ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Кротова Надежда Ивановна, аспирант кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ.
Аннотация. В правоотношениях по государственному долгу одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган. В процессе развития бюджетного законодательства страны закрепилась система полномочий органов государственной власти в области управления государственным долгом. Органами государственной власти, наделенными функциями в области управления государственным долгом, являются: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Президент РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство РФ и др.
Ключевые слова: органы государственной власти, государственный долг РФ, Федеральное ^брание РФ, Правительство РФ, Президент РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство РФ.
THE THEORETICAL PROBLEMS OF THE IMPROVEMENT OF THE FUNCTIONS OF THE ORGANS OF POWER OF THE STATE IN THE REGION OF CONTROL OF THE STATE DEBT
Krotova Nadezhda Ivanovna, The graduate student of the Department of State Administration and Legal Provision of Public and Municipal Service Russian Academy of State Service under the President of the Russian Federation.
Annotation. In the legal relationships on the state debt the state or the organ authorized by it always comes out as one of the sides. In the process of the development of the budgetary legislation of the country the system of the authorities of the organs of power of the state in the region of control of the state debt was fastened. The organs of power of the state by the allotted functions in the region of control of the state debt: the Federal meeting of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, the President of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Central bank of the Russian Federation, the
Chamber of Accounts of the Russian Federation, the Federal Service of financial-budgetary supervision, the Federal treasury of the Russian Federation, etc.
Keywords: the organs of the power of the state, the state debt of the Russian Federation, the Federal Meeting of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, the President of the Russian Federation, the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Central bank of the Russian Federation, the Federal Service of the financial-budgetary supervision, the Federal treasury of the Russian Federation.
В правоотношениях по государственному долгу, как и в других финансовых правоотношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган (как заемщик, кредитор, гарант). Второй стороной отношений могут быть любые субъекты финансовых правоотношений. Участниками правоотношений по государственному внутреннему долгу РФ являются, с одной стороны, государство в лице Правительства РФ как получателя средств, на которые возлагается обязанность возврата долга и уплаты процентов по нему, с другой -юридические и физические лица (кредиторы).1
В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы управления государственным долгом, содержит ряд противоречий. Так, например, нуждаются в комплексном анализе проблемы «управление» и «обслуживания» долга. Ни в ранее существовавшем законодательстве, ни в современном - не закреплены на законодательном уровне ни одно из вышеуказанных понятий, и, соответственно, пределы полномочий Правительства РФ в сфере управления государственным долгом и Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга. Но тем не менее, в процессе развития бюджетного законодательства страны закрепилась система функций органов государственной власти в области управления государственным долгом.
Необходимо отметить, что все органы государственной власти, обладающие полномочиями в области управления государственным долгом, можно разделить на две группы, а именно: органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
Функции государственных органов по управлению внутреннего государственного долга.
За законодательными органами в лице Федерального Собрания РФ закреплены следующие функции: определять политику в отношении государственного долга; устанавливать верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год; осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга.
В частности, Государственная Дума Федерального Собрания РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающий в том числе характеристики государственного долга, принимает (отклоняет) проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.192-207 БК), а Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобряет (отклоняет) федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.208 БК).
Правительство Российской Федерации также наделен широкими полномочиями в сфере управления внутренним государственным долгом. А именно:
1 Финансовое право : учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. С.581.
1)обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
4) осуществляет управление государственным внутренним долгом РФ.
Именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внутреннего долга РФ за предыдущий финансовый год.
Именно Правительство Российской Федерации утверждает Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, так как именно ценные бумаги в основном и составляют внутренний долг Российской федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня (на уровне Российской Федерации - Правительство РФ) утверждают Генеральные условия эмиссии. Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. На основе Генеральных условий эмитент (на уровне Российской Федерации, - как правило, Минфин России) принимает нормативный правовой акт, содержащий более подробные условия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг. Примером нормативных актов, закрепляющих условия эмиссии и обращения названных бумаг, могут служить такие акты, как Положение об обслуживании государственных сберегательных облигаций, утвержденное приказом Минфина России от 10 января 2006г. №1н, Условия эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов, утвержденные приказом Минфина России от 21 сентября 2004г. № 86н.2
От имени Российской Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов РФ.
В управлении государственным внутренним долгом одно из основных ролей играет Министерство финансов Российской Федерации. Так в области управления государственным внутренним долгом Министерство финансов Российской Федерации:
1) осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы;
2) разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов РФ, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и
2 Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, 2007. С. 113.
обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
3) осуществляет управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации;
4) разрабатывает по поручению Правительства программу государственных внутренних заимствований РФ и является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние заимствования;
5) разрабатывает программу государственных гарантий РФ в валюте РФ;
6) ведет Государственную долговую книгу РФ (книгу внутреннего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Порядок ведения названных долговых книг регламентирован в ст.121 БК РФ. Также, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов.
В сфере банковской деятельности (одной из разновидностей финансовой деятельности) главным органом специальной компетенции является Центральный банк Российской Федерации. И этот орган государственной власти обладает широкими полномочиями в сфере управления государственным внутренним долгом.
Центральный банк РФ (Банк России):
1) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, координирует свою политику с Правительством РФ, консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их взаимодействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики;
2) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ (ст.155 БК);
3) имеет право предоставлять кредиты Правительству РФ на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете, а также покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке (ст.46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»);
4) вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении исключительно в случаях, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете; не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст.22 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Функции государственных органов по управлению внешним государственным долгом.
За законодательными органами в лице Федерального Собрания РФ закреплены следующие функции: определять политику в отношении государственного долга; осуществлять контроль за состоянием государственного внешнего долга. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания РФ рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающий в том числе характеристики государственного долга, принимает (отклоняет) проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год (ст.192-207 БК), а Совет Федерации Федерального Собрания РФ одобряет (отклоняет) федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.208 БК).
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата.
Правительство Российской Федерации также наделено широкими полномочиями в сфере управления внешним государственным долгом, так как:
1)обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
4)осуществляет управление государственным внешним долгом РФ.
Именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внешнего долга РФ за предыдущий финансовый год.
Право на осуществление государственных внешних заимствований находится также в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфин разрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику иностранных кредитных ресурсов.
Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете.
В сфере государственного внешнего долга Российской Федерации Министерство финансов РФ наделен следующими полномочиями:
1) организует составление и составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительстве РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
3) разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствований РФ и является уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий РФ в иностранной валюте.
Предоставление и исполнение государственной гарантии РФ подлежит отражению в Государственной долговой книге РФ; 4) ведет Государственную долговую книгу РФ; БК РФ (ст.120) закрепляет порядок ведения учета и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств, заключающихся в ведении государственных долговых книг. В Государственные долговые книги РФ (внешнего долга РФ) вносится информация об объеме долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Порядок ведения названных долговых книг регламентирован в ст.121 БК РФ; 5) устанавливает порядок размеще-
ния, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов.
Центральный банк Российской Федерации играет не маловажную роль в управлении государственным долгом. Банк России совместно с Правительством РФ представляет предложения по госкредиту представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Банк России также возложена функция по обслуживанию государственного долга Российской Федерации, по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам.3
Таким образом, полномочия законодательных органов в сфере управления государственным долгом вытекают из общеправового статуса, основанного на принципе разделения власти: законодательные органы власти в Российской Федерации и в субъектах РФ, представительные органы власти на местах осуществляют законотворчество, принимая законы (решения) о бюджете на соответствующей территории, а также утверждая отчеты в форме законов (решений) об их исполнении. Кроме того, данные органы осуществляют финансовый контроль, как непосредственно, так и опосредованно - через специально создаваемые органы, например: на уровне Российской Федерации - через Счетную палату РФ, а в Москве - через Контрольно-счетную палату Москвы.4
В управлении государственным долгом принимает участие и Президент РФ. Он определяет основные направления и ориентиры бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу, содержащиеся в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ (ст.170 БК); подписывает (отклоняет) федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.208 БК).
Вторую группу органов составляют государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы специально созданы для проведения финансовой деятельности и финансового контроля в государстве.
Публичные полномочия в области регулирования государственного долга Центральный банк РФ реализует только по поручению Правительства РФ. Банк России не вправе самостоятельно возлагать на себя обязанности по обслуживанию государственного долга.
В Российской Федерации отсутствует единый центр по управлению государственным долгом, поэтому общее руководство обслуживанием государственного долга осуществляет Минфин России по поручению Правительства РФ. Банк России свои полномочия по обслуживанию государственного долга осуществляет по согласованию с Минфином России. Следует отметить, что основополагающее значение в сфере управления государственного долга имеет координация взаимных действий Банка России и Минфина России. Обязательность взаимодействия Банка России и Минфина России по отдельным вопросам установлена в действующем законодательстве. Например, Центральный банк РФ консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы России и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ст.21 ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
3 Финансовое правоб учебник / отв. Ред. Н.И. химичева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма,2008. С.584.
Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации / отв.ред. Ю.А.Крохина. - М.: Издательство Юрайт,2008г.С.600.
Действующим законодательством предусмотрено также заключение в необходимых случаях соглашений между Банком России и Минфином России о проведении операций со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также операций по обслуживанию государственного долга и операций с золотовалютными резервами ( ст.23 ФЗ « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Банк России не является специализированным органом по обслуживанию государственного долга и свои публичные полномочия в этой области он подчиняет задачам, которые имеют для него принципиальное значение: контроль над денежной массой, защита рубля, поддержка банковской системы. Политика Банка России по обслуживанию государственного долга вполне оправдана, так как управление государственными ценными бумагами, как и вся деятельность Банка России направлена на реализацию денежно-кредитной политики Российской Федерации.
В системе органов специальной компетенции необходимо выделить группу органов, занимающихся контролем в сфере финансовой деятельности государства, в том числе и в сфере управления государственным долгом. К таким органам относятся:
Счетная палата Российской Федерации, образованная для усиления контроля со стороны Федерального Собрания Российской Федерации за управлением и обслуживанием внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также за деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
Счетная палата является органом государственного финансового контроля. Основными функциями Счетной палаты РФ являются:
1)организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
2)определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;
3)финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
В структуру Министерства финансов Российской Федерации входят:
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), в полномочия которой входит контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, за соблюдением валютного законода-
тельства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
- Федеральное казначейство, имеющее статус федеральной службы, наделено полномочиями по обеспечению эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, по осуществлению контроля за накоплением и использованием бюджетных и внебюджетных фондов, а также за состоянием государственной казны и всеми государственными денежными накоплениями. Именно федеральное казначейство осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам.
В силу особенностей государственного и бюджетного устройства нашей страны, многочисленности контрольных органов, неупорядоченности их функций и пересечения сфер деятельности, негативный эффект отсутствия взаимодействия, координации усилий контролеров стал постоянно действующим фактором. Нужны законодательные решения и целенаправленные практические усилия, чтобы постепенно ограничивать его влияние, обеспечивать совместные действия и взаимопомощь контролеров разных ведомств.
Для практической организации взаимодействия контролеров необходимо предметно регламентировать разделение задач и сотрудничество между внешними контрольными органами и внутренними контрольными службами. В нашей стране взаимодействие органов внешнего и внутреннего контроля законодательно и нормативно пока не закреплено.
Так, закон о Счетной палате РФ предусматривает, что все государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, а счетная палата в свою очередь вправе привлекать к участию в своей деятельности другие контрольные органы.
В настоящее время Счетная палата сотрудничает с различными государственными органами, но в самой меньшей степени - с контрольными. Палатой заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии со многими министерствами, ведомствами и организациями. Среди них нет, однако, Федеральной службы финансовобюджетного надзора (Росфиннадзор), Федерального казначейства, еще некоторых контрольных служб.5
Счетная палата РФ создана для контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Она, фактически, и является основным органом государственного финансового контроля. И именно Счетная палата должна существенным образом влиять на методологию контроля в целом, участвовать в создании нормативно-правовых документов относительно деятельности контрольных органов любого уровня и их взаимодействие.
Помимо органов государственной власти отдельными полномочиями в области управления государственным долгом был наделен Внешэкономбанк, функционировавший как специализированный государственный финансовый институт, выполняющий функции агента по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего СССР, обеспечивающий обслуживание внешнего долга Российской Федерации и централизованных внешнеэкономических операций. С принятием Федерального закона «О Банке развития» его правопреемником стала государственная корпорация «Банк развития и
5 См.: Овсянников Л.Н. Финансовый контроль. Финансы.2008.№11.
внешнеэкономической деятельности (Внешэконом-банк)»6.
Подводя итоги, необходимо отметить, что существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных таких понятий как «управление» и «обслуживание» государственным долгом, что препятствует точному определению полномочий органов государственной власти в данной сфере. В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие указанные понятия и тем самым, полномочия Правительства РФ, Банка России и иных федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций. Вне правового регулирования остается механизм координации действий Правительства Российской федерации, Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. Необходимо также отметить, что одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет, и контроль за его состоянием, то есть существенную роль в управлении государственным долгом играют и контрольные органы, осуществляющие финансовый контроль. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы взаимодействия органов финансового контроля. Нужны законодательные решения данных проблем.
Список литературы:
1. ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (редакция от 30.12.2008г.).
2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред.от 02.03.2007г.).
3. Федеральный закон « Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 №136-ФЗ (ред. от
26.04.2007).
4. Федеральный закон « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 26.04.2007 г.).
5. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995 №4-ФЗ (ред. от
25.12.2008).
6. Федеральный закон от 17 мая 2007г. №82-ФЗ «О Банке развития» // Российская газета. 2007. 24 мая.
7. Постановление Правительства РФ «О Министерстве финансов Российской Федерации» от
30.06.2004 №329 (ред. от 07.11.2008).
8. Постановление Правительства РФ «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» от
07.04.2004 №185 (ред.от 15.08.2008).
9. Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004г. № 703 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.03.2005 № 127).
10. Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации / отв.ред. Ю.А.Крохина. - М.: Издательство Юрайт,2008г. 980 с. (Профессиональный комментарий).
11. Финансовое право: учебник / отв.ред. Н.И. Химиче-ва. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.768 с.
12. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. - М.: ТК Велби, 2007. 280 с.
13. Финансовое право : учеб. пособие / отв. ред. И.В. Руковишникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009.592 с.
14. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Финансовое право : Учебник. Изд.2-е перераб. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. 752 с. ( Российское юридическое образование).
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальными и практически значимыми являются положения о совершенствовании норм бюджетного законодательства в области управления внутренним и внешним долгом Российской Федерации. Теоретическая значимость работы связана с анализом и разработкой правового института «государственного долга» как части Бюджетного кодекса РФ, связанной с банковским, валютным, финансовым законодательством. Автором получены интересные, теоретически и практически значимые научные результаты. Своевременно выявлены пробелы в бюджетном законодательстве. Интересна правовая оценка содержания конкретных видов долговых обязательств государства и функций государственных органов по погашению долговых обязательств. По-новому дана оценка функций Банка России и Минфина России по управлению внешним долгом в международных отношениях. Работа может быть опубликована в издании, рекомендованном ВАК России, как научно значимая, самостоятельная теоретическая разработка.
Заведующая кафедрой международного частного права и гражданского процесса Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России доктор юридических наук, профессор Г.В. Петрова
6 Финансовое право : учеб.пособие / отв. ред. И.В. Руковишникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. С.408.