Научная статья
УДК 339.1(075.8)
doi: 10.47576/2949-1908.2024.86.96.001
теоретические особенности маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг
Белицкая Екатерина владимировна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДНР, Россия
Аннотация. В статье освещены теоретические особенности маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг, раскрывающие сущность мар -кетинговых коммуникаций. Рассмотрены виды и инструменты маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик рилейшнз и др. Изучены соотношения коммуникаций и процесса продвижения. Отражена актуальность использования интернет-маркетинга как вида коммуникации, открывающего широкие возможности для современного бизнеса. Представлена структурно-логистическая схема маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг.
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации; рынок; виртуальный рынок; товары; услуги; реклама; личные продажи; интернет-маркетинг.
Для цитирования: Белицкая Е. В. Теоретические особенности маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг // Прикладные экономические исследования. - 2024. - № S 2. - С. 10-17. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.86.96.001.
Original article
theoretical features of marketing communications in the market of goods and services
Belitskaya Ekaterina V.
Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DNR, Russia
Abstract. The article highlights the theoretical features of marketing communications in the market of goods and services, revealing the essence of marketing communications. The types and tools of marketing communications such as advertising, sales promotion, personal sales, public relations and others are considered. The relations of communications and the promotion process are studied. The relevance of using Internet marketing as a type of communication that opens up wide opportunities for modern business is reflected. The structural and logistical scheme of marketing communications in the market of goods and services is presented.
Keywords: marketing communications; market; virtual market; goods; services; advertising; personal sales; Internet marketing.
For citation: Belitskaya E. V. Theoretical features of marketing communications in the market of goods and services. Applied economic research, 2024, no. S 2, pp. 10-17. https://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.86.96.001.
Маркетинговые коммуникации занимают одну из ведущих позиций в основе формирования лояльности. В целом коммуникацией является любое взаимодействие между людьми, осуществляемое при помощи вербальных и невербальных систем, с осуществлением прямой обратной связи. Конечная цель коммуникации - получение определенной реакции, которая должна совпадать с запланированной.
В применении к маркетинговой деятельности под коммуникацией понимают передачу информации от источника (предприятие) к получателю (потенциальный потребитель), с целью формирования заранее запланированной источником сообщения, реакции потребителя. На сегодняшний день существует достаточно много определений маркетинговых коммуникаций, предложенных как российскими, так и зарубежными авторами.
Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг были отражены в исследованиях таких ученых, как М. А. Бронников [1], Е. М. Азарян [16; 17], О. В. Ме-лентьевой [16], В. О. Бессарабова [16; 19], Г С. Дудаков [2], О. И. Попова [3], Д. А. Тюрина [15], Д. А. Шевченко [6] и др.
Основным тенденциям развития маркетинговых коммуникаций на традиционном и виртуальном рынках были посвящены научные работы С. Болотова [7], А. Н. Герман-чук [22], С. А. Губиной [8], А. А. Поповой [17], М. Ю. Тарасова [12], А. А. Бессарабовой [20; 21] и др.
Существует несколько критериев классификации маркетинговых коммуникаций. Дж. Бернет и С. Мориарти [4] разделяют маркетинговые коммуникации с позиций преднамеренных и непреднамеренных, Дж. Р. Росси-тер и Л. Перси [5] разделяют маркетинговые коммуникации на коммерческие и некоммерческие коммуникации. Е. В. Ромат [13] классифицирует их на основные и синтетические коммуникации. А. В. Наумова [14] в своей последней классификации рассматривает каждый элемент с позиции исполняемой роли в продвижении, и делит маркетинговые коммуникации на три группы:
- основные средства маркетинговых коммуникаций, которые выполняют основную функцию по продвижению товара, услуги, торговой марки и ориентированные на целевую аудиторию;
- поддерживающие средства маркетинговых коммуникаций - средства продвижения самой организации и формирующие ее имидж в маркетинговой среде и в обществе, ориентированные на целевую общественность;
- дополнительные - средства продвижения в местах продажи, ориентированные на покупателей.
С точки зрения данной концепции рассматриваются основные маркетинговые коммуникации: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, директ - маркетинг и поддерживающие - связи с общественностью (паблик рилейшнз, ПР).
Изменение концепции маркетинга, поворот вектора его развития в сторону потребителя, переход от маркетинга сбыта к маркетингу отношений, привели к изменению концепции маркетинговых коммуникаций, в связи с чем из простого комплекса отдельных инструментов они превратились в сложную систему, оказывающую влияние на весь спектр отношений между компанией и потребителями. Управление единым коммуникационным процессом и его координация требуют интеграции маркетинговых коммуникаций, целью которых является формирование лояльности потребителей, в отличие от комплекса маркетинговых коммуникаций, где целью является - сбыт продукции [18].
Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи целевой аудитории информации о продукте. Развитие коммуникативных процессов предприятий за последние годы предполагает их растущее многообразие. На изменения и нестабильность окружающего мира организации реагируют с растущей степенью дифференциации своей деятельности: предприятия пытаются приспособиться к изменяющемуся окружающему миру путем использования дифференцированных маркетинговых инструментов.
Растущая дифференциация стратегий изучения рынков привела в прошлом к сильному расслоению товарной и ассортиментной политики, а также к сильной дифференциации связанных с этим мероприятий коммуникативной политики. К классическим инструментам массовых коммуникаций, таким как реклама, личные продажи, PR (пиар), стимулирование сбыта, присоединились инновационные индивидуализированные
инструменты коммуникаций, такие как прямой маркетинг, многоуровневый маркетинг, спонсоринг, мультимедийные коммуникации и другие.
Реклама - направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Личные продажи - продажа потребительских продуктов или услуг, осуществляемая вне стационарных точек розничной торговли. Продавцы, на постоянной основе реализующие продукцию методом прямых продаж, могут называться дистрибьюторами, представителями, или иначе.
PR - публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращенно PR (пиар) - технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации - фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы. С целью закрепления данного образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле - управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.
Стимулирование сбыта - это вид маркетинговых коммуникаций, комплекс мероприятий продвижения по всему маршруту товара - от изготовителя через логистические (распределительные) и сбытовые каналы до потребителя - с целью ускорения продажи товаров. В основе данных мероприятий - краткосрочное увеличение продаж путем предоставления всем участникам сбыта (как конечному потребителю, так и оптовому и розничному продавцам) определенной выгоды.
Прямой маркетинг - вид маркетинговой коммуникации, в основе которого лежит прямая личная коммуникация с получателем сообщения (потребителем Business-to-consumer, В2С) или клиентом среды «бизнес для бизнеса» (Business-to-business, В2В) с целью построения взаимоотношений и по-
лучения прибыли. Прямой маркетинг основан на отношении к клиенту как к индивиду, предполагает обратную связь и не использует для коммуникаций информационных посредников.
Многоуровневый (сетевой) маркетинг -концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными ими сбытовыми агентами.
Однако при любых классификациях маркетинговых инструментов решения об их применении должны быть основаны на процессе планирования, который отражает последовательность определенных плановых действий и промежуточных решений. Процесс планирования маркетинговых межсубъектных коммуникаций включает несколько этапов.
На первом этапе устанавливаются общие коммуникативные цели (исходя из целей маркетинга) и определяется коммуникативная стратегия. Коммуникативные стратегии, ориентированные на целевые группы, содержат глобальные, средне- и долгосрочные планы образа действий, основной задачей которых должно быть достижение коммуникативных целей при участии носителей и средств коммуникаций. Возможными стратегиями, например, могут быть: информационная стратегия; стратегия создания имиджа; стратегия ограничения конкуренции; стратегия освоения целевых групп; стратегия завязывания контактов. Изменения в содержании основных пунктов коммуникативной стратегии зависят, прежде всего, от фазы жизненного цикла продукта и от коммуникативной деятельности основных конкурентов.
На следующем этапе идентифицируются и описываются важные целевые группы, которых необходимо достичь с помощью коммуникативных средств.
На этапе бюджетирования устанавливается коммуникативный бюджет как в целом на все коммуникации, так и в плане отдельных коммуникативных инструментов.
Заключительный этап предполагает контроль успеха коммуникативной деятельности. На основании анализа эффективности коммуникаций должны быть сделаны заключительные выводы в отношении возможных корректировок целей и мероприятий коммуникативной политики.
Для систематизации совокупности коммуникативных инструментов и средств коммуникаций необходимо описать их по направле -ниям и видам коммуникаций. Предприятие должно направлять свои коммуникативные усилия не только на рыночные коммуникации, но также осуществлять мероприятия в рамках внутрифирменных коммуникаций, в связи с чем, вся коммуникативная деятельность предприятия должна рассматриваться в рамках интеграции коммуникаций, как внешних, так и внутренних.
Многообразие применяемых коммуникативных инструментов и проводимых мероприятий создает опасность возникновения противоречий при коммуникациях с внешними и внутренними целевыми группами. Для того чтобы снизить противоречия коммуникативных процессов, необходима последовательная интеграция всей коммуникативной деятельности в рамках определенной стратегической коммуникативной концепции для всего предприятия. Кроме того, интеграция коммуникаций в условиях информационного общества обусловлена не только изменениями со стороны коммуникатора, но также изменениями и со стороны коммуниканта (который становится партнером в цепочке производитель - потребитель), что ведет к необходимости новой стратегической ориентации коммуникативной деятельности предприятия.
В конечном итоге, возрастание издержек на осуществление коммуникаций, смена ценностей и постоянные критические нападки общественности на деятельность предприятий приводят к возникновению все больших претензий к коммуникативной деятельности предприятия и вынуждают их ориентироваться на более эффективное коммуникативное планирование.
Коммуникативная деятельность предприятия, ориентированная в рамках интегрированных коммуникаций, определяется как «процесс, основанный на анализе, планировании, организации, проведении и контроле
мероприятий, направленных на формирование единства внешних и внутренних коммуникативных процессов предприятия для того, чтобы в течение длительного времени доводить до целевой группы коммуникативных процессов точный, законченный имидж предприятия». Формируя данное определение, можно выделить следующие аспекты, раскрывающие сущность и значение интегрированных коммуникаций:
- Интегрированные коммуникативные процессы являются целью коммуникативной деятельности предприятия. Нужно стремиться ориентировать коммуникативную деятельность так, чтобы стало возможным стратегическое позиционирование предприятия в коммуникативном конкурентном процессе и коммуникации можно, было использовать как конкурентный фактор и интегральную составную часть маркетинговой стратегии.
- Формирование интегрированных коммуникаций - это комплексный процесс управления, при котором коммуникативная деятельность должна планироваться, организовываться, проводиться и контролироваться в определенном направлении, для чего необходимы специальные элементы анализа, планирования, организации, осуществления и контроля, которые дают возможность проведения процесса интеграции.
-Интегрированные коммуникации охватывают все внутренние и внешние инструменты коммуникаций, для того чтобы осмысленно интегрировать различные коммуникативные инструменты, необходимо точно охватить и проанализировать их функции, задачи и структуру связей.
- Интегрированные коммуникации направлены на создание единства всех коммуникаций предприятия, куда возможно интегрировать отдельные коммуникативные инструменты, что является единством цели и рамки интеграции всех коммуникативных инструментов.
- Интегрированные коммуникации должны повышать эффективность коммуникативной деятельности всего предприятия. Действенность интегрированной коммуникативной деятельности измеряется тем, был ли достигнут синергетический эффект от взаимодействия ее элементов и стало ли более экономным использование коммуникативного бюджета.
- Интегрированные коммуникации в результате должны создать единый облик предприятия при восприятии его целевыми группами. При помощи точных, внушающих доверие и не содержащих в себе противоречий коммуникаций можно положительно влиять на поведение потребителя.
Такая формулировка интегрированных коммуникаций ясно демонстрирует, что взаимосвязь между успехом на рынке и коммуникациями с помощью профессионального коммуникативного менеджмента все более и более в центре внимания специалистов-маркетологов.
Коммуникативные процессы предприятия протекают на различных иерархических уровнях и затрагивают различные структуры, принимающие решения, в связи с чем, коммуникативно-политические решения нужно принимать на этих уровнях, что относится в равной степени к стратегическому и тактическому процессу принятия решений в области коммуникаций. Выделяются два уровня коммуникаций:
- уровень общей коммуникации: на этом уровне должны решаться проблемы постановки основных вопросов коммуникативной политики предприятия, определения концепции интегрированной коммуникативной деятельности предприятия, ответственность за данный процесс возлагается на высшее руководство предприятия;
- коммуникации на уровне специальных отделов: речь здесь идет о специальных подразделениях. На этом уровне принимаются решения исключительно об использовании определенных коммуникативных инструментов. Ответственность за это ложится на руководителей соответствующих отделов.
Интегрированные маркетинговые коммуникации характеризуют новый подход на коммуникативный комплекс в целом, перестраивают процесс коммуникации с точки зрения покупателей. Их создание обеспечивает рациональное использование ресурсов и увязку коммуникативной стратегии с глобальными целями фирмы. Процесс интеграции начинается с выявления нужд реального или потенциального потребителя, после чего «возвращается» на фирму для определения форм и методов разработки конкретных коммуникативных программ. Конечной целью является воздействие на поведение комму-
никанта. Формированию интегрированных маркетинговых коммуникаций способствуют следующие мероприятия:
- Выборка критериев и систем оценки эффективности коммуникативных процессов.
- Выделение расходов на коммуникации в отдельную статью бюджета, регулярная проверка этих расходов. Разбивка расходов по товарному, стратегическому признакам и по этапам жизненного цикла товара.
- Развитие банка данных.
- Постоянный контроль выполнения плана коммуникаций, выявление и усиление моментов контакта с потребителями и субъектами сети.
- Определение сильных и слабых сторон каждой коммуникации и разработка на их основе плана коммуникаций для каждого рынка. Интеграция планов в единую коммуникативную стратегию.
- Выделение в службе маркетинга отдела маркетинговых коммуникаций, работающего по проектам.
- Увязка интегрированных маркетинговых коммуникаций и процесса менеджмента.
Вышеизложенное позволяет составить структурно-логистическую схему маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг, которая дает возможность предприятиям эффективно планировать и реализовывать маркетинговые усилия, учитывая быстро меняющуюся природу рынка и потребности современных потребителей (рис. 1).
В качестве основных барьеров, замедляющих интеграцию в маркетинговых коммуникациях, можно выделить: функциональную замкнутость работников; иерархическую структуру организации, боязнь перемен; как правило, краткосрочное маркетинговое планирование; слабое развитие базы данных.
Преодоление представленных выше барьеров позволит интегрированным маркетинговым коммуникациям занять достойное место в системе маркетинга.
Важно отметить, что некоторые маркетинговые коммуникационные инструменты вызывают очень быструю реакцию на рынке, поддающуюся измерению. Другие инструменты характеризуются запаздывающим эффектом, который трудно изолировать от других и измерить, но который действует в течение более длительного периода времени, например -PR. Время, необходимое для воздействия на
Рисунок 1 - Структурно-логистическая схема маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг
рынок различных маркетинговых коммуникационных инструментов, меняется в очень широком диапазоне. Эффект от применения коммуникационного инструмента не всегда в полной мере соответствует стандартным кривым реакции сегментов рынка на те или иные виды маркетинговых коммуникаций, используемых для продвижения.
Необходимо при этом подчеркнуть, что роль системы маркетинговых коммуникаций постоянно возрастает. очевидно, что в условиях насыщенного рынка уже мало создать отличный товар, успеха можно добиться лишь в тех случаях, когда продавец наладит взаимосвязь, взаимопонимание с покупателем, создаст атмосферу открыто-
сти и взаимовыгодного сотрудничества. Таким образом, маркетинговые коммуникации осуществляются для укрепления приверженности потребителя к компании и к товару. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в современных условиях насыщенного рынка, эффективность маркетинговых коммуникаций является одной из главных гарантий процветания бизнеса. К управлению системой маркетинговых коммуникаций необходимо подходить системно. Широко распространенная политика точечных маркетинговых мероприятий, как правило, не позволяет достичь результатов, которые бы в значительной степени удовлетворяли потребностям среднего и крупного бизнеса.
Описок источников
1. Бронников М. А., Зиннуров У. Г., Кузнецова Е. В. Анализ и разработка маркетинговой стратегии предприятия: учебное электронное издание локального доступа. Уфа : УГАТУ, 2021.
2. Брагин А. Ю., Дудаков Г. С. Цифровой маркетинг : учебное пособие. СПб. : СПбГМТУ, 2024. 117 с.
3. Попова О. И., Сысоева Т. Л., Шихов И. А. маркетинговая стратегия продвижения в сети Интернет // Фундаментальные исследования. 2024. № 8. С. 93-97.
4. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПб. : Питер. 2015. 864с.
5. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2000. 651 с.
6. Шевченко Д. А. Интегрированные маркетинговые коммуникации: модель профессора д. А. Шевченко // Маркетинговые коммуникации. 2019.
7. Болотов И.А. Применение сквозной аналитики для увеличения эффективности маркетинга // Интернет-маркетинг. 2019.
8. Губина С. А. Современные тенденции развития цифрового маркетинга // Вопросы студенческой науки. 2022.
9. Маркетинговые коммуникации : учебник / под ред. И. Н. Красюк. Москва : ИНФРА-М, 2018. 272 с.
10. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика применения и инновационные подходы : монография / А.В. Христофоров, И.В. Христофорова, А.Е. Суглобов [и др.]; под ред. д-ра эконом. наук, проф А.Е. Суглобова. Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. 159 с.
11. Маркетинговые коммуникации : учебник / под ред. И. Н. Красюк. М. : ИНФРА-М, 2018. 272 с.
12. Тарасов М. Ю. Технологические и институциональные тенденции развития цифрового маркетинга // Экономические науки. 2022.
13. Ромат Е. В. Реклама в системе маркетинга, рекламный менеджмент, средства и инструменты рекламы : теория и практика. 7-е изд. М.: Питер, 2020. 506 с.
14. Наумова А. В. Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи : учебное пособие для студентов специальностей 032401.65 «Реклама», 080111.65 «Маркетинг», 080301.65 «Коммерция (торговое дело)» : в 2 ч. Новосибирск, 2021.
15. Тюрина Д. А., Гайдук А. Е. Цифровой маркетинг: стратегии и инструменты для успешного онлайн-продвижения // Индустриальная экономика. 2023. № 4 .
16. Азарян Е. М., Бессарабов В. О., Мелентьева О. В. Инновационный потенциал развития бизнес-среды на виртуальном рынке на этапе цифровизации // Экономический анализ: теория и практика. 2024. Т. 23, № 9(552). С. 1687-1699.
17. Азарян Е. М., Попова А. А., Скороварова М. К. Маркетинговый потенциал и цифровая бизнес-среда на современном этапе развития цифровой экономики и общества // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2023. № 5. С. 10-16.
18. Балабанова Л. В., Германчук А. Н. Эффективность трейд-маркетинговых усилий как фактор роста потребительской лояльности // Торговля и рынок. 2021. № 3-1(59). С. 7-14.
19. Бессарабов В. О., Тумаков Е. А. Модель конвергенции рынка услуг розничной торговли в условиях новых вызовов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2, № 10(151). С. 136-143.
20. Бессарабова А. А. Исследовательская проблематика в сфере инновационного маркетинга на рынке товаров и услуг // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 9, № 8(149). С. 121-130.
21. Бессарабова А. А., Грановский А. И. Модель прогнозирования развития рынка рекламных услуг на основе дедуктивного логического вывода // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 1, № 10(147). С. 49-59.
22. Германчук А. Н., Коршунова Е. А. Цифровая лояльность потребителей при взаимодей -ствии с брендом: методика оценки и перспективы роста // Практический маркетинг. 2024. № 10(328). С. 13-18.
References
1. Bronnikov M. A., Zinnurov U. G., Kuznetsova E. V. Analysis and development of the company's marketing strategy: an educational electronic publication of local access. Ufa : UGATU, 2021.
2. Bragin A. Yu., Dudakov G. S. Digital marketing : a textbook. St. Petersburg : SPbGMTU, 2024. 117 p.
3. Popova O. I., Sysoeva T. L., Shikhov I. A. marketing strategy of promotion on the Internet. Fundamental research. 2024. No. 8. Pp. 93-97.
4. Burnett J., Moriarty S. Marketing communications: an integrated approach. St. Petersburg: Peter. 2015. 864c.
5. Rossiter J., Percy L. Advertising and product promotion. St. Petersburg: Peter, 2000. 651 p.
6. Shevchenko D. A. Integrated marketing communications: the model of Professor D. A. Shevchenko. Marketing communications. 2019.
7. Bolotov I.A. Application of end-to-end analytics to increase marketing effectiveness. Internet marketing. 2019.
8. Gubina S. A. Modern trends in the development of digital marketing. Issues of student science. 2022.
9. Marketing communications : textbook/edited by I. N. Krasyuk. Moscow : INFRA-M, 2018. 272 p.
10. Marketing communications in the service sector: application specifics and innovative approaches: a monograph / A.V. Khristoforov, I.V. Khristoforova, A.E. Suglobov [et al.]; edited by Dr. of Economics, Professor A.E. Suglobov. Moscow : RIOR : INFRA-M, 2020. 159 p.
11. Marketing communications : textbook / edited by I. N. Krasyuk. Moscow : INFRA-M, 2018. 272 p.
12. Tarasov M. Y. Technological and institutional trends in digital marketing development. Economic sciences. 2022.
13. Romat E. V. Advertising in the marketing system, advertising management, means and tools of advertising : theory and practice. 7th ed. Moscow: St. Petersburg, 2020. 506 p.
14. Naumova A.V. Integrated marketing communications at points of sale : a textbook for students of the specialties 032401.65 "Advertising", 080111.65 "Marketing", 080301.65 "Commerce (trade business)" : in 2 hours Novosibirsk, 2021.
15. Tyurina D. A., Gaiduk A. E. Digital marketing: strategies and tools for successful online promotion. Industrial economy. 2023. № 4.
16. Azaryan E. M., Bessarabov V. O., Melentyeva O. V. Innovative potential of business environment development in the virtual market at the stage of digitalization. Economic analysis: theory and practice. 2024. Vol. 23, No. 9(552). Pp. 1687-1699.
17. Azaryan E. M., Popova A. A., Skorovarova M. K. Marketing potential and the digital business environment at the present stage of development of the digital economy and society. Innovative economy: information, analytics, forecasts. 2023. No. 5. Pp. 10-16.
18. Balabanova L. V., Germanchuk A. N. The effectiveness of trade marketing efforts as a factor in the growth of consumer loyalty. Trade and the market. 2021. No. 3-1(59). Pp. 7-14.
19. Bessarabov V. O., Tumakov E. A. The convergence model of the retail services market in the context of new challenges. Economics and management: problems, solutions. 2024. Vol. 2, No. 10(151). Pp. 136-143.
20. Bessarabova A. A. Research problems in the field of innovative marketing in the market of goods and services. Economics and management: problems, solutions. 2024. Vol. 9, No. 8(149). Pp. 121-130.
21. Bessarabova A. A., Granovsky A. I. A model for forecasting the development of the advertising services market based on deductive logical inference. Economics and management: problems, solutions. 2024. Vol. 1, No. 10(147). Pp. 49-59.
22. Germanchuk A. N., Korshunova E. A. Digital consumer loyalty in brand interaction: assessment methodology and growth prospects. Practical marketing. 2024. No. 10(328). Pp. 13-18.
сведения об авторе
БЕлицкая Екатерина влддимировнд - аспирант кафедры маркетинга и торгового дела, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского (ДОННУЭТ), Донецк, ДН^ Pоссия
Information about the author
BELITSKAYA EKATERINA V. - graduate student of the Department of Marketing and Trade, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky (DONNUET), Donetsk, DNR, Russia