Научная статья на тему 'Теоретические основы самообразования как педагогическая проблема'

Теоретические основы самообразования как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1720
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-EDUCATION / PEDAGOGICAL PROBLEM / STUDENTS / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарылгапова Дина Муратовна, Турсыматова Оразкуль Исаевна, Айдарова Жамила Айдаровна, Дильмаханова Ментай Мирзабековна, Аймырзаева Айжахан Блаловна

В статье анализируются теоретические основы педагогической проблемы самообразования проблемы актуальной, сложной и многоаспектной. Несмотря на большой объем исследований в данном направлении, специфика самообразования в педагогической науке обусловливает дальнейшее его изучение в силу быстро меняющегося социального пространства как отечественного, так и мирового. Сложность и многогранность феномена самообразования требует целенаправленных и разносторонних подходов к его осмыслению и описанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы самообразования как педагогическая проблема»

Theoretical foundations of self-education as a pedagogical problem Zharylgapova D. , Tursymatova O. , Aydarova Zh. , Dilmakhanova M.4, Aimyrzayeva A.5 (Republic of Kazakhstan) Теоретические основы самообразования как педагогическая проблема

Жарылгапова Д. М.1, Турсыматова О. И.2, Айдарова Ж. А.3, Дильмаханова М. М.4, Аймырзаева А. Б.5 (Республика Казахстан)

1 Жарылгапова Дина Муратовна / Zharylgapova Dina - кандидат педагогических наук,

старший преподаватель;

2Турсыматова Оразкуль Исаевна / Tursymatova Orazkul - магистр педагогических наук,

старший преподаватель;

3Айдарова Жамила Айдаровна /Aydarova Zhamila - кандидат технических наук, старший преподаватель;

4Дильмаханова Ментай Мирзабековна /Dilmakhanova Mentay - магистр педагогических наук,

преподаватель;

5Аймырзаева Айжахан Блаловна /Aimyrzayeva Aizhakhan - преподаватель, кафедра математики и прикладной механики, политехнический факультет, Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются теоретические основы педагогической проблемы самообразования - проблемы актуальной, сложной и многоаспектной. Несмотря на большой объем исследований в данном направлении, специфика самообразования в педагогической науке обусловливает дальнейшее его изучение в силу быстро меняющегося социального пространства как отечественного, так и мирового. Сложность и многогранность феномена самообразования требует целенаправленных и разносторонних подходов к его осмыслению и описанию.

Abstract: the article analyzes the theoretical basis of self - education as a pedagogical problem, which is actual, complex and multilateral. Despite the amount of research in this area the specificity of self-education in pedagogical science determines its further study. The complexity and diversity of the phenomenon of education and the rapidly changing social environment, both domestic and global, requires further focused and multifaceted approaches to its description.

Ключевые слова: самообразование, педагогическая проблема, студенты.

Keywords: self-education, pedagogical problem, students.

Потребность в массовом самообразовании, начиная с 60-х гг. XIX века, диктовалась бурным развитием научно-технического прогресса и превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Государству требуются знающие свое дело, хорошо подготовленные в теоретическом отношении специалисты, и на самообразование, как один из путей подготовки, обращалось особое внимание. Объектом научного интереса исследователей оказались познавательные интересы и потребности, мотивация самообразования, его содержательные составляющие: студенческое, педагогическое, техническое и т.п. Ввиду возросшей общественной значимости самообразования была поднята проблема педагогического руководства этим процессом, формировались научные центры по изучению проблем самообразования.

Специфика самообразования в педагогических исследованиях пока не раскрыта в должной степени. Отсутствует целостное представление о нем и недостаточно разработана «методика» обучения самообразованию, имеется потребность в

208

углублении теоретического анализа личностного и деятельностного подхода и в разработке научно обоснованной модели самообразования.

В научной литературе второй половины ХХ - начала XXI вв. обозначились несколько подходов к исследованию самообразования:

•в рамках теории непрерывного самообразования, как составная часть образования, обеспечивающая его непрерывность и преемственность на протяжении всей жизни человека;

•в педагогических основах повышения квалификации и подготовки кадров, как одна из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста;

•в социологических исследованиях, как категория, опосредованная свободным временем личности, элемент ее структуры;

•в контексте педагогической и социальной психологии, как составная часть самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития личности.

Анализ психолого-педагогического опыта отечественных и зарубежных исследований показал, что проблема самообразования выдвигается учеными на первый план, становится все более актуальной. За последние два десятилетия в педагогической теории разработаны различные аспекты самообразования, степень научной разработанности проблемы исследования.

Самообразование обучающихся рассматривается в работах В.А. Беликова, В.И. Василовского, Н.Ф. Головановой, Н.Д. Ивановой, Б.Ф. Райского, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой и др. Самообразованию студентов и целенаправленной подготовке студентов к самообразованию посвящены работы следующих авторов А.Я. Айзенберг, Г.Н. Серикова, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Хмель и др. Много исследований посвящено связи самообразования с самовоспитанием личности (В.Б. Бондаревский, А.Г. Ковалев и др.); признакам самообразования и интереса к самообразованию обучающихся (Н.Д. Иванова, А.К. Громцева, Н.А. Половникова, Г.Н. Сериков и др.); пропедевтике самообразования и стимулированию потребности учащихся в непрерывном образовании (И.Г. Берецков, Н.В. Демидчук, Т.И. Шамова, В.П. Шуман и др.). Значительное внимание исследователей привлекают вопросы управления самообразованием и педагогического содействия самообразованию студентов Л.Н. Баренбаум, Г.Н. Сериков и др.; самообразования преподавателей И.Г. Барсуков, К.М.Левитан, Ю.А. Салмин и др.; формирование интереса у студентов к самообразованию Т. Я. Яковец.

В диссертационных исследованиях рассматриваются признаки направленности содержания самостоятельной работы студентов на формирование интереса к самообразованию Е.Ф. Федорова; педагогические условия преодоления трудностей в самообразовании О.Л. Назарова, А.Я. Наин; формирование мотивации самообразования старших подростков в процессе обучения (Н.Е. Седова); проектирование учебно-самостоятельного материала СВ. Паршина и учебносамообразовательных программ Д.Ф. Ильясов. А. Я. Арет в понятие самовоспитание включает саморазвитие и самообразование, указывая, что самообразование является одной из областей самовоспитания. Другой ученый В.И. Клейменов придерживается так же мнения, что умственное самовоспитание — это сознательная, планомерная работа студента над собой, над овладением научными знаниями, умениями и навыками умственного труда, над развитием познавательных способностей, сил и интересов. Этот процесс управляется самой личностью, что составляет основное отличие самообразования от образования (А.К. Громцева). Самоуправление умственной деятельностью требует четких целей, устойчивых мотивов, развитой воли и высокого уровня самосознания. Это отмечают такие ученые как: А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, B.C. Мухина и т.д.

На актуальность этой проблемы обращают внимание и зарубежные исследователи К. Гесслер, Л. Клинберг, К.Л. Клауер (Германия), Р. Симпсон, Бинко, Дэвис (США), X. Шейн, У. Офалс, Л. Хаймовитц (Франция), К. Осуик, Г. Кей, Дж. Аннет, Л. Рейд, Г.

209

Пасек (Англия), Л. Якокка (Япония) и др. Ведущей целью системы обучения, считают немецкие ученые, должна стать интенсивная подготовка молодежи к самообразовательной деятельности. В плане новых педагогических технологий, как пишет Р. Симпсон, делает акцент на индивидуализированные самообразовательные программы, опирающиеся на «тщательную диагностику потребностей проблем обучающихся» Несмотря на постоянное внимание ученых к проблеме самообразования, в педагогике актуальна проблема подготовки к самообразованию студентов вузов. В педагогической литературе имеются многочисленные методические рекомендации и эвристические предписания по осуществлению отдельных аспектов самообразования: по работе с книгой, с картотеками, по организации умственного труда, по соблюдению гигиены умственного труда, по осуществлению самоконтроля, самооценки, самокоррекции образовательной деятельности.

Можно выделить значительную группу исследователей, занимавшихся проблемой самообразования и проанализировать трактовку проблемы самообразования: А.Я. Айзенберг, А.П. Авдеев, В.П. Бондаренко, А.В. Бараннников, М.Г. Гарунов, А.К. Громцева, Г.М. Коджаспирова, И.И. Колбаско, М.Л. Князева, М.Г. Кузьмина, В.И. Казаренков, А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Б.Ф. Райский, И.А. Редковец, Г.Н. Сериков и др.

А.Я. Айзенбергом (1968) самообразование определяется как «целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования», а также как «непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека»[1]. Автор в 1975 году отметил, что самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: наличия потребности в самообразовании -доминирующей причины самостоятельного усвоения знаний и определенной ситуации для ее удовлетворения. По его мнению, необходимыми условиями для развития самообразования являются: опыт всей предыдущей познавательной

деятельности, наличие и решение познавательных задач, интеллектуальная активность и эмоциональный настрой. По его мнению, самообразование ведет к качественным изменениям в духовном мире личности, возникновению новых структур ее психической деятельности, что оказывает воздействие на мировоззрение, убеждения, позволяет творчески применять теоретические принципы в повседневной практике. Поскольку самообразование выступает добровольной деятельностью, в нем особенно значимы мотивационные компоненты. Мотивационной основой самообразовательной деятельности, определяющей цели и направления самообразования, является противоречие между «образцом» и оценкой собственной деятельности.

По мнению А.К. Громцевой (1976), под самообразованием понимается целенаправленная, самостоятельная познавательная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых политических, профессиональных и образовательных знаний [3]. Достаточно часто самообразование трактуется как один из путей самовоспитания. Между самовоспитанием и самообразованием существуют тесные связи и зависимости, что зачастую приводит к отождествлению и смешению данных процессов.

И. И. Колбаско (1976), рассматривая самообразование как процесс овладения знаниями, тесно связывает его с самовоспитанием [7]. При этом автор замечает, что в процессе самовоспитания развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний. Самообразование, по его мнению, делает жизнь человека ярче, интереснее, богаче.

210

М. Г. Кузьмина (1976) отмечает, что самообразование - это самостоятельная, целеустремленная, побуждаемая внутренними мотивами познавательная деятельность, осуществляемая без прохождения курса обучения в стационарном учебном заведении в целях умственного развития и самосовершенствования личности [9]. Автор не исключает необходимости самообразования при обучении в учебном заведении и считает, что самообразование наряду с обучением является важнейшим средством приобретения знаний, умений и навыков развития познавательных сил и способностей. По мнению М.Г. Кузьмина «самообразование - это самостоятельная работа, протекающая без детального руководства со стороны; цель, пути ее достижения, время, методы занятий, источники получения знаний планируются самим занимающимся, и протекает по инициативе лица, самостоятельно овладевающего знаниями» [9].

Б.Ф. Райским (1976) сформулирован ряд общих закономерностей процесса самообразования, которые помогают уяснить сущность стремления к нему:

1. Стремление к самообразованию находится в тесной связи с уровнем нравственного и умственного развития.

2. Стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения познавательных потребностей и интересов студентов путем самообразовательной деятельности.

3. Стремление к самообразованию опирается на наличие самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование.

4. Стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности. Возникновение непреодолимых трудностей в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также прерывание начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к самообразованию. С понятием «стремление» в самообразовании в большей степени связывают устойчивость, силу мотивов самообразования, интенсивность самого процесса самообразования[11].

Качество самообразования зависит от умений личности организовать собственную деятельность, видеть и целенаправленно использовать внешние факторы, содействующие достижению поставленных целей. Конечный результат самообразования зависит от способностей, трудолюбия.

В самообразовании в большей мере проявляется образование и воспитание личности, развиваются такие качества человека, как его направленность, организованность, самостоятельность, активность и требовательность к себе. По своей сути самообразование не изолированный процесс, оно включается в целостное формирование личности. Признание личности главным ценностным основанием педагогики, изменение взглядов на субъектно-объектные отношения в образовательном процессе обуславливают выдвижение проблемы самообразования в число актуальных проблем современного человекознания и предопределяют практическую значимость поиска путей его эффективности.

Основной целью самообразования является формирование интеллектуального блока личности, и именно образовательную функцию выделяет большинство исследователей. Цели самообразования могут быть различными, но все они, в конечном итоге, сводятся к овладению определенным кругом научных, общественно -политических и культурных знаний. Постоянно упражняясь в понимании, самостоятельном усвоении материала, человек учится анализировать, обобщать, доказывать и т.д., а совершенствуя отдельные мыслительные операции - повышает культуру своей умственной деятельности в целом.

Главная задача самообразования - умение не только самостоятельно мыслить, но и действовать в нестандартных ситуациях или изобретать новые способы действия, которыми до сих пор человек не владел.

211

Структуру самообразовательной деятельности составляют следующие элементы: потребности, мотивы, цели, средства достижения, действия, объекты деятельности, субъект самообразования.

Б. Ф. Райский (1978) связывает самообразование с познавательной потребностью, утверждая, что это «высшая форма удовлетворения познавательной потребности, интересов, основанная на высокой сознательности и организованности под влиянием мотивов большой силы, на высоком уровне отношений человека к жизни, познанию; самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, направленная на приобретение субъективно значимых знаний»

В. П. Бондаренко (1978) считает, что самообразование - это процесс приобретения знаний, в котором одновременно воспитываются качества личности и формируются умственные силы и способности человека [2]. Причем этот процесс управляется самой личностью, что и отличает его от образования.

А. М. Матюшкин (1980) подчеркивает, что готовность к самообразованию - одно из сложных свойств личности, в структуре которой можно выделить следующие компоненты: уровень целеполагания, наличие осознанной потребности в

самообразовательной деятельности, ее мотивы, наличие исходной базы профессиональных знаний и ум, сформированность самообразовательных умений и навыков, отношение к источникам (средствам) самообразования, самостоятельность в организации этого вида деятельности. Самообразование стимулируется «целью, идеей, ставшей достоянием человека и теми средствами, что им усвоены в процессе совместной деятельности с людьми» [10].

М. Л. Князева (1990) в сущность понятия «самообразование» вкладывает два разных смысла:

1. Самообразование - самостоятельное овладение знанием, в этом случае синонимично «самонаучению», «самообучению», и имеет узкий, более практический смысл.

2. Самообразование - образование себя, т.е. строительство, сознательное созидание своей личности, близко к слову «самосозидание». Автор считает, что без самообразования нет саморазвития, а без саморазвития - самообразования [8]. «Самообразование, - пишет она, есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания». Она также выделяет следующие основные функции самообразования:

1) экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

2) ориентирования - определение себя в культуре и обществе;

3) компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;

4) саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

5) методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

6) коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;

7) сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;

8) омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции. Чтобы полноценно жить и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося;

9) психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

10) геронтологическая - поддержание связей с миром и через них -жизнеспособности организма.

212

Г.М. Коджаспирова (1994) считает, что «... под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации [6]. Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». Автор отмечает, что в самообразовании надо различать два понимания этого явления. С одной стороны, вся человеческая жизнь есть источник постоянного саморазвития и самообразования. В таком контексте эти понятия выступают как синонимы. Но с другой стороны, по ее мнению, под самообразованием следует понимать «специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностных или общественно значимых образовательных целей».

М.Л. Князева (2000) подчеркивает, что самообразование - необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В процессе активной систематической познавательной деятельности формируется потребность в самообразовании - многогранное явление. Его проявлением служит характерная эмоциональная реакция. Окружающая социальная обстановка может создать те или иные объективные условия, необходимые для самообразования.

В педагогической науке рассмотрены внешние источники самообразования, которые оказывают на него влияние:

1) книги, периодическая печать, средства массовой информации, дистанционное самообразование;

2) обучение на курсах, в кружках, позволяющее овладеть рациональными умениями и полезными навыками;

3) полезный труд, помогающий получить информацию об области, в которой он выполняется;

4) окружающая действительность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми реализуется общение;

5) увлечения (хобби), называемые также «специальными умениями»; этот источник стимулирует развитие кругозора Успешность любой деятельности, в том числе и самообразования, зависит, прежде всего, от готовности к ней.

В удовлетворении познавательной активности выражается смысл самообразования, правильное понимание которого помогает наметить программу, последовательный путь работы над совершенствованием знаний. Программа самообразования побуждает человека, с одной стороны, расширять свой общий кругозор, с другой, последовательно углублять знания по своей специальности в определенной области и т.д. От правильности, реальности такой программы зависят упорядоченность, рациональность самостоятельной работы. Глубокое изучение любой отрасли науки или искусства возможно в том случае, если самообразованием занимаются по определенной системе. Поэтому необходимо серьезно подходить к выбору круга вопросов, которыми человек хочет овладеть основательно. Несмотря на гибкость и большую индивидуализацию самообразования, его нельзя рассматривать как стихийный процесс, т.к. занимающиеся самостоятельным приобретением знаний ставят перед собой конкретные цели, принимают во внимание объем изучаемого материала, следуют определенному плану работ. Самообразование может протекать по-разному, в зависимости от задач, программы и интеллектуального развития личности. Одни люди стараются узнать как можно больше обо всем, другие обнаруживают углубленный интерес к отдельной, избранной области знаний и этому интересу подчиняют свое самообразование. Практика показывает, что наиболее целесообразным является

213

сочетание интереса и образованности в различных областях знаний с углубленным, предпочтительным интересом к одной области и к смежным с ней.

С психологической стороны для реализации самообразовательной деятельности необходимо, прежде всего, овладение необходимыми способами умственной деятельности. Это формирование определенного уровня интеллекта,

соответствующих самообразовательной деятельности качеств ума. Необходимый уровень умственной деятельности - основная предпосылка возможности самообразования.

Для успешных занятий самообразованием необходим определенный уровень развития познавательной активности и самостоятельности. Самообразование предполагает наличие у человека умений самостоятельной познавательной деятельности. К основным умениям самообразования ученые относят:

- умение прогнозирования, которое позволяет обосновать решения перспективного характера, предугадать развитие ситуации, мысленно охватить всю последующую деятельность;

- умение планирования, позволяющее учитывать фактор времени, выбирать варианты, использовать различные подходы в принятии решений;

- умение организации, позволяющее обеспечивать намеченные планы;

- умение учета, контроля и регулирования, позволяющее критически оценивать свои возможности в решении самостоятельных задач.

Важным условием самообразования является твердо укрепившаяся привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно. Взаимосвязь познавательной активности и самообразования самая непосредственная: самообразование выступает как одна из высших форм проявления познавательной активности.

В зависимости от уровня познавательной активности, сформированности интеллектуальных умений, степени развития мыслительных процессов, нравственно -волевой и мотивационной сфер, - можно выделить несколько стадий в самообразовании:

•наивысшую - самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;

•высокую - систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения техникой данного вида деятельности;

•среднюю - ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;

•низкую - спонтанное (внесистемное) самообразование часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом развитой познавательной культуры

Продуктивность самообразования в значительной мере зависит от культуры человека. Стремление к самообразованию - одна из ведущих потребностей личности, влияющая на образ жизни человека, на выбор места учебы, работы, содержание досуга.

А.В. Бараннников (2002) выделяет следующие уровни и фактически раскрывает основные их показатели:

а) Подготовительный уровень самообразовательной деятельности -ориентировочный - когда студент осваивает новую информацию, имеющую для него ориентировочный смысл. Это различные факты, которые лишь на короткое время привлекают к себе его внимание. Здесь познавательная деятельность студентов носит ознакомительный, ориентировочный характер.

б) Уровень организованной самообразовательной деятельности по изучению системы знаний и умений при формирующимся познавательном интересе и неярко выраженной потребности.

214

в) Уровень сформировавшейся самообразовательной деятельности по системному усвоению знаний и умений, побуждаемой интересом, познавательной сформированной потребностью и развитыми умениями.

г) Уровень, при котором регулярность и мотивы занятия самообразованием обусловлены познавательными интересами и образовательными потребностями.

е) Познавательные интересы развиты слабо, и образовательные потребности удовлетворяются в процессе организованного обучения; отсутствует необходимость обращаться к самообразованию. К самообразованию обращаются, от случая к случаю, если возникает ситуативный интерес или необходимость, вызванная внешними факторами (действиями учителя, обязательными для выполнения задания и т.д.).

ж) Самообразование занимает определенное время, регулярность обусловлена необходимостью удовлетворения формирующихся познавательных интересов в избранном направлении образовательной деятельности и овладения умениями и знаниями в интересующихся отраслях науки, техники, искусства.

з) Самообразование для ученика становится способом удовлетворения его образовательных потребностей и познавательных интересов. Он отдает ему свое свободное время, так как имеет устойчивую мотивацию овладевать знаниями, умениями как средствами саморазвития.

Современные исследователи отмечают значимость самообразования для будущих поколений людей. В.И. Казаренков (2003, 2007) отмечает, что самообразование представляет процесс работы над собой и процесс самосовершенствования. Эффективность самореализации такового зависит от способности студента успешно осуществлять самопознание, самопрограммирование, самоорганизацию, саморегуляцию, самоконтроль. Будущий специалист может осознать

самообразовательную деятельность как личностную и социальную ценность в процессе формального и неформального взаимодействия с педагогами,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представляющими ему такие виды индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, которые обеспечивают оценку результатов его самостоятельной работы. Для реализации механизмов самообразования требуется соответствующая образовательная среда. Создание данной среды, реализующей механизмы самообразовательной деятельности субъектов, становится основной задачей в современном вузе.

Проблема самообразования в современной педагогике остается актуальной, сложной и многоаспектной. Безусловно, поступательное ее решение находится в прямой зависимости от целенаправленных и разносторонних подходов в ее изучении. При этом поступательном изучении постоянно должны подвергаться учету интенсивно меняющиеся обстоятельства и условия развития отечественного и мирового социального пространства.

Литература

1. Айзенберг А.Я. Педагогические проблемы самообразования //Советская педагогика. - 1968. - № 11. - С.51-61.

2. Бондаренко В.П. Влияние направленности личности на самообразование старшеклассников // Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. - С.45 - 51.

3. Громцева А.К. Самообразование - как социальная категория //Учебнометодическое пособие по спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1976, - С. 23.

4. Жарылгапова Д.М. Работа преподавателя по стимулированию у студентов интереса к самообразованию в системе внеаудиторных занятий через содержание учебно-познавательной деятельности // Наука и Мир. Международный научный журнал, № 2 (6), 2014, Том 3 Импакт фактор журнала -0,325.

215

5. Казаренков В.И. Самообразование в системе университетской подготовки специалистов. // Проблемы современного образования. Вып.6. -М.: РУДН, МАНПО, 2007.

6. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. - С.69.

7. Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании. Минск: «Народная асвета», 1976. -

С. 6-7.

8. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. - С .49.

9. Кузьмина М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» //Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976. - С.15 - 18.

10. Матюшкин А.М. психологические принципы готовности к самообразованию /Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: материалы симпозиума. М.: НИИ СИМО АНН СССР. 1980. - С. 30.

11. Райский Б. Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. -Волгоград: ВГПИ, 1978. - С.3 - 11.

Problems of implementation of the academic literacy in higher education institutions of Kazakhstan Ruziyeva E. (Republic of Kazakhstan)

Проблемы внедрения академической грамотности в вузах Казахстана Рузиева Э. А. (Республика Казахстан)

Рузиева Эльвира Абдулмитовна /Ruziyeva Elvira - кандидат экономических наук, доцент,

кафедра финансов и кредита,

Новый экономический университет им. Т. Рыскулова, г. Алматы, Республика Казахстан

Abstract: the article presents problems of implementation of academic literacy in high schools on the basis of author personal experience. The approach of the need to reorient university teachers ways to transfer knowledge to strengthen the independent work of students, their self-development and self-education.

Аннотация: приводятся проблемы внедрения академической грамотности в вузах, основанные на личном опыте автора. Подход заключается в необходимости переориентации преподавательских способов передачи знаний к усилению самостоятельной работы студентов, их саморазвития и самообразования.

Keywords: academic literacy, MOOC, the problems of higher education, training students. Ключевые слова: академическая грамотность, МООС, проблемы высшего

образования, обучение студентов.

Increased integration and globalization processes, including higher education, leading to a revaluation is necessary, and even a kind of universalization of requirements for written work of students. In this regard, there are problems associated with the introduction of technology as the academic writing and to the acquisition of relevant practical skills at universities in the Republic of Kazakhstan, as it ultimately affects the competitiveness of the university. Particular importance in the academic literacy acquires an essay that, on the one hand stands the new training method, on the other - is the most convenient form of practical implementation of the acquired skills of academic literacy.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.