И. В. Васильева. Теоретические противоречия в определении феномена интуиции
негативно окрашенные моральные импликации самого термина «эгоизм». Разумеется, вышесказанное не отменяет и отдельных негативных сторон эгоизма - теперь, однако, ровно в той же степени, что и любого другого используемого конструкта.
Отныне эгоизм способен отбрасывать не «тень», а наоборот, «свет» на понятие «смысл», исходя из того, что эгоистические «польза и выгода» (относящиеся к высшему уровню системы «Эгоизм» в ЛОКС) формируют, помимо прочего, осмысленную жизнь. Верно и обратное: смысл, в свою очередь, «освещает» родственные ему высшие формы эгоизма, связанные с реализацией индивидуального потенциала и достижением наполненной, счастливой жизни. Плоды подобного союза между двумя понятиями могут оказаться необычными и интересными, с точки зрения дальнейших исследований и теоретических построений.
Библиографический список
1. SeligmanM. Flourish. N.Y., 2011. 354 p.
2. Левит Л. З. Уникальный потенциал, самореализация, счастье. Saarbrucken, 2013. 482 с.
3. Левит Л. З. Что же такое счастье : опыт трех исследований // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 139-148.
4. LevitL. Z. Meaning and egoism : Are the notions compatible? // International Journal of Social Science Research. 2014. Vol. 2, № 1. P. 102-112.
5. LevitL. Z. Personal uniqueness therapy : living with an inner ideal // American Journal of Applied Psychology. January 2014. Vol. 3, № 1. P. 1-7.
Happiness and Meaning: the Discussion with M. Seligman Leonid Z. Levit
Center for Psychological Health and Education, Minsk, Belarus 8-114, K. Marksa str, Minsk, 220030, Belarus E-mail: [email protected]
The author presents theoretical views and experimental results, which question M. Seligman's statement concerning the necessity of a person's attachment to something outer and bigger than herself in order to achieve meaning in life. In the frame of the author's theoretic conception, meaning is achieved with the help of realization of something inner, smaller and higher, not bigger and outer. Numerous positive correlations between the «meaning» and the «egoism» constructs are much stronger than between meaning and altruism. The results obtained demonstrate the preferable possibility for a person to construct meaning which is based on her own inner potential (the ideal part of self) and its realization.
Key words: meaning, egoism, altruism, happiness, systemic approach. References
1. Seligman M. Flourish. New York, 2011. 354 p. (in English).
2. Levit L. Z. Unikal'nyy potentsial, samorealizatsiya, schast'e (Unique potential, self-realization, happiness). Saarbrucken, 2013. 482 p. (in Russian).
3. Levit L. Z. Chtozhe takoeschast'e: opyttrekh issledovaniy (What is happiness: experience of three researches). Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii (Pedagogical Education in Russia), 2014, iss. 4, pp. 139-148 (in Russian).
4. Levit L. Z. Meaning and Egoism: Are the Notions Compatible? International Journal of Social Science Research, 2014, vol. 2, iss. 1, pp. 102-112 (in English).
5. Levit L. Z. Personal uniqueness therapy: living with an inner ideal. American Journal of Applied Psychology. January 2014, vol. 3, iss. 1, pp. 1-7 (in English).
УДК 159.9.072
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ФЕНОМЕНА ИНТУИЦИИ
И. В. Васильева
Васильева Инна Витальевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Описаны теоретические противоречия в определении психологических механизмов интуиции. В исследованиях выделяется один подход, рассматривающий интуицию как комплексное функционирование когнитивных процессов, и другой - рассматривающий интуицию как получение «прямого знания», вне рационально объяснимых возможностей получения информации. Обозначены трудности, с которыми сталкиваются специалисты разных на-
правлений (психологи, психофизиологи) при исследовании ин-туиционных феноменов. В качестве подходов к изучению интуиции предложены междисциплинарный и интраиндивидуальный подходы.
Ключевые слова: интуиция, когнитивные процессы, «прямое знание», междисциплинарный, интраиндивидуальный подходы.
Введение
Работа интуиции тесно связывается с представлением о возможности получения важного, жизненно ценного знания, позволяющего в
© Васильева И В„ 2015
Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)
нужное время принять правильное решение, избежать опасности, сохранить жизнь. При этом интуиционные феномены являются одними из наименее объясненных.
Теоретический анализ проблемы
В академической науке термином интуиция обозначаются феномены, различные по своим механизмам зарождения и реализации. Отчетливо выделяется два основных теоретических взгляда на интуицию. Первый описывает её как способ обработки информации, получаемой из накопленного жизненного опыта посредством мыслительных операций. Фактически интуиция в рамках данного подхода - это особая форма мышления, где решение задачи осуществляется без достаточно отрефлексированного и осознанного анализа. Яркими представителями этого направления в представлениях об интуиции выступают А. Tversky, D. Kahneman [1], описывающие механизм ее работы через эвристики, Я. А. Пономарев [2], показавший роль «подсказок» как аналога прошлого опыта для успешности работы интуиции, D. Berry, D. Broadbent [3], продемонстрировавшие эксперименты, аналогичные исследованиям Я. А. Пономарева, на материале компьютерных игр, Е. А. Наумен-ко [4], выделивший обобщение и внутреннюю речь как механизмы интуиции, описывая вполне рациональные способы обработки информации, поступившие к человеку от органов чувств.
Однако в рамках данного подхода совершенно не объяснимы случаи, когда человек получает принципиально недоступную органам чувств и способам анализа информацию благодаря явлениям, условно обозначаемым как «вещие сны», «дальновидение» (знание о событиях, происходящих на значительном удалении от человека и принципиально недоступных его органам чувств), «предвидение» (знание о будущих, еще не совершившихся событиях). В традиционном понимании источник этой информации принципиально удален и не доступен восприятию, зачастую отсутствует причинная связь таких событий с настоящими или наблюдаются чрезвычайные символичные совпадения явлений психической жизни и физической реальности (синхронистич-ность, по К. Г. Юнгу). Такого рода необъяснимые факты накапливаются в наблюдениях уже давно, традиционно их относят к паранормальным феноменам, однако всё чаще они попадают в область исследований академической науки. Примером тому могут служить исследования R. McCraty [5], P. Tressoldi, D. Radin [6], выполненные в соответствии с требованиями воспроизводимости, операционности, значимости.
R. McCraty в исследованиях связи сердечной и мозговой деятельности показал, что соответ-
ствующие психофизиологические корреляты опережающее реагируют на событие еще до того, как оно произойдет. В исследованиях P. Tressoldi исследованы эффекты проскопии (предвидения), опережающего восприятия с учетом влияния значимых, напряженных событий в жизни человека. D. Radin описывает физическое явление «квантовой запутанности» как механизм интуиции, предполагая, что именно оно обеспечивает связь сознаний людей друг с другом. Эти исследования показывают, что механизм функционирования интуиции необходимо искать, выходя на междисциплинарные исследования, опираясь на базовые, фундаментальные законы физики, биологии и других наук.
Существование этих двух подходов демонстрирует терминологическую запутанность понятия «интуиция». Под одним и тем же термином фактически подразумеваются разные по механизму функционирования феномены. С одной стороны, интуиция - процесс переработки информации, полученной в ходе жизненного опыта, через органы чувств от непосредственно, физически локально (в зоне восприятия) действующих стимулов. Этот механизм познания обобщает накопленный опыт (осознаваемый и неосознаваемый), источник этого опыта можно отследить и логически объяснить. С другой стороны - интуиция интерпретируется как «прямое чувствознание», необъяснимое с точки зрения традиционных, рациональных, логических представлений, вне известных способов восприятия и коммуникации, механизм переработки информации о физически нелокальных (принципиально не доступных органам чувств), личностно и/или биологически значимых событиях посредством совокупности психических процессов и воспроизведения в продуктах сознания, деятельности, поведения.
Таким образом, термин один и тот же, а содержание этих феноменов принципиально разное. Этим может быть обусловлена путаница в теоретических представлениях о природе функционирования и методических подходах к исследованию интуиции. Так что же такое интуиция? Каким образом можно развести разное содержание устоявшегося термина?
Вопрос о механизме работы интуиции, объяснения природы интуиционных феноменов в рамках традиционных академических требований воспроизводимости, операциональности, статистической значимости до сих пор не решен, но именно сейчас может и должен получить решающий импульс к своему разрешению.
Во-первых, в современный период развития науки глобализация и информатизация исследований позволяют с использованием компьютерных и информационных технологий, психофизиологических и психологических ме-
28
Научный отдел
П. В. Васильева. Теоретические противоречия в определении феномена интуиции
тодик организовывать и проводить стандартизированные исследования. Тем самым обеспечивается накопление большого массива достоверных данных с соблюдением канонов, принятых не только в психологических исследованиях, но и в доказательной медицине и даже в физическом статистическом эксперименте.
Во-вторых, достижения таких наук, как физика, кибернетика, системный анализ, гносеология, физиология, психология и другие направления формируют новые горизонты научного мировоззрения и научную парадигму, в рамках которых психические феномены рассматриваются как предмет изучения не только психологии, философии, но и традиционных фундаментальных наук, таких как физика и биология. Именно в этом междисциплинарном контексте возможно установление природы интуиции и особенностей ее функционирования.
В-третьих, в уже проведенных исследованиях [4] было показано, что интуиция является фактором эффективной профессиональной деятельности. Особенно роль интуиции оказывается велика в условиях информационной перегрузки или дефицита времени и информации, многофакторности, многозадачности и слабой структурированности, экстремальности профессиональных задач, необходимости прогнозирования чрезвычайных, внештатных ситуаций. Увеличивается число профессий, обладающих такими характеристиками, количество экстремальных, внештатных ситуаций, связанных с риском для жизни и здоровья людей. Следовательно, возможности тренировать интуицию и управлять ею, особенно у специалистов, отвечающих за безопасность, позволили бы прогнозировать и предотвращать разного рода катастрофы, минимизировать их последствия.
Заключение
Таким образом, в настоящий момент значимо расширились возможности для исследования интуиционных феноменов, появилась общенаучная методологическая база для постижения и интерпретации результатов, в связи с информационной перегрузкой возросла роль интуиции в деятельности.
Библиографический список
1. КанеманД., ТверскиА. Рациональный выбор, ценности
и фреймы // Психологический журн. 2003. Т. 24, № 4.
С. 31-42.
2. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
303 с.
3. Berry D., Broadbent D. Implicit learning in the control
of complex systems // Complex problem solving / Eds.
P. Frensch, J. Funke. 1995. Р. 131 - 150.
4. Науменко Е. А., Васильева И. В. Интуиционные основы
эффективной деятельности следователей. Тюмень, 2008. 203 с.
5. McCraty R. Influence of cardiac afferent input on heart-brain synchronization and cognitive performance // Intern. Journal of Psychophysiology. 2002. Vol. 45 (1-2). Р. 72-73.
6. Mossbridge J. A., Tressoldi P., Utts J., Ives J. A., Ra-
din D., Jonas W. B. Predicting the unpredictable : critical analysis and practical implications of predictive anticipatory activity // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. № 8. URL: http://journal.frontiersin.org/Jour-nal/10.3389/fnhum.2014.00146/full/ (дата обращения: 25.09. 2014).
Theoretical Contradictions in the Defining the Phenomenon of Intuition
Inna V. Vasilieva
Tyumen State University
10, Semakova str., Tyumen, 625003, Russia
E-mail: [email protected]
The article describes theoretical inconsistencies in defining the psychological mechanisms of intuition. The research points out the approach that regards intuition as a complex functioning, and the other cognitive process considering intuition as the means to obtain «direct knowledge», which is beyond the rationally explicable availability of information. The authors outline the difficulties professionals of different areas face in the course of studying intuitional phenomena (psychologists, psycho-physiologists).
Key words: intuition, cognitive processes, «direct knowledge», interdisciplinary, intra-individual approaches.
References
1. Kahneman D., Tversky А. Racionalnyi vibor, cennosty, freimy (Rational choice, values and frames). Psikho-logicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2003. Vol. 24, no. 4. pp. 31-42 (in Russian).
2. Ponomarev J. A. Psikhologiya tvorchestva (Psychology of creativity). AAscow, 1976. 303 р. (in Russian).
3. Berry D., Broadbent D. Implicit learning in the control of complex systems. Complex problem solving. Eds. P. Frensch, J. Funke. 1995, pp. 131-150.
4. Naumenko E. A., Vasil'eva I. V. Intuitsionnye osnovy ef-fektivnoy deyatel'nosti sledovateley (Intuitional basics of
investigators' effective activity). Tyumen', 2008. 203 p. (in Russian).
5. McCraty R. Influence of cardiac afferent input on heart-brain synchronization and cognitive performance. International Journal of Psychophysiology, 2002, vol. 45 (1-2), pp.72-73.
6. Mossbridge J. A., Tressoldi P., Utts J., Ives J. A., Radin D., Jonas W. B. Predicting the unpredictable: critical analysis and practical implications of predictive anticipatory activity. Frontiers in Human Neuroscience, 2014, no. 8. Available at: http://journal.frontiersin.org/Journal/10.3389/ fnhum.2014.00146/full/ (accessed 25 September 2014).
Теоретико-м етодологические подходы к исследованию развития психики
29