Проблемы экономики и менеджмента
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 336.71.078.3
Э.Г. Губайдуллина
магистрант, кафедра математических методов, статистики и информационных технологий в экономике, Финансово-экономический институт ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ЭФФЕКТА СИНЕРГИИ ПРИ ПРОЦЕССАХ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ США (MSA)
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы процессов слияния и поглощения в банковской сфере. В качестве основы рассматриваются статьи американских авторов, первых обративших внимание на эффект синергии.
Ключевые слова: банк, объединение, поглощение, эффект синергии, выгода.
E.G. Gubaidullina, Tyumen State University
THEORETICAL FOUNDATION IS LAID SYNERGIES OF MERGERS AND ACQUISITIONS IN THE BANKING SECTOR USA (MSA)
Abstract. In this article discusses the theoretical basis of mergers and acquisitions in the banking sector. As the basis of article discusses American authors, first drew attention to the effect of synergy.
Keywords: banks, mergers, acquisitions, effect of synergy, profit.
В настоящее время в экономической литературе (в том числе и благодаря экономическому кризису 2008-го года) значительная часть работ касается вопросов, посвященных мотивам, побуждающим банки консолидации усилий. Несмотря на то, что каждый отдельный такой случай следует рассматривать через призму сопутствующих обстоятельств, наиболее общим моментов в таких ситуациях является то, что «в основе этих процессов всегда лежат затратосберегающие и финансовые причины» [1, с. 16].
Однако стоит отметить, что в современной экономической теории большое распространение получает теория синергии, или Теория повышения добавленной экономической стоимости компании. Зачастую, главный принцип этой теории описывается (как и Теория относительности Эйнштейна, наиболее известная по формуле E=mc2) с помощью одной формулы в различных вариациях: 1+1=3 или 2+2=5 и др.
В данной статье мы кратко рассмотрим историю появления данного термина и первые попытки осмысления соответствующего явления. Впервые данный термин встречается в 1983 г. в совместной работе М. Бредли, А. Десаи, А. Ким «The Rationale Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy?». Главный постулат теории основывается на том, что банки, участвующие в объединении, соглашаются на данную опе-
№ 7 (23) - 2013
3
Проблемы экономики и менеджмента
рацию в том случае, если «новообразованный банк в результате данного слияния, увеличивает стоимость их общих акций на сумму, превышающею простую сумму стоимости акций каждого из участников сделки» [Бредли и др. цит. по 2, с. 56].
Согласно данной теории, новообразованный банк, используя масштабный спектр вновь открывающихся возможностей, возникших в результате консолидации ресурсов банков, значительно увеличивает свою себестоимость, эффективность и конкурентоспособность в пропорционально большей степени, чем простая сумма данных характеристик всех участников сделки.
Эффект синергии выражается в том, что экономия от масштабов заключаются в том, что размеры вновь образованного банка, диверсификация его продуктов, услуг и брендинг способствуют получению дополнительных прибылей от перекрестных продаж большего числа продуктов и услуг большему числу их потенциальных клиентов.
Вполне естественно, что первые масштабные исследования в данном направлении также были сделаны на территории США. Так, Р. Де Янг, изучив тенденции роста стоимости более 300 американских банков, участвовавших в процессах MsA в 19851987 гг., сделал вывод, что «участие банков в процессах слияний не только увеличивает доходность нового банка, но и каждого в отдельности до этого независимых участников сделки» (перевод наш - Э.Г.) [5].
К аналогичному выводу несколько позднее пришли и такие исследователи, как Д. Акавейн, И. Бергер. Аналогично рассматривая динамику роста банковских активов банков, участвовавших в сделках по MsA с 1981 по 1988 годы, с теми же показателями банков в этих процессах не участвовавших, и опираясь на коэффициенты ROA, данные авторы пришли к выводу о том, что синергетический эффект «доходности вновь образованных банков выросла больше, чем у тех, кто сохранил независимость» [6]. Из найденных нами исследований отметим и статью Сильвии Чемберлен (1992), пришедшей так же к аналогичным выводам.
Среди «противников» синергетической теории особенно выделяется С. Роудс с его многочисленными работами (1990, 1993, 1994 гг.). Опираясь на математические методы моделирования экономики, исследователь приходит к выводу о том, что чистая прибыль банков, участвовавших в процессах MsA, является преувеличенной, а экономия, достигнутая в результате данных процессов, не является отражением синергетического эффекта, а объясняется вполне естественным процессом. В этом плане, нам весьма любопытным кажется употребленный им термин «Big bing» (по принципу «Big Bang», то есть «Большой Взрыв»), который мы можем перевести - конечно, с относительной долей условности, - как «Большой пшик» (перевод наш - Э.Г.) [8].
Упомянем также работы Д. Линдер и Д. Крейтена. Проведя анализ доходности банков Бостона, Филадельфии и Нью-Йорка (американцы часто называют данный район Новой Англией - прим. наше, Э.Г.), задействованных в изучаемых нами процессах, их методика основывалась на том, что параметрами сравнения банков, задействованных в слиянии и избежавших этой участи, выступали суммы чистых процентных при-
4
№ 7 (23) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
былей и издержек в трехлетний период после объединения. Их исследование показало, что делать однозначные выводы о том, что процессы MsA гарантированно увеличивают проценты чистой прибыли - неправомерно [9].
В теории синергии выделяется еще ряд моментов, требующих обязательного упоминания.
1) Эффект повышения доходности: новообразованный банк, образовавшийся в результате того, что более эффективный покупающий банк, приобретя (поглотив) менее эффективный, обладает более высокой эффективностью, чем это было до совершения сделки.
2) Эффект диверсификации: покупка банком-покупателем более мелкого банка, оказывающего аналогичные виды услуг. Экономический эффект в данном случае заключается в минимизации рисков, связанных с дополнительным инвестированием в увеличение производственных мощностей.
3) Эффект финансовой синергии: финансовые инвестиции на производство и продвижение продуктов внутри одного банка являются менее масштабными, чем затраты на их производство в сторонних организациях.
4) Эффект налогового щита: слияние банков, один из которых обладает финансовыми льготами, позднее распространяется на новообразованную структуру.
5) Информационный эффект: основан на информации в СМИ, сопровождающей сделку, когда информация о будущем слиянии поднимает цены на акции всех участников сделки [4, с. 26-28].
Полемичность вопроса об информационном эффекте в полной мере демонстрирует работа Х. Занга, рассматривавшего историю слияния более 100 американских банков за период 1985-1990 годов и пришедшего к выводу, что появление информационного эффекта вероятнее лишь в тех случаях, когда банк-покупатель приобретает акции банка, находящегося на грани банкротства [Zhang цит. по 2, с. 59-60].
А.Н. Седин, рассматривая историю процессов MsA в нашей стране, приходит к выводу, что немаловажным фактором, способствующим данному роду сделок, могут служить и личностные мотивы управляющего менеджмента банков, поскольку заработная плата топ-менеджеров зачастую находится в корреляционной зависимости от размеров компании [3, с. 55].
Член высшей школы экономики США Ричард Ролл заостряет внимание на этой эмоциональной составляющей процесса синергии, говоря, что данный эффект является преувеличенным. Он считает, что «разговоры об эффекте синергии - следствие терминологической эклектики в экономической литературе. Так, увеличение стоимости поглощаемого банка, в результате так называемого информационного эффекта, является банальным переходом средств от банка-покупателя к поглощаемому банку. Часто такие операции связаны с элементарными ошибками поглощающего банка в оценке стоимости активов поглощаемого банка» [Ролл 1992 цит. по 2, с. 68].
№ 7 (23) - 2013
5
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Прибыткин В.Г. Слияние банков: проверка теории практикой / В.Г. Прибыт-кин // Банковское дело в Москве. - 2008. - № 9. - С. 14-25.
2. Саркисянц А.Г. Слияния и банкротства банков: мировой опыт / А.Г. Сарки-сянц // Деньги и кредит. - 2002. - № 2. - С. 52-70.
3. Седин А.Н. Некоторые соображения о сценариях слияний и поглощений банков в России / А.Н. Седин // Банковское дело в Москве. - 2004. - № 7. - С 52-60.
4. Трофимов К.Т. Создание, реорганизация и ликвидация кредитных организаций / К.Т. Трофимов. - М.: Инфра-М, 2001. - 178 с.
5. De Young R. Determinants of Cost Efficiences in Bank Mergers / De Young R. // Office of the Comptroller of the Currency. - 1993. - Working Paper 93-101.
6. Akhavein J.A. The Effects of Megamergers on Efficiency and Prices: evidence from a Bank Profit Function / J.A. Akhavein, A.N. Berger, D.B. Humphry // Review of Industrial Organization. - 1993. -Vol. 12.
7. Chamberlain S.L. The Effects of Bank Ownership Changes on Subsidiary-Level Earnings / S.L. Chamberlain // The Wharton School, University of Pennsylvania. - 1992.
8. Roades S.A. Efficiency Effects of Horizontal (in-market) Mergers / S.A. Roades // Journal of Banking and Finance. - 1993. - Vol. 17.
9. Linder J.C. Bank Mergers: Integration and Profitability / J.C. Linder, D.B. Crane // Journal of Financial Services Research. 1992. - Vol. 7.
List of references:
1. Pribytkin V.G. Bank mergers: the practice test of the theory / V.G. Pribytkin // Banking in Moscow. - 2008. - № 9. - P. 14-25.
2. Sarkisyants A.G. Mergers and bank failures: A Global Perspective / A.G. Sarkisyants // Money and Credit. - 2002. - № 2. - P. 52-70.
3. Sedin A.N. Some thoughts on the scenarios of mergers and acquisitions of banks in Russia / A.N. Sedin // Banking in Moscow. - 2004. - № 7. - P. 52-60.
4. Trofimov K.T. Establishment, reorganization and liquidation of credit institutions / K.T. Trofimov. -Moscow: Infra-M, 2001. - 178 p.
5. De Young R. Determinants of Cost Efficiences in Bank Mergers / De Young R. // Office of the Comptroller of the Currency. - 1993. - Working Paper 93-101.
6. Akhavein J.A. The Effects of Megamergers on Efficiency and Prices: evidence from a Bank Profit Function / J.A. Akhavein, A.N. Berger, D.B. Humphry // Review of Industrial Organization. - 1993. -Vol. 12.
7. Chamberlain S.L. The Effects of Bank Ownership Changes on Subsidiary-Level Earnings / S.L. Chamberlain // The Wharton School, University of Pennsylvania. - 1992.
8. Roades S.A. Efficiency Effects of Horizontal (in-market) Mergers / S.A. Roades // Journal of Banking and Finance. - 1993. - Vol. 17.
9. Linder J.C. Bank Mergers: Integration and Profitability / J.C. Linder, D.B. Crane // Journal of Financial Services Research. 1992. - Vol. 7.
6
№ 7 (23) - 2013