Научная статья на тему 'Теоретические основы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий'

Теоретические основы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2682
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PROTECTION OF PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / SPORTS EVENTS / NATIONAL GUARD / CITIZENS / INTERACTION / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ГРАЖДАНЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кодзов Анзор Борисович, Дьяченко Евгений Александрович, Гущин Дмитрий Николаевич

В статье идет речь об охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении масштабных массовых спортивных мероприятий. Рассматриваются методы комплексного использования сил и средств МВД России, задействование дополнительных сил различного рода структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кодзов Анзор Борисович, Дьяченко Евгений Александрович, Гущин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ENSURING PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY DURING MASS EVENTS

The article deals with the protection of public order and public safety during large-scale mass sports events. Methods of complex use of forces and means of the Ministry of internal Affairs of Russia, involvement of additional forces of various structures are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий»

УДК 315.74 ББК 67.629

© 2018 г. А. Б. Кодзов,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: v.shanko@mail.ru

Е. А. Дьяченко,

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России. E-mail: dima.gushhin.76@mail.ru

Д. Н. Гущин,

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России.

E-mail: dima.gushhin.76@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В статье идет речь об охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при проведении масштабных массовых спортивных мероприятий. Рассматриваются методы комплексного использования сил и средств МВД России, задействование дополнительных сил различного рода структур.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, общественная безопасность, спортивные мероприятия, национальная гвардия, граждане, взаимодействие.

A. B. Kodzov - Senior lecturer at the Department of Tactical and Special Training of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law.

E. A. Dyachenko - Senior lecturer at the Department of Tactical and Special Training of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

D. N. Gushchin - Lecturer at the Department of Tactical and Special Training of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ENSURING PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY DURING MASS EVENTS

The article deals with the protection ofpublic order and public safety during large-scale mass sports events. Methods of complex use of forces and means of the Ministry of internal Affairs of Russia, involvement of additional forces of various structures are considered.

Keywords: protection of public order, public safety, sports events, national guard, citizens, interaction.

В современном обществе одной из самых распространенных форм общественной активности населения, направленной на удовлетворение коммуникативных, спортивных, культурных потребностей личности является организация различных массовых мероприятий. Реализация принципа демократии в Российской Федерации значительным образом осуществляется путем активного участия граждан в спортивных мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и собществами, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.

Массовые мероприятия являются одной из форм осуществления конституционных прав и свобод граждан, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах города, площадях, в каких-либо зданиях, концертных залах, на спортивных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах различных населенных пунктов.

Чтобы досконально разобраться с понятием «массовое мероприятие», необходимо обратиться к историческим истокам данного термина. В различные эпохи существования российского государства понятие «массовые мероприятия» обозначалось многими словами: скопы, скобища, собрания, сходбища и т.д.

Изначально данный термин был употреблен в Соборном уложении от 3 октября 1649 г., но он обозначался словом «скоп» и разъяснений ему не было, так как под ним явно подразумевалось совершение каких-либо действий толпой. Обращая свое внимание к словарям, можно заметить, что под «скопом» или «скопищем» подразумевались толпа, ватага, сборище народа, скопления с дурным умыслом.

В следующем столетии, а именно - в Воинском артикуле от 26 апреля 1715 г., изданном в годы правления Петра I, а также в Уставе благочиния от 6 апреля 1762 г., утвержденном Екатериной I, появляются новые термины, такие как «подозрительные сходбища» и «собрания», но сущность их также не была раскрыта.

Позднее в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. был введен термин «публичные скопища», смысл которого также не был раскрыт в данном документе. Однако в объяснениях редакционной комиссии к проекту Уложения 1885 г. содержится информация, что под скопищем понимается соединение ради общих действий или ради общей цели более или менее значительного числа лиц, способное разрастаться.

На основании данного определения можно выделить основные признаки скопища, к которым непосредственно относится:

- собрание для решения какого-либо рода общих целей;

- более или менее значительное количество участников данного собрания;

- данное число участников должно быть способно разрастаться.

Рассматривая законодательные акты, принятые после Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г., который провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», следует сказать, что в этот период впервые на законодательном уровне был урегулирован механизм реализации публичных собраний в России.

Дальнейшее законодательное развитие данного понятия нашло отражение в Конституции РСФСР 1918 г., как и в последующей за ней Конституции РСФСР 1925 г. В них обеих говорилось о предоставлении свободы собраний, митингов, шествий только трудящимся.

Так, Указ от 28 июля 1988 г. Президиума Верховного Суда СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» закрепил гарантию свободы собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций. Данный Указ был раскритикован учеными-юристами, так как он до сих пор не содержал трактовки данных понятий.

Данный Указ просуществовал вплоть до принятия Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который закрепил определение публичного мероприятия и его форм. Однако понятия массового мероприятия дано не было. При этом современное законодательство предусматривает некоторые критерии массовых мероприятий.

Так, на современном этапе под массовым мероприятием следует понимать совокупность явлений социальной жизни при участии большого количества граждан с целью удовлетворения политических, физических, духовных и других потребностей личности. Они выступают как форма реализации прав и свобод, а также как способ социального общения между людьми и выработки единой установки личности, коллектива и общества в целом.

В практической деятельности органов внутренних дел были выделены различные условия классификации массовых мероприятий с учетом отдельных признаков.

Первый признак выделяется в зависимости от содержания данных массовых мероприятий. Они бывают:

1. общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, съезды, конференции, выборы депутатов, встречи и проводы правительственных делегаций и др.);

2. культурно-зрелищные (фестивали, карнавалы, профессиональные праздники, народные гуляния и др.);

3. спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.);

4. иные (похоронные процессии, религиозные праздники и т. п.).

В зависимости от их значимости и той территории, где они проводятся - региональные, территориальные, местные, локальные.

По периодичности:

1. разовые (открытие памятника, мемориального комплекса и т. д.);

2. повторяющиеся (демонстрации, спортивные соревнования, выборы).

По месту:

1. в зданиях, сооружениях;

2. спортивных комплексах;

3. на открытой местности.

По способу возникновения:

1. организованные;

2. спонтанные.

Принято выделять определенные особенности проведения массовых мероприятий и их основные признаки, к которым относятся:

- данные мероприятия нарушают обычный привычный для всех граждан ритм жизни;

- как правило, проводятся на определенной территории и с большим количеством граждан;

- могут привести к стихийному формированию преступных группировок, которые, главным образом, оказывают отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности;

- существует вероятность массовых нарушений общественного порядка, пожаров, различных имущественных потерь организаций, граждан, других спонтанно возникающих обстоятельств, которые создают угрозу общественному порядку и безопасности.

Таким образом, подчеркивая все вышеизложенное, хочется отметить, что есть определенная необходимость в конкретизации понятия «массовое мероприятие», которое, на мой взгляд, должно включать в себя следующие признаки:

- наличие определенного числа участников;

- мероприятие должно быть открытым, мирным, доступным;

- организация и проведение в соответствии с законом;

- мероприятие должно носить общественно-политический, культурно-зрелищный, спортивный, религиозный и иной, полезный для участников, характер.

Термин «массовые мероприятия» необходимо закрепить на федеральном уровне, что позволит усовершенствовать деятельность органов внутренних дел по применению административного и уголовного законодательства в исследуемой сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31), каждый имеет право на объединение. Гарантиру-

ется свобода деятельности общественных объединений (ст. 30), каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29).

Вместе с тем гражданам должна гарантироваться личная и общественная безопасность. Поэтому охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, как деятельность исполнительных органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел, выступает в качестве гарантии реализации гражданами и общественными организациями их конституционных прав и свобод [3, с. 12].

В ходе изучения проблемы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий становится ясно, что требования, в которых осуществляется охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, нуждаются во вспомогательном правовом регулировании.

Под правовым регулированием охраны общественного порядка необходимо понимать конкретную деятельность, которая ведется с использованием специальных правовых средств, нацеленных на урегулирование данных общественных отношений в целях их упорядочения, защиты, развития в соответствии с общественными нуждами. Рассматривая правовое регулирование, как конкретный процесс, необходимо отметить его единичные стадии: развитие юридических норм и их действие; появление правоотношений, то есть прав и обязанностей у субъектов; осуществление данных правоотношений. Необходимо отметить, что базой правового регулирования считается нормативный правовой акт, как единственный из наиболее результативных методов закрепления юридических норм, стабилизирующих значимые проблемы предоставления общественной безопасности.

Важно выделить, что ни одна страна не включает полный свод законодательных актов о безопасности, так как между ним и простым законодательством не имеется пределов. Нормы, фиксирующие сферу безопасности, распределены согласно большому количеству юридических актов различных сфер права, находятся в разных нормативных правовых актах государства согласно иерархии источников права, имеющейся в любой стране.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны общественного поряд-

ка и безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

Важную роль в системе правового обеспечения безопасности играют международные правовые договоры, соглашения и т.д. К таким документам можно отнести: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 23 февраля 1976 г. и ряд других актов. Закрепленные в них нормы международного права легли в основу положений Конституции и законодательства Российской Федерации, относительно основных прав граждан и их ограничений в области общественной безопасности.

Важнейшим элементом правовой системы обеспечения безопасности Российской Федерации являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Например, в период с 1991 года в нашей стране их было принято свыше тридцати. Каждый из них направлен на ликвидацию пробела правовых отношений в сфере обеспечения общественной безопасности. Наиболее важными из них являются:

- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

- Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции»;

- Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности»;

- Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Также можно выделить ведомственные и локальные нормативные правовые акты в

Литература

1. Квитко А. В. Комплексный подход к обеспечению безопасности во время проведения массовых мероприятий // Вопросы тылового обеспечения. 2015. № 6.

сфере обеспечения общественного порядка и безопасности. Под ними понимаются юридические акты, издаваемые органами исполнительной власти, и имеющие силу в соответствующей подсистеме государственного управления. Упорядочивание документов в данной сфере показывает, что в них определяются: объекты общественной безопасности; особенности возможных опасностей и угроз в различных сферах жизнедеятельности, а также в условиях чрезвычайной обстановки [1, с. 6]. К ним, в частности, можно отнести:

- Приказ МВД РФ от 13 апреля 1993 г. № 166 «О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности»;

- Приказ МВД России от 17 ноября 2015 г. № 1092 «Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности» и т.д.

Отдельные нормативные правовые акты закрепляют задачи органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий, к которым непосредственно относится:

1. создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;

2. обеспечение безопасности для участников и зрителей;

3. предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений;

4. оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции;

5. поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.

Таким образом, сфера общественного порядка и безопасности, к которой относятся общественные отношения, связанные с предотвращением или устранением угрозы жизни и здоровью людей, собственности, окружающей среде, государственным и общественным институтам, урегулирована практически всеми отраслями права Российской Федерации.

Bibliography

1. Kvitko A. Comprehensive approach to security during mass events. Issues of logistics. 2015. № 6.

2. Kulakov N. A. The Algorithm of actions of

2. Кулаков Н. А. Алгоритм действий сотрудников полиции по пресечению и документированию административных правонарушений, связанных с нарушением правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1.

3. Петров А. Обеспечение охраны правопорядка на массовых спортивных мероприятиях // Профессионал. 2017. № 2.

4. Харлова А. А. Стратегия правоохранительных органов по противодействию терроризму / А. А. Харлова, Ю. Н. Чернов // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30).

police officers to respond to and documentation of the administrative offences related to violation of rules of security when conducting official sports competitions // Vestnik of Saint Petersburg University of MIA of Russia. 2017. № 1.

3. Petrov A. protection of law and order at sports events // Professional. 2017. № 2.

4. The Strategy of law enforcement agencies to counter terrorism / Harlova, Yu. Chernov // Bulletin of the Barnaul law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016. № 1 (30).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.