ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ К СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ
Нурхон Анваровна Султонова
Старший преподаватель, Кокандский государственный педагогический институт
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается вопросы подготовки детей к социальной жизни в семье в современных условиях, анализируется учения и наследия Восточных мыслителей о важности образования и воспитания в подготовке детей к социальной жизни в семье, также, приведены рекомендации социально-педагогического сотрудничества с родителями в воспитании детей.
Ключевые слова: семья, социальная жизнь, воспитание, учение, родители, социально-биологический, экономический, моральный, психологический, педагогический.
THEORETICAL BASIS OF TRAINING CHILDREN TO SOCIAL LIFE IN THE
FAMILY IN MODERN CONDITIONS
Nurkhon Anvarovna Sultonova
Senior Lecturer, Kokand State Pedagogical Institute
ABSTRACT
The article discusses the issues of preparing children for social life in the family in modern conditions, analyzes the teachings and heritage of Eastern thinkers about the importance of education and upbringing in preparing children for social life in the family, and also provides recommendations for social and pedagogical cooperation with parents in raising children.
Keywords: family, social life, education, teaching, parents, socio-biological, economic, moral, psychological, pedagogical.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема семьи была признана актуальной с давних времен. В частности, в священной книге зороастризма - Авеста, уделяется большое внимание обучению детей правилам общества, воспитанию их в духе творчества и в подготовке их к общественной жизни.
Семья - объединение людей, основанное на кровном родстве, а также взаимосвязанных общим проживанием и ответственностью. Функции семьи
необходимы человечеству, это первое обучение ребенка жизни в обществе, привитие навыков и черт индивида, передача каких-либо традиций и ценностей. Ни один из социальных институтов не может взять такую роль в социализации.
МЕТОДОЛОГИЯ
В контексте исламского учения этот вопрос стал еще более важным. Семьям рекомендуется следовать законам шариата и принципам ислама при подготовке детей к общественной жизни.
Восточные мыслители Абу Райхан Беруни, Абу Наср Фароби, Абу Али ибн Сино, Юсуф Хас Хаджиб, Алишер Навои заложили основы социального образования, показав в своих работах важность образования и воспитания в подготовке детей к социальной жизни в семье.
Позже просвещенные ученые-педагоги - Завкий, Аваз Отар, Дилшоди Барно, Фуркат, современные ученые-педагоги джадиды- Махмудходжа Бехбуди, Мунавар кори Абдурашидхонов, Абдулла Авлони, Хамза Хакимзода подчеркнули важность социального образования в обществе, через свои взгляды на важность подготовки молодого поколения к социальной жизни в процессе интеграции в общество.
Вопросы подготовки детей к социальной жизни в семье в современных условиях раскрываются философами, психологами и педагогами в процессе изучения различных аспектов проблемы семьи.
Психолог В.М. Каримова в своей научной работе «Формирование социальных представлений о семье у узбекской молодежи» изучила эмпирические аспекты проявления социальных представлений об узбекской семье в различных группах.
Один из ученых-педагогов А.К. Мунаваров в своем исследовании «Педагогические условия эффективности семейного воспитания» изучал социальный статус семьи и функции социального воспитания.
Доктор педагогических наук, профессор О. Мусурманова уделяет особое внимание подготовке детей к общественной жизни через формирование духовной культуры в семье. Говоря о семейном воспитании, ученый сказал, что оно комплексное и охватывает все аспекты жизни общества: «В семейном воспитании много мудрости. Прямой или изогнутый рост только что посаженного саженца зависит от усердия и навыков садовода. Если не отрегулировать развитие подрастающего саженца, он будет развиваться неправильно. Существует естественное сходство между воспитанием новорожденного и состоянием молодого саженца.
Очевидно, что трудовое воспитание, нравственные нормы, чувство Родины и патриотическое воспитание, духовное и эстетическое воспитание, физическое воспитание, уважение к взрослым, сострадание к детям, воспитание национальной гордости, социальное воспитание и так далее».
ОБСУЖДЕНИЕ
Семья - это место, где человек может быть спокойным и расслабиться. Семья также является важным источником образования. В воспитании детей в семье есть добрые традиции, унаследованные от бабушек и дедушек, проверенные тысячелетиями. Доктор педагогических наук, профессор М. Иномова выделила следующие аспекты семьи: -1 Во-первых, семья оказывает уникальное и неповторимое влияние; -1 во-вторых, семья - это своеобразное «зеркало» для ребенка, и личный пример родителей, которое играет важную роль в воспитании ребенка;
- В-третьих, семья - это мир уникальных эмоций, в котором сосредоточены положительные, а иногда и отрицательные эмоции;
- В-четвертых, в семейном окружении у детей также развивается чувство сострадания к другим;
- в-пятых, участие ребенка в семейной жизни также является важным фактором нравственного воспитания;
- В-шестых, семья - отражает обязанности супружества, родителей. Любовь родителей друг к другу может быть одним из основных факторов, влияющих на воспитание ребенка.
Семейная жизнь характеризуется многогранными отношениями: социально-биологическими, экономическими, моральными, психологическими. Каждый этап развития семьи связан с окончанием одной функции, возникновением другой, масштабом и описанием роста социальной активности ее членов. По словам В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, семья выполняет важные социальные функции по отношению к обществу и личности.
Обязанности семьи по отношению к обществу заключаются в следующем:
- Естественный прирост населения. Количество детей должно быть в пределах, установленных государством для смены поколений.
- Воспитательная задача - передача знаний, навыков и умений, норм, ценностей, духовного богатства.
- Производительное хозяйство. Социологи подсчитали, что для полного отделения семьи от семейных дел потребуется еще 40-45 миллионов человек.
- Организация свободного времени.
Обязанности семьи по отношению к человеку следующие:
-1 Функция супружеские пары. Супружеские пары - самые близкие люди, они дополняют друг друга и получают друг от друга духовную поддержку.
- Родительская ответственность. Семья дает необходимую страсть, чтобы украсить жизнь родителей в преклонном возрасте.
- Женитьба.
РЕЗУЛЬТАТ
Добиваясь социально-педагогического сотрудничества с родителями в воспитании детей, необходимо обращать внимание не только на наличие у родителей педагогических и психологических знаний, но и на то, что они духовно и социально активны. В этой связи педагогически полезна следующая инструкция, разработанная на основе рекомендаций студентов-психологов и врачей (Акромова Ф., Усмонходжаев А.):
- Как известно, корень всех болезней - нервозность, стараться налаживать семейные отношения и не нервничать при организации профессиональной деятельности, стараться сохранить достоинство других субъектов в процессе организации общественных отношений;
- разговаривайте с другими и старайтесь быть искренними, что бы вы ни делали;
- всегда делайте что-нибудь полезное, помня, что безделье может вызвать у человека разные неприятные мысли;
- не быть равнодушным к проблемам членов семьи или близких, а также к интересующим их вопросам, всегда поддерживать их, помогать им и стараться делать добро;
- любовь к жизни и окружающим людям, ведь любовь придает человеку душевные силы, увеличивает физические и умственные возможности;
- быть постоянно активным;
- быть как можно скромным, потому что гордость - крах жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое главное и ценное в жизни-это семья. Сначала та, в которой ты рождаешься, а затем та, которую создаешь сам. Это означает, что семья - это образовательное сообщество, и никто не может выполнять роль семьи ни при каких обстоятельствах.
REFERENCES
1. Иномова М. Духовно-нравственное воспитание детей в семье - Т .: 1999.
2. Kaikovus Qobusnoma. - Т .: Учитель, 1986.
3. Каримова О. Основы семейного права. - Т .: 2003.
4. Каримова В. Психология семейной жизни. - Т .: 2006.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика - М .: ЮРАЙТ, 2003.
6. Мунавваров А. К. Педагогические условия эффективности семейного воспитания. Т .:Фан. 1989 г.
7. Мунавваров А. В. Семейная педагогика - Т .: Педагог, 1994.
8. Мусурмонова О. Семейная духовность - национальная гордость. - Т .: Учитель, 1999.
9. http s: //www.kritika24 .ru/page.php?id=31497