РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 23 • декабрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
теоретические предпосылки развития инновационной политики Республики татарстан
Зайнуллина Д.Р.1, Сиразетдинов Р.М.1, Галявиев Б.И. 1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Объектом исследования настоящей статьи является региональный инновационный потенциал Республики Татарстан, задача оценки которого становится актуальной в связи с декларируемым переходом российской экономики с сырьевой на инновационную модель. Целью исследования является определение рационального размера инновационного потенциала Республики Татарстан. Среди методов достижения поставленной цели необходимо выделить теоретический анализ, а также статистические методы обработки данных. Автором были рассмотрены теоретические предпосылки развития национальной инновационной системы, а также проанализировано состояние регионального потенциала Республики Татарстан.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальная инновационная система, региональный инновационный потенциал, государственная инновационная политика.
Theoretical prerequisites for development of innovation policy of the Republic of tatarstan
Zaynullina D.R.1, SirazetdinovR.M.1, Galyaviev B.I. 1
1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia
введение
Перевод российской экономики призван повысить уровень конкурентоспособности отечественной экономики в мире. На современном этапе данная стратегическая задача актуализируется еще и потому, что неизбежность перехода к инновационной модели экономики неоднократно была доказана учеными-экономистами. Чтобы эффективно использовать инновации, необходимо реализовывать конкретные и решительные шаги в рамках формирования правового обеспечения, регулирующего инновационную сферу.
Таким образом, определение рационального размера инновационного потенциала региона представляется актуальной задачей, для решения которой важно иметь не только четкое определение инновационного потенциала, но и понимать его связь с устойчивым разви-
тием системы. С этой целью необходимо четко определять все существенные факторы, предопределяющие сущность и динамику инновационного потенциала.
Объектом исследования настоящей статьи выступает инновационный потенциал Республики Татарстан (РТ). Целью исследования является определение рационального размера инновационного потенциала Республики Татарстан, для достижения которой необходимо решение следующих задач:
• определение понятия инновационный потенциал;
• определение понятия инновационная система;
• выявление взаимосвязи инновационного потенциала и устойчивого развития системы;
• определение существенных факторов, определяющих сущность и динамику инновационного потенциала.
Методика
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные труды классиков экономической науки, современные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики инноваций, а также современные экономические исследования, посвященные проблемам экономики инноваций, регионального развития и другие. В качестве метода научного исследования нашли свое применение общенаучные методы, в том числе теоретический анализ и синтез, аннотирование, цитирование, составление библиографии, а также статистический метод и другое.
Информационную базу исследования составили данные Министерства экономики РТ и Венчурного фонда РТ, касающиеся инновационных предприятий различ-
ABSTRACT:_
Innovative potential of the Republic of Tatarstan is the research subject of this article. The task of assessing the innovative potential of the Republic of Tatarstan becomes relevant in relation to the proclaimed transition of the Russian economy from commodity-based model to innovative model. The purpose of the study is to determine the rational scale of the innovative potential of the Republic of Tatarstan. Among the methods for achieving this goal, it is necessary to single out the theoretical analysis and statistical methods of data processing. The author considers theoretical prerequisites for the development of the national innovation system; we also analyze the state of the regional potential of the Republic of Tatarstan.
KEYWORDS: national innovation system, regional innovation potential, state innovation policy.
JEL Classification: 031, 033, 038 Received: 01.12.2017 / Published: 16.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zaynullina D.R. (zaynullina0kgasu.ru)
CITATION:_
Zaynullina D.R., Sirazetdinov R.M., Galyaviev B.I. (2017) Teoreticheskie predposylki razvitiya innovatsionnoy politiki respubliki Tatarstan [Theoretical prerequisites for development of innovation policy of the Republic of Tatarstan]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (23). - 3739-3750. doi: 10.18334/rp.18.23.38614
ных видов экономической деятельности, материалы периодической научной печати, диссертации зарубежных и отечественных авторов, а также эмпирический материал, содержащийся в публикациях отечественных и зарубежных авторов, ресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Анализ состояния российской государственной инновационной политики
Государственная инновационная политика представляет собой часть социально-экономической политики государства и призвана совершенствовать направления государственного регулирования, а также развивать и стимулировать инновационную деятельность. Реализация инновационной политики осуществляется посредством нормативно-правовых, экономических и других механизмов государственной поддержки. Инновационный потенциал является комплексной характеристикой способности субъекта к инновационной деятельности, а также важнейшим фактором, играющим решающую роль в инновационном развитии региона.
Главными экономическими задачами, стоящими перед нашей страной, являются увеличение показателей эффективности применения научно-технических разработок и внедрение последних в производство [8, 20] (Sevastianova, 2016; Onuchak, Levitskaya, 2016).
Резкое снижение производственного потенциала и сокращение расходов на его обновление в последние годы способствовали серьезным модификациям в состоянии производственного аппарата, главным образом к его физическому и моральному износу. Невысокий платежеспособный спрос со стороны государства и бизнеса на научно-техническую продукцию также снижает инновационную активность [2] (Zdunov, Babaev, 2016).
Значительно изношенный, физически и морально, производственный аппарат на фоне отсутствия протекционистских мер не способен выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке. Выбытие производственного
ОБ АВТОРАХ:_
Зайнуллина Диляра Рамилевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью (zaynullina0kgasu.ru)
Сиразетдинов Рустем Маратович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, директор Института экономики и управления в строительстве (rustem@ kgasu.ru)
Галявиев Булат Ильясович, магистрант кафедры экспертизы и управления недвижимостью (^^0160 gmail.com)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Зайнуллина Д.Р., Сиразетдинов Р.М., Галявиев Б.И. Теоретические предпосылки развития инновационной политики Республики Татарстан // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 23. - С. 37393750. Сог 10.18334/гр.18.23.38614
аппарата должно быть компенсировано на современном научно-техническом уровне, для чего необходимо увеличение инвестиционной и инновационной активности.
Российская инновационная деятельность переживает нелегкие времена. Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что у предприятий имеются серьезные фундаментальные и прикладные заделы, высококвалифицированные кадры, а также специфическая научно-производственная база. Однако указанные составляющие инновационного потенциала крайне слабо направлены на создание синергетического эффекта, что не приводит к реализации научных достижений на производстве [9] (Semyonov, 2016).
В условиях недостаточности мер поддержки со стороны государства и ограниченности собственных денежных средств российские предприятия вынуждены использовать значительную часть ресурсов, чтобы финансировать текущие нужды действующего производства, а также осваивать новые технологии и наукоемкую конкурентоспособную продукцию [3] (Krasnova, Kudryavtseva, 2017).
Сегодня как никогда предприятия нуждаются в новых технологиях, структурной и технической модернизации производственного потенциала, что требует значительных инвестиций и вызывает к жизни ряд других проблем.
Современные научные взгляды на понятие «инновационный потенциал»
Одной из характеристик национальной инновационной системы (НИС), оказывающих существенное влияние на устойчивое развитие и эффективность национальной экономики, является инновационный потенциал. Одни авторы (И. Балабанов, П. Завлин, О. Коробейников, И. Коршунова, А. Савчук, А. Трефилова и др.) трактуют инновационный потенциал как совокупность различных типов ресурсов, необходимых для реализации инновационной деятельности, к которым можно отнести информационные, материально-технические, финансовые, человеческие, инфраструктурные и прочие ресурсы. Другие исследователи (В. Гнин, А. Когут, З. Румянцева, А. Поршнев, И. Соломатин и др.) определяют инновационный потенциал как меру способности и готовности социально-экономической системы реализовать установленные цели в области инновационного развития. Способность трактуется как наличие необходимых компонентов и их сбалансированность, а готовность - как соответствие уровня развития потенциала формированию инновационно-активной экономики. Третьи исследователи (И. Афонин. Б. Лисин, А. Николаев, В. Фридлянов и др.) определяют инновационный потенциал как совокупность технологических, научно-технических, инфраструктурных, правовых, финансовых, социокультурных и иных возможностей социально-экономической системы в инновационной деятельности.
Митякова О.И. в своей работе определяет инновационный потенциал национальной инновационной системы в широком смысле как органическую совокупность ресурсов, способностей и возможностей социально-экономической системы в осуществлении инновационной деятельности [5] (Mityakova, Maksimov, Mityakov, 2011).
Крайне важным на современном этапе социально-экономического развития является проведение эффективной государственной политики, регулирующей инновационную деятельность. Она должна учитывать особенности национальной экономики и ее место в международном разделении труда, а также возможности создания конкурентных преимуществ, связанных с распространением инноваций.
Становление национальной инновационной системы является важнейшим условием формирования инновационной экономики. Проблемам формирования национальной инновационной системы посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей. Начало этих исследований связано с именем Ф. Листа, который показал взаимосвязь состояния национальной экономики с интеллектуальным капиталом, накопленным предшествующими поколениями, выяснил взаимосвязь импорта зарубежных технологий и технологического развития инновационной экономики и показал возможность совершенствования этих технологий собственными усилиями. При этом сделал большой акцент на значении органов власти в части регулирования и реализации долгосрочной экономической и промышленной политики как гаранта устойчивого развития инновационной экономики [9] (Semyonov, 2016).
Формирование национальной инновационной системы
В настоящее время существуют различные подходы, научные теории, связанные с формированием национальных инновационных систем. В работах Н. Розенберга, С. Глазьева, Д. Львова, Г. Фетисова и других авторов, посвященных динамике технологических укладов, утверждается, что в основе экономического развития лежит «технологический толчок». Изменения в технологии, которая здесь понимается не только в инженерном, но и в социальном аспекте, влекут за собой изменения во всем общественном устройстве. Сторонники кластерного подхода к формированию национальной инновационной системы (А. Маршалл, М. Портер и др.) подчеркивают необходимость создания технологических связей между отраслями экономики для реализации их конкурентных преимуществ. Кластеры, как группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, позволяют использовать межфирменные сети для более быстрого распространения и освоения новых знаний, способствуя более эффективному и устойчивому развитию экономики. Инновационное развитие экономической системы формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности региона [21] (Peshina, Avdeev, 2014).
Сегодня генеральным направлением государственной инновационной политики России является формирование национальной инновационной системы с учетом уже имеющегося мирового опыта и наших собственных особенностей. Целью националь-
ной инновационной системы является обеспечение устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний. Национальная инновационная система России должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных интересов страны [6] (Penko, Yamkova, 2016).
Анализ инновационного потенциала Республики Татарстан
К числу регионов, для которых характерны высокий темп развития инновационной инфраструктуры и внедрение инноваций во все сферы хозяйствования, относится и Республика Татарстан. По результатам проведенного анализа инновационного профиля региона, его инфраструктурного потенциала установлено, что республика является одним из наиболее передовых в инновационном отношении субъектов Российской Федерации. На протяжении последних лет Республика Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, что обусловлено сочетанием высокого потенциала и низкого инвестиционного риска. Так, в Национальном рейтинге инвестиционного климата, формируемого Агентством стратегических инициатив, республика занимает первое место [7] (Polyakova, 2016).
Из таблицы следует, что в течение последних трех лет затраты на НИОКР в Республике Татарстан растут по большинству видов научных областей. В то же время наибольшие затраты на исследования наблюдаются в технических областях науки, что соответствует основным сферам экономики, развиваемым в регионе.
Из рисунка 1 следует, что несмотря на то, что число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в Республике Татарстан в последние два года
Таблица 1
Затраты на научные исследования и разработки в Республике Татарстан, млн руб.
2013 2014 2015
Всего 14169,2 15079,7 16233,9
В том числе по областям науки:
естественные 1611,6 2387,6 2688,6
технические 1 1536,9 11457,1 12326,4
медицинские 207,4 301,1 243,4
сельскохозяйственные 334,5 381,7 353,3
общественные 261,5 228,8 294,4
гуманитарные 217,3 323,4 327,8
Источник: www.tatstat.gks.ru.
Число организ аций занимающихся инновационной деятельностью
Удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций
Рисунок 1. Организации, занимающиеся инновационной деятельностью в РТ, но состоянию на 20155 год Источник: www.tatstat.gks.ru.
производство резиновых и пластмассовых изделий
добыча полезных ископаемых
производство кокса и нефтепродуктов
производство транспортных средств и оборудования производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
производство машин и оборудования химическое производство
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рисунок 2. Доля инновационной продукции в РТ в 2015 году Источник: www.tatstat.gks.ru.
несколько унало, удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью остается приблизительно на одном и том же уровне [14, 15] (Artamonycheva, 2013; Drobot, Klevleeva, Kostyleva, 2014). Также следует отметить, что ник обоих показателей! пришелся на2013 год.
Из рисунка 2 следует, что максимальная доля инновационной продукции в отгруженной продукции собственного производства в РТ в 2015 году приходится на нефте-
химическую и добывающую промышленность, что вполне соответствует общей тенденции развития региональной экономики. Наименее инновационными отраслями по данному параметру являются кожевенная и деревообрабатывающая промышленность.
Заключение
Характеристика основных аспектов инновационной деятельности Республики Татарстан позволяет сделать вывод, что регион обладает мощным научно-техническим потенциалом, многопрофильность научных учреждений в сочетании с развивающимися информационными технологиями создает благоприятные предпосылки для создания сложных научно-технических продуктов и систем. Автором были сделаны следующие выводы:
• инновационная деятельность в Республике Татарстан испытывает некоторые трудности, специфика которых заключается в том, что у предприятий имеют место значительные заделы в области фундаментальной науки и технологий, высококвалифицированные кадры и уникальная научно-производственная база. Однако имеет место недостаточная ориентация на реализацию инновационного потенциала в сфере научных достижений на производстве;
• в сфере формирования и развития региональной инновационной системы находит свое применение любое состояние инновационного потенциала в виде возможностей, запасных средств или в качестве реализованных идей. Инновационный потенциал является как результатом деятельности инновационной системы, так и основным фактором, формирующим ее и оказывающим большое влияние на ее развитие;
• национальная инновационная система - это подсистема национальной социально-экономической системы, обеспечивающая процесс инновационной деятельности, инкорпорированная по принципу сетевого пространства во все составные части своей надсистемы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: http://tatstat.gks.ru/.
2. Здунов А.А., Бабаев А.А. Исследование основных тенденций инновационного раз-
вития Республики Татарстан через реализацию стратегических приоритетов и их роль в инфраструктурном развитии региона // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 11-1(53). - с. 32-35. - doi: 10.18454/IRJ.2016.53.181.
3. Краснова О.М., Кудрявцева С.С. Тенденции развития инновационной деятельности
в Республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2017. - № 2. - с. 50-59.
4. Макарова Е.С. Оценка инновационного развития Республики Татарстан // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017. - № 3. - с. 47-50.
5. Митякова О.И., Максимов Ю.М., Митяков С.Н. Инновационные преобразования
как императив экономической безопасности региона: инновационный ауди // Инновации. - 2011. - № 8. - с. 83-88.
6. Пенько Е.Ю., Ямкова С.П, Развитие инновационного предпринимательства как
способ повышения конкурентоспособности на примере Республики Татарстан // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 5. -с. 166-168.
7. Полякова А.А. Оценка инновационной составляющей экономической деятельности
Республики Татарстан // Экономическое развитие России. - 2016. - № 10. - с. 51-57.
8. Севастьянова А.Е. Формирование условий для инновационного развития регионов
ресурсного типа // Регион: Экономика и Социология. - 2016. - № 1(89). - с. 209-232.
- doi: 10.15372/REG20160109 .
9. Семёнов А.И. Понятие «национальная инновационная система» и ключевые на-
правления менеджмента инновационной системы России // Бизнес и стратегии.
- 2016. - № 2(3). - с. 45-48.
10. Слепнева Ю.В. Инновационный потенциал как фактор формирования региональных инновационных систем // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 3. - с. 137-142.
11. Шинкевич М.В., Малышева Т.В. Совершенствование механизмов регулирования научно-инновационной деятельности на региональном уровне // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 5(61).
- с. 142-151.
12. Сайфуллина Ф.М., А.Р. Сафина Развитие инновационных процессов в современных кризисных условиях // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях. Уфа, 2016. - с. 165-167.
13. Абдуханова Н.Г. Инновационные тенденции на рынке лизинговых услуг Республики Татарстан // Известия КГАСУ. - 2011. - № 3. - с. 194-198.
14. Артамонычева А.Р. Перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Республики Татарстан) // Креативная экономика. - 2013. - № 2(74). -с. 30-35. - url: Ы:1р8://сгеайуесопоту.ги/НЬ/4915.
15. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Эко. - 2014. - № 1. - с. 27-31.
16. Зарипова А.В. Анализ инновационного потенциала инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ. - 2012. - № 1. - с. 164-170.
17. Крыгина А.М. Реализация инновационных проектов строительства экожилищной недвижимости на территориально-региональном уровне // Жилищные стратегии.
- 2015. - № 3. - с. 195-222. - doi: 10.18334/zhs.2.3.606.
18. Мухаметзянова Д.Д., Сиразетдинов Р.М. Роль государства в развитии инновационной экономики // Российское предпринимательство. - 2016. - № 21. - с. 2329-2930.
19. Низамова А.Ш., Валиуллина И.Р, Специфика внедрения инновационных проектов в строительстве // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: сборник статей международно-практической конференции: в 3 частях. 2016. - с. 69-73.
20. Онучак В.А., Левитская Е.Н. Нефинансовая отчетность и проблемы регионального развития нефтедобывающих регионов // Государственно-частное партнерство. -2016. - № 3. - с. 221-233. - doi: 10.18334/ppp.3.3.36929.
21. Пешина Э.В., Авдеев П.А. Методические подходы к системе показателей развития национальных инновационных систем // Вопросы инновационной экономики. -2014. - № 3. - с. 4-21. - doi: 10.18334/inec.4.3.291.
22. Сарваров Р.И. Инвестиционная активность финансовых институтов на рынке недвижимости Республики Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. - 2011. - № 10. - с. 30-37. - url: https://creativeconomy.ru/lib/8853.
REFERENCES:
Abdukhanova N.G. (2011). Innovatsionnye tendentsii na rynke lizingovyh uslug Respubliki Tatarstan[Innovative trends in the market of leasing services of the Republic of Tatarstan]. Izvestiya KGASU. (3). 194-198. (in Russian). Artamonycheva A.R. (2013). Perspektivy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona (na primere Respubliki Tatarstan) [Perspectives of Innovative Development of Regional Economy (using the Republic of Tatarstan)]. Creative economy. (2(74)). 30-35. (in Russian).
Drobot E.V., Klevleeva A.R., Kostyleva S.O. (2014). Konkurentosposobnost ekonomiki Rossii: faktory i tendentsii [Competitiveness of Russian economy: factors and trends]. Eco. 4 (1). 27-31. (in Russian). Krasnova O.M., Kudryavtseva S.S. (2017). Tendentsii razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v Respublike Tatarstan [Trends in the development of innovation activities in the republic of tatarstan].Ekonomicheskiy vestnik Respubliki Tatarstan. (2). 50-59. (in Russian). Krygina A.M. (2015). Realizatsiya innovatsionnyh proektov stroitelstva ekozhilischnoy nedvizhimosti na territorialno-regionalnom urovne [Implementation of Innovative Projects for Construction of Eco-Residential Real Estate at the Territorial and Regional Levels]. Russian Journal of Housing Research. 2(3). 195-222. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.2.3.606. Makarova E.S. (2017). Otsenka innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan [Assessment of innovative development of the Republic of Tatarstan]. Fundamentalnye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. (3). 47-50. (in Russian).
Mityakova O.I., Maksimov Yu.M., Mityakov S.N. (2011). Innovatsionnye preobrazovaniya kak imperativ ekonomicheskoy bezopasnosti regiona: innovatsionnyy audi [Innovative transformation as an imperative of the region's economic security: innovative audit]. Innovations. (8). 83-88. (in Russian).
Mukhametzyanova D.D., Sirazetdinov R.M. (2016). Rol gosudarstva v razvitii innovatsionnoy ekonomiki [The role of the State in the development of innovation economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17(21). 2329-2930. (in Russian).
Nizamova A.Sh., Valiullina I.R, (2016). Spetsifika vnedreniya innovatsionnyh proektov v stroitelstve[Practicalities of implementation of innovative projects in construction] Patterns and tendencies in the formation of s system of financial and credit relations. 69-73. (in Russian).
Onuchak V.A., Levitskaya E.N. (2016). Nefinansovaya otchetnost i problemy regionalnogo razvitiya neftedobyvayuschikh regionov [Non-financial reporting and problems of regional development of oil producing region]. Journal of Public-Private Partnership. 3 (3). 221-233. (in Russian). doi:10.18334/ppp.3.3.36929.
Penko E.Yu., Yamkova S.P, (2016). Razvitie innovatsionnogo predprinimatelstva kak sposob povysheniya konkurentosposobnosti na primere Respubliki Tatarstan [Development of innovative entrepreneurship as a way to improve competitiveness by the example of the Republic of Tatarstan]. Humanities, socioeconomic and social sciences. (5). 166-168. (in Russian).
Peshina E.V., Avdeev P.A. (2014). Metodicheskie podkhody k sisteme pokazateley razvitiya natsionalnyh innovatsionnyh sistem [Methodological approaches to the indicator system of national innovation development systems]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 4-21. (in Russian). doi: 10.18334/inec.4.3.291.
Polyakova A.A. (2016). Otsenka innovatsionnoy sostavlyayuschey ekonomicheskoy deyatelnosti Respubliki Tatarstan [Assessment of Innovation Component of Economic Activity in the Republic of Tatarstan].Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 23 (10). 51-57. (in Russian).
Sarvarov R.I. (2011). Investitsionnaya aktivnost finansovyh institutov na rynke nedvizhimosti Respubliki Tatarstan [Financial Institutions Investment Activity in Real Estate Market of Tatarstan Republic].Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (10). 30-37. (in Russian).
Sayfullina F.M., A.R. Safina (2016). Razvitie innovatsionnyh protsessov v sovremennyh krizisnyh usloviyakh[Development of innovative processes under modern crisis conditions] Problems and prospects of the development of science in Russia and in the world. 165-167. (in Russian).
Semyonov A.I. (2016). Ponyatie «natsionalnaya innovatsionnaya sistema» i klyuchevye napravleniya menedzhmenta innovatsionnoy sistemy Rossii [The concept of «national innovation system» and the key areas the innovation system management in russia]. Business and strategies. (2(3)). 45-48. (in Russian).
Sevastianova A.E. (2016). Formirovanie usloviy dlya innovatsionnogo razvitiya regionov resursnogo tipa[Creating the conditions for innovation development of resource-based regions]. Regional Research of Russia. (1(89)). 209-232. (in Russian). doi: 10.15372/REG20160109 .
Shinkevich M.V., Malysheva T.V. (2016). Sovershenstvovanie mekhanizmov regulirovaniya nauchno-innovatsionnoy deyatelnosti na regionalnom urovne [Improving mechanisms for regulating scientific and innovation activities at the regional level]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (5(61)). 142-151. (in Russian).
Slepneva Yu.V. (2013). Innovatsionnyy potentsial kak faktor formirovaniya regionalnyh innovatsionnyh sistem[Innovative potential as a factor in the formation of regional innovation systems]. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. (3). 137-142. (in Russian).
Zaripova A.V. (2012). Analiz innovatsionnogo potentsiala investitsionno-stroitelnogo kompleksa [Analysis of the innovative potential of the investment and construction complex]. Proceedings of Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. (1). 164-170. (in Russian).
Zdunov A.A., Babaev A.A. (2016). Issledovanie osnovnyh tendentsiy innovatsionnogo razvitiya Respubliki Tatarstan cherez realizatsiyu strategicheskikh prioritetov i ikh rol v infrastrukturnom razvitii regiona[Study of the main trends of innovation development of the republic of tatarstan through the implementation of strategic priorities and their role in the infrastructure development of the region]. International Research Journal. (11-1(53)). 32-35. (in Russian). doi: 10.18454/ IRJ.2016.53.181.