УДК 399.138
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ ИННОВАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ
© Сергей Евгеньевич Дмитриев
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия, аспирант,
e-mail: [email protected]
Конкурентоспособность современных социально-экономических систем - концентрированное выражение возможностей - материальных и нематериальных, внешних и внутренних факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества и увеличивающих инновационную стоимость. Конкурентоспособность субъекта рынка обусловлена его стоимостью, а теории трудовой и субъективной стоимости находятся в диалектическом единстве.
Ключевые слова: социально-экономические системы; конкурентоспособность; трудовая стоимость; субъективная стоимость; инновационная стоимость.
При определении конкурентоспособности в научной литературе выделяются основополагающие аспекты, отражающие ее фундаментальную сущность, т. е. «отношения или свойства рассматриваемого экономического явления, от которых зависят другие отношения или свойства» [1]. Конкурентоспособные хозяйствующие субъекты и их товары обладают свойствами - отличительными принадлежащими особенностями, которые обеспечивают реализацию продукта на рынке при контакте продавцов и покупателей для обмена. Сущностная особенность конкурентоспособности - связь и взаимообусловленность с конкуренцией, отражающей сущность рыночных отношений, взаимоотношения производителей по поводу предложения товаров на рынке, потребителей - по поводу цен и объема спроса на рынке. Атомистическая, или традиционная, теория конкуренции А. Смита предусматривает большое количество продавцов и покупателей -«атомов» - частиц рыночной системы. Каждый участник занимает малую долю рынка и не имеет возможности оказывать влияние на установление рыночной цены на товар. Атомистическая конкуренция возможна только в условиях идеального рынка с однородными товарами и производителями [2].
Информационная теория конкуренции содержит положения, в соответствии с которыми рыночный процесс приводится в движение в результате первоначальной неосведомленности участников рынка. Рынок рассматривается как взаимодействие решений потребителей, производителей и поставщи-
ков, которые в тот или иной момент времени могут быть неверными из-за отсутствия достаточной информации, которая появляется при столкновении с решениями других участников рынка.
Структурно-функциональная, или конфликтная, теория К. Маркса рассматривает конкуренцию как конфликт - столкновение противоположных стремлений, интересов и сил их выражающих, конфликтное соперничество между различными субъектами отношений, которое возникает по разным поводам, но обязательно приводит к приобретению одними соперниками преимуществ над другими. Процесс конкуренции осуществляется поэтапно, начинается с подготовки к непосредственному столкновению, переходит на стадию столкновения, которое обычно перерастает в конкурентную борьбу, завершается подведением итогов - выявлением, что именно конкуренты приобрели либо потеряли в конкурентной борьбе, определением победителей и побежденных [3], другими словами, выявляются конкурентные преимущества - конкурентоспособность хозяйствующих субъектов рынка.
Итак, между конкуренцией и конкурентоспособностью существует взаимосвязь и взаимообусловленность. Конкурентоспособность проявляется только в соперничестве с другими участниками на рынке, представляющими по своей структуре определенное количество хозяйствующих субъектов, которые активно борются друг с другом за покупателей своей продукции, т. е. проявляется в процессе конкуренции (от лат. сопсиггепйа -
сталкиваться) конкурентов на разных по типу рынках, где много мелких конкурентов (совершенная конкуренция) или несколько крупных конкурентов (олигополия) и других. Предприятия вступают в рыночные отношения с покупателями и продавцами-конку-рентами, используя и накапливая рыночную информацию, в процессе взаимодействия реализуя большое количество связей, обусловливающих качество конкуренции и конкурентоспособности. Конкуренция - необходимое и достаточное условие проявления уровня достигнутой конкурентоспособности. В процессе столкновения противоположностей, конфликта выявляются конкурентные преимущества соперников - их конкурентоспособность.
Цели конкуренции - те или иные - присутствуют в трактовках конкуренции - формирование спроса, сбыта, получение дохода. Полагаем, что главная цель конкуренции -борьба за потребителя для более полного удовлетворения его потребностей, а все другие - подцели, находящиеся в причинноследственных отношениях с главной целью.
Обеспечение конкурентоспособности в рыночных условиях конкуренции для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей становится главной целью -«объективной причинностью», по Аристотелю [1, с. 375], деятельности хозяйствующих субъектов.
Покупатели вступают в контакт с продавцом, производят покупку товара, если предлагаемый субъектам рынка товар обладает определенной ценностью, необходимыми характеристиками (свойствами). Товар должен обладать полезностью, которая обеспечивает удовлетворение от потребления. Предельная полезность от последующей покупки отражает степень настоятельной потребности, возникающей к определенному предпочтительному для покупателя товару. Это значит, что успех на рынке в конкуренции зависит от способностей (ресурсов -факторов) хозяйствующего субъекта обеспечить сравнительное конкурентное преимущество, превосходство, полезность товара. Наличие конкурентных преимуществ у товара обусловливает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта - производителя-продавца товара.
Конкуренция и конкурентоспособность субъекта рынка связаны и обусловлены стоимостью. В подтверждение взаимосвязи стоимости с конкуренцией и конкурентоспособностью приведем положение Ф. Энгельса о том, что отношение производительной силы к потребительной проявится в форме состязательности (соревнования) называется конкуренцией. Она определяет продолжительность пребывания товаропроизводителей на рынках, интенсивность смены поколений техники, скорость соединения результатов научных исследований и новых технологий [4].
Конкурентоспособность проявляется на рынке при обмене товаров. Исследования английского ученого XVII в. У. Пети показало, что основой пропорции обмена двух товаров является соотношение полных затрат рабочего времени, необходимого на их создание и доставку к месту обмена [5]. В теории стоимости Д. Рикардо отмечает, что «стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства» [6]. Трудовая теория стоимости, основы которой заложены У. Петти и развиты Д. Риккардо, исчерпывающе изложена знаменитым немецким экономистом К. Марксом, и далее многие ее положения успешно развивались в трудах В.В. Новожилова.
В.С. Немчинова и других исследователей.
В основе трудовой теории стоимости К. Маркса - положение о среднем общественном труде или затратах времени «при среднем в данное время уровне умелости и интенсивности труда». По К. Марксу в основе стоимости - трудовые затраты, несмотря на изменение цены в зависимости от соотношения спроса и предложения [3, с. 51].
Исходная методологическая предпосылка трудовой теории стоимости - примат фазы непосредственного производства над фазами распределения, обмена и потребления в движении продуктов. Эта методология обоснована исторически: становление и развитие трудовой теории стоимости совпало с периодом бурного роста масштабов производства, перехода его к массовому характеру. Полезность товара для потребителя здесь была фактически выведена из сферы исследования. Тем самым в единстве товарного пред-
ложения и платежеспособного спроса первенство отдано предложению.
В марксистской трудовой теории стоимость представляет собой «общественное отношение, воплощающее собой форму, в которой выражается сам процесс труда и результат этого процесса» [7]. Согласно трудовой теории, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд, который измеряется с помощью рабочего времени.
А. Смит, с одной стороны, за основу стоимости берет трудовые затраты, труд как таковой (трудовая или производственная стоимость), с другой - стоимость рассматривается как следствие или экономическое выражение полезности товаров (потребительная стоимость). А. Смитом определяется стоимость (ценность) как функция степени полезности товара. Причем ценность не имманентное свойство вещи, а субъективная форма выражения нашего представления о ее полезности, о том, насколько она соответствует нашим нуждам. Ценность изменяется в соответствии с динамикой потребностей [8].
В последней трети XIX в. трудовая теория стала предметом критики со стороны австрийских экономистов Е. Бём-Баверка, а затем К. Менгера. Эти исследователи в своей теории предельной полезности считали, что связь пропорций обмена с затратами труда, даже если существует, носит косвенный характер, являясь лишь следствием подлинного закона стоимости, в основе которого лежит субъективная оценка людьми предельной полезности (т. е. полезности последней приобретаемой единицы товара).
Исходная методологическая посылка теории предельной полезности - цель хозяйственной деятельности - удовлетворение потребностей индивидов и общества. Именно полезность товара для потребителя становится основным ценообразующим фактором. Теория предельной полезности исходит из субъективно-психологических оценок полезности. Потребительские предпочтения рассматриваются как важнейший фактор распределения доходов покупателей между покупками различных товаров. Школа предельной полезности дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком
значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.
Итак, сущность экономической категории «стоимость» базируется на диалектическом единстве теории трудовой стоимости и теории субъективной стоимости. В теории трудовой стоимости - стоимость субъекта есть труд, вложенный в создание товара, в теории субъективной стоимости она понимается как значимость товара для потребителя и определяется субъективно.
Субъективная стоимость имеет свое выражение. Если для отдельного субъекта она выражается определенным количеством средств (денег), которые он готов уплатить за товар, то для общества субъективная стоимость выражается в равновесной цене, или, по-другому, в цене, устойчиво сохраняющейся на рынке (стабильной цене). Теория субъективной стоимости содержит важнейшее понятие «предельная стоимость» -субъективная стоимость каждой следующей единицы оцениваемого (продаваемого или покупаемого) экономического объекта (товара или ресурса). Предельная стоимость с каждой последующей оценкой (покупкой или продажей) уменьшается, т. к. его субъективные потребности будут все больше и больше удовлетворяться.
Следовательно, теория трудовой стоимости трактует «стоимость» как объективное понятие. Трудовая стоимость, по сути, не зависит от рыночных отношений в обществе. Теория субъективной стоимости трактует понятие «стоимость» как субъективное понятие, т. е. экономическое понятие «стоимость» по смыслу приближается к философскому понятию «ценность», ценность же - это социальная и культурная значимость явления действительности для общества. Субъективная стоимость зависит от рыночных взаимоотношений общества. Выражением субъективной стоимости является рыночная цена.
Основываясь на вышеприведенном анализе категории стоимости отдельно с позиций теории трудовой стоимости и теории субъективной стоимости можно сделать следующие выводы. Если рассматривать стоимость какого-либо экономического объекта только на основе теории трудовой стоимости, то из анализа выпадают рыночные отношения. Если рассматривать стоимость какого-либо экономического объекта только на
основе теории субъективной стоимости, то из анализа выпадают условия, определяющие качества, стоимость которых и определяется субъективно. Качества объекта, способные удовлетворять человеческие потребности, создаются трудом, т. е. в данном случае из анализа выпадает труд. Но труд, как и рыночные отношения, - явления действительности. Субъективная стоимость, по своей идее, не рассматривает физические условия возможности объекта обладать качествами, которые способны удовлетворить потребность субъекта; теорией субъективной стоимости оценивается именно способность объекта удовлетворять субъективные потребности, а не причины, определяющие эту способность (т. е. физические условия). Но из опыта известно, что в общем причины, дающие какому-либо объекту способность удовлетворять субъективные потребности, создаются трудом. Следовательно, категорию «стоимость» следует рассматривать, основываясь на диалектическом единстве теории трудовой стоимости и теории субъективной стоимости.
При увеличении стоимости - ценности товара субъекта рынка в результате наращивания производительной силы (ресурсов) -необходимо учитывать рыночные потребности, следовать за их динамикой.
К. Менгер, обосновывая теорию маржи-нализма, отмечает, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема - как наилучшим способом распределять свои средства для максимального удовлетворения потребностей [9]. Одна из главных предпосылок маржинализма - принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. Равенство предельных полезностей выступает в качестве критерия оптимального выбора, который распространяется сторонниками теории на все стороны хозяйственной жизни.
В современных условиях рынка покупателя действительно волнует вопрос рационального распределения денежных ресурсов, но наряду с этим он может стремиться к удовлетворению уникальных потребностей. Покупатель воспринимает цену продукта (работы, услуги) как отображение высокого или низкого качества, редкости (индивидуальности) данного блага, социального престижа.
В обществе, где основной формой деятельности будет творчество, структура мотивов человеческой деятельности будет такова, что некая определенная полезность будет иметь неизмеримо большую ценность для одного конкретного человека, чем для большинства других; другие же полезности вообще не смогут быть подвержены объективизации вне конкретного человека.
Если в индустриальной экономике производство противостояло потреблению как автономная сфера, цена в основном определялась издержками производства, то в постиндустриальной современной экономике положение меняется: расширение производства становится возможным без пропорционального роста затрат труда и ресурсов, а полезностные факторы усиливают свою роль в количественном определении пропорций обмена, хотя, конечно, изменения в ресурсах (не всегда неограниченных) увеличивают стоимость.
С.А. Подолинский выдвинул энергетическую концепцию стоимости, в которой рассматривает ее как обобщение понятия энергии, куда теперь включается не только физическая, но и психическая, не только человеческая, но и природная (естественная) энергия создания. Это естественная стоимость Природы, которая была использована при образовании продукта. Для промышленного труда это недра, солнце, акватория, лес - все то, что дано природой и не содержит затрат труда [10].
Р. Каплински пишет, что источником прироста стоимости является также прошлый труд, заключенный в основных средствах производства, включающий стоимость интеллектуальной составляющей основных средств. Следовательно, подлинным собственником извлеченной из природы стоимости являются все члены общества, т. к. при глубоком и глобальном разделении труда труд каждого оказывается в интеллектуальной составляющей основных средств [11].
Интеллектуальная составляющая стоимости образуется знаниями, накопленными трудом прошлых поколений, а также живым трудом. Созданная знанием стоимость содержится в продукции, имеющей неповторимый дизайн, уникальные свойства, превосходное качество. Таким видом стоимости также обладают в высшей степени специали-
зированные услуги, подкрепленные длительной традицией в обеспечении нужд потребителей. Необходимо также отметить, что изменения потребительских свойств товаров и услуг, ведущие к возникновению «новой» стоимости, реальному улучшению потребительских качеств, происходят в результате инноваций, основанных на усовершенствованиях, открытиях и изобретениях. Поэтому созданную знаниями стоимость можно называть инновационной стоимостью, подчеркивая этим роль инноваций в ее создании.
В теории «созидательного разрушения» И. Шумпетер отмечает, что сила любого производителя определяется наличием новых товаров, технологии, типа организации. У рынка, состоящего из нескольких фирм, сложится более эффективная структура, если участники будут ориентироваться на научнотехнических прогресс [12]. И. Шумпетер определяет конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями [13].
Одной из важнейших характеристик созданной знанием стоимости является нестабильность, которая проявляется во всем: ценообразовании, спросе, предложении. Товары, обращающиеся в индустриальной экономике, имели стабильную, прогнозированную стоимость. Эта стоимость в долгосрочной перспективе была сбалансированной, хотя цены, безусловно, были подвержены рыночным колебаниям. Неопределенность создания стоимости наследуется из неопределенности самой информации и производственного процесса, не позволяющего с достаточной уверенностью определить его экономические условия.
Созданная знаниями стоимость в любой из областей своего проявления требует творческого начала. Временный характер созданной знанием стоимости связан с преходящим характером самого творческого процесса.
Конкурентоспособность социально-экономических систем (хозяйствующих субъектов) - состояние, выраженное свойствами -отличительными принадлежащими особенностями, показателями, обеспечивающими реализацию товаров на рынке при контакте продавцов и покупателей для обмена. Конкурентоспособность реализуется в процессе конкуренции, отражает будущее, содержащиеся в настоящем возможности субъектов. Конкурентоспособность - концентрирован-
ное выражение возможностей - материальных и нематериальных, внешних и внутренних факторов (научно-технических, маркетинговых, организационно-управленческих, финансовых, социальных и др.), обеспечивающих конкурентные преимущества социально-экономических систем разного иерархического уровня. Главная цель повышения конкурентоспособности - приобретение конкурентных преимуществ в конкуренции с другими участниками рынка для удовлетворения потребностей потребителей. Обеспечение конкурентоспособности в современных рыночных условиях конкуренции является объективной причинностью - целью деятельности субъектов - социально-экономических систем.
Конкурентоспособность субъекта рынка связана и обусловлена стоимостью, которая отражает, с одной стороны, общественные отношения в процессе труда, результат этого процесса - затраты труда (трудовая теория стоимости); с другой стороны, стоимость -экономическое выражение ценности товара -субъективного представления о его полезности (теория предельной полезности), изменяющаяся в соответствии с динамикой потребностей. Субъективная стоимость зависит от рыночных взаимодействий хозяйствующих субъектов. Выражением субъективной стоимости является рыночная цена. Теория трудовой стоимости и теория субъективной стоимости находятся в диалектическом единстве. Ресурсы формируют стоимость социально-экономических систем, которая при соответствии рыночным потребностям влияет на конкурентоспособность социально-экономических систем. Источниками стоимости являются природные (естественные факторы), прошлый и живой труд. Неограниченные потребности общества обусловливают постоянно меняющуюся экономику -изменения в производительных силах - факторах производства - ресурсах (в большинстве случаев сейчас ограниченно доступных) субъектов рынка, от которых зависят их конкурентные преимущества и удовлетворение потребностей. Инвестирование в факторы производства увеличивает стоимость субъекта. Увеличение стоимости влияет на ценность, преимущества товара, является фактором (источником, движущей силой) конкурентоспособности, в свою очередь, стои-
мость изменяется под воздействием собственных движущих сил. Стоимость (ценность), обусловливающая конкурентоспособность, может быть обеспечена только инновациями, причем базисными, радикальными, хотя, конечно, в процессе постепенной экономической трансформации будут производиться и изменения-улучшения, совершенствуя деятельность предприятий, обеспечивая накопление средств для развития - качественного, необратимого преобразования, приобретения конкурентных преимуществ -конкурентоспособности. Стоимость, создаваемая инновациями, является инновационной стоимостью.
1. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. М., 2000. С. 309.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007. С. 356.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / под ред. Ф. Вина. М., 2009. Т. 1. С. 122.
4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1988. С. 233236.
5. Светлов Н.М. Стоимость в экономических системах. М., 2007. С. 9.
6. Риккардо Д. Начала политической экономии. М., 1993. Т. 1. С. 397.
7. ЦЯЪ: http://www.esperanto.mv.ru. Маркс К. Капитал. М., 1867. С. 56. (дата обращения 10.10.2010).
8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 2006. С. 352.
9. Менгер К., Мизес Л., Хайек Ф. Политическая философия австрийской школы. М., 2008. С. 238.
10. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М., 2005. С. 129.
11. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости. М., 2003. С. 10.
12. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1983. С. 321.
13. Шумпетер И. История экономического анализа / пер. с англ. В.С. Автономова [и др.]; под ред. В.С. Автономова. СПб., 2001. Т. 3.
С. 237.
Поступила в редакцию 27.09.2010 г.
UDC 399.138
THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIOECONOMIC SYSTEMS COMPETITIVE CAPACITY WITH A GLANCE AT INNOVATIVE VALUE
Sergey Yevgenyevich Dmitriev, Voronezh State University, Voronezh, Russia, Post-graduate Student, e-mail: [email protected]
Competitive capacity of modern socioeconomic systems is concentrated expression of means such as material and nonmaterial, external and internal factors, which provide competitive advantages and increase innovative value. Competitive capacity of market entity is conditioned by its value, theories of labor and subjective value remain in dynamic unity.
Key words: socioeconomic systems; competitive capacity; labor value; subjective value; innovative value.