УДК 378
А. А. Сивухин
Теоретическое обоснование модели регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туристской индустрии
В данной статье рассматривается авторский вариант модели формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм». Цель статьи - смоделировать процесс формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм».
This article discusses the author's version of the model of formation of a regionally-oriented communicative competence of bachelors of the tourism industry. The purpose of this work is to simulate the formation of a regionally-oriented communicative competence of bachelors of the tourism.
Ключевые слова: модель, моделирование, бакалавр туризма, регионально ориентированная коммуникативная компетенция, профессиональная подготовка.
Keywords: model, modeling, Bachelor of Tourism, regionally oriented communicative competence, professional training.
Туристская индустрия как экономическая отрасль играет большую роль в экономическом развитии государства: предоставляет рабочие места для местного населения, продает продукцию и услуги въезжающим туристам, способствует получению доходов от ввоза валюты. Во многих странах туризм является основным источником увеличения национальной казны [1, с. 72-73]. Соответственно, уровень развития туризма напрямую влияет на уровень экономики страны в целом.
Развитие и увеличение доли туристской индустрии напрямую зависит от компетентности специалистов, работающих в данной области. Анализ компетентностей, предъявляемых к специалистам туризма и ФГОС ВПО по направлению «Туризм» позволяет выделить коммуникативную компетентность, как одну из необходимых компетентностей для осуществления профессиональных задач [6, с. 213]. В своей профессиональной деятельности менеджер сферы туризма осуществляет бронирование отелей, билетов; разрабатывает новые туристические маршруты, осуществляет переговоры с партнерами, презентует готовый туристский продукт клиентам и т. д. Осуществление этих задач невозможно без должного уровня коммуникативной компетентности, формирование
которой происходит в процессе профессиональной подготовки, в частности при обучении иностранным языкам.
В профессиональной подготовке, в том числе и у бакалавров по направлению «Туризм», необходимо учитывать процесс регионализации, предполагающий учёт особенностей данного региона для подготовки востребованных специалистов. Это играет большую роль в формировании регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма. Анализ специфики географического положения Дальнего Востока позволил сделать вывод, что для осуществления профессиональной деятельности бакалавров туризма в Дальневосточном округе потенциально приоритетными будут являться страны Азиатско-Тихоокеанского региона [7].
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Туризм» при формировании регионально ориентированной коммуникативной компетенции нашей задачей является ориентация на профессиональную межкультурную коммуникацию в граничащих странах, что способствует подготовке компетентного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в данном регионе.
Формирование регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм» будет эффективнее, если данный процесс будет систематизирован и оформлен в виде модели.
Понятие «модель» трактуется по-разному разными авторами, в частности, модель является «мысленным представлением или материально реализованной системой, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [5; с. 185]. Соответственно, моделирование - процесс создания, изучения и применения данной модели на практике [3].
Анализ существующих подходов, принципов, применяемых в педагогическом моделировании, позволил нам разработать авторский вариант педагогической модели формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм» (рис.). Предложенная нами модель состоит из нескольких блоков: целевого, методологического, содержательного, технологического и диа-гностико-контролирующего.
Социальный заказ и регион професси- Требования ФГОС ВПО по направлению «Туризм»
ональной деятельности
Цель: формирование регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма.
Зад ачи: 1) сформировать регионально-социокультурную компетенцию в аспекте их будущей профессиональной деятельности; 2) сформировать регионально-речевую компетенцию в аспекте их будущей про фессиональной деятельности; 3) сформировать регионально-языковую компетенцию в аспекте их будущей профессиональной деятельности
а
о
Ч
»о «
о в о
Ч
Теоретические подходы
Системный Личностно -ориентированый Компетент-ностный Региональный Социокультурный Интегративный
о « Ч =
о 2 ч S
о н о
SS
а
о
4
»о «
5 -
ч
о
н я £ а
о
ч о U
I.
Формирование регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра туризма
Формы обучения Методический подход Методы, средства
аудиторная; внеаудиторная; индивидуальная; групповая; фронтальная. коммуникативно-когнитивный подход информационно- коммуникационные технологии (Интернет, мультимедиа и др); деловые и ролевые игры; метод Case Study.
Педагогические условия:
-регион профессиональной деятельности детерминирует выбор второго иностранного языка;
-содержательная интеграция регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма с циклом профессиональных дисциплин и практиками;
-использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовки обучении иностранным языкам ..информационных и коммуникационных технологий
В о
4
»о «
5 В и о
г
S -
о Ч о Я и
Сформированная регионально ориентированная коммуникативная компетенция бакалавра по направлению «Туризм» ■ X о ч »о :=
Уровни регионально-ориентированной коммуникативной компетенции бакалавра туризма а s н S в 2 ^ а s
Низкий Средний Высокий о я -
Я ч
Результат: сформированная регионально ориентированная коммуникативная компетенция бакалавра по направлению «Туризм» & н S о В
Рис. Авторский вариант модели формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм»
Целевой блок в данной модели формируется под влиянием внешних факторов: социальный заказ общества и заказ региона на будущего бакалавра туризма, а также требованиями ФГОС ВПО по направлению «Туризм». Целью является формирование регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма в процессе изучения иностранных языков в вузе. Формирование данной компетенции происходит в процессе изучения иностранных языков: английского (как международного языка коммуникации) и второго (с учетом региональных особенностей) языков. Поставленная цель определила задачи:
• сформировать регионально-социокультурную компетенцию бакалавров по направлению «Туризм» в аспекте их будущей профессиональной деятельности;
•сформировать регионально-речевую компетенцию бакалавров по направлению «Туризм» в аспекте их будущей профессиональной деятельности;
•сформировать регионально-языковую компетенцию бакалавров по направлению «Туризм» в аспекте их будущей профессиональной деятельности.
Реализация данных задач способствует достижению поставленной цели, так как данные компетенции: регионально-социокультурная, регионально-речевая и регионально-языковая являются составляющими регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма [7].
Методологический блок объединяет в себе теоретические подходы, способствующие формированию регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туриндустрии.
Системный подход позволяет систематизировать процесс формирования данной компетенции в прозрачную четкую систему, которая способствует формированию регионально ориентированной коммуникативной компетенции в соответствии с уровнем развития бакалавра туризма и систематизирует данный процесс с целостной системой - профессиональной подготовкой бакалавров по направлению «Туризм».
Личностно ориентированный подход ориентирует нас на учет индивидуальных особенностей каждого бакалавра туристской индустрии, их личный опыт, сферу интересов, возможностей.
Компетентностный подход способствует подготовке бакалавра туризма, который обладает всеми необходимыми профессиональными компетенциями и готов применять их непосредственно в профессиональной деятельности.
Региональный подход в формировании регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма является одним из приоритетных. Он позволяет определиться с выбором второго иностранного языка в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Туризм»: учитывает особенности географического положения
региона (соседство с приграничными странами), популярность туристских направлений в данном регионе (въездной и выездной туризм), перспективы экономических взаимоотношений, дальнейшего развития туризма в данном регионе. Так, проанализировав вышеуказанные компоненты для региона Амурской области, мы пришли к выводу, что в современной ситуации самым популярным направлением въездного и выездного туризма в данном регионе является Китай, перспективы развития взаимовыгодных туристических направлений с которым оговорены в рамках перспектив сотрудничества стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) [4]. Следовательно, в качестве второго иностранного языка бакалаврам туристской индустрии в данном регионе необходимо изучать китайский язык.
Социокультурный подход помогает нам развивать личностные качества бакалавров в единении с изучением культурного наследия нашей страны, а также ознакомлением их с особенностями культуры, социальных взаимоотношений, историей, традициями будущего региона профессиональной деятельности.
Интегративный подход способствует интеграции содержания дисциплин профессионального цикла в процессе обучения иностранным языкам и интеграции иностранных языков в цикле направлений производственной практики. Так, в процессе изучения иностранных языков, бакалавры туризма на иностранном языке знакомятся с особенностями будущей профессиональной деятельности. Они обсуждают различия в деятельности турагентства и туроператоров, должностные обязанности менеджеров разных уровней, учатся вести деловые переговоры с иностранными партнерами, бронировать билеты и гостиницы на иностранных сайтах и т. д., чтобы затем применить полученные знания, умения в процессе производственной практики непосредственно на туристском предприятии, в процессе реальной профессиональной деятельности.
Содержательный блок в процессе формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туриндустрии выражен предметным и процессуальным аспектами. Процессуальный аспект выражает навыки и умения применять полученные знания непосредственно в процессе коммуникации, что отражает компетентность бакалавра туризма в коммуникации. Предметный аспект включает разнообразные знания, вовлекаемые в процесс обучения иностранному языку [2].
Таким образом, предметный аспект формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туриндустрии представляет языковый материал, который полноценно отражает региональные особенности региона (культуру, традиции, экономику, географию, социальные особенности коммуникации и т. д.) и профессиональную деятельность (должностные обязанности работников туриндустрии, специфику документоведения, особенности бронирования и раз-
работки экскурсионных маршрутов и т. д.). Процессуальный аспект выражен в формировании регионально-социокультурной, регионально-речевой, регионально-языковой компетенций на основе знаний о регионе средствами иностранных языков. Технологический блок в формировании регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туриндустрии включает в себя: формы обучения, методологический подход и методы, средства обучения.
Формирование регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров - туристов происходит при обучении иностранным языкам. В качестве форм обучения данной дисциплине предполагается применение аудиторных занятий (совместно с преподавателем), внеаудиторных форм (самостоятельная работа бакалавров), индивидуальных, групповых и фронтальных, что подготовит бакалавров к осуществлению профессиональных задач как индивидуально, так и в группе.
В качестве методологического подхода при обучении иностранным языкам коммуникативно-когнитивный подход является наиболее подходящим. Данный подход эволюционировал на базе коммуникативной методики обучения иностранным языкам и опирается на знания о естественном пути познания каждой личности, в т. ч. и каждого бакалавра туризма в соответствии с его личностным уровнем развития, что направлено на формирование языковой и коммуникативной компетенции бакалавров туриндустрии. Коммуникативно-когнитивный подход ориентирует нас на необходимость уделять внимание каждому бакалавру, учитывать его индивидуальные особенности познания, личный опыт, сферу его интересов и таким образом помогать ему узнавать иностранный язык, иноязычную культуру.
Среди существующего многообразия методов, средств обучения иностранным языкам, с целью формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма нами выделены информационные и коммуникационные технологии.
Информационные и коммуникационные технологии включают в себя все современное техническое и программное обеспечение, средства и технологии обучения. В качестве примера применения современных технологий можно привести использование Интернета, который способствует интерактивному общению с носителем языка (электронная почта, Skype, ICQ, видеоконференции); дает доступ к профессиональной литературе на иностранном языке, электронным библиотекам; позволяет искать необходимую информацию (аудио- и видеофайлы на иностранном языке, профессионально ориентированные сайты). Система Moodle способствует организации самостоятельной работы бакалавров: самостоятельному изучению дополнительного материала, отработке навыков аудирования и т. д. Деловые игры позволяют имитировать реальные профессиональные ситуации, в которых бакалавр туризма может отра-
ботать необходимые навыки коммуникации, например бронирование отеля для клиентов или обсуждение нового туристского маршрута с коллегами.
Применение данных технологий в формировании регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм» будет эффективнее при выполнении педагогических условий:
• регион профессиональной деятельности детерминирует выбор второго иностранного языка;
• содержательная интеграция регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туризма с циклом профессиональных дисциплин и практиками;
• использование в профессиональной подготовке при обучении иностранным языкам информационных и коммуникационных технологий.
Диагностико-контролирующий блок подразумевает применение промежуточных и контрольных процедур, а также анализ полученных результатов для оценки эффективности проводимых мероприятий.
На основе шкалы Совета Европы, исследований А. А. Насыровой, а также особенностей профессиональной деятельности бакалавров ту-риндустрии нами составлена методика, которая позволяет оценить регионально-социокультурную, регионально-языковую, регионально-речевую компетенции. Данная методика позволяет отразить три уровня сформированости регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров по направлению «Туризм»: «низкий», «средний», «высокий». Каждый уровень подразумевает владение навыками говорения, письма, чтения и аудирования.
Низкий уровень сформированности позволяет бакалавру туринду-стрии выполнять профессиональные задачи с простым обменом информации на знакомые ему профессиональные темы. Бакалавр может задавать вопросы и отвечать на них, используя регионально ориентированную лексику, профессиональную лексику, участвовать в простых разговорах на профессиональную тематику.
Средний уровень предполагает, что бакалавр туриндустрии владеет базовой информацией об истории и специфике географического положения региона, культурных особенностях и профессиональной деятельности его населения, принимает участие в разговоре на знакомые профессиональные темы. Владея данным уровнем регионально ориентированной коммуникативной компетенции, бакалавр туризма способен достаточно быстро общаться на профессиональные темы, подготавливать самостоятельные, четкие сообщения по различным темам, в том числе профессиональным.
Высокий уровень свидетельствует о том, что бакалавр туристской индустрии способен принимать участие в обсуждении региональных
особенностей, перспектив развития данного региона, оперировать фактами (экономическими, географическими, социокультурными и т. д.) о данном регионе, умеет отстаивать свою точку зрения в процессе профессиональных дискуссий. Владея высоким уровнем регионально ориентированной коммуникативной компетенции, бакалавр знает историю и настоящее положение региона, понимает тонкости социальных и культурных традиций данного региона, их отличия от других регионов, воспринимает любое устное и письменное сообщение на профессиональные темы.
Таким образом, предложенный нами авторский вариант модели формирования регионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров туриндустрии является целостной и динамичной системой, объединяющей в себе совокупность целевого, методологического, содержательного, технологического и диагностико-контролирующего блоков при наличии комплекса необходимых педагогических условий.
Список литературы
1. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. - М.: Гардарики, 2005. -160 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингво-дидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Делимова Ю.О. Моделирование в педагогике и дидактике. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20806278 (дата обращения: 31.06.2014)
4. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/D23D45D62C00F78E44257B35002ACD50 (дата обращения: 14.08.14)
5. Краткий философский словарь / под ред. А. П. Алексеева. - М.: Проспект, 2000. - 400 с.
6. Сивухин А.А. Роль иностранного языка в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Туризм»: теоретические подходы // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. - 2014. - № 2. - С. 212-217.
7. Сивухин А.А. Регионально ориентированная коммуникативная компетенция бакалавров туристической индустрии: понятие, сущность // Вектор науки Тольяттин-ского гос. ун-та. - 2014. - №2.