УДК 796.011.1 ББК 75.116 Ч 48
К.Д. Чермит
Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chkazbek@yandex.ru
Н.И. Кутепов
Старший преподаватель кафедры физической подготовки Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии Штеменко С.М.; E-mail: kutepov-nikolai@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ
(Рецензирована)
Аннотация. На основе проведенного сопоставительного анализа общественных потребностей в достижении допризывниками высокого уровня физической подготовленности, возможностей спортивно-ориентированного физического воспитания для формирования физической культуры личности и повышения ее физического и двигательного компонентов выявлена педагогическая потребность в использовании ценностей спорта. Реализация данной потребности сдерживается отсутствием знаний, связанных с определением ресурсной значимости и состава ценностей спорта и знаний об основах их применения для решения задач допризывной подготовки молодежи. В статье путем применения теоретического и логического анализа определяются направления допризывной подготовки молодежи, состав проблем, решаемый путем внедрения спортивно-ориентированного физического воспитания, состав средств спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки и другие компоненты будущей методики. Полученная совокупность данных может стать основой построения процесса допризывной физической подготовки и основой создания эффективной системы допризывной подготовки молодежи.
Ключевые слова: личностная физическая культура, допризывная подготовка, ценности спортивно-ориентированного физического воспитания, профессионально-прикладная физическая подготовка, средства физического воспитания.
K.D. Chermit
Doctor of Pedagogical Sciences, Dr.Sci.Biol, Professor, Head of Department of the General Pedagogy, Adyghe State University; E-mail: chkazbek@yandex.ru
N.I. Kutepov
Senior Teacher of Department of Physical Training, General S.M. Shtemenko Krasnodar Higher Military College; E-mail: kutepov-nikolai@mail.ru
THEORETICAL JUSTIFICATION OF OPPORTUNITIES OF USING VALUES OF THE SPORTS FOCUSED TRAINING IN THE SYSTEM OF YOUTH PRECONSCRIPTION TRAINING
Abstract. Based on the carried-out comparative analysis of public needs for achievement by young people of premilitary age of high level of physical fitness, opportunities of the sports focused physical training for formation of physical culture of the personality and increase in its physical and motive components, the pedagogical need to use values of sport is revealed. Realization of this requirement restrains by lack of knowledge connected with determination of the resource importance and structure of values of sport and knowledge of bases of their application for the solution of problems of youth preconscription training. In this article, by application of the theoretical and logical analysis the directions of preconscription training of youth, the structure of problems solved by introduction of the sports focused physical training, structure of means of the sports focused physical training in the system of preconscription physical training and other components of future technique are defined. The obtained data set can become a basis for creation of process of preconscrip-tion physical training and an effective system of preconscription training of youth.
Keywords: personal physical culture, preconscription training, values of the sports focused physical training, professional applied physical training, means of physical training.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683, сформулированы основные угрозы безопасности страны, существование которых определяет необходимость в мощных современных Вооруженных Силах, т.е. интересы безопасности государства в современных условиях требуют дальнейшего и всестороннего совершенствования Вооруженных Сил, поддержания их в постоянной высокой боевой готовности. Сегодня очевидна актуальность и неотложность решения острейшей проблемы повышения эффективности подготовки старшеклассников к военной службе, которую следует рассматривать как социально-педагогическую и общественно-политическую проблему (А.А. Гречко, 2018; Н.И. Кутепов, К.Д. Чермит, 2018).
Ее решение через дальнейшее совершенствование всей системы военно-патриотического воспитания молодежи позволит реализовать интересы безопасности России в современных условиях, продолжить всестороннее совершенствование и поддержание в постоянной высокой боевой готовности Вооруженных Сил, усилить основы консолидации общества и укрепления государства.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-Ф3 от 28 марта 1998 г.) указывает, что воинская обязанность, наряду с другими показателями, предусматривает обязательную подготовку к военной службе, которая осуществляется в условиях общего, а также начального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.
Изучение состояния вопроса, связанного с внедрением спортивно-ориентированного физического воспитания в систему допризывной физической подготовки молодежи (В.К. Бальсевич, 2007; В.А. Кутепов, 2011; Н.И. Кутепов, К.Д. Чермит, 2018; Н.С. Касьянова, 2016; Л.И. Лубышева, 2005; А.А. Рожнов, Н.И. Добейко, В.А. Фёдоров, 2017; А.Г. Рындина, 2006 и др.), позволяет обозначить часть проблем, требующих изучения. К таковым можно отнести:
- обоснование концептуальной сущности спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи;
- определение места и значимости спортивно-ориентированного физического воспитания в общей системе допризывной подготовки;
- обоснование состава средств спортивно-ориентированного физического
воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи;
- определение ценностей спортивно-ориентированного физического воспитания, применимых в системе допризывной физической подготовки молодежи;
- обоснование способов и методов применения средства спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи.
Концептуальная сущность спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи заключается в возможности позитивного участия данного направления педагогического воздействия на формирование всей совокупности компонентов допризывной подготовки обучающихся, а именно на общее патриотическое воспитание и формирование военно-патриотических чувств допризывной подготовки молодёжи, активизацию процесса получения обучающимися начальных знаний по основам военной службы и обороны государства. Но наибольшую эффективность данное направление воздействия обеспечивает при ее применении для формирования психологических и морально-волевых качеств допризывного и призывного возраста и формировании физической подготовки обучающихся допризывного и призывного возраста.
Именно эти два последних компонента военно-прикладной и допризывной подготовки формируются наиболее сложно в силу ряда причин, в том числе и по причине отсутствия достаточно эффективных форм и средств воздействия. То есть концептуальная сущность спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи заключается в ресурсной ее значимости для решения совокупности важнейших задач допризывной физической подготовки молодежи.
Известно, что образование как социальный, культурный феномен органично встроено в контекст пространственно-временного бытия Человека, который как субъект исторических процессов, как носитель культурных традиций несет на себе черты времени и пространства. Это в полной мере относится и к системе допризывной физической подготовки молодежи. С этой точки зрения, спортивно-ориентированное физическое воспитание позволяет обеспечить адаптацию качественных параметров пространства и времени к современным требованиям допризывной физической подготовки и достигнуть идентификационных характеристик Человека, готового к труду и защите Родины. Тогда основная миссия спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи может быть представлена как развертывание преобразовательной деятельности, активизации самого человека, развитии его способности для того, чтобы решать задачи защиты государства и общества средствами и методами спортивной тренировки.
Оценивая концептуальную сущность спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи, место и значимость спортивно-ориентированного физического воспитания в общей системе допризывной подготовки, следует обратить особое внимание на то, что она представляется как новая форма и самостоятельный элемент процесса физического воспитания, в том числе и процесса военно-прикладной физической подготовки (В.К. Бальсевич, 2002, 2005, 2006, 2007; Н.С. Касьянова, 2016; В.А. Ку-тепов, 2011; Л.И. Лубышева, 2005, 2009; А.Г. Рындина, 2006 и др.).
При этом спортивно-ориентированное физическое воспитание занимает свое собственное место в системе форм физического воспитания различных слоев населения, заполняя
промежуточное место между системой спортивной тренировки и системой непосредственного физического воспитания, включающего и профессионально-прикладную физическую подготовку. В силу этого ей принадлежат собственные общие задачи, связанные с формированием базовой спортивной культуры как компонента личностной физической культуры человека. Если эту функцию рассмотреть с точки зрения профессионально-прикладной физической подготовки и допризывной физической подготовки, то появляется потребность и возможность решения новой задачи: формирования профессионально-прикладной спортивной культуры призывной и допризывной молодежи.
Определяя состав средств спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи, следует исходить из взаимодействия четырех банальных фактов, не требующих доказательства:
1) главным и специфическим средством и главным элементом любой системы физического воспитания являются физические упражнения;
2) цель спортивной деятельности преимущественно связывается с достижением спортивного мастерства и высокого спортивного результата на основе реализации системы тренировочных занятий;
3) цель достижения высоких результатов определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности;
4) состав средств для обеспечения профессионально-прикладной физической подготовки выделяется исходя из закономерностей положительного переноса двигательного навыка и позитивного воздействия на формирование профессионально-значимых физических качеств.
Таким образом, в состав средств спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки
молодежи должны входить физические упражнения:
- выступающие как предмет спортивной специализации;
- позволяющие оценивать эффективность их применения за счет сопоставления результатов их выполнения с нормативными целевыми предпосылками;
- которые соответствуют по структуре и воздействию будущей военной деятельности.
Последнее обстоятельство актуализирует вопрос раннего определения будущей военной специализации в период допризывной подготовки. Однако реализация этого положения сегодня является невозможной.
Среди ценностей спортивно-ориентированного физического воспитания, применимых в системе допризывной физической подготовки молодежи, следует выделить следующие:
1. Тренировка (тренировочный урок, тренировочное занятие) как основной способ организации выполнения физических упражнений.
2. Система организованных тренировок (микроциклы, мезоциклы, макроциклы, закономерности развития спортивной формы, сенситивные периоды развития физических качеств и др.) как эффективный способ физического преобразования потенциала человека.
3. Возможности регулирования параметров физической нагрузки (объема и интенсивности) и направленности воздействия.
4. Основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки занимающихся.
5. Состав средств общей и специализированной физической подготовки.
6. Методический набор формирования мотиваций и ценностного отношения к процессу спортивной подготовки и участия в нем, возможности их переноса на близлежащие формы физического воспитания.
7. Потенциальные возможности системы спортивной тренировки в повышении двигательной активности человека и реализации его важнейшей естественной потребности.
8. Возможности дифференцирования степени развития двигательного потенциала на определенном уровне (необходимом, достаточном или экстремально высоком уровне).
9. Методы и методические приемы: организация учебно-тренировочного процесса; организация учебно-тренировочного занятия, организация процесса обучения и совершенствования двигательного действия; спортивной ориентации, многолетней физической подготовки.
10. Сочетание индивидуального и типологического подходов к определению состава средств.
11. Возможность формирования компонентов ЗОЖ и личностной физической культуры путем связывания их наличия с достижением значимых целей.
12. Фактор наличия постоянно действующего института воздействия - учебно-тренировочной группы (корпоративные традиции команды, клуба, спортивного коллектива).
13. Фактор наличия возможности по формированию компонентов спортивной ментальности и присвоению занимающимся таких общественных ценностей, как равенство шансов на успех, конкурентоспособность и стремление быть первым, стремление достижения успеха, победить самого себя, достигнуть высокого уровня физической подготовленности, обеспечить развитие тела и фигуры, иметь хорошее здоровье, быть счастливым, иметь спортивные и школьные достижения, достижение высокого статусного положения в группе сверстников.
14. Возможности реализации качественно обоснованной системы контроля за состоянием физического развития, физической подготовленности, двигательной подготовленностью и уровнем здоровья занимающихся.
15. Праздничная атмосфера тренировочных занятий и соревнований как фактор, объединяющий коллектив на основе позитивных ценностей спортивной деятельности.
16. Возможность привлечения к деятельности в направлении организации спортивной деятельности многих лиц, которые по разным причинам не могут заниматься спортом (судьи, организаторы, болельщики и их организации и др.).
Из числа проблем, требующих изучения, для создания предпосылок по использованию спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи наименее изученной является проблема обоснования способов и методов применения средства спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи. Это связано с тем, что каждое двигательное действие, которое становится предметом специальной подготовки, определяет собственный состав физических упражнений, собственный состав способов и методов применения средства. В этой связи требуется детальное изучение практики допризывной физической подготовки и применение всей совокупности признанных в ней физических упражнений.
Состав средств, применяющихся в допризывной физической подготовке, направлен на одновременное развитие совокупности основных физических качеств, на формирование умений по преодолению полосы препятствий, метанию гранат и т.п. То есть подготовка носит характер многоборной. Именно способы и методы построения и реализации многоборной подготовки должны лечь в основу спортивно-ориентированного физического воспитания в системе допризывной физической подготовки молодежи.
Примечания:
1. Бальсевич В.К. Освоение ценностей спортивной культуры как стратегическая основа формирования здоровья населения Российской Федерации // Дети России образованы и здоровы: материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2007 г. М., 2007. С. 10-14.
2. Бальсевич В.К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры: актовая речь. М.: Теория и практика физической культуры. 2002. 30 с.
3. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: Теория и практика физической культуры, 2006. 111 с.
4. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 5. С. 50-53.
5. Гречко А.А. Система подготовки школьников к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 1(213). С. 17-23.
6. Касьянова Н. С. Военно-спортивные игры в подготовке старшеклассников к службе в армии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2226-2230. URL: http://e-koncept.ru/2016/96365.htm.
7. Кутепов В.А. Начальная военная подготовка учащихся средних общеобразовательных школ Западной Сибири: 1968-1991 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2011. 22 с.
8. Кутепов Н.И., Чермит К.Д. Сопоставительная характеристика сформиро-ванности компонентов личностной физической культуры абитуриентов и студентов первого курса военных вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 3 (223). С. 149-154.
9. Лубышева Л. И. Спортизация в общеобразовательной школе / под общ. ред. Л.И. Лубышевой. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. 168 с.
10. Лубышева Л.И. Концепция спортивного образования в старшей школе // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2005. С. 15-20.
11. Рындина А.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской Арми: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. 217 с.
References:
1. Balsevich V.K. Mastering the values of sports culture as a strategic basis for health formation of the population of the Russian Federation // Children of Russia are educated and healthy: proceedings of the V All-Russia scient. and pract. conf., St. Petersburg, November 29-30, 2007. M., 2007. P. 10-14.
2. Balsevich V.K. Prospects for the modernization of contemporary educational systems of physical education based on the integration of national physical and sports culture: an act speech. M.: Theory and practice of physical culture. 2002. 30 pp.
3. Balsevich V.K. Sports vector of physical education at Russian school. M.: Theory and practice of physical culture, 2006. 111 pp.
4. Balsevich V.K. Theory and technology of sports-oriented physical education in mass secondary school // Physical culture: upbringning, education, training. 2005. No. 5. P. 50-53.
5. Grechko A.A. The system of school students training for admission to military professional educational institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 1 (213). P. 17-23.
6. Kasyanova N.S. Military-sports games in the training of high school students for military service // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2016. Vol. 15. P. 2226-2230. URL: http://e-koncept.ru/2016/96365.htm.
7. Kutepov V.A. Initial military training of students of secondary schools in Western Siberia: 1968-1991: Diss. for the Cand. of History degree. Tyumen, 2011. 22 pp.
8. Kutepov N.I., Chermit K.D. Comparative characteristic of the formation of components of personal physical culture of entrants and first-year students of military higher education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 3 (223). P. 149-154.
9. Lubysheva L.I. Sportization in a comprehensive school / general ed. by L.I. Lubysheva. M.: Theory and practice of physical culture and sports, 2009. 168 pp.
10. Lubysheva L.I. The concept of sports education in high school // Physical culture and sport: projecting, implementation, efficiency: coll. of proceedings of All-Russia scient. and pract. conf. SPb., 2005. P. 15-20.
11. Ryndina A.G. Socio-psychological readiness of pre-conscription youth to serve in the Russian Army: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Cheboksary, 2006. 217 pp.