Неживенко Е.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ
В статье рассматривается классификация взаимодействия конкурентоспособности предприятия с его образовательным потенциалом. Определяются требования и принципы построения такого взаимодействия. Выявляются закономерности формирования и развития взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала, присущие современным условиям функционирования машиностроительного производства. Обосновывается положение о влиянии взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Для обеспечения всестороннего рассмотрения взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия, а также для выбора адекватных методов анализа и управления взаимодействием следует определить состав элементов взаимодействия. В связи с этим необходимо классифицировать взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия по ряду признаков.
В современной экономической литературе за основу классификации экономического взаимодействия принимается признак группировки по функциям управления. В соответствии с этим признаком экономическое взаимодействие принято подразделять на взаимодействие, формирующееся в процессе планирования, организации, контроля, учета и анализа. На наш взгляд, такая классификация экономического взаимодействия является неполной, а классификации взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала в экономической литературе нами не обнаружено. Это не способствует раскрытию сущности взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия, повышению конкурентоспособности предприятия на основе развития образовательного потенциала, а также выработке адекватных современной хозяйственной практике методов управления взаимодействием конкурентоспособности и образовательного потенциала на машиностроительном предприятии. Наиболее полно этим целям отвечает представленная на рисунке классификация взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала.
По признаку целей взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия предлагается подразделить на удовлетворение текущих потребностей рынка в товарах и услугах машиностроительного предприятия, удовлетворение текущих
потребностей предприятия посредством производства и реализации товаров и услуг предприятия, обеспечение потенциальных потребностей рынка товаров и услуг предприятия, обеспечение экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечение роста совокупного экономического потенциала предприятия.
По объектам взаимодействия последнее целесообразно подразделять на элементы конкурентоспособности предприятия и элементы образовательного потенциала. При этом к элементам конкурентоспособности машиностроительного предприятия, на наш взгляд, следует относить конкурентоспособность товаров и услуг предприятия, определяемую их качеством, количеством, ценами; эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия; уровень предпродажного и послепродажного обслуживания; имидж, репутацию предприятия; сроки освоения нововведений, определяющие способность предприятия быстрее, чем конкуренты, разрабатывать новые идеи и воплощать их в конструкторские, технологические разработки и производство. Особую значимость последний элемент конкурентоспособности приобретает при выходе предприятия на рынок с принципиально новыми или усовершенствованными товарами, при модернизации, техническом и организационном совершенствовании производства.
Под элементами образовательного потенциала машиностроительного предприятия нами понимаются кадровая, научно-информационная и материально-техническая составляющие.
По предмету взаимодействия группировку следует проводить в рамках обеспечения конкурентоспособности предприятия и обеспечения формирования образовательного потенциала.
В соответствии с характером взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия необходимо подразделять на прямое и обратное. Так, на-
пример, прямое влияние образовательного потенциала на конкурентоспособность проявляется в том, что качество продукции как элемент конкурентоспособности предприятия напрямую зависит от качества изготовления и качества проекта изделия. В свою очередь, качество изготовления во многом определяется профессионализмом рабочих и инженерно-технических работников, разрабатывающих и контролирующих технологический процесс изготовления, а качество проекта - уровнем квалификации, научно-технической информированностью разработчиков продукции (проектантов, конструкторов, технологов), их умением закладывать в будущее изделие характеристики, отвечающие требованиям меняющихся условий потребления товаров и услуг. Обратное влияние характеризуется тем, что высокая конкурентоспособность предприятия является основной предпосылкой высокой доходности предприятия, что, в свою очередь, делает возможным финансирование развития образовательного потенциала путем осуществления образовательных программ в рамках повышения квалификации, профессиональной переподготовки работников предприятия, ведения рационального отбора и профориентации потенциальных кадров, создание информационных баз, компьютеризации предприятия и т. д.
В соответствии с признаком классификации по элементам системы стратегического управления взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала можно подразделить на стратегическое и тактическое. Стратегическое взаимодействие охватывает преимущественно сферу открытия новых возможностей и новых областей деятельности предприятий. Особенно важно эффективно формировать это взаимодействие в рамках разработки стратегических планов. Кроме того, стратегическое взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала предполагает согласование его этапов (последовательности), а также согласование распределения ресурсов для достижения стратегических целей.
Под тактическим взаимодействием конкурентоспособности и образовательного потенциала подразумевается линия экономических действий, направленная на формирование конкурентоспособности, образовательного потенциала и их взаимосвязи, в расчете на относительно кратковременный период исходя из текущей ситуации. Тактическое взаимодействие формируется на основе стратегии взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала.
По функциям управления взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала необходимо рассматривать как складывающееся в ходе и под воздействием планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа данного взаимодействия.
Функции планирования, организации и регулирования отражают действия, связанные с определением целей, выработкой и принятием решений по формированию и использованию образовательного потенциала предприятия, адекватного требованиям к конкурентоспособности предприятия. Функции контроля, учета и анализа - действия, связанные с поиском, сбором, обработкой, хранением информации о состоянии конкурентоспособности и образовательного потенциала и состоянии их взаимодействия.
По степени регулируемости взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала следует подразделять на регулируемое и нерегулируемое. Регулируемое взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала - это взаимодействие, достигаемое прямым управляющим воздействием (плановым заданием, например планом повышения квалификации работников при подготовке к аттестации кадров как составной части сертификации производства, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия; запретом какого-либо действия) или созданием экономических условий, заинтересовывающих хозяйственные звенья и отдельных работников в желаемом результате (с помощью установления нормативов, расценок, доведения другой информации).
Регулирование взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала может вестись в двух направлениях: по рассогласованиям (или отклонениям) и по критическим параметрам. В первом случае взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала изменяется, когда с помощью обратной связи (мониторинга) обнаруживается его отклонение от заданных норм, плана. Во втором - когда достигается уровень какого-либо параметра, признанного критическим, недопустимым (например, рост числа рекламаций на продукцию предприятия, свидетельствующий о падении конкурентоспособности предприятия, - сигнал к выявлению соответствия профессионально-квалификационного состава кадров составу выполняемых работ). При этом регулирование взаимодействия может осуществляться различными способами: путем непосредственного воздействия (целевое финансирование образовательных программ, программ повышения квали-
Классификация взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия
с его образовательным потенциалом
фикации, подготовки и переподготовки кадров, программ по качеству и сертификации производства); путем устранения того внешнего фактора, под воздействием которого взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала выходит из нужного состояния, то есть путем компенсационного регулирования (разработка интеллектуальных инструментов противостояния и противодействия по отношению к недобросовестным конкурентам, использование образовательного потенциала для целей диверсификации предприятия и проч.); посредством изоляции системы взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала от вероятных воздействий, нарушающих нормальное состояние и развитие взаимодействия (создание системы подготовки резерва и собственно резерва руководителей среднего и высшего звена, использование интеллектуальных ресурсов предприятия для обеспечения своевременного реагирования на существующие и возможные изменения конъюнктуры рынка).
Нерегулируемое взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала складывается при отсутствии управляющего воздействия.
По механизму взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия необходимо выделять непосредственное и косвенное взаимодействие. Непосредственное взаимодействие отражает явные прямые причинно-следственные связи между изменением уровня образовательного потенциала и уровня конкурентоспособности предприятия. Так, утрата большинством предприятий военно-промышленного комплекса своего образовательного потенциала, выразившаяся в уменьшении задела научно-технических идей и перспективных разработок (в том числе связанных с диверсификацией производства), уходе высококвалифицированных кадров, старении научно-инженерных кадров без притока представителей нового поколения инженерно-технических работников, привела к тому, что эти предприятия оказались неготовыми обеспечить свою конкурентоспособность в новых экономических условиях. В ряде случаев снижается научнотехнический уровень и растет стоимость разработок и производства наукоемкой продукции; уровень цен на такую продукцию оказывается неприемлемым на рынке, падает имидж предприятий.
Косвенное взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия выделить прямо затруднительно. Это опосредованное взаимодействие, выз-
ванное взаимосвязью в цепочках, аналогичных следующей: «образовательный уровень работников -общая и производственная культура работников предприятия - культура производства - экономическая эффективность производства, качество производимых на предприятии товаров и услуг, цены на продукцию, реализуемую предприятием». Первые звенья этой цепочки отражают характеристики образовательного потенциала, последние - конкурентоспособности. Однако измерить влияние образовательного потенциала на конкурентоспособность и конкурентоспособности на образовательный потенциал в данном случае с помощью точных экономических показателей и с использованием простых математических зависимостей не всегда возможно.
При группировке форм взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала целесообразно выделять формальное (регламентированное) и неформальное (нерегламентиро-ванное) взаимодействие. Формальное взаимодействие складывается в соответствии с выраженными через документально зафиксированные акты требованиями к обеспечению, например, качества производственного процесса или его результата. Такими актами могут служить должностные инструкции, положения и инструкции по качеству, стандарты предприятия, ГОСТы, международные стандарты, в том числе по сертификации производства и систем качества предприятия, которые содержат требования к профессионально-квалификационному уровню изготовителей. Неформальное взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала складывается без регламентации и характеризуется, например, тем влиянием, которое оказывает на конкурентоспособность предприятия возможность соперничать в привлечении лучших кадров, привлекательность психологического климата, престижность участия в высокообразованном, интеллектуальном коллективе предприятия. На этой основе может быть обеспечен рост научно-технического уровня продукции, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Классификация взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала по субъектам, формирующим это взаимодействие, позволяет выделить следующие активно действующие социальные группы, организации, институты: фактический (сложившийся в данный конкретный момент времени) состав занятого на предприятии промышленно-производственного персонала; потенциальные работники предприя-
тия, присутствующие на региональном, местном рынке труда; образовательные учреждения - поставщики основных и дополнительных образовательных услуг; государство, законодательно и концептуально регламентирующее сферу образования и рыночных отношений, организующее образовательные программы, финансируемые из государственного бюджета; предприятия отрасли и региона, в том числе предприятия-конкуренты, действия которых на рынке могут стимулировать поиск эффективных форм взаимодействия образовательного потенциала данного предприятия и его конкурентоспособности; иностранные партнеры, в том числе инициирующие проведение образовательных программ для российских предприятий (MBA, TACIS, RSA и пр.).
В зависимости от динамики взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия следует подразделять на статическое и динамическое.
Статическое взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятия рассматривается применительно к таким отрезкам времени, на которых параметры конкурентоспособности и образовательного потенциала и их зависимости друг от друга могут рассматриваться как постоянные. Это характеристика состояния взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала в заданный момент времени.
Динамическое взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятия - взаимодействие, изменяющееся во времени.
Динамическое взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала может быть рассмотрено в рамках прогрессирующих и регрессирующих изменений. Под прогрессирующими изменениями взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала нами понимается поступательное развитие образовательного потенциала предприятия, вызывающее рост его конкурентоспособности, что, в свою очередь, определяет возможности дальнейшего наращивания образовательного потенциала. Под регрессирующими изменениями взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала мы понимаем падение конкурентоспособности предприятия под воздействием разрушения образовательного потенциала, а также застой или деградацию образовательного потенциала вследствие ухудшения экономического состояния предприятия по причине снижения его конкурентоспособности.
Такая группировка позволяет подойти к использованию аппарата экономико-математическо-
го моделирования взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия.
По степени интенсивности взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия необходимо подразделять на активное и пассивное. Активное взаимодействие - это сознательно и инициативно формируемое в режиме упреждающих воздействий взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала с учетом полученных в ходе анализа внутренних и внешних условий деятельности предприятия, особенностей состояния и тенденций изменения этих условий.
Пассивное взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала основано на его формировании исходя из данных на прошлый период и переноса выявленных собственных внутренних тенденций на будущее взаимодействие. При этом внешние факторы, оказывающие влияние на взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала, принимаются неизменными. Пассивное взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала может быть эффективным только на очень короткий срок и лишь для наиболее инерционных, устойчивых форм и проявлений этого взаимодействия.
Выделение описанных выше признаков классификации взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия, на наш взгляд, позволит более корректно определить экономическое содержание данного понятия, выявить его сущность, уточнить состав элементов взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала, факторов, определяющих формы и характер этого взаимодействия, а также обеспечит подход к разработке методических основ оценки влияния образовательного потенциала машиностроительного предприятия на его конкурентоспособность, разработке модели формирования образовательного потенциала машиностроительного предприятия, адекватного условиям его производственно-хозяйственной деятельности.
В современных условиях взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия необходимо строить на основе выявления закономерностей формирования и развития такого взаимодействия. Такими закономерностями, по нашему мнению, являются:
- направленность на повышение экономической эффективности производственно-хозяйствен-
ной деятельности машиностроительного предприятия;
- ориентация на рост конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия;
- соответствие форм и методов управления взаимодействием конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия состоянию этого взаимодействия, тенденциям его развития, целям предприятия;
- взаимное влияние и взаимообусловленность конкурентоспособности, образовательного потенциала и совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия;
- ориентация на цели повышения конкурентоспособности предприятия.
В современных условиях функционирования машиностроительного производства формированию взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительных предприятий необходимо уделять большое внимание в экономической науке и хозяйственной практике. Это вызвано тем, что для машиностроительных предприятий переход к новым экономическим условиям повлек за собой изменения в содержании и формах производственно-хозяйственной деятельности ряда предприятий, в их рыночной ориентации и требованиях к обеспечению конкурентоспособности. Такие изменения требуют адекватных изменений во взаимодействии конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятий. В связи с этим, на наш взгляд, взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятия должно опираться на ряд конкретных требований:
- обеспечения образовательным потенциалом машиностроительного предприятия условий для повышения его конкурентоспособности и роста совокупного экономического потенциала;
- первичности целей и задач обеспечения конкурентоспособности предприятия;
- гибкости и мобильности взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятия;
- обеспечения наилучших связей элементов конкурентоспособности с элементами образовательного потенциала машиностроительного предприятия;
- рациональности взаимодействия субъектов формирования конкурентоспособности и образовательного потенциала предприятия;
- обеспечения простого и расширенного воспроизводства образовательного потенциала маши-
ностроительного предприятия, то есть его постоянного повторения и непрерывного возобновления, включая взаимосвязанные процессы воспроизводства знаний, способностей, информации, заделов научно-технических идей, кадровых и материально-технических составляющих образовательного потенциала, производственных отношений по поводу формирования, развития и использования образовательного потенциала машиностроительного предприятия;
- обеспечения адекватного реагирования образовательного потенциала и его взаимодействия с конкурентоспособностью машиностроительного предприятия на изменение конъюнктуры рынка;
- охвата функциями управления всего процесса воспроизводства образовательного потенциала предприятия;
- обеспечения рациональной взаимосвязи управления образовательным потенциалом с управлением конкурентоспособностью предприятия и предприятием в целом;
- учета закономерностей формирования и развития взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия.
В современных условиях теоретические основы взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия, по нашему мнению, должны базироваться на следующих принципах, опирающихся на указанные выше требования.
Принцип эффективности взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия означает обеспечение достижения намеченных результатов повышения конкурентоспособности предприятия, обеспечение наивысшей степени реализации этой цели при наиболее рациональном использовании элементов образовательного потенциала. Осуществление этого принципа предполагает, в частности, абсолютное и относительное снижение расходов ресурсов машиностроительного предприятия, повышение качества продукции от новых научнотехнических разработок. Соответствие этому принципу может быть достигнуто при условии обеспечения взаимодействием конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия такого прироста образованности и квалификации работников предприятия, который вызовет превышающий его прирост конкурентоспособности предприятия.
Принцип обоснованности выражает обязательность применения научных методов и подходов
формирования взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия, учета реальных условий функционирования предприятия, анализа недостатков формирования взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия и причин их появления.
Принцип динамичности и гибкости предполагает учет при формировании взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия изменений условий производственно-хозяйственной деятельности, необходимость прогнозирования тенденций изменения этих условий. Кроме того, соответствие этому принципу означает обязательность адекватного и своевременного реагирования на изменения условий производственно-хозяйственной деятельности при управлении образовательным потенциалом машиностроительного предприятия, конкурентоспособностью предприятия, а также при формировании взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия.
Принцип плановости и перспективности означает ориентированность при формировании взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия на решение долгосрочных задач, стоящих перед предприятием, на перспективные условия реализации стратегического подхода в деятельности взаимодействующих элементов образовательного потенциала и конкурентоспособности. Соблюдение принципа требует, чтобы формирование взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия осуществлялось на основе планов
(плана повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, плана по качеству, финансового плана и т. д.), в которых устанавливаются важнейшие направления развития образовательного потенциала и повышения конкурентоспособности и их элементов, пропорции между элементами образовательного потенциала и конкурентоспособности и определяются средства, обеспечивающие достижение поставленных задач.
Таким образом, в качестве теоретических основ взаимодействия конкурентоспособности с его образовательным потенциалом и управления взаимодействием на машиностроительном предприятии, на наш взгляд, могут быть приняты:
- экономическая сущность образовательного потенциала машиностроительного предприятия, экономическая сущность его конкурентоспособности, экономическая сущность взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала и состав элементов образовательного потенциала, конкурентоспособности, их взаимодействия;
- закономерности взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия;
- требования к формированию взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия;
- принципы формирования конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия;
- положение о влиянии взаимодействия конкурентоспособности и образовательного потенциала на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия.
Список использованной литературы:
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М., 2000.
2. Бобрышев Д.И., Русинов Ф.М. Управление научно-техническими разработками в машиностроении. М., 1976
3. Кушлин В.И. Взаимодействие науки и производства: пути, формы, эффективность. И., 1986.
4. Микрюков В.Ю. Теория взаимодействия экономических субъектов. М., 1999.
5. Человек, наука и производство: перспективы развития / Отв. ред. И.М. Рогов. СПб., 1992.
6. Turner В.Т. Management of Engineering Change // Chartered Mechanical Engineer 1991. № 28.