Научная статья на тему 'Теоретические основы развития совершенствования управления человеческими ресурсами в фармации'

Теоретические основы развития совершенствования управления человеческими ресурсами в фармации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / ресурс / фармация / human / resource / Pharmacy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — У М. Датхаев, А Р. Шопабаева, Г Ж. Умурзахова, К Д. Шертаева, Э А. Серикбаева

Управление человеческими ресурсами в фармации, как особый вид управленческой деятельности, функционирует и развивается в организациях, ориентированных на повышение эффективности деятельности организации и повышении её конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — У М. Датхаев, А Р. Шопабаева, Г Ж. Умурзахова, К Д. Шертаева, Э А. Серикбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF DEVELOPMENT IMPROVEMENT OF HUMAN RESOURCES IN PHARMACY

Management of human resources in pharmacy , as a special type of management, operates and develops in organizations focused on improving the efficiency of the organization and increase its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития совершенствования управления человеческими ресурсами в фармации»

о^шаи '-з»

№3-2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ФАРМАЦИИ

У.М. ДАТХАЕВ, А.Р. ШОПАБАЕВА, Г.Ж. УМУРЗАХОВА, К.Д. ШЕРТАЕВА, Э.А. СЕРИКБАЕВА

УДК615.1:331.108.2

Управление человеческими ресурсами в фармации, как особый вид управленческой деятельности, функционирует и развивается в организациях, ориентированных на повышение эффективности деятельности организации и повышении её конкурентоспособности. Ключевые слова: человек, ресурс, фармация

Введение.

В настоящее время термин «управление человеческими ресурсами» применяется очень широко. В менеджменте этот термин используется, по крайней мере, в двух смыслах. В широком смысле управление человеческими ресурсами рассматривается как стратегическое управление функционально-целевой общностью людей, с присущей ей социальной структурой, каналами коммуникации, координацией, делегированием, формулирующийся на основе разделения труда, специализаций функций и иерархизированной системы взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества. В узком смысле - это стратегический процесс определения более существенных связей среди людей, задач и видов деятельности с целью интеграции и координации человеческих ресурсов для эффективного выполнения поставленных целей [1]. Основная часть.

Для обоснования научно-теоретической и

методологической основы управления человеческими ресурсами в фармации, на наш взгляд, необходимо изучить мировой и отечественный опыт, субъективные и объективные факторы, влияющие на кадровые процессы, происходящие в сфере фармации, методологию, организацию и эффективность управления человеческими ресурсами на основе построения рациональной кадроведческой технологии [2]. В современное время широко используются американский, западноевропейский и японский опыт управления человеческими ресурсами. Японский метод управления считается многими мировыми экспертами в области управления человеческими ресурсами наиболее эффективным, так как японский метод управления персоналом четко и ёмко умещает в себя советский лозунг «кадры решают все»[3]. Ниже представлен алгоритм японского метода управления человеческими ресурсами, который состоит из четырех этапов[4]:

- собеседование и отбор специалистов;

- повышение квалификации и переподготовка кадров;

- карьерный рост и перемещение кадров;

- мотивация труда специалистов.

Необходимость в труде и непрерывное образование фармацевтов подразумевает то, что первые этапы в профессиональной жизни всегда присутствует. В третьем этапе обращает особое внимание новая форма должностного перемещения работников, основанная на учете индивидуальных способностей, профессионализма и результативности работы персонала.

Последний же этап является основным для стимуляции специалистов, с целью их полноценного и рационального использования, для стратегического развития промышленности в фармации.

Изначально развитием теории управления

организацией и управления человеческими ресурсами принято считать издание книги Ф.У Тейлора «Принципы научного управления»(1911г.) [5]. Основной акцент книги сделан на управление людьми в сфере производства товаров и услуг. Тейлор изучал

регламентацию трудовых процессов; каждое движение и прием труда хронометрировались, нормировались и задавались работнику, который предварительно проходил соответствующее обучение и инструктаж [5]. Осуществлялся контроль над обязательностью выполнения нормируемых операций. В результате внедрения системы Тейлора производительность труда резко возросла. Тейлором был сделан вывод: планирование и организация трудовой деятельностью, ранее осуществляемые самим работником, теперь эффективнее поручить человеку, занимающему управлением. Тейлор вошел в историю развития теории и практики менеджмента как «отец научного управления трудом» [5].

Администраторы, занимающиеся управленческой деятельностью, должны знать три основополагающих принципа в управлении человеческими ресурсами [6]: -принцип первый, процесс управления кадрами повышает эффективность и качество работы. Иными словами, группы людей, эффективно работающих вместе, могут сделать гораздо больше, чем, если бы они трудились по одному.

- второй принцип. Это принцип ответственности. Любые усилия людей более эффективны, когда они понимают свои специфические обязанности. Кроме того, важно, чтобы все служащие знали, перед кем они должны отчитываться, и кто будет поручать им работу, и наблюдать за исполнением. Полезно также чтобы каждый работник был ознакомлен со всей структурой власти в организации. Взаимоотношения различных органов власти должны быть ясны всем, начиная от рабочих, находящихся на нижней ступени организационной пирамиды, и кончая высшими руководителями.

- третий принцип-это налаживание коммуникаций. Формальная коммуникация прямо следует за структурой власти в организации. Так, когда человек знает, кто его руководитель и какими подчиненными он руководит, то формальные линии связи устанавливаются в двух направлениях. Этот процесс охватывает всех, так что существует коммуникационная линия, которая проходит сверху вниз через всю организацию, а также по горизонтали.

Для достижения цели управления необходимо выполнить определенные функции. Впервые функции управления выделил основатель школы административного

управления А. Файоя: планирование, организация, руководство, координация и контроль [7].

№3-2015

Данный перечень функций управления за прошедший период остается практических без изменения, не считая незначительных корректировок и дополнений. В частности, можно отметить, что Российскими последователями предложены следующие перечни функций управления: планирование, организация, мотивация и координация прогнозирование, принятие решений, учет и контроль [8]. Какова важность управления человеческими ресурсами и в чем разница в управлении персоналом и в управлении человеческими ресурсами? Анализ литературы показал следующее:

Во-первых, качественное управление человеческими ресурсами активно влияет на бюджет фармацевтического предприятия, в сторону увеличения[9].

Во-вторых, управление человеческими ресурсами является фактором конкурентоспособности фармацевтических

предприятий, что является основным признаком конкурентоспособности предприятия.

В-третьих, по мнению ведущих экспертов в этой области, управление человеческими ресурсами позволяет

предприятиям отрасли перейти из числа успешных в число лидеров фармацевтических предприятий. В-четвертых. Все ресурсы ограниченны, а человеческие безграничны, инициативны, способны к

совершенствованию, самовосстановлению, саморегуляции и развитию [10].

Понятия «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» многие отечественные эксперты и авторы стран СНГ считают одинаковыми и не отличающимися по содержанию. Авторы же теорий по управлению человеческими ресурсами в странах Европы и Америки, считают, что между этими понятиями существует разница в сфере целях деятельности и функциях (Таблица 1).

Таблица 1 - Разница между понятиями «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»

Основная деятельность Цель Функции

Управление человеческими ресурсами Решение стратегических, инновационных задач 1. Планирование и определение потребности в человеческих ресурсах; 2. Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации, развитие творчества, создания благоприятного социально - психологического климата; 3. Планирование общих выгод и затрат на персонал.

Управление персоналом Решение оперативных проблем, которые требуют вмешательства менеджера по персоналу. 1. Подбор и расстановка кадров 2. Управление трудовой мотивацией 3. Разрешение конфликтов 4. Организация оценки персонала 5. Организация оплаты труда

Для исследований очень важным является то, что понятие «создания благоприятного социально - психологического климата» входит в цели и функции управления человеческими ресурсами (в управление персоналом эта функция трактуется узким понятием «Разрешение конфликтов») [11].

Идеология советского периода «Управление через кадры», способствует сохранению административной системы использования кадрового менеджмента как инструмента организационного контроля, а не метода эффективного использования человеческих ресурсов. Поэтому все еще сохраняется тенденция минимизация расходов на развитие персонала и включение кадрового менеджмента в административное управление в сфере обращения лекарственных средств [12].

Управление управления человеческими ресурсами ориентировано на повышение профессиональной и социальной мобильности фармацевтического персонала, означающих их готовности к постоянному обучению и саморазвитию. Отсюда, управление человеческими ресурсами в фармации должно быть направлено на согласование личных целей фармацевтических организаций и предприятий и исходить из интереса фармацевтического персонала, их социально-профессиональной идентичности [13].

На наш взгляд, для совершенствования управлением человеческими ресурсами в фармацевтической

промышленности необходимо следующее:

- приближение к реальному варианту управления человеческими ресурсами фармации возможно на основе обеспечения корреляции внутриорганизационных установок и состоянии внешней организационной среды;

- минимизация организационных издержек путем децентрализации управления в субъектах фармацевтической деятельности;

- перераспределение целей кадрового менеджмента фармации при сохранении стратегического управления человеческими ресурсами в каждых конкретных ситуациях. В этой связи, необходимо отметить о трех важных моментах определения специфики менеджмента как особого вида управленческой деятельности, которые четко разграничивает понятия «менеджмент» и «администратор»:

- менеджер сам определяет цели своей деятельности исходя из целей организации;

- основная задача менеджера непосредственно связана с рациональным использованием и развитием ресурсов организации;

- деятельность менеджера носит инновационный характер, поскольку она ориентирована на постоянный поиск путей повышения эффективности вверенной ему области деятельности [14].

Администратор лишь выполняет волю вышестоящего руководства.

Предметом управления человеческими ресурсами в фармации являются кадровые процессы, происходящие в фармацевтических организациях в целях обеспечения качественного и своевременного выполнения профессиональных функций фармацевтическим персоналом.

Необходимо отметить, что фармацевтический персонал, как объект управления человеческими ресурсами в фармации, имея свои потребности, интересы, мотивы и психологические характеристики и воспринимая управленческие воздействия, активно влияет на процессы управления. В современных условиях рыночной экономики фармацевтический персонал участвуют в выборе места работы, формировании системы мотивации и стимулирования труда, профессиональных карьерных применениях и в выработке предложений по совершенствованию системы управления

(S^KaÉ^ny

№3-2015

фармацевтическим персоналом в сфере обращения

лекарственных средств.

Вывод.

Отсюда следует, что управление человеческими ресурсами в фармации можно рассматривать как новое стратегическое направление кадровой работы в сфере обращения

лекарственных средств, основанное на признании человеческого фактора, который на сегодняшний момент является приоритетным признаком успешности

фармацевтических предприятий и организаций во всем мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Управление персоналом. / Под ред. А.И.Турчинова . - М.: РАГС - 2002 - С. 105.

2 Шекшня С. Как efo skazat ро - russki? (современные методы управления персоналом в современной России) - М.: 000 Журнал «Управление персоналом совместно с ЗАО «Бизнес - школа» Интел - Синтез» - 2003. - С. 66-68.

3 Технология управления персоналом в России. Опыт профессионалов. //М.: Книжный мир - 2001. - С. 34.

4 Мескон М.Х Основы менеджмента: Пер.с англ.-М.:Дело,2001. - 188 с.

5 Ф.У. Тейлор, Принципы научного управления. Монография. - 1911. - Глава 2. - С. 102-103.

6 Травин В.В., Менеджмент персонала: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2001. - 288 с.

7 Файоль А. Управление это наука и искусство: Файоль А., Г.Эмерсон,Ф.Тейлор, Г.Форд / Сост. Г.Л.Подвойский. -М.: Республика, 1992. - 349 с.

8 Клевалина Н. Генри Форд, король всея Америки/ Н.Клевалина // Вокруг света. Рубрика «Люди и судьбы». - 2005. - № 2. - С. 22.

9 Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Издательство литер, 2000. - С. 71-75.

10 Питерс Г., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 2005.- 100 с.

11 Викулина О.В. Теория и практика психологии управления. Настольная книга менеджера по персоналу. - М.: Владос - Пресс, 2008. - 220 с.

12 Лупичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения.-4-е из, стер. - М.: МЦФЭР, 2009. - 192 с.

13 Шапиро С.А. Мотивация. - М.: Гросе-Медиа, 2008. - 224 с.

14 Матвеева Е.Г. Основные направления совершенствования управления инновационный деятельностью фармацевтических предприятий. [Текст]\Е.Г. Матвеева\\ Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика». - М.: 2008. - С. 51-52.

У.М. ДАТХАЕВ, А.Р. ШОПАБАЕВА, Г.Ж. УМУРЗАХОВА, К.Д. ШЕРТАЕВА, Э.А. СЕРИКБАЕВА

ФАРМАЦИЯ^Ы АДАМ КОРЫН БАСКДРУДЫ ЖЕТ1ЛД1РУД1 ДАМЫТУДЫН, НЕГ1ЗГ1 ТЕОРИЯСЫ

tywh: Фармациядагы адам кррын бас;ару, ол бас;арудыц ерекше Typi. Ол эртYрлi мекемелерде жумыс icTen жэне дамып жатыр. Ол оныц бэсекеге ;абшетттгш арттырады. tywh4í сездер: адам, ;ор, фармация

U.M.DATHAEV, A.R. SHOPABAEVA, G.J. UMURZAHOVA, K.D. SHERTAEVA, E.A. SERIKBAEV

THEORETICAL BASES OF DEVELOPMENT IMPROVEMENT OF HUMAN RESOURCES IN PHARMACY

Resume: Management of human resources in pharmacy , as a special type of management, operates and develops in organizations focused on improving the efficiency of the organization and increase its competitiveness. Keywords: human, resource, Pharmacy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.