культурология
CULTURAL STUDIES
теоретический аспект изучения культур Theoretical Aspect of Studying Cultures
удк 008
ББК Ч11
Екатерина Сергеевна Ляшенко,
аспирант,
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
теоретические подходы к изучению веб-дизайна как языка интернет-культуры1
Веб-дизайн является не только инструментом моделирования пространства культуры, но и принципиально новым языком, влияющим на мышление и культуру пользователей. В решении данной проблемы мы выявили, синтезировали и использовали несколько подходов: семантико-семиотическое направление в культурологии и культурологические аспекты изучения веб-дизайна в искусствоведении и теории дизайна. Используя классический семиотический подход, в том числе методологию Ю. Лотмана и Ю. Степанова, мы анализировали интернет-культуру как семиотическую систему. Основываясь на теориях информационно-семиотического направления, мы предложили изучать проектирующие свойства веб-дизайна. С целью изучения веб-дизайна как сложноструктурируемого и динамичного языка интернет-культуры было применено неклассическое направление в языкознании, обосновывающее теорию о ведущей роли языка в формирования мышления.
Вслед за А. Вежбицкой использован синтез идей классического языкознания и гипотезы относительности Сепира-Уорфа. Проанализированы культурологические аспекты в понимании веб-дизайна в исследованиях искусствоведов: Д. Бородаева,
Э. Панофского. Использован трехуровневый метод Э. Панофского, дополненный нами для анализа сайтов как креолизованных текстов. Изучение тенденций формообразования в современном дизайне, предложенное А. Лаврентьевым, использовано для изучения проектирующих свойств веб-дизайна. Для социокультурного анализа аудитории сайтов предложено использовать данные практикоориентированных трудов веб-дизайнеров.
Ключевые слова: интернет-культура, Интернет, веб-дизайн, информационносемиотическое направление, знак, язык культуры.
Ekaterina Sergeevna Lyashenko,
Graduate Student,
Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernishevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Theoretical Approaches to the Study of Web Design as a Language of the Internet Culture
Web design is not only a tool for modeling cultural space, but essentially a new cultural language which affects the thinking and culture of its users. To solve this problem we have identified, synthesized and used some approaches: semantic and semiotic trend in cultural studies and culturological aspects of studying web design in art criticism and the theory of design. Using the classical semiotic approach, including the methodology of Yu. Lotman and Yu. Stepanov, the paper analyzes the Internet culture as a semiotic system and suggests studying projecting properties of web design on the basis of informational
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3676.2011.
© Е. С. Ляшенко, 2012
117
and semiotic theories. To study web design as a complex and dynamic language of the Internet culture we applied the nonclassical direction in linguistics that substantiates the leading role of language in the formation of thinking. Following A. Wierzbicka, the author uses the synthesis of ideas of classical linguistics and the relativity hypothesis of Sapir-Whorf. The paper analyzes culturological aspects of understanding web design in works by art critics (D. Borodaev, E. Panofsky). To analyze sites as creolized texts the study employs E. Panofsky’s three-level method complemented by the author. A. Lavrentev’s method of studying the trends shaping in modern design is also used to study web design projecting properties. For the social and cultural analysis of the sites’ audience the paper offers to use the data from web designers’ practical works.
Keywords: Internet culture, Internet, web design, informational and semiotics trend, sign, culture language.
Теоретико-методологические основы исследования
Информационные технологии уже нельзя рассматривать только с технологической стороны, т. к. они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что выделять их из общего мировоззренческого и культурологического контекста практически невозможно. Новейшие технологии необходимо анализировать в комплексном изучении. Сегодня веб-дизайн начинает изучаться с разных точек зрения, в том числе в культурологии. В рамках данной работы мы выявили, синтезировали и использовали несколько подходов к изучению веб-дизайна как языка интернет-культуры. Их можно сгруппировать в рамках нескольких дисциплинарных направлений и подходов:
- в культурологии: семантико-семиоти-ческое направление изучения веб-дизайна как языка культуры
* традиционный подход,
* современный собственно информационно-семиотический подход,
* неклассический подход в языкознании,
- культурологические аспекты изучения веб-дизайна в искусствоведении и теории дизайна
* описательно-искусствоведческое направление,
* культурологические аспекты изучения веб-дизайна в теории дизайна: в теоретических трудах дизайнеров, в теоретических и практических работах веб-дизайнеров.
В контексте появления новой культуры, требующей теоретического осмысления, выделим проблемные поля изучения вебдизайна в культурологии.
Процесс информатизации способствовал формированию информационного общества, а также создал основу для образования в нём киберкультуры (формы культуры информационного общества [6]) с её ярким явлением -интернет-культурой.
Интернет всё плотнее входит практически во все сферы нашей жизни. К середине 2008 г. число пользователей, регулярно посещающих Интернет, достигло 1,5 млрд человек, что составило около четверти населения Земли. В начале 2011 г. число их было уже 2 млрд [24]. Интернет характеризуется как всемирная сеть «компьютерно-спутниковых коммуникативно-информационных служб, к которой могут подключаться миллионы пользователей, живущих в разных странах мира и имеющих для этого соответствующие аппаратно-технические и материальные условия» [7, с. 174].
Техническая база развита сегодня до такой степени, что создано новое пространство коммуникаций людей, т. е. интернет-культура. Это пространство обладает своей системой ценностей, эстетических норм, традиций, системами знаков, символов и смыслов, культурой обмена и хранения информации в нём, культурой взаимодействия пользователей.
Попробуем сформулировать определение интернет-культуры, учитывая, что на современном этапе развития она не только основана на совокупности различных достижений людей, но и в ней тем или иным способом присутствуют практически все эти достижения. М. С. Каган предлагает теоретическое осмысление культуры «как системы, отличающейся наивысшей степенью сложности по своему устройству и полифункциональности, системы исторической, саморазвивающейся и саморегулирующейся, органически связанной со своим творцом и творением - человеком - и находящейся в постоянном взаимодействии со своей природной и социальной средой» [25, с. 9]. Интернет-культура сегодня достигла высокого уровня сложности и многофункциональности, постоянно взаимодействует со всеми сферами деятельности человека.
Из трех типов культур, обоснованных М. Мид (постфигуративной, кофигуративной и префигуративной) [16], интернет-культуру
можно охарактеризовать как префигуратив-ную, ориентированную в будущее, основанную на том, что старшее поколение учится у своих детей. Интернет-культура существенно отличается от культурных явлений предыдущего этапа развития общества тем, что она нацелена не столько на опыт пользователей, сколько на его преодоление и расширение. Следовательно, это не культура в привычном смысле - собирать, накапливать и передавать, а культура «преодоления», проектирования, нацеленная в будущее, она генерирует такие модели поведения, которые, возможно, ещё не существуют.
Несмотря на свою молодость, интернет-культура уже является объектом изучения. На Санкт-Петербургской конференции «Интернет и Реклама» под интернет-культурой было предложено понимать «наличие традиций построения взаимоотношений между всеми участниками информационного обмена в сети Интернет» [12, с. 4]. В. Сулимов представил общую схему коммуникации в современной культуре, в том числе интернет-культуре, с учётом свойств интеллектуального пространства современной культуры [21].
Итак, обозначим интернет-культуру как динамичную сверхсложную систему взаимодействия пользователей в Интернете, образовавшуюся в течение двух последних десятилетий на технической базе, обеспеченной высоким уровнем развития современных информационных технологий. Эта система отличается полифункциональностью, способностью к саморазвитию и саморегулированию, органической связью с жизнедеятельностью человека, она активно проектируется пользователями и формирует принципиально новое коммуникативное пространство людей, обладая своей системой ценностей, эстетических норм, традиций, системами знаков, символов и смыслов, широкими возможностями взаимодействия пользователей, своими культурными феноменами, высоким уровнем инноваций и креативности.
Изучение интернет-культуры включает анализ способов её трансляции и проектирования. Проектирующим и проектируемым языком интернет-культуры является вебдизайн, поскольку он соединил в себе разные сферы человеческой деятельности: информационную (являясь формирующим средством информационного пространства глобальной сети) и эстетическую.
Первые определения веб-дизайна подчеркивали специфику предметной деятельности веб-дизайнера и позиционировали его как вид графического дизайна. Например, у
Д. Бородаева веб-дизайн - «вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды Интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества» [2, с. 22].
В настоящее время под термином «вебдизайн» продолжают понимать именно проектирование структуры веб-ресурса, обеспечение удобства пользования им. Особенность веб-дизайна заключается в том, что он уже не оформление изделия, не незначительная и дополнительная его часть, а само изделие. Проектируя сайт, веб-дизайнер создает полноценный продукт, а не только оформляет его, поэтому веб-дизайнер выступает в роли создателя конечного изделия. Веб-дизайнер сегодня - один из знаковых социальнокультурных акторов современного общества. Он является не просто рядовым членом социума, в отличие от основной массы пользователей, может сам проектировать, внедрять и развиватьтехнологии, и, следовательно, становиться не просто «декоратором сайтов», но их архитектором. Он сам внедряет новый тип поведения для других и сам генерирует новое структурное поведение для себя. Появляется особый тип акторов интернет-культуры, которые и в ней, и, одновременно, над ней.
Отмечая особенность дизайна - реагировать на культурные и технологические изменения, - заметим, что веб-дизайн выражает новейшие представления о мире. В конце 90-х гг. в развитии информационных технологий отмечается существенное ускорение, связанное с активным распространением технологий виртуальной реальности. Виртуальная реальность, характеризующаяся тем, что человек воспринимает и переживает её не как порождение собственного ума, а как объективную данность, все плотнее входит практически во все сферы нашей жизни.
Н. С. Кузнецова в диссертационном исследовании «Веб-дизайн как инструмент моделирования виртуального пространства современной культуры» [11] отмечает, что виртуальная сущность искусственной среды, сформированной новейшими технологиями, нарушает привычное целостное бытие человека. В указанной работе веб-дизайн анализируется в качестве звена, необходимого для «очеловечивания» нового культурного пространства и связи его с массовым пользователем. По мнению Н. С. Кузнецовой, веб-дизайн формирует восприятие, мы считаем, что можно пойти дальше: применение гипотезы языковой относительности Сепира - Уорфа в нашей работе привело нас к выводу, что веб-дизайн,
как изменяющийся новый язык способен формировать и мышление пользователей.
Итак, обозначим веб-дизайн, не только как инструмент, но и как язык интернет-культуры. Он чрезвычайно динамичен, с трудом поддается структурированию и описанию, является результатом развития интернет-культуры и одновременно сам выступает фактором её формирования.
Семантико-семиотическое направление изучения веб-дизайна как языка культуры
В связи с изменениями, происходящими в современной культуре, есть основания предполагать, что в культурологии «деятельностная концепция близка к исчерпанию своих возможностей, и в дальнейшем развитии отечественной культурологии произойдет постепенный отход от деятельностного понимания культуры... Возможно, что XXI век начнётся под знаком растущего влияния информационно-семиотических идей на развитие культурологической мысли» [25, с. 423-424].
Информационно-семиотический подход, рассматривающий культуру как мир знаков, обоснован идеями, принадлежащими отечественным и зарубежным исследователям: Ю. М. Лотман [15], Э. Кассирер [9], Б. А. Успенский [23], Вяч. Вс. Иванов [8],
А. Моль [17] и др.
Поскольку в качестве языка можно принять любую систему знаков, используемую людьми в информационно-коммуникативных целях, изучение интернет-культуры в рамках данной работы велось с помощью анализа и описания образованных веб-дизайном системы знаков.
Как было отмечено выше, с помощью вебдизайна транслируется информация. Подобно тому, как Кассирер сравнивает язык с организмом [9, с. 27], веб-дизайн своей системой знаков и символов формирует пространство интернет-культуры, выполняя в ней ряд функций: формообразующую, информационную, эстетическую.
Подход к рассмотрению интернет-культуры в качестве семиотической системы предполагает изучение её в синхроническом и диахроническом аспектах. Синхронический аспект связан с изучением многообразия сайтов как текстов интернет-культуры, отражающих ценности современного посетителя Интернета, его принадлежность к различным группам общества, а диахронический подход включает изучение быстро меняющихся тенденций в Сети. Следует отметить, что в связи с высокими скоростями обновления
общих направлений в интернет-культуре для объяснения происходящих процессов можно использовать некоторые положения семио-динамики, которая «занимается изучением механизмов синтеза целостных образований» [1, с. 1].
Один из подходов к изучению интернет-культуры в рамках семантико-семиотического направления - традиционный семиотический, восходящий к Лотману и методологически обоснованный в трудах Ю. С. Степанова [20]. Данный подход основан на понимании интернет-культуры как системы знаков и языков, он предполагает, что Интернет можно рассматривать как вторичную моделирующую систему, где под «вторичными моделирующими системами» подразумеваются «такие семиотические системы, с помощью которых строятся модели мира или его фрагментов» [15, с. 520]. Описание интернет-культуры с точки зрения традиционного семиотического подхода может быть основано на анализе её трех уровней: субтекстовых сообщений, культуры как системы текстов, культуры как набора функций, обслуживаемых текстами [15, с. 442]. В качестве субтекстовых сообщений может быть проанализирован синтез составляющих его языков, за основные тексты можно принять веб-сайты, наконец, на третьем уровне целесообразно проанализировать сложившиеся субкультуры Интернета: как веб-дизайн функционально отражает принадлежность сайта к той или группе пользователей.
Изучая «Глобальную информационную среду», Ю. М. Лотман, называет её «глобальной семиосферой» и отмечает цикличность в развитии национальной и мировой культуры, связанную со сменой семиотической и семантической доминант и соответствующих типов сознания [14]. Данная теория может быть применена к изучению интернет-культуры в качестве семантико-семиотической системы, для этого можно взять за основу критерии анализа, разработанные Ю. М. Лотманом (степень динамичности, вариативности, соотношение неоднородности и единства, взаимодействие с вне-системой и др.) и по ним описать интернет-культуру.
Методология Ю. С. Степанова может быть полезна в изучении веб-дизайна в свете следующих концепций: цвета как разновидности языка (здесь подчеркнем важнейшую роль цвета в дизайне), двух уровней культурных явлений: явного и неявного (здесь показательны примеры с дизайном рекламных баннеров) [20, с. 19-20]. Ю. С. Степанов методологически обосновывает применение
положений лингвосемиотики для изучений других знаковых систем, т. к. это направление семиотики связано с появлением различных семей искусственных языков [20, с. 25]. Разные членения несловесных сообщений могут быть проанализированы подобно стилям речи [20, с. 69]. С помощью абстрактной семиотики, изучая общие языковые отношения, правила эквивалентности знаков, правила построения сложных знаков, правила введения новых знаков с помощью имеющихся, можно проанализировать ценности, транслируемые средствами веб-дизайна.
Ю. С. Степанов дает динамичное определение знака, что особенно важно для изучения современного веб-дизайна, поскольку теоретически любую страницу сайта через небольшой промежуток времени сложно обнаружить в предыдущем состоянии. (Периодически посещая свою страницу электронной почты, к примеру, http://www.mail.ru/, нельзя обнаружить два её идентичных состояния). Знак - «всякое состояние знаковой системы в каждый момент времени, если это состояние отлично от предыдущего и последующего.» [20, с. 84-85]. Изучая знаки в веб-дизайне и их стилистическую принадлежность, исследователь имеет возможность типологизировать сайты на основе их ценностного отношения к той или иной группе. Группы проникновения пользователей в интернет-культуру можно сопоставить с системой Степанова, где человек по отношению к знаковой системе находится в одной из нескольких позиций [20, с. 108]. Законы гетерогенных и гомогенных знаковых систем применимы к анализу сайта как крео-лизованного текста.
Другой подход к решению указанной проблемы в рамках семантико-семиотического направления - информационно-семиотический. Он предполагает использования знаний информационно-семиотического направления в культуре.
Информационно-семиотическое направление основано «на информации и семиотике, на художественной информативности объекта», на информации как проявлении семантики, прагматики, как формообразующем факторе в дизайне, где «основой семантической пространственной модели является визуально-коммуникативный язык» [3, с. 4].
Веб-дизайн в рамках информационносемиотического направления изучает И. А. Розенсон, рассматривая дизайн информационных сообщений. Исследователь приходит к выводам, что если культура - единство материального и духовного начал, то в «пони-
мании, снявшем антиномию её идиационной и функциональной концепций, социальная информация практически совпадает с самой культурой, в которой формируется и которую определяет» [22, с. 25]. Используя веб-дизайн как язык и инструмент, И. А. Розенсон изучает смену научных, культурных и проектных парадигм, исследует соотношение понятий «среда» и «окружение», стратегии культурного освоения действительности, анализирует исторический процесс формирования дизайна информационной среды, описывает предшествующие ему способы формообразования, последний из которых - перемещение из предметно-пространственной среды в информационную. С точки зрения веб-дизайна рассматриваются понятия «вещь», «знак», «символ», «эмблема», сопоставляются семиотика культуры и дизайн информационных объектов, анализируется тропичность языка медиадизайна, дизайн виртуальных миров [22, с. 138].
Так, в рамках информационно-семиотического направления отмечаются проектирующие свойства языка, его воздействие на сознание, но вышеуказанное исследование, имеющее непосредственное отношение к теории формообразования в дизайне, уделяет недостаточно внимания культурологическому изучению интернет-культуры.
Неклассическое направление в языкознании может быть взято за основу третьего подхода в изучении веб-дизайна в семантикосемиотическом контексте. Оно обосновывает теорию о том, что язык определяет мышление, во многих своих идеях восходит к идеям
В. фон Гумбольдта и получает своё продолжение в гипотезе Сепира - Уорфа. А. Вежбицкая синтезирует идеи классического языкознания и гипотезу относительности Сепира - Уорфа, применительно к изучению культуры. Мы попытались применить эту гипотезу к изучению веб-дизайна как языка интернет-культуры. Итак, проследим эволюцию взглядов в последовательной цепи понятий: язык - язык культуры - веб-дизайн как язык интернет-культуры.
Гумбольдт считает, что для каждого языка в истории человечества отведена определенная эпоха [5, с. 53]. Отметим, что только среда, сформированная новейшими технологиями, важнейшей характеристикой которой является интерактивность, могла породить веб-дизайн, явление настолько специфичное, что трудно найти аналоги появления чего-либо подобного в истории человечества. Немецкий лингвист согласен с мнением, что
язык зависит от культуры, но отмечает, что «главное воздействие языка на человека обусловливается его мыслящей и в мышлении творящей силой; эта деятельность имманентна и конструктивна для языка» [5, с. 58]. Уже Гумбольдт высказывает мнение о проектирующей роли языка для мышления, пока подразумевая естественные языки: «.язык есть орган внутреннего бытия, даже само это бытие, насколько оно шаг за шагом добивается внутренней ясности и внешнего воплощения» [5, с. 47].
Предвосхищая появление теорий изучения культуры с помощью анализа её языка, учёный отождествляет дух народа и язык, который является не продуктом деятельности, а деятельностью, где единообразие в этой деятельности представлено формой языка. Применяя идеи философа XIX века к современным теориям знаковых систем, предположим, что если слово - это знак понятия, то за элементом в веб-дизайне также стоит знак образа.
Наконец, в веб-дизайне, в связи с его высокой креативностью и динамичностью содержится значительно больше подтверждений, чем в естественном языке, для следующего утверждения Гумбольдта: «Язык - одно из тех явлений, которые стимулируют человеческую духовную силу к постоянной деятельности» [5, с. 52].
Философ отрицает схему «язык - зеркало культуры», подразумевая их взаимосвязь, а также выдвигает тезис о том, что разные языки - это не различные звуковые обозначения одного и того же предмета, а его различные видения.
Здесь намечается противоречие, отмеченное Рамишвили: «Такой подход к роли языка отличается от позиции семиотика-лингвиста, усматривающего в языке фиксированную форму (эргон) лишь как частный случай статических знаковых систем» [5, с. 24]. Противоречие, заключающееся в рассмотрении языка с позиции семиотика-лингвиста и анализе его как определяющего мышление, разрешает А. Вежбицкая, синтезируя эти противоречащие подходы и применяя гипотезу Сепира - Уорфа к изучению культуры: «Анализ культуры может обрести новые идеи и из лингвистики, в частности из лингвистической семантики. семантическая точка зрения на культуру есть нечто такое, что анализ культуры едва ли может позволить себе игнорировать» [4, с. 13]. Она применяет идею Э. Сепира о том, что «язык [является] символическим руководством к пониманию
культуры» [4, с. 13], «лексика - очень чувствительный показатель культуры народа» [4, с. 13]. Отметим также, что Сепир не отделяет язык от деятельности: «.язык является совершенной системой символизации опыта, что в конкретном контексте поведения он не отделим от деятельности и что он является носителем бесчисленных нюансов экспрессивности...» [19, с. 229]. Отдельные концепции предложенного ею метода анализа культуры, включающего анализ частотности слов, культурной разработанности, ключевых слов, существование лингвоспецифичных обозначений, методологически могут быть применены к изучению веб-дизайна.
А. Вежбицкая, продолжая идею Э. Сепира о неоднородности языков по характеру лексики, делает вывод об «осознании того факта, что значения слов разных языков не совпадают (даже если они, за неимением лучшего, искусственно ставятся в соответствие друг другу в словарях), что они отражают и передают образ жизни и образ мышления, характерный для некоторого данного общества (или языковой общности), и что они представляют собою бесценные ключи к пониманию культуры» [4, с. 18]. Если различные слова - результат различного образа мышления, а культуроспецифичные слова передают образ жизни и мышления, то символы и мемы в веб-дизайне передают систему ценностей интернет-культуры.
Наконец, она наделяет язык проектирующими свойствами: «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком» [4, с. 213]. По её мнению, язык формирует образ мышления и язык сформирован в результате отражения действительности. Следуя этой теории, мы изучаем интернет-культуру как новую форму этой концепции, веб-дизайн как новый язык, структурирующий мышление. Веб-дизайн может выступать не только как определяемое, но и как определяющее явление, т. е. проектируемый и проектирующий язык.
Культурологические аспекты изучения веб-дизайна в искусствоведении и теории дизайна.
Работа веб-дизайнера предполагает овладение последними веб-технологиями, а её результат должен обладать соответствующими художественными качествами, изучая которые, можно сделать определенные выводы относительно культурной принадлежности и создателя,и пользователей.
С этой целью можно обратиться к иконологическому методу Э. Панофского, который предлагает три уровня понимания предмета
изображения или значения произведения изобразительного искусства: первичный сюжет, постигаемый путем идентификации чистых форм, конфигураций линий и цвета, их взаимных отношений, выразительных качеств; вторичный, условный сюжет, постигаемый соединением художественных мотивов и комбинаций художественных мотивов (композиции с темами и понятиями), образы и аллегории; и уровень внутреннего смысла или содержания, на котором выясняются «все те подспудные принципы, в которых проявляется общая точка зрения нации, эпохи, класса, религиозные и философские убеждения, выраженные одной личностью и сконцентрированные ею в одном произведении» [18, с. 45-48, 56-57]. Указанные принципы находят выражение в «композиционных методах» и «иконографическом значении» [18, с. 47]. Мы попробовали применить данный способ понимания предмета изображения к анализу веб-сайтов как креолизованных текстов, методологически использовав три уровня, обоснованных искусствоведом и добавив ещё один, связанный со степенью виртуальности предмета. На первом уровне мы анализировали «чистые формы» (цвет, выразительные качества), на втором - стиль и сложность использованных знаков, третий (добавленный нами) включал описание скорости обновления, системы внутренних и внешних ссылок, коммерческой детерминированности и т. д. Наконец, на итоговом четвертом уровне представлены выводы по изучению дизайна описываемых сайтов с точки зрения понимания картины мира, отражения глобализационных процессов, феноменов и ценностей интернет-культуры.
Отдельные культурологические аспекты веб-дизайна (например, его анализ в условиях глобализации) также могут быть затронуты в исследованиях искусствоведов: теоретическая работа Д. Бородаева «Веб-сайт как объект графического дизайна» [2]. Указанное исследование посвящено особенностям формирования стилевой модели веб-дизайна в условиях глобализации. Д. Бородаев изучает влияние глобализационных процессов на развитие графического дизайна, описывает сформировавшийся в 50-70-е гг. ХХ в. «интернациональный стиль» в графическом дизайне, с его «научным и рациональным подходом в решении проблем коммуникации, отбрасывающий субъективизм и самовыражение», что, по его мнению, «стирает границы между различными культурами и народами» [2, с. 262]. В графическом дизайне формируются тенденции к универсальности и наднациональности. Информационное об-
щество и массовая компьютеризация социума диктует необходимость информационной образованности, «графический дизайн в этих условиях становится все более интернет-ориентированным [2, с. 262].
Изучая место веб-дизайна в новейших тенденциях формообразования, освещаемых в теории дизайна, обратимся к этапам развития способов передачи информации.
А. Н. Лаврентьев выделил следующие тенденции формообразования в дизайне XX в.: геометрическая, органическая, метафорическая и технонаучная (информационная). «Информационное» направление связано с развитием электронных средств коммуникации (начиная с 90-х годов). В данном направлении объекты приобретают программируемость и интерактивность, а информация - метафизичность [13, с. 74-76]. Такие теоретические положения позволяют перейти к изучению особенностей передачи сообщений в современной культуре.
Для анализа веб-дизайн в связи с его прямой обусловленностью техническим прогрессом и пониманием, что в его основе лежит программный код, может быть полезно использование знаний и опыта ведущих вебдизайнеров мира. Теоретические работы таких выдающихся деятелей веб-искусства содержат элементы социокультурного анализа веб-дизайна.
Изучением теоретических вопросов вебдизайна занимается Джеффри Зельдман (США) [26], описывая веб-дизайн во всех его аспектах не только как технологию, но и как развивающееся во времени, соответственно своим законам и правилам, явление. Отметим, что в работе Зельдмана затрагиваются аспекты истории появления интернет-культуры: исторические предпосылки возникновения Сети, процесс развития Интернета от сферы передачи текстовой информации до её современного варианта интерактивной среды с широкими мультимедийными возможностями.
Среди отечественных дизайнеров, уделяющих внимание теоретической стороне вебпроектирования, можно отметить Д. Кирсанова, который описывает теоретические основы визуального дизайна, анализируя типы сайтов, типологизируя их по принципу принадлежности владельца сайта к той или иной категории [10]. Типология, разработанная Д. Кирсановым, как попытка социокультурного анализа аудитории сайта, может быть полезна в культурологическом исследовании.
Итак, нами предложено изучение вебдизайна как языка современной интернет-
культуры, сопоставлены их различные определения. Изучение веб-дизайна в культурологии основано на том, что он не только инструмент моделирования пространства культуры, но и принципиально новый язык, влияющий на мышление и культуру пользователей. Используя классический семиотический подход, мы анализировали интернет-культуру как семиотическую систему. Основываясь на теориях информационно-семиотического направления, мы предложили изучать проектирующие свойства веб-дизайна. С целью изучения веб-дизайна как языка интернет-культуры было применено неклассическое направление в языкознании. Проанализированы культурологические аспекты в понима-
нии веб-дизайна в исследованиях искусствоведов: Д. Бородаева, Э. Панофского. Использован трехуровневый метод Э. Панофского, дополненный нами для анализа сайтов как креолизованных текстов. Изучение тенденций формообразования в современном дизайне также использовано для изучения проектирующих свойств веб-дизайна. Для социокультурного анализа аудитории сайтов предложено использовать данные практикоориентированных трудов веб-дизайнеров.
Отметим, что если анализировать вебдизайн как язык интернет-культуры, рассматривая её как модель культуры всего общества, можно прийти к изучению системы ценностей в современном обществе.
Список литературы
1. Баранцев Р. Г. Семиодинамика - методологическая форма синергетики: материалы виртуального коллоквиума «Семиотика XXI века: человек в мире знаков». 4 с. URL: http://www.culturalnet.m/f/viewtopic.php?id=1559 (дата обращения
20.02.2011).
2. Бородаев Д. В. Веб-сайт как объект графического дизайна: монография. Харьков: Септима ЛТД, 2006. 288 с.
3. Бытачевская Т. Н. Эволюция стилистических особенностей формообразования в дизайне // Вестник СевКавГТУ. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. № 1 (5). С. 41-45.
4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.:
Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000.
400 с.
6. Емелин В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 164 с.
7. Землянова Л. M. Коммуникативистика и средства информации: англорусский толковый словарь концепций и терминов. M.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 416 с.
8. Иванов. В. В. Очерки по истории семиотики в СССР М.: Наука, 1976. 298 с.
9. Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. Т. 1. 271 с.
10. Кирсанов Д. Веб-дизайн. 2001. URL: http://www.kirsanov.com/web.design/ main.html (дата обращения 22.01.2012).
11. Кузнецова Н. С. Веб-дизайн как инструмент моделирования виртуального пространства современной культуры: автореф. дис. ... канд. культурологии. Саранск, 2010. 17 с.
12. Кулин Ф., Дубовиков. А. Зачем петербургские хостеры едут в Москву или проблемы развития Интернет-проектов в северо-западном регионе // Материалы Санкт-Петербургской конференции «Интернет и Реклама». 2006. 6 с. URL: http:// www.spkir.ru/present/index.php. doc. (дата обращения 20.02.2011).
13. Лаврентьев А. Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне // Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне. М.: ВНИИТЭ, 1990. С. 74-87.
14. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Избр. статьи: в 3-х т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. 478 с.
15. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
16. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 428 с.
17. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 407 с.
18. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 394 с.
19. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. 2-е изд. М.: Прогресс, 2001. 656 с.
20. Степанов Ю. С. Семиотика. М.: Наука, 1971. 166 с.
21. Сулимов В. А. Человек-в-культуре или понимающий субъект: эволюция восприятия: материалы виртуального коллоквиума «Семиотика XXI века: человек в мире знаков». 10 с. URL: http://www.culturalnet.ru/f/viewtopic.php?id=1559 (дата обращения: 20.02.2011).
22. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2008. 218 с.
23. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры // Избранные труды: в 2-х т. М.: Гнозис, 1994. Т. 1. 432 с.
24. Число пользователей интернета достигло двух миллиардов. Интернет-ресурс «Клерк.Ру» http://www.klerk.ru/soft/news/208971/ (дата обращения:
15.09.2011).
25. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. СПб.: Лань, 1998. 448 с.
26. Zeldman J. Taking Your Talent to the Web. A Guide for the Transitioning Designer. Indianapolis: New Riders Publishing. 2001. 425 p.
Spisok literanury
1. Barancev R. G. Semiodinamika - metodologicheskaja forma sinergetiki: mate-rialy virtual’nogo kollokviuma «Semiotika XXI veka: chelovek v mire znakov». 4 s. URL: http://www.culturalnet.ru/f/viewtopic.php?id=1559 (data obraschenija: 20.02.2011).
2. Borodaev D. V. Veb-sajt kak ob#ekt graficheskogo dizajna: monografija. Har’kov: Septima LTD, 2006. 288 s.
3. Bytachevskaja T. N. Jevoljucija stilisticheskih osobennostej formoobrazovanija v dizajne // Vestnik SevKavGTU. Stavropol’: Severo-Kavkazskij gosudarstvennyj teh-nicheskij universitet, 2006. № 1 (5). S. 41-45.
4. Vezhbickaja A. Ponimanie kul’tur cherez posredstvo kljuchevyh slov. M.: Jazyki slavjanskoj kul’tury, 2001. 288 s.
5. Gumbol’dt V. fon. Izbrannye trudy po jazykoznaniju. M.: OAO IG Progress,
2000. 400 s.
6. Emelin V. A. Informacionnye tehnologii v kontekste postmodernistskoj filosofii: dis. ... kand. filos. nauk. M.: 1999. 164 s.
7. Zemljanova L. M. Kommunikativistika i sredstva informacii: Anglo-russkij tolk-ovyj slovar’ koncepcij i terminov. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2004. 416 s.
8. Ivanov. V. V. Ocherki po istorii semiotiki v SSSR. M.: Nauka, 1976. 298 s.
9. Kassirer Je. Filosofija simvolicheskih form. M.; SPb.: Universitetskaja kniga,
2001. T 1. 271 s.
10. Kirsanov D. Veb-dizajn. 2001 URL: http://www.kirsanov.com/web.design/main. html (data obraschenija: 22. 01. 2012).
11. Kuznecova N. S. Veb-dizajn kak instrument modelirovanija virtual’nogo prostr-anstva sovremennoj kul’tury: avtoref. dis. ... kand. kul’turologii. Saransk, 2010. 17 s.
12. Kulin F., Dubovikov. A. Zachem peterburgskie hostery edut v Moskvu ili prob-lemy razvitija Internet-proektov v severo-zapadnom regione // Materialy Sankt-Peter-burgskoj konferencii «Internet i Reklama». 2006. 6 s. URL: http://www.spkir.ru/present/ index.php. doc. (data obraschenija: 20. 02. 2011).
13. Lavrent’ev A. N. Stili i vizual’nye metafory v dizajne // Vizual’naja kul’tura i vizual’noe myshlenie v dizajne. M.: VNIITJe, 1990. S. 74-87.
14. Lotman Ju. M. Stat’i po semiotike i tipologii kul’tury.// Izbr. Stat’i.: v 3-h t. Tallinn.: Aleksandra, 1992. T.1. 478 s.
15. Lotman Ju. M. Semiosfera. SPb.: Iskusstvo - SPb, 2000. 704 s.
16. Mid M. Kul’tura i mir detstva. Izbrannye proizvedenija. M.: Nauka, 1988. 428 s.
17. Mol’ A. Sociodinamika kul’tury. M.: Progress, 1973. 407c.
18. Panofskij Je. Smysl i tolkovanie izobrazitel’nogo iskusstva. SPb.: Gumanitarnoe agentstvo «Akademicheskij proekt», 1999. 394s.
19. Sepir Je. Izbrannye trudy po jazykoznaniju i kul’turologii. 2-e izd. M.: Progress,
2001. 656 s.
20. Stepanov Ju. S. Semiotika. M.: Nauka, 1971. 166s.
21. Sulimov V. A. Chelovek-v-kul’ture ili ponimajuwij sub#ekt: jevoljucija vosprijatija: materialy virtual’nogo kollokviuma «Semiotika XXI veka: chelovek v mire znakov». 10 s.
URL: http://www.culturalnet.ru/f/viewtopic.php?id=1559 (data obraschenija 20.02.2011).
22. Rozenson I. A. Osnovy teorii dizajna. Spb.: Piter, 2008. 218 s.
23. Uspenskij B. A. Semiotika istorii. Semiotika kul’tury. // Izbrannye trudy.: v 2-h t.
M.: Gnozis, 1994. T 1. 432 s.
24. Chislo pol’zovatelej interneta dostiglo dvuh milliardov. Internet-resurs «Klerk.
Ru» http://www.klerk.ru/soft/news/208971/ (data obraschenija 15.09.2011) .
25. Filosofija kul’tury. Stanovlenie i razvitie. pod red. M. S. Kagana, Ju. V. Perova,
V. V. Prozerskogo, Je. P. SPb.: Lan’, 1998. 448 s.
26. Zeldman J. Taking Your Talent to the Web. A Guide for the Transitioning Designer. Indianapolis: New Riders Publishing. 2001. 425 p.
Статья поступила в редакцию 27.01.2012 г.