Научная статья на тему 'Теоретические основы системы обучения студентов активным видам деятельности на примере прыжков с парашютом'

Теоретические основы системы обучения студентов активным видам деятельности на примере прыжков с парашютом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРЫЖОК С ПАРАШЮТОМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / TRAINING PROCESS / STUDENT / TRAINING SYSTEM / COMMUNICATION / PARACHUTE JUMP / SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горин А. В., Невров В. А., Горина М. А., Токмаков Н. В.

Статья посвящена исследованиям системы обучения студентовпри подготовке к выполнению прыжков с парашютом. Авторы предлагают разделить учебный процесс на отдельные равнозначные этапы, позволяющие наиболее эффективно получить желаемый результат. Рассмотрены разные виды коммуникационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горин А. В., Невров В. А., Горина М. А., Токмаков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDENT LEARNING SYSTEM ACTIVE ACTIVITIES ON THE EXAMPLE OF SKYDIVING

The article is devoted to the study of the system of teaching students in preparation for performing skydiving. The authors propose to divide the educational process into separate equal stages, allowing the most effective to obtain the desired result. Different types of communication process are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы системы обучения студентов активным видам деятельности на примере прыжков с парашютом»

УДК 378.14 ГОРИН А. В.

кандидат технических наук, доцент, кафедра мехатро-ники, механики и робототехники, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] НЕВРОВ В. А.

бизнес-тренер, тьютор Открытого университета Великобритании, Международного института менеджмента ЛИНК, Орловская школа бизнеса E-mail:[email protected] ГОРИНА М.А.

студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ТОКМАКОВ Н.В.

Студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 378.14 GORIN A.V.

Doctor of technical sciences, associate professor department of mechatronics, mechanics and robotics, Orel State

University E-mail: [email protected] NEVROV V. A.

Business coach, tutor, the Open University UK, International Institute of management LINK, Oryol school of business since

E-mail:[email protected] GORINA M.A. Student, Orel State University E-mail: [email protected] TOKMAKOV N.V. Student, Orel State University E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПРИМЕРЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDENT LEARNING SYSTEM ACTIVE ACTIVITIES

ON THE EXAMPLE OF SKYDIVING

Статья посвящена исследованиям системы обучения студентовпри подготовке к выполнению прыжков с парашютом. Авторы предлагают разделить учебный процесс на отдельные равнозначные этапы, позволяющие наиболее эффективно получить желаемый результат. Рассмотрены разные виды коммуникационного процесса.

Ключевые слова: система обучения, студент, система подготовки, коммуникация, прыжок с парашютом, безопасность.

The article is devoted to the study of the system of teaching students in preparation for performing skydiving. The authors propose to divide the educational process into separate equal stages, allowing the most effective to obtain the desired result. Different types of communication process are considered.

Keywords: training process, student, training system, communication, parachute jump, safety.

Введение

Наиболее часто активными видами деятельности человек начинает заниматься в период с 18 до 25 лет. В России этом возраст приходиться на студенческие годы. Именно студенты начинают выполнять прыжки с парашютом, закаляя свою волю и уверенность в себе. Одни ограничивается одним прыжком другие выполняютнесколько, а кто-то становиться спортсменом. Анализ методов и способов подготовки за последние 10 лет показывает необходимость применения новых систем обучения студентов выполнению прыжков с парашютом [1, 2]. Это связано со следующими причинами:

- применение устоявшихся парашютных систем типа «мягкое крыло»,

- использование усовершенствованной экипировки,

- применение общеизвестных программ подготовки парашютистов.

В тоже время каждая система обучения студентов

должна соответствовать условиям обеспечения безопасного выполнения прыжков с парашютом [3, 4].

Технический процесс по совершенствованию парашютной техники привел к тому, что парашютное снаряжение стало доступно каждому и внести что, либо новое в данную область техники достаточно сложно.

Следовательно, обучение студентов прыжкам с парашютом возможно при применении новых систем подготовки использующих современные методы взаимодействияпре-подавателя (инструктора) и студента-парашютиста.

Основная часть

Одна из предлагаемых систем обучения приведена на рисунке 1.

Преподаватель (инструктор) обучает студента используя следующие направления:

в 1-ом осуществляется постановка тактических и стратегических целей, производится подбор и адаптирование учебных материалов и применяемых методик;

© Горин А.В., Невров В.А., Горина М.А., Токмаков Н.В. © Gorin A.V., Nevrov V. A., Gorina M.A., Tokmakov N.V.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

2-е направление представляет собой финансовое обеспечение, складывающееся из собственных денежных средств спортсмена-парашютиста, спонсорской помощи и финансовой поддержке федерации парашютного спорта;

Рис. 1. Система обучения студента-парашютиста 1-постановка цели и учебно-методические материалы, 2-финан-совое обеспечение, 3-место тренировок и окружение спортсмена-парашютиста, 4-виды взаимодействия и коммуникации.

3-им направлением является подбор мета проведения тренировок, в частности выполнения прыжков, а также спортивного окружения спортсмена-парашютиста. Окружение представляет собой достаточно важный фактор, т.к. чем выше квалификация и спортивный дух окружения, тем быстрее будут достигнуты поставленные цели;

4-е направление - виды взаимодействий и коммуникации.

На преподавателя и студента-парашютиста имеют влияние соперники, которые могут иметь большие резервы по каждому из направлений воздействия и данный фактор необходимо учитывать при разработке программы тренировок.

Взаимодействия между преподавателем, студентом-парашютистом и соперниками происходит с учетом внешних факторов. Внешние факторы это те условия которые вносят определенные ограничения в учебный процесс, однако освободиться или внести изменения в них не представляется возможным, т. к. не зависят ни от студента, ни от преподавателя.

Учебный процесс в парашютных видах спорта является замкнутой системой, постоянно развивающейся и совершенствующейся. Учебный процесс (рисунок 2) условно можно разделить на несколько этапов. Условно первый этап принято называть «Данные». На этом этапе идет сбор данных по соперникам, применяемым методикам обучения, месте выполнения прыжковой деятельности, стоимости выполняемого учебного процесса и т.д. Сбор данных может продолжаться до тех пор, пока не будет проведен анализ полученных данных.

Рис. 2. Учебный процесс.

Выполняя анализ данных, наступает этап «Информация». Полученная в ходе анализа данных информация оценивается по ряду критериев. В результате наступает этап принятия «Решения». На этом этапе выра-

батывается решение учитывающее интересы спортсмена-парашютиста и эффективность выполнения задачи. Далее наступает этап «Действие». Этот этап включает выработку рациональных действий, позволяющих достичь желаемый результат. Может прорабатываться ряд действий и многовариантность их выполнения в зависимости от развития обстановки и внешних факторов.

Затем наступает этап «Результат». Этот этап состоит из выполнения ранее выработанных действий и получения результата. В зависимости от полученного результата спортсмен-парашютист или удовлетворенно заканчивает тренировочный процесс или выводит его на новый качественный уровень, переходя на этап сбора данных. Каждый этап учебного процесса является равнозначным.

Учебный процесс, не зависимо от уровня подготовки, как студента, так и инструктора (преподавателя),для достижения лучшего результата диктует использование интенсивных взаимодействий. Интенсивность, в свою очередь, определяется вложенными ресурсами.

При взаимодействии инструктора и студента необходимо построить коммуникационный процесс. Коммуникационный процесс может строится по двум вариантам: иерархический и открытый. При иерархическом процессе (рисунок 3,а) коммуникационный процесс носит приказной характер со стороны инструктора и четкое безоговорочное выполнение поставленных установок и требований со стороны студента.

Открытый коммуникационный процесс предполагает использование открытых коммуникаций (рисунок 3.б). Открытые коммуникации строятся при использовании в общении открытых вопросов. Открытыми вопросами называются те вопросы, на которые невозможно дать односложный ответ.

Преподаватель] * / Студент-(Инструктор) I 1_I парашютист

а) б)

Рис. 3. Виды коммуникационного процесса а) Иерархический коммуникационный процесс, б) Открытый коммуникационный процесс.

При выполнении прыжков с парашютом студента-парашютиста инструктор обязан при помощи иерархической коммуникации выполнить предварительную и предпрыжковую подготовку, четко поставить задачи на прыжок и способы их выполнения. После выполнения прыжка с парашютом разбор действий и результатов студента выполняется при помощи открытых коммуникаций. Чем выше квалификация студента, тем меньше требуется инструктору использовать иерархический коммуникационный процесс и тем больше используются открытые коммуникации. Умение на практике применять разные виды коммуникационного процесса взаимодействия позволяет достичь требуемого результата.

Процесс коммуникации инструктора и студента связан с передачей сообщений между собой. Сообщения могут быть различного качества по передаче смысла. Сообщение может превышать требуемый смысл (рис.4,а) и спортсмену

в стрессовых условиях и ограниченного времени сложно оценить ситуацию, принять решение, выполнить требуемые эффективные действия. Таким образом, сообщение, превышающее требуемый смысл, может применяться в случае, когда необходимо выстроить много вариантность действий спортсмена.

Другим диаметрально противоположный случаем является сообщение, раскрывающее смысл частично (рисунок 4,в). Такой вид сообщения является наихудшим, так как не обеспечивает безопасное выполнения задания и установок на прыжок. Причиной является не понимание спортсменом требований и указаний, предъявляемых инструктором к спортсмену и прыжку.

Наиболее эффективным при выполнении коммуникации является сообщение, совпадающее со смыслом (рисунок 4,б). В таком сообщении происходит точное и лаконичное представление информации. Это позволяет спортсмену наиболее рационально и четко выполнить поставленные задачи и установки на прыжок, одновременно эффективно обеспечивать свою безопасность и безопасность окружающих.

Выстраивая коммуникационный процесс сообщениями совпадающими со смыслом преподавателю необходимо учитывать особенности общения со студентом-парашютистом: язык, манеру общения, темперамент спортсмена и т. д.

а) б) в)

Рис. 4. Виды сообщений по смыслу а) Превышение сообщения требуемого смысла; б) Совпадение сообщения и смысла; в) Сообщение частично раскрывает смысл

Заключение

Таким образом, возможно, сделать следующие выводы:

1. Наиболее перспективной системой обучениястудента-парашютиста является система, учитывающая не только взаимодействие преподавателя и студента, а также внешние факторы;

2. Учебный процесс замкнутая система состоящая из равнозначных этапов, позволяющих получить эффективный результат при помощи рациональных действий;

3. Применение на практике иерархического и открытого коммуникационного процесса, позволяет достичь желаемый результат за меньшее время;

4. Открытая коммуникация достигается умением задавать открытые вопросы;

5. Взаимодействие преподавателя (инструктора) и студента-парашютиста необходимо строить на сообщениях точно и лаконично соответствующих требуемому смыслу с учетом особенностей личности студента выполняющего прыжки с парашютом.

Библиографический список

1. ГоринА.В. Основы работы парашютиста под куполом: монография / А.В. Горин, В.Е. Ткаченко. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2014.

94 с.

2. Горин А.В. Начальная подготовка парашютиста: монография / А.В. Горин, М.А. Горина. Орел: Госуниверситет - УНПК, 2015. 130 с.

3. Горин А.В. Теоретические основы прыжка с планирующей оболочкой: монография / А.В. Горин, М.А. Горина, Д.Л. Козырев Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2016. 52 с.

4. Горин А.В. Начальная подготовка парашютиста-спортсмена: монография / А.В. Горин, В.Е. Ткаченко Орёл: ООО ПФ «Картуш», 2017. 40 с.

References

1. GorinA.V. The fundamentals of the parachutist's work under the dome: monograph / A.V. Gorin, V.E. Tkachenko. Orel: PF "Kartush" LLC, 2014. 94 p.

2. Gorin A.V. Initial training of the parachutist: monograph / A.V. Gorin, M.A. Gorina. - Eagle: State University - UNPK, 2015. 130 p.

3. Gorin A.V. Theoretical basis of the jump with a planning shell: monograph / A.V. Gorin, M.A. Gorina, DL Kozyrev Orel: O.I. Turgenev, 2016. 52 p.

4. Gorin A.V. Initial training parachutist-athlete: monograph / A.V. Gorin, V.E. Tkachenko Orel: OOO PF «Kartush», 2017. 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.