсутствие учета фенотипических и генетических возможностей организма спортсмена, степени соответствия его двигательных возможностей и способностей характеру и требованиям избранного вида спортивной деятельности.
Как считает В.К. Бальсевич, 2000, 2002; Верхошанский Ю.В., 2007; Л.Х Гаркави, 2012 и др., систематические тренировочные и соревновательные
нагрузки обусловливают изменение физиологических функций,
биохимических процессов, а также соответствующие перестройки в исполнительном аппарате в соответствии с динамичными условиями внешней среды, определенную упорядоченность в функциональной системе адаптации, вызывая стереотипные
автоматизированные реакции
приспособления.
По мере роста показателей тренированности, повышения
результативности соревновательной
деятельности происходит
совершенствование механизма адаптации. Сакин Н.А., Кутявина Т.Г., 2016, считают, что адаптация к мышечной нагрузке должна рассматриваться как системное реагирование организма на структурно-функциональную информацию, что свидетельствует о необходимости разработки индивидуальных программ тренирующего воздействия с учетом соотношения эндогенных и экзогенных условий двигательной деятельности.
Регулярные физические нагрузки вызывают соответствующие
физиологические реакции, однако с достижением высокого спортивного мастерства возникают реакции
напряжения механизмов адаптации, сопровождающиеся значительными
энерготратами резервных возможностей организма. Это создает предпосылки для формирования системы адаптации, благодаря которой повышается устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды.
Приспособительные свойства организма обусловлены его соответствующим реагированием на характер раздражителей с разной степенью биологической активности.
Тренировочный процесс направлен на изменение функционального состояния организма путем целенаправленного развития опорно-двигательного аппарата, физиологических функций и систем. В связи с этим выдвигается ряд требований к организации системы спортивной
подготовки, реализация которых обеспечивает успешную адаптацию к нервно-мышечным нагрузкам:
- соответствие физических нагрузок функциональному и психоэмоциональному состоянию спортсмена;
- учет характера взаимосвязи генетически обусловленной двигательной активности и готовности к самосовершенствованию средствами избранного вида спорта. Возможности реализации адаптационных механизмов обусловлены особенностями строения тела, типом высшей нервной деятельности и другими факторами, что определяет предрасположенность спортсменов к разным видам спортивной деятельности: скоростным, силовым; высококоординированным, художественно-эстетическим и т. д.
Одним из условий обеспечения адаптационных перестроек является применение физических упражнений различного характера и направленности. Двигательные действия, вызывающие соответствующее мышечное напряжение, необходимо сочетать с расслабляющими: поворотами, наклонами, взмахами. Силовые моторные акты с использованием специальных спортивных снарядов оказывают разнонаправленное воздействие на организм. Управление мышечным напряжением осуществляется путем смены характера упражнений с их пространственно-силовыми и
пространственно-временными параметрами. Учитывая особенности адаптации организма к соответствующей тренировочной нагрузке, следует обеспечить системность воздействий на физиологические системы и органы, результатом которых является улучшение показателей функционального и психоэмоционального состояния
посредством применения разнообразных средств спортивной подготовки.
В процессе совершенствования биомеханической структуры моторных актов происходит повышение уровня качественных сторон двигательной
деятельности: мышечной силы, быстроты, выносливости и других составляющих двигательного потенциала спортсмена. Мышечная сила определяется
интенсивностью химических реакций, количеством мышечных волокон, участвующих в активной деятельности. Реакцией организма на тренировочные нагрузки силовой направленности являются соответствующие адаптивные изменения в работающих мышцах, а также интенсивность метаболических процессов. Это связано с увеличением потребности мышц в белке, гликогене, кислороде как результата участия в процессах адаптации других функциональных систем, и в первую очередь энергообеспечения. При усилении кровотока увеличивается поступление кислорода к работающим группам мышц, а также ферментов, усиливающих интенсивность
использования мышцами энергоресурсов и других биологически активных веществ. Скорость движений обусловлена подвижностью нервных процессов и соответствующими биохимическими
реакциями в мышцах: активацией сократительных белков путем
взаимодействия кальция с тропонином и ферментативной активностью
актомиозина. Ресинтез
аденозинтрифосфорной кислоты
осуществляется посредством
креатинфосфата и гликолитического фосфорилирования [9].
Выносливость развивается путем длительного выполнения специальных тренировочных нагрузок
соответствующего объема и
интенсивности. Кинезиологический
потенциал спортсмена необходимо рассматривать как совокупность двигательно-координационных качеств и адаптационных возможностей организма, проявляющихся в процессе двигательной деятельности. Основным свойством двигательной функции является ее способность к адаптации, благодаря которой достигается требуемое соотношение величины внешних и
внутренних
раздражителен, 190
функционального состояния и уровня развития качественных сторон
двигательной деятельности.
Двигательная функция
характеризуется сложным содержанием, что обусловливает необходимость учета в процессе спортивной подготовки признаков ее морфофункционального состава, представленного
консервативными и лабильными компонентами [3]. При разработке индивидуальных программ спортивной подготовки консервативным
особенностям, по мнению автора, необходимо уделять особое внимание. Лабильный компонент позволяет рассматривать перспективы роста спортивного мастерства спортсмена с позиций достигнутого уровня физической подготовленности; интеллектуального развития, обеспечивающего усвоение новой информации, необходимой для понимания закономерностей адаптации организма к новым условиям тренировочной и соревновательной деятельности; разработки модели их координационной, функциональной и психологической подготовки; выбора оптимальных биомеханических
параметров технических приемов и средств для развития соответствующих двигательно-координационных качеств.
Успешность адаптационных
перестроек организма под воздействием целенаправленных тренирующих нагрузок в значительной мере определяется рациональным распределением
двигательных заданий различной сложности и направленности во времени. При этом важно обеспечить оптимальную последовательность формирования и совершенствования качественных сторон двигательной деятельности, показатели которых свидетельствуют о
морфофункциональной готовности
организма к более высоким физическим нагрузкам. При такой организации системы спортивной подготовки открываются дополнительные
перспективы для более эффективного использования средств и методов
тренировки в соответствии с принципами теории адаптации.
Заключение. Таким образом, адаптационные изменения происходят в виде срочных проявлений как реакция организма на изменение внешней среды, и кумулятивных, обусловливающих
перестройки в деятельности
физиологических систем на клеточном уровне. Адаптация к тренировочным нагрузкам осуществляется более успешно при установлении индивидуального ритма выполнения двигательных действий. Адаптивные процессы происходят в несколько этапов: подготовительный; этап устойчивого функционального состояния; возникновение срочной адаптивной реакции и этап совершенной долговременной адаптации.
Эффективность адаптационных перестроек организма под воздействием тренирующих нагрузок в значительной степени определяется рациональным
распределением двигательных заданий различной сложности.
Литература
1. Афтимичук, О.Е.. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки [электронный ресурс] / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 10. - № 2. - С. 28-38. Режим доступа: http://www.joш^шl-stience.org/ru/magazшe/11.html. DOI 10.14526/01_1111_04.
2. Агаджанян Н. А. Предисловие к сб. науч. трудов // Адаптация человека и животных к экстремальным условиям внешней среды. - М. : РГУФКСМиТ, 2005. - С. 1-3.
3. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 447 с.
4. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Бальсевич В. К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2002. -30 с
6. Бородюк Н. Р. Секреты адаптации / Н. Р. Бородюк. - М. : Глобус, 2010. - 196 с.
7. Верхошанский Ю. В. Некоторые закономерности долговременной адаптации
организма спортсменов к физическим нагрузкам / Ю. В. Верхошанский, А. А. Виру // Физиология человека. - 2007. - №5. - С. 811-818.
8. Гаркави Л. Х. Адаптационные реакции и резистентность организма : Уч. пособие / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. Л. Уколова. - Ростов-на-Дону : Факел, 2012. - 224 с.
9. Котов П. А. Адаптация к физическим нагрузкам - основа тренированности организма спортсмена / П. А. Котов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 7. - С. 45-47.
10. Кузнецова, З.М. Особенности обучения, подготовки юных хоккеистов 7-10 лет [электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, В.Н. Сергейчев, А.В. Глазистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. -Т. 2. - № 2. - С. 37-51. Режим доступа: http://www.joumal-science.org/ru/magazine/46.html.
11. Назаренко Л. Д. Физиология физических упражнений / Л. Д. Назаренко. -Ульяновск : ФГ БОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», 2017. - 262 с.
12. Сакин Н. А. Адаптация к физическим нагрузкам / Н. А. Сакин, Т. Г. Кутявина // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. - 2016. - № 19. - С. 129-134.
13. Сеченов, И. М. Избранные произведения Т.1. Физиология и психология / И. М. Сеченов. - М. : Изд-во АН СССР. - 1952. - С. 7127; С. 510-518.
14. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus).
15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sports training. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2015, Vol. 10. no 2, pp. 28-38. Availed as: http://www.journal-science.org/en/magazine/11 .html. DOI 10.14526 / 01 1111 04.
2. Agadzhanyan N. A. Foreword to the collection of scientific works. Adaptaciya cheloveka I zhivotnyh k exkstremal'nym usloviyam vneshnej sredy [Adaptation of a man and animals to extreme conditions of environment]. Moscow, RSUPCSYT. 2005, pp. 1-3. (in Russian).
3. Anokhin P. K. Ocherki po fiziologii funkcional'nyh system [Physiology of functional systems essays]. Moscow, Medicine. 1975, 447 p. (in Russian).
4. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [Ontokinesiology of a person]. Moscow, Theory and practice of physical culture. 2000, 275 p. (in Russian).
5. Balsevich V. K. Aktovaya rech'. Perspektivy modernizacii sovremennyh obrazovatel'nyh system fizicheskogo vospitaniya na osnove integracii nacional'noj fizicheskoj I sportivnoj kul'tury [Commencement address. Prospects of present educational systems of physical upbringing modernization on the basis of national physical and sports culture integration]. - Moscow, Theory and practice of physical culture. 2002, 30 p. (in Russian).
6. Borodyuk N. R. Sekrety adaptacii [Secrets of adaptation]. Moscow, Globus. 2010, 196 p. (in Russian).
7. Verkhoshanskiy Y. V., Veru A.A. Some regularities of a long-term adaptation of sportsmen's organism to physical loads. Fiziologiya cheloveka [Physiology of a person]. 2007, no 5, pp. 811-818. (in Russian).
8. Garkavi L. K., Kvakina E.B., Ukolova M.L. Adaptacionnye reakcii I rezistentnost' organizma [Adaptive reactions and resistance of an organism]. Rostov-on-Don, Fakel. 2012, 224 p. (in Russian).
9. Kotov P. A. Adaptation to physical loads is the base for the training level of a sportsman's organism. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft University]. 2007, no 7, pp. 45-47. (in Russian).
10. Kuznetsova Z.M., Sergeichev V.N., Glazistov A.V. Features of training, training of young hockey players 7-10 years. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 2, pp. 37-51. Availed as: http ://www. j ournal-science.org/en/magazine/46.html.
11. Nazarenko L. D. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]. Ulyanovsk, FS BEE HE "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov". 2017, 262 p. (in Russian).
12. Sakin N. A., Kutyavina T.G. Adaptation to physical loads. Sovremennye voprosy teorii I praktiki obucheniya v vuze [Modern questions of theory and practice at a higher educational establishment]. 2016, no 19, pp. 129-134. (in Russian).
13. Sechenov I. M. Izbrannye proizvedeniya. T. 1. Fiziologiya I psihologiya [Selected works Vol. 1. Physiology and psychology]. Moscow, the USSR Academy of sciences publishing house. 1952, pp. 7127, pp. 510-518. (in Russian).
14. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International
Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve
Подано: 09.01.2018 Принято: 11.01.2018
Capacity of young Athletes' Organizm. In
Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 e-mail: ld nazarenkoamail. ru
Панова Елена Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 Валкина Ольга Николаевна - кандидат биологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Назаренко Л.Д., Панова Е.Е., Валкина О.Н. Теоретическое обоснование значимости учета закономерностей адаптации организма в процессе спортивной подготовки // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и
спорта. - 2018. - Т. 13. - №1. - С. 184-193. DOI 10/14526/01_2018_299 ]
DOI 10/14526/01_2018_300 УДК 796.21:612
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЛОВЦОВ-ВЕТЕРАНОВ ПЕРЕД ОТВЕТСТВЕННЫМ СТАРТОМ
Е.А. Распопова - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры,
спорта, молодежи и туризма», Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122 E-mail: [email protected] О.А. Хорошева - аспирант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1, Москва, Россия, 129226 E-mail: [email protected]
Аннотация. В период подготовки к ответственным соревнованиям в категории «Мастерс» спортсменов необходимо преодолевать множество проблем, таких как нехватка свободного времени, отсутствие доступных по цене и месторасположению бассейнов и т.п. Но основная группа проблем, с которыми сталкиваются не только пловцы-ветераны, но и все пловцы без исключения, сводится к собственному здоровью. С возрастом проблемы со здоровьем дают о себе знать всё чаще и оказывают всё большее влияние на процесс