УДК656.13.07
Любимов И.И., Султанов Н.З.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
В статье приводятся математическое и методическое обоснование повышения эффективности функционирования сложных автотранспортных систем, на основе рационального использования имеющихся ресурсов.
Ключевые слова: транспортные средства, автотранспортные предприятия, структура, автотранспортная система.
Автотранспортные системы представляют собой структуру и количество автотранспортных средств (ТС) отдельно взятого автотранспортного предприятия (АТП).
АТП различных форм собственности представляют собой сложную социально-экономическую и производственно-техническую систему, характеризующуюся следующими свойствами:
- большая размерность;
- сложностью выполняемых функций;
- иерархичность структуры;
- цельность;
- динамика;
- сложностью взаимодействия и взаимовлияния подсистем и элементов;
- признаки воздействия внешней среды;
- неопределенность информации о состоянии элементов в связи с непредсказуемыми воздействиями внешней среды во времени;
- наличие целей и ресурсов.
Назовем такие системы транспортными специализированными системами (ТСС), состоящими из подсистем:
- транспортные средства (ТС);
- транспортная работа (ТР);
- обслуживающий комплекс (ОК).
Принцип декомпозиции применим к исследованию систем, обладающих свойствами, благодаря которым разложение их оказывается удобным и целесообразным. ТССпредставляет неограниченные возможности для разложения на отдельные подсистемы, координации - обмена информацией между этапами разных уровней (итеративное анкетирование) и периодического уточнения априорной информации (скользящее планирование).
При пространственной декомпозиции, автотранспортные предприятия разбиваются на вышеприведённые подсистемы. Здесь координация достигается путём итеративного обмена информацией с учетом информационного обеспечения, требуемой точности и достоверности решения, вычислительными возможностей.
Математически комплексная задача функционирования ТСС формулируется следующим образом (формула 1).
(1)
nm к jjj
i=1 j =1 k=1
ПЭРук (t)+ КЭР,.. П (t)
KНИОКРj a
+
• a(t)+ к осв j • a(t)+ к тс j • a(t)+ КтР j • a(t)
Nj^jk ()П (tKP j(t)
кnp j )+ Kтс j • a(t)+ K6аз j a(t)
+
+
П j (t Ton jk (t)
^ mm
при ограничениях
j N(t) < j |n^ j (t)- СП^ (t ) + j ПБ(t) j = 1, m; t = 1 T
m
j П j (t j (t )> Q*(t)i = 1 n;t = 1T;
Технические науки
Транспорт
X
IПБ у, (г)х
7=1 ^ 7=1
[[Б то, (()+ ПБ тр , (()+ ПБ т , (()],
о 7 \ / тр 7 \ / т
; = 1, т; í = 1, Т;
в 7 (Г ) =
1, если г - т <
Т
-1
^ нр год 7 ^
0, если г - т >
Т
-1
нр год 7
Обозначим:
ПЭР - прямые эксплуатационные расходы;
КЭР - косвенные эксплуатационные расходы;
П - производительность парка;
К - капитальные вложения на научно-
ниокр ^
исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
Т- срок эксплуатации автомобилей;
К - капитальные вложения на освоение
осв
новой техники;
Ктс - затраты на приобретение транспортных средств;
Ктр - затраты на выполнение транспортной работы;
N - размерность парка (количество автомобилей);
N - размерность парка приведённая к одному типу ТС
Тнр - время в наряде;
Топ - операционное время работы транспортных средств в году;
Кпр - затраты на проектирование инфраструктуры;
Кстр - затраты на строительство инфраструктуры;
К6аз - затраты на аренду ресурсов;
ПБЕ - программа закупок;
ПБто -программа закупок на техническое обслуживание;
ПБтр -программа закупок на выполнение транспортной работы;
ПБр -программа закупок на ремонт
СП£ - количество списанных транспортных средств;
( - объём перевозок;
У (г)-сПу«7 - остаток парка ТС (за счёт списанных ТС в ¿-ом году);
W. - срок службы (технический ресурс);
а(Ь) - коэффициент дисконтирования по времени;
а(Ь) = 1/(1+ЕНУ, ЕН - норматив приведения;
О- коэффициент обновления парка;
Ь - текущее время работы;
т- рассматриваемый период эксплуатации.
Решение задачи оптимизации означает поиск и достижение оптимальногосоотношения параметров ТСС или обеспечение свойств и вида некоторых бизнес-функций системы, которые влияют на качество и результат функционирования ТСС. Оптимальность - обозначает наличие в системе наилучшего сочетания приемлемых свойств в соответствии с принятым критерием эффективности.
В нашей постановке - это структура и размерность парка транспортных средств (ТС) и структура управления автопредприятием. Обоснование и выбор критерия заключается в том, что внезависимости от состава и структуры критерия смысл оптимальности должен состоять в обеспечении максимальной прибыли.
При этом должны быть определены и иметь смысл следующие характеристики или условия задач оптимизации:
- критерии оптимизации в виде показателей качества, объединенных в общий критериальный показатель экономической эффективности;
- алгоритмы и расчетные схемы (методи-ки)для оценки общего критериального показателя и проверки оптимальности;
- определение общего критериального показателя экономической эффективности при изменении аргументов, влияющих на изменение значения показателя эффективности (расчетные модели).
Устаревший парк ТС, изменение требований к характеристикам эксплуатируемой техники, отсутствие оборотных средств - таково состояние автомобильного транспорта на сегодняшний день. В этих условиях возрастает цена возможных ошибок при оценке эффективности применения транс портных средств. Одним из эффективных средств повышения качества оценки является использование методов системного анализа и исследования операций. Структурные и концептуальные модели автопредприятия как ТСС приводились в ранее опубликованных работах [1], [2] разбиением на модели структуры и размерности подсистемы. При-
Любимов И.И., Султанов Н.З._
ведена постановка задачи получения оптимального парка. Для связи технико-экономического критерия с главными характеризующими параметрами подсистем на базе созданные моделей необходимы методики технико-экономической оценки. Применительно к автотранспортным системамможно сформулировать следующие положения:
- технико-экономическая оценка должна рассматриваться в неразрывной связи с выполняемыми ими задачами;
- оценку эффективности отдельного типа ТС следует вести, исходя из всей совокупности транспортных задач.
Оптимизация парка ТС - поиск и достижение оптимального соотношения параметров системы или обеспечение свойств и вида некоторых функций системы, которые влияют на качество и результат функционирования системы.
Целевая надежность - степень выполнение транспортной системой своего назначения.
Оценка эффективности применения ТС математически определяется только числами, сопоставление которых и позволяет выбрать предпочтительный вариант использования ТС. Поэтому вводим критерий, по которому оценивается эффективность. Таким критерием является функция, которая имеет определенное значение для данного типа ТС и заданная на числовой оси с размерностью принятой оценки эффективности.
Теоретические основы совершенствования...
Для описания и анализа (идентификации) бизнес-процессов АТП разработаны математические модели процессов функционирования автотранспортного предприятия, выявлены основные бизнес-процессы, оптимизация которых -суть совершенствования системы управления АТП. Доказано, что задачами перехода на технологии оптимизации бизнес-процессов АТП являются:
- оптимизация парка ТС;
- оптимизация организационных структур.
Таким образом, определена необходимость
создания инструмента для идентификации вышеперечисленных бизнес-процессов - построение структурной модели АПТ как специализированной системы.
В рамках данной работы реализован комплексный подход, объединяющий как целевые и организационные, так и экономические системы оценок. Разработанная методология оптимизации свойств и вида бизнес-функций, удовлетворяет оптимальному количеству и структуре парка автотранспортных средств.
Обозначен объект исследования АТП как сложная транспортная специализированная система, т. е. совокупность множеств, взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Доказано, что число подсистем при оптимальной степени детализации равно трём: подсистема ТС; подсистема ТР; подсистема ОК.
20.08.2014
Список литературы:
1. Любимов, И.И. Методика формирования рациональной структуры подвижного состава автотранспортного предприяти-я:автореф. дис... канд. техн. наук: 05.22.10 / И.И. Любимов. - Оренбург, 2007. - 17 с.
2. Любимов, И.И. Модель автотранспортной сети региона (на примере Оренбургской области) / И.И. Любимов, Н.З. Султанов, И.Т. Ковриков // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - №10 (129). -С. 32-37.
Сведения об авторах:
Любимов Игорь Ильич, доцент кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент 460000, г. Оренбург, пр-т Победы, 149, ауд. 10202, тел. (3532) 912222, e-mail: [email protected]
Султанов Наиль Закиевич, заведующий кафедрой систем автоматизации производства Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы , 13, ауд. 20413, тел. (3532) 372512, e-mail: [email protected]