Научная статья на тему 'Теоретические основы внедрения инструментов интернационализации в деятельность университета'

Теоретические основы внедрения инструментов интернационализации в деятельность университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗА / HEI'S INTERNATIONALIZATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INSTITUTIONAL NETWORK COOPERATION / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шведова Светлана Викторовна, Маевская Ирина Михайловна

Ассматривается одна из важнейших современных тенденций развития обществаинтернационализация применительно к сфере высшего образования, ее основные формы, цели и приоритетные направления внедрения инструментов интернационализации, такие как мобильность студентов и преподавателей, вхождение вузов в мировые рейтинги, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг и их влияние на конкурентоспособности стран и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шведова Светлана Викторовна, Маевская Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS FOR INTEGRATION OF INTERNATIONALIZATION TOOLS IN THE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

The article examines internationalization as one of the most important trends in the development of modern society. With respect to higher education, its main forms, objectives and priorities for the implementation of internationalization tools include: academic mobility, world university rankings, regional and international university networks, export of educational services. The impact of such measures on the competitiveness of countries and regions is considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы внедрения инструментов интернационализации в деятельность университета»

Педагогические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3 (39), с. 190-193

УДК 378.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА

© 2015 г. С.В. Шведова, И.М. Маевская

Донской государственный технический университет

[email protected]

Поступила в редакцию 22.06.2015

Рассматривается одна из важнейших современных тенденций развития общества— интернационализация — применительно к сфере высшего образования, ее основные формы, цели и приоритетные направления внедрения инструментов интернационализации, такие как мобильность студентов и преподавателей, вхождение вузов в мировые рейтинги, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг и их влияние на конкурентоспособности стран и регионов.

Ключевые слова: интернационализация вуза, институциональное партнерство, экспорт образовательных услуг.

Введение

Современный университет, развиваясь в условиях процессов транснационализации, кор-поративизации и сетевого взаимодействия, должен соответствовать требованиям рынка труда и выполнять многие функции, которые ему ранее не были свойственны. Успешный университет - это международный центр сетевых связей и отношений, ярко иллюстрирующий феномен, названный Мануэлем Кастельсом «сетевым обществом» (network society) [1]. Отвечая вызовам времени, университет начинает работать подобно корпорации: обеспечивать устойчивое финансирование и конкурентоспособность, укреплять позиции на рынке образовательных услуг, активно взаимодействовать с бизнесом и производством.

В целом на примере университета четко прослеживается тенденция, характерная для современного мира и связанная с расширением и пересечением функций различных факторов мировой политики - интернационализация институциональной деятельности. Именно интернационализация дает возможность университетам выйти за рамки образования и включиться в международно-политические, социальные, экономические и другие процессы современного общества.

В данной статье мы рассматриваем интернационализацию как инструмент усиления влияния университета в стране и за рубежом через развитие стратегических партнерств, расширения круга академического сообщества, мобилизации внутренних интеллектуальных ресурсов,

расширения компетенций выпускников в соответствии с вызовами глобального рынка труда и требованиями работодателей.

Подходы, цели и приоритетные направления внедрения инструментов интернационализации в деятельность университета.

В соответствии с трендами в области политики в сфере высшего образования лидирующих стран мира и Российской Федерации реализация процесса интернационализации вуза базируется на следующих подходах:

- согласованный подход (mutual understanding approach), который опирается на долгосрочные и эффективные связи внутри университета и межнациональное университетское партнерство, предусматривает взаимодействие университетских структур как единой команды при инициации и реализации совместных проектов и программ, а также паритетное распределение ответственности и преимуществ. Доминирующими принципами данного подхода является взаимодействие, умение работать в команде, ответственность за последствия принятых решений, нацеленность на результат.

- экономический подход (revenue-generating approach), направленный на обеспечение финансовой стабильности и получение дополнительного дохода. Этот подход предусматривает диверсификацию видов образовательной деятельности согласно общеевропейской стратегии «Мобильность для улучшения обучения», создание программ двух дипломов, включенного обучения и дополнительного образования (winter/summer courses) и рассматривается как

механизм экономической стабильности вуза. Расширение экспорта образовательных услуг и привлечение на обучение иностранных граждан позволяет получить дополнительный доход, стимулируя университет к созданию и реализации предпринимательской стратегии на международном уровне. Увеличение доходной части университета планируется, как на краткосрочной (доход от платы иностранных студентов за обучение), так и на долгосрочной основе (установление партнерских отношений между регионами и подготовка рабочей силы и специалистов соответствующей квалификации; привлечение финансирования из внешних источников за счет коммерциализации интеллектуального продукта).

- подход, направленный на повышение потенциала (capacity building approach), стимулирует участие в международных проектах и программах академической мобильности, повышает узнаваемость бренда и, как следствие, укрепляет конкурентоспособность выпускников и диплома вуза, а также международную репутацию преподавателей и исследователей.

Цели интернационализации подразделяются на академические и экономические. Академические цели направлены на повышение качества образования и исследований через участие обучающихся и преподавателей в международном процессе академической мобильности, модернизацию образовательных программ с учетом европейского измерения и др. Экономические цели обеспечивают финансовую стабильность и устойчивое развитие за счет привлечения дополнительных источников финансирования и получения дохода от реализации интеллектуального продукта и др. (см. рисунок).

В качестве приоритетных направлений по достижению целей интернационализации мы предлагаем выделить следующие:

1. Продвижение бренда университета и вхождение в мировые образовательные рейтинги. В условиях глобализации экономики и интернационализации высшего образования международные системы ранжирования становятся важным инструментом оценки деятельности университета. Рейтинги определяют статус и конкурентоспособность высшего учебного заведения на региональном, национальном и международном уровнях, трансформируют университеты и модернизируют процессы продвижения знаний и технологий. В качестве ориентиров на уровне национальной политики в области высшего образования выдвигаются Международный рейтинг университетов Quacquarelli Symonds (QS), рейтинг журнала

Times Higher Education (THE), рейтинг вузов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии (Международная информационная группа «Интерфакс»).

Вхождение университета в мировые рейтинги обеспечивает ряд преференций на рынке образования, среди которых необходимо отметить в первую очередь повышение конкурентоспособности на национальном и международном рынках образовательных услуг, расширение экспорта образовательных услуг и увеличение доходов университета, укрепление интеллектуального потенциала вуза и возможность реализации элитных программ.

2. Создание стратегических международных альянсов - сетевое взаимодействие и институциональное партнерство. Сетевая модель рассматривается как наиболее перспективная для устойчивого развития и укрепления международного статуса университета. Основой данного вида взаимодействия является объединение организаций для реализации общих целей и задач, что повышает эффективность партнерства, структурирует деятельность по конкретным стратегическим направлениям, способствует укреплению бренда, расширению сфер влияния и, как следствие, повышению международной репутации каждого вуза-партнера.

Наиболее эффективными международными университетскими объединениями и альянсами в ЕС признаны ECIU (European Consortium of Innovative Universities), Santander group (European University Network), EURASHE (Европейская ассоциация высших учебных заведений) и др. В качестве best practice сетевого взаимодействия университетов в РФ следует назвать НП «Агентство стратегических инициатив в сфере образования «Болонский клуб».

3. Внедрение международного измерения в образовательный процесс. Для реализации европейского подхода к обеспечению качества образования необходимо создание технологической основы для полноценного вхождения в европейское образовательное сообщество через гармонизацию образовательных программ трех уровней/циклов. Как результат реализации проектов программы TEMPUS в ряде российских вузов открыты центры, обеспечивающие консалтинг и информационно-методическую поддержку внедрения в практику инструментов Болонского процесса: результаты обучения, компетенции, ключевые ориентиры по формированию макета образовательных программ в соответствии с требованиями ENQA и Минобр-науки РФ.

192

С.В. Шведова, И.М. Маевская

Рис.

4. Повышение эффективности международной проектной деятельности. Участие в международных проектах является эффективным инструментом обеспечения качества образовательных услуг и процессов администрирования деятельности университета как регионального центра инновационного развития, стимулирует повышение потенциала и конкурентоспособности вуза на основе академических традиций и культурного наследия с использованием инновационных технологий и лучших мировых практик.

Проектная деятельность университета направлена на достижение целей создания институционального партнерства, обеспечения качества образовательных услуг, аккредитацию учебных программ, разработку рамок квалификаций для обучения в течение всей жизни, совершенствования системы управления вузом.

5. Реализация программ академической и профессиональной мобильности. В последние годы сформировалось понятие академической мобильности не только как формы интернационализации вуза, но и как индикатора международной активности. В российских университетах наметилась устойчивая тенденция увеличения потока студентов и преподавателей, выез-

жающих за рубеж по программам Европейской комиссии.

Следуя рекомендациям общеевропейской стратегии «Мобильность для улучшения обучения», вузы РФ определяют как приоритетные виды деятельности совершенствование процедур признания периодов обучения и практики, пройденных за рубежом, создание совместных международных образовательных, социальных и культурных программ, программ по системе летних школ, профессионального развития и стажировок.

6. Привлечение на обучение иностранных граждан. Развитие конкурентоспособности вуза как поставщика качественных образовательных услуг для иностранных граждан - одна из важных составляющих интернационализации вуза и один из критериев мировой системы ранжирования вузов.

В условиях действия нового закона «Об образовании» возрастает конкуренция образовательных учреждений, обладающих правом приема на обучение иностранных граждан, в связи с чем целесообразно разработать концепцию развития экспорта образовательных услуг. Данная концепция должна учитывать имеющиеся ресурсы и прогнозировать шаги по развитию

данного направления с учетом современных маркетинговых образовательных технологий, включая формирование информационно-рекламного пакета на иностранных языках, создание гибких модульных программ предвузов-ской подготовки и дополнительного образования в целях увеличения контингента иностранных обучающихся.

7. Создание международной атмосферы в вузе в целях расширения экспорта образовательных услуг. Основными принципами социально-культурной политики современного университета являются воспитание корпоративной культуры, гражданской активности, целеустремленности, уважения общечеловеческих ценностей и приверженности к ним. Создание международной атмосферы в вузе призвано служить развитию межкультурных компетенций, расширению возможностей профессионального и культурного роста, а также формированию толерантной образовательной экосистемы.

Опыт ведущих зарубежных вузов по вовлечению студентов в процессы обеспечения качества образования и управления университетом определяет как наиболее эффективные следующие направления:

- укрепление связей университетов с международными студенческими и общественными организациями (Международная Молодежная Палата Junior Chamber International, Международная молодежная организация The International Award и др);

- расширение горизонтов межкультурного обмена через вступление вузов в международные молодежные ассоциации Youth For Understanding, Erasmus Students Network и др.;

- формирование толерантной среды по отношению к представителям иных культур и ве-

роисповеданий через реализацию социальных проектов, организацию и проведение студенческих фестивалей, дней национальных культур, спортивных мероприятий;

- создание системы адаптационной поддержки иностранных обучающихся и развитие инфраструктуры университета, обеспечивающей условия комфортного пребывания и обучения иностранных граждан в РФ.

Заключение

Интернационализация высшего образования, ставшая неотъемлемой чертой развития современного мира, во многом меняет сложившуюся на протяжении столетий привычную деятельность университетов, бросает вызовы и университету, и государству. Эффективная реализация принципов международного образования обеспечит повышение качества образовательных услуг и конкурентоспособности российского диплома в мировом научно-образовательном пространстве; позволит усилить влияние отечественных университетов за рубежом, мобилизовать внутренние и привлечь дополнительные внешние интеллектуальные и финансовые ресурсы.

Список литературы

1. Manuel Castells The Rise of The Network Society. Oxford: Blackwell Publishers, 1996.

2. Бухарестское коммюнике, Бухарест, 2012.

3. Мобильность для улучшения обучения. Стратегия развития мобильности в европейском пространстве высшего образования на период до 2020 года. Бухарест, 2012.

4. Аналитический обзор № 8 состояния и международных тенденций развития систем образования/ Под ред. Алтайцева А.М. Минск: ЦПРО БГУ, 2004.

THEORETICAL BASIS FOR INTEGRATION OF INTERNATIONALIZATION TOOLS IN THE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY

S. V. Shvedova, I.M. Maevskaya

Don State Technical University

The article examines internationalization as one of the most important trends in the development of modern society. With respect to higher education, its main forms, objectives and priorities for the implementation of internationalization tools include: academic mobility, world university rankings, regional and international university networks, export of educational services. The impact of such measures on the competitiveness of countries and regions is considered.

Keywords: HEI's internationalization, institutional network cooperation, export of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.