многомерную оценку вклада основных компонентов психологических качеств и свойств личности в успешность деятельности специалистов. Эти данные являются важной основой для целенаправленного формирования профессионализма, в том числе спортсменов силовых единоборств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Е. Ю., МартыновЕ. М. Вероятностные методы в психологии. - М., 1975.
2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., 1979.
3. Боровиков В. П., Боровиков И. П. БТАПВТГСА: Статистический анализ и обработка данных в среде - М.,
1997.
4. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. - М., 1976.
5. Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: (на примере ОМОН МВД России): дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001.
6. Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск, 1985.
7. Дунин Г. С. Проблемы квалиметрии и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к деятельности в чрезвычайных ситуациях: монография. - СПб., 2005.
8. Кочуров В. Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1986.
9. Рабочая книга по прогнозированию. - М.,1982.
10. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля.: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПбГУ, 2000.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ В. Г. Лупырь, А. И. Щипин
Рассматриваются теоретические основы междисциплинарной интеграции в образовательном пространстве, проводится анализ исследований ведущих ученых отечественной педагогики по проблемам интеграционных процессов в обучении и актуальности их применения в профессиональном образовании системы МВД.
Ключевые слова: интеграция, образовательное пространство, педагогическая система, межпредметные связи.
Интеграционные тенденции в современном образовательном пространстве становятся доминирующими в педагогической практике вузов. Основой педагогических взаимодействий является теория педагогической интеграции, в качестве базовой идеи выдвигается принцип приоритетности целого. Изменение условий существования личности в современном обществе требует формирования новых способов и мотивов деятельности, отвечающих реалиям жизни. Развитие науки, техники, технологий, социума изменяет структуру объектной системы и приводит к необходимости изменить сознание
человека как средство выработки взаимоприемлемых компромиссов. У человека должно появиться сознание более глобальное, планетарное, сформированное на базе принципов интеграции и гармонизации общества (2).
Понятие «интеграция» является ключевым в нашем исследовании и самым распространенным в современной науке. В общественно-экономической и политической сферах наблюдается усиление взаимовлияния, взаимозависимости всех составных частей современного общества. Все более тесно переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, взаимодействуют государство и общество. Это порождает трудности в познании, прогнозировании и управлении (3, 5). У наук, имеющих различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, имеется немало точек соприкосновения, из которых складываются новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики и точных и технических наук: кибернетическая, математическая педагогика и др. Современная педагогика как одна из главных наук о человеке находится на острие интеграционных преобразований (6, 66).
Наличие межпредметных связей в учебном процессе усиливает научность обучения и его связь с практикой, делает знания более доступными и прочными, повышает мотивацию и расширяет спектр наглядного восприятия изучаемого материала. Кроме того, развитие междисциплинарных связей предполагает такую организацию информационного пространства знаний, которая позволяла бы избежать узкоспециализированности и раздробленности науки. Межпредметные связи - средство комплексного подхода к обучению (5, 2-9), позволяющее курсантам на практических занятиях увидеть практическую значимость изучаемого материала. Одновременно облегчается закрепление ранее изученного и осмысление нового материала. Большинство специалистов в области дидактики, по мнению В. Н. Максимовой (5), трактуют межпредметные связи как составную часть и проявление принципа систематичности обучения (Ш. И. Г анелин,
Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов и др.).
По мнению ведущих ученых МВД России (Ю. Ф. Подлипняк, В. Я. Кикоть, В. П. Полянский, А. И. Кузнецов и др.), актуальность проблем педагогической интеграции настолько масштабна и разнообразна в быстро меняющихся социальных условиях, что разрешение этой проблемы далеко от завершения. Методологические, общетеоретические, организационно-управленческие аспекты педагогической интеграции и, в частности, педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов МВД России нуждаются в дальнейшей разработке.
Среди преподавателей вузов МВД увеличивается интерес к использованию инновационных технологий, в частности, междисциплинарных связей, предлагаются методологические концепции, инновационные спецкурсы. Однако многолетний опыт работы в вузе МВД, а также деятельность одного из авторов в должности заместителя председателя учебно-методической секции по огневой подготовке ИМЦ ДКО МВД России показывает, что в педагогической практике на некото-
рых учебных дисциплинах боевой подготовки господствует позиция формирования «механического» автоматизма отдельных двигательных действий. Следствием этого становится отсутствие прочных знаний, умений и навыков у обучающихся. В итоге усвоение теоретического и практического разделов учебного материала курсантами осуществляется неосознанно. Главной причиной такого положения дел, по нашему мнению, является отсутствие научно обоснованной методики междисциплинарного взаимодействия учебных дисциплин боевой подготовки в вузах МВД России.
Понятие «интеграция» как научный термин впервые появилось в XVII в. в математических трактатах. В данных работах оно обозначало строго определенную операцию. Понятие «интеграция» получает развитие в
XIX в. в работах Г. Спенсера (1857 г.), который применил этот термин при описании процесса образования живых систем, сводя его к механическому объединению и комбинации составляющих элементов (10). Опыт Японии, США и государств Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что социально-экономическое процветание страны обусловливается уровнем системы образования. Все развитые и развивающиеся страны в 60-70 гг.
XX в. провели кардинальные реформы своих систем образования. Россия в этом отношении отстает (1), при этом ситуация неоднозначна: теорией разработаны эффективные дидактические системы, но в широкую педагогическую практику они внедряются с трудом.
Раскрывая теоретические основы системы интегративного свойства как закономерности функционирования и развития междисциплинарной интеграции в боевой подготовке обучающихся в вузах МВД России, необходимо отметить, что существующие понятия «связь», «взаимосвязь», «взаимодействие», «синтез» отражают отношения между элементами педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке сотрудников органов внутренних дел и уровнем ее целостности.
За историю существования Российского государства в стране накоплен значительный объем практических знаний в области боевой подготовки как военнослужащих, так и сотрудников правоохранительных органов. Следующие друг за другом поколения овладевали, совершенствовали, модернизировали данную систему, и в этом заключается залог прогрессивного поступательного развития отечественной боевой подготовки в целом. Однако объем накопленных знаний не позволяет рассчитывать на их полное усвоение в процессе обучения, в частности, в специализированном вузе МВД России. Поэтому возникает проблема отбора важнейших, базисных знаний и умений, а в связи с этим прогрессивных, современных форм и способов их передачи курсантам и слушателям.
В учебных заведениях МВД России существует опыт проведения занятий на основе комплексного взаимодействия как теоретических, так и практических учебных дисциплин. Данные педагогические технологии впервые были реализованы в Академии управления МВД России. Накопленный опыт был систематизирован, обобщен и внедрен в учебный процесс Московской академии МВД России. Изучению этих вопросов посвящены научные труды профессора Ю. Ф. Подлипняка (7). Он
одним из первых в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел России применил идею комплексного формирования профессионально-прикладных качеств у будущих сотрудников ОВД.
Прогрессивные взгляды Ю. Ф. Подлипняка отражали современные требования нашего общества к подготовке высококвалифицированных кадров для ОВД. Результатом реализации его научных идей и замыслов в учебной практике вузов системы МВД стало создание в Московской академии МВД России первого учебно-научного комплекса (далее - УНК). Задачами УНК являлись: разработка единого перспективного и приоритетного направления научного обеспечения отраслевого и межотраслевого (межкафедрального) взаимодействия, направленного на учебно-методическое совершенствование преподаваемых дисциплин, становление УНК в целом; координация совместной деятельности кафедр тактико-специальной, огневой и физической подготовки по учебно-методическим и научным направлениям; разработка и апробация современных педагогических технологий (комплексность, интеграция, моделирование) в процессе проведения практических занятий сотрудниками кафедр, осуществляющих отраслевое и межотраслевое взаимодействие.
В феврале 1993 г. на заседании Ученого совета Омской высшей школы милиции рассматривался вопрос «О мерах по совершенствованию практического обучения слушателей очной формы обучения». В ходе его подготовки возникла идея сформулировать концептуальные положения практического обучения слушателей очного отделения. Надо было разрешить ряд проблем практического обучения в высшем юридическом учебном заведении МВД России, систематизировать разработанные формы практической подготовки, создать целостное представление об оптимальном соотношении теоретического и практического обучения в вузе (О. И. Бекетов, В. В. Кальницкий, 1994). Как следствие, учитывая практический опыт ведущего вуза МВД России, Московского университета, Приказом по министерству от 21 марта 2006 г. № 286 «О создании Омской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации на базе Омского юридического института МВД России» в академии был создан учебно-научный комплекс.
Как показывает учебная практика, научно-теоретической разработке ключевых проблем, связанных с повышением уровня боевой готовности сотрудников ОВД, уделяется недостаточное внимание. Кроме того, вопросы совершенствования научно-методического обеспечения междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов не изучались и нуждаются в дальнейшем научно-педагогическом анализе. Отсутствие конкретных рекомендаций, методических и учебных пособий по практической реализации междисциплинарной интеграции в учебном процессе снижает эффективность деятельности преподавателей и качество подготовки будущих сотрудников ОВД. По мнению Ю. Ф. Подлипняка (8, 3-5), на всех этапах подготовки сотрудников, в том числе в период их обучения в образовательных учреждениях, боевой подготовке должно уделяться самое пристальное внимание. Решение данной проблемы мы видим в объединении усилий специалистов, работающих в области
боевой, тактико-специальной и физической подготовки. То, что в организации учебного процесса в вузах МВД не прослеживается связь указанных выше дисциплин, не означает отсутствие такой взаимосвязи.
Исторически и организационно сложилось так, что в профессиональном образовании системы МВД научно-практические знания, умения и навыки по боевой подготовке используются в учебном процессе в «рас-предмеченном» виде, они разделены на отдельные части, предметы (4). Накопление социального и практического опыта в профессиональном образовании системы МВД России привело к увеличению количества учебных предметов по боевой подготовке. Такая практика обусловила дифференциацию неделимых в своей основе знаний, умений и навыков в подготовке курсантов, поскольку предметы являются частями боевой подготовки. При этом одни и те же знания, умения и навыки, отнесенные к разным предметам, часто получали различное толкование. Например, как обучающийся сможет понять, что такое «пределы применения физической силы», если учебные дисциплины объясняют это каждая по-своему (административная деятельность и физическая подготовка)? Или каким образом курсант сможет овладеть практическими навыками применения и использования огнестрельного оружия, если в процессе изучения административной деятельности в ОВД данную тему изучают сидя за партой в аудитории, а в ходе практических занятий по огневой подготовке курсантов обучают только правильному обращению с оружием и производству меткого выстрела?
Заметим, что понятие «боевая подготовка» в МВД России трактуется специалистами по-разному. Богатый фонд научных исследований, учебно-методических пособий и рекомендаций по отдельным направлениям блока боевой подготовки в образовательных учреждениях МВД России создает необходимые предпосылки для широкого и полного использования накопленного научного и методического потенциала в подготовке специалистов для органов внутренних дел.
При этом нельзя не отметить, что овладение курсантами комплексным (цельным) набором качеств, характеризующих боевую подготовку, рассматривается нами в контексте предстоящей профессиональной деятельности специалиста. При таком междисциплинарно-интегративном подходе инновационные процессы, возникающие в разрабатываемой нами педагогической системе, служат подготовке высококачественного специалиста. Острая необходимость использования такого подхода возникает в связи с проявлениями интеграционных тенденций в системе юридического образования (9, 9).
Изучение передового опыта, научных источников по проблемам учебной деятельности и связи ее с будущей профессиональной деятельностью в процессе подготовки специалистов позволило установить, что внедрение междисциплинарной интеграции в преподавание учебных дисциплин боевой подготовки будет направлено на:
- формирование у преподавателей поисково-исследовательского характера учебной деятельности, использование в процессе практических занятий форм и методов, активизирующих познание и творческое мышление курсантов и слушателей;
- разработку специальной педагогической технологии, конечным результатом которой будет являться междисциплинарный учебный предмет (спецкурс), направленный на формирование у обучающихся практических знаний, умений и навыков по защите прав человека и гражданина с применением и использованием огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы (учебная дисциплина «Основы личной безопасности» в Московском университете МВД России);
- переосмысление учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, переход от традиционного изложения и преподавания «своих» учебных дисциплин к внесению конкретного вклада в комплексную, а значит и целостную практическую подготовку выпускников образовательных учреждений МВД России.
Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что в инновационном образовании интегративные подходы в наибольшей степени соответствуют назначению и потребностям разрабатываемой нами педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов вузов МВД России. Образовательные учреждения МВД России XXI в., вооружая выпускников инновационными методологиями исследования, должны дать им возможность выполнять служебные обязанности в процессе практической деятельности на более качественном, профессиональном уровне. Следовательно, предлагаемая нами педагогическая система междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов, являясь по своему назначению инновационной, предполагает переход от парадигмы узкоспециализированного, фрагментарного учебного процесса к парадигме системного формирования знаний, умений и навыков в боевой подготовке курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин Ю. Г. Педагогическая система оценки социально-психологического состояния учебных коллективов в вузах МЧС России: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005.
2. ГалицкихЕ. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002.
3. Качала В. В. Основы теории систем и системного анализа: учебное пособие для вузов. - М.., 2007.
4. ЛупырьВ. Г. Организационно-технологические особенности совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов юридических вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.
5. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе: учебное пособие к спецкурсу. - Л., 1979.
6. Подласый И. П. Педагогика: учебник. - М., 2007.
7. ПодлипнякЮ. Ф. Педагогические основы системы общей и специальной физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986.
8. ПодлипнякЮ. Ф. Вступительное слово // Вопросы совершенствования боевой подготовки в современных условиях: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. - М., 2002.
9. Протас Е. В. Историческая эволюция, теория и опыт интеграции педагогической культуры в юридическое образование: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.
10.Харисов Т. Б. Интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров в системе внутри-школьного управления: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2004.