УДК 372.8
Казанцева Анжела Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет
Апанович Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет путей сообщения [email protected], [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье представлены теоретические выводы авторов относительно сущности и статуса феномена «инновации» в области теории и методики преподавания иностранных языков. Инноватика сегодня начинает заявлять о себе как об особой отрасли науки, которая обеспечивает превращение (преобразование) всех фундаментальных и прикладных научных знаний в конкретные ценности. Сфера иноязычного образования максимально открыта для внедрения инновационных тенденций. Необходимо обосновать особенности инновационных процессов в аспекте лингводидактической системы. Сделанные выводы позволят очертить контуры (границы) функционирования инновационных механизмов в области обучения иностранным языкам. В теории и практике иноязычного образования особую актуальность приобретает упорядочение процедур разработки, внедрения и применения новшеств, способствующих повышению эффективности обучения иноязычному общению.
Ключевые слова: инноватика, иноязычное образование, педагогическая инноватика, инновационное обучение.
Современное общество характеризуется гипердинамизмом - стремительным потоком непрерывных изменений, который провоцирует распространение различного рода инноваций на все сферы социума.
Сегодня новшества воспринимаются как объективная реальность, которая диктует необходимость следования инновационным курсом.
В условиях стремительного развития особое значение приобретает межнациональное, межкультурное общение, как острая потребность социума. Отсутствие эффективных поликультурных коммуникаций является труднопреодолимым барьером для функционирования общества в инновационном режиме. Как следствие, личность, способная и готовая к межкультурной коммуникации на международной арене может быть мощным стимулом ускорения и, собственно, одним из основных условий социально-экономического прогресса.
Формирование личности, обладающей указанным качеством - прерогатива системы образования. Очевидно, что это возможно лишь при наличии у самой научно-образовательной сферы определенного устойчивого опыта разработки и внедрения инноваций в педагогический контекст.
Исследование инноваций привлекает внимание ученых в различных областях гуманитарного знания: в сфере культурологии (А.Б. Николаев, А.И. Арнольдова и др.), психологии (С.И. Краснов, С.Я. Яголковский и др.), социологии (В.В. Давыдов, Б.Ф. Усманов и др.). В образовательной сфере изучением инновационных процессов занимаются А.В. Хуторской, Л.П. Гурьева и др.
Несмотря на ряд работ, посвященных рассмотрению проблем разработки, внедрения и распространения инноваций, на сегодняшний день остается справедливым замечание В.И. Слобод-чикова о том, что «отсутствует внятный, устояв-
шийся тезаурус инновационной деятельности, ее отдельные термины многозначны и размыты, что создает устойчивую иллюзию банальности и общепонятности, что есть «инновационность»» [5, с. 7]. Представляется совершенно ясным, что без единого, общепринятого и научно-обоснованного толкования исследуемых понятий их «применение на практике будет не только не полезным, но и даже вредным - как это оказалось в отношении терминов «качество и эффективность»» [2].
В русле данных рассуждений иноязычное образование не является исключением. На сегодняшний день нет четкого определения понятия «инновация» в сфере обучения иностранному языку, хотя инновации в языковом образовании обсуждаются учеными на страницах научных журналов, конференциях, образовательных форумах и т.д.
Во многих исследованиях констатируется необходимость разработки и реализации образовательных инноваций в теории и практике обучения иностранному языку (М.Н. Раздобарова, А.Д. Гарцов, М.А. Палагутина и др.). В данных работах выводы и умозаключения ученых связаны с обоснованием инновационных методов, подходов, технологий, приемов обучения иностранному языку. Так, Г.А. Китайгородская рассматривает метод активизации возможностей личности и коллектива как инновационный [1]. Р.П. Мильруд инновациями в области иноязычного образования называет «инновационное оборудование, инновационные приемы, инновационные технологии» [3]. М.А. Палагу-тина в своей публикации, раскрывающей проблему использования инновационных технологий в процессе обучения иноязычному общению, отмечает, что «инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в ино-
158
Вестник КГУ _J 2017
© Казанцева А.А., Апанович Е.В., 2017
Теоретическое обоснование проблемы изучения инноваций в иноязычном образовании
язычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно-коммуникативные и личностно-ориентированные технологии» [4].
Можно сделать вывод, что ученые, изучающие различные проблемы иноязычного образования, активно пользуются инновационным тезаурусом для описания новейших методов обучения, чаще всего базирующихся на современных (информационных, телекоммуникационных) технологиях. Кроме того, сами ИКТ-технологии в теории обучения иностранным языкам достаточно часто рассматриваются как инновационные (Е.С. Полат, М.А. Бовтенко и др.).
Необходимо отметить, что при этом исследователи не акцентируют свое внимание на инноваци-онности, как способности самой личности, которая формируется и развивается в процессе образования и жизни. Наблюдается некое обезличивание категории «инновация». В то же время лингводи-дактическая наука, нацеленная на формирование личностных качеств и особых свойств (черт вторичной языковой личности по И.И. Халеевой), остро нуждается в разработке научной концепции, в центре которой была бы личность как субъект инноваций в процессе иноязычного образования. Как нам представляется, это наиболее сложный и малоизученный аспект изменений, связанных с нововведениями. Рассмотрение инновации сквозь призму личности составляет ключевую проблемную зону при разработке и применении инноваций в любых сферах.
Кроме того, важно подчеркнуть, что к инновациям в области лингводидактики, чаще всего, относят те технологии и методы, которые, по сути, на сегодняшний день являются традиционными и используются педагогами в своей образовательной деятельности уже достаточно давно: метод проектов, игровое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии и т.д. Сложно сказать, являются ли они истинно инновационными, если рассматриваются в новых образовательных условиях, на новом этапе педагогических, социально-культурных достижений.
Ученые-лингводидакты, описывая в своих трудах образовательные инновации, не конкретизируют данные понятия на критериальном уровне, что затрудняет процесс осознания того, что в иноязычном образовании является подлинно инновационным, а что можно отнести к традиционному. В педагогической сфере на сегодняшний день существует теория, которая описывает сущность образовательных инноваций, достигнуты определенные результаты в области новшеств, которые могут являться основой для создания и распространения нововведений в сфере обучения иноязычному общению. В данном случае речь идет о педагоги-
ческой инноватике - интенсивно развивающегося направления отечественной современной педагогической теории и практики, которое обосновал на теоретическом и методологическом уровне А.В. Хуторской.
Под педагогической инноватикой понимается учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трёх основных этапов инновационного процесса в сфере образования: создание педагогических инноваций, их внедрения и освоения, применения и распространения^].
Педагогика является, своего рода, первопроходцем в области определения и выявления сущности инновационных явлений в образовании. Эти явления связаны с новыми технологиями обучения, новыми методами и подходами, новыми средствами реализации программ обучения, новым индивидуальным стилем деятельности и стилем мышления как педагога, так и обучающегося. Важно подчеркнуть, что при этом личностный компонент является одним из основных в решении вопросов, которые касаются создания и практического применения разного характера педагогических инноваций.
Необходимо особо отметить, что педагогическая инноватика изучает два вида инновационных явлений: инновации в сфере образования и инновационное обучение. Цели образования, формы организации педагогического процесса, его структура, а также педагогическое взаимодействие представляют собой инновации в системе образования. К современным инновационным тенденциям развития педагогического образования можно отнести разработку концепции инноваций, уровневую модель образования, интегрирование гуманитарных инноваций в технические и экономические сферы.
Под инновационным обучением понимается процесс и результат педагогического взаимодействия, которое ориентировано на развитие способности и готовности личности к различным переменам в обществе, к поиску инновационных нестандартных решений в ситуациях неопределенности. Как можно заключить, именно инновационное обучение призвано готовить не только «человека познающего», но и «человека действующего».
Таким образом, педагогическую инноватику можно охарактеризовать как достаточно интенсивно развивающуюся область педагогического знания, которая находится в процессе формирования присущего ей категориального аппарата и позиционирования своего научного статуса.
Общие черты объектно-предметных сфер педагогики и области иноязычного образования позволяют учесть результаты и наработки, полученные в области педагогической инноватики для прогнозирования возможности осмысления реальности инновационных процессов, возможности их генерации и управления ими в контексте лингводидак-тического пространства.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
159
На наш взгляд, инновационные преобразования в сфере лингводидактики должны быть непосредственно связаны с человекообразующим (личностным) потенциалом. В статье не раз упоминалось о необходимости рассмотрения инновационных явлений сквозь призму личности. В контексте теории и методики обучения иностранным языкам необходимо направлять все обучающие усилия на развитие особых качеств личности, которые помогут ей нивелировать межкультурные препятствия, усиливающиеся в условиях глобализации и нарушающие процесс эффективного коммуникативного взаимодействия. Такая личность должна, на наш взгляд, характеризоваться:
- инновационным стилем мышления;
- инновационным поведением;
- толерантностью к инокультурным фактам;
- упорным поиском основных стимулов воздействия и контроля различных коммуникативных явлений;
- высоким уровнем профессионального саморазвития, направленного на достижение адекватного функционирования в межкультурной среде;
- креативностью в решении проблем;
- открытостью к созиданию и смыслопорожде-нию.
Это далеко не полный перечень важных и нужных характеристик личности как субъекта инновационной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что перечисленные качества нуждаются в механизме оценки, необходимы показатели и критерии, которые помогут определить уровень сформированности тех или иных параметров для их целенаправленного развития и формирования, как в учебных условиях, так и в рамках саморазвития. Возможно, приведенный спектр вопросов найдет решение при появлении устойчивого опре-
деления статуса инноваций и всех связанных с инновациями объектов и категорий в сфере обучения языку и культуре.
Таким образом, лингводидактика как самостоятельная научная область нуждается в «инновационном обеспечении», в определении соответствующего терминологического аппарата в сфере инноваций. В области иноязычного образования уже ощущается острая потребность в том, чтобы упорядочить и классифицировать процедуры и механизмы, определить алгоритмы разработки, применения и внедрения новшеств, призванных повысить качество иноязычного образования.
Библиографический список
1. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании - дань моде или требование времени? // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-7.
2. Мазуренко С.Н. Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Известия. - 3 декабря 2008. - № 226.
3. Мильруд Р. П. Инновации в иноязычном образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.englishteachers.ru (дата обращения: 20.10.2008).
4. Палагутина М.А., Серповская И.С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 156-159.
5. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 2. - С. 6-18.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
Вестник КГУ Л 2017
160