Научная статья на тему 'Теоретические основы коррупции как системной проблемы'

Теоретические основы коррупции как системной проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ КАК СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА / CORRUPTION AS A SYSTEMIC PROBLEM / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / БЫТОВАЯ И ДЕЛОВАЯ КОРРУПЦИЯ / HOUSEHOLD AND BUSINESS CORRUPTION / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ / DISTRIBUTION OF PROPERTY / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ / REDISTRIBUTION OF PROPERTY / РЕЙДЕРСТВО / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / RAIDERS / ANTICORRUPTION AREAS / ANTICORRUPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. Л.

В статье раскрывается теоретические и методологические вопросы коррупции как системной проблемы. Коррупция рассматривается в составе экономической и национальной безопасности современной России в широком и узком смысле слова. Наиболее сущностную, ведущую сторону этого явления автор обозначает как «злоупотребление властью с целью получения личной выгоды». Коррупция в России раскрывается как основной механизм распределения и перераспределения национального богатства страны, национального дохода и государственного бюджета, как современный вид эксплуатации основного населения России. Рассматривается рынок бытовой и деловой коррупции, приводятся данные ряда исследований, аргументирующие теоретические выводы автора. Выделяются основные условия существования и реализации отношений коррупции, подходы по преодолению коррупции по всем основным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of corruption as a systemic problem

The article demonstrates theoretical and methodology issues of corruption as a systemic problem. Corruption is analyzed as a part of economic and national security in modern Russia from different perspectives. Author argues that the key side of corruption is abuse of power authority for personal gain. Corruption in Russia is revealed as the key mechanism for the distribution and redistribution of national wealth, national income and the state budget, as well as a modern form of exploitation of the general population of Russia. The article considers the market for household and business corruption, shows a number of studies justifying the theoretical conclusions of the author. The article allocates basic conditions of existence and implementation of corruption, the approaches to tackle corruption in all major destinations.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы коррупции как системной проблемы»

КОРРУПЦИЯ И ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

теоретические основы коррупции

как системной проблемы

Смирнов В.Л. *

The article demonstrates theoretical and methodology issues of corruption as a systemic problem. Corruption is analyzed as a part of economic and national security in modern Russia from different perspectives. Author argues that the key side of corruption is "abuse ofpower authority for personal gain". Corruption in Russia is revealed as the key mechanism for the distribution and redistribution of national wealth, national income and the state budget, as well as a modern form of exploitation of the general population of Russia. The article considers the market for household and business corruption, shows a number of studies justifying the theoretical conclusions of the author. The article allocates basic conditions of existence and implementation of corruption, the approaches to tackle corruption in all major destinations.

В прошлом году, анализируя проблемы экономической безопасности современной России в Вестнике1, я завершил статью выводом, что без рассмотрения коррупции «системный круг узловых проблем» не может быть замкнут. И на этом остановился, поскольку рамки отдельной статьи все же ограничены. После этого мне пришлось дважды возвращаться к этой проблеме. Один раз, выступая 18 ноября на заседании круглого стола Вольного экономического общества России «О теоретических основах борьбы с коррупцией», а второй раз — на конференции «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях», проходившей в нашей Академии 17 декабря 2009 г. Мне кажется, будет логичным, если я завершу теперь рассмотрение вопросов коррупции как системной проблемы, прежде всего, через призму теории и методологии. Как говорится, нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Как известно, в XX в. развитые страны мира переходили к новому — постиндустриальному строю. Возникло понимание, что и нам требуется переход к обновленному обществу. Выбор был такой: либо реформировать социализм, реформируя при этом и партию, которая стояла у власти с 1917 г., либо выбирать народно-

демократический путь развития, либо либерально-демократический. Провозглашен был, как известно, либерально-демократический путь строительства новой России, получилось же, как всегда: началось строительство «номенклатурно-оли-гархического» общества. Многие сейчас справедливо считают, что был реализован наихудший путь развития нашей страны, нашего общества. Думается, что и многие беды, включая запуск механизма интенсивного развития отношений коррупции, идут отсюда.

Здесь, правда, мне могут возразить: коррупция в той или иной степени присуща всем странам и действует во все времена. А у нас, мол, еще и традиции такие — и царского периода (да и до него — тоже), и советского. Конечно, это проблема — давнишняя. Когда чиновников «сажали на кормление», не платили зарплаты, или она была минимальна. Также верно, что и разброс стран по уровню коррупции сегодня весьма велик, какую бы группу стран мы ни взяли, — и в Азии, и в Латинской Америке, и в Европе. Но все же...

По последним данным Международной общественной организации Transparency International (TI), которая ежегодно выставляет свой рейтинг коррупционности по странам, Россия по уровню коррумпированности государственного сектора

Профессор кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, доктор экономических наук, профессор.

Ю

OI

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

ü S I

н

о ф

занимает сегодня 146-е место из 180, разделяя с показателем 2,2 146-ю позицию с Камеруном, Эквадором, Сьерра-Леоне, Тимором, Украиной и Зимбабве. А на вершине рейтинга — Новая Зеландия, набравшая 9,4 очка, затем — Дания (9,3), Сингапур и Швеция (по 9,2), Швейцария (9,0). Германия заняла в индексе 14-е место, Великобритания — 17-е, США — 19-е, Китай — 79-е2.

Думаю, что основой раскрутки механизма коррупции на современном этапе развития России стало растаскивание государственной собственности (ранее ее часто называли общенародной). Правда, называлось это по-другому: приватизация, строительство рыночных отношений, которые, действительно, не бывают без частной собственности. Но вот частная собственность в России появилась, а нормальные рыночные отношения в своей основе все никак не формируются. Между тем, собственность продолжает распределяться и перераспределяться. Не правда ли, странно, провозглашаем строительство рыночных отношений, а собственность при этом не покупается, а распределяется. Это часто происходит и тогда, когда по форме идет купля-продажа. Не думаю, что здесь нужны какие-то примеры. Хотя можно кое-что и напомнить. Многие, конечно, помнят ваучеризацию, потерю основной массой населения прав хоть на какую-то часть собственности, которую предполагало владение ваучером. Это происходило и потому, что российское государство в 90-е годы прошлого столетия было слабым, и потому, что механизм коррупции был запущен с самых первых дней строительства рыночных отношений, начиная с ваучеризации. И хотя был принят именно такой способ приватизации — ваучерный, влиять на эти процессы государство не смогло.

При этих условиях сильно развивалось мошенничество в «планетарных масштабах» — «Русский Дом Селенга», «Хо-пер-Инвест», «МММ»... Например, становление Б. Березовского как олигарха началось с проекта «Логоваз», который в одночасье проглотил ваучеры тех, кто их вложил в его предприятие, ставшее крупной авантюрой. Не хватит никакого места и времени, чтобы перечислить все, что происходило с так называемой приватизацией в «смутное время» первого десятилетия строительства новой России.

Между прочим, многие истории все еще продолжаются. Напомню, что лишь в

2005 г. было завершено конкурсное производство в отношении ООО ИК «Хопер-Инвест» (решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.02. 2005 г.), компания ликвидирована, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). А выплаты в рамках конкурсного производства так и не производились. Что касается АОЗТ «РДС», хотя решением Арбитражного суда Волгоградской области (от 15.07.1997 г.) оно было признано банкротом, но окончательно ликвидировано по завершению конкурсного производства только в конце 2009 г. (о чем и была сделана 4 декабря 2009 г. запись в ЕГРЮЛ). Вкладчикам «РДС» и «Хопер-Инвеста» может быть выплачена определенная компенсация, как говорится, в установленном порядке из средств Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров3.

Это лишь отдельные примеры мошенничества, хотя и характерные. А вот общероссийским мошенничеством вполне можно считать всю приватизацию, проведенную в России с использованием инструмента ваучеризации. Не случайно Счетная палата РФ, подводя итоги приватизации, сделала вывод, что большинство приватизационных сделок проведено с грубым нарушением действовавшего законодательства. В том числе не определялась истинная цена объектов. Отдана она была на усмотрение тех, кто был лично заинтересован в ее занижении. А от приватизации 145 тыс. предприятий федеральный бюджет получил всего $ 9,7 млрд. И как итог, суммарная капитализация приватизированных объектов отечественного производства составила ничтожно малую сумму (примерно $ 350 млрд) 4. Никакой связи с реальной (рыночной) стоимостью эта цифра не имеет.

Сегодня это уже стало историей. Но вот ведь незадача: она продолжает повторяться, и в процессы распределения включаются уже новые пласты собственности. Таким лакомым куском можно считать всю электроэнергетику страны. Так, в июле 2008 г. единая энергосистема страны прекратила свое существование. Сегодня это, в основном, частные предприятия, если не считать Федеральную сетевую компанию (ФСК), некоторые из них — с частичной долей государства. Между тем, если говорить об экономической, национальной безопасности, вряд ли она выросла в этой сфере, если

уже к началу 2008 г. треть проданных активов бывшего РАО ЕЭС досталась иностранцам. Так, финская компания Fortum выиграла конкурс на покупку контрольного пакета ТГК-10 более, чем за $3млрд, став владельцем 76 % акций этой компании, итальянская Епе1 стала основным владельцем ОГК-5, немецкая группа Е.Оп. в сентябре 2007 г. приобрела 47,4% акций ОГК-4 за 100 млрд руб. ($ 3,9 млрд).

На примере последней интересно проследить, как перераспределялась эта собственность (хотя по форме она продавалась-покупалась). Оценив стоимость ОГК-4 в $ 750 за каждый киловатт установленной мощности, Е.Оп. предложила за 47,4 % акций компании максимальную сумму — 3,35 руб. ($ 0,12) за бумагу ($ 3,9 млрд за весь пакет). К текущим котировкам это была премия в 5,7 %. Однако, заметим, что в Европе энергокомпании торгуются с коэффициентом, большим в полтора-два раза. А ведь электростанции ОГК-4 по итогам предпродажного года выработали 51,03 млрд кВт ч. электроэнергии (5,15 % от суммарной выработки генерирующих объектов России), общая установленная мощность электростанций ОГК-4 составляет 8630 МВт (8 % от установленной мощности всех тепловых генерирующих компаний России). И еще: половина мощностей ОГК-5 работает на газе, а другая половина — на угле. Это дает возможность хеджировать риски, связанные с поставками топлива. А если учесть, что в ОГК-4 коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) по итогам года составил 67 % и что это — один из наиболее высоких показателей среди российских оптовых генерирующих компаний, то выложенная немецкой группой сумма за эту компанию явно не может быть справедливой ценой5.

Любопытно, что здесь прослеживается одна и та же тенденция: и резидентам, и нерезидентам государственная собственность России доставалась и продол -жает доставаться, скажем мягко, совсем не по справедливой цене. Учитывая, что наше государство как институт значительно окрепло, и роль его возросла в первое десятилетие XXI в., кажется странным, что эти тенденции одинаковы. Однако можно предположить, что и в том, и в другом случаях есть что-то общее, что цементирует данные тенденции, позволяет им осуществляться. Это, думается, коррупция.

Если быть точным, то слово распределение, когда говорилось о собственно-

сти, правильнее было бы поставить рядом со словом захват: одни распределяли, а другие захватывали. Механизмом реализации этого процесса, безусловно, стала коррупция. Главным образом, на федеральном уровне.

В процесс распределения (захвата) активно включена сегодня и земля. Все, что касается земли, это — мина замедленного действия. Земля — национальное достояние. И если к ней так не относиться, в обществе может возникнуть не только серьезное социальное напряжение. А для национальной, экономической безопасности ошибки на этом направлении распределения собственности могут привести к серьезным угрозам.

Первоначально идея была простая: если не ввести землю как товар в оборот купли-продажи, то рыночные отношения в их развитом виде, мол, не построить. В учет не принималась практика многих развитых стран, где большая часть земли находится в собственности государства. Земля у нас стала (и продолжает) активно выводиться из сельскохозяйственного оборота. Сельское хозяйство тем временем хирело, а в итоге почти ликвидировано. А ведь продовольственная зависимость в нашей стране по ряду основных продуктов достигает сегодня уже 50—60 %. Если перекрыть поток импорта этих продуктов, то уже не нужно будет и никакого оружия против нас — население просто вымрет от голода. А ведь по международным стандартам считается, что потребности внутреннего рынка должны удовлетворяться на 75 % за счет отечественного производства. И это — предельные границы.

Сегодня процессы земельных отношений во многом протекают на региональном уровне. Теперь уже и на этом уровне распределяется (и захватывается) один из самых мощных пластов национальной собственности. Общим является то, что условием для реализации этих процессов становится чиновничество федерального уровня — от законодательной — до исполнительной власти. К чему приходим? К гигантской концентрации земельной собственности в немногих руках. К примеру, сегодня почти 300 тыс. га земли в Московской области находится в собственности одного человека, более 100 тыс. га земли в Ставрополье принадлежат также одному человеку, проживающему отнюдь не в этом крае и даже не в России. Этот список можно продолжить, но главное здесь — тенденция. Кто и почему допускает это?

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Не коррупция ли — движущий механизм и этого явления? Для многих чиновников муниципального уровня манипуляции с землей становятся сегодня одной из самых доходных статей. Так, до сих пор на селе нет порядка в реестрах собственников земли, многие из них даже не включены в него, хотя решения о распределении земельных паев были уже давно. Если не навести здесь порядок, то откроется гигантская коррупционная дыра для чиновников, имеющих отношение к земле.

Отдельный вопрос — цена на землю в крупных городах. Разница в балансовой и истинной стоимости земли различается на порядки. Скажем, когда получают землю под застройку или платят налоги, платежи во многом привязаны к балансовой стоимости. А вот когда продают то, что построено на этой земле, то в цену продажи настоящая (рыночная) стоимость земли входит в полной мере. И когда изымают землю на общественные нужды (независимо, есть ли там строения или нет), вряд ли владельцы этой земли получат рыночную компенсации. Все хорошо помнят последние скандальные истории на эту тему в Москве и Подмосковье. Это ли не серьезная база коррупции?

Здесь, пожалуй, целый клубок, в котором переплелись коррупционные, экономические и социальные проблемы. Поясню это на примере «квартирного вопроса», который, как говаривал Воланд в «Мастер и Маргарита» Булгакова, испортил москвичей. Вот уж попал, что называется, в точку.

Если сравнивать стоимость жилья в Москве и других городах России, то она может отличаться в разы. Так, средняя цена предложения (тыс. руб. за 1 м2) в августе прошлого года (и в этом году она почти не изменилась) была такой: в Москве — 159,55; в Санкт-Петербурге — 81,69; в Сочи — 93,82; в Московской области — 72,93; в Ростове на Дону — 51,36; в Н. Новгороде — 47,55; в Липецке — 44,16; в Казани — 37,50; в Смоленске — 34,52; в Мурманске — 33,67; в Ульяновске — 32,21; в Тольятти — 30,84; в Омске — 28,23; в Жигулевске — 23,056. Разница между самым дорогим и самым дешевым предложением квартир в данном списке составляет почти 7 раз. Однако, если брать стоимость основных статей валовых издержек при строительстве жилых домов (если не считать манипуляций с ценой земли под постройку и, учитывая в целом невысокую в России долю зарплаты в составе за-

трат), то такая разница выглядит более чем странно. Можно, конечно, сказать, что действует закон спроса и предложения, но и это не будет убедительным, если мы сравним цены на жилье в Москве середины 90-х гг. и сегодняшние. Они выросли за это время почти в 18 раз в текущих ценах. Следует учесть и тот факт, что с момента получения участка до выхода на площадку строительной техники проходит, как правило, не менее полутора-двух лет, а наиболее длительный этап — государственная экспертиза. Напомню, что вообще на согласовательные процедуры при строительстве у нас уходит 702 дня, в США — 40 дней, а в Европе, в среднем, 60 дней7. Добавьте к этому изъятие муниципалитетами определенного процента квартир, так называемое социальное жилье, которое часто также продается по рыночным ценам, да еще и различные нарушения при этом. И тут уж, как ни крути, а «уши» коррупционной составляющей, так называемых «накладных расходов» видны невооруженным глазом.

Кстати, совсем недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подвела первые итоги масштабной проверки деятельности чиновников в строительной отрасли по всем регионам России. По предварительным данным ФАС, в 2009 г. в России было предоставлено для жилищного строительства 2,2 тыс. участков, из которых 147 передано инвесторам без аукциона, то есть с нарушением Земельного кодекса8. Можно привести и такой пример: в Москве задержан с поличным по подозрению в получении от строительной фирмы взятки в размере 2,5 млн руб. специалист отдела встречных проверок столичной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 290 УК РФ «получение взятки». При этом «установлено, что денежные средства чиновник вымогал у руководителей строительной фирмы, — говорится в сообщении департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. — Он потребовал 2,3 млн руб. за исключение данной организации из плана налоговых проверок на 2010 г. и 180 тыс. руб. за общее покровительство компании в течение года. Кроме того, в ходе переговоров с руководством фирмы этот чиновник пообещал за ежемесячную плату в размере 15 тыс. руб. предупреждать предпринимателей о возможных проверках другими налоговыми подразделениями». Передача

денежных средств проходила в личном автомобиле чиновника под контролем оперативников ДЭБ МВД России. После получения денег сотрудник налоговой инспекции был задержан с поличным9. Таких фактов — тьма.

Учитывая, что у большинства населения России жилье является единственной формой собственности (приватизировано почти 70 % жилого фонда) и самой насущной потребностью, жилищный вопрос становится либо основой стабильности для населения, либо основой социальной напряженности в обществе. Добавьте сюда беды, связанные с переводом жилищно-коммунального хозяйства, где крутятся сегодня поистине огромные деньги, на частные рельсы, и можно смело утверждать, что социальный взрыв только на этой почве не за горами.

Причем острота жилищного вопроса все больше усиливается. Так, если перевести строительство жилья в нашей стране в натуральные показатели, то есть в квадратные метры, мы увидим, что произвели в прошлом, позапрошлом и даже в 2007 г. примерно 70 % от 1988 г. и находимся на уровне ввода жилья 1975 г. 10 Хотя в стоимостных показателях все выглядит не так уж и плохо. Таким образом, коррупционная составляющая здесь уже не просто экономический фактор. Это фактор и социальный, и политический, серьезно влияющий на экономическую и национальную безопасность.

Пока речь шла только о распределении собственности. А ведь и перераспределение собственности также является условием развития коррупции. Приведу лишь один пример, поскольку ранее я уже упоминал Б. Березовского — российского олигарха (ныне опального, но лишь потому, что он замахнулся на власть, а не потому, что был мошенником и коррупционером). В свое время, когда проводились залоговые аукционы, в первоначальный список на продажу одна из нефтяных компаний — «Сибнефть» — не была включена. Но какая-то «волшебная палочка» (не коррупция ли ей имя?) все же включила ее в этот список, и она была продана Б. Березовскому примерно за $ 50 млн. Когда Березовский стал опальным, ему было сделано предложение, «от которого трудно было отказаться». И он продал другому олигарху — Р. Абрамовичу эту компанию за $ 100 млн. Хорошая сделка, очень хорошая норма прибыли. Правда Березовскому это не понравилось, и он до

сих пор, проживая в Великобритании, подает судебные иски на своего контрагента по этой сделке. Но дальше (как говорится, «следите за руками фокусника»!) уже Р. Абрамовичу было также сделано предложение, от которого он не отказался. На сей раз контрагентом оказалось ОАО «Газпром». Сделка состоялась, «Сибнефть» была куплена за $ 13 млрд 700 млн11. Почувствуйте, как говорится, разницу! Комментарии здесь не нужны.

Конечно, в этой сделке был огромный практический смысл: государство возвращало тем самым себе некоторые нефтяные активы, которые так бездарно (бездарно ли, без присутствия ли огромной коррупционной составляющей?) отдало в начале периода строительства рыночной экономики России в частные руки. Но вот вторая сторона сделки порождает интересный вопрос: возможно, перераспределение собственности более кор-рупционно, чем его распределение? А ведь не за горами приватизация государственных унитарных предприятий (ГУП). Да что ГУПы! Впереди ведь приватизация государственных корпораций.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия заключается в выводе госкорпорации даже из-под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистра-цию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. Разве это не является отличной базой для коррупции, всевозможных нарушений? Ведь госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании). На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для открытых акционерных обществ (ОАО). Итак, государственная корпорация — не

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, создается на основании федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Но уже при создании этой организационно-правовой формы заложены основы для коррупции. А ведь таких корпораций сегодня уже немало и все они имеют огромный капитал.

Создание госкорпораций в России явилось магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 — предкризисного — года. Ее ключевыми признаками стали: «безвозмездная приватизация» госимущества, непрозрачность и бесконтрольность. В реалиях современной России это автоматически превращает госкорпорации из инструмента модернизации, в инструмент коррупции12.

Имущество, переданное корпорации Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации. Обратите внимание на фразу, выделенную мною курсивом, и задайте себе вопрос: «Кто будет собственником, скажем, акционированной Российской корпорации нанотехно-логий (Роснанотех), или Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции (Ростехнологии), или государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)?». А после этого, согласитесь, трудно не сделать вывод, что этот вид перераспределения собственности на современном этапе развития России может существенно «обогатить» коррупционную составляющую.

И еще об одном механизме перераспределения собственности на современном этапе — так называемых недружественных поглощениях или рейдерстве. В нашей Академии эта проблема активно изучается. Одна из последних работ на данную тему выполнена под моим руководством на нашей кафедре — экономики и экономической безопасности и будет внесена для защиты в Диссертационный совет АЭБ МВД России. В работе впервые глубоко исследованы исторические корни этого явления, показан генезис возникновения недружественных поглощений хозяйствующих субъектов, рассмотрено их влияние на экономическую безопасность России, предложен механизм противодействия13.

У истоков российского рейдерства, как известно, стоит известное явление

«гринмэйл». Его основателем принято считать американского бизнесмена Кеннета Дарта, хотя этот вид «бизнеса» возник еще до его рождения. Российские же грин-мэйл и рейдерство приобрели характерные национальные черты, наличие которых обусловлено как очевидным несовершенством действующего законодательства, так и высокой степенью коррупции в стране. И хотя слияния и поглощения рассматриваются обычно как наиболее радикальное решение задачи повышения эффективности компании, а необходимым условием для выхода предприятия из кризиса, связанного с высоким уровнем затрат на производство и реализацию продукции, как правило, является смена неэффективного менеджмента компании, в России это явление стало одним из инструментов перераспределения (захвата) собственности с уголовной окраской.

Рейдерство в России приобрело массовый размах с середины 90-х гг., а уже в начале нового столетия стало «профессиональным бизнесом». Поставленные мною кавычки подчеркивают, в основном, криминальный характер этого «бизнеса». Рейдеры придумали множество способов хищения акций, а само рейдерство обогащалось все новыми и новыми махинациями. Начинали с реестра акционеров, затем фальсифицировали передаточные распоряжения, включали в ход неправосудные судебные акты, полученные где-нибудь в отдаленном городе, осуществляли блокировку, в том числе и физическую, основного акционера, проводили повторные внеочередные общие собрания акционеров... При этом для получения контроля над управлением предприятием рейдеры все чаще стали прибегать к силовым захватам объектов. Штурмы заводов и фабрик с участием правоохранительных органов, привлечение «прикормленных» судебных приставов — явления для этого периода совсем не редкие. Со временем рейдерские технологии были доведены до совершенства, а властные структуры смотрели, как правило, на это сквозь пальцы.

С начала 2000 г. начался новый передел в цветной и черной металлургии, который логично привел к созданию вертикально интегрированных холдингов как основной формы построения крупного бизнеса в России. Громкие скандалы сопровождали передел и лесного рынка. Были использованы такие рейдерские технологии, как инициирование процесса реприватизации, организация депутатских запросов и сле-

дующие за ними многочисленные проверки фискальных структур, судебные тяжбы и «пиар»-компании, которые активно применялись и в последующих «лесных войнах». Лакомым куском собственности для рейдеров стали машиностроительная и нефтяные отрасли, не миновала их внимание и оборонка — особенно в связи с тем, что предприятия здесь, как правило, владели огромными земельными участками.

На рынке появляются мощные рейдер-ские компании, которые активно развивают свои структуры и расширяют бизнес. Рейдеры приобретают специализацию. Сотрудники рейдерских компаний теперь имеют четкие функции: «аналитиков», «обходчиков», «контактеров», собственно «рейдеров», ответственных за «вход» в административный ресурс, финансы, продажи, поиск новых проектов. Большинство крупных банков предоставляют этим компаниям кредиты под залог недвижимости. «Добычу» рейдеров — торговые площади и земельные участки — с большой охотой покупают казино, строительные тресты, банки, торговые сети. Этот период можно назвать эпохой расцвета в истории российского рейдерства. Норма прибыли по некоторым проектам превышала 1000 % годовых. Не грех вспомнить при этом знаменитую фразу К. Маркса, который говорил, что если норма прибыли становится 300 %, то нет ни одного преступления, на которое не пошел бы капитал.

Рейдеры продолжают оттачивать свои технологии. После 2004 г. начинается следующий этап в развитии «корпоративного рейдерства». В этот период рейдеры закончили обкатку формулы «бизнес в обмен на прекращение уголовного преследования» и довели ее до совершенства, используя в качестве основного инструмента уголовные дела по фактам нарушения (реальным или надуманным) налоговых, таможенных, природоохранных и других правил.

С 2006 г. на рынке корпоративных захватов начались перемены. Борьба с рей-дерством на федеральном уровне заставила большинство из них отказаться от наиболее «черных» и незаконных схем поглощения предприятий. Начался процесс «обеления» рейдерства и соответственно размежевания участников этого рынка. Наиболее успешные операторы, сумевшие к тому времени сконцентрировать в своих руках часть интересных активов в виде земли и недвижимости, принимают решение добровольно выйти из этого бизнеса и сосредоточиться на девелопменте своих активов...

Правда, это больше касается столичного рейдерства. На современном этапе наблюдается тенденция увеличения захватов организаций в регионах, где собственники менее защищены, и московские рейдеры, поскольку сегмент рейдерского рынка столицы близок к насыщению, уходят в регионы. Там этот «бизнес» расцветает сегодня пышным цветом. Так, например, есть своя хорошая рейдерская школа в Свердловской области. Она вполне успешно применяет не только московские методы, но и свои способы отъема собственности14.

И все же, что касается рейдерства, можно отметить наступление нового качественного изменения этого вида перераспределения собственности. И здесь уже наступил момент, когда криминал решает стать легальным бизнесом. Да и сама практика недружественных поглощений становится в настоящее время все более легальной. Но вот какая особенность: ведь все структурные связи (во многом они криминальные) остаются. Они никуда не денутся, они уже стали частью того, что мы называем сегодня теневыми процессами в экономике. Замечу, что речь здесь пойдет не о теневой экономике, а о теневых процессах.

Конечно, коррупция тесно связана с теневой экономикой. Более того, она позволяет этой теневой экономике и создаваться, и развиваться. Не так давно именно в нашей Академии стали говорить не просто о теневой экономике, а о «теневых процессах». Так, на кафедре финансов, денежного обращения и кредита была введена в научный оборот категория «теневые процессы», а специалисты Академии начали активно научно разрабатывать это новое направление экономической безопасности.

Развивая эту тему, можно отметить следующее. Скажем, если теневую экономику, используя системный анализ, можно считать одним из элементов всей экономики (как системы), то теневые процессы, основу которых, думается, составляют коррупционные отношения, это — структурные образования, связи, в том числе, и по иерархии. Здесь две стороны. Первая выполняет роль «смазки» экономики, чтобы она функционировала, вторая — ее «раковая опухоль», которая не позволяет быть организму (экономике, обществу) здоровым. Здесь, как и в случае болезни человека, упустишь время, и операционное решение уже будет невозможно. Беда в том, что сегодня она уже не может быть отсечена от экономики опера-ционно, ибо носители этих теневых, кор-

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

рупционных процессов — многочисленные чиновники всех уровней15.

Мы боремся с теневой экономикой, полагая, что коррупция — элемент этой теневой экономики. Но теневые процессы и теневая экономика — это совсем не одно и тоже. Приведу пример. За год до прекращения существования РАО «ЕЭС России» там был сделан сравнительный анализ электропотребления по регионам: приводились цифры превышения в регионе советского максимума потребления энергии. Сравнивался 1990 г. (принимался за 100 %) с 2006 г. Скажем, в Вологодском регионе рост электропотребления был за этот период 104 %, в Астраханском и Питерском — по 110 %, Тюменском — 115 %, Московском — 124 %. А вот в Дагестанском оказался самый большой рост электропотребления — 160 %. Но ведь мы все знаем, что последний — не просто дотационный регион, там вообще как бы нет производства. Электропотребление же показывает, что экономика там неплохо развивается. Но, видимо, она, в основном, теневая. И существует она только потому, что поддерживает ее коррупция, являясь не просто каким-то звеном теневой экономики, а системой связей, образований, структур. Все эти связи, структуры остаются и часто даже усиливаются, когда бизнес из криминала, из «тени» пытается перейти в легальную экономику. И нередко это ему удается, поскольку большинство этих связей находится в легальном мире. Это — властные структуры, правоохранительные и судебные органы, институты законодательной и исполнительной власти.

Кстати, еще один любопытный факт, также связанный с Дагестаном: на всех 183 пунктах приема экзамена (ППЭ) в этой республике кураторы получили по 200 тыс. руб. «премиальных» за проведение ЕГЭ. А учителя, активно «работавшие» на ППЭ, выполняя за выпускников задания, «заработали» от 25 до 50 тыс. руб. каждый. И деньги, как видим, находятся. По данным фактам депутатами Госдумы уже направлены запросы в Генпрокуратуру. Кстати, не лучше обстояло дело и в других регионах16.

Сегодня уже многим стало ясно, что первый и самый главный миф о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), который поможет искоренить коррупцию при поступлении выпускников в ВУЗы, — лопнул в 2009 г. Если говорить в целом об образовании — одной из коррупционных сфер, то, по словам С. Миронова, «правительство впервые признало умопомрачительный масштаб неэффективных трат в

этой сфере: 140 млрд руб. чиновники растранжирили на себя любимых». А винова-

17

тых, конечно, — нет

Итак, говоря о теневых процессах, нельзя не отметить, что ряд экспертов18 сходятся сегодня в том, что коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей — организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Коррупционные сети составляют основу структуры теневых процессов. Любая коррупционная сеть включает, как минимум, три составляющие: коммерческую или финансовую структуру, которая реализует полученные выгоды и льготы и превращает их в деньги; группу государственных чиновников, обеспечивающую прикрытие при принятии решений; группу защиты коррупционных сетей, которую осуществляют должностные лица правоохранительных органов. Все эти структуры — в составе теневых процессов19.

Как видим, рост коррупции непосредственно связан с ростом теневой экономики, разрастанием теневых процессов. А это, в свою очередь, способствует и росту теневой экономики, и прорастанию теневых процессов во все элементы экономики, во все ветви власти. Это — взаимопроникающие друг в друга процессы. Взятка, например — своего рода налог с теневого оборота, но она призвана обслуживать и теневые процессы. Значит, рост коррупции действительно свидетельствует и о росте теневой экономики, и о росте теневых процессов.

Отдельным направлением коррупции стало сегодня распределение государственного бюджета в частные руки с использованием механизма коррупции — через госзаказы, госзакупки, «откаты» и т.п. Мне уже приходилось говорить и писать подробно об этом ранее, да и проблема эта более или менее ясная, поэтому останавливаться на ней не буду. Один только пример из последних событий. При проверке соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи было установлено, что основная часть муниципального заказа по реализации олимпийских мероприятий в 2008 и 2009 гг. (74,9 % и 58,7 % соответственно) размещена администрацией г. Сочи по начальной цене контракта у единственного участника в отсутствии конкурентных условий на сумму около 2 млрд руб. 20

Небольшое предварительное резюме.

Поскольку первоначальный капитал современной России в процессе распределения собственности был сформирован во многом из государственной собственности, из бюджетных средств, из прав на обслуживание этих бюджетных средств, постольку коррупция создавала здесь свои сети, структуры, укрепляла теневые процессы на основе существующих государственных структур и тех, которые в недавнем прошлом, до приватизации, были государственными. Это продолжилось и в процессе перераспределения собственности, в том числе, и посредством механизма рейдерства. Это продолжается и в перманентном процессе «распила» государственного бюджета. Но какие цифры (статистика, социология) могут подтвердить (либо опровергнуть) такие теоретические и методологические выводы? К сожалению, статистики такой нет, во всяком случае, мне она неизвестна. И, несмотря на то, что фактов в этой сфере — тьма-тьмущая, фундаментальных исследований также чрезвычайно мало.

Что касается теневой экономики, то мы привыкли к цифрам органов государственной статистики, утверждающих, что теневая экономика составляет порядка 25—30 % от легальной. Ряд исследований в системе МВД говорит и о 40—50 % теневой экономике. Но вот ранее приведенный мною пример по потреблению электроэнергии в Дагестане косвенно позволяет сделать вывод, что даже в целых регионах экономика во многом может быть теневой. А коррупция? Какие здесь цифры и тенденции их изменения?

Приведем здесь результаты одного, но весьма результативного и характерного исследования. Так, группой экономистов под руководством профессора Марата Мусина была разработана и апробирована на практике комплексная система раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики. Всего было выявлено на 15,5 трлн рублей хищений и сокрытых до-

ходов, выведенных вместе с коррупционной рентой по фиктивным договорам в теневой сектор экономики. Из них в отношении 13,3 трлн руб. были установлены 731 тыс. конкретных юридических лиц, организовавших их отмывание. В процессе проведённого анализа были также раскрыты закономерности распределения криминального дохода внутри России и определена взаимосвязь роста капитализации с резким ростом степени криминализации бизнеса. Лидируют здесь предприятия сырьевого сектора экономики. Были также выявлены свыше 438 тыс. криминальных фирм, легализовавших, в том числе, через банки более 9,7 трлн руб. При этом 519 банков попали в группу риска Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), поскольку каждый из них в большинстве случаев легализовывал криминальные средства, а не выводил их в «тень». Также было выявлено 604 банка, через каждый из которых по фиктивным договорам было выведено в теневой сектор экономики не менее, чем по 1 млрд руб., 271 банк — от 10 млрд руб. и 35 — свыше 100 млрд руб. каждый. В результате всех этих исследований по факту хищения и сокрытия доходов на сумму 10,5 трлн руб. (или 18,3 % ВВП ежегодно) получены необходимые материалы, чтобы предъявить конкретным фигурантам обвинение в мошенничестве и прямых хищениях в особо крупном размере. Установлено также, что за пять лет из бюджетов всех уровней (федерального, региональных, местных) 525 590 бюджетополучателей получили свыше 9,6 трлн руб. Две трети всех исследованных бюджетополучателей (338 840 организаций), получив из бюджета свыше 540 млрд руб., остались честными. Оставшаяся же треть (162 276 фирм), получив из бюджета 9 трлн руб., сразу вывела в теневой сектор экономики около 3 трлн руб. Установлено, что за эти пять лет из бюджетов всех уровней и организаций государственной собственности напрямую были похищены следующие суммы (см. табл. 1).

Таблица 1

Прямые хищения (объем хищений, в млн руб.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямые хищения Объем

1 В организациях, находящихся в федеральной собственности. 88 991

2 В организациях, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. 45 974

3 Из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. 25 573

4 Из средств федерального бюджета. 22 727

5 Из прочих средств бюджетов. 6 679

6 Из средств государственных и других внебюджетных фондов. 2 585

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

Я <

I I-

О ф

со

В целом итог исследования удручающий. С учётом многозвенных криминальных схем объём коррупционной ренты может превышать 5,4 % среднегодового ВВП и доходить до 15 %. Ежегодно внутри России «отмывается» до 27 % ВВП21. Обратимся к результатам еще одного фундаментального исследования коррупции в России, проведенного фондом «Индем» на целевой грант Мирового банка. Поскольку исследование было независимым, и проведен добротный мониторинг двух основных рынков коррупции — бытовой и деловой коррупции, мне кажется, основным его данным можно доверять22.

С точки зрения теории вопроса, экономической безопасности, думается, правомерно ввести в анализ узкую и широкую трактовку коррупции. Если проблемы «узкой» коррупции хоть как-то разрабатываются, то трактовка «широкой» еще требует изучения. Можно предположить в виде гипотезы, что рынок бытовой коррупции — с определенным допущением и по разным

основаниям — может быть отнесен как к узкой, так и к широкой коррупции. К узкой он может быть отнесен в связи с тем, что это лишь один срез проблемы, один уровень коррупции, рассматриваемой в функциональном смысле. К коррупции же в широком смысле слова он относится в субъектной части: этот вид коррупции затрагивает почти все население страны. Кроме того, рассматривая полученные блага лично для себя или своих близких в результате коррупционных действий (взяток, разного рода услуг и т.п.) как нечто несущественное, в масштабах всей страны на самом деле огромная масса взяткодателей способствует созданию определенной мен-тальности населения, всего общества. А это уже в результате перехода количества в качество становится угрозой для нормального развития общества, страны, возможности перехода экономики на рельсы рыночных отношений, перехода к постиндустриальному обществу. Рассмотрим сначала рынок бытовой коррупции (см. табл.2).

Таблица 2

Рынок бытовой коррупции

Характеристики рынка коррупции 2001 г. 2005 г.

Охват коррупции ( в %) 50,4 54,9

Риск коррупции (в %) 25,7 35,0

Спрос на коррупцию (готовность давать взятку, в %) 74,7 53,2

Интенсивность коррупции (среднее число взяток в год для дающих взятки) 1,19 0,882

Средний размер взятки (в руб.) 1817 2780

Среднегодовой взнос одного взяткодателя (в руб.) 2162 2452

Годовой объем рынка бытовой коррупции (в млрд долл.) 2,825 3,014

ю

Ol

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

В табл. 2 дана динамика развития процессов бытовой коррупции, из которой можно сделать следующие выводы. Бытовой коррупцией охвачено сегодня более половины населения страны, и доля его несколько растет, хотя и незначительно. Риск коррупции возрастает, возможно, в связи с этим и готовность давать взятки снижается, а интенсивность коррупции на бытовом уровне также снижается. (Известно, что сегодня взяткодателей сажают в два раза больше, чем взяткополучателей). Однако при этом средний размер взятки растет, и каждый взяткодатель дает все больше и больше. Поэтому и годовой объем рынка бытовой коррупции также растет: он оценивается примерно в $ 3 млрд.

Если углубляться в бытовую коррупцию, то можно взять еще несколько срезов: коррупция в медицинских и образо-

вательных учреждениях, правоохранительных органах. При этом, если говорить о коррупции в медицинских учреждениях, то за рассматриваемый временной период она снизилась с $602,41 млн до $401,1 млн, то есть, стала меньше на 33,4 %.

Что касается высших учебных заведений (поступить в высшее учебное заведение, перевестись из одного ВУЗа в другой, экзамены и т.п.), то здесь объем коррупционного рынка изменился следующим образом: с $ 449,37 млн в 2001 г. до $ 583,4 млн в 2005 г. (рост 29,8 %). Сегодня, как мы понимаем, он вряд ли снизился, изменилось лишь направление коррупционных потоков в связи с повсеместным введением ЕГЭ.

Теперь о милиции. Был такой пункт рынка бытовой коррупции: «получить помощь и защиту в милиции». Он практически за эти годы не изменился и составляет,

согласно исследованиям, примерно $ 30 млн. А такой сегмент коррупционного милицейского рынка, как «урегулировать ситуацию с автоинспекцией (получение прав, техосмотр, дорожное движение и т.п.)» даже снизился — с $ 368,38 до 183,3 млн (на 50,2 %). Конечно, это тоже не утешает. Ведь и отрицательная динамика (или стабильность) объемов таких коррупционных рынков часто объясняется падением спроса на коррупцию в этих сферах, поддержанным сокращением контактов граждан с соответствующими институтами или проще — неверием граждан в то, что здесь им помогут. К сожалению, как мы знаем, в общественном сознании закреплены совсем другие тенденции, в частности, по милиции. Не следует также забывать, что правоохранительные органы — лишь слепок с властных структур, их отражение. Они — вторичны и по отношению к коррупции, только противодействуют ей, но на основные условия существования коррупции влиять почти не могут.

Рынок деловой коррупции, скорее всего, может быть отнесен к широкой коррупции. Это можно аргументировать тем, что в экономике бизнес, предпринимательство являются локомотивами развития. Речь идет обо всех видах бизнеса, в том числе о малом, среднем и крупном бизнесе. Учитывая, что именно бизнес в совокупности с властными и криминальными структурами формируют на современном этапе развития не только эконо-

мическую базу развития общества, но и его стратегическую перспективу — и социальную, и политическую — деловую коррупцию можно было бы отнести к ее широкому виду. Теперь подробнее о практике деловой коррупции (см. табл. 3). Здесь, как видим, из этого исследования имеется лишь одна благополучная тенденция: несколько снижается интенсивность коррупции. Зато все остальные показатели резко взлетели вверх: средний размер взятки вырос в 13,3 раза; среднегодовой взнос предпринимателей увеличился в 10,6 раза; наконец, рост объема делового коррупционного рынка составил 9,4 раза. Правомерно сделать такой вывод: теневые процессы коррупционных отношений стали зрелыми. Если продолжить дальше, то можно сделать и такое предположение: именно эти отношения иявляются сегодня определяющими — и в экономике, и в социальной жизни общества, и в политике, и в идеологии. Если общество смирится с этим, то перспективы его развития станут туманными.

Хотел бы обратить внимание на еще две интересные тенденции, которые отмечают авторы исследования. Первая тенденция связана с гигантским ростом коррупционного рынка по отношению к доходам государственного бюджета. Если в 2001 г. коррупционный рынок был на треть меньше годового дохода федерального бюджета, то в 2005 г. рынок деловой коррупции превзошел доходы федерального бюджета в 2,66 раз.

Таблица 3

Рынок деловой коррупции

Характеристика 2001 2005

Интенсивность коррупции 2,248 1,795

Средний размер взятки (в тыс. дол.) 10,2 135,8

Среднегодовой взнос (в тыс. дол.) 22,9 243,75

Объем рынка (в млрд дол.) 33,5 316

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

Я <

I I-

О ф

со

Вторая тенденция не менее интересна: она показывает долю на рынке коррупции основных ветвей российской власти. Если принять сумму коррупции за единицу, то на долю трех властей — судебной, законодательной и исполнительной, придется соответственно следующая доля коррупции: 0,055, 0,071, и 0,874. Графически это выглядит особенно убедительно (см. диаграмму).

Вывод здесь такой: большая часть коррупционного сбора остается исполни-

тельной власти, что естественно, поскольку чаще всего предприниматели имеют дело именно с представителями этой ветви власти. Полученные статистические факты свидетельствуют о том, что исполнительная власть настолько же важнее двух других, насколько ее доля коррупционного дохода превосходит их долю 23. Приведенная диаграмма показывает теперь и истинные мотивы такого поведения — Коррупция. Именно так: коррупция с большой буквы.

Диаграмма 1

Доля трех ветвей власти на рынке коррупции

1,000 0,750 0,500 0,250 0,000

1Ряд1

Доля на рынке

и—1 х

Законодательная Исполнительная Судебная

0,071 0,874 0,055

ю

Ol

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о m ш VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2

ф

d

я <

S I

н

о ф

со

Можно ли сегодня сделать вывод об изменении тенденций (рост, сокращение) развития коррупции за последние годы по сравнению с теми тенденциями, которые обозначены мною выше и подкреплены данными исследований? Приведу только два факта. Если посмотреть на динамику коррупционных преступлений в России за 2001—2008 гг., отраженных в «Едином отчете о преступности» (форма 1-Г), то можно обнаружить, что в 2008 г. наблюдался рост (по сумме всех видов преступлений коррупционной направленности) по сравнению с 2001 г. в 1,4 раза24. А если говорить о росте уголовных дел, возбужденных за совершение должностных преступлений, то их число, по данным ДЭБ МВД России, также увеличилось на 20 %25. К сожалению, скорее всего, можно говорить о продолжающейся тенденции роста коррупции. Возможно, и по другим основным направлениям коррупционной деятельности. Более определенный вывод можно сделать только после проведения глобальных исследований.

Ранее были сделаны выводы, что именно власть играла и играет первую скрипку в процессах распределения и перераспределения собственности. Она слабо противодействует бытовой и деловой коррупции, создавая условия для их реализации. Непредсказуемость и изменчивость политики властей в отношении бизнеса побуждает его прибегать к краткосрочным стратегиям поведения. Типичное проявление — взятки, выход в «тень». При этом факторами вытеснения в тень становятся: недоверие к государству; постоянные изменения правил и законов; неэффективное государственное регулирование; чрезмерное налоговое бремя; теневые поставки; дорогие кредиты; низкое

качество муниципальных услуг по обслуживанию арендуемых помещений и высокая их аренда; необходимость иметь теневой бюджет на выплату взяток... Скорее всего, эти выводы остаются в силе.

Таким образом, коррупция стала в современной России системообразующим элементом не только теневой, но и всей экономики, подпитывает и поддерживает ее, определяет структуру теневых процессов, которые во многом состоят из взаимоотношений государства и отдельного человека, государства и бизнеса. Коррупция, как видим, начинается тогда, когда действия должностного лица, вместо того, чтобы быть направленными на достижение поставленных перед ним целей, подменяются его же действиями, обусловленными корыстными интересами. Этого достаточно, чтобы характеризовать такое проявление коррупции как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Пожалуй, это наиболее сущностная сторона отношений коррупции. При этом, если отсутствует механизм контроля (или он не востребован), если исполнительная, законодательная и судебная власти не стали системой «сдержек и противовесов», если еще не работает в должной степени механизм влияния электората на эти подсистемы демократии, то условия для коррупции не просто налицо. Они не только подпитывают, но и являются системной основой ее реализации. И пока эти условия (и главные из них — кризис государственности, отсутствие демократии, развитых институтов гражданского общества26) в России существуют, пока мы действительно не займемся «модернизацией государственного сектора» по всем направлениям, коррупцию будет трудно преодолеть.

Между тем, если быть объективным, и правительство, и Президент РФ многое уже делают на направлении противодействия коррупции, для создания условий, которые препятствуют развитию отношений коррупции, в том числе, в чиновничьей среде. Немного об одном из таких направлений.

Так, в ежегодном послании Федеральному собранию РФ, с которым выступил Д. Медведев 12 ноября 2009 г., одним из стратегических направлений в рамках глобальной модернизации экономики России было обозначено создание новейших информационных технологий. А уже 23 декабря т.г. на совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества президент России напомнил собравшимся, что к 2015 г. все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид.

Правительство уже активно работает на этом направлении. По словам В. Путина, первым шагом в реализации проекта «Электронное правительство» стал запуск в эксплуатацию единого портала государственных и муниципальных услуг в Интернете. Известно, что «Электронное правительство» снижает коррупцию, сокращает сроки получения решений, оптимизирует взаимоотношения между гражданами и органами исполнительной власти. Начал работать портал www. gosuslugi.ru, и уже в первые часы его работы количество обращений пользователей превысило отметку 1000 обращений в секунду. А за первую ночь существования портала (с 15 на 16 декабря 2009 г.) его посетители произвели свыше миллиона кликов. На портале опубликовано 113 описаний федеральных услуг, в реестре представлена информация о более, чем 25 тыс. мест оказания услуг по всей стране. А начиная с 2011г., будет запрещено требовать у граждан справки и сведения, уже хранящиеся в каком-либо государственном или муниципальном информационном банке27. Все это в совокупности позволяет надеяться, что движение в области противодействия коррупции на этом современном направлении модернизации общества сдвинулось с мертвой точки.

В заключение сделаю ряд выводов.

Первое. Коррупция — одна из глобальных проблем наступившего XXI в., и Россия здесь — не исключение. С точки зрения теории, коррупцию надо рассматривать в широком и узком смысле слова.

Наиболее сущностной, ведущей стороной этого явления можно считать злоупотребление властью с целью получения личной выгоды.

Второе. Коррупция, как ни странно, выполняет на современном этапе развития общества ряд положительных (в определенной степени) функций. Граждане, предприниматели, которые успешно решают свои проблемы коррупционным путем, получают определенное удовлетворение в жизни. При этом коррупция снижает недовольство состоянием дел в обществе. Перераспределяя доходы, коррупция в той или иной степени ослабляет те диспропорции, дисбалансы, несоответствия, которые ее вызывают. Если ресурсы, полученные коррупционным путем, инвестируются в сферу экономики России, они стимулируют и производство, и потребление и, тем самым, экономический рост. При отсутствии других рычагов или их слабости она позволяет решать основные проблемы — и личные, и региональные, и общенациональные. Можно сказать, что коррупция является одним из значимых на современном этапе развития общества факторов совершенствования всей системы общественных отношений и регулирующего их законодательства 28.

Третье. Коррупция в России стала основным механизмом распределения и перераспределения национального богатства страны, национального дохода и государственного бюджета. Коррупция — это современный вид эксплуатации основного населения России29. Именно через систему коррупции бюрократия, ее номенклатура эксплуатируют общество. Важный фактор этого — объективно обусловленное усиление роли государства во всем мире и в России, в частности.

Четвертое. К основным условиям существования и реализации отношений коррупции можно также отнести: особенности переходного периода России от социализма к постиндустриальному обществу, проходящему в номенклатурно-олигархической форме; наличие частной собственности (частного сектора), дающее возможность иметь существенный независимый источник доходов, позволяющий решать проблемы незаконным (коррупционным) путем; разрастание государственной собственности (госсектора), как экономической базы для обогащения чиновников, имеющих возможность распоряжаться данной собственностью, результатами ее

ю

OI

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

*

S I

н

о ф

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

функционирования, либо давать разрешение пользоваться ею; отказ на практике от рыночных и демократических механизмов перераспределения собственности; наличие существенного оборонно-промышленного комплекса и армии, порождающих коррупционные отношения в этой сфере в силу большой субъективности и закрытости принимаемых решений, в том числе, по использованию средств значительной части государственного бюджета; слабые демократические основы общества, не позволяющие установить действенный контроль за бюрократией, отсутствие развитых институтов гражданского общества.

Пятое. Коррупция — главный тормоз на пути прогресса, развития российского общества на современном этапе. Системные потери от коррупции — это разрушение государственности, государственного аппарата, законодательных, судебных и правоохранительных органов, торможение нормального экономического развития страны. В экономике коррупция не позволяет реализоваться преимуществам рыночных отношений, эффективному их сочетанию с государственным регулированием. Нарушаются механизмы конкуренции, нормальной рыночной экономики. Коррупция тормозит экономический рост, экономическое развитие, увеличивая накладные расходы, уменьшая инвестиции, крайне увеличивая неопределенность и риски. Инновационная экономика, верно провозглашаемая как стратегический путь развития страны, вообще не может быть реализована при наличии коррупционных сетей. В политике коррупционные механизмы препятствует развитию демократии, во многом дискредитируют ее. Политические издержки проявляются в политической нестабильности, неспособности государства обеспечить нормальную — без нужды — жизнь людей, в угрозе демократии. В социальном плане коррупция подрывает доверие ко всем ветвям власти, властным структурам и институтам, партиям, демократии в целом. Если человек, гражданин уже не ждет справедливости от своего государства, он перестает нуждаться в таком государстве. Социальный эффект коррупции состоит также в неоправданном расслоении доходов, вызывающем очень серьезное ухудшение жизни, социальное напряжение, поскольку в конечном итоге, ис-

точник коррупции — в недоплате основной массе работающих. В морально-нравственном плане общество деградирует, поскольку происходит дискредитация важных для членов общества ценностей, мотивов, установок и подмена их другими, опирающимися на коррупционные отношения и разрушающими личность. При отсутствии в обществе зрелых идеологических концепций, в том числе, патриотических, системы нравственного воспитания коррупционные отношения воспроизводятся в каждом поколении.

Шестое. Поскольку коррупция — системная проблема, то нужна и системность антикоррупционных мер, т.е. преодоление коррупции по всем основным направлениям, которые можно было бы назвать «узловыми», действуя в соответствии с научным пониманием этого явления. Если говорить о преодолении отношений коррупции в обществе, то можно выделить следующие три основных подхода к действиям государства, власти, общества по антикоррупционным направлениям. К самым крайним и нетерпимым отношениям коррупции применим термин «борьба» — жесткая, бескомпромиссная. В отношении той части коррупции, которую мы обозначили теневыми процессами, более правильным надо считать то, что в законе о коррупции30 обозначено термином «противодействие». Центральным здесь становится восстановление контроля над бюрократией, что равносильно развитию демократических институтов. Каждая ветвь власти должна стать сильной и независимой. И пока этого нет — нет и подлинной демократии, зато есть уникальные условия для развития пышным цветом коррупции. Причем противодействие коррупции — это сложная, разветвленная, взаимосвязанная система, которая не может быть создана раз и навсегда, а должна постоянно меняться с изменением условий развития нашей страны. Наконец, стратегическим подходом надо считать «создание основных условий», которые не позволят отношениям коррупции возникать и развиваться. Главными же в этом ряду становятся процессы воспитания и обучения каждого члена общества31, формирования мировоззрения, нравственных основ личности, начиная с семьи, уровня культуры и правосознания и гражданина, и предпринимателя, и общественного деятеля всех уровней и ступенек власти.

Литература и примечания

1. Узловые проблемы экономической безопасности современной России // Вестник Академии экономической безопасности. 2009. № 12. М.: АЭБ МВД России. 2009. С. 21-27.

2. [Электронный ресурс]: www.bbc.co.uk/russian/international/2009/11/ 091117_transparency_ corruption_index.shtml.

3. Хопер и Селенга. Последняя глава // Экономика и жизнь. 2010.№ 9. Март. С. 23.

4. Подробнее об этом см. в материалах Куликова А.С., председателя правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума «Экономическая преступность в России: состояние, тенденции, прогнозы» // Право и безопасность. 2009. № 1 (30).

5. Смирнов В.Л. Экономическая безопасность государства: нефть, газ, электроэнергетика // Научные труды Вольного экономического общества России. М: ВЭО. 2008, Т.104. С. 120-133.

6. Цены на рынке недвижимости в крупнейших городах России [Электронный ресурс]: // rating.rbc.ru/ articles /2009/09/28/32570506.

7. Борьян Ю.Б. Итоги 7-10 лет // Научные труды Вольного экономического общества России. М: ВЭО. 2010. Т. 128. С. 52.

8. [Электронный ресурс]: http://www.irn.ru/articles/22600.html.

9. [Электронный ресурс]: http://www.irn.ru/news/40138.html.

10. Щербаков В.И. Выступление на заседании Круглого стола ВЭО России «Девять лет прошло; что впереди?» // Научные труды Вольного экономического общества России.- М: ВЭО. 2010. Т. 128. С .38.

11. Милов В., Немцов Б. Путин. Итоги. Независимый экспертный доклад // Новая газета. 2008. С. 12-13; [Электронный ресурс]: http://www.sps.ru/file/0034/6516/index.pdf.

12. Делягин М. Государственные корпорации как фактор модернизации России [Электронный ресурс]: //delyagin.ru/articles/2177.html.

13. Усова М.Е. Противодействие недружественным поглощениям как элемент системы обеспечения экономической безопасности: дис. ... к.э.н. М., 2010 (ряд материалов по рейдерству взят из этой работы).

14. Касьяненко Н.С. Недружественные поглощения (рейдерство) организаций в России //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №2 (140). Экономика. Вып.18. С. 119-124.

15. Мне уже приходилось ранее обращаться к этой проблеме. См. Коррупция в системе теневых процессов современной России // Научные труды Международной академии менеджмента и Вольного экономического общества России. М.: ВЭО. 2009. Т.124. С.70-83.

16. Комков С. Начало конца российского образования // Наша власть. № 9 (100). 2009. С. 24.

17. Форафонтова Е. Пробел в образовании // Наша власть. № 9 (100). 2009. С.36.

18. См. подробнее [Электронный ресурс]: www.anti-corr.ru/awbreport/summary/1.htm.

19. Об этом подробнее в моем докладе «Коррупция как системообразующая проблема экономической безопасности современной России» на научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях», проходившей в АЭБ МВД России 17 декабря 2009 г.

20. Рябухин С.Н. Коррупция в системе государственного (муниципального) заказа. Как решить проблемы / / Научные труды Международной академии менеджмента и Вольного экономического общества Рос- • сии. М.: ВЭО. 2009. Т.124. С.151. О

21. В плену у спрута. Коррупционными щупальцами он тянет госбюджет в тень //АиФ. 2007. 12-18 декабря. С.16. [Электронный ресурс]: http://old.kpe.ru/rating/media/1890/. ci

22. Ссылки на эту тему буду давать с использованием материалов книги: антикоррупционная политика / под ред. Г.А. Сатарова. М.: Фонд ИНДЕМ, РА «СПАС», 2004; [Электронный ресурс]: http://www.indem.ru; а также материалов, размещенных на сайте фонда http://www.indem.ru/corrupt.

23. Во сколько раз увеличилась коррупция за 4 года: результаты нового исследования Фонда ИНДЕМ. о Краткое изложение основных предварительных результатов [Электронный ресурс]: //www.indem.ru. О

24. Рассчитано мною по: Дамаскин О.В. Противодействие коррупции как угрозе национальной безопасности: состояние и перспективы // Научные труды Международной академии менеджмента и Вольного JJ

экономического общества России. М.: ВЭО. 2009. Т124. С.122-123.

25. Морев Н. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй... // Наша власть. 2010. № 1—2, С. 36.

26. См. подробнее об этом: Юсупов М.Р., Минин А.Я. Противодействие коррупции институтами гражданс-

31. Эта проблема по коррупции обсуждалась на научно-практическом семинаре кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России 29 марта 2010 г.

СО

s н

кого общества: методология и организационно-правовые аспекты поддержки на общественных началах О в сфере предпринимательства / под ред. проф. А.Я. Минина. М.: МТПП, 2009. I

27. Подробнее об этом см.: Сделан первый шаг // Государство в XXI в. Деловое издание для руководителей. О

2010. № 1(02). С. 10-12.

28. Попов Г.Х. О необходимости разработки теории коррупции в постиндустриальном обществе // Научные О труды Международной академии менеджмента и Вольного экономического общества России. М.: ВЭО. 2009. Т.124. С.39-40. Ю

29. Там же. С.32.

30. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. // Российская газета. _

2008. 30 декабря. о

у

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.