Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование перспектив развития инфраструктуры регионального рынка информационных услуг'

Теоретическое обоснование перспектив развития инфраструктуры регионального рынка информационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / INFRASTRUCTURE / INFORMATION SERVICES MARKET / THEORETICAL BASES / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабейников Игорь Николаевич, Тихонов Николай Борисович

В статье теоретически обоснованы перспективы развития инфраструктуры регионального рынка информационных услуг. Определено, что развитие инфраструктуры рынка информационных услуг является эволюционным процессом, заключающимся в трансформации инфраструктуры от информационно-коммуникационной к сетевой и инфраструктуре знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF THE DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE REGIONAL MARKET OF INFORMATION SERVICES

The article is concerned with the theoretical substantiation of the prospect infrastructure development of the regional information structure. It is stated that the infrastructure development of market information services is an evolutional process consisting in the transformation of informationcommunication infrastructure into the net one and the knowledge infrastructure.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование перспектив развития инфраструктуры регионального рынка информационных услуг»

Теоретическое обоснование перспектив развития инфраструктуры регионального рынка информационных услуг*

И.Н. Корабейников, к.э.н.,

Н.Б. Тихонов, соискатель, Оренбургский ГУ

В настоящее время существует ряд подходов к определению инфраструктуры рынка информационных услуг, или, как указано в некоторых источниках, информационного рынка. Однако данные определения носят скорее пространный характер, в их толковании не заложена сущность самого рынка информационных услуг и не выделена базовая отрасль рынка [1].

Инфраструктура информационного рынка понимается рядом учёных как совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги [2]. В соответствии с данным определением можно обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так, В.Л. Тамбовцев предлагает инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами [3]:

— научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

— объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

— услуги образования — все виды обучения;

— управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

— бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

По нашему мнению, данное определение не полное, так как является очень общим. В нём, например, не определяются сущностная характеристика, основанная на связи с самим рынком информационных услуг, его тенденциями, и вектор развития.

Методология формирования инфраструктурного комплекса в отдельном регионе должна обеспечивать приоритет соответствующих потребностей и предусматривать при их реализации сочетание региональных и отраслевых интересов.

Поэтому на основе всей совокупности теоретических подходов к рынку информационных услуг, понятий «инфраструктура», «инфраструктура рынка информационных услуг» и др. было предложено авторское уточнение понятия: «инфраструктура рынка информационных услуг» — это сложный эволюционирующий элемент региональной экономики, состоящий из совокупности предприятий и организаций различных видов экономической деятельности, а также населения региона, трансформирующийся в процессе развития информационнокоммуникационной и сетевой инфраструктуры к инфраструктуре знаний и обеспечивающий развитие региональной экономики в условиях постиндустриального общества (рис.).

В настоящее время инфраструктура рынка информационных услуг имеет вид информационно-

* Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук. Проект № МК-2939.2011.6.

коммуникационной инфраструктуры. Следует отметить, что к сегодняшнему дню накоплен достаточный теоретический материал, позволяющий определить роль и место информационнокоммуникационной инфраструктуры в экономике страны и региона и не требующий уточнения в рамках нашего исследования.

Однако, по мнению ряда учёных, под влиянием распространения глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей и всё более широкого их применения в качестве коммуникационной среды взгляды на организацию экономики стали меняться, и сегодня предприятия так или иначе аккумулировали в себе черты, присущие новой инфраструктуре взаимодействия, — сетям. Сетевая инфраструктура становится следующим этапом развития инфраструктуры рынка информационных услуг.

В период с 2005 г. по 2010 г. удельный вес организаций, использующих локальные вычислительные сети в РФ, увеличился с 52,4 до 67,3%. Наибольший удельный вес организаций, использующих локальные вычислительные сети в 2010 г., наблюдается в Уральском федеральном округе — 73,9%, наименьший в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах — по 66% (табл.). В Оренбургской области использование локальных вычислительных сетей увеличилось с 47,4% организаций до 75,0.

Рис. - Развитие инфраструктуры рынка информационных услуг

Удельный вес организаций, использующих Интернет, за исследуемый период возрос в РФ с 53,3 до 82,4%. В Приволжском федеральном округе процент организаций, использующих Интернет, увеличился с 50,3 до 86,0%, подобная тенденция наблюдается и в Оренбургской области.

Дж. Лодон и К. Лодон выделяют эффект сетевой конвергенции, который заключается в том, что разнородные отдельные сети (по территориям и видам экономической деятельности) могут формировать гибридные сети [4]. Их инфраструктура обеспечивает уменьшение издержек на эксплуатацию сети благодаря реализации комплексных информационных услуг в её рамках.

Формирование развитой системы сетевой инфраструктуры объективно связано с конкретной территорией и во многом зависит от территориальной организации производительных сил. Наряду с решением организационноэкономических задач формирования новых элементов инфраструктуры должен быть проведён анализ существующей инфраструктуры с точки зрения её соответствия современным требованиям рыночной экономики.

На наш взгляд, под сетевой инфраструктурой следует понимать совокупность предприятий и организаций различных видов экономической деятельности, а также население региона, использующих техническое и программное обеспечение единого стандарта и уровня развития, линии связи, процедуры и т.п., обладающую устойчивыми сетевыми связями, обеспечивающую основу для развития региона в условиях становления и развития сетевой экономики. Однако данный вид инфраструктуры на сегодняшний день не столь развит, соответственно не столь сильно изучен относительно других и требует более пристального к себе отношения.

Сетевое инфраструктурное обеспечение региона в свою очередь можно разделить на техническое, программное и организационно-экономическое обеспечение.

Удельный вес организаций, использующих локальные и глобальные сети в РФ, %

Наименование федерального округа РФ Удельный вес организаций, использующих локальные вычислительные сети Удельный вес организаций, использующих Интернет

2005 г. 2009 г. 2010 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г.

Российская Федерация 52,4 60,5 68,4 53,3 78,3 82,4

Центральный федеральный округ 54,0 59,8 67,3 52,7 75,5 80,3

Северо-Западный федеральный округ 57,1 62,8 71,9 59,7 80,6 85,7

Южный федеральный округ 51,3 58 67,3 55,4 77,6 80,2

Приволжский федеральный округ, в т.ч.: 48,6 60,6 69,3 50,3 81,4 86,0

Оренбургская область 47,4 69,5 75,0 50,4 80,6 86,0

Уральский федеральный округ 61,7 66,9 73,9 58,4 83,5 87,1

Сибирский федеральный округ 49,5 58,3 65,9 49,4 73,2 77,6

Дальневосточный федеральный округ 50,0 59,9 65,7 56,3 78,0 79,1

Эффективность и значимость использования сетевой инфраструктуры в различных видах экономической деятельности от образования до промышленного производства описана Б. Гейтсом [5]. Тем не менее развитие сетевой инфраструктуры нельзя считать высшим уровнем развития инфраструктуры рынка информационных услуг.

Зарубежные учёные П. Хамберт, Р. Рамасвами, К. Сивараджан, Т Пери, Дж. Адам и др. [6, 7] пришли к выводу о том, что сетевой уровень оказывается достаточно низким уровнем, который имеет дело во многом только со сквозной передачей данных по всему пути от одного конца до другого. О.М. Юнь отмечает, что новые технологии последовательно берут на себя реализацию семантических, синтаксических и прагматических знаковых отношений. Возникает новая инфраструктура производства, в связи с чем трансформируются все хозяйственные связи. Таким производством становится производство знаний [8]. В соответствии с данными тенденциями инфраструктура рынка информационных услуг будет трансформироваться в инфраструктуру знаний.

Размещение знаний носит либо локальный, либо распределённый характер, как в территориальном, так и в видовом аспекте. Система управления базами знаний может просто хранить знания в одной из форм в качестве справочного инструмента или брать на себя часть распределительных функций.

В настоящее время многие предприятия и территории приходят к необходимости создания инфраструктуры управления знаниями. Особенности развития некоторых элементов инфраструктуры знаний представлены в работах уральской научной школы: А.И. Татаркина, В.И. Ефименкова, Е.В. Пилипенко, Е.В. Попова, В.С. Бочко.

Элементами территориальной инфраструктуры знаний являются: эффективные вузы; организации системы среднего профессионального образования; организации и структуры сферы фундаментальной и прикладной науки; венчурные предприятия; бизнес-инкубаторы; центры трансфера технологий и др.

К корпоративной инфраструктуре знаний можно отнести: КБ; отделы по производству знаний и высоких технологий; отделы информатизации и связи; системы поддержки баз знаний; патентные бюро; структуры по реализации и трансферу идей, изобретений и открытий и различные другие структуры.

Для прогнозирования такой инфраструктурной отрасли необходимо учитывать не только характер научно-технического прогресса в научной сфере, в среде инфокоммуникаций и структурные сдвиги в отраслевой экономике, но и влияние макроэкономической динамики и факторов на тенденции развития инфокоммуникаций.

Под инфраструктурой знаний нами предлагается понимать совокупность взаимодействующих предприятий и организаций различных видов экономической деятельности, а также населения региона, обеспечивающих взаимообусловленный процесс научно-технического развития и научно-технической деятельности для целей количественного и качественного роста производства, потребления и накопления (сохранения) знаний.

Важнейшая функция региональной инфраструктуры знаний — минимизация затрат на взаимодействие сторон по поводу производства, потребления и накопления (сохранения) знаний с определением порядка и последовательности такого взаимодействия, а также максимизация эффективности научно-технического развития региона.

Литература

1. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Теоретические аспекты эффективности развития регионального рынка информационных услуг // Экономика региона. 2008. № 4. С. 158-166.

2. Инфраструктура информационного рынка [Электронный ресурс] / Разработчик — Web-and-Press. URL: http://www. glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!w:tqo

3. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Изд-во МГУ, 1993. 127 с.

4. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. 7-е изд. / пер. с англ. под ред. Д.Р. Трутнева. СПб.: Питер, 2005. 912 с.

5. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправленное. М.: Эксмо, 2007. 480 с.

6. Humblet P.A. An Efficient Communication Protocol for High-Speed Packet-Switched Multichannel Networks // Proc. SIGCOMM’ 92, 1992. P. 2—13.

7. Perry T.S. E-Mail: Pervasive and Persuasive // IEEE Spectrum, vol. 29, Oct. 1992. P. 22—28.

8. Юнь О.М. Производство и логика: информационные основы развития. М.: «Издательский дом «Новый век», 2001. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.