Научная статья на тему 'Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов'

Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / INTEGRATION / EDUCATIONAL SPHERE / PEDAGOGICAL SYSTEM / INTERDISCIPLINE RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич, Щипин Андрей Игоревич

Рассматриваются теоретические основы междисциплинарной интеграции в образовательном пространстве, проводится анализ исследований ведущих ученых отечественной педагогики по проблемам интеграционных процессов в обучении и актуальности их применения в профессиональном образовании системы МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лупырь Валерий Григорьевич, Щипин Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Fundamentals of Interdiscipline Integration in the Combat Training of Cadets of Educational Institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia

The authors analyzes the theoretical fundamentals of interdiscipline integration in the educational sphere, the research made in Russian pedagogics by the leading scientists studying the problems of integration process in training and urgency of their usage in the professional education in the system of the Ministry of the Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов»

многомерную оценку вклада основных компонентов психологических качеств и свойств личности в успешность деятельности специалистов. Эти данные являются важной основой для целенаправленного формирования профессионализма, в том числе спортсменов силовых единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Е. Ю., МартыновЕ. М. Вероятностные методы в психологии. - М., 1975.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., 1979.

3. Боровиков В. П., Боровиков И. П. БТАПВТГСА: Статистический анализ и обработка данных в среде - М.,

1997.

4. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. - М., 1976.

5. Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: (на примере ОМОН МВД России): дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001.

6. Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск, 1985.

7. Дунин Г. С. Проблемы квалиметрии и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к деятельности в чрезвычайных ситуациях: монография. - СПб., 2005.

8. Кочуров В. Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1986.

9. Рабочая книга по прогнозированию. - М.,1982.

10. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля.: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПбГУ, 2000.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ В. Г. Лупырь, А. И. Щипин

Рассматриваются теоретические основы междисциплинарной интеграции в образовательном пространстве, проводится анализ исследований ведущих ученых отечественной педагогики по проблемам интеграционных процессов в обучении и актуальности их применения в профессиональном образовании системы МВД.

Ключевые слова: интеграция, образовательное пространство, педагогическая система, межпредметные связи.

Интеграционные тенденции в современном образовательном пространстве становятся доминирующими в педагогической практике вузов. Основой педагогических взаимодействий является теория педагогической интеграции, в качестве базовой идеи выдвигается принцип приоритетности целого. Изменение условий существования личности в современном обществе требует формирования новых способов и мотивов деятельности, отвечающих реалиям жизни. Развитие науки, техники, технологий, социума изменяет структуру объектной системы и приводит к необходимости изменить сознание

человека как средство выработки взаимоприемлемых компромиссов. У человека должно появиться сознание более глобальное, планетарное, сформированное на базе принципов интеграции и гармонизации общества (2).

Понятие «интеграция» является ключевым в нашем исследовании и самым распространенным в современной науке. В общественно-экономической и политической сферах наблюдается усиление взаимовлияния, взаимозависимости всех составных частей современного общества. Все более тесно переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, взаимодействуют государство и общество. Это порождает трудности в познании, прогнозировании и управлении (3, 5). У наук, имеющих различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, имеется немало точек соприкосновения, из которых складываются новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики и точных и технических наук: кибернетическая, математическая педагогика и др. Современная педагогика как одна из главных наук о человеке находится на острие интеграционных преобразований (6, 66).

Наличие межпредметных связей в учебном процессе усиливает научность обучения и его связь с практикой, делает знания более доступными и прочными, повышает мотивацию и расширяет спектр наглядного восприятия изучаемого материала. Кроме того, развитие междисциплинарных связей предполагает такую организацию информационного пространства знаний, которая позволяла бы избежать узкоспециализированности и раздробленности науки. Межпредметные связи - средство комплексного подхода к обучению (5, 2-9), позволяющее курсантам на практических занятиях увидеть практическую значимость изучаемого материала. Одновременно облегчается закрепление ранее изученного и осмысление нового материала. Большинство специалистов в области дидактики, по мнению В. Н. Максимовой (5), трактуют межпредметные связи как составную часть и проявление принципа систематичности обучения (Ш. И. Г анелин,

Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов и др.).

По мнению ведущих ученых МВД России (Ю. Ф. Подлипняк, В. Я. Кикоть, В. П. Полянский, А. И. Кузнецов и др.), актуальность проблем педагогической интеграции настолько масштабна и разнообразна в быстро меняющихся социальных условиях, что разрешение этой проблемы далеко от завершения. Методологические, общетеоретические, организационно-управленческие аспекты педагогической интеграции и, в частности, педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов МВД России нуждаются в дальнейшей разработке.

Среди преподавателей вузов МВД увеличивается интерес к использованию инновационных технологий, в частности, междисциплинарных связей, предлагаются методологические концепции, инновационные спецкурсы. Однако многолетний опыт работы в вузе МВД, а также деятельность одного из авторов в должности заместителя председателя учебно-методической секции по огневой подготовке ИМЦ ДКО МВД России показывает, что в педагогической практике на некото-

рых учебных дисциплинах боевой подготовки господствует позиция формирования «механического» автоматизма отдельных двигательных действий. Следствием этого становится отсутствие прочных знаний, умений и навыков у обучающихся. В итоге усвоение теоретического и практического разделов учебного материала курсантами осуществляется неосознанно. Главной причиной такого положения дел, по нашему мнению, является отсутствие научно обоснованной методики междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России.

Понятие «интеграция» как научный термин впервые появилось в XVII в. в математических трактатах. В данных работах оно обозначало строго определенную операцию. Понятие «интеграция» получает развитие в

XIX в. в работах Г. Спенсера (1857 г.), который применил этот термин при описании процесса образования живых систем, сводя его к механическому объединению и комбинации составляющих элементов (10). Опыт Японии, США и государств Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что социально-экономическое процветание страны обусловливается уровнем системы образования. Все развитые и развивающиеся страны в 60-70 гг.

XX в. провели кардинальные реформы своих систем образования. Россия в этом отношении отстает (1), при этом ситуация неоднозначна: теорией разработаны эффективные дидактические системы, но в широкую педагогическую практику они внедряются с трудом.

Раскрывая теоретические основы системы интегративного свойства как закономерности функционирования и развития междисциплинарной интеграции в боевой подготовке обучающихся в вузах МВД России, необходимо отметить, что существующие понятия «связь», «взаимосвязь», «взаимодействие», «синтез» отражают отношения между элементами педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке сотрудников органов внутренних дел и уровнем ее целостности.

За историю существования Российского государства в стране накоплен значительный объем практических знаний в области боевой подготовки как военнослужащих, так и сотрудников правоохранительных органов. Следующие друг за другом поколения овладевали, совершенствовали, модернизировали данную систему, и в этом заключается залог прогрессивного поступательного развития отечественной боевой подготовки в целом. Однако объем накопленных знаний не позволяет рассчитывать на их полное усвоение в процессе обучения, в частности, в специализированном вузе МВД России. Поэтому возникает проблема отбора важнейших, базисных знаний и умений, а в связи с этим прогрессивных, современных форм и способов их передачи курсантам и слушателям.

В учебных заведениях МВД России существует опыт проведения занятий на основе комплексного взаимодействия как теоретических, так и практических учебных дисциплин. Данные педагогические технологии впервые были реализованы в Академии управления МВД России. Накопленный опыт был систематизирован, обобщен и внедрен в учебный процесс Московской академии МВД России. Изучению этих вопросов посвящены научные труды профессора Ю. Ф. Подлипняка (7). Он

одним из первых в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел России применил идею комплексного формирования профессионально-прикладных качеств у будущих сотрудников ОВД.

Прогрессивные взгляды Ю. Ф. Подлипняка отражали современные требования нашего общества к подготовке высококвалифицированных кадров для ОВД. Результатом реализации его научных идей и замыслов в учебной практике вузов системы МВД стало создание в Московской академии МВД России первого учебно-научного комплекса (далее - УНК). Задачами УНК являлись: разработка единого перспективного и приоритетного направления научного обеспечения отраслевого и межотраслевого (межкафедрального) взаимодействия, направленного на учебно-методическое совершенствование преподаваемых дисциплин, становление УНК в целом; координация совместной деятельности кафедр тактико-специальной, огневой и физической подготовки по учебно-методическим и научным направлениям; разработка и апробация современных педагогических технологий (комплексность, интеграция, моделирование) в процессе проведения практических занятий сотрудниками кафедр, осуществляющих отраслевое и межотраслевое взаимодействие.

В феврале 1993 г. на заседании Ученого совета Омской высшей школы милиции рассматривался вопрос «О мерах по совершенствованию практического обучения слушателей очной формы обучения». В ходе его подготовки возникла идея сформулировать концептуальные положения практического обучения слушателей очного отделения. Надо было разрешить ряд проблем практического обучения в высшем юридическом учебном заведении МВД России, систематизировать разработанные формы практической подготовки, создать целостное представление об оптимальном соотношении теоретического и практического обучения в вузе (О. И. Бекетов, В. В. Кальницкий, 1994). Как следствие, учитывая практический опыт ведущего вуза МВД России, Московского университета, Приказом по министерству от 21 марта 2006 г. № 286 «О создании Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации на базе Омского юридического института МВД России» в академии был создан учебно-научный комплекс.

Как показывает учебная практика, научно-теоретической разработке ключевых проблем, связанных с повышением уровня боевой готовности сотрудников ОВД, уделяется недостаточное внимание. Кроме того, вопросы совершенствования научно-методического обеспечения междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов не изучались и нуждаются в дальнейшем научно-педагогическом анализе. Отсутствие конкретных рекомендаций, методических и учебных пособий по практической реализации междисциплинарной интеграции в учебном процессе снижает эффективность деятельности преподавателей и качество подготовки будущих сотрудников ОВД. По мнению Ю. Ф. Подлипняка (8, 3-5), на всех этапах подготовки сотрудников, в том числе в период их обучения в образовательных учреждениях, боевой подготовке должно уделяться самое пристальное внимание. Решение данной проблемы мы видим в объединении усилий специалистов, работающих в области

боевой, тактико-специальной и физической подготовки. То, что в организации учебного процесса в вузах МВД не прослеживается связь указанных выше дисциплин, не означает отсутствие такой взаимосвязи.

Исторически и организационно сложилось так, что в профессиональном образовании системы МВД научно-практические знания, умения и навыки по боевой подготовке используются в учебном процессе в «рас-предмеченном» виде, они разделены на отдельные части, предметы (4). Накопление социального и практического опыта в профессиональном образовании системы МВД России привело к увеличению количества учебных предметов по боевой подготовке. Такая практика обусловила дифференциацию неделимых в своей основе знаний, умений и навыков в подготовке курсантов, поскольку предметы являются частями боевой подготовки. При этом одни и те же знания, умения и навыки, отнесенные к разным предметам, часто получали различное толкование. Например, как обучающийся сможет понять, что такое «пределы применения физической силы», если учебные дисциплины объясняют это каждая по-своему (административная деятельность и физическая подготовка)? Или каким образом курсант сможет овладеть практическими навыками применения и использования огнестрельного оружия, если в процессе изучения административной деятельности в ОВД данную тему изучают сидя за партой в аудитории, а в ходе практических занятий по огневой подготовке курсантов обучают только правильному обращению с оружием и производству меткого выстрела?

Заметим, что понятие «боевая подготовка» в МВД России трактуется специалистами по-разному. Богатый фонд научных исследований, учебно-методических пособий и рекомендаций по отдельным направлениям блока боевой подготовки в образовательных учреждениях МВД России создает необходимые предпосылки для широкого и полного использования накопленного научного и методического потенциала в подготовке специалистов для органов внутренних дел.

При этом нельзя не отметить, что овладение курсантами комплексным (цельным) набором качеств, характеризующих боевую подготовку, рассматривается нами в контексте предстоящей профессиональной деятельности специалиста. При таком междисциплинарно-интегративном подходе инновационные процессы, возникающие в разрабатываемой нами педагогической системе, служат подготовке высококачественного специалиста. Острая необходимость использования такого подхода возникает в связи с проявлениями интеграционных тенденций в системе юридического образования (9, 9).

Изучение передового опыта, научных источников по проблемам учебной деятельности и связи ее с будущей профессиональной деятельностью в процессе подготовки специалистов позволило установить, что внедрение междисциплинарной интеграции в преподавание учебных дисциплин боевой подготовки будет направлено на:

- формирование у преподавателей поисково-исследовательского характера учебной деятельности, использование в процессе практических занятий форм и методов, активизирующих познание и творческое мышление курсантов и слушателей;

- разработку специальной педагогической технологии, конечным результатом которой будет являться междисциплинарный учебный предмет (спецкурс), направленный на формирование у обучающихся практических знаний, умений и навыков по защите прав человека и гражданина с применением и использованием огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы (учебная дисциплина «Основы личной безопасности» в Московском университете МВД России);

- переосмысление учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, переход от традиционного изложения и преподавания «своих» учебных дисциплин к внесению конкретного вклада в комплексную, а значит и целостную практическую подготовку выпускников образовательных учреждений МВД России.

Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что в инновационном образовании интегративные подходы в наибольшей степени соответствуют назначению и потребностям разрабатываемой нами педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов вузов МВД России. Образовательные учреждения МВД России XXI в., вооружая выпускников инновационными методологиями исследования, должны дать им возможность выполнять служебные обязанности в процессе практической деятельности на более качественном, профессиональном уровне. Следовательно, предлагаемая нами педагогическая система междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов, являясь по своему назначению инновационной, предполагает переход от парадигмы узкоспециализированного, фрагментарного учебного процесса к парадигме системного формирования знаний, умений и навыков в боевой подготовке курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскин Ю. Г. Педагогическая система оценки социально-психологического состояния учебных коллективов в вузах МЧС России: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.

2. ГалицкихЕ. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002.

3. Качала В. В. Основы теории систем и системного анализа: учебное пособие для вузов. - М.., 2007.

4. ЛупырьВ. Г. Организационно-технологические особенности совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов юридических вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.

5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе: учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1979.

6. Подласый И. П. Педагогика: учебник. - М., 2007.

7. ПодлипнякЮ. Ф. Педагогические основы системы общей и специальной физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986.

8. ПодлипнякЮ. Ф. Вступительное слово // Вопросы совершенствования боевой подготовки в современных условиях: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. - М., 2002.

9. Протас Е. В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.

10.Харисов Т. Б. Интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров в системе внутри-школьного управления: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.