3. Асланов Р. М., Игнатова О. Г., Нижников А. И. Дистанционная поддержка лабораторного практикума по дифференциальным уравнениям в педвузе // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2013. № 1. С.35-39.
4. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement // Пед. измерения. 2005. № 4. С. 3-20.
REFERENCES
1. Sobranie zakonodatelstva RF (Collected Legislation of the Russian Federation). 31.12.2012, No. 53 (p. 1), art. 7598.
2. Monakhov V. M. Vvedenie v teoriyu pedagog-
icheskikh tekhnologiy (Introduction to the theory of pedagogical technologies). Volgograd, 2006. 318 p.
3. Aslanov R. M., Ignatova O. G., Nizhnikov A. I. Distance support of laboratory course on differential equations at pedagogical institution of higher education [Distantsionnaya podderzhka laboratornogo praktikuma po differentsialnym uravneniyam v pedvuze]. Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizatsiya obrazovaniya (Herald of Peoples' Friendship University of Russia. Ser.: Informatization of education), 2013, no. 1, pp. 35—39.
4. Avanesov V. S. Applying test forms at Rasch Measurement [Primenenie testovykh form v Rasch Measurement]. Ped. izmereniya (Pedagogical measurements), 2005, no. 4, pp. 3—20.
УДК 378 ББК 74.480.26
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
THEORETICAL BACKGROUND OF DEVELOPING THE DIDACTIC SYSTEM OF FORMING TEACHER'S MULTIMEDIA COMPETENCES
Н. М. Саукова
В статье рассматривается возможность использования в методической системе обучения не только авторского терминологического аппарата, но и мультимедиа в структуре классификации информационных технологий по виду обрабатываемой информации, развивающих профессионально-педагогические качества будущего педагога.
N. M. Saukova
This article considers the possibility of using not only author's terminological system in the methodical system of education, but also multimedia in the structure of the information technologies classification by type of processed information that develop professional and pedagogical qualities of future teachers.
Ключевые слова: авторские мультимедийные компетенции в структуре информационных и ИКТ-компетенций.
Keywords: author's multimedia competences in the structure of information and ICT competences.
Инновационное развитие экономики ставит перед обществом задачу повышения качества образования, что в свою очередь ведет к изменению образовательной парадигмы, основывающейся на новом вариативном содержании, новых концепциях, новых технологиях образовательного процесса. При этом важнейшим фактором обновления высшего профессионального образования становится компетентностный подход, использование которого «может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образова-
ния, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. В качестве основных единиц его обновления выступают понятия компетентности и компетенции. Основной проблемой является трактовка этих понятий, характеристика их видов и состава. Они становятся интегративными показателями оценки качества профессионального образования» [1].
Компетентностный подход, внедряемый в российское образование, обозначен в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модерниза-
ции российского образования на период до 2010 года», декларациях о присоединении к Копенгагенскому и Болон-скому процессам обусловлен в том числе и общей мировой тенденцией глобализации мировой экономики, вступлением России в Болонский процесс. На реализацию целей Болонской декларации направлен проект «Настройка образовательных структур», основной задачей которого стала выработка содержания квалификаций в рамках компетенций, которые были разделены на три категории: инструментальные, межличностные и системные.
Вопросы введения компетентностного подхода в образовательную практику рассматриваются в работах В. И. Байденко, А. В. Баранниковой, А. Г. Бермуса, В. А. Болотова, М. В. Рыжакова, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. М. Новикова, О. Н. Олейниковой, В. В. Серикова, С. Б. Серяковой, Ю. Г. Татура, И. Д. Фрумина, В. Д. Шадрикова, Б. Оскарсона и др. Анализ данных работ показал, что содержание термина «компетентностный подход» может быть достаточно широким. Вместе с тем понимание данного термина может зависеть от трактовки понятий «компетенция», «компетентность» и отношений между ними.
В педагогической науке существуют различные толкования терминов «компетентность», «профессиональная компетентность»:
• по М. А. Чошанову, «профессиональная компетентность - это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций)» [2];
• И. А. Зимняя трактует компетентность как «актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека» [3];
• Ю. Г. Татур рассматривает компетентность как «сложное, объемное качество» человека, «завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны» [4];
• Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин определяют компетентность как «интегрированную характеристику социально-профессионального качества личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)» [5].
• по Д. Куну, компетентность - это «общий уровень способностей или квалификации, демонстрируемый человеком» [6];
• по Е. Е. Федотовой, «совокупность интериоризо-ванных (универсальных) способностей», «освоение индивидом каких-либо систем действий, способов применения знаний для эффективного и адекватного использования их вне зависимости от условий» [7];
• «психологическое новообразование личности, обусловленное интериоризацией теоретического и практического опыта» (О. Е. Ломакина) [8];
• «качества и способности личности к активной деятельности, в том числе к творческому профессиональному труду» [9] и т. д.
Компетенция в психолого-педагогической теории рассматривается как единство знаний и опыта, способность и готовность специалиста действовать в складывающейся ситуации и решать профессиональные, социальные и личностные проблемы. Так, С. В. Тришина, А. В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагают следующие определения.
«Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [10].
В. И. Байденко определяет профессиональные компетенции как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности... Иными словами, это связанные с предметом навыки, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям» [11].
Мы будем придерживаться следующих толкований терминов «компетенция» и «компетентность».
«Компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практико-ориентиро-ванных положений и процедурных (методических) предписаний. Многофункциональные, межпредметные и трансдисциплинарные компетентности образуют базовые компетентности. К ним относятся: общенаучные, социально-экономические, гражданско-правовые, информационно-коммуникационные, политехнические, общепрофессиональные.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реали-зовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий, т. е. операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. <...> Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач» (Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков) [12].
Вопросы определения состава компетентностей и компетенций рассматривались исследователями: В. И. Байденко, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, В. А. Каль-ней, А. М. Новикова, М. В. Пожарской, А. В. Хуторского и др.
Так, по мнению В. И. Байденко, компетенции можно разделить «на две группы: те, которые относятся к общим (универсальным, ключевым, надпрофессиональным), и те, которые можно назватьпредметно-специализированными (профессиональными)».
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) ключевые компетенции включены в состав общекультурных компетенций. Они содержат основы современного знания, принципы и закономерности множества предметов и действительности. Среди всего комплекса компетенций, которыми должен обладать будущий педагог, особое место занимают информационные компетенции, которые объединяют «целый ряд специальных знаний, умений и навыков, способствующих эффективному процессу решения профессиональных задач посредством применения новых информационных технологий, а также умение использовать информационные технологии для постоянного самообразования» [13]. Информационные компетенции входят в состав семи ключевых компетенций, согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393), наряду с ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, коммуникативными, социально-трудовыми компетенциями и компетенцией личностного самосовершенствования.
Информационные компетенции в ФГОС ВПО для направления 050100 «Педагогическое образование» представлены следующими требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, при овладении которыми выпускник должен быть готов:
• работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• работать с компьютером как средством управления и получения информации;
• использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации;
• понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе;
• соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Данные формулировки носят очень общий, «размытый» характер и не исчерпывают, по нашему мнению, все аспекты информационной компетенции будущего педагога. Кроме того, в педагогической науке нет четкого толкования понятий «информационные компетенции» и «информационная компетентность». Зачастую эти два понятия употребляются как синонимы. Различные авторы предлагают свое толкование этих понятий и свою терминологию. Неоднозначна также трактовка структуры и состава информационной компетентности и компетенции. Поэтому остро стоит вопрос терминологической упорядоченности, уточнение понятий и их смысловой нагрузки.
Согласимся с мнением Т. С. Виноградовой в том, что «в разное время понятийное ядро обрастало следующими интерпретациями: 1) знание информатики как предмета; 2) использование компьютера как необходимого технического средства; 3) совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информа-
ции; 4) поиск и применение информации для реализации актуальной образовательной или профессиональной задачи; 5) проявление активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства» [14].
Так И. А. Зимняя в составе десяти основных компетенций выделяет «компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), масс-медийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией», относя их к деятельности человека. В качестве ключевых социальных компетентностей она выделяет и «информационно-технологическую компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде».
О. Г. Смолянинова в структуре профессиональной компетентности педагога выделяет информационную компетентность «как универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание» [15].
В качестве ведущего средства формирования информационной компетенции конкурентоспособного специалиста И. Г. Фризен выделяет «компьютерное программирование» [16].
Информационная компетентность неразрывно связана с коммуникативной компетентностью. В контексте эффективности профессиональной подготовки педагога информационная и коммуникативная компетентность рассматриваются как единое целое - информационно-коммуникативная компетентность или ИКТ-компетентность, то есть компетентность, где информация включена в коммуникацию.
Понятие «ИКТ-компетентность» является отдельным самостоятельным направлением психолого-педагогических исследований, фундаментальные основы которого заложены в работах С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, И. Е. Вострокнутова, А. А. Кузнецова, О. А. Козлова, М. П. Лапчика, А. С. Лесневского, Н. И. Пака, И. В. Роберт, И. А. Румянцева и др. Так, А. А. Кузнецов и Е. К. Хеннер рассматривают ИКТ-компетентность как комплексное понятие, которое «отражает способ жизнедеятельности личности и включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной жизни».
И. В. Роберт дает следующие определения: «ИКТ-ком-петентность учителя - обладание ИКТ-компетенцией», а «ИКТ-компетенция учителя - неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:
• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;
• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;
• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;
• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;
• автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен [17].
По мнению Б. Т. Керимбаевой, информационно-коммуникативная компетенция - это «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в круге ситуаций профессионального межличностного и межкультурного взаимодействия» [18].
Информационно-коммуникационную компетентность учителя Н. Ю. Гончарова определяет «как совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и опыта работы педагога, выраженных в технологии решения педагогических задач средствами современных информационно-коммуникационных технологий». В ее структуру автор включает следующие компоненты: «мотивацион-но-ценностный (профессионально-личностное самоопределение учителя в отношении использования ИКТ в педагогической деятельности); когнитивно-деятельностный (степень сформированности знаний в области применения ИКТ в педагогической деятельности); творческо-про-ектировочный (способность оценить свой уровень информационно-коммуникационной компетентности и проектировать пути его повышения)» [19].
С. Ю. Маркулис трактует информационно-коммуникационную компетентность как особый тип организации компетенций, позволяющий принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности в условиях информатизации образования. В качестве составляющих выделяет «формирование готовности к освоению и дальнейшему использованию в практике новых информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных приложений к учебным программам; развитие основных навыков работы с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; приобретение достаточного опыта выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов с применением электронных ресурсов и ИК-технологий; обеспечение решения организационных и технических задач управления образовательным процессом на основе применения информационно-коммуникационных технологий» [20].
Обобщая накопленный опыт трактовки понятия «ИКТ-компетентность» и опираясь на квалификационные требования педагогического работника в области информаци-
онных технологий, С. А. Зайцева выделяет следующие структурные компоненты данной категории применительно к педагогической профессии учителя начальных классов: когнитивный компонент отражает сформированность процессов общеинформационной деятельности учителя; аналитический - способность анализировать и интерпретировать информацию; мотивационный - степень мотива-ционных побуждений педагога к совершенствованию обучения учащихся; технологический - знание технических и программных средств; коммуникативный - понимание и применение различного вида знаковых систем и технических средств коммуникаций в процессе обмена, передачи и распространения информации; рефлексивный компонент заключается в способности осмысления и оценки собственного уровня компетентности; ценностный компонент соотносится с нормами поведения в сферах информации и коммуникации; методический компонент отражает владение способностью организовывать учебный процесс в начальной школе с использованием компьютерных и мультимедийных технологий [21].
Таким образом, проведенный терминологический анализ позволяет утверждать, что информационная и информационно-коммуникационная компетентность -комплексное динамическое понятие, определяющее профессиональные качества педагога, структура которого отражает текущее состояние информационного общества и напрямую связана с развитием информационных и коммуникационных технологий.
В данном контексте нам близко утверждение С. В. Три-шиной и А. В. Хуторского: «Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов» [10].
Итак, проблема формирования информационной компетентности педагога, уточнение состава ее основных компонентов остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения.
Вместе с тем анализ исследований в области информационных и информационно-коммуникационных компетенций показал, что важную роль в их формировании отводят средствам мультимедиа.
В работах Н. С. Анисимовой, Я. А. Ваграменко, С. Г. Григорьева, В. В. Гриншкуна, А. П. Ершова, Б. И. Зобова, А. В. Крапивенко, Н. В. Клемешевой, И. И. Косенко, М. П. Лапчика, В. П. Леонтьева, В. Б. Марысаева. Е. С. Полат,
A. В. Петрова, И. В. Роберт, М. Н. Морозова, А. С. Нарвского,
B. В. Рубцова, О. Г. Смоляниновой, Г. М. Шампанер и др. мультимедиа рассматривается «как средство обучения и как инструмент, с помощью которого разрабатываются мультимедийные педагогические программные средства; как условия для самообразования и дистанционного образования, что позволяет осуществлять переход к непрерывному образованию; как новый источник получения
разнообразной по содержанию и формам представления информации и др.» [22, с. 117].
Существуют и более современные трактовки определения средств мультимедиа технологий, используемых в образовании.
В исследованиях Е. А. Сиротина и И. А. Соловцова (2012), мультимедийные средства обучения, определяются авторами как средства обучения, основанные на современных электронных технологиях, предъявляющие систематизированную и структурированную учебную информацию, отобранную в соответствии с содержанием предмета, возрастными особенностями обучающихся и задачами обучения, представляющие ее в виде разного рода текстов, звуковых, изобразительных рядов и/или видеоряда; позволяющие предъявлять информацию нелинейно и носящие интерактивный характер, что позволит обучающимся обнаружить в информации собственные смыслы. При разработке и использовании мультимедийных средств обучения следует также обращать внимание на характеристику технических средств обучения и программного обеспечения, при помощи которых они реализуются [23].
А. А. Андреев, рассматривая мультимедийные средства обучения, на первое место ставит перспективный и высокоэффективный инструментарий, позволяющий предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.
В последнее время широкое распространение получил термин «потоковое мультимедиа» (от англ. streamme-dia) - это мультимедиа, которое непрерывно получает пользователь от провайдера потокового вещания. Это понятие включает в себя и потоковое онлайн-вещание (он-
лайн радио и телевидение), и непотоковое (электронные книги, видеокассеты и т. д.).
Таким образом, мультимедиа в педагогической науке рассматривается как вид информационных технологий, как средство обучения, технология обучения, технология и средство визуализации, составляющая медиакомпетент-ности, инструмент профессиональной подготовки будущих специалистов и т. д. Все это свидетельствует о феномене мультимедиа, который в настоящее время пока еще до конца не раскрыт, но главное, что можно констатировать - мультимедиа оперирует образами объектов и процессов реального мира.
В этом контексте нам близко утверждение А. В. Осина: «Адекватность отображения объектов и процессов реального мира росла с развитием цивилизации и в настоящее время находится, по меньшей мере, на пороге совершенства. Чего же не хватает для полной адекватности представления - уровня, который можно назвать виртуальной реальностью? Нужно, чтобы объекты и процессы "ожили" - объектами можно было бы манипулировать, а в процессы вмешиваться, например, с целью изучения. Именно эти возможности отличают для человека реальный мир от его отражения в зрительно-слуховых образах. Переводя сказанное в термины информатики, требуется взаимодействие с объектами и процессами, т. е. интерактив. Ответные реакции объектов и процессов обеспечит моделинг, а внешне адекватное их отражение во всех возможных формах - мультимедиа... Именно поэтому интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность мы рассматриваем как новые педагогические инструменты» [24].
Итак, мультимедиа в современном информационном обществе - это не только средство или вид информационных технологий, но и новый вид творчества, новый способ массовых коммуникаций, маркетинговый инструмент, составляющая электронного бизнеса - само информационное пространство. Такое толкование требует нового опре-
деления роли мультимедиа технологии в структуре информационных технологии.
Используя общепринятую классификацию информационных технологии по видам обрабатываемой информации, мы дополнили ее новым содержанием, пересмотрев место мультимедиа в структуре информационных технологий (рис. 1).
Как видно из приведенной классификации, мультимедиа представляет собой интегративную технологию, охватывающую все виды обрабатываемой информации. В то же время это, несомненно, значимый элемент структуры информационных технологий.
К сожалению, при обучении студентов конкретных профилей педагогического образования мультимедиа технологиям явно прослеживается бессистемность, однобокость, информационная разорванность, которые не могут в полной мере содействовать решению профессиональных задач ФГОС в области педагогической деятельности, а именно обеспечение качества образования, в том числе с применением информационных технологий; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры и т. д.
Рассматривая мультимедиа с позиции компетент-ностного подхода к профессиональной подготовке педагогов, мы вводим понятие мультимедийных компетенций как важной составляющей информационной и информационно-коммуникационной компетенций (рис. 2).
Так, под мультимедийными компетенциями [22] (компетенциями в области мультимедиа технологий) мы будем понимать:
• способность педагога производить отбор средств мультимедиа технологий, учитывающих специфику сферы профессиональной деятельности и решаемой задачи;
• готовность осваивать постоянно обновляющиеся средства мультимедиа технологий и обоснованно применять их для оформления результатов профессиональной деятельности (от разработки авторских образовательных программ до создания учебно-методических комплексов дисциплин);
• готовность создавать в современных программных средах электронные ресурсы различной степени сложности;
• способность осуществлять поддержку творческой информационной деятельности, в том числе при применении нестандартных подходов к выполнению творческих проектов.
Таким образом, мультимедийные компетенции, по нашему мнению, являются самостоятельной частью компетенций информационного блока, то есть они входят в состав как информационных (общекультурных), так и профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО.
Вышесказанное позволило нам сформировать авторский терминологический аппарат, используемый в диссертационном исследовании.
Рис. 2. Мультимедийные компетенции в структуре информационных и ИКТ-компетенций
Мультимедиа - это текст, звук, аудио, видео, анимация, объединенные в динамический ряд с возможностью интерактивности.
Средства мультимедиа - это аппаратное обеспечение, программы и программные комплексы, обеспечивающие одновременно разнообразные формы подачи информации в интерактивном или диалоговом режиме.
Мультимедиа технология - это совокупность мультимедиа средств, приемов и способов работы с ними.
Мультимедийные знания - систематизация результатов познавательной деятельности обучающегося в процессе изучения и создания средств мультимедиа.
Мультимедийный педагогический опыт - единство мультимедийных знаний, умений и навыков, полученных в результате целенаправленной педагогической деятельности.
Мультимедийная компетентность - это способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося мультимедийного опыта.
Мультимедийные компетенции - интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень педагога и его способность эффективно использовать в профессиональной деятельности средства мультимедиа для обеспечения учебного процесса на современном качественном уровне.
Профессионально ориентированные мультимедийные компетенции - мультимедийные компетенции, направленные на качественное решение основной профессиональной задачи педагога - организации обучения и воспитания с учетом педагогических специальностей.
Констатация изложенных фактов свидетельствует о том, что в педагогической науке нет четкого толкования понятий «информационные компетенции» и «информационная компетентность». Зачастую эти два понятия употребляются как синонимы. Различные авторы предлагают свое толкование этих понятий и свою терминологию. Неоднозначна также трактовка структуры и состава информаци-
онной компетентности и компетенции. Представленные в ФГОС ВПО для направления 050100 - «Педагогическое образование» формулировки общекультурных компетенций информационного блока носят весьма общий, «размытый» характер и не исчерпывают, по нашему мнению, все аспекты информационной компетенции будущего педагога. Поэтому остро стоит вопрос терминологической упорядоченности, уточнение понятий и их смысловой нагрузки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селезнева Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высш. образование сегодня. 2004. № 4.
2. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М., 1996.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании: авт. версия. М., 2004.
4. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. № 3.
5. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высш. образование сегодня. 2004. № 8.
6. Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека / пер. с англ. 9-е междунар. изд. СПб.,
2002. 863 с.
7. Федотова Е. Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран (на опыте США, Германии, Дании): дис. ... д-ра пед. наук. Томск,
2003.
8. Ломакина О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
9. Двуличанская Н. Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественнонаучной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.
10. Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июн. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos. ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения: 24.04.2014).
11. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопро-
сы): метод. пособие. Изд. 5-е. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с
12. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высш. образование в России. 2007. № 11. С. 39.
13. Лобышева Т. М. Информационная компетенция современного специалиста. Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза // Материалы 1-й регион. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 1 дек. 2011 г.). Ульяновск: УлГТУ, 2012. С. 34.
14. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. 2012. №2 (31). 93 с.
15. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: дис. ... д-ра пед.наук: 13.00.02. СПб., 2002.
16. Фризен И. Г. Компьютерное программирование как средство формирования информационной компетенции конкурентоспособного специалиста: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006.
17. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / под ред. И. В. Роберт. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.
18. Керимбаева Б. Т. К вопросу формирования ин-фор мационно-коммуникационной компетентности будущих специалистов электроэнергетики // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. 2012. № 4.
19. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 189 с.
20. Маркулис С. Ю. Модель повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в условиях ресурсного центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
21. Зайцева С. А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Шуя, 2011.
22. Саукова Н. М. Совершенствование методической системы подготовки студентов в области мультимедийных технологий на основе методов моделирования // Тр. Соврем. гуманит. академии (СГА). Вып. 8-9 (авг.-сент.). Юриспруденция. Образование. Психология. Социология. Менеджмент. М.: Изд-во Соврем. гос. ун-та, 2012. С. 64-77.
23. Сиротина Е. А., Соловцова И. А. Возможности мультимедийных средств обучения в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников // Электрон. науч.-образоват. журн. Волгоград. гос. соц.-пед. ун-та «Грани познания». Волгоград, 2012. № 3 (17).
24. Осин А. В. Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании - что это такое? // Библиотека в школе. 2005. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.1september.ru/2005/08/ 2.htm (дата обращения: 24.04.2014).
REFERENCES
1. Selezneva N. A. Commentary on the education quality: international aspect [Razmyshleniya o kachestve obrazovaniya: mezhdunarodnyy aspekt]. Vyssh. obrazovanie segodnya (Higher education today), 2004, no 4.
2. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problem-no-modulnogo obucheniya: metod. posobie (Flexible technology of problem-based and modular education: method book). Moscow, 1996.
3. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii: avt. versiya (Crucial competences as an effective-target basis of competency building approach in education: author's version). Moscow, 2004.
4. Tatur Yu. G. Competence in the structure of model of specialist training quality [Kompetentnost v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialis-ta]. Vyssh. obrazovanie segodnya (Higher education today), 2004, no. 3.
5. Frolov Yu. V., Makhotin D. A. Competence-based model as a basis of evaluating the specialist training quality [Kompetentnostnaya model kak osnova otsenki kachestva podgotovki spetsialistov]. Vyssh. obrazovanie segodnya (Higher education today), 2004, no. 8.
6. Kun D. Osnovy psikhologii: vse tayny povedeniya cheloveka (Foundations of psychology: all the secrets of human behavior), translated from English. 9th intern. edit. Saint-Petersburg, 2002. 863 p.
7. Fedotova E. E. Teoriya i praktika podgotovki k zanyatosti uchashchikhsya obshcheobrazovatel-nykh shkol i professionalno-tekhnicheskikh ucheb-nykh zavedeniy zarubezhnykh stran (na opyte SShA, Germanii, Danii) [Theory and practice of employment preparation by pupils of comprehensive and vocational schools abroad (by experience of the USA, Germany, Denmark)]. Tomsk, 2003.
8. Lomakina O. E. Formirovanie professionalnoy kompetentnosti budushchego uchitelya inostran-nykh yazykov (Forming the professional competence by future teacher of foreign languages). Volgograd, 1998.
9. Dvulichanskaya N. N. Didakticheskaya sistema formirovaniya professionalnoy kompetentnosti studentov uchrezhdeniy srednego professionalnogo obrazovaniya v protsesse estestvenno-nauchnoy podgotovki (Didactic system of forming the professional competence by students of secondary vocational education institutions in the process of scientific training). Moscow, 2011.
10. Trishina S. V., Khutorskoy A.V. Informational competence of specialist in the system of continuing professional education [Informatsionnaya kom-petentnost spetsialista v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya]. Internet-zhurnal «Eidos» (Internet magazine Eidos). 22 June 2004. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2004/06 22-09.htm (accessed 24.04.2014).
11. Baidenko V. I. Kompetentnostnyy podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel-nykh standartov vysshego professionalnogo obra-zovaniya (metodologicheskie i metodicheskie vo-prosy): metod. posobie [Competency building approach to designing the State educational standards of higher professional education (methodological and methodical questions): method book]. 5th ed. Moscow: Issled. tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2005. 114 p.
12. Zeer E. F., Zavodchikov D. P. Identification of graduates' general competences by employer [Iden-tifikatsiya universalnykh kompetentsiy vypusknik-ov rabotodatelem]. Vyssh. obrazovanie v Rossii (Higher education in Russia), 2007, no. 11, p. 39.
13. Lobysheva T. M. Informatsionnaya kompetentsiya sovremennogo spetsialista. Upravlenie kachest-vom: formirovanie kompetentsiy vypusknikov vuza. Materialy 1-i region. nauch.-prakt. konf. (Informational competence of a modern specialist. Quality management: forming competences by graduates. Proceedings of the first regional research and practical conference). Ulyanovsk, 1 December 2011. Ulyanovsk: UlGTU, 2012, p. 34.
14. Vinogradova T. S. Informational competence: problems of interpretation [Informatsionnaya kompe-tentnost: problemy interpretatsii]. Chelovek i obra-zovanie (Person and education), 2012, 2 (31), 93 p.
15. Smolyaninova O. G. Razvitie metodicheskoy sistemy formirovaniya informatsionnoy i kommunikativnoy kompetentnosti budushchego uchitelya na osnove multimedia-tekhnologiy (Development of methodical system of forming informational and communicative competence by future teachers on the basis of multimedia technologies). Saint-Petersburg, 2002.
16. Frizen I. G. Kompyuternoe programmirovanie kak sredstvo formirovaniya informatsionnoy kompe-tentsii konkurentosposobnogo spetsialista (Computer programming as a means of forming informational competence of a competitive specialist). Saratov, 2006.
17. Tolkovyy slovar terminov ponyatiynogo apparata in-formatizatsii obrazovaniya (Dictionary of terms of conceptual construct of education informatization). Ed. Robert I. V. Moscow: IIO RAO, 2006. 88 p.
18. Kerimbaeva B. T. Forming informational and communicative competence by future specialists in power engineering [K voprosu formirovaniya in-formatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti budushchikh spetsialistov elektroenergetiki]. Vestn. RUDN. Ser. Informatizatsiya obrazovaniya (Herald of People's Friendship University of Russia. Ser. Informatization of ducation), 2012, no. 4.
19. Goncharova N. Yu. Setevoe vzaimodeistvie peda-gogov kak sredstvo formirovaniya informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikatsii (Networking cooperation between pedagogues as a means of forming informational and communicative competence by teacher in the system of further training). Novokuznetsk, 2010. 189 p.
20. Markulis S. Yu. Model povysheniya informatsion-no-kommunikatsionnoy kompetentnosti pedagog-icheskikh rabotnikov v usloviyakh resursnogo tsentra (Model of informational and communicative competence building by educators in the cotext of resource center). Moscow, 2010.
21. Zaytseva S. A. Sistema formirovaniya informat-sionnoy i kommunikatsionnoy kompetentnosti bu-dushchikh uchiteley nachalnykh klassov v peda-gogicheskom vuze (System of forming informational and communicative competence by future primary school teachers at a pedagogical institution of higher education). Shuya, 2011.
22. Saukova N. M. Improving the methodical system of training students in the field of multimedia technologies on basis of modeling method [Sover-shenstvovanie metodicheskoy sistemy podgotovki studentov v oblasti multimediynykh tekhnologiy na osnove metodov modelirovaniya]. Tr. Sovrem. gumanit. akademii (SGA). Vyp. 8—9 (avgust— sentyabr). Yurisprudentsiya. Obrazovanie. Psik-hologiya. Sotsiologiya. Menedzhment. [Proceedings of Modern University for the Humanities (MUH). Iss. 8-9 (August-September). Jurisprudence. Education. Psychology Sociology. Management.] Moscow: Izd-vo Sovrem. gos. un-ta, 2012, pp. 64—77.
23. Sirotina E. A., Solovtsova I. A. Possibilities of multimedia educational tools in problem solving in the field of spiritual and moral education of younger pupils [Vozmozhnosti multimediynykh sredstv obucheniya v reshenii zadach dukhovno-nravst-vennogo vospitaniya mladshikh shkolnikov]. Elektron. nauch.-obrazovat. zhurnal Volgograd. gos. sots.-ped. un-t «Grani poznaniya» (Online scientific magazine of Volgograd State Pedagogical University "Borders of cognition"), Volgograd, 2012, 3(17).
24. Osin A. V. New medium or new phenomenon? Multimedia in education — what is it? [Novyy nositel ili novoe yavlenie? Multimedia v obrazovanii — chto eto takoe?] Biblioteka v shkole (Library at school), 2005, no. 8. Available at: http://lib.1september. ru/2005/08/2.htm (accessed 24.04.2014).