Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительная деятельность / мультяшная графика / комикс / нестандартная техника рисования / способности / педагогический процесс / изобразительная деятельность / творческие способности / экспериментальное исследование. / visual activity / cartoon graphics / comics / non-standard drawing technique / abilities / pedagogical process / visual activity / creative abilities / experimental research.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Маматқулова Ш. Ў.

Умело используя качества эмоциональности дошкольника, чуткость детского сердца, настороженность и впечатлительность ребенка в его стремлении к знаниям, мы должны максимально стимулировать потенциальное развитие каждого ребенка на разных возрастных этапах. . Детей следует знакомить с «большим искусством» как можно раньше. Чтобы ребенок самостоятельно вошел в мир прекрасного, необходимо создать необходимые условия для постепенного восприятия языка изобразительного искусства, определив этапы этого пути: от простого к сложному, от частного к общему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PRINCIPLES AND PROBLEMS OF DEVELOPING THE MENTAL ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Skillfully using the qualities of a preschooler's emotionality, the sensitivity of a child's heart, the alertness and impressionability of a child in his quest for knowledge, we must maximize the potential development of each child at different age stages. . Children should be introduced to "great art" as early as possible. In order for a child to enter the world of beauty on his own, it is necessary to create the necessary conditions for the gradual perception of the language of fine art, defining the stages of this path: from simple to complex, from particular to general.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Маматкулова Ш. У.

кафедра организации образования по дошкольному образованию Термезский государственный педагогический институт

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Умело используя качества эмоциональности дошкольника, чуткость детского сердца, настороженность и впечатлительность ребенка в его стремлении к знаниям, мы должны максимально стимулировать потенциальное развитие каждого ребенка на разных возрастных этапах. . Детей следует знакомить с «большим искусством» как можно раньше. Чтобы ребенок самостоятельно вошел в мир прекрасного, необходимо создать необходимые условия для постепенного восприятия языка изобразительного искусства, определив этапы этого пути: от простого к сложному, от частного к общему.

Ключевые слова: изобразительная деятельность , мультяшная графика, комикс, нестандартная техника рисования, способности, педагогический процесс, изобразительная деятельность, творческие способности, экспериментальное исследование.

Mamatkulova Sh.Sh.

Department of organization of education in preschool education Termez

State Pedagogical Institute

THEORETICAL PRINCIPLES AND PROBLEMS OF

DEVELOPING THE MENTAL ABILITIES OF PRESCHOOL

CHILDREN

Abstract: Skillfully using the qualities of a preschooler's emotionality, the sensitivity of a child's heart, the alertness and impressionability of a child in his quest for knowledge, we must maximize the potential development of each child at different age stages. . Children should be introduced to "great art" as early as possible. In order for a child to enter the world of beauty on his own, it is necessary to create the necessary conditions for the gradual perception of the language offine art, defining the stages of this path: from simple to complex, from particular to general.

Keywords: visual activity, cartoon graphics, comics, non-standard drawing technique, abilities, pedagogical process, visual activity, creative abilities, experimental research.

Развитие творческих способностей педагог начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности , постепенно расширяет арсенал

выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогают детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли и фантазии. Для совершенствования цветового вкуса ребенка применяют следующие приемы: 1. раскрашивая картинку, можно спросить ребенка (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой цвет пахнет, какой цвет теплый, холодный, гладкий, шероховатый или прозрачный? сравнить); 2 . обратите внимание на соответствие ответов ребенка цвету нарисованного предмета, а затем снова дайте задание, но уже наоборот: нарисуйте прозрачный (или блестящий, холодный или ароматный предмет); 3. проверить устойчивость цветовой гармонии: как часто, например, гладкие вещи желтеют, шершавые - зеленеют, горячие - краснеют и т. д. На занятиях очень важно обсуждать с детьми, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, ведь этот цвет вызывает у ребенка желание пользоваться карандашом, кистью, рисовать. Алгоритм детской деятельности, способствующей развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительным искусством. 1. Знакомство с кистями и красками. Что такое кисти, как правильно держать кисть, сохранить ее. Какие краски (акварель, гуашь, масло), какие цвета (холодные, теплые). 2. Проверяем репродукции и картинки (оригиналы). Узнаем, какие краски использовал мастер , какие цвета он использовал. 3. Играем в дидактическую игру «Холодно - горячо». Словом, жестами, мимикой дети используют, чтобы показать холодный или теплый цвет. 4. Демонстрация педагогом и детьми приемов воздушной живописи. 5. Объяснение последовательности действий при рисовании красками: А) Кисть беру правильно: тремя пальцами, на железном ремне; Б) Окунаю кисть в банку с краской, удаляю с края лишнюю краску; В) рисуйте предмет плавными движениями, не прижимая кисть к концу бумаги, стараясь не выходить за линию эскиза; Г) промойте кисть в воде; Г) сушу на салфетке; Д) Ставлю кисть на подставку. 6. Дидактические упражнения «Раскрась лист теплым цветом», «Рисую холодный ветер», «Нарисуй веселого клоуна». 7. Знакомство с техникой ТРИЗ (напыление, рисование пенопластом , лепка). При развитии творческих способностей детей на уроке изобразительного искусства следует соблюдать следующие правила: 1. ребенок должен иметь максимальную свободу проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство ; 2. у ребенка не должно быть цветных карандашей, фломастеров и бумаги; 3. Сюжет рисунка не следует критиковать, наоборот, следует поощрять ребенка время от времени рисовать; 4. выбранные ребенком рисунки следует повесить в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их; 5. следует предложить ребенку нарисовать все, о чем он любит говорить, и поговорить с ним обо всем, что он любит рисовать.

«Рисуем животных. Дельфин». Алгоритм работы с детьми на уроке рисования. 1. Рассмотреть дельфина в естественной среде дома, посмотреть передачу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», картинки изображение дельфина (внешний вид, повадки, движения, окраска, форма); 2. передача особенностей движения дельфина под музыку 4. знакомство с разными способами изображения одного и того же предмета (мультяшная графика, нестандартная раскраска) с использованием средств; методика ); 5. Творческая работа на тему «Вот разные дельфины смотрят на тебя умными глазами»;

творческих работ и заданий в том, что они носят открытый характер, то есть столько ответов и решений они имеют, сколько детей их заполняют. Задача педагога - не только понимать и принимать различные решения , но и показывать детям правомерность этих решений и учить их отстаивать нестандартные решения. В этой главе объясняются самые основные концепции способностей. Рассмотрены и проанализированы условия наиболее эффективного развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста . В этом нам помогли исследования зарубежных и отечественных психологов. В следующей главе мы постарались использовать его для наиболее точной оценки развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

На наш взгляд, для детского изобразительного искусства наиболее подходит определение, данное Р. Гутом: «Творчество (творческий процесс) есть действенная мысль - деятельность, дающая незначительный (качественно новый, неопределенный) результат, поскольку, когда ребенок рисует , фантазирует, при приобретении новых знаний и умений происходит качественный переход от уже известного к новому и появляется новый продукт. Г.С. Альтшуллер, А.В. Ассовская, Р. Арнгейм, В.А. Борзова, В.М. Воскобойников, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, А.И. Копытин, И.Е. Кох, В.С. Кузин, Н.В.С. Лейтекс и другие Начальная школа, Н.В. В то же время анализ практики показывает, что многие учителя начальных классов сталкиваются с определенными трудностями при организации педагогического процесса по развитию творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности. В нашем исследовании теоретической основой создания экспериментальной модели технологии развития творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности стали следующие понятия: Индивидуально-ориентированный педагогический процесс (Е.В. Бондаревская, Е.С. Белова, А.А. Вербицкий, Е.А. Голубева, В.В. Сериков, И.П. Ищенко, И.А. Колесников, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железвская, Е.А. Венгер, Н.В. Высоцкая); Деятельностный подход к развитию творческих способностей (Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев); Представление о таланте и творческих способностях (Ю. Д. Бабаева, Д.

Гилфорд, Н. С. Лейтес, Я. А. Пономарев, А. М. Матюшкин, П. Торренс, Т. М. Марютина);

Особенности изобразительной деятельности ребенка (В. М. Воскобойников, Р. Арнгейм, Н. М. Георгиев, Е. И. Банзелюк, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьева, Г. А. Голицын, В. С. Кузин, А. И. Копытин, В. С. М. Страхов, В. С. Мухинов, Т. В. Мухинов). . Основным компонентом технологии развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности является целеполагающий компонент, включающий ряд задач: социально-психологических, педагогических и методических. Социально-психологические задачи связаны с созданием благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных психологических особенностей. Педагогические задачи направлены на развитие творческих способностей в ходе образовательного процесса. Методические задания направлены на использование комплекса форм, методов, учебных пособий в формировании творческих способностей младших школьников. Развитие творческих способностей младших школьников в контексте изобразительной деятельности осуществлялось путем решения следующих задач: усвоение программного материала начальной школы вместе с развитием образного образа и эмоционально-эмоционального опыта младшего школьника; Развитие познавательной активности, мышления, личностно-психологических особенностей детей;

Обеспечение оптимальных условий для развития позитивных межличностных отношений, коммуникативных качеств и мыслительных способностей ребенка. Содержательный компонент основан на знаниях о природе, законах, структуре и особенностях развития творческих способностей в изобразительной деятельности, которые определяют направление всего педагогического процесса.

Список использованной литературы

1. Bern E. Odamlar o'ynaydigan o'yinlari. M., 2009 yil.

2. Elkonin D. B. O'yin psixologiyasi. 2-nashr. 1999 yil.

3. O'ktam qizi Mamatkulova S. INCREASING THE PEDAGOGICAL

AND

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE STUDENTS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION //Results of National Scientific Research International Journal. - 2024. - Т. 3. - №. 1. - С. 97-102.

4. Shakhnoza M. IMPROVING THE PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FIRST-YEAR CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATION //European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies. - 2022. - Т. 2. - №. 05. -С. 121-124.

5. O'ktam qizi Mamatqulova S., Nurboyeva D. PEDAGOGLARNING PSIXOLOGIK-PEDAGOGIK KOMPETENTLIGINI

SHAKILLANTIRISHNING NAZARIY JIHATLARI //"TRENDS OF MODERN SCIENCE AND PRACTICE". - 2023. - T. 1. - №. 5. - C. 45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.