ствия создаются новые социальные отношения взаимопонимания, возникает «философия партнерства», когда участники коммуникативного общения уже не «объекты», а «субъекты» творчества на равных правах с представителями информационной элиты. Участвуя в различных формах реальной обратной связи, коммуникатор и коммуникант вносят свои индивидуальные вклады в создание медиапродукта. Интерактивная сторона проявляется и в том, что на уровне общения для информационной элиты создаются технические и широкие творческие возможности для взаимодействия с различными социальными группами. И чтобы совершился поворот в эволюционном преобразовании массмедиа, необходим сдвиг к гуманистическим идеалам российской информационной элиты, которые по праву являются организаторами творческих процессов и чьи интеллектуальные особенности вкупе с дивергентным мышлением и профессиональными навыками будут ориентированы на восстановление рационального сознания, развитие духовно-нравственной культуры и рост креативного потенциала людей.
УДК 328.185
Кабова А. Н., Киященко Т. А.
Теоретические основы, проблемы и угрозы функционирования коррупции в современном российском обществе
В статье рассмотрена сущность, истоки, признаки коррупции, а также выявлены проблемы и угрозы функционирования коррупции в современной российской практике. Автором доказана необходимость регулирования процессов коррупции, законодательного ограничения, предотвращения возможных угроз коррупции для российского общества.
Ключевые слова: коррупция, истоки формирования коррупции, признаки коррупции, отечественная коррупция РФ.
Коррупция - сложный социальный феномен. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений. Общие вопросы теории, практика функционирования и основные угрозы коррупции исследуются в работах Богданова И.Я., Куракина А.В., Коротковой О.И., Розенко С.В., Тихомирова Ю.А., и др.
Важным аспектом при исследовании теоретических основ, проблем и угроз коррупции является рассмотрение точек зрения различных авторов по данной тематике. А.Я. Сухарев и В.Е. Крутских в Большом юридическом словаре трактуют коррупцию (от лат. согтарйо - «подкуп») как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. Л.М. Колодкин считает, что коррупция как общественное (социальное) явление выражается в использовании работниками государственных органов служебного положения в целях получения неправомерных, личных выгод материального или имущественного характера. Сходную позицию занимают в своем
учебном пособии «Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы» М.В.Костенников и А.В. Куракин.
Задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных в Российской Федерации. Был обнародован национальный план противодействия коррупции на 20122013 годы.
Исследуя теоретические основы функционирования коррупции в современном обществе, актуально обратиться к зарубежному опыту деятельности по предотвращению коррупции.
В ряде ведущих зарубежных стран борьба с коррупцией также является одной из важнейших в деятельности власти. В Великобритании, например, снижения коррупции достигли с помощью ужесточения наказания. Лицо, получившее взятку, подвергается уголовному наказанию независимо от того, совершило ли оно те действия, за которые была дана взятка, и от мотивов, которыми руководствовался взяткодатель. В отдельный состав коррупционного преступления британское законодательство выделяет подкуп с целью получения почетных наград. Чиновники там не имеют права принимать даже маленькие подарки от кого бы то ни было.
В Сингапуре, как и в России, снижения уровня коррупции добивались, опираясь на ряд вертикальных мер. В частности, была повышена зарплата судей, ужесточены меры наказания за отказ участвовать в расследовании коррупционных преступлений. Немалую роль сыграло и Бюро по расследованию случаев коррупции. Все эти меры способствовали превращению Сингапура как одного из самых коррумпированных в один из лидирующих по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию государств в мире.
В Китае борьба с коррупцией носит циклический характер. После очередного съезда Коммунистической партии, на котором объявляют борьбу с коррупцией, ее уровень резко снижается. Этому способствует и наличие смертной казни за отдельные виды коррупционных преступлений. Однако спустя какое-то время уровень коррупции снова повышается [1].
Коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.
Основные признаки коррупции:
• использование должностным лицом служебного положения в целях получения выгоды либо предоставление выгоды должностному лицу, сопровождаемое сознательным нарушением закона.
• наличие вполне определенных субъектов коррупционных отношений: взяткодатель, взяткополучатель и посредник; ведущую роль в коррупционных схемах играют те, кто занят в органах власти, структурах государственного управления и муниципальной службы.
• наличие личной заинтересованности, сознательное противоправное подчинение публичных интересов интересам частным.
• согласительный характер действий (присутствие взаимных обязательств); всегда носит взаимовыгодный, взаимозаинтересованный характер.
• латентность, закрытость, секретность. Стремление скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием - непременный атрибут коррупции.
Таким образом, коррупция - многоаспектное, многоуровневое, системно организованное социальное явление, органически интегрирующее в себе экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и даже политическую
составляющие. Распространена она как на элитарном, так и на среднем, и на низовом уровнях, проникает во все сферы и подсистемы общественного бытия, затрагивает интересы всех социальных групп, слоев и классов общества, поражает экономику и политику, социальную сферу и культуру.
Современная коррупция в РФ - это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний [2].
Коррупцию необходимо устранять, противодействовать ей, а также постоянно измерять уровень ее развития в важнейших социально-экономических сферах общества с целью выработки адекватных и эффективных управленческих решений и рычагов в борьбе с ней.
Степень угрозы коррупции на современное российское общество целесообразно оценить при помощи данных ряда статистических, социально-экономических показателей.
Приведем ряд важнейших статистических отчетов и данных.
Так в рейтинге «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index) 2012 года Россия заняла 133-е место из 176-ти.
В 2012 году индекс рассчитан по новой методологии. Изменен масштаб шкалы, которая стала стобалльной. Сравнение показателей CPI - 2012 с показателями прошлых лет неприемлемо. Изменение места страны в Индексе по сравнению с 2011 годом не отражает изменение в восприятии коррупции этой страны [3].
В 2012 году коррупционные нарушения в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 718,5 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений приходится на неисполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (356,3 млрд. рублей). Установлены коррупционные нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 238,5 млрд. рублей.
По данным опросов Общественной палаты, в восприятии граждан и экспертов уровень коррупции, несмотря на усилия властей и общества по его снижению, продолжает увеличиваться. Респонденты фиксируют рост коррупции на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном. Крайне неблагоприятно респонденты оценивают ситуацию в ЖКХ. По данным исследования, опубликованного Институтом социологии РАН в июле 2012 года, 86 % граждан считают, что антикоррупционная политика не приводит к улучшению ситуации. Растет доля граждан, обеспокоенных масштабами коррупции и безответственностью бюрократии (с 24 до 44 % в последние годы).
Более того, ухудшение ситуации с коррупцией, несмотря на реформы последних лет, отмечает каждый третий опрошенный россиянин. Результаты различных исследований свидетельствуют о том, что коррупция воспринимается как самая главная проблема, мешающая жить и работать в нашей стране. Не сокращается количество зон потенциального повышенного коррупционного риска в системе государственного и муниципального управления.
Данные, представленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, показывают, что количество выявленных фактов по основным коррупционным составам преступления - «злоупотребление полномочиями» (ст. 201 УК РФ), «коммер-
ческий подкуп» (ст. 204 УК РФ), «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ), «незаконное участие в предпринимательской деятельности» (ст. 289 УК РФ), «получение и дача взятки» (ст. 291 УК РФ), с 2011 по 2012 год резко возросло по сравнению с 2010 и 2011 годами. Особенно важны статистические данные департамента экономической безопасности МВД. Так установлено, что средний размер взятки за 2012 год составил почти 293 тысяч рублей.
По данным Следственного комитета РФ количество выявленных фактов взяточничества, как одного из наиболее частых проявлений коррупции, возросло почти в 1,5 раза. Если в 2005 г. Было зарегистрировано 9,8 тыс. случаев взяточничества, то в 2012 г. эта цифра возросла до 15475 зарегистрированных случаев этого вида преступления, из которых было возбуждено 11465 уголовных дел.
В 2012 году за преступления в сфере коррупции было осуждено более 3,5 тысяч человек. При этом в общем количестве уголовных дел, направленных в суд, преобладали дела о служебном подлоге (ст. 292 УК РФ)- 320; о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - 474; о мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ) - 876; о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) - 638; о получении взятки (ст. 290 УК РФ) - 1084; о даче взятки (ст. 291 УК РФ) - 1977. Сумма взяток по коррупционным преступлениям в данных категориях превысила полмиллиарда рублей [4].
Представления об уровне коррупции в обществе остаются стабильно высокими. 88 % населения полагают, что ту или иную часть доходов чиновники скрывают. Кроме того, общество негативно относится к отсутствию правового и организационного механизмов контроля за расходами государственных и муниципальных служащих.
Уровень готовности уведомлять правоохранительные органы о вымогательстве взятки (12 %) показывает реальные трудности формирования нормативного правосознания и правовой культуры граждан.
Эта ситуация объясняется гражданами тем, что они не доверяют способности правоохранительных органов бороться с коррупционерами и опасаются мести тех, на кого жалуются [5].
Все это подтверждает необходимость разработки системы мер по противодействию коррупции.
Специфика отечественной коррупции в РФ в настоящее время состоит в следующем:
• наличии широко разветвленной теневой экономики и значительных незаконных доходах, большая часть которых - основной источник финансирования коррупционеров;
• неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;
• неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;
• сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм;
• наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;
• слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;
• отсутствии парламентского и общественного контроля;
• минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.);
• исключительной, по сравнению с другими государствами, монополии чиновничества на принятие решений;
• широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;
• вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;
• постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений;
• коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий;
• международной направленности российской коррупции;
• беспрецедентном развитии бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления Российского государства - институте кормления [6].
Коррупция в современной России является одной из наиболее острых проблем, без кардинального решения которой невозможно развитие российского общества. Негативные последствия коррупции можно поставить в центр всех нынешних социальных коллизий в России.
Социально-деструктивные последствия коррупции проявляются во всех без исключения сферах общественной жизни. Поэтому государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.
По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.
Проблема коррупции в современном российском обществе является, пожалуй, самой актуальной. Проявляется это в основном в форме злоупотребления служебным положением, в фактах получения взяток, в расходовании денежных средств не по назначению, в том числе в личных целях.
Многогранность коррупционных проявлений определяет множественность направлений исследования с различных позиций: социально-управленческих, социально-философских, социально-экономических, социально-правовых и т.п.
Сложность изучения проблемы коррупции заключается в том, что она носит до определенного времени скрытый характер: относительная закрытость статистики, необходимость судебного доказательства наличия действий, носящий коррупционный характер, попадающих в разряд преступных, существенное отставание реакции общественности на противоправные действия чиновников и т.п. [7].
В борьбе с коррупцией в Российской Федерации предполагается много различных мероприятий, причем они в основной своей массе связаны с разработкой комплекса мероприятий по развитию электронного документооборота.
Актуально уходить от бюрократического аппарата, предполагающего большую рутинную работу с документами. Уровень коррупции значительно снизит перевод документов преимущественно в электронный вид, оказание всех видов государственных услуг посредством многофункциональных центров. Необходимо установить принцип «одного окна», напрямую связывающий заказчика и исполнителя ус-
луг, без посредников. Это снизит уровень коррумпированности. Целесообразно создать электронную систему отслеживания нарушений, ввести электронную защиту денежных средств. Современные информационные, инновационные технологии позволяют достичь этого за короткий период времени и сыграть огромную роль в устранении такого неблагоприятного процесса для российского общества, как коррупция.
Кроме того, актуально совершенствовать сами методики борьбы с коррупцией, делать их более эффективными, ведь уже применяющиеся методы борьбы исчерпали свою важность, стали немее актуальными, не отвечающие запросам и уровню развития современного общества. Остается слабой система наказания за коррупционные нарушения. Принятые законы носят декларативный характер и даже в таком виде имеют пробелы. Так, если обращаться к актуальной для нас сферы государственной службы РФ, стоит отметить, что в Российской Федерации существует запрет на занятие предпринимательской деятельностью для всех государственных служащих, но какие санкции налагаются, не прописано.
Эффективной методикой могла бы стать антикоррупционная экспертиза правовых актов, введение дополнительного вида наказания за коррупционные преступления в виде конфискации имущества, а также запрета коррупционерам занимать государственные и муниципальные должности на срок до 20 лет. Ужесточение мер увеличит уровень страха от последствий совершения коррупционных нарушений.
Кроме того, целесообразно актуализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую коррупционную сферу. Так, в Уголовный кодекс РФ необходимо внести перечень преступлений коррупционной направленности. Такой же список должен появиться в Кодексе об административных правонарушениях РФ, куда может войти подкуп избирателей, нецелевое использование бюджетных средств, использование служебной информации на рынке ценных бумаг и др. Кроме того, актуально прописать в Уголовный Кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ ответственность должностных лиц за неэффективное расходование бюджета и умышленное завышение цен при осуществлении государственных закупок.
Важным структурным образованием в области борьбы с коррупцией должен стать независимый суд, который должен адекватно судить нарушителей по четко установленной системе наказания за вид совершенного коррупционного преступления.
Итак, коррупцию можно смело назвать одним из главных барьеров развития общества. Для борьбы с ней необходимо не только совершенствование законодательства, но также и воспитание в гражданах нетерпимости к коррупции. Идея борьбы с коррупцией должна быть понятна для простых граждан, должно быть ясно, как это будет реализовываться на практике. Если на практике будет сложно реализовываться, нужно предлагать, что следует изменить. Важно выступать за ужесточение наказания за коррупционные действия. Должно быть суровое наказание за серьезное коррупционное преступление, которое смело можно считать преступлением против общества. А у нас наказание мизерное по сравнению с выгодой, которую человек получает при взятке. Не существует рецепта против коррупции, это не зубная боль. Ни одна страна в мире не победила коррупцию и никогда не победит. Но можно значительно снизить ее уровень. Однако для этого нужно приложить много усилий.
Литература
1. Белаев А.Ш. Законодательное определение коррупции: общая характеристика и критический анализ // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4.
2. Добреньков В.И., Исправникова Н.Р. Коррупция: современные подходы к исследованию: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.
3. Киселева А М., Тимченко А.Е. Противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2012. № 1.
4. Короткова О.И. Коррупция и ее проявления - как одна из наиболее актуальных проблем Российской действительности // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3.
5. Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М.: Юрист, 2012.
6. Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. № 4. 2012.
7Малько А.В. Антикоррупционная политика: Справочник. М.: Проспект. 2011.
УДК 32.01
Артюхин О.А., Восканян Л.Т.
Социально-политические основы политических воззрений А.С. Панарина
В статье проводится политологический анализ научного творчества А.С. Панарина, выявляется его социально-политическая основа и гуманистическая направленность, исследуются его политические воззрения и выявляется степень влияния его идей на современную политическую науку и практику. Основной социально-политической проблемой, которая прослеживается через всю его творческую жизнь, является проблема выбора пути развития России.
Ключевые слова: политический процесс, философия политики, научное творчество А. С. Панарина, гуманизм, социально-политические подходы, политологическая парадигма.
Творчество российского ученого А.С. Панарина вызывает нескрываемый интерес в политологическом сообществе. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, анализ деятельности и творчества крупных ученых сам по себе обладает эвристической ценностью и дает приращение научного знания, благодаря систематизации идей, прояснению понятий и отчетливому презентации концепции ученого. Во-вторых, подобное исследование обладает и социальной значимостью, так как при анализе идей крупного философа, которым, несомненно, был Панарин А.С. (19402003)., с необходимостью проявляются алгоритмы предложенных им решений тех проблем, которые в настоящий период стоят перед обществом. Тем более, последний тезис имеет отношение к ученым-политологам. Сам Панарин считал, что «ни одна сфера не может сравниться с политикой по охвату, глубине и силе своего воздействия на человеческое существование». [1, с. 10]
В-третьих, глубокий анализ творчества отечественного ученого имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, конструирует и возрождает тради-