УДК 371.2
Боброва Г алина Владимировна
Теоретический анализ аспектов по осуществлению деятельности образовательных учреждений довузовской подготовки с военной
направленностью
Последние указы президента Российской Федерации направлены на повышение боеготовности Вооруженных Сил Российской федерации. Наряду с перевооружением армии, реформированием структуры, решаются вопросы обеспечения офицерского состава, улучшения условий жизни, быта и прохождения службы. Все это повышает престиж службы в армии в глазах общественности. Если еще несколько лет назад общество не однозначно относилось к профессии офицера, то сегодня ситуация кардинально изменилась -профессия офицера стала престижной. Вследствие этого наряду с высшими военными учебными заведениями с каждым годом все больше набирает популярность военные училища довузовской подготовки.
Суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса начинают свою историю со времен Петра I, а специфика обучения отличается тем, что кроме задач, полностью соответствующих всем требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта, военные училища создают основу для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Уже к 2010 г. в России существует более 150 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся или именующих себя кадетскими или суворовскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации [9].
Богатая история, традиция существования и особенности образовательной и воспитательной деятельности довузовских военных школ, дает ученым перспективные направления в изучении аспектов образовательной и воспитательной подготовки. Так, изучение научных трудов, опубликованных
статей и учебных пособий, показало основные направления, которые интересовали ученых в разные годы.
Наиболее содержательно отечественными военными историками и военными педагогами изучалась проблема подготовки офицерских и гражданских кадров через кадетские корпуса и военные заведения в России [1]. Ряд ученых - Бондаренко В.Н. [5, с. 14], Гурковский В.А. [7], Уваров И.А., [23] в своих работах обращаются к истории становления и развития системы суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов. Ковалевым А. П. были проанализированы социально-исторические и военно-педагогические предпосылки возникновения начальных военно-учебных заведений для юношей школьного возраста в России (1920-1990 гг.). Историко-педагогический анализ и обобщение опыта обучения и воспитания юношей школьного возраста, накопленного военно-приготовительными учебными заведениями, суворовскими военными училищами, использование его достижений в практике кадетских корпусов, общеобразовательных учреждений, по мнению автора, будут способствовать повышению качества начального военного профессионального образования в соответствии с новыми требованиями. Требования эти, прежде всего, связаны с разработкой новых форм подготовки специалистов, поиском новых путей ориентации школьников на военные специальности [12, с - 4]. Климашкина Е.В. провела оценку и систематизацию источников изучения педагогического опыта дореволюционных кадетских корпусов и военных гимназий, имеющих научную значимость для современной педагогической практики[11, с - 20 - 22].
Свиридов В.А., Худякова Т.А., Яковлева Л.В. и Полянин А.Р. в своих работах раскрыли сущность и содержание подготовки будущих офицеров в России в разные периоды Российской истории. Они провели историкопедагогический анализ становления и развития гуманитарной подготовки будущих офицеров в военно-учебных заведениях Российской Империи и современной России[18, 20, 24, 25].
Ряд работ посвящен воспитательной системе в образовательном процессе суворовских училищ. Беляев А.В. в своем исследовании раскрывает сущность понятия готовности воспитанников к военно-профессиональной деятельности, выявляет особенности процесса воспитания в условиях военно-учебного заведения [3].
Ромайкин В.Ю. исследовал воспитывающий потенциал кадетских корпусов [19]. В своей работе он утверждает, что, формирование воспитывающей среды кадетского корпуса, адекватной специфике образовательного процесса, будет успешной, если в процессе педагогической деятельности реализуется субъектнодифференцированный подход, основой которого является психологопедагогическое сопровождение различных событий в жизни кадета. То есть, опыт нравственного поведения воспитанников будет тогда являться гарантом морального воспитания, если:
- в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства и служения Родине, адекватных мальчишеским кодексам чести, особенностям юношеской дружбы;
- осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции;
- воспитатели в кризисных и конфликтных ситуациях оперативно корректируют межличностное взаимодействие воспитанников друг с другом, воспитанников с учителями школы и командирами.
Работы ряда ученых (Константинов В.В., Львин Ю.М. и Мощенко А.В. ) посвящены психологическому сопровождению образовательного процесса в кадетских корпусах и суворовских училищах. Ученые раскрывают особенности психологического отбора в образовательные учреждения Министерства Обороны РФ, психологические особенности обучения в подобных учебных заведениях[13, 15,17].
Мощенко А.В. предложил концепцию психологии средней общеобразовательной военной школы, которая опирается на общие
закономерности возрастного и индивидуального развития старшего подростка и раннего юноши в условиях закрытого детского военного учреждения. Концепция определяет комплексное образовательное и развивающее пространство как совокупность организационных, психолого-педагогических и нравственногуманистических компонентов, обеспечивающих эффективное формирование личности суворовца, направленное ее развитие и переход от условий обучения в суворовском военном училище к обучению в ВУЗах с наименьшими психологическими нагрузками, сохранением физического и психического здоровья[17, с. - 467].
Львин Ю.М. экспериментально доказал, что система психологического сопровождения образовательного процесса в специализированных учебных заведениях закрытого типа должна строиться поэтапно с учетом закономерностей динамики адаптации и развития личности, а также индивидуально-психологических особенностей юношей [15, с. - 3].
Подготовке военно-профессиональной направленности посвятили свои исследования Асриев А.Ю., Киселев В.А. и Старикова А.Б.[2, 10, 22]. Мельник А.И. в своей работе отражает результаты исследования, направленные на изучение педагогических условий формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ [16, с.- 4]. Автор выявил и экспериментально подтвердил возможность влияния педагогическими средствами, имеющимися в распоряжении суворовских военных училищ и кадетских корпусов на субъективный процесс развития военнопрофессиональной направленности воспитанников, где педагогическое сопровождение, как особый вид педагогической деятельности, адаптирован к условиям учреждений начального профессионального военного образования.
Относительно мало работ посвящены физической и спортивной подготовке учащихся суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов. Так, формирование культуры здоровьесбережения юношей в условиях кадетского корпуса изучал Иванников С.В.[8, с. - 3]. Гипотеза его исследования основана на
предположении, что процесс формирования культуры здоровьесбережения кадет будет более эффективным, если будет раскрыта сущность и структура культуры здоровьесбережения, а так же реализована совокупность следующих педагогических условий, отражающих специфику учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе:
- подчинение организации жизнедеятельности юношей в учебном заведении идее формирования культуры здоровьесбережения,
- квалифицированное участие всех субъектов образовательного процесса на основе изучения специализированного курса «Культура здоровьесбережения личности кадета»,
- интенсификация физической подготовки юношей.
Физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах посвящена работа Лаврентьева В.А. [14, с - 4]. Он утверждает, что повысить уровень развития основных физических качеств и прикладных двигательных навыков у обучающихся, необходимых кандидатам для поступления в высшие военно-учебные заведения позволит внедрение в процесс спортивной работы военно-спортивного многоборья, разработанного на основе дифференцированной оценки физической и спортивной подготовленности.
Вывод
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р была утверждена Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года [9]. В концепции раскрывается ситуация, сложившаяся в настоящее время в сфере подготовки граждан к военной службе, которая характеризуется следующими негативными факторами:
- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
- отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;
- недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;
- отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;
- недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
- отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе.
В концепции отражаются цели новой системы подготовки граждан к военной службе:
1. Создание условий для обеспечения гарантированного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы и военно-учетным специальностям;
2. Снижение количества граждан, не соответствующих по состоянию здоровья и уровню физического развития требованиям военной службы, к 2016 году - до 20 процентов, к 2020 году - до 10 процентов, а также увеличение показателя годности к военной службе граждан, прибывших на призывные комиссии, к 2016 году - на 15 процентов, а к 2020 году - на 28 процентов.
В тоже время, проведенный теоретический анализ позволил констатировать, что накопленный в педагогике и смежных с ней науке теоретический и фактический материал недостаточен для решения
вышеизложенных задач. И, в частности, задач, которые должны решать суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса, а это, прежде всего задачи интеллектуального, культурного, физического и нравственного развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Обзор диссертаций и научных работ показал, что мало внимания со стороны ученых уделяется взаимосвязи готовности к службе в армии с состоянием здоровья подрастающего поколения. Остается не раскрытой проблема повышения физической подготовленности и профессионально-прикладных навыков учащихся довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны РФ в специфических условиях обучения, характерных для таких школ. Недостаточно работ по выбору видов спорта и внедрению дополнительного образования в систему подготовки воспитанников.
Как было отмечено в работе Бережновой Л.Н. и Крылова М.В. -педагогическая наука накопила определенные знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания военнослужащих. Но продуктивность их применения определяется, прежде всего, учетом условий, в которых протекает педагогический процесс. И здесь необходима более эффективная реализация объяснительной и проектировочной функций педагогики. В решении данной проблемы важную роль должны сыграть не только объединение усилий различных наук, изучающих проблемы образования военнослужащего, но и тесный союз, интеграция педагогической науки и образования [4, с. - 32-37].
Суворовским, нахимовским и кадетским училищам присущ собственный путь исторического развития, особые условия существования, что обусловливает необходимость уточнения основ построения образовательного процесса с его воспитывающим и развивающим потенциалом для подготовки подрастающего поколения к службе в Российской Армии.
Список литературы
1. Алпатов, Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий России / Н.И. Алпатов М.: Учпедгиз, 1958. - 244 с.
2. Асриев А. Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук/ А.Ю. Асриев. Омск, 2008. - 23 с.
3. Беляев А.В. Воспитание готовности к защите Родины у старшеклассников
в условиях учебного заведения интернатного типа (на материале суворовских военных училищ): Автореф. Дисс. ... канд. пед. наук. - ЦКЬ: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-stanovlenie-i-razvitie-sistemy-dovuzovskoy-voenno-professionalnoy-podgotovki-v-rossii#ixzz2nnl9sYS2. Дата обращения 24.02.2014.
4. Бережнова, Л.Н. Педагогика и перспективы её развития в военных вузах внутренних войск МВД России/ Л.Н. Бережнова, М.В. Крылов// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12. - С. 32 - 36.
5. Бондаренко, В.Н. Кадетские корпуса России во второй половине 19 века: опыт, уроки. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Н. Бондаренко. -М.,1997. - 17 с.
6. Галибина, Л.А. Воспитание здорового образа жизни у кадет общеобразовательных военно-учебных заведений России. Дисс. ... канд. пед. наук / Л.А. Галибина. С-Пб, 2002. - 211 с.
7. Гурковский, В.А. Кадетские корпуса Российской империи / В.А. Гурковский. - М.: Белый берег, 2005. - 367 с.
8. Иванников, С. В. Формирование культуры здоровьесбережения юношей в условиях кадетского корпуса: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / С.В. Иванников.
- Тамбов, 2006. - 25 с.
9. Кадетские учебные заведения в 21 веке: ЦКЬ:
http://www.ruscadet.ru/kktoday/list.htm (дата обращения 4.03.2014) Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р г. [Москва "Российская газета" -Федеральный выпуск №5109]. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html Дата обращения 4.03.2014
10. Киселев, В.А. Система военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в военно-техническом кадетском корпусе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.А. Киселев. Тольятти, 1998. - 170 с.
11. Климашкина Е. В. Источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е. В. Климашкина. Ставрополь, 2005. - 24 с.
12. Ковалев А.П. Становление и развитие системы довузовской военно-
профессиональной подготовки в России (1920 - 1990 гг.): Авт. дисс. ... канд. пед. наук. ШЬ: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-
stanovlenie-i-razvitie-sistemy-dovuzovskoy-voenno-professюnalnoy-podgotovki-v-rossii#ixzz2nnl9sYS2 Дата обращения 25.02.2014
13. Константинов В.В. Профессиональный психологический отбор в суворовские военные училища и кадетские корпуса Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук/ В.В. Константинов. С-Пб., 1998. - 25 с.
14. Лаврентьев В.А. Военно-спортивное многоборье как средство повышения физической и спортивной подготовленности обучающихся в суворовских военных училищах: Автореф. дисс. канд. пед. наук / В.А. Лаврентьев. С-Пб., 2005. - 27 с.
15. Львин Ю.М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах: Автореф. дисс. канд. псих. наук/ Ю.М. Львин. С-Пб., 1999. - 24 с.
16. Мельник А.И. Педагогические условия формирования военнопрофессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук / А.И. Мельник. М., 2007 . - 27 с.
17. Мощенко А. В. Психологические основы совершенствования учебновоспитательного процесса в суворовских военных училищах: Дис. ... д-р пед. наук /А.В. Мощенко. М., 1998. -516 с.
18. Полянин А. Р. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в военноучебных заведениях Российской империи в XVIII - начале XX века: Автореф. дис... канд. пед. наук /А.Р. Полянин. Воронеж, - 2009 - 25 с.
19. Ромайкин В. Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса: монография /В.Ю. Ромайкин. - Кострома.: КГУ, 2004. - 260 с.
20. Свиридов В.А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века. Автореф. дис. д-р пед. наук. -Воронеж, 2006. - 62 с.
21. Смирнов С.Н. Педагогические условия использования символики в
воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: Дис. канд.
пед. наук. — Кострома, 2002.- 125 с.
22. Старикова А.Б. Формирование готовности к обучению в ВВУЗе и предстоящей профессиональной деятельности у выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов. Автореф. дисс. канд.пед.наук /А.Б. Старикова. Калуга, 2000. - 19 с.
23. Уваров, И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военноучебных заведений дореволюционной России: Автореф. дис... канд. пед. наук / И.А. Уваров. М.: МПГУ им. Ленина, 1996. - 16 с.
24. Худякова Т.А. Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России (1731-1917 гг.): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук /Т.А. Худякова. Смоленск, 2013. - 24 с.
25. Яковлева Л.В. Педагогические условия воспитания кадет и юнкеров в военно-учебных заведениях Российской Империи: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Л.В. Яковлева. - Воронеж, 2011. - 25 с.