Научная статья на тему 'Теоретические основы понятия толерантности'

Теоретические основы понятия толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
872
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРЕДЕЛЫ (ГРАНИЦЫ) ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панченко Кирилл Сергеевич

Предметом исследования является толерантность как общенаучный феномен. В ходе выяснения природы толерантности проанализирована этимология рассматриваемого слова, изложены основные концепции представителей различных наук. Определена значимость толерантности для современного общества. Актуализируется проблема пределов толерантности. Раскрывается вопрос о применении по аналогии пределов толерантности, используемых в биологии, медицине, технике, в общественных отношениях. Определено, что в общественных системах критерии носят оценочный характер. Отмечена важность санкционной функции толерантности. Затронут вопрос правовой толерантности. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. В процессе проведения исследования были использованы такие методы, как сравнительный, системный анализ и другие. Основными выводами проведенного исследования являются определение толерантности как научной категории, которая служит для отражения терпимого отношения общества, государства, социальных групп, отдельных личностей к проявлению отличий. Толерантность, помимо терпимости, характеризуется устойчивостью, выносливостью, допустимым отклонением. Особое место среди видов толерантности занимает правовая толерантность, под которой следует понимать допущение проявлений отличных интересов, ценностей, стремлений, мнений и т. п. Однако эти проявления должны иметь границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF THE CONCEPT OF TOLERANCE

An object of research is the tolerance as a general scientific phenomenon. During clarification of the nature of tolerance the etymology of the considered word is analysed, the main concepts of representatives of various sciences are stated. The importance of tolerance for modern society is defined. The problem of limits of tolerance is staticized. The question of application by analogy of the limits of tolerance used in biology, medicine, the equipment, in the public relations reveals. It is defined that in public systems criteria have estimated character. Importance of sanctions function of tolerance is noted. It is raised the question of legal tolerance. The methodological basis of a research is made by a dialectic method. In the course of carrying out a research such methods as the comparative, system analysis and others were used. The main conclusions of the conducted research are determination of tolerance as scientific category which serves for reflection of tolerance of society, the state, social groups, individuals to manifestation of differences. The tolerance, besides tolerance, is characterized by stability, endurance, a tolerance. A specific place among types of tolerance is held by legal tolerance as which it is necessary to understand assumption of manifestations of excellent interests, values, aspirations, opinions, etc. However these manifestations have to have borders.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы понятия толерантности»

3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Панченко Кирилл Сергеевич. Должность: старший инспектор. Место работы: Воронежский институт МВД России. Подразделение: отдел морально-психологического обеспечения. E-mail: k.s.panchenko@yandex.ru

Аннотация: Предметом исследования является толерантность как общенаучный феномен. В ходе выяснения природы толерантности проанализирована этимология рассматриваемого слова, изложены основные концепции представителей различных наук. Определена значимость толерантности для современного общества. Актуализируется проблема пределов толерантности. Раскрывается вопрос о применении по аналогии пределов толерантности, используемых в биологии, медицине, технике, в общественных отношениях. Определено, что в общественных системах критерии носят оценочный характер. Отмечена важность санкционной функции толерантности. Затронут вопрос правовой толерантности.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. В процессе проведения исследования были использованы такие методы, как сравнительный, системный анализ и другие.

Основными выводами проведенного исследования являются определение толерантности как научной категории, которая служит для отражения терпимого отношения общества, государства, социальных групп, отдельных личностей к проявлению отличий. Толерантность, помимо терпимости, характеризуется устойчивостью, выносливостью, допустимым отклонением. Особое место среди видов толерантности занимает правовая толерантность, под которой следует понимать допущение проявлений отличных интересов, ценностей, стремлений, мнений и т. п. Однако эти проявления должны иметь границы.

Ключевые слова: толерантность, правовая толерантность, пределы (границы) толерантности.

THEORETICAL BASES OF THE CONCEPT OF TOLERANCE

Panchenko Kirill Sergeevich. Position: senior inspector. Place of employment: Voronezh institute of MIA Russia. Department: moral - psychological support. E-mail: k.s.panchenko@yandex.ru

Annotation: An object of research is the tolerance as a general scientific phenomenon. During clarification of the nature of tolerance the etymology of the considered word is analysed, the main concepts of representatives of various sciences are stated. The importance of tolerance for modern society is defined. The problem of limits of tolerance is staticized. The question of application by analogy of the limits of tolerance used in biology, medicine, the equipment, in the public relations reveals. It is defined that in public systems criteria have estimated character. Importance of sanctions function of tolerance is noted. It is raised the question of legal tolerance.

The methodological basis of a research is made by a dialectic method. In the course of carrying out a research such methods as the comparative, system analysis and others were used.

The main conclusions of the conducted research are determination of tolerance as scientific category which

serves for reflection of tolerance of society, the state, social groups, individuals to manifestation of differences. The tolerance, besides tolerance, is characterized by stability, endurance, a tolerance. A specific place among types of tolerance is held by legal tolerance as which it is necessary to understand assumption of manifestations of excellent interests, values, aspirations, opinions, etc. However these manifestations have to have borders. Keywords: tolerance, legal tolerance, limits (boundaries) of tolerance.

Слово «толерантность» весьма популярно в современном мире. Оно используется политиками, общественными деятелями, также встречается оно и в быту. Нередко данное понятие употребляется в ситуациях, имеющих весьма отдаленное отношение к тому, что в научной терминологии принято именовать толерантностью [4].

Идеи толерантности активно освещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, где поисковая система Google по запросу «толерантность» выдает 3 730 000 результатов.

В ходе анализа данных «Частотного словаря современного русского языка» также подтверждается рост и широта употребления дефиниции «толерантность». Так, рассматриваемое слово встречается в текстах 59 различных направлений. В связи с этим можно говорить о том, что толерантность уверенно входит в словарный фонд русского языка.

Слово «толерантность» стало употребляться в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Ф. Павленкова 1910 года толерантность толковалась как «терпимость вообще и особенно относительно религиозных отношений, короче — веротерпимость». Стоит добавить, что в словаре 1866 года А. Д. Микельсона «30000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней» данное значение обозначено словом «толеран-тизм» с указанием на его происхождение от латинского слова tolerantia.

Следует отметить, что в русском языке в начале XIX века активно употреблялись французское tolerance без перевода [19, с. 140].

Таким образом, основой слова «толерантность» является латинское «tolerantia», которое проникло в русскую языковую среду через французский язык, что также подтверждается включением слова в исторический словарь галлицизмов русского языка.

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д. Н. Ушакова также обнаруживается значение толерантности как терпимости. В «Новом словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой к слову «толерантный», помимо значения «терпимый», приводятся следующие значения: «способный, умеющий терпеть что-либо чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т. п.); снисходительный», также присутствуют медицинские значения слова: 1) способный переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда (об организме); 2) характеризующийся отсутствием иммунологической реактивности.

Помимо представленных значений, в специализированных словарях встречаются специфические трактовки толерантности. Например, в экологии под рассматриваемым термином понимается выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора. В медицине толерантность — синоним привыкания и снижения чувствительности к какому-либо раздражителю. В специализированных словарях, посвященных философским терминам,

толерантность раскрывается как терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. В политологических словарях дается разъяснение, что толерантность — это позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах [14]. В случае если эти силы находятся у власти, толерантность проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции.

В психологических словарях толерантность раскрывается через внутренние процессы, происходящие в психике человека.

Анализ содержания термина «толерантность» в представленных и в ряде других словарей позволяет констатировать, что на сегодняшний день исследуемое определение употребляется в различных областях деятельности человека, в том числе в области экономики, медицины, психологии, техники и механики [13, с. 24].

Стоит отметить, что со стороны гуманитарных наук проблема толерантности вызвала повышенный интерес на рубеже XX—XXI веков.

Обзор научной литературы показал, что теоретическая проблематика толерантности в настоящее время находится в стадии разработки. В связи с этим представленные выше понимания толерантности дополним анализом различных воззрений в научной сфере.

В рамках психологического подхода толерантность раскрывается в ценностных ориентациях, организационной культуре, конфликтах, мотивации, социальных нормах, массовых процессах, культурной и социальной адаптации и др. [2, с. 5].

Толерантность в социальной психологии воспринимается в контексте ее проявления и развития: во взаимодействии двух или нескольких групп, сообществ, каждое из которых обладает определенной спецификой [17, с. 105]. Е. С. Сухих, указывая на многозначность психологического смысла толерантности, выделяет одну из ее характеристик: устойчивость к неопределенности, устойчивость к стрессу, конфликту, поведенческим отклонениям, этническую устойчивость [20, с. 67].

Особое внимание уделяется толерантности как личностной характеристике, отражающей профессионализм и зрелость личности [7, с. 5].

В педагогике толерантность фигурирует в качестве одной из определяющих ценностей современной личности. Отмечается, что в условиях воспитания и обучения толерантность поддается формированию.

Толерантность как качество культуры встречается в научных представлениях М. П. Мчедлова: «Толерантность — это качество культуры (нравственной, правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность» [21, с. 9].

В политической науке идее толерантности отводится ключевое место, где она — демократическая ценность, неотчуждаемый элемент свободного общества. Толерантность — это обратная сторона нравственного и культурного плюрализма и релятивизма [12, с. 38]. Категоризация толерантности в политике раскрывается через призму конфликта интересов.

Однако некоторые ученые отмечают неполноценность такого подхода в том, что он не отражает политическую толерантность как самостоятельный концепт. В связи с этим Р. Л. Боярков предлагает понимать под толерантностью 1) политическое действие индивида, 2) способ отношения и способность включения инди-

вида в различные контексты политической жизни, 3) продолжение принципа индивидуальной автономии свободы, 4) принятие политически значимого другого [3, с. 158].

В социологии толерантность понимается как терпимость к другому образу жизни, поведению в разных сферах жизни человека и общества. В обществе образ жизни, поведение могут различаться, исходя из конфессиональных, этнических, социальных, классовых, гендерных и других различий. Отмечается важность в процессе формирования толерантных отношений установок на взаимное понимание, исходящие как с одной, так и с другой стороны. В свою очередь О. А. Свинцова выделяет ко всему прочему интегрирующее свойство толерантности, основанное на социальном взаимодействии в рамках единой ценностно-установочной системы, направленное на солидарность и гармоничное сосуществование [16, с. 22].

В философских науках основными направлениями изучения являются особенности исторической эволюции идеи толерантности, определение ее содержания и роли в обществе. Парадигма толерантности рассматривается как качество, свойство социальных отношений или ценностная установка.

Так, Н. Г. Степанова в предложенной дефиниции делает упор на позитивную установку в общественном сознании, которая определяет продуктивно-деятельный характер отношений между носителями различных культур [18, с. 21]. А. С. Пуртова трактует толерантность как качество общества, необходимое для его нормального функционирования и развития [15, с. 72].

В современной отечественной научной литературе по-прежнему идет дискуссия по вопросу толкования толерантности как синонима терпимости. Такой подход встречается у М. П. Мчедлова, В. В. Шалина, Б. Г. Капустина, И. В. Кругловой и др.

Не отражая в подробностях сложившееся положение, согласимся с Е. С. Суминой в том, что возникает проблема понимания феномена толерантности, исключающего ее активное отношение и наделяющего ее свойством безграничности [19, с. 213]. Вызвано это тем, что семантика существительного «терпимость» подразумевает безграничное принятие, покорность, смирение.

Отметим, что терпимое отношение является важной основой толерантности, но не исчерпывающей. В связи с этим представляется интересной точка зрения А. Г. Асмолова, который дополняет дефиницию, помимо терпимости, устойчивостью, выносливостью, допуском, допустимым отклонением [11, с. 6].

Проанализировав имеющиеся представления о толерантности, представляется возможным охарактеризовать рассматриваемую дефиницию как признание многообразия и многомерности взглядов, культуры, норм, верований; принцип их интеграции; ценность, культурную норму; принцип взаимоотношений между представителями различных убеждений и взглядов.

Также отметим, что существование общества, полностью исключающего любое проявление толерантности, невозможно. Идеальным интолерантным обществом могло бы послужить то, где поведение его членов характеризовалось бы в повседневной деятельности принципами «каждый сам за себя», «человек человеку волк». Такое общество априори не могло состояться либо оно бы мгновенно распалось, если бы его члены разом изменили свою парадигму с конструктивной на указанную выше.

Для уяснения роли толерантности следует обратиться к примерам медицины и техники. Например, в медицине толерантность к физической нагрузке является суммарным показателем физиологических возможностей организма. Е. К. Миронова также отмечает, что индивидуальность толерантности к физической нагрузке тесно связана с процессами адаптации [10]. Толерантность определяется максимальным количеством введенного в организм вещества, которое может быть усвоено организмом без клинически уловимых патологических явлений. К. В. Василюк отмечает главное определение толерантности в свойстве иммунитета. Актуальность иммунологической толерантности выражается, например, при пересадке органов и тканей, при вынашивании ребенка, когда антигены матери могут уничтожить плод, при вынашивании близнецов, когда их организмы могут уничтожить друг друга.

В производстве толерантность характеризует устойчивость процесса [24, с. 15]: до тех пор пока не будет достигнут предел толерантности, механизм будет работать и производить продукцию без брака. Толерантность устанавливается при конструировании изделия и закладывается в технические документации. Конструктор задает толерантность напрямую в цифрах или использует в соответствии с системой допусков и посадок стандартизированные символы допуска.

Принцип толерантности встречается и в работе измерительной техники [5, с. 97]. С. С. Хахулиным к одним из достоинств искусственных нейронных сетей, помимо нелинейности, обучаемости (адаптивности), обобщения информации, масштабируемости, отнесена толерантность (отказоустойчивость) [25].

В области эксплуатационной пригодности также встречается понятие толерантности, но оно уже относится к ошибкам с возможностью возврата в исходное положение.

Общество, как и технические, биологические системы, также состоит из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, т.е. являются системой.

Данное утверждение справедливо и с точки зрения материального подхода, где под обществом понимается продукт взаимодействия людей, который представляет собой систему, состоящую из элементов, где общественные отношения выступают тем специфическим, что отличает его от всех других систем материального мира [8, с. 402].

В свою очередь Т. Парсонс определяет общество как тип социальной системы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей другие социальные системы [12].

Отметим, что действие механизмов в различных сферах общественной жизни обусловлено многообразием интересов отдельных групп, институтов.

Таким образом, можно заключить, что общество как динамичная система функционирует по определенным законам. Это утверждение находит подтверждение у профессора В. А. Толстика [22], которое заключается в том, что для эффективного развития общества необходимо учитывать законы (закономерности) природы и общества. Причем в процессе государственного управления должны учитываться и законы природы, и законы общественного развития. Однако профессор отмечает некоторую хаотичность, произвольность принимаемых управленческих решений, отсутствие сколько-нибудь определенного понимания глубинной детерминации, существующей между различными

природными и социальными явлениями и процессами в правовом регулировании общественных отношений. По мнению В. А. Толстика, объяснить сложившуюся ситуацию можно тем, что в отличие от природы в обществе существует значительно более сложный механизм действия социальных закономерностей.

Основываясь на изложенном, предположим, что основная функция толерантности в виде допущения отличия (санкционная функция) будет способствовать согласованию расовых, этнических, сексуальных проблем, культурных, социальных и других отличий.

Обратим внимание на то, что толерантность как допущение в общественных отношениях встречается в трудах эпохи Средневековья. Так, например, концепция толерантности Н. Кузанского основывается на понимании естественности и неустранимого различия, инструментальное понимание толерантности заменено «толерантным сознанием», т.е. является моделью толерантного сознания [9, с. 14].

В. М. Золотухин отмечает, что толерантность, выступая основой общественного плюрализма и стабильности социокультурных систем, создает условия для плодотворного развития. По мнению ученого, общество будет более стабильно, если будет присутствовать множество альтернатив [6, с. 17].

Таким образом, толерантность способна содействовать разрешению существующих противоречий. В связи с этим можно утверждать, что в общественных отношениях толерантность так же необходима и так же естественна, как и в механических и биологических системах.

Так или иначе толерантность основана на допущении многомерности и многообразия проявлений человеческой природы, культуры, норм, верований, моделей поведения.

Обратим внимание на то, что терпимость, не имеющая границ, провозглашена христианством [6, с. 75].

Однако многочисленные жизненные примеры, например события в новогоднюю ночь в Кёльне, с неизбежностью порождают вопросы: «Проявление толерантности в обществе всегда идет на пользу? Или нужно ее все-таки ограничить?».

Отрицательная оценка толерантности дается в работах В. В. Шалина, Г. Маркузе, С. Жижека и М. Крен-стона. Д. В. Алексеев, анализируя толерантность как деструктивный феномен, в своем исследовании измерил негативную сторону явления отсутствием или снижением социально-онтологического иммунитета по отношению к социокультурной чужеродности и негативной девиации, что в свою очередь, по мнению автора, ведёт к деградации социальной реальности (в ситуации гегемонии (доминирования) «толерантности» как идеологического агента мультикультурализма) [1, с. 14].

Другой аспект отмечен учеными В. А. Толстиком, Н. А. Трусовым в отношениях государства и общества, суть его заключается в том, что чем выше толерантность общества к фактам несправедливости, тем больше степень расхождения между правом и справедливостью; чем дольше общество готово мириться с несправедливостью содержания норм права, чем дольше оно будет бездействовать, тем дольше ничего не изменится [23, с. 27].

Мнения вышеперечисленных ученых так или иначе отражают «парадокс терпимости», суть которого, по мнению К. Поппера, заключается в том, что «неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости».

Таким образом, для того чтобы толерантность создавала условия для развития общества, а не причиняла ему вред, следует ограничить ее. Необходимо выработать критерии для установления ее пределов. Пример предела толерантности можно проиллюстрировать цитатой из романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: «Я не могу относиться к нему толерантно, когда он утверждает, что правительство нарочно спаивает народ водкой».

Вопрос пределов толерантности широко обсуждается в научном мире. И если в медицине и технике толерантность имеет конкретное выражение, что указывает на существование границ, пределов, диапазона толерантности, (например, толерантность к глюкозе определяется показателем верхней границы — 6,7 ммоль/л), то критерии пределов толерантности в обществе будут носить оценочный характер.

Так, С. М. Шалютин границами существования толерантности определяет всеобщий нравственный закон, ведущим принципом которого И. Кант считал признание человека в качестве цели и высшей ценности.

В. М. Золотухин указывает на то, что рамки закона должны ограничивать толерантность и ее проявления [6, с. 27].

Пределы толерантности динамичны: они то сужаются, то расширяются. Процесс выявления пределов достаточно сложен, однако позволяет определить степень или меру участия в жизненных ситуациях той или иной ценности, определяя её место и значимость в конкретном обществе и государстве. Считаем, что с учетом выявленных пределов государственными органами будут приниматься взвешенные и прозрачные решения по острым общественным вопросам, например, стоит ли разрешить смертную казнь, свободное ношение гражданами огнестрельного оружия, аборты, криптовалюты, легкие наркотические средства, ношение национальных и религиозных одежд, эвтаназию, проституцию, гомосексуализм, и по множеству других вопросов. Решения будут находить отражение в праве.

Право, являясь особенным регулятором отношений, выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. В связи с этим правовая толерантность занимает особое место среди других видов толерантности. Основанная на уважении прав и свобод человека и гражданина, она способствует налаживанию диалога в первую очередь государства и общества. Свобода выбора, относительная независимость любого участника общественных отношений проявляется в достижении своих целей с помощью различных вариантов поведения. Границы правовой толерантности ограничивают выбор известными пределами, за этими пределами находится уже недопустимое.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что толерантность является научной категорией, которая служит для отражения терпимого отношения общества, государства, социальных групп, отдельных личностей к проявлению отличий. Однако в этих отношениях должны проявляться уважение, принятие и признание. Толерантность, помимо терпимости, характеризуется устойчивостью, выносливостью, допустимым отклонением. Особое место среди видов толерантности занимает правовая толерантность, под которой следует понимать допущение проявлений отличных интересов, ценностей, стремлений, мнений и т. п. Однако эти проявления должны иметь границы, нарушение которых необходимо своевременно пресекать.

Список литературы:

1. Алексеев Д. В. Плюрализм и толерантность как социально-деструктивные феномены : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. — Челябинск, 2014. — 23 с.

2. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. — СПб., 2007. — 120 с.

3. Боярков Р. Л. Феномен толерантности : политологический анализ : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01.

— Санкт-Петербург, 2011. — 202 с.

4. Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05. — М., 1997. — 159 с.

5. Гогин В. А. Метрологическое обеспечение приборов для измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений : дис. ... канд. техн. наук : 05.11.15. — Казань, 2005. — 220 с.

6. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии : автореф. дис. ... д-ра. филос. наук : 09.00.13. — Кемерово, 2005. — 43 с.

7. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. — 2006.

— № 2. — С. 3—13.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 27. — М., 1962. — 695 с.

9. Меньшиков А. С. Философские основания теории толерантности в трактате Николая Кузанского «О религиозном мире» : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.03. — Екатеринбург, 2006. — 22 с.

10. Миронова Е. К. Толерантность к физической нагрузке у больных с метаболическим синдромом : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.06. — М., 2008. — 126 с.

11. На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова — М., 2000.

12. Парсонс Т. Система современных обществ. — Ш1_: //http://socioline.ru/pages/tolkott-parsons-sistema-sovremennyh-obschestv

13. Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция // Вестник ТГПУ. — 2004. — № 2. — С. 24—31.

14. Политическая наука : словарь-справочник / сост. д. полит. наук И. И. Санжаревский. — Тамбов. — 2010.

15. Пуртова А. С. Особенности толерантности в обществе социального транзита : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. — Архангельск, 2012. — 178 с.

16. Свинцова О. А. Интеграционный потенциал толерантности в российском обществе: региональный аспект : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. — Волгоград, 2008. — 220 с.

17. Смирнов А. Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы // Толерантность и поликультурное общество. — М., 2003. — С. 105.

18. Степанова Н. Г. Межэтническая толерантность в современном российском обществе: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 — Барнаул, 2008. — 152 с.

19. Сумина Е. С. Толерантность : от феномена к лин-гвокультурному концепту : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20. — Екатеринбург, 2007. — 277 с.

20. Сухих Е. С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы // Человек. Сообщество. Управление : научно-информационный журнал.

— 2005. — № 4. — С. 67.

21. Толерантность / под общ. ред. М. П. Мчедлова. — М. : Республика, 2004.

22. Толстик В. А. Закономерности эффективного государственного управления // Государственно-

правовые закономерности : теория, практика, техника : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 23—24 мая 2013 г.) : в 2 т. / под общ. ред. В. А. Толстика. — Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2013. — Т. 1. — 655 с.

23. Толстик В. А., Трусов Н. А. Борьба за содержание права: монография. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. — 202 с.

24. Фролов А. В. Систематизация и анализ структур данных в информационной системе прогнозирования параметров металлорежущих станков : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.01. — М., 2002. —152 с.

25. Хахулин С. С. Процедура проектирования нейро-сетевых алгоритмов цифровой обработки сигналов в радиотехнических устройствах : автореферат дис. ... канд. техн. наук : 05.12.04. — Рязань, 2007.

26. Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. — URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1 -10545/

Работа проверена в системе Антиплагиат.ВУЗ.

Процент оригинальности составляет 79, 22 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензия

на научную статью, подготовленную старшим инспектором отдела морально-психологического обеспечения Воронежского института МВД России капитаном полиции Панченко Кириллом Сергеевичем, «Теоретические основы понятия толерантности»

Представленная на рецензирование научная статья К.С. Панченко посвящена анализу толерантности как общенаучного феномена. Актуальность избранной темы обусловлена тем обстоятельством, что толерантность оказывают самое непосредственное и определяющее воздействие на развитие и функционирование общества и государства.

Несмотря на количество проводимых исследований до сих пор в отечественной и зарубежной науке ученым не удалось прийти к единому пониманию толерантности.

В рецензируемой статье критически анализируются основные подходы к пониманию рассматриваемой категории. Автор, анализируя этимологию рассматриваемого термина основные концепции представителей различных наук, совершенно справедливо подчеркивает то, что толерантность пронизывает все сферы общественной жизни, в том числе и правовую. В работе выделены характерные черты толерантности.

Автор, затрагивая проблему пределов толерантности, указывает на необходимость выработки ее пределов в общественных отношениях, Отмечается, что они будут носить оценочный характер.

Научная статья опирается на значительное количество источников, взгляды автора достаточно аргументированы. В представленной статье содержатся собственные выводы и предложено авторское определение толерантности и ее разновидности правовой толерантности.

В целом научная статья К.С. Панченко отличается комплексностью, логичностью, доступностью изложения материала и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Начальник кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор полковник полиции

В.А. Толстик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.