Психолого-педагогические науки •••
21
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
THEORETICAL APPROACHES TO THE FUTURE PSYCHOLOGISTS’ DIVERGENT THINKING STUDY
© 2015 Абдуллаева С. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Abdullaeva S. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме: В статье представлены современные подходы, теории и характеристики изучения дивергентного мышления. Проанализированы понятия конвергентного и дивергентного мышления, проводится анализ типов дивергентного мышления. Автор прописывает структуру дивергентного мышления.
Abstract: The author of the article represents modern approaches, theories and characteristics of studying the divergent thinking. She analyzes the convergent and divergent thinking concepts, the divergent thinking types. She also structurizes the divergent thinking.
Rezjume: V stat’e predstavleny sovremennye podhody, teorii i harakteristiki izuchenija divergentnogo myshlenija. Proanalizirovany ponjatija konvergentnogo i divergentnogo myshlenija, provoditsja analiz tipov divergentnogo myshlenija. Avtor propisyvaet strukturu divergentnogo myshlenija.
Ключевые слова: дивергенция, мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление, будущие психологи, характеристики дивергентного мышления, структура дивергентного мышления, подходы к изучению дивергентного мышления, профессиональная деятельность.
Keywords: divergention, thinking, divergent thinking, convergent thinking, future psychologists, divergent thinking characteristics, divergent thinking structure, approaches to studying the divergent thinking, professional activities.
Kljuchevye slova: divergencija, myshlenie, divergentnoe myshlenie, konvergentnoe myshlenie, bu-dushhie psihologi, harakteristiki divergentnogo myshlenija, struktura divergentnogo myshlenija, podhody k izucheniju divergentnogo myshlenija, professionalnaya deyatelnost.
В настоящее время все больше нарастает противоречие между потребностями общества в людях с глубокими знаниями, которые могут быстро решить имеющиеся проблемы, и системой в образовании, которая не направлена на развитие творческих черт личности. Увеличивается диссонанс между активностью человека, проявлением его индивидуальных способностей, которые востребованы на сегодняшний день, и склонностью системы образования ограничивать развитие творческих способностей учащихся и студентов пределами изучаемых предметов, установленными методами решения задач. Необходимо раз-
вивать творческие возможности будущих психологов в учебно-образовательном процессе с помощью дивергентного мышления.
Творческое мышление подразделяется на конвергентное и дивергентное. У конвергентного превалируют явления последовательности, логики, односторонней направленности. Такие задания решаются путем соблюдения установленных правил и имеют единственный правильный ответ. Дивергентное мышление позволяет выбрать несколько решений одной задачи, оно отклоняется от логики. Дивергенция связана с воображением и нужна для фор-
22
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
мирования большего числа актуальных и многообразных идей. Личность, руководствующаяся духовными мотивами поведения, может иметь свою творческую направленность относительно личностного роста и саморазвития. Это является немаловажным аспектом при формировании дивергентного мышления в ходе учебнообразовательного процесса.
Объекты и явления реальности, их свойства и взаимосвязи можно воспринимать с помощью органов чувств или через процесс мышления с помощью обобщения. В краткой философской энциклопедии дано такое определение мышлению: «Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними» [5]. Мышление - высший этап познания личностью реальности, так как с помощью этого процесса происходит постижение знаний мозгом. В поисках ответов на возникающие вопросы человек предается размышлению, делает умозаключения, что помогает узнать суть вещей и явлений, найти их взаимосвязи, а потом преобразовать мир [5].
Обратимся к истории возникновения понятия дивергентного мышления. Так, направление когнитивной психологии, изучающее мышление, появилось в XX веке. До этого периода доминировала ассоциативная теория, в которой все процессы мышления низводились до ощущений, а взаимообусловленность мышления трактовалась ассоциативными законами. В XVII веке к проблемам мышления стали подходить осмысленней. Теория сенсуализма рассматривала осмысление познания через наблюдение. Главный принцип сенсуалистов: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». На основе этого формировались концепции в сенсуалист-ской ассоциативной теории, в соответствии с которой все процессы мышления базируются на накоплении чувственного опыта. Вюрцбургская школа развивала теорию «чистого» мышления, в которой процесс мышления не определялся лишь наглядно-образным содержанием, что противоречило сенсуализму и «чистой» чувственности. К. Коффка, представитель гештальтпсихологии, обратился к теории чувственного познания с точки зрения изменения структуры наглядных моментов. При «напряжении проблемной ситуации» происходит перемещение одного изменчи-
вого обстоятельства в другое. С помощью нескольких таких перемещений совершается перестройка структуры, что приводит к разрешению ситуации [3].
Раскрытие характеристик дивергентного мышления проблемно по таким причинам как:
1. ) Включение дивергентного мышления в общепринятый во всем мире термин «творчество». Часто ученые в профессиональных исследованиях приравнивают творчество к дивергентному мышлению (Г. С. Альтшуллер, Н. Н. Вересов, И. П. Волков и др.) или сопоставляют их по-разному (М. С. Бернштейн, Э. Де Боно, И. Н. Семенов).
2. ) Нет упорядоченности информации о дивергентном мышлении, потому что значительная часть теорий находится вне единой структуры, хотя определение дивергентного мышления и его критерии установлены.
В некоторых теоретических и экспериментальных исследованиях дивергентное мышление выступает как: специфическая интеллектуальная деятельность (А. В.
Брушлинский, И. А. Васильев и др.); особенный вид одаренности (В. Лей, Н. С. Лейтес, Ч. Д. Чистякова, В. Штерн); зарождение деятельности в науке и искусстве (Р. Арнхейм, М. М. Бахтин). Возникают определенные сложности при применении понятия «дивергентное мышление», потому что нет единой концепции знаний [1].
Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходиться) - метод творческого, креативного мышления, применяемый для установления множества решений одной и той же задачи. Термин «дивергентное мышление» ввел Дж. Гилфорд в 1967 году. Он показал разницу между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Дивергентное мышление видится ему «типом мышления, идущим в различных направлениях». В разработках Д. Гилфорда, Г. Груббера,
К. Тейлора, Е. Торранса отмечается, что цель дивергентного мышления - развитие исследовательского интереса, направленность на поиск новых форм деятельности [4]. Относительно студентов, будущих педагогов и психологов, данная цель дивергентного мышления проявляется в выработке умения находить множество решений какой-либо задачи, становиться более терпимым и толерантным по отношению к возникающим проблемам.
Вопросы дивергентного типа мышления играют важную роль в развитии самостоя-
Психолого-педагогические науки •••
тельности, когда нет готовых ответов и мышление работает над возникающими вопросами, в независимости от познаний и опыта обучения. Ж. Пиаже анализировал дивергентность не в узкой форме, а как прошедшую через воспитание и собственный опыт независимость мышления и действия. Самобытность дивергентного мышления проявляется в умении оперировать понятиями с постоянным прибавлением своих взглядов к суждениям и умозаключениям. А. М. Матюшкин пришел к выводу, что в структуру производительного мыслительного акта входит: порождение проблемы, формулировка мыслительного задания, поиск решения и его обоснование. При этом порождение проблемы является наиболее важной чертой творческого процесса мышления [1].
К. А. Торшина в «Современных исследованиях проблемы креативности в зарубежной психологии» описывает сравнение Л. Я. Дорфманом характеристик дивергентного мышления: «Метафорически дивергентные идеи можно уподобить энциклопедии: в ней много статей, каждая - на отдельную тему, статьи непосредственно не связаны между собой, а в совокупности они образуют мощный интеллектуальный ресурс и потенциал» [9]. Таким образом, каждая из дивергентных идей является самостоятельной и может быть независимой.
По Д. Гилфорду, дивергентное мышление имеет следующие особенности:
1. производительность и легкость -насколько быстро индивид может воплотить в реальность свои идеи;
2. точность - выбор решения, отвечающего установленной цели;
3. гибкость - способность быстро переключиться с одной проблемы на другую, возможность их объединения;
4. оригинальность - новый взгляд на появляющиеся проблемы.
Дивергентное мышление проявляется с помощью метода мозговых атак, их участников призывают думать самостоятельно, пренебрегать любыми оценками [8].
Рассматривая позиции относительно дивергентного мышления Д. Гилфорда, Г. Грубера, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Е. Л. Прасоловой, В. А. Сластенина, Г. С. Сухобской, К. Тейлора, Е. Торранса и других ученых, можно выделить структуру дивергентного мышления, в которую входят две группы компонентов - когнитивные (дивергентные действия, общие и специальные познания, умения) и личностные (сосредото-
23
ченность и увлеченность задачей, мотивированность, толерантность к неопределенности) [1].
Дивергентное мышление по
Д. Гилфорду, не является общим свойством, оно меняется в зависимости от сути специфической задачи. Чувствительность к проблемам, способность их раскрыть является отправной точкой дивергентных явлений. Дети от природы склонны задавать всяческие вопросы, это один из первых вербальных моментов. Он основан на детском любопытстве, стремлении к обследованию всего и познанию. На этом основана связь дивергентного мышления с другими личностными некогнитивными характеристиками. Склонность к ассоциативному мышлению обуславливают такие черты, как быстрота восприятия, обработка поступающей информации, а также хранение ее в памяти. На начальном этапе творческого процесса для сбора информации нужны операции анализа, рассуждения и логического мышления. На конечной стадии творческая идея претворяется в жизнь [6].
В последнее время растет интерес к знаниям как основе зарождения творческих мыслей, особенно относительно выдающихся открытий. Важным условием развития дивергентного мышления является мотивация. Т. Амабиль в своей теории указывает на первостепенную роль внутренней мотивации - реакции личности на внутренние свойства возникшей проблемы. Д. Хейес отмечал, что не было обнаружено когнитивных переменных, дифференцировавших творческих и не творческих личностей [7].
Открытость и толерантность к неопределенности является составным компонентом формирования дивергентного мышления. А. Лесголд, описывая гениальность А. Эйнштейна, показывает отличие дивергентного продуктивного и «нормального» процесса решения задания. В дивергентном процессе важен переход от сконцентрированной, интенсивной деятельности к отстраненной, несосредоточенной стадии. У А. Эйнштейна существовала комбинация целенаправленного мышления и комплекса знаний в естественных науках и, с другой стороны, возможность отстраняться и временами погружаться в задумчивость [10].
В настоящее время возникают проблемы при принятии правильных решений будущими психологами по причине введения конвергентного стиля мышления, ос-
24
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2015
нованного на определенной связи между явлениями. У детей в школе чаще вырабатывается конвергентное мышление. Оно важно в рамках начальной стадии развития интеллектуальных процессов. В последующем, обязательно должен осуществляться переход от конвергентного мышления к дивергентному.
С помощью деятельностного подхода научные школы в системе высшего образования активно развивают концепцию формирования дивергентного мышления через раскрытие проблемных ситуаций. Анализируя теоретические подходы к формированию дивергентного мышления будущих психологов, целесообразно отметить, что мнения о дивергентном мышлении меняются в зависимости от культуры -комплекса познаний, верований, ценностей, принципов.
Изучая природу дивергентного мышления, мы пришли к выводу, что этот вид предполагает неоднозначное, но, безусловно, верное решение проблемы, в которой задействованы все творческие возможности личности. Главным достоинством реализации этого вида мышления является способность расширять наше сознание, примиряя личность с поливариативностью истины. Изучение дивергентного мышления и креативности предполагает устремленность в направлении практического разрешения проблем современности.
Творчество представляет собой комплекс идей, вырабатываемых в процессе решения существующих проблем в рамках трансформирующегося общества. Подводя итоги, хочется отметить, что личность молодого человека постоянно испытывает необходимость в формировании незаурядного, творческого мышления, обладающе-
го различными стратегиями и типами интеллектуальной деятельности. В дальнейшем, это определяет развитие дивергент-ности.
Проанализировав опыт зарубежных и отечественных ученых, мы пришли к выводу, что изучение и последующее применение на практике дивергентного мышления обогащает российскую педагогику и психологию, открываются перспективы для научного обоснования и внедрения инновационных компонентов в отечественную систему образования. Внедрение условий для формирования дивергентного мышления у студентов вузов позволит преподавателям высших учебных заведений оптимизировать отбор содержания, форм и методов обучения в условиях динамично развивающегося образовательного процесса.
Все, к чему пришло человечество в создании мировой системы культурных ценностей и формировании духовного облика лучших своих представителей, является продуктом активного творчества, дивергентного мышления, воплощения живой творческой мысли людей. Таким образом, развитие дивергентного мышления у студентов, будущих педагогов и психологов -одна из важнейших задач системы высшего образования. Формирование дивергентного мышления выступает главным условием благополучной профессиональной деятельности.
Рассмотренные теоретические подходы к изучению дивергентного мышления будущих психологов дают основания для более детального и комплексного изучения дивергентного мышления будущих психологов.
Литература
1. Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. К вопросу о дивергентном мышлении// Психологическая наука и образование. № 1. 2006. С. 85-96. 2. Де Боно Э. Серьезное творческое мышление. Минск,
2005. 416 с. 3. Делез Ж., Гватарри Ф. Что такое философия? СПб., 1998. 288 с. 4. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М., 2001. 168 с. 5. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 576 с. 6. Майданник И. А. Креативные игры - метод развития дивергентного мышления в семейном консультировании // Психология в вузе. № 4, 2005. С. 81-94. 7. Серавин А. И. Исследование творчества. СПб.,
2005. 2000 с. 8. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник под общей ред. Т. А. Барышевой. СПб, 2008. 293 с. 9. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. М., № 4, 1998. С. 123-132 10. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.
References
1. Bogoyavlenskaya D. B., Susokolova I. A. The divergent thinking aspect // Psychological science and education. # 1, 2006. P. 85-96. 2. De Bono E. Serious creative thinking. Minsk, 2005. 416 p. 3. Delez Zh., Gvatarri F. What is a philosophy? SPb., 1998. 288 p. 4. Dewey J. Reconstruction in philosophy. M, 2001. 168 p. 5. Short philosophical encyclopedia. M, 1994. 576 p. 6. Maydannik I. A. Creative games, a method of the divergent thinking development in the family consultation // Psychology in higher education institution. # 4, 2005. P. 81-94. 7. Seravin A. I. Creativity research. SPb., 2005. 2000 p. 8. Creativity: theory,
Психолого-педагогические науки •••
25
diagnostics, technologies: The dictionary reference under the general editorship of T. A. Barysheva. SPb,
2008. 293 p. 9. Torshina K. A. Modern researches of a problem of creativity in the foreign psychology // Psychology problems. M, # 4, 1998. P. 123-132. 10. Kholodnaya M. A. Psychology of intelligence. Para-
doxes of research. SPb., 2002. 272 p.
Literatura
1. Bogojavlenskaja D. B., Susokolova I. A. K voprosu o divergentnom myshlenii// Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. № 1. 2006. S. 85-96. 2. De Bono Je. Ser'eznoe tvorcheskoe myshlenie. Minsk, 2005. 416 s.
3. Delez Zh., Gvatarri F. Chto takoe filosofija? SPb., 1998. 288 s. 4. D'jui Dzh. Rekonstrukcija v filosofii. M., 2001. 168 s. 5. Kratkaja filosofskaja jenciklopedija. M., 1994. 576 s. 6. Majdannik I. A. Kreativnye igry -metod razvitija divergentnogo myshlenija v semejnom konsul'tirovanii // Psihologija v vuze. № 4, 2005. S. 81-94. 7. Seravin A. I. Issledovanie tvorchestva. SPb., 2005. 2000 s. 8. Tvorchestvo: teorija, diagnostika, tehnologii: Slovar'-spravochnik pod obshhej red. T. A. Baryshevoj. SPb, 2008. 293 s. 9. Torshina K. A. Sov-remennye issledovanija problemy kreativnosti v zarubezhnoj psihologii // Voprosy psihologii. M., № 4, 1998. S. 123-132. 10. Holodnaja M. A. Psihologija intellekta. Paradoksy issledovanija. SPb., 2002. 272 s.
Статья поступила в редакцию 16.04.2015 г.
УДК 796. 5
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
THE FUTURE TOURISM MANAGER’S TRAINING IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
© 2015 Абдулатипова Э. А., Чупанов А. Х.,Маллаев Д. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Abdulatipova E. A., Chupanov A. Kh., Mallaev D. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье актуализирована проблема подготовки и переподготовки будущих менеджеров туризма. Рассматриваются и анализируются основные виды компетенций в области менеджмента в туризме: инструментальная, межличностная, системная, специальная. Обосновывается содержание профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма с позиции регионального ориентирования на рекреационный потенциал Республики Дагестан.
Abstract. The authors of the article describe the problem of future tourism managers’ training and retraining. The authors consider and analyze the main types of competencies in the field of the management in the tourism: instrumental, interpersonal, system, special. They substantiate the content of the future tourism managers’ professional training from the regional perspective focus on the recreational potential of the Republic of Dagestan.
Reziume. V stat'e aktualizirovana problema podgotovki i perepodgotovki budushhih menedzherov turizma. Rassmatrivajutsja i analizirujutsja osnovnye vidy kompetencij v oblasti menedzhmenta v tur-izme: instrumental'naja, mezhlichnostnaja, sistemnaja, special'naja. Obosnovyvaetsja soderzhanie pro-fessional'noj podgotovki budushhih menedzherov turizma s pozicii regional'nogo orientirovanija na rekreacionnyjpotencial Respubliki Dagestan.
Ключевые слова: профессиональное образование, менеджер туризма, компетентностей подход, содержание образования, индустрия туризма.
Keywords: professional training, tourism manager, competence approach, educational content, tourism industry.
Kliuhevye slova: professional education, Manager of tourism, competence approach, the content of education, the tourism industry.