Ершова Т. В., канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, [email protected]
Гаффорова Е. Б., докт. экон. наук, доцент, директор Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, [email protected] Хамдамов Ж. Х., аспирант кафедры менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, [email protected]
Теоретические предпосылки возникновения и развития концепции экологического предпринимательства
Исследование предпринимательства в контексте определения ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность компаний, регионов и стран в целом, — одно из динамично развивающихся направлений в области менеджмента и бизнеса. Интерес представляют новые области развития предпринимательства, в том числе экологическое предпринимательство. На сегодняшний день исследования экологического предпринимательства находятся на стадии становления теории, и одним из дискуссионных аспектов является понимание сущности и предпосылок его возникновения, а также применяемое для этого теоретическое обоснование. Цель настоящей статьи — анализ академической литературы для выявления, обобщения используемых теоретических концепций, объясняющих сущность и предпосылки развития экологического предпринимательства. Анализ показал, что исследователи используют разные теоретические концепции для объяснения предпосылок экологического предпринимательства: теория провалов рынка и государства; теория предпринимательских возможностей; концепция экологической модернизации и др. Несмотря на разнообразие применяемых концепций, можно отметить, что они не противоречат друг другу и нередко комбинируются в различных сочетаниях, а значит, все они могут быть использованы в дальнейших исследованиях феномена экологического предпринимательства.
Ключевые слова: экологическое предпринимательство, экопринёрство, провалы рынка и государства, предпринимательские возможности, экологическая модернизация, инновации, устойчивое развитие, экологические потребности, теоретическая концепция.
Введение
Предпринимательство на современном этапе — одно из наиболее динамично развивающихся направлений исследований в области менеджмента и бизнеса в контексте определения ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность компаний, регионов и стран в целом. Наибольший интерес в этой связи представляют новые области и объекты развития предпринимательства. Особое место в этом списке принадлежит так называемому экологическому предпринимательству (ЭП,
экопринёрству, «зеленому» предпринимательству), которое тесным образом связано с решением экономических, социальных и других задач развития территорий.
Толчком для развития нового направления предпринимательской деятельности — экологического предпринимательства, в первую очередь в развитых зарубежных странах, стали экологические проблемы, все более напоминающие о себе в последние десятилетия. Именно предпринимательство призвано претворить в жизнь концепцию устойчивого развития путем формирования и развития рынка экологических това-
ров, работ и услуг и других экономических, организационных мероприятий, которые позволят достичь согласования экономических и экологических интересов и потребностей общества [Митрофанова, 2013].
Отправной точкой в исследованиях такого явления, как экологическое предпринимательство, можно считать статью, опубликованную в Harvard Business Review в 1971 г., в которой обосновано, что экологическое движение может предоставить возможности для появления новых выгодных рынков и расширения бизнеса, а не только угрозу для экономической деятельности [Quinn, 1971]. Однако только к концу 1980-х это направление исследований стало проявляться [Ершова, 2016].
В зарубежной литературе впервые понятия «environmental entrepreneur», «green entrepreneur», «ecological entrepreneur», «eco-entrepreneur» и их производное «ecopreneur» были введены в начале 1990-х [Bennett, 1991; Berle, 1991; Blue, 1990], но развитие исследования этого вида предпринимательства началось в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Вероятно, это связано с публикацией в итоговом документе Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) программы реализации устойчивого развития (которая также была подтверждена на Всемирном саммите по устойчивому развитию — Йоханнесбург, 2002) и дальнейшей популяризацией концепции.
В российских источниках первые значимые работы об экологическом предпринимательстве также относятся к концу 1990-х — началу 2000-х годов [Яндыганов, 1998; Жаров, 2003], что, несомненно, обусловлено глобальным характером и необходимостью решения экологических проблем.
На современном этапе развития концепции экологического предпринимательства наблюдается рост количества как теоретических, так и эмпирических исследований, основанных на качественных и количествен-
ных методах анализа. Несмотря на окончание второго десятилетия исследований экологического предпринимательства, многие работы характеризуются постановкой открытых вопросов, использованием качественных методов эмпирических исследований и предложениями авторов о развитии теории.
Таким образом, на сегодняшний день исследования экологического предпринимательства находятся на стадии становления теории, большинство аспектов и понятий дискуссионны, нет единого мнения и общепризнанных концептуальных положений [Ершова, 2016]. Один из дискуссионных аспектов — понимание сущности и предпосылок возникновения экологического предпринимательства, а также применяемое для этого теоретическое обоснование, что, в свою очередь, является базовым моментом в рассмотрении вопросов, касающихся развития и управления какой бы то ни было деятельностью. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно проанализировать и обобщить теоретические предпосылки развития концепции экологического предпринимательства.
Цель настоящей статьи — анализ российской и зарубежной академической литературы по экологическому предпринимательству для выявления, обобщения используемых теоретических концепций, объясняющих сущность и предпосылки развития экопринёрства, и развития теории по данному вопросу.
Теоретические концепции в исследованиях экологического предпринимательства
Для определения предпосылок возникновения и сущности такого явления, как экологическое предпринимательство, как было сказано выше, российские и зарубежные исследователи применяют различные теоретические подходы. В англоязычных исследованиях преобладает два подхода:
• теория провалов рынка и государства в синтезе с теорией предпринимательских возможностей [Cohen, Winn, 2007; Dean, McMullen, 2007; Nikolaou et al., 2011];
• концепция экологической модернизации [Beveridge, Guy, 2005; Gibbs, 2009; Tilley, Young, 2009].
Согласно первому подходу провалы рынка и государства, обусловившие экологические проблемы (общественные блага, внешние эффекты (экстерналии), власть монополий, необоснованное государственное вмешательство и несовершенство (недостаток) информации), могут быть ключевыми факторами, побуждающими предпринимателей использовать новые предпринимательские возможности, связанные с решением этих проблем [Cohen, Winn, 2007; Nikolaou et al., 2011].
Второй подход заключается в том, что экологическая модернизация (как совокупность политических действий), которая приобретает все большее значение для экологической политики и практики промышленно развитых стран, мотивирует предпринимателей объединять экономические и экологические интересы [Beveridge, Guy, 2005].
Указанные теоретические подходы прослеживаются и при оценке зарубежными исследователями роли экологического предпринимательства в решении глобальных социально-экологических проблем. Например, исследователи делают следующие выводы:
• экопринёры сглаживают соответствующие провалы рынка [Dean, McMullen, 2007];
• экологическое предпринимательство — это экологическая модернизация в действии [Gibbs, 2009];
• экопринёры — генераторы инноваций и истинного богатства будущего [Tilley, Young, 2009];
• экологическое предпринимательство вносит вклад в устойчивое развитие общества [Pacheco at al., 2010; Gibbs, 2009; Tilley, Young, 2009; Dean, McMullen, 2007; Schalteg-ger, Wagner, 2011].
Некоторые российские авторы, рассматривая предпосылки возникновения и развития экопринёрства, также, на наш взгляд, придерживаются того или иного из указанных подходов.
Как в отечественной, так и в зарубежной литературе для объяснения феномена экологического предпринимательства применяются и другие теоретические концепции. Можно отметить, например, что применение концепции экологической модернизации связано также с концепцией устойчивого развития и теорией инноваций. В современных исследованиях экопринёрство рассматривают как инновационное, устойчиво-ориентированное предпринимательство [Dean, McMullen, 2007; Tilley, 2007; Митрофанова, 2013 и др.].
Некоторые российские авторы понимают экопринёрство как ответ на возникновение и развитие эколого-экономических интересов и потребностей. Опираясь на теорию экономического развития на основе потребностей Й. Шумпетера, исследователи рассматривают экологическое предпринимательство как форму предпринимательской деятельности, направленную на удовлетворение эколого-экономических потребностей за счет продуктов, в общей полезности которых определяющее значение имеет экологическая полезность [Наумов, 2007; Варенникова, 2011].
Рассмотрим указанные теоретические концепции и их применение для определения предпосылок возникновения экологического предпринимательства более подробно.
Провалы рынка и государства, предпринимательские возможности
Т. Дин и Дж. МакМаллен предполагают, что появление «зеленого» предпринимательства является результатом провалов рынка, так как по канонам экономики природопользования провалы рынка — основной фактор, рождающий современные эколо-
гические проблемы. Различные природные активы и ресурсы неравномерно поставляются через рыночные механизмы, поскольку большая часть этих ресурсов не имеет точной стоимости. Существующие недостатки природоохранного режима и низкий уровень экологического сознания современного общества также приводят к росту экологических проблем. Компании могут позволить себе бесплатно загрязнять и бесконтрольно эксплуатировать природные ресурсы, избегая компенсации обществу за причиненный экологический ущерб [Dean, McMullen, 2007].
Исследователи выделяют пять основных провалов рынка и государства, ответственных за экологические проблемы: общественные блага, внешние эффекты (экстер-налии), власть монополий, необоснованное государственное вмешательство и несовершенство (недостаток) информации [Cohen, Winn, 2007; Nikolaou et al., 2011]. При этом в литературе по предпринимательству указывается, что эти же провалы рынка могут быть ключевыми факторами, побуждающими предпринимателей использовать новые возможности.
Дин и МакМаллен в своем исследовании (2007) объясняют, как различные типы провалов рынка создают экологические проблемы и одновременно новые предпринимательские возможности, а также — как предприниматели могут скорректировать экологические проблемы. Например, проблемы, связанные с бесплатными природными ресурсами (общественными благами), могут быть частично решены с помощью установления хорошо продуманных государством рамок прав собственности, которые создадут возможности, а также приемлемый и экономически безопасный контекст для предпринимателей и нового бизнеса (институционального предпринимательства). Точно так же экологические экстерналии могут помочь предпринимателям найти возможности для нового бизнеса в сфере экологических услуг.
Исследуя власть монополий, необоснованное вмешательство государства и недостаток информации, Дин и МакМаллен заключили, что определенные экологические, институциональные и финансовые условия могут способствовать развитию экопринёр-ства с использованием возможностей, связанных с этими провалами рынка и государства.
Б. Коэн и М. Винн делают следующие выводы относительно связи провалов рынка и предпосылок развития экологического предпринимательства:
1) существует значительная связь между провалами рынка и деградацией окружающей среды;
2) деградация окружающей среды может создавать предпринимательские возможности;
3) глобальные изменения окружающей среды могут способствовать созданию крупными компаниями дополнительных возможностей и стимулов для «зеленых» стартапов;
4) предприниматели, инвестирующие в экологическое предпринимательство, могут рассчитывать на получение более высокого дохода [Cohen, Winn, 2007].
Теории провалов рынка и государства в синтезе с теорией предпринимательских возможностей при объяснении возникновения экологического предпринимательства придерживаются, на наш взгляд, и некоторые российские авторы, хотя и не употребляют эти термины. Например, К. Арент в работе [Арент, 2014, с. 95] отмечает, что «...резкое уменьшение государственного финансирования экологической сферы привело к практической ликвидации государственных предприятий и организаций, ранее обеспечивавших производство товаров, выполнение работ и предоставление услуг природоохранного назначения. В рамках административно-командной системы управления действовал механизм регулирования их объемов и качества, которого в настоящее время больше не существует». Экологическое предпринимательство
в стране, по мнению автора, начало формироваться в 1989 г. под влиянием подъема движения «зеленых», используя возможности, связанные с благоприятными настроениями в обществе.
Итак, согласно данному подходу деградация окружающей среды — результат провалов рынка, в то время как предпринимательская литература утверждает, что провалам рынка присущи возможности. Таким образом, можно предполагать, что экологически значимые провалы рынка представляют для предпринимателей рыночные возможности при одновременном сокращении негативного для окружающей среды эффекта экономического поведения.
Экологическая модернизация
Согласно следующему подходу экологическая модернизация как совокупность политических действий создает пространство и повышенную потребность в таких формах предпринимательства, которые строят свою работу, одновременно используя две логики, которые раньше казались несовместимыми, — коммерческую и экологическую [Gibbs, 2009].
Исследователи Р. Бэверидж и С. Гай считают, что фон для образа экопринёра — парадигма экологической модернизации, приобретающая все большее значение для экологической политики и практики про-мышленно развитых стран. Ключевые предпосылки экологической модернизации обусловлены тем, что преследование одновременно экономических и экологических целей дает положительный результат; что здоровье одного полностью зависит от здоровья другого; и самое главное — что нынешняя капиталистическая система имеет потенциал для разработки устойчивых решений экологических проблем, т. е. инновации, которые поощряет капитализм, могут быть использованы для улучшения состояния окружающей среды. Таким образом, рынок поощряет «озеленение» промышлен-
ных секторов через рост спроса на экологически безопасные продукты и услуги. При этом созданный «зеленый рынок» подпи-тывается за счет увеличения потребности в области экологических технологий для удовлетворения все более строгих требований потребителей [Beveridge, Guy, 2005].
Д. Гиббс отмечает [Gibbs, 2009], что широкая народная и академическая дискуссия об экологической модернизации отражает относительно оптимистичный взгляд на потенциал технологических изменений, которые должны привести к решениям экологических проблем [Roberts, Colwell, 2001].
В российских источниках термин «экологическая модернизация» не употребляется, но при определении предпосылок возникновения и развития экологического предпринимательства авторы отмечают, что позиция бизнеса по экологическим проблемам формируется под воздействием ряда обстоятельств. Это возросшие экологические требования со стороны населения — прежде всего среднего класса, экологические интересы которого через механизм рыночного спроса могут оказывать воздействие на отношение компаний к проблеме охраны окружающей среды. Кроме того, ужесточение требований природоохранного законодательства и связанные с этим опасения по поводу закрытия вредных производств вынуждают предпринимателей руководствоваться интересами экологической безопасности. Мировая общественность, в свою очередь, заставляет местный бизнес изменить экологическую ориентацию напрямую (через международные экологические организации и финансовые институты) или опосредованно (через интернационализацию экономики и рыночные механизмы). И наконец, это интересы собственно самого бизнеса, осознающего экономическую целесообразность инвестирования в экологические проекты и технологическое перевооружение производства [Арент, 2014]. Переход на рыночные инструменты рационального природо-
пользования и охраны окружающей среды, один из которых — экологическое предпринимательство, рассматривается в качестве современного этапа развития природоохранной политики государства [Ёлкина, Мамлеева, 2007].
Е. Логинова, Л. Фокина считают, что тенденция экологизации общества и всех сфер человеческой деятельности в течение последних десятилетий обусловлена нарастанием глобальных экологических проблем, повышением актуальности и значимости вопросов экологии. «Концепция развития экономики с помощью экологического предпринимательства заключается в формировании новых реалий рынка через стимулирование предпринимателей использовать «зеленые» технологии для развития бизнеса» [Логинова, Фокина, 2014, с. 45].
Итак, концепция экологической модернизации как совокупности политических действий применяется для объяснения возникновения и развития экологического предпринимательства как зарубежными, так и российскими исследователями (хотя последние и не употребляют этот термин).
Устойчивое развитие и инновации
Можно заметить, что применение концепции экологической модернизации зарубежными и российскими исследователями связано также с концепцией устойчивого развития и теорией инноваций.
Призыв к переходу на путь устойчивого развития впервые прозвучал в 1992 г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, на которой была принята «Повестка дня на ХХ1 век». В этом документе указывалось на необходимость гармоничного сочетания экономического, социального и экологического компонентов развития как принцип перехода к сбалансированному использованию природных ресурсов во всех странах мира и на всех уровнях управления. Предпосылкой к этому стали значительные про-
тиворечия между растущими потребностями населения и упадком, деградацией окружающей среды. Под термином «устойчивое развитие» (sustainable development) понимают развитие, при котором достигается баланс между потребностями современных и будущих поколений при обязательном условии существования в безопасной и здоровой окружающей среде.
Зарубежные исследователи начали относить экопринёрство к устойчиво-ориентированному предпринимательству примерно с 2007 г. [Dean, McMullen, 2007; Tilley, 2007].
Так, Ф. Тилли отмечает, что стало проводиться все больше исследований на тему пересечения предпринимательства и программ устойчивого развития и создания «устойчиво-ориентированного предпринимательства» [Tilley, 2007]. Понятие «устойчиво-ориентированное предпринимательство» имеет корни в давней концепции, применяемой в области исследований предпринимательства — концепции созидательного разрушения (creative destruction). Это понятие стало движущей силой для создания целостной и устойчивой экономико-эколого-соци-альной системы. Р. Уиллис и другие называют таких предпринимателей «подрывными инноваторами», считая, что они аннулируют или значительно трансформируют установленные бизнес-модели и ожидания потребителей [Willis et al., 2007]. Качественные изменения в предпринимательских структурах и операциях можно приравнять к аналогичным изменениям в более широких социально-экономических институтах, что предоставляет предпринимателям ключевую роль в перестройке последних и порождает виды культурных сдвигов, связанных с экологической модернизацией [Parris, 2007]. В целом предприятие квалифицируется как устойчиво-ориентированное, если сочетает в себе возможности и намерения одновременно создавать ценности в экономическом, социальном и экологическом аспектах [Schlange, 2009]. Однако проблема,
по мнению Д. Гиббса [Gibbs, 2009], заключается в том, что концепция устойчивого предпринимателя остается «черным ящиком», как и сама концепция устойчивого развития. То, что экономические, социальные и экологические цели объединены в рамках организационной логики и практики фирмы, еще не позволяет предполагать, как это будет связано (если будет связано) с любыми последующими социальными и экологическими изменениями. Согласно Бэверидж и Гай, инновационный процесс в области экологии следует понимать как сложный институциональный процесс, который не может быть сведен к зависимости от роли и психологии предпринимательской личности [Beveridge, Guy, 2005]. Экологические предприниматели, наряду с традиционными, социальными, институциональными предпринимателями, могут лишь частично способствовать достижению целей устойчивого развития [Tilley, Young, 2009].
Российские авторы также рассматривают экологическое предпринимательство в контексте концепций устойчивого развития и инноваций [Вершинина, 2010; Митрофанова, 2013].
Экологическая ответственность, наряду с экономической и социальной, — необходимое условие обеспечения устойчивого развития общества и важная составляющая корпоративной социальной ответственности бизнеса. Это отмечается в Глобальном договоре ООН, где сформулированы десять универсальных принципов относительно прав человека, трудовых отношений, экологической ответственности и противодействия коррупции. В целом они направлены на воплощение прогрессивных стратегий ведения бизнеса. М. Митрофанова считает, что треть указанных принципов — экологические и касаются предпринимательства [Митрофанова, 2013]. Они выглядят следующим образом:
• деловые круги должны придерживаться превентивного подхода к экологическим проблемам;
• осуществлять инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
• содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.
По мнению С. Вершининой, при раскрытии сущности понятия «экологическое предпринимательство» следует учитывать особую роль предпринимательства в сфере инноваций (технологических и социально-экономических). Взаимосвязь предпринимательства и инноваций создает конкурентные преимущества при выходе на существующие и новые рынки. Также с внедрением в производство экологических инноваций повышается результативность предпринимательства, поскольку она тесно связана с быстрым реагированием на потребности общества [Вершинина, 2010].
Таким образом, экологическое предпринимательство в современных исследованиях рассматривается как в достаточной степени инновационное и устойчиво-ориентированное.
Экологические потребности и интересы
В дополнение к рассмотренным теоретическим концепциям необходимо, на наш взгляд, отметить еще одну точку зрения на причины возникновения такого явления, как экологическое предпринимательство, которой придерживаются некоторые российские авторы [Наумов, 2007; Варенникова, 2011].
Е. Варенникова считает, что тот факт, что все больше людей желают употреблять экологически чистые продукты питания и пользоваться экологичными товарами и услугами, свидетельствует о формировании новой категории потребностей — экологических. В своей работе «Теория экономического развития» Й. Шумпетер отмечал: «Потребности являются одновременно причиной и направляющим началом экономиче-
ского поведения хозяйственного субъекта, представляют собой его движущую силу. Конкретные внешние условия и потребности выступают в качестве двух определяющих экономический процесс и совместно воздействующих на его результат факторов. Таким образом, производство следует за потребностями, они словно бы тащат его за собой» [Шумпетер, 2008, с. 69]. То же самое, по мнению Е. Варенниковой, верно и в отношении экологического предпринимательства — экологические потребности служат движущей силой его развития.
Потребности воздействуют на бизнес в двух направлениях: во-первых, возрастающие потребности служат внутренней побудительной причиной и ориентиром для хозяйственной деятельности; во-вторых, потребности способны выдвигать новые созидательные цели, в силу чего они толкают производство вперед, в сторону всестороннего совершенствования [Шумпетер, 2008].
Эколого-экономическая потребность (ЭЭП) — потребность в таком взаимодействии со средой в процессе ее хозяйственного использования, которое не нарушало бы жизнепригодность среды, обеспечивающую условия хозяйственного развития и сохранения здоровья человека [Сухору-кова, 1988]. А. Рябчиков определяет ЭЭП как «интегральную совокупность экологических и экологизированных потребностей в жизненных и духовных благах, связанных со взаимодействием общества и природы на основе производственной деятельности и воспроизводства человека [Рябчиков, 2002]. А. Наумов считает, что ЭЭП — это потребности, которые существуют в рамках эколого-экономического взаимодействия, предполагающего вовлечение компонентов экологической системы в процесс формирования, и (или) функционирования, и (или) удовлетворения потребностей. В качестве компонентов экологической системы выступают объекты и отношения окружающей действительности, возникшие без влияния человека [Наумов, 2007].
Эколого-экономические потребности как проявление зависимости человека от окружающей среды носят объективный характер. По мере их осознания ЭЭП начинают выступать в форме эколого-экономических интересов, мотивирующих поведение человека.
Эколого-экономические интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Отношение между потребностью и интересами есть отношение между понятиями разного порядка — сущностью и явлением. Потребность выражает необходимость, а интерес — отношение к необходимости. Экологический интерес можно определить как активное отношение к экологической потребности, вызванное осознанием ее жизненного значения.
Эколого-экономические интересы формируются под влиянием осознания необходимости выхода на такие экономические условия природопользования, которые обеспечили бы развитие общественного производства при сохранении жизнепригодных свойств среды [Сухорукова, 1988]. Они возникают на основе тесной взаимосвязи общества и природы. То есть эколого-эконо-мические интересы — это познанные, осознанные и превратившиеся во внутренние побуждения эколого-экономические потребности [Рябчиков, 2002].
А. Наумов предлагает рассматривать экологическое предпринимательство как форму предпринимательской деятельности, направленную на удовлетворение ЭЭП за счет продуктов, в общей полезности которых определяющее значение имеет экологическая полезность, при этом компоненты экологической системы преимущественно рассматриваются как факторы, определяющие ЭЭП [Наумов, 2007]. Е. Варенниковой близка точка зрения А. Наумова, в соответствии с которой критерий отнесения предпринимательской деятельности к одной из форм (традиционное предпринимательство, экологически ориентированное предпринимательство, экологическое пред-
принимательство) — доля экологической полезности в общей полезности товара [Варенникова, 2011].
На наш взгляд, концепция эколого-эконо-мических потребностей и интересов тесно взаимосвязана с большинством из рассмотренных теоретических концепций, можно даже сказать, что эти понятия объединяют различные точки зрения исследователей. Эколого-экономические потребности и интересы, как уже было отмечено, возникают под влиянием осознания необходимости изменения (индивидом, организацией) своего экологического поведения, т. е. снижения негативного влияния на окружающую среду. Осознание может быть вызвано внешними факторами, такими как экологическая модернизация (как совокупность политических и правовых установок), популяризация концепции устойчивого развития, деятельность общественных экологических организаций, которые, в свою очередь, являются ответом на деградацию окружающей среды, обусловленную в том числе провалами государства и рынка. И конечно, возникновение эколого-экономических потребностей, а тем более интересов, открывает возможности для предпринимателей.
Заключение
В статье рассмотрены основные российские и зарубежные исследования экологического предпринимательства в контексте используемых теоретических концепций для объяснения его сути и причин возникновения. Цель настоящей работы — выявление, обобщение используемых теоретических концепций, объясняющих сущность и предпосылки развития экопринёр-ства, а также развитие теории по данному вопросу.
Анализ теоретических предпосылок концепции экологического предпринимательства показал, что ученые, как российские, так и зарубежные, используют следующие теоретические концепции для объяснения воз-
никновения и развития данного феномена: теория провалов рынка и государства; теория предпринимательских возможностей; концепция экологической модернизации; теория инноваций; концепция устойчивого развития; теория экономического развития на основе потребностей. Отметим также, что расхождения во мнениях зарубежных и российских авторов по вопросу предпосылок возникновения экологического предпринимательства незначительны даже при том, что уровень развития самой экопринёрской деятельности и исследований в этой области за рубежом более высокий.
Несмотря на разнообразие применяемых концепций, можно отметить, что они не противоречат друг другу и нередко комбинируются исследователями в различных сочетаниях. Теория провалов рынка и государства применяется в синтезе с теорией предпринимательских возможностей [Cohen, Winn, 2007; Dean, McMullen, 2007; Арент, 2014]; концепция экологической модернизации — с концепцией устойчивого развития [Parris, 2007; Митрофанова, 2013] и теорией инноваций [Beveridge, Guy, 2005; Вершинина, 2010]. С большинством из рассмотренных теоретических концепций связана концепция эколого-экономи-ческих потребностей и интересов [Наумов, 2007; Варенникова, 2011]. На наш взгляд, эта концепция объединяет различные точки зрения исследователей и позволяет наиболее полно объяснить феномен возникновения и развития экологического предпринимательства.
Проведенный анализ теоретических предпосылок, как нам представляется, является вкладом в более глубокую концептуализацию теории в области экологического предпринимательства. Считаем перспективным использование в дальнейших теоретических исследованиях феномена экологического предпринимательства всех обозначенных ранее теоретических подходов и концепций в различной степени и комбинациях в зависимости от цели.
Приведенные в работе результаты анализа теоретических подходов и концепций могут быть использованы и при проведении эмпирических исследований. Актуальным направлением эмпирических исследований, на наш взгляд, является изучение внешних (по отношению к личности предпринимателя) условий, сдерживающих или поощряющих экопринёрские намерения, и отличий этих условий в разных странах, результаты которых могут иметь практическую значимость для развития экопринёрства как особого вида предпринимательства. В качестве направлений будущих исследований можно также предложить рассмотрение экологического предпринимательства во взаимосвязи с неоинституциональной теорией, теориями абсорбирующих способностей (absorption capacity), эффектуации (effectuation theory) и др., что позволит расширить теоретические рамки концепции.
Список литературы
1. Арент К. П. Пути развития экологического предпринимательства в сельском хозяйстве // Природообустрой-ство. 2014. № 2. С. 95-100.
2. Варенникова Е. В. Экологически ориентированное и экологическое предпринимательство как экономические категории // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 4 (28).
3. Вершинина С. В. Экологическое предпринимательство как важнейшее направление экологизации регионального развития // Экономические и социальные переменные: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 1 (9). С. 128-131.
4. Газизова О. В., Абдуллина А. Р. Экологический бизнес — как одно из перспективных направлений развития инновационной экономики России // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 5. С. 7-14.
5. Ёлкина Л. Г., Мамлеева Я. В. Организационно-экономические инструменты развития экологического предпринимательства // Российское предпринимательство. 2007. № 11 (2). С. 20-24.
6. Ершова Т. В. Экологическое предпринимательство: основные направления и этапы развития исследований // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. 2016. Вып. 1. С. 66-90.
7. Жаров О. А. Экологическое предпринимательство в России (состояние, проблемы, перспективы). Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2003. — 244 с.
8. Кислицын Д. П. Экологическое предпринимательство как форма реализации эколого-экономических взаимодействий в территориальной системе // Terra Economicus. 2007. Т. 5. № 1. Ч. 3. С. 151-155.
9. Логинова Е. В., Фокина Л. В. К проблеме понимания права в контексте поиска интегративных оснований // Вестник Академии права и управления. 2014. № 37. С. 43-48.
10. Митрофанова М. М. Правовые основы экологического предпринимательства в России // Вопросы российского и международного права. 2013. № 2. С. 109-122.
11. Наумов А. А. К вопросу о сущности экологического предпринимательства // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2007. № 1. С. 68-75.
12. Портнов А. В. Экологическое предпринимательство как важнейшее направление инновационного развития региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2012. № 1 (20). С. 125-130.
13. Рябчиков А. К. Экономика природопользования. М.: «Элит-2000», 2002. — 192 с.
14. Сухорукова С. М. Экономика и экология (политэконо-мический аспект). М.: Высшая школа, 1988. — 111 с.
15. Федорова Т. М. Механизм управления развитием государственного экологического предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 2 (36). С. 122-125.
16. Черняховский Э. Р. Перспективы развития экологического предпринимательства // Экономика природопользования. 2006. № 4. С. 88-93.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с англ. В. С. Автономова. 4-е изд. М.: Директмедиа Па-блишинг, 2008. — 598 с.
18. Яндыганов Я. Я. Экологическое предпринимательство в регионе (проблемы, перспективы, эффективность). Екатеринбург: Изд-во Урал. госуд. ун-та, 1998. — 312 с.
19. Anderson T. L., Leal D. R. Enviro-capitalists: Doing good while doing well. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1997. — 189 p.
20. Bennett S. J. Ecopreneuring: The Complete Guide to Small Business Opportunities from the Environmental Revolution. N. Y.: John Wiley, 1991.
21. Berle G. The Green Entrepreneur: Business Opportunities that Can Save the Earth and Make You Money. Blue Ridge Summit, PA: Liberty Hall Press, 1991.
22. Beveridge R., Guy S. The Rise of the Eco-Preneur and the Messy World of Environmental Innovation // Local Environment. 2005. Vol. 10. No. 6. P. 665-676.
23. Blue J. Ecopreneuring: Managing for Results. London: Scott Foresman, 1990.
24. Cohen B., Winn M. I. Market imperfections, opportunity and sustainable entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2007. Issue 22. P. 29-49.
25. Dean T. J., McMullen J. S. Toward a Theory of Sustainable Entrepreneurship: Reducing Environmental Degradation Through Entrepreneurial Action // Journal of Business Venturing. 2007. Vol. 22. No. 1. P. 50-76.
26. DeMicco F., Seferis J, Bao Y., Scholz M. E. The Eco-Restaurant of the Future: A Case Study // Journal of Foodservice Business Research. 2014. Vol. 17. No. 4. P. 363-368.
27. Gibbs D. Sustainability Entrepreneurs, Ecopreneurs and the Development of a Sustainable Economy // Greener Management International. 2009. Issue 55. P. 63-78.
28. Hawken P., Lovins A., Lovins L. Natural capitalism: Creating the Next Industrial Revolution. Brown: Little, 1999. — 416 p.
29. Isaak R. Globalization and Green Entrepreneurship // Greener Management International. 1997. Issue 18. P. 80-90.
30. Isaak R. Green Logic: Ecopreneurship, Theory and Ethics. Sheffield: Greenleaf, 1998. — 144 p.
31. Isaak R. Making of the Ecopreneur // Greener Management International. 2002. Issue 38. P. 81-91.
32. Jolink A., Niesten E. Sustainable Development and Business Models of Entrepreneurs in the Organic Food Industry // Business Strategy and the Environment. 2015. Issue 24. P. 386-401.
33. Kearins K, Collins E. Making Sense of Ecopreneurs' Decisions to Sell Up // Business Strategy and the Environment. 2012. Issue 21. P. 71-85.
34. Keogh P., Polonsky M. Environmental Commitment: a Basis for Environmental Entrepreneurship? // Journal of Organizational Change Management. 1998. Vol. 11. No. 1. P. 38-49.
35. Kirkwood J., Walton S. How Green is Green? Ecopreneurs Balancing Environmental Concerns and Business Goals // Australasian Journal of Environmental Management. 2014. Vol. 21. No. 1. P. 37-51.
36. Lundberg C, Fredman P., Wall-Reinius S. Going for the Green? The Role of Money Among Nature-Based Tourism Entrepreneurs // Current Issues in Tourism. 2014. Vol. 17. No. 4. P. 373-380.
37. Nacu C. M, Avasilcai S. Technological Ecopreneurship: Conceptual Approaches // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Issue 124. P. 229-235.
38. Nikolaou E. I., lerapetritis D, Tsagarakis K. P. An Evaluation of the Prospects of Green Entrepreneurship Development Using a SWOT Analysis // International Journal of Sustainable Development & World Ecology. 2011. Vol. 18. No. 1. P. 1-16.
39. Pacheco D., Dean T., Payne D. Escaping the Green Prison: Entrepreneurship and the Creation of Opportunities for Sustainable Development // Journal of Business Venturing. 2010. Issue 25. P. 464-480.
40. Parrihs B. D. Designing the Sustainable Enterprise // Futures. 2007. Vol. 39. No. 7. P. 846-60.
41. Parris D. L, McInnis-Bowers C. V. Social Entrepreneurship Questioning the Status Quo: Waste as a Resource // Journal of Economic Issues. 2014. Vol. XLVIII. No. 2. P. 359-365.
42. Pastakia A. Grassroots Ecopreneurs: Change Agents for a Sustainable Society // Journal of Organizational Change Management. 1998. Vol. 11. No. 2. P. 157-173.
43. Quinn J. B. Next Big Industry: Environmental Improvement // Harvard Business Review. 1971. September-October. P. 120-131.
44. Roberts P., Colwell A. Moving the Environment to Centre Stage: A New Approach to Planning and Development at European and Regional Levels // Local Environment. 2001. Vol. 6. No. 4. P. 421-437.
45. Schaltegger S. A Framework for Ecopreneurship: Leading Bioneers and Environmental Managers to Ecopreneur-ship // Greener Management International. 2002. Issue 38. P. 45-58.
46. Schaltegger S, Wagner M. Sustainable Entrepreneurship and Sustainability Innovation: Categories and Interactions // Business Strategy and the Environment. 2011. Issue 20. P. 222-237.
47. Schaper M. The Essence of Ecopreneurship // Greener Management International, 2002. Issue 38. P. 26-30.
48. Schlange L. E. Stakeholder Identification in Sustainability Entrepreneurship // Greener Management International. 2009. Issue 55. P. 13-32.
49. Schuyler G. Merging Economic and Environmental Concerns Through Ecopreneurship. Kauffman Center for Entrepreneurial Leadership Clearinghouse on Entrepreneurship Education. 1998. December 20. DIGEST. No. 98-8.
50. Tilley F. Conceptualising Sustainability Entrepreneurship // First World Symposium on Sustainable Entrepreneurship. University of Leeds, UK, 2007. 15-17 July.
51. Tilley F., Young W. Sustainability Entrepreneurs. Could They be the True Wealth Generators of the Future? // Greener Management International. 2009. Issue 55. P. 79-92.
52. Volery T. Ecopreneurship: Rationale, Current Issue and Future Challenges // Conference Papers of Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship, St. Gallen (Switzerland). 2002. P. 541-553.
53. Walley E. E, Taylor D. Opportunists, Champion, Mavericks? A Typology of Green Entrepreneurs // Greener Management International. 2002. Issue 38. P. 31-43.
54. Willis R., Webb M., Wilsdon J. The Disrupters: Lessons for Low-Carbon Innovation from the New Wave of Environmental Pioneers. Research report. London: NESTA, 2007. — 48 p.
References
1. Anderson T. L., Leal D. R. Enviro-capitalists: Doing good while doing well. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 1997. — 189 p.
2. Arent K. P. Paths of Development of Ecological Entrepre-neurship in Agriculture. Prirodoobustrojstvo, 2014, no. 2, pp. 95-100 (in Russian, abstr. in English).
3. Bennett S. J. Ecopreneuring: The Complete Guide to Small Business Opportunities from the Environmental Revolution. N. Y.: John Wiley, 1991.
4. Berle G. The Green Entrepreneur: Business Opportunities that Can Save the Earth and Make You Money. Blue Ridge Summit, PA: Liberty Hall Press, 1991.
5. Beveridge R., Guy S. The Rise of the Eco-Preneur and the Messy World of Environmental Innovation. Local Environment, 2005, vol. 10, no. 6, pp. 665-676.
6. Blue J. Ecopreneuring: Managing for Results. London: Scott Foresman, 1990.
7. Chernyakhovskii E. R. Perspektivy razvitiya ekologichesk-ogo predprinimatel'stva [Prospects for the development of ecological entrepreneurship]. Environmental economics, 2006, no. 4, pp. 88-93.
8. Cohen B., Winn M. I. Market imperfections, opportunity and sustainable entrepreneurship. Journal of Business Venturing, 2007, issue 22, pp. 29-49.
9. Dean T. J., McMullen J. S. Toward a Theory of Sustainable Entrepreneurship: Reducing Environmental Degradation Through Entrepreneurial Action. Journal of Business Venturing, 2007, vol. 22, no. 1, pp. 50-76.
10. DeMicco F., Seferis J., Bao Y., Scholz M. E. The Eco-Restaurant of the Future: A Case Study. Journal of Foodservice Business Research, 2014, vol. 17, no. 4, pp. 363-368.
11. Ershova T. V. Ecological Entrepreneurship: Main Trends and Stages of the Studies Development. Vestnik of St. Petersburg State University. Management Series, 2016, issue 1, pp. 66-90 (in Russian, abstr. in English).
12. Fedorova T. M. Mechanism of Management of Development of the State Ecological Business. Social and economic phenomena and processes, 2012, no. 2 (36), pp. 122-125 (in Russian, abstr. in English).
13. Gazizova O. V., Abdullina A. R. Ekologicheskii biznes — kak odno iz perspektivnykh napravlenii razvitiya innovatsi-onnoi ekonomiki Rossii [Ecological business — as one of the most promising directions of development of innovative economy in Russia]. Bulletin of the Kazan Technological University, 2009, no. 5, pp. 7-14.
14. Gibbs D. Sustainability Entrepreneurs, Ecopreneurs and the Development of a Sustainable Economy. Greener Management International, 2009, no. 55, pp. 63-78.
15. Hawken P., Lovins A., Lovins L. Natural capitalism: Creating the Next Industrial Revolution. Brown: Little, 1999. — 416 p.
16. Isaak R. Globalization and Green Entrepreneurship. Greener Management International, 1997, issue 18, pp. 80-90.
17. Isaak R. Green Logic: Ecopreneurship, Theory and Ethics. Sheffield: Greenleaf, 1998. — 144 p.
18. Isaak R. Making of the Ecopreneur. Greener Management International, 2002, issue 38, pp. 81-91.
19. Jolink A., Niesten E. Sustainable Development and Business Models of Entrepreneurs in the Organic Food Industry. Business Strategy and the Environment, 2015, issue 24, pp. 386-401.
20. Kearins K., Collins E. Making Sense of Ecopreneurs' Decisions to Sell Up. Business Strategy and the Environment, 2012, issue 21, pp. 71-85.
21. Keogh P., Polonsky M. Environmental Commitment: a Basis for Environmental Entrepreneurship? Journal of Organizational Change Management, 1998, vol. 11, no. 1, pp. 38-49.
22. Kirkwood J., Walton S. How Green is Green? Ecopreneurs Balancing Environmental Concerns and Business Goals. Australasian Journal of Environmental Management, 2014, vol. 21, no. 1, pp. 37-51.
23. Kislitsyn D. P. Ekologicheskoe predprinimatel'stvo kak forma realizatsii ekologo-ekonomicheskikh vzaimodeistvii v territorial'noi sisteme [Ecological entrepreneurship as a form of implementation of the environmental and economic interactions in the territorial system]. Terra Economicus, 2007, vol. 5, no. 1, part 3, pp. 151-155.
24. Loginova E., Fokina L. On the Issue of Concept of the Law in the Context of the Search for Integrative Fundamentals. Bulletin of Academy of Law and Management, 2014, no. 37, pp. 43-48 (in Russian, abstr. in English).
25. Lundberg C., Fredman P., Wall-Reinius S. Going for the Green? The Role of Money Among Nature-Based Tourism Entrepreneurs. Current Issues in Tourism, 2014, vol. 17, no. 4, pp. 373-380.
26. Mitrofanova M. M. The legal basis for environmental en-trepreneurship in Russia. Matters of Russian and International Law, 2013, no. 2, pp. 109-122 (in Russian, abstr. in English).
27. Nacu C. M., Avasilcai S. Technological Ecopreneurship: Conceptual Approaches. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2014, issue 124, pp. 229-235.
28. Naumov A. A. To the Issue on the Essence of Ecological Business. Vestnik of Volga State University of Technology. Series «Economy and Management», 2007, no. 1, pp. 68-75 (in Russian, abstr. in English).
29. Nikolaou E. I., Ierapetritis D., Tsagarakis K. P. An Evaluation of the Prospects of Green Entrepreneurship Devel-
opment Using a SWOT Analysis. International Journal of Sustainable Development & World Ecology, 2011, vol. 18, no. 1, pp. 1-16.
30. Pacheco D., Dean T., Payne D. Escaping the Green Prison: Entrepreneurship and the Creation of Opportunities for Sustainable Development. Journal of Business Venturing, 2010, issue 25, pp. 464-480.
31. Parrihs B. D. Designing the Sustainable Enterprise. Futures, 2007, vol. 39, no. 7, pp. 846-60.
32. Parris D. L., McInnis-Bowers C. V. Social Entrepreneurship Questioning the Status Quo: Waste as a Resource. Journal of Economic Issues, 2014, vol. XLVIII, no. 2, pp. 359-365.
33. Pastakia A. Grassroots Ecopreneurs: Change Agents for a Sustainable Society. Journal of Organizational Change Management, 1998, vol. 11, no. 2, pp. 157-173.
34. Portnov A. V. Ecological Entrepreneurship as a Main Direction in the Innovative Development of a Region. Science Journal of VolSU. Global Economic System, no. 1 (20), pp. 125-130 (in Russian, abstr. in English).
35. Quinn J. B. Next Big Industry: Environmental Improvement. Harvard Business Review, 1971, September-October, pp. 120-131.
36. Roberts P., Colwell A. Moving the Environment to Centre Stage: A New Approach to Planning and Development at European and Regional Levels. Local Environment, 2001, vol. 6, no. 4, pp. 421-437.
37. Ryabchikov A. K. Ekonomika prirodopol'zovaniya [Environmental economics]. M.: Elit-2000 Publ., 2002. — 192 p.
38. Schaltegger S. A Framework for Ecopreneurship: Leading Bioneers and Environmental Managers to Ecopreneur-ship. Greener Management International, 2002, issue 38, pp. 45-58.
39. Schaltegger S., Wagner M. Sustainable Entrepreneurship and Sustainability Innovation: Categories and Interactions. Business Strategy and the Environment, 2011, issue 20, pp. 222-237.
40. Schaper M. Introduction: The Essence of Ecopreneur-ship. Greener Management International, 2002, issue 38, pp. 26-30.
41. Schlange L. E. Stakeholder Identification in Sustainability Entrepreneurship. Greener Management International, 2009, issue 55, pp. 13-32.
42. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (per. s angl. V. S. Avtonomova) [The Theory of Economic Development (V. S. Avtonomov's translation from Eng. into Russ.)]. 4th edition. M.: Directmedia Publ., 2008. 598 p.
43. Schuyler G. Merging Economic and Environmental Concerns Through Ecopreneurship. Kauffman Center for Entrepreneurial Leadership Clearinghouse on Entrepreneurship Education. 1998. December 20. DIGEST Number 98-8.
44. Sukhorukova S. M. Ekonomika i ekologiya (politekonomi-cheskii aspekt) [Economy and ecology (political economy aspect)]. Moscow, High School Publ., 1998. 111 p.
45. Tilley F. Conceptualising Sustainability Entrepreneurship. First World Symposium on Sustainable Entrepreneurship, University of Leeds, UK, 2007, 15-17 July.
46. Tilley F., Young W. Sustainability Entrepreneurs. Could They be the True Wealth Generators of the Future? Greener Management International, 2009, issue 55, pp. 79-92.
47. Varennikova E. V. Ekologicheski orientirovannoe i eko-logicheskoe predprinimatel'stvo kak ekonomicheskie kat-egorii [Ecologically oriented and ecological entrepreneur-
ship as an economic category]. Management of Economic Systems: Scientific Electronic Journal, 2011, no. 4 (28).
48. Vershinina S. V. Ecological Business as the Major Direction of the Regional Development's Ecologization. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2010, no. 1, pp. 109-112 (in Russian, abstr. in English).
49. Volery T. Ecopreneurship: Rationale, Current Issue and Future Challenges // Conference Papers of Swiss Research Institute of Small Business and Entrepreneurship, St. Gallen (Switzerland), 2002, pp. 541-553.
50. Walley E. E., Taylor D. Opportunists, Champion, Mavericks? A Typology of Green Entrepreneurs. Greener Management International, 2002, issue 38, pp. 31-43.
51. Willis R., Webb M., Wilsdon J. The Disrupters: Lessons for Low-Carbon Innovation from the New Wave of Envi-
ronmental Pioneers. Research report. London: NESTA, 2007. 48 p.
52. Yolkina L. G., Mamleyeva Ya. V. Organizational and Economic Tools for the Development of Ecobusiness. Russian Entrepreneurship, 2007, no. 2 (11), pp. 20-24 (in Russian, abstr. in English).
53. Yandyganov YA. YA. Ekologicheskoe predprinimatelstvo v regione (problemy, perspektivy, effektivnost) [Environmental entrepreneurship in the region (problems, perspectives, efficiency)]. Ekaterinburg: Ural State University Publ., 1998. 312 p.
54. Zharov O. A. Ekologicheskoe predprinimatel'stvo v Rossii (sostoyanie, problemy, perspektivy) [Ecological entrepre-neurship in Russia (the state, problems and prospects)]. Yaroslavl': Yaroslavl' State University Publ., 2003. 244 p.
T. Ershova, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected] E. Gafforova, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected] J. Khamdamov, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, [email protected]
Theoretical assumptions of ecological entrepreneurship concept initiation and development
Today ecological entrepreneurship investigations are at the stage of the theory emerging, the majority of aspects and concepts are debatable, common opinions and generally recognized conceptual ideas are not available. One of the disputable aspects is understanding the meaning and the backgrounds of the ecological entrepreneurship initiation as well as the theoretical underpinning used for this purpose. The objective of this article is to analyze the academic literature on the ecological entrepreneurship to identify and generalize the applied theoretical concepts explaining the meaning and the backgrounds of the ecological entrepreneurship initiation. The article consists of six parts. The first part covers the principal theoretical concepts applied in the Russian and English language literatures to define the backgrounds of the ecological entrepreneurship initiation and development. The other four parts are devoted to more detailed consideration of the concepts mentioned in the first part. Conclusions on the results of the analysis and the suggestions for future investigations are described in the last part. The analysis of the ecological entrepreneurship theoretical frameworks showed that the investigators used different theoretical concepts, such as the theory of markets and states failures; the theory of the entrepreneurial potential; the concept of ecological updating; the innovation theory; the concept of the sustainable development; the theory of economic development on the basis of demands. Irrespective of the variety of the concepts applied, it can be noted that they don't contradict to each other and are often combined in various combinations. It can be concluded that it is reasonable to apply the ecological entrepreneurship phenomenon of all the above mentioned theoretical approaches and concepts in future investigations in various combinations and to different extents.
Keywords: ecological entrepreneurship, ecopreneurship, market failure, entrepreneurship opportunity, ecological modernization, innovations, sustainable development, ecological needs, theoretical concept.
About authors:
T. Ershova, PhD in Economics; E. Gafforova, Doctor of Economics; J. Khamdamov, Postgraduate Student
For citation: Ershova T., Gafforova E., Khamdamov J. Theoretical assumptions of ecological entrepreneurship concept initiation and development. Journal of Modern Competition, 2016, vol. 10, no. 4 (58), pp. 13-25 (in Russian, abstr. in English).