Т.М. Воителева
Теоретические основы обучения русскому языку
В статье рассматриваются теоретические основы обучения русскому языку на современном этапе: лингвистические, психолого-педагогические, психолингвистические.
Ключевые слова: язык, норма, речь, деятельность, деятельностный подход, актуальный уровень развития, ближайший уровень развития, речевое развитие.
В настоящее время четко определены основные цели курса русского языка как родного: формирование языковой личности средствами
учебного предмета, развитие логического и образного мышления в про- ш х цессе анализа и практического синтеза высказываний, развитие связной ¡5 устной и письменной речи, ее производства и восприятия, формирование £ речевых и творческих способностей детей, обучение началам научных о знаний о языке на примере родного. ©
Теория и методика обучения русскому языку опирается на данные языкознания, педагогики, психологии, психолингвистики.
В основе обучения русскому языку лежит разграничение между понятиями «язык», «норма», «речь».
Ф. де Соссюр указывал, что язык и речь, имея разные свойства (язык -установление, речь - реализация установки языка; язык социален, речь индивидуальна), являются двумя сторонами более общего явления -речевой деятельности.
Л.В. Щерба, характеризуя язык и речь как одно явление, выделял следующие его аспекты: 1) речевую деятельность, основанную на процессах понимания и говорения; 2) языковую систему (словарь и грамматику); 3) языковой материал [7, с. 26].
Академик В.В. Виноградов, рассматривая проблему единства языка и речи, отмечал, что язык порождает речь, с одной стороны, и преобразуется под ее воздействием - с другой. Таким образом, язык и речь, будучи взаимосвязанными, выполняют разные функции и имеют разные единицы.
Язык представляет собой структурированную систему, так как языковые уровни находятся во взаимодействии. Языковая система реализуется в процессе ее функционирования. Следовательно, «язык в качестве общечеловеческой деятельности представляет собой речь» [5, с. 516].
Регулирует использование языковых единиц в определенной речевой ситуации языковая норма, которая рассматривается как результат речевой деятельности.
Под языковой нормой понимается совокупность соответствующих структуре языка, закрепленных традицией употребления наиболее устойчивых языковых единиц, используемых в процессе коммуникации. Нормативность языковых средств обеспечивает функционально-стилистическую дифференциацию языка. Основой литературных норм являются стилистически нейтральные языковые явления разных языковых уровней: фонетического, лексического, грамматического. Целесообразность употребления языковых единиц в том или ином функциональном стиле рассматривает стилистическая норма.
Изучение русского языка в современной школе происходит на основе структурно-семантического направления, отличающегося
многоаспектностью анализа языковых единиц. Основываясь на традици-| ях грамматики, данное направление предусматривает изучение единиц | языка в триединстве (значение, форма, функция).
В настоящее время достаточно четко выделился подход к языковым явлениям, при котором лингвистические единицы рассматриваются в плане их взаимной связи, контекстуальной обусловленности и тексто-образующей специфики (таблица 1). Это связано с реализацией функционального подхода к языку, при котором структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения, т.е. изучения языка «на основе коммуникативных единиц, неразрывно соединяющих в своей смыслозавершенности все звенья целого дискурса» [4, с. 48].
Таблица 1.
Единицы языка Уровни языка
Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический
Слово (фонетическое слово, лексема, словоформа, син-таксема) Анализ внешней оболочки фонетического слова, его звуковой состав Выяснение лексического значения, происхождения и употребления слова (лексемы) Определение грамматических значений словоформы, принадлежность к части речи Определение синтаксической функции слова, его роли в построении текста
Словосочетание Анализ звуков в потоке речи Дает возможность более точно назвать предмет, действие и т.д. Помогает уяснить сочетательную способность знаменательных частей речи Является структурным элементом предложения
Предложение Анализ ИК, ударения Анализ значения многозначного слова в контексте Текстообра-зующая роль слов разных частей речи Анализ свойств, структуры, семантики. Синтаксическая синонимия
Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст, основная единица речи.
Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют, что формирование речемыслительных способностей учащихся происходит на трех уровнях:
- сознательного восприятия и запоминания;
- применения знаний на основе образца; ш х
- творческого использования знаний на этапе формирования речемысли- ¡5 ^
тельных умений. £
Одним из важнейших в педагогической психологии является положе- §
ние о ведущей роли обучения, которое должно вести за собой умствен- © ное развитие. В связи с этим в последние десятилетия большое значение в педагогике и методике придается развивающему обучению, психологической основой которого стала концепция Л.С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития личности.
Рассматривая проблему соотношения обучения и развития ребенка, психолог утверждал, что последнее осуществляется в двух зонах: актуального, т.е. реально существующего, и ближайшего развития.
Актуальный уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач. Каждый учащийся имеет свой уровень такого развития, зависящий от способности безошибочно выполнять задания разной степени сложности за один и тот же промежуток времени.
Уровень ближайшего развития основан на становлении психических процессов школьников-подростков и характеризуется их способностью безошибочно выполнять те или иные задания с помощью учителя. Разность уровней ближайшего и актуального развития Л.С. Выготским названа зоной ближайшего развития, которая создается обучением, опережающим развитие. Психологами доказано, что в процессе обучения следует постоянно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка, что позволит организовать более эффективную работу по формированию знаний, умений и навыков, а также обозначить перспективы в системе обучения.
На современном этапе обучения русскому языку актуальным является обучение на обобщающей основе (Б.Н. Эльконин, В.В. Давыдов), конкретизированное применительно к русскому языку Л. А Тростенцовой (морфология), С.И. Львовой (морфемика и словообразование), А.Ю. Купало-вой (синтаксис).
Обобщение, или образование понятий, - это переход от описания отдельного языкового факта к нахождению и выделению класса подобных явлений. Обобщение формируется от элементарных форм до научных обобщений, рассматриваемых в виде понятий с помощью абстрактного мышления.
Понятие - это логически оформленная общая мысль о классе каких-либо предметов, явлений. Так, при изучении морфологии обобщенными понятиями являются понятия части речи и грамматических признаков части речи, при изучении морфемики - понятие морфемы и т.д.
Критерием правильности обобщений и овладения ими школьниками | является сознательный перенос умственных действий, т.е. использование | их в новых условиях. Формирование у школьников обобщений и понятий считается одной из главных целей обучения.
В современной отечественной психологии господствует деятельнос-тный подход к формированию личностных качеств ученика. Это значит, что педагогические процессы учения-обучения рассматриваются как деятельность. Основой названного подхода является межличностное общение (учитель - ученик, ученик - ученик), в процессе которого возникает мотив, потребность общения. Выдающимися психологами Л.С. Выготским, Н.И. Жинкиным, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими доказано, что психическое развитие каждого возрастного периода определяется ведущей деятельностью, в ходе которой формируются психические новообразования.
Ведущей деятельностью в психологии принято считать такую «деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [6, а 95].
Согласно данным педагогической психологии, ведущей деятельностью среднего школьного возраста является общение, в результате которого развивается культура устной и письменной речи, анализируется грамматический строй языка как предмет осознания, необходимого для формирования речевых умений и навыков учащихся, которое достигается путем изучения системы языковых средств в функциональном плане.
Опережающий характер обучения, который осуществляется через ведущую деятельность, основан на предвидении ближайших перспектив как психического, так и личностного развития школьника.
Из этого следует вывод, что обучение и воспитание через ведущую деятельность способны целенаправленно влиять на психическое развитие ребенка в целом, на становление его личности.
Периодизация речевого развития связана с дифференциацией функций речи в зависимости от возрастного этапа и ведущей деятельности, а также со способностью овладения детьми разными языковыми средствами, осознанием функций и форм речи.
Особенностью речевого развития школьников является тот факт, что языковая система, средства языка становятся предметом специального изучения. Происходит совершенствование устной и усвоение письменной речи. Речь детей-школьников становится более зрелой, совершенной, логичной, связной, доказательной. В школьном возрасте дети учатся варьировать свои высказывания в зависимости от речевой ситуации, среды, цели общения.
Овладение речью представляется как деятельность, основой которой ш х является единство «языка» и «языковой способности». Речь в соответст- и ^
ш I
вии с этим положением рассматривается как средство общения, с одной ^ стороны, и как механизм познавательной деятельности — с другой. (3
В основе закономерностей порождения речи лежит учение Л.С. Выгот- © ского о мышлении и речи. Мысль, согласно теории Л. С. Выготского, проходит длительный путь, прежде чем воплотиться в развернутую речь. В основе мысли лежит мотив высказывания, благодаря которому строится общий замысел, следующий через этап внутренней речи, где создается «потенциальная схема высказывания», и, наконец, фраза и развернутое речевое высказывание [1, с. 381].
Переход компонентов внутреннего замысла высказывания во внешнюю речь проявляется «через определенную структуру предложения», поскольку процесс порождения речи связан с переводом предикативности внутренней речи во внешнюю предикативность, с переводом грамматики мысли в грамматику слов.
С точки зрения обучения речевой деятельности методически значимой является модель порождения речи, созданная известным психологом Н.И. Жинкиным, согласно которой в основе порождения высказывания лежит замысел, связанный с «предметно-схемным кодом», способным воплотиться в речевое высказывание. Речь, по Н.И. Жинкину, это «транспортер мысли», «это действие, которое совершает один партнер по отношению к другому для передачи мысли и смыслового воздействия» [2, с. 18].
Рассматривая речь как механизм порождения и понимания сообщений, как «канал развития интеллекта», ученый высказал мысль, что все речевые процессы следует анализировать в коммуникативном акте. Понять природу речевого процесса можно, только учитывая условия речевой коммуникации, ее цели и задачи.
Изучая проблемы, связанные с порождением и пониманием текста, Н.И. Жинкин указывал на взаимосвязь и соотношение грамматики и семантики, смысла и значения: «Во всяком тексте на грамматический фундамент должна наложиться лексика для того, чтобы сделать его осмысленным» [Там же, с. 77]. Процесс отбора элементов текста зависит от круга знаний говорящего и слушающего и общей задачи коммуникации.
На этапе порождения речи представляет интерес теория смысловых связей, разработанная И. А. Зимней «как отношение субъекта к действительности и как установление субъектом деятельности отношений между отражаемыми явлениями и выражаемыми словами понятиями» [3, с. 149].
На этой основе выделены уровни осмысления или установления смысло-| вых связей в речевой деятельности.
| Первым является уровень межпонятийной связи, где основной при-
знана предикативная связь, которая составляет основу речевого высказывания. Другие типы связей призваны расширить, конкретизировать основную связь.
На втором уровне рассматривается связь между членами предложения, выделяются главные и второстепенные члены, осознаются синтаксические связи между компонентами предложения, выявляются их грамматические значения.
Третий уровень смысловой связи анализируется в тексте. Здесь рассматривается связь между данным и новым, темой и ремой, что связано с теорией актуального членения предложения.
Таким образом, в процессе порождения речи представлена вся иерархия смысловых связей единиц языка, которые, становясь элементами текста, приобретают новые свойства и функции.
Подводя итог, сделаем вывод, что обучение русскому языку на современном этапе связано с формированием творческой, самостоятельной, инициативной, социально активной личности, что возможно только при использовании данных смежных с методикой преподавания русского языка наук.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 тт. Т.2. М., 1982.
2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
4. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М., 1980.
5. Косериу Е. Современное положение в лингвистике // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. 1977. Т. 36. № 6.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1974.
7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.