Экономика и менежмент образования УУК(УДК, UDC): 796.015.83:071.4
riffelt*
Информация для связи с авторам: [email protected]
Кандидат педагогических наук, профессор К. Д. ЯРАШЕВ1 Научный соискатель А. У. РАШИДОВ1
'Узбекский государственный университет физической культуры, город Чирчик, Узбекистан
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация
Annotation
В статье представлены теоретические основы возникновения проблемы подготовки будущих специалистов к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта. Также приводятся требования к современному спортивному менеджменту.
Ключевые слова: специалист в сфере физической культуры и спорта, спортивный менеджер, управленческая деятельность, менеджмент.
Ма^олада булажак мутахассисларни жисмоний тарбия ва спорт со^асидаги бош^ариш фаолиятига тайёрлаш муаммоси назарий асослари урганилган. Шунингдек, замонавий спорт бош^арувига куйиладиган талаблар ^ам келтирилган.
Калит сузлар: жисмоний тарбия ва спорт соуасидаги мутахассис, спорт менежери, бошцарув фаолияти, менежмент.
The article presents the theoretical background for the problem of training a specialists in the field of physical culture and sports for management activities. The requirements for modern sports management are also given.
Keywords: specialist in the field ofphysical culture and sports, sports Manager, management activity, management.
Актуальность проблемы. В конце прошлого столетия представление о спортивном управлении сводилось к кругу вопросов, касающихся организации труда. Руководителями в сфере физической культуры и спорта, как правило, становились признанные специалисты или номенклатурные работники. Лучшее, что они могли сделать, так это сначала перенести свои профессиональные знания на управление организацией, а затем, путём приобретения практического опыта и получения отдельных знаний на курсах повышения квалификации, достичь того, что называется профессионализмом [4,5].
Переход на рыночную экономику, процессы демократизации общественной жизни потребовали от высшей школы внесения существенных изменений в структуру подготовки специалистов физической культуры и спорта. Сегодня становится очевидно, что в вузах физической культуры необходимо готовить специалистов с учетом изменений общественной среды, ее новых требований, новых социально-экономических возможностей и социокультурного и психологического климата. Для этого необходимо сделать систему подготовки специалистов более динамичной и мобильной, способной реагировать на изменяющийся спрос рыночной экономики, на интеллект и культуру, неразрывно связанный с требованием дифференцированности образовательного процесса, стремлением преодолеть ориентацию обучения на некоего среднего представителя профессии.
Республика Узбекистан ведет политику, нацеленную на совершенствование сложившейся образова-
тельной системы, подтверждением этому служит принятый Закон «Об образовании» от 23 сентября 2020 года. В свете реализации требований указанных в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2020 года «О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров и повышению научного потенциала в сфере физической культуры и спорта», зарубежные методики обучения и новые термины все чаще будут внедряться в нашу жизнь, а следовательно специалисту приходится неустанно работать над своим кругозором и профессиональными знаниями, чтобы не отставать от инновационных разработок. Одним из таких новых терминов стало понятие «менеджмент». Сейчас уже не вызывает сомнения очевидная истина: менеджмент - это не просто опыт, который может приобрести каждый, это область научного знания, которым необходимо овладеть, и искусство, требующее природных задатков, особого таланта, лидерских качеств. Носителями культуры управления являются те руководители, которые внедряют современные информационные технологии, передают своим работникам представления "о ценностях и убеждениях" [1,2].
В условиях рынка задача воспитания активной личности менеджера, обладающей глубокими познаниями в сфере экономики, управления и предпринимательства, выходит на качественно новый уровень. Вместе с тем, изучение современного состояния проблемы обучения менеджменту, выявило противоречие между социальным заказом общества и отставанием образования от реальной жизни. Это
о см о
CID
ГО
га ■с о
CL (Л
№6-2020
e-mail: [email protected]
61
о о
СО
ГО
га ■с о
(Л
противоречие, в первую очередь, между требованиями рыночной экономики к профессиональным и личностным качествам работников государственных и коммерческих организаций в области физической культуры и спорта и отсутствием эффективных форм и методов для формирования этих качеств и навыков в традиционных системах высшего образования [6,7].
В новых экономических условиях перед вузами нашей страны, таким образом, возникает новая функция учебного процесса - функция подготовки личности, способной к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, создавать и эффективно вести собственное дело. Учебное заведение должно предоставить студенту знания о природе управления и существе тех факторов, которые лежат в его основе, обязано вооружить будущих специалистов основами знаний и искусством применения научной методологии на практике.
Отмеченное в полной мере относится к физкуль-турно-спортивному движению (ФСД). Проблема повышения уровня подготовки менеджеров стоит здесь особенно остро. Это в первую очередь связано с тем, что переход Республики Узбекистан к рыночным отношениям привёл к значительным качественным изменениям всей организационной структуры физической культуры и спорта. Прежде всего это проявляется в коммерциализации различных физкультурно-спортивных организаций и появлении новых для нашей страны видов организаций: акционерных обществ различных типов, товариществ с ограниченной ответственностью, частных спортивных клубов, школ и т.д. В соответствии с этим, управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта все больше приобретает менеджерскую и маркетинговую ориентации.
Анализ литературных источников показал, что в начале 90-х годов стали появляться исследования, рассматривающие такие понятия и категории, как предпринимательская деятельность, менеджмент в сфере физической культуры и спорта, рынок услуг, спортивный маркетинг, с позиций которых рассматривались процессы управления. В 2007 году на базе Узбекского государственного института физической культуры открылась специальность магистратуры «Менеджмент физической культуры и спорта» и в 2018 году открылось направление бакалавриата «Менеджмент физической культуры и спорта». Все это является организационно оформленной системой подготовки менеджеров физической культуры и спорта, которая осуществляется в соответствии с государственным стандартом специальности.
В рамках системы физической культуры и спорта следует рассматривать микро и макроэкономические процессы. В последнем случае речь идет о связи физической культуры и спорта с другими отраслями в рамках национальной экономики. В этой связи речь может идти о макроэкономическом регулировании экономической деятельности в сфере физической культуры и спорта (формировании инвестиционного процесса, преодолении износа производственных мощностей, совершенствовании ценообразования и налоговой системы) [8,9].
Экономика и менежмент образования
Высокое качество управления физической культурой и спортом определяется оптимальным сочетанием следующих основных элементов:
организационных структур,
экономических рычагов и стимулов,
информационной базы и управленческих кадров.
В связи с этим необходимо четко представлять особенности управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта. Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации [3].
Принимая во внимание возрастающую роль "человеческого фактора" в процессе производства, и развитие соответствующих теорий в управлении, следует рассматривать руководителей предприятий, организаций и отдельных подразделений как управленцев, выполняющих две главные функции: экономическую и социальную. Первая нацелена на увеличение прибыли, вторая - на создание стабильных, эффективно работающих коллективов.
Заключение. В соответствии с потребностями процесса подготовки будущих специалистов, профессиональная готовность имеет статус целевого ориентира и необходимого условия деятельности, так как приравнивается к таким характеристикам субъекта деятельности, как компетентность, квалификация, мастерство, профессионализм, умелость. Учитывая вышесказанное, познание сущности профессиональной готовности представляется необходимой предпосылкой определения содержания физкультурного образования. На основе представлений о профессиональной готовности формируется учебная деятельность студентов и обучающая деятельность преподавателя.
Таким образом, объективно существующее противоречие между потребностью в новом характере и содержанием подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта в высшем образовании, и новые требования, предъявляемые к системе такой подготовки, обуславливают проблему подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта к управленческой деятельности.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года (новая редакция).
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2020 года «О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров и повышению научного потенциала в сфере физической культуры и спорта».
3. Герчикова И. Н. «Менеджмент» учебник, третье издание. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 501с.
4. Бабушкин Г.Д., Двоеглазов А.Н. Управление формированием профессиональных умений у студентов физкультурного вуза в условиях спортивно педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1994 . - №3 . - 11-13 с.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: конкретный подход: Метод, пособие. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 324 с.
7. Друкер П. Эффективный управляющий. - М.: Витязь, 2004. - 244 с.
8. Дуранов М.Е. и др. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 90 с.
9. Каргаполов В.П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры. Дис. в виде науч. доклада д-ра. пед. наук /Сиб.ГАФК. ~ Омск: СГАФК, 2010. - 111 с.
62 е-шай: [email protected] №6-2020