Научная статья на тему 'Теоретические основы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях цифровизации образования'

Теоретические основы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях цифровизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL ABILITIES / EDUCATION / SCHOOL / DIGITAL SCHOOL / DIGITALIZATION / DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тавадян Ангелина Михайловна, Зима Виктория Андрониковна, Хусаинова Нургуль Байрамалиевна

В статье раскрываются ключевые подходы к подготовке студентов будущих учителей начальных классов к работе в условиях цифровизации образования. Значительное внимание уделяется характеристике цифровизации образовательного процесса. Аргументируются основные пути решения проблемы подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тавадян Ангелина Михайловна, Зима Виктория Андрониковна, Хусаинова Нургуль Байрамалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of preparation of students for pedagogical activity in the conditions of digitalization of education

The article reveals the key approaches to the preparation of students future primary school teachers to work in the conditions of digitalization of education. Considerable attention is paid to the characteristic of digitalization of the educational process. The main ways of solving the problem of training students of pedagogical universities for future professional activity in the conditions of digitalization of education are argued.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях цифровизации образования»

10. Cocker L. Aigina J. Introduction to Classical and Modern Test Theory. University of Florida. 1996. P. 64. 1 1 .http://www.sibmedsport,ru\article\9027 kopyternaya-zavsimost-ka k-ubercb-rebenka-ot-razrushitelnogo-vozdeysiviaY

12. Блог Коршуновой Елены Михайловны. Влияние компьютерных игр на здоровье младших школьников. Исследовательская работа.

THEORETICAL BASES OF PREPARATION OF STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZA TJON OFEDUCA T/ON

Tavadyan Angelina Mikhallovna, Postgraduate student, Assistant

Zirna Victoria Andronikovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Khusainova Nurgul Bairamatievna, Assistant

Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article reveals the key approaches to the preparation of students ■■ future primary school teachers to work in the conditions of digita/ization of education. Considerable attention is paid to the characteristic of digitization of the educational process, The main ways of solving the problem of training students of pedagogical universities for future professional activity in the conditions of digitization of education are argued.

Keywords; pedagogical activity; pedagogical abilities; education; school; digital school; digita/ization; digitalization of education,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются ключевые подходы к подготовке студентов - будущих учителей начальных классов к работе в условиях цифровизации образования. Значительное внимание уделяется характеристике цифровизации образовательного процесса. Аргументируются основные пути решения проблемы подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: педагогическая деятельность; педагогические способности; образование; школа; цифровая школа; цифровизация; цифровизация образо вания.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

? Тавадян A.M., 2019 i Зима ß. А., 2019 ? Хусаинова Н,Б„ 2019

СП

о

CXJ

-О Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

V

S

137

Процессы модернизации в российском образовании предъявляют на сегодняшний день все более высокие требования к личности педагога. Основная задача российской образовательной системы -это обеспечение высокого качества образования на основе сохранения её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современная школа - это образовательный центр, центральное звено в реализации стратегических планов нашей страны и основным элементом построения нового общества. Стержневыми задачи новой школы являются выявление способностей всех учеников, вое* питание порядочного и патриотичного гражданина, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Цифровизация - это глобальный переход на цифровой способ связи, записи, хранения и трансляции информации при помощи цифровых устройств. Главной задачей современных педагогических вузов является профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к работе в условиях цифровизации образования. По мнению Г.Л. Тульчинского, "происходящая цифровизация и перспективы ее углубления и расширения ставят вопросы об изменении не только организации образования, но и самой психологии отношения к нему" [8, 2].

Актуальность цифровизации образовательного процесса в России подтверждается отставанием от большинства государств, при-

ТАВАДЯН Ангелина Михайловна, аспирант, ассистент

ЗИМА Виктория Андрониковна, кандидат педагогических наук, доцент

ХУСАИНОВА Нургуль Байрамалиевна, ассистент

кафедра Дошкольного и начального образования, Ставропольский государе г венный педагогический институт, Ставрополь

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

*

138

мерно в четыре раза по уровню развития и внедрения цифровых технологий. 8 связи с этим, предполагается перестройка существующей системы образования на всех уровнях. Следовательно, будут пересмотрены подходы к подготовке педагогов начальной школы, то есть недостаточно элементарных навыков владения ПК, а именно набирать документы или делать презентации. Ужесточатся требования к содержанию учебного материала, а также его оформлению. Предмет, который не способствует повышению интереса у обучающихся, будет являться показателем недостаточного уровня профессионализма педагога [4, 231].

Главной задачей государства является обеспечение притока в российскую систему образования не просто вынужденных людей, а одаренных личностей, способных на соответствующем уровне организовать процесс обучения в школе, также осваивать новые цифровые технологии и, самое главное, продолжать свою научную и исследовательскую деятельность. Государство в сфере образования обязано предоставлять безопасный доступ школьников и педагогов всех образовательных организаций к необходимой учебной и научно литературе размещенной в электронных библиотеках, к информационно-дидактичес-ким программам, технологиям, сетям и базам данных [4|.

Современные цифровые школы - образовательные организации, которые грамотно используют цифровое оборудование, программное обеспечение в процессе обучения в зависимости от ряда особенностей, таких как географического положения, материального обеспечения, уровня подготовки педагогического коллектива и т.д., с целью повышения конкурентоспособности российского образования [6].

По мнению Л.А. Прониной, сегодня большинство научных исследований, в которых рассматривается развитие общества на современном этапе, посвящены внедрению информационно-технологических новшеств и их социально-экономическим последствиям. По ее мнению, цифровизация представляет собой социокультурный процесс, который оказывает значительное влияние на образование, культуру, социальную сферу и т.п.

По мнению И.Б. Мыловой, при подготовке будущего учителя начальной школы главное учитывать специфику педагогической профессии. А.В. Молоокова отмечает, что решение вопроса совершенствования подготовки учителя начальных классов к использованию ди-

дактических возможностей средств информатизации [1].

Анализ научной литературы показал, что существует значительное количество исследований, посвященных вопросам профессиональной подготовки учителей в условиях информатизации образования (Л.В. Бочарова, Ю.С. Брановский, С.Д. Каракозов, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, A.B. Могилев, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт, О.Г. Смолянинова, A.A. Темербе-кова, Л.А. Харитонова и др.).

На сегодняшний день школа нуждается не просто в профессионалах, а в истинных подвижниках педагогической профессии, индивидуальных личностях, способных не только решать возникающие проблемы, но и мыслить творчески. Все это возможно только в том случае, если такими педагогами будут не единичные личности, а все учителя поднялись на новый уровень профессионально-личностного развития. В связи с этим школа должна соответствовать целям опережающего развития, обеспечивать сохранение достижений прошлого, а также внедрять новые образовательные технологии. Для организации и осуществления качественного образования в условиях цифровизации школы должны быть обеспечены высокотехнологичным учебным оборудованием, интерактивными учебными пособиями, учебниками и высокоскоростным Интернетом [5].

Сегодня понятие "цифровизация", несомненно, можно включить в словари в качестве омонима, из-за большого количества значений. Если попытаться трактовать этот термин "по-простому", то цифровизация - это то, что необходимо сделать, чтобы образовательный процесс стал более гибким,приспособленным к реалиям современного дня и способствовал формированию конкурентоспособных профессионалов в зарождающемся "цифровом мире".

Цифровизация - это средство получения предполагаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, который приносит обучающимся высокий результат, а будущим работодателям - высокопрофессиональных мобильных специалистов.

Понятие "цифровизация" сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая двигается дальше, чем просто замена материального ресурса на цифровой. Например, книги не просто превращаются в электронные книги, а представляют собой целый спектр интерактивных и мультимедийных ресурсов. Соответственно, процес-

сы могут стать уже онлаин-диалогами между всевозможными сторонами процесса образования.

В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Педагогические способности на данный момент играют важнейшую роль в профессиональном становлении молодых педагогов начальной школы. Педагогические способности-это качества личности, которые выражаются в интегрированности склонностей и мотивации к работе с детьми, любви к детям. Основными компонентами педагогических способностей являются: дидактические, коммуникативные, исследовательские, организаторские, перцептивные, рефлексивные, научно-познавательные.

Профессиональный стандарт педагога выдвигает новые требования к будущим учителям начальной школы, не только к его профессиональным компетенциям, но и личностным качествам. Будущий учитель начальной школы одновременно выполняет несколько ролей: воспитатель, преподаватель, организатор деятельности детей, активный субъект общения со школьниками, их родителями, коллегами, консультант, общественник и просветитель, исследователь педагогического процесса. Современные педагоги обязаны повышать уровень профессиональной подготовки и педагогического мастерства, постоянно вести творческий поиск нового.

Каждый педагог, который начинает свой профессиональный путь, сталкивается с трудностями из-за недостатка педагогического опыта. Профессиональное становление педагогов протекает сложнее, чем у представителей иных профессий, так как наличие педагогического образования не дает гарантий на успех начинающим педагогам. Аудиторные программные знания не являются залогом того, что вчерашний студент, сегодня станет хорошим учителем. По мнению A.C. Макаренко, для этого необходимы синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями. Кроме того, педагогическое мастерство во многом должно переходить от учителя к ученикам.

Стоит отметить, что, по мнению Е. А, Каши-ной,". ..изменились требования кумениямуча-щихся, поскольку необходимо не только чи-

тать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию" [2, 1].

На основании этого, можно сделать вывод о том, что формирование у любого человека информационной культуры как звена общечеловеческой культуры и условия комфортного существования в обществе является приоритетной задачей современной системы образования.

Вопросы, которые сейчас стоят перед педагогическими вузами, сводятся к выбору стратегии дальнейшего развития и выбора направления, на котором планируется сфокусироваться. Перед вузами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. г

В связи с этим в настоящее время появилась необходимость решения указанной проблемы каждым вузом с учетом его возможностей и особенностей. На наш взгляд, данная проблема требует комплексного решения, Цифровизация не только предоставляет новые средства, которые способствуют развитию образовательных вузов по всему миру, но и дает возможность для обмена имеющимся знаниями и опытом для расширения кругозора и принятия более обоснованных решений в ходе профессиональной деятельности.

На сегодняшний день применение цифро-выхтехнологийспособствует развитию дополнительных направлений в образовании, например, формированию цифровых кампусов университетов и библиотек, которые практикуются не только за рубежом, но и в России, Главной функцией обучения, образования становится "научить учиться", быть готовым к переменам, к работе с более сложными проектами, заимствованию передовых, в том числе -зарубежных практик, расширению кругозора, отслеживая тенденции в других отраслях и профессиях.

Система образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реальность [7, 248]. Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседнев-

ен о

CXJ

-О Q-Ш

щ

I-X

о

си

со

со г

s

139

ш S

О ш

< а

#

140

нои деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения.

А. Соболев, директор Департамента государственной политики в области высшего образования Минобрнауки РФ, говоря об итогах реализации первого этапа приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ" выделил три ключевых обстоятельства. Первое - весь мир переходит в цифровой формат, значит, и процесс образования не должен отставать, то есть должен переходить в "цифру". Второе - цифровизация образования предоставляет возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, а также нести ответственность за свое образование, что, на данный момент не обеспечивает система как школьного, так и высшего образования. Третье - целостная цифровая система образования предоставит равный доступ для граждан всей страны к качественному и самому современному образованию 1'3|.

Для соответствия уровня подготовки будущих учителей начальных классов к работе в условиях цифровизации образования необходимо прообразовывать в первую очередь традиционный образовательный процесс высшей школы. Сможет ли выпускник вуза активно использовать и применять в своей педагогической практике, например, новые цифровые технологии, если ни разу не видел их в процессе своего обучения. Думается, нет.

Более того, цифровая компетентность выпускников педагогических вузов должна превышать существующую номенклатуру компетенций - чтобы работать на опережение ситуации. Широкое и интенсивное развитие компьютерных, прежде всего - оп!(пе, образовательных программ, кардинально видоизменяет процесс и формат высшего образования, является серьезным вызовом высшей школе -как по содержанию образовательного процесса, так и по его организации. Эти вызовы нуждаются в серьезном осмыслении. Основная суть состоит не в машинальном конспектировании лекций или подготовке электронных версий учебников, а о "разгерметизации" процесса обучения, выходе его за пределы университетских учебных аудиторий и лабораторий, а также библиотек. Цифровизация предъявляет иные, совершенно новые компетенции, отличные от тех, которыми сегодня должны обладать выпускники педагогических вузов в России.

Современные педагоги должны понимать, что время, когда преподаватель высшей школы был первоисточником какой-либо информации, а весь процесс обучения состоял из прослушивания лекций и обсуждения тех же вопросов на семинарских занятиях, давно прошло. Любой студент вуза в течение нескольких кликов выведет эту информацию на экране своего мобильного устройства или гаджета, ссылаясь на первоисточник.

Цифровые технологии также кардинально модифицируют содержание и форму преподавания учебных дисциплин. Речь не о рутинных электронных презентациях или использовании видеороликов по теме занятия. Основная идея в появившейся возможности прямых подключений к международным форумам, различным электронным базам данных, мировым новостям. В проведении практических занятий возможно использование социальных сетей. При помощи 5куре или различных мессе ндже-ров возможно подключение к занятию ведущего специалиста или эксперта из других регионов или стран.

Важнейшей функцией обучения становится "научить учиться" сегодняшних студентов педагогического вуза, они должны быть готовы расширять свой кругозор, не бояться перемен, включаться в сложные проекты, уметь обдуманно заимствовать передовые, зачастую международные практики и т.д.

Можно сделать вывод о том, что роль педагога высшей школы, а также содержание его работы, несомненно, изменяется в процессе цифровизации образования. Главная его задача - не столько разработка программы курса и названий тем к лекционным и семинарским занятиям, их своевременное обновление в зависимости от новых требований и появления современной научной и учебной литературы, сколько мониторинг электронных ресурсов и баз данных, где все эти материалы представлены. Педагог - это навигатор, который помогает выстраивать нужную траекторию получения современного качественного образования в условиях цифровизации.

На наш взгляд, надо помнить о том, что педагог в вузе для студентов, а не наоборот. Следовательно, нужно уделять особое внимание воспитанию и развитию будущих учителей начальных классов. И не стоит переживать о полном обесценивании роли преподавателя в вузе, ведь пока человек живет, процесс его социализации и индивидуализации невозможен без личностного общения.

Литература:

1. Башка ТЩа А. Новая национальная утопия: светлое цифровое будущее // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/economics/201 7-06-05/ 1_7002_utopia.htm!.

2. Кашина Е. А, Прогнозирование структуры ин-гегрировэниогокурса информатики :дис.... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 187 с.

3. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.poisknews.ru/magazi ne/31969/

4. Национальной доктрине образования в Российской Федерации URL https://rg.ru/2000Z10/11/ äö ktrin а тйЫь html.

5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (4 февраля 2010 г.) URL:https:/ /base.gara nt.ru/6744437/.

6. ФЗ от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/,

/. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагоги ческое общество России, 1998. - 640 с. 8. Гульчинский ГЛ. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки.-2017. - №6.-С 121-136.

СП

о

CXJ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-О Q-Ш

щ

ь-X

о

си

со

со г

MARITIME EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE SYSTEM FOR ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING CREW MEMBERS OF SEA VESSELS

Taranuha Svetfana Nikolaevna, PhD of Technical sciences, Associate Professor, Department of Mathematical Modeling and Applied Informatics

Saveleva Marina Nikolaevna, PhD of Philosophical sciences; Department of Water Transport Economics ~

State University of Maritime and Inland Shipping named after Admiral S.O, Makarov, Saint-Petersburg ¡,

The article defines the groups of internal and external factors that form the information legal field and the environment offunctioning ofthe marine educational organization. Potential risks of failure to meet the expectations of the main stakeholders have been identified. A link has been established between indicators of the fulfillment of the expectations of interested parties and a system for assessing the quality of the activities of the marine educational organization. The system of externa! and internal quality assessments of the maritime educational organization has been defined according to the requirements of the main groups of stakeholders.

Keywords: management of educational organization; quality; independent assessment risks; stakeholders.

'k

s

141

МОРСКАЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КА ЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ

В статье определены группы внутренних и внешних факторов, формирующих информационно-правовое поле и среду функционирования морской образовательной организации. Выявлены потенциальные риски невыполнения ожиданий основных заинтересованных сторон. Установлена связь между показателями выполнения ожиданий заинтересованных сторон и системой оцен ки качества деятельности морской образовательной организации. Определе на система внешних и внутренних оценок качества морской образовательной организации согласно требованиям основных групп заинтересованных сторон.

Ключевые слова;управление образовательной организацией; качество; независимая оценка; риски; стейкхолдеры.

Одним из трендов современного общества является переход к экономике, основанной на знаниях. Сегодня знания стали важнейшим ресурсом роста производства, источником повышения производительности труда и экономического роста национальных экономик в целом ¡11.

Качество полученного образования, впоследствии конвертированное в развитие науки, технологий, бизнеса определяет уровень жизни населения и вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности государства,

В условиях глобализации и цифровизации, когда трансформируется роль образования в обществе, на первый план выходят вопро-

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

? Тарануха С.Н., 2019 J Савельева ММ, 2019

ТАРАНУХА Светлана Николаевна, кандидат технических наук, доцент, кафедра Математического моделирования и прикладной инф орма тики

САВЕЛЬЕВА Марина Николаевна, кандидат философских наук, кафедра Экономики водного транспорта

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Пе гербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.