© И.В. Юсупова, М.А. Волкова УДК 338.26
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
И.В. Юсупова1, М.А. Волкова2
^Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия 2Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
[email protected], [email protected]
Резюме: В России формирование стратегического планирования как института началось лишь в 1990-х годах, причем в условиях хаоса, борьбы старого и нового, острых противоречий и поисков новых нетрадиционных методов для их разрешения. В текущих условиях отечественная теория и практика стратегического территориального планирования имеет короткую историю. В статье рассмотрены вопросы стратегического обеспечения социально-экономического развития территориальных образований и регионов, которые являются одной из наиболее востребованных современной практикой государственного регулирования и находятся в центре внимания экономической науки. В статье подвергнуты анализу и обобщению теоретические подходы к стратегическому планированию развития территорий.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, развитие территорий, целеполагание, территориальное планирование.
THEORETICAL APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF TERRITORIES
I.V. Yusupova1, M.A. Volkova2
1 Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russsia 2Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
[email protected], [email protected]
Abstract: The article deals with the issues of strategic provision of social and economic development of territorial entities and regions, which are one of the most popular modern practices of state regulation and are at the center of attention of economic science. The theoretical approaches to identifying important characteristics of strategic planning for the development of territories are analyzed and summarized.
Keywords: strategy, strategic planning, development of territories.
Сегодня наиболее востребованной практикой современного государственного регулирования и экономической науки в целом является стратегическое обеспечение социально-экономического развития регионов и территориальных образований. Управление стратегическим развитием давно вышло за рамки государственного регулирования и стало комплексным многогранным процессом, учитывающим интересы государственного сектора, населения и хозяйствующих субъектов различных форм собственности и экономических укладов. В условиях возрастающих тенденций рыночной модели
экономики, которые наблюдаются в российской системе последние десятилетия и которые внесли существенные изменения в формировании современной макроэкономической системы, актуальность этих процессов приобретает особую значимость [1].
Развитие национальной и региональной экономики России, развитие современного мирового хозяйства, обусловленного такими факторами, как нарастающая конкуренция на международных рынках, устойчивая дифференциация потребительских предпочтений и запросов, развитие современного инновационного воспроизводственного процесса рынка и ее цикличность, обозначили необходимость совершенствования методического обеспечения формирования и развития долгосрочных стратегических планов социально-экономического развития территорий. Смещение объекта стратегического планирования с центра на региональный отраслевой уровень отвечает интересам диверсификации экономики РФ и специфике хозяйственного уклада ее субъектов РФ в компромиссе с национальными интересами [2].
Таким образом, развитие и совершенствование теоретических и методических подходов к стратегическому планированию социально-экономического развития территорий различных уровней (от глобального до муниципального) является актуальной проблемой в сфере исследований в экономической науке [3].
В нашей стране и мире в целом давно велись споры и острые дискуссии в отношении стратегического планирования развития территорий, о роли государства в регулировании процессов территориального развития; на протяжении многих десятилетий противостояли друг другу научные школы и отдельные ученые в поисках путей разрешения противоречий [4]. Поиск наиболее эффективных методов регулирования хозяйственной деятельности встала перед отечественными экономистами лишь в 20-е годы ХХ века. В то время один из крупнейших российских экономистов, профессор МГУ Л.Н. Юровский, подчеркивал, что плановые элементы советского хозяйства не вытесняют товарного хозяйства [5]. Он утверждал, что если рынок и план будут сосуществовать вместе и взаимодействовать, то это будет «не то плановое хозяйство, которое становится на место рынка, а какое-то другое». Выдающийся австрийский экономист и философ, Ф.А. фон Хайек, противник тоталитарных устоев и всеобщего масштабного планирования писал: «Популярность идеи «планирования» связана, прежде всего, с совершенно понятным стремлением решить наши общие проблемы по возможности рационально, чтобы удалось предвидеть последствия наших действий. В этом смысле каждый, кто не является полным фаталистом, мыслит «планово». И всякое политическое действие - это акт планирования (по крайней мере должно быть таковым), хорошего или плохого, умного или неумного, прозорливого или недальновидного, но планирования» [6].
Американский экономист Дж.К. Гэлбрейт отмечал, что «государство регулирует совокупный спрос на продукты индустриальной системы, что является неотъемлемым условием ее планирования», отмечая таким образом природу промышленного планирования [5].
Внимание ученых и политиков к проблеме планирования особенно обострилось после дезактуализации систем теории и практики планирования в условиях «реального социализма», начала стремительного развития процессов .глобализации и обострения конкуренции на мировом рынке, возрастания ориентиров на рыночные механизмы саморегулирования.
В 1992 году в Палермо была проведена Всемирная конференция по планологии, на которой планология трактовалась как единая дисциплина, объединяющая концепции, теории и научные подходы макроэкономического планирования, социального проектирования и т.д. Также подчеркивалось, что разрушение экономики, управляемой из центра, не означает абсолютного отрицания планирующей функции государства в ней, а меняет лишь характер планирования. В связи с этим возникает потребность в создании
новой идеологии, новой парадигмы, нового направления планирования. Ее новая суть заключалась в следующем [7]:
1. Планирование - одна из признаваемых в мире основ принятия политических решений на различных уровнях с долгосрочной ориентацией во времени и пространстве.
2. Планирование по-новому - это многообразная многомерная комплексность, связанная с тем, как будет развиваться территория социально-экономически, с использованием различных подходов, методов и инструментов (иногда комбинированно) с учетом различных факторов и условий.
3. Важнейшие методы нового планирования - построение сценариев «от будущего к настоящему» (а не наоборот, как прежде) и социальное проектирование, которые обеспечивают долговременные ориентиры и целевые установки.
4. Новое планирование предполагает отказ от исторического опыта, идей и закономерностей, неактивных современным требованиям и тенденциям.
5. Новое планирование учитывает свод моральных и этических норм, ценностных предпочтений и ориентацией общества.
6. Еще одним условием нового планирования является заострение внимания на критических звеньях в системе последовательных действий, причем необходимо найти не столько самый действенный и безопасный выход, сколько самый быстрый.
7. Новое планирование носит преимущественно индикативный характер, дающий возможность властным структурам, хозяйствующим субъектам ориентироваться в происходящих событиях, определять комплекс условий, обеспечивающих достижение целей.
8. Новое планирование - это гибкость в выборе различных плановых подходов, привязка их к конкретным условиям места и времени.
Стратегическое планирование относится к числу новых форм планирования. Интерес к нему со стороны государственных органов и органов местного самоуправления стал проявляться уже в 1970-х годах в США и в 1980-х в западноевропейских государствах [6].
В России формирование стратегического планирования как института началось лишь в 1990-х годах, причем в условиях хаоса, борьбы старого и нового, острых противоречий и поисков новых, нетрадиционных методов для их разрешения [8]. Первый стратегический план развития был разработан для Санкт-Петербурга в 1997 году. В ходе его формирования была разработана коммуникативная методика - с привлечением множества экспертов и заинтересованных участников, имеющих ресурсы для реализации задуманного [9]. Итогом принятия документа стало осуществление крайне амбициозных проектов - от масштабной реконструкции исторического центра города до строительства кольцевой автодороги, ЗСД, развития морского порта. Данная методика явилась позднее примером для десятка других городов. Стратегический план Санкт-Петербурга благодаря эффективному внедрению получил широкую известность и стимулировал многие города и субъекты РФ к началу подобных разработок [10]. Стало очевидно, что эффективность разработки мер для улучшения экономики, социальной политики и качестве жизни населения невозможна без видения перспектив на ближайшие 10-15 лет [11].
Необходимо отметить, что в последнем десятилетии существенно увеличился объем инвестиций в основной капитал. Данные о динамике роста инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге в период 2003-2012 гг. показаны на рис. 1 [9]. За последние 9 лет объём инвестиций возрос без малого в 1,5 раза (в сопоставимых ценах). Инвестиции в основной капитал выросли со 111,7 млрд руб. в 2003 г. до 351,9 в 2012 г.
Стратегия в современном понимании - это устойчивая модель активных действий, необходимых для достижения поставленных перспективных целей на основе выбранных критериев и эффективного использования ресурсов. Понятию стратегического планирования в целом присущи те же характеристики, что и новому планированию, но существует и ряд особенностей в связи с тем, что стратегия - это специфический вид
планирования. Стратегическое планирование ориентируется преимущественно на региональный и локальный уровни, так как реализаций стратегических решений зависит по большей части от региональной власти, а также органов местного самоуправления и местного населения, именно на них приходится главная роль в развитии территории [12].
450 000,00 40!) 000,00 35!) 000,00 30!) 000,00 250 000,00 200 000,00 150 000,00 100 000,00 50000,00 0,00
2003 2004 2005 2006 2007 200В 2009 2010 201L 2012 Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал, млн руб.
Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона - процесс длительный, с помощью него местные сообщества создают картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов, это попытка связать действительное с грядущим. Такое планирование предусматривает:
• согласование групповых интересов внутри местного сообщества;
• инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
• определение реальных целей и задач;
• формирование программ и планов действий.
Стратегия экономического развития городов и регионов, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителем, должна разрабатываться и реализовываться совместными усилиями, включая органы государственной власти, представителей частного бизнеса, государственных предприятий, общественных организаций и органов территориально -общественного самоуправления.
Стратегический план развития региона - это документ, содержащий описание управление характеристик различных аспектов деятельности по развитию региона, к которым относятся:
• цели развития региона;
• пути достижения поставленных целей;
•потенциальные возможности, реализация которых позволит достичь успехов;
• методы организации движения по избранным направлениям;
• ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;
• способы использования ресурсов.
Основная роль в стратегическом плане отводится перспективам региона (города) и ключевым факторам для каждой сферы экономики и составляющей качества жизни. Он должен быть согласован со стратегиями развития страны и муниципальных образований этого региона, т.е. это не единый изолированный, а взаимосвязанный и комплексный документ, который учитывает все факторы, влияющие на развитие региона (города), интересы населения и участие органов власти областного и федерального уровня, потенциальных инвесторов, общественных организаций, населения.
С учетом поставленных в Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа (далее - ПФО) до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2011 года № 1540-р, целей по формированию пространства гармоничного развития путем создания необходимых условий для формирования комфортной среды проживания, развития человеческого капитала, повышения уровня жизни населения и эффективной экономики в период 2015 года была выявлена динамика показателей, которые отражают достижение необходимых задач.
В целом по ПФО. в 2015.году инвестиции.в основной капитал продолжили сокращение и составили 92,5% к уровню 2014 года (РФ - 91,6%). Это 5 место среди всех федеральных округов. Снижение инвестиций в основной капитал .отмечено в большинстве субъектов РФ, входящих в состав ПФО. Наибольшее снижение инвестиций в основной капитал выявлено . в Пермском крае (93,1%), Удмуртской Республике (79,2%), Нижегородской области (73%), Республике Марий Эл (76%), Кировской области (82,1%), Самарской области (87,1%), Саратовской области (90%), Чувашской Республике (92,8%). Положительная динамика инвестиций в основной капитал наблюдается в Ульяновской области (104,9%), Оренбургской области (103,4%)Перечень приоритетных инвестиционных проектов в ПФО содержит 32 проекта. Из всех проектов по итогам 2015 года 7 проектов находятся в высокой степени готовности, 12 проектов - в средней степени готовности, 5 проектов - в низкой степени готовности, 6 проектов завершены, 2 проекта предложены к исключению из перечня [13].
Субсидии из федерального бюджета, выделяемые на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, распределялись в 2015 году из расчета доли постоянного населения в субъекте Российской Федерации на 1 января 2015.года, уровня бюджетной обеспеченности, степени развития сектора малого и среднего предпринимательства, а также эффективности реализации мероприятий субъектом РФ за счет ранее предоставленных субсидий. По субъектам РФ, входящим в состав ПФО, указанных субсидий было предоставлено свыше 4354,5 млн рублей, что составляет 23,5% от общего объема субсидий на развитие малого и среднего предпринимательства (18528,3 млн рублей). Данные показаны на рис. 2 [13].
Рис. 2. Объем предоставленных субсидий из федерального бюджета по субъектам РФ
Подводя итоги и проанализировав следующие показатели социально-экономического развития ПФО за 2015 год, можно сделать следующие выводы. В 2015 году в Приволжском федеральном округе не удалось достичь предусмотренных Стратегией темпов роста некоторых показателей. Однако, несмотря на снижение темпов роста промышленного
производства, объемов инвестиций в основной капитал и других показателей, их значения, тем не менее, превышают среднероссийские значения показателей. При этом по отдельным показателям социально-экономического развития ПФО отмечено превышение значений, предусмотренных в Стратегии на 2015 год. В частности, по итогам 2015 года уровень безработицы значительно ниже от предусмотренного Стратегией, удалось увеличить среднегодовую численность занятых в экономике. Кроме того, естественная убыль населения по ПФО в 2015 году была значительно ниже от предусмотренного, коэффициент рождаемости наоборот был выше запланированного, ожидаемая продолжительность жизни составила в 2015 году.76,5 лет, хотя в Стратегии этот показатель составляет на 2020 год всего лишь 71,6 лет. Данные предоставлены в таблице [13].
Таблица
Показатели социально-экономического развития ПФО_
№ п/п Наименование 2015 год
согласно Стратегии факт среднее по РФ
1 Индекс физического объема валового регионального продукта (% от предыдущего года) 107,3 - -
2 Индекс промышленного производства (% от предыдущего года) 107,3 96,5 96,6
3 Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (% от предыдущего года) 109,7 92,5 91,6
4 Реальные денежные доходы населения (% от предыдущего года) 106,9 95,7 95,7
5 Индекс производства продукции сельского хозяйства (% от предыдущего года) 105,9 101,6 102,6
6 Индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» (% от предыдущего года) 104,1 101,5 100,3
7 Индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» (% от предыдущего года) 108,4 96,3 94,6
8 Индекс производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение энергии, газа и воды» (% от предыдущего года) 103,2 97,3 98,4
9 Индекс физического объема работ выполненных по виду деятельности строительство (% от предыдущего года) 108,1 95,4 93,0
10 Оборот розничной торговли (% от предыдущего года) 106,8 87,2 90,0
11 Численность занятых в экономике, тысяч человек 14475,7 14759,0 -
12 Уровень безработицы по методологии международной организации труда, проценты 5,6 4,8 5,6
13 Экспорт, млрд долларов США 58,0 32,61)
14 Импорт, млрд долларов США 13,5 10,31)
15 Индекс потребительских цен (% от предыдущего года) 106,1 111,6 112,9
16 Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек населения) -2,9 -0,6 +0,3
17 Суммарный коэффициент рождаемости число детей рожденных одной женщиной в репродуктивном возрасте 1,714 1,8 1,777
18 Ожидаемая продолжительность жизни (мужчин и женщин) лет - 76,5 71,39
19 Экспорт, млрд долларов США 58,0 32,61) -
20 Импорт, млрд долларов США 13,5 10,31) -
Таким образом, стратегическое планирование решает проблемы каждого города и региона в специфике следующих параметров [14]: экономическая активность; география и природные ресурсы; экономические условия; конкурентные преимущества; особенности и результаты экономической активности; социальная организация жизнедеятельности населения; драйверы («точки роста») экономики; условия и эффективность деятельности органов местной власти.
Каждый город и регион, сталкиваясь с проблемами, в своем развитии решает их по-своему, но есть общие подходы [5]:
1. в ходе планирования территориального развития выявляются сильные и слабые стороны;
2. составляется стратегия усиления развития сформирования конкурентных преимуществ территорий;
3. план содержит идеи и принципы, которые помогают инвесторам, администрации и населению реализовывать свои решения на основании перспектив развития территорий;
4. план развития территорий - продукт общественного согласия, он является комбинацией разумных рекомендаций со стороны предпринимателей, населения и администрацией территории;
5. план содержит перечень мер стратегического характера, реализация которых будет способствовать развитию территорий;
6. план — это взаимодействие долгосрочных перспектив и сегодняшних мер.
Ответ на вопрос: «зачем планировать?» очевиден для большинства граждан России тех, кто хорошо помнит 90-е годы прошлого века. Если не ставить целей - их нельзя достичь. И если будущее не планирует Россия, то его попытаются сформировать вместо нас.
Ответ на вопрос «что планировать?» - более комплексный. У стратегического планирования - несколько этапов, и первый из них - целеполагание. Задача текущего момента - определение верных приоритетов, целей, образа действий. Наша общая цель -позитивные перемены в образе жизни страны при сохранении всего, что дорого гражданам России. Изменить образ жизни - значит создать возможности для реализации того, чего хотят граждане России для своей семьи, для своей страны. Изменить образ жизни - не значит навязать всем одинаковый образ жизни. Необходимо сохранять и развивать всё многообразие российской жизни, всё многообразие национальных культур, региональных и местных традиций. Перед российским обществом стоит задача обеспечить устойчивое развитие страны, включающее и достойное материальное положение граждан, и экономический рост, и интеллектуальное творчество, и научно-технологический прогресс, пространственное развитие и сохранение уникальной природы России. Для повышения устойчивости развития территории необходимы шаги по реализации наиболее насущных потребностей людей одновременно с устранением существующих дисбалансов. Такой подход востребован обществом. Например, согласно опросам, большинство россиян хотели бы жить в частном доме. Такой вариант предпочитает большая часть жителей любых домов: и многоквартирных, и индивидуальных [3].
Должна быть создана более эффективная структура расселения, реализующая земельный потенциал страны и помогающая реализовать потенциал демографический. Отсюда следует задача многоукладной урбанизации, развития массового малоэтажного строительства с современной инфраструктурой.
Для комплексного социально-экономического развития страны необходимо, чтобы больше людей, чем сейчас, избирали жизнь на сельских территориях, в небольших городах, в пригородах, чтобы больше людей, чем сейчас, могли жить не в квартирах многоэтажек, а в собственных домах. Россия народного благосостояния - это страна, где численность населения устойчиво растёт, где люди живут дольше и в комфортных, благоприятных условиях.
Функцией пространственного планирования должно быть укрепление единства страны, солидарности общества: успешное развитие крупных агломераций. Будущее
крупнейших российских городов, их роль в повышении глобальной конкурентоспособности страны - не в количественном росте, а в качественном развитии [10].
Безусловно, должна стать более эффективной российская экономика. Доля России в мировом хозяйстве, в численности населения планеты не соответствует интеллектуальному, территориальному и природному потенциалу страны, чему есть ряд климатических, географических и исторических причин. При этом Россия - величайшая культурная, ресурсная и военная держава.
В числе перспективных направлений развития - биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии, автоматизация и роботизация производства, создание новых материалов, цифровизация многих сторон экономической и общественной жизни, искусственный интеллект, развитие новых видов транспорта и скоростных транспортных систем, новая энергетика, дальнейшее развитие технологий освоения космоса [4].
Важно понимать, что возможности формирующегося технологического уклада - это возможности для России. Традиционные преимущества РФ - таланты и знания людей, научно-технологический задел, природные ресурсы, транзитный потенциал, площадь плодородных земель и другие - повысят свою роль в новой экономике. Развитие транспорта, коммуникаций - это возможности для самой большой страны. Глобализация, необходимость поиска общего языка между культурами - это возможности для страны с её традициями согласия и взаимопонимания между людьми разных национальностей и конфессий.
В базовой части региональной стратегии, наряду с традиционными блоками, следует особое внимание уделить институциональным и структурным проблемам, состоянию энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры. Кроме того, с учетом новых геополитических и геоэкономических условий, приведших к деформации мирохозяйственных связей, необходимо отразить в содержании региональной стратегии влияние процессов глокализации на социохозяйственный региональный комплекс в разрезе классических рынков: труда, товаров (услуг), капитала.
В специальной части региональной стратегии имеет смысл детализировано раскрыть особенности методов и инструментов реализуемой или планируемой к реализации в регионе политики кластеризации; политики импортозамещения и зонирования.
Практические все регионы до сего дня, наряду с главной региональной ССЭР, разрабатывали еще целый ряд стратегий: инвестиционных, инновационных и т.д. Причем ФЗ № 172 прямо не запрещает субъектам РФ разрабатывать иные документы. Однако все они обязательно должны быть отражены в ССЭО субъекта РФ, входить в ее состав взаимоувязанными блоками, а не существовать в виде разрозненных документов. Иначе уже в самое ближайшее время федеральном уровне возникнет проблема при формировании федеральной информационной системы, поскольку регионы не смогут представить в эту систему перечень требуемых показателей СП, так как отдельные показатели определены другими документами, статус и порядок утверждения которых не всегда понятен. Региональной сласти необходимо провести ревизию ранее утвержденных стратегий и программ.
Кроме того, недавно Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект об изменении сроков подготовки документов стратегического планирования и переносе их с 01.01.2017г. на 01.01.2019г. По мнению авторов законопроекта (Министерства экономического развития РФ), это позволит обеспечить последовательность, согласованность и взаимную увязку документов и принципов СП. Двухлетний мораторий на разработку регионами своих стратегий и программ ССЭР до 2030 года позволит избежать хаоса и несогласованности в формируемой в России и ее регионах новой системе стратегического планирования.
Литература
1. Мандрик А.А. Стратегическое планирование деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1001-1005.
2. Маковкина С.А. Методические подходы к оценке городского стратегического планирования // Муниципалитет: экономика и управление [Электронный ресурс]. URL: http://municipal. uapa.ru/ru/issue/2012/02/04/ (дата обращения: 01.12.2017).
3. Семенов С.А., Филатова О.В О направлениях совершенствования механизмов стратегического планирования и мониторинга развития территорий // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 97.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2008. 296 с.
5. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: ПРОСПЕКТ, 2008.
6. Зубко Н.М. Экономическая теория. Минск: НТЦ «АПИ», 2007.
7. Анимица Е.Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы // Известия уральского государственного экономического университета. 2005. № 12. С. 87-95.
8. Батчаев А.Р., Жихаревич Б.С. Санкт-Петербург в постсоветский период: экономические стратегии и развитие // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №4 С. 68-71.
9. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ // Российская газета. 2015. 28 апреля.
10. О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 № 355 // Справочно-поисковая система КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=147694 (Дата обращения:01.12.2017).
11. Жихаревич Б.С., Лимонов Л.Э. Опыт разработки и мониторинга Стратегического плана Санкт-Петербурга // Проблемы городов переходных экономик. М., 2000. С. 16-18.
12. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 237 с.
13. Отчет о ходе реализации в 2015 году Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplanning/monitoring/?WCM_PI=1& WCM_Page.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=1 (Дата обращения: 01.12.2017).
14. David Spacek. Strategic Management in Public Administration: Observations from the Czech Regional Self-Government // The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. Volume VII, Number 2, Winter 2014/2015, Special issue: Strong Local Governments: Community, Strategy, Integration. P. 135-150.
Авторы публикации
Юсупова Ирина Валерьевна - Министерство экономики Республики Татарстан, заместитель начальника отдела стратегического развития; кандидат экономических наук, доцент кафедры географии и картографии Казанского (Приволжского) федерального университета.
Волкова Марина Анатольевна - магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета.
References
1. Mandrik A.A. Strategicheskoye planirovaniye deyatel'nosti predpriyatiya // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». 2016. T. 11. S. 1001-1005.
2. Makovkina S.A. Metodicheskiye podkhody k otsenke gorodskogo strategicheskogo planirovaniya // Munitsipalitet: ekonomika i upravleniye [Elektronnyy resurs]. URL: http://municipal. uapa.ru/ru/issue/2012/02/04/ (data obrashcheniya: 01.12.2017).
3. Semenov S.A., Filatova O.V O napravleniyakh sovershenstvovaniya mekhanizmov strategicheskogo planirovaniya i monitoringa razvitiya territoriy // Upravlencheskoye konsul'tirovaniye. 2017. № 5. S. 97.
4. Vikhanskiy O.S. Strategicheskoye upravleniye: uchebnik. 2-ye izd., pererab. i dop. M.: Ekonomist", 2008. 296 s.
5. Ekonomika: uchebnik / pod red. A.I. Arkhipova, A.N. Nesterenko, A.K. Bol'shakova. M.: PROSPEKT, 2008.
6. Zubko N.M. Ekonomicheskaya teoriya. Minsk: NTTS «API», 2007.
7. Animitsa Ye.G. Strategicheskoye planirovaniye razvitiya territorii: sushchnost', osnovnyye printsipy, problemy // Izvestiya ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2005. № 12. S. 87-95.
8. Batchayev A.R., Zhikharevich B.S. Sankt-Peterburg v postsovetskiy period: ekonomicheskiye strategii i razvitiye // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2014. №4 . S. 68-71.
9. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: Federal'nyy zakon ot 28 iyunya 2014 goda № 172-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2015. 28 aprelya.
10. O Strategii ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya Sankt-Peterburga na period do 2030 goda [Elektronnyy resurs]: Postanovleniye Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 13.05.2014 № 355 // Spravochno-poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=147694 (Data obrashcheniya:01.12.2017).
11. Zhikharevich B.S., Limonov L.E. Opyt razrabotki i monitoringa Strategicheskogo plana Sankt-Peterburga // Problemy gorodov perekhodnykh ekonomik. M., 2000. S. 16-18.
12. Barinov V.A., Kharchenko V.L. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik. M.: NITS INFRA-M, 2014. 237 s.
13. Otchet o khode realizatsii v 2015 godu Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda (daleye - Strategiya), utverzhdennoy rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. № 165-r URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplanning/monitoring/?WCM_PI=1& WCM_Page.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=1 (Data obrashcheniya: 01.12.2017).
14. David Spacek. Strategic Management in Public Administration: Observations from the Czech Regional Self-Government // The NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. Volume VII, Number 2, Winter 2014/2015, Special issue: Strong Local Governments: Community, Strategy, Integration. P. 135-150.
Authors of the publication
Irina Yusupova - Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Deputy head of strategic development Department;candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Geography and Cartography of the Kazan (Privolzhsky) Federal University.
Marina Volkova - master of the Kazan (Volga) federal university.
Дата поступления 14.01.2018.