Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования психофизиологических особенностей оперативных сотрудников уголовного розыска в ходе профессионального психологического отбора'

Теоретические основы исследования психофизиологических особенностей оперативных сотрудников уголовного розыска в ходе профессионального психологического отбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скалин Ю. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования психофизиологических особенностей оперативных сотрудников уголовного розыска в ходе профессионального психологического отбора»

сохраняет возможность интеллектуальной деятельности, соответствующее ситуации поведение. Однако продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.

Адаптация человека - это процесс, в результате которого организм постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые.

Иначе обстоит дело при экстремальном событии. Здесь нет возможности сделать выбор, принять то или иное решение. Поскольку все происходит очень быстро и неожиданно человек (очевидец, пострадавший) не в состоянии предугадать когда, например, произойдет взрыв, подготовиться к этому; он, как правило, может только бороться с его последствиями, а не с факторами, его вызвавшими.

Экстремальная ситуация может перерасти в экстремальное событие. Экстремальное событие всегда связано с действием, здесь мало что зависит от воли человека.

Если выход из экстремальной ситуации зависит от физической, психологической и профессиональной подготовки человека, то при экстремальном событии это способствует лишь наступлению менее тяжелых последствий в психологическом плане для человека, воспринимавшего его или участвовавшего в нем.

Экстремальное событие, как правило, локально и сопровождается сильным звуковым и (или) световым фоном, что влечет за собой возникновение сильнейшего стресса у его очевидцев. Это, в свою очередь, создает серьезные сложности при получении от них показаний.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 905.

2 Там же. С. 717.

3 Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2002. С. 606.

4 См.: Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / Ростов н/Д., 2006. С. 128-140.

УДК:154.4 Ю.Е. Скалин*

Теоретические основы исследования психофизиологических особенностей оперативных сотрудников уголовного розыска в ходе профессионального психологического отбора

Известно, что условия жизни, воспитание, трудовая деятельность существенным образом влияют на формирование и развитие многих качеств личности, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. Природные особенности людей относятся к категории природно обусловленных качеств. Поскольку эти качества являются стабильными и устойчивыми, они позволяют психологу сделать долгосрочный прогноз деятельности любого специалиста ОВД, в т.ч. оперативного сотрудника уголовного розыска.

We know that conditions of life, bringing and labour activity influence greatly at the creation and development of personal quality, but some of theme have natural conditionality. Natural peculiarity of people relate to category of natural qualities. These qualities are constant and let psychologist make forecast for long time of the activity of any specialist of police, for example the criminal investigation department.

Ключевые слова: юридическая психология, профессиональный психологический отбор, уголовный розыск, психофизиологические особенности.

be

гъ

съ

1

?

*

I

3

<\>

съ

*

X

S

сь

■9

съ

I3

* Адъюнкт кафедры общей и практической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан внутренней службы.

*!

5

Как показывает анализ литературы, успех в работе является результатом воздействия огромного количества факторов. По мнению Б.Г. Бовина, социальное окружение человека формирует его установки и ожидания, имеющаяся квалификация создает основу для профессионального развития, потребности общества и условия рынка труда влияют на возможность получения работы в определенной области, способности и личностные особенности облегчают или служат помехой овладению знаниями и навыками, важными для профессиональной деятельности. Существует и ряд других факторов, которые не всегда легко обнаружить и предвидеть.

Известно, что условия жизни, воспитание, трудовая деятельность существенным образом влияют на формирование и развитие многих качеств личности, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. Анализ показывает, что для ряда сложных профессий, сопровождающихся повышенным уровнем напряженности и стресса, а также ^ требующих абсолютной пригодности кандидата, наиболее диагностичным показателем эффективности в будущей деятельности можно считать именно такие показатели, которые формально относятся к ряду психофизиологических и являются стабильными и устойчивыми, ^ а также способными дать долгосрочный прогноз возможностей человека в деятельности.

^ К.М. Гуревич пишет, что в профессиональной деятельности более отчетливо, чем где-

либо обнаруживаются природные данные человека, в ней легче выявить и объяснить отношение его к своему труду - от полной удовлетворенности до столь же полной неудовлетворенности. За этими переживаниями нельзя не увидеть большой социальной проблемы, включающей и спады производительности труда, и текучесть кадров, и динамику морального состояния. Проявления природных свойств необходимо искать там, где в наименьшей степени сказываются ранее выработанные условные связи. В актах поведения это, как правило, общие черты, которые и свидетельствуют о проявлении основных свойств ^ нервной системы.

В рамках психофизиологического подхода к исследованию соответствия человека и 5 профессии также нашла идея профессиональной предназначенности и профессиональной ^ пригодности. По мнению К.М. Гуревича, профессии и их требования к психофизиологической ^ организации человека являются чрезвычайно изменчивыми, в то время как сама эта ^ организация по своей природной основе, с присущими ей индивидуальными вариантами и особенностями остается на протяжении всей человеческой истории практически неизменной. ^ На базе одних и тех же природных данных или задатков происходило и происходит успешное ^ овладение самыми разнообразными видами деятельности. При этом природные особенности человека обладают громадной пластичностью. Невелико число тех профессий, которыми человек, обладающий определенными природными данными, не смог бы овладеть. Несмотря на то, что профессиональная пригодность как качество личности, формируется в процессе ^ самой деятельности, нельзя отрицать и необходимость изучения ее природных предпосылок, что в каждом конкретном случае может рассматриваться как возможность повышения ^ эффективности прогноза и пути достижения оптимального результата взаимодействия человека и деятельности1.

^ Подобной точки зрения придерживается и В.Д. Шадриков. Он полагает, что процесс

системогенеза профессиональной деятельности не регулируется генетическим кодом, «закладка отдельных компонентов деятельности и темпы их формирования определяются программой обучения. Но, чтобы такая программа была действенной, необходимо, чтобы она сама базировалась на закономерностях системогенеза профессиональной деятельности»2. ^ Психофизиологические исследования при этом призваны раскрыть соотношения

О типических и индивидуальных, психофизиологических и социально-психологических черт ^ человека с его жизненным делом, профессией. И если в одних случаях наука должна помочь 5 найти кратчайшие и плодотворные пути формирования пригодности, то в других она должна 2 предотвратить возможные ошибки, связанные с выбором профессиональной деятельности. ^ Как отмечал Б.М. Теплов, в индивидуальности человека прежде всего бросаются в

глаза как наиболее важные те черты, которые непосредственно определяют его поступки, поведение - это его убеждения, интересы, знания, умения, привычки, особенности, относящиеся к содержанию его психической жизни. Физиологическую их основу, по мнению автора, составляют очень сложные и более или менее устойчивые системы условных связей, те, что А.Н. Леонтьев называет прижизненно складывающими «функциональными мозговыми органами»3.

£

Как указывает Б.М. Теплов, при сколько-нибудь глубоком исследовании этих вопросов мы неизбежно замечаем, что образование систем связей у различных людей проходит различно. Люди отличаются друг от друга тем, как у них формируются умения и привычки, как усваиваются знания, хотя формирование и усвоение их всегда подчиняется некоторым общим законам. Кроме упомянутых различий, которые относятся к содержательной стороне жизни, люди различаются по некоторым «формальным» особенностям своего психического склада и поведения. Эти последние особенности нередко называют «динамическими особенностями». Проявляясь во всей психической деятельности и поведении, эти динамические особенности придают индивидуальный характер человеческому труду. В одних видах труда некоторые из этих особенностей играют более благоприятную, в других

- менее и даже неблагоприятную роль. В исследованиях Б.М. Теплова проводится детальный анализ как основных свойств нервной системы, так и особенности сочетаний этих свойств. Последнее, по мнению автора, обусловлено природой самих изучаемых свойств4.

Заслуживают внимания и более поздние работы таких авторов, как В. Д. Шадриков, В.Д. Балин, Е.Я. Волхонская, М.Н. Ливанов, и некоторых других, посвященные исследованию уровня активации, который имеет прямое отношение к замыкательной функции коры головного мозга (КГМ). По мнению авторов, изменяя условия распространения возбуждения по коре головного мозга, мы можем влиять на процесс установления временных связей. Как считает В.Д. Балин, уровень активации зависит от включенности определенного уровня регулирования деятельности. Так, более мотивированный на деятельность человек (внутренний фактор) или человек, выполняющий более сложное задание (внешний фактор), имеет и более высокий уровень активации. Это, в свою очередь, обеспечивает и более высокую эффективность деятельности человека. Однако более высокий уровень активации может иметь и природные предпосылки. Так, В.Д. Балин и Е.Я. Волхонская подчеркивают тот факт, что более продуктивным все же будет тот человек, который в большей степени способен перестроиться, перейти от состояния покоя в рабочее состояние и наоборот, в зависимости от так называемого «индивидуального градиента активации»5.

В работах В.М. Русалова рассматриваются два уровня проявления природных свойств человека: нейродинамические и психодинамические. Первые как совокупность свойств нервной системы получили статус конституциональных. Вторые представляют собой устойчивое единство психодинамических свойств человека, где ведущими компонентами являются таких особенности индивида, как сенситивность, темперамент и общие способности. Автор подробно рассматривает соотношение нейродинамических и психодинамических особенностей и делает вывод, что максимально напряженные связи со структурой психодинамических особенностей наблюдаются по ряду электроэнцефалографических показателей, характеризующих определенные свойства нервной системы6.

Подобную точку зрения высказывает М.Н. Ливанов. Автор полагает, что условиями, определяющими распространение возбуждения по коре головного мозга в процессе образования условных связей, можно считать:

- синхронность биопотенциалов в полосе частот от 4 до 7 Гц (тета-ритм в пунктах коры, между которыми устанавливается эта связь);

- синфазность и когерентность в той же полосе частот (при низкой когерентности возбуждение теряет способность распространяться по коре головного мозга).

Вообще проблема четкого соответствия физиологических и психологических особенностей человека рассматривается в трудах многих авторов. Так, например, в своих работах, К.М. Гуревич зачастую указывает на вульгарный перенос терминов физиологии в психологии7.

Влияние, которое оказывают на трудовую деятельность природные данные (например, сочетание особенностей нервной системы), обнаруживается, к примеру, в склонности к сохранению усвоенных навыков или, напротив, к частым их изменениям, в тормозимости, скованности под действием новых условий или, наоборот, в самой легкой к ним адаптации или даже влечении к риску и азарту.

Однако на базе одних и тех же природных данных или задатков происходит успешное овладение самыми разнообразными видами деятельности. При этом природные особенности человека обладают громадной пластичностью. Невелико число тех профессий, которыми человек, обладающий определенными природными данными, не смог бы овладеть. В.Д. Шадриков полагает, что процесс системогенеза профессиональной деятельности не регулируется генетическим кодом, закладка отдельных компонентов деятельности и темпы

Ьв

ГЪ

СЪ

1

Я

£

I

<\>

съ

*

я

сь

■9

съ

Я

3

съ

съ

Я

1

*!

их формирования определяются программой обучения. Но чтобы такая программа была действенной, необходимо, чтобы она сама базировалась на закономерностях системогенеза профессиональной деятельности.

Согласно теоретическим исследованиям, каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Индивидуальные особенности людей, занятых в одной и той же профессии, обнаруживаются в том, что ^ достижение близких или даже одинаковых результатов к каждому из них приходит по-разному.

Особый интерес представляют исследования психофизиологического аспекта ^ профессионального отбора к сфере военных специальностей. Исследование психофизиологических критериев профессионального отбора в данной области исторически сложилось несколько ранее, чем изучение психологических особенностей, и тем более поиск психологических критериев профессионального отбора, и было обусловлено тем фактом, что возможность длительного наблюдения за поведением человека, оценка успешности его ^ деятельности может быть произведена лишь в конкретной обстановке и чаще всего появляется ^ лишь после назначения на работу по соответствующей специальности. Смысл ^ психофизиологического отбора как раз и заключался в том, чтобы перед началом обучения или назначением на должность, характеризующуюся определенными профессиональными требованиями, в короткие сроки прогнозировать возможности кандидата, его способности к обучению и, в конечном итоге, его эффективность как специалиста в последующей профессиональной деятельности8.

В.Ю. Рыбников и А.И. Адаев, рассматривая психологические и психофизиологические особенности деятельности оперативных сотрудников и их готовности к действию в экстремальных условиях, полагают, что среди всех компонентов готовности (волевой, ^ типологический, регуляторный, когнитивный, мотивационный) ведущее место занимают когнитивный и типологический компоненты. При этом параметры успешных и неуспешных

2 сотрудников определенным образом отличаются. Так, для группы успешных сотрудников ^ преобладающими являются волевой, когнитивный и типологический. Для группы ^ среднеуспешных сотрудников - волевой и типологический. Для группы низкоуспешных § сотрудников - волевой, типологический и мотивационный. Как видно из перечня, ^ типологический компонент является главной составляющей готовности к оперативно-^ служебной деятельности для любой группы сотрудников.

^ Составляя портрет успешного сотрудника, автор включает туда показатели, в

большинстве своем характеризующие психофизиологическую сферу индивида. Подобного рода показатели составляют 50% от всей совокупности качеств. А вот портрет неуспешного сотрудника включает до 80% именно противоположных психофизиологических качеств, ^ таких как высокая чувствительность, склонность к утомлению, снижение психоэмоционального фона, снижение скорости и точности реакций, а также резервов ЦНС. ^ Отсюда следует, что причиной неуспеха в оперативно-служебной деятельности, по статистике, чаще всего, является снижение психофизиологических резервов. При этом А.И. Адаев ^ полагает, что длительный прогноз успешности в оперативно-служебной деятельности, может дать анализ именно психофизиологических (типологических) особенностей индивида9.

Подобную точку зрения высказывает С.Н. Тихомиров. Автор характеризует ^ деятельность сотрудников оперативных аппаратов милиции как высоконапряженную, 15 требующую постоянной оперативной реактивности и предъявляющей особые требования к ^ нейрофизиологической организации психики. Психофизиологическим особенностям

О индивида в работе психолога посвящено особое внимание. Он приводит следующий перечень нервно-психических качеств индивида, необходимых оперативному сотруднику:

- пластичность психических процессов;

- оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности;

^ - сенситивность (повышенная нервно-психическая чувствительность к внешним

^ воздействиям);

- резистентность (сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности);

- эмоциональная устойчивость;

- пониженный уровень тревожности (умеренная эмоциональная возбудимость);

- толерантность (устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям).

1

С.Н. Тихомиров также полагает, что для обеспечения оперативно-служебной деятельности существенное значение имеют также следующие общие особенности организации сознания сотрудника, такие как объем, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, уравновешенность аналитической и синтетической сторон восприятия и мышления, а также высокий энергетический уровень личности - качества, которые также существенным образом определяются природными данными человека10.

В психограмме, разработанной Б.Г. Бовиным для группы оперативных сотрудников, психофизиологические особенности также занимают особое место. Удельный вес психофизиологических качеств в психограмме данного вида деятельности является максимальным. Так, большинство приведенных качеств либо относится к разряду психофизиологических, либо является следствием их реализации.

В отдельных работах В. Д. Балина указывается, что различные по направлению и сложности действия человека требуют и различного уровня активации. При этом каждая профессия зачастую требует включенности различных, зачастую противоположных видов деятельности. Автор полагает, что это зависит от различных уровней регулирования деятельности, каждый из которых и требует реализации своего оптимального уровня активации. Подобной точки зрения придерживается и В.Д. Шадриков.

Эту же мысль высказывают и многие другие авторы. Так Б.Г. Бовин, Н.И. Мягких и др. приводит данные, которые позволяют разделить оперуполномоченных на две основные категории. При этом авторы полагают, что одни из них достигают результата за счет кропотливости, другие - за счет интуиции. Для первых характерен неторопливый, методичный подбор и анализ значительного количества информации в соответствии с привычным наработанным алгоритмом. Вторые, напротив, интуитивно соотнося вероятности возможных вариантов, резко сужают зону поиска и часто быстрее выходят на финишную прямую, при этом чаще рискуя совершить ошибку. Однако, замечают авторы, существует и третья условная категория оперуполномоченных - те, которые неспособны успешно осуществлять оперативно-поисковые мероприятия. Их, как правило, используют для осуществления вспомогательных функций11.

При этом особую актуальность приобретает проблема психофизиологических измерений. Так, в любой профессиональной деятельности может быть вычленена и описана совокупность образующих ее заданий. Каждое задание может быть методически проанализировано с психофизиологической точки зрения, с целью выделения требований, которые оно предъявляет к человеку. После этого, как правило, намечаются психофизиологические критерии, т.е. возникает возможность получить ответ на вопрос, какими функциями, процессами и качествами должно быть обеспечено выполнение этого задания человеком.

На основе таких качеств (профессиограммы или психограммы, которые систематизируют эти критерии) конструируются методики испытаний, подбираются или придумываются групповые и индивидуальные психофизиологические и психологические экспериментальные или тестовые методики. Предполагается, что именно эти психологические испытания выявят в лабораторных условиях нужные качества, что и послужит основанием для решения профессионального отбора.

Однако необходимо сказать, что в большинстве существующих работ, предпринятых в данном направлении, практически не уделялось внимания соотнесению результатов по тестам с требованиями изучаемых профессий, в то время как особого внимания заслуживает именно проблема соизмеримости указанных качеств и исследующих их показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Сухарева полагает, что для исследования взаимосвязей психологических и физиологических особенностей очень важно, что «жизненные проявления основных свойств нервной системы, в данном случае проявление этих свойств в деятельности, не являются прямыми и непосредственными». Их искажают и маскируют или просто заслоняют «грандиозные системы условных связей, выработанных в течение жизни человека». При изучении профессий первого типа (когда деятельность не поддается программированию) психолог находится в несколько более выгодном положении. В этих профессиях основные свойства проявляются в таких ситуациях, когда многие, если не все из приобретенных связей отступают на второй план, тормозятся, а природные данные, напротив, обнаруживаются с большей резкостью. В профессиях другого плана - наблюдается противоположная ситуация. В подобного рода профессиях представленные связи не лежат на поверхности, поэтому требуют специальных методов диагностики и интерпретации12.

Ьв

гъ

съ

1

Я

£

I

<\>

съ

*

я

сь

■9

съ

Я

3

съ

съ

Я

1

к Г* * % критериев, испсль^емых для деления испытуемых на группы, рЁКОМСНЛуСМЫв ИЛИ не рекомендуемые к данному виду профессиональной деятельности, адекватным статистическим приемом, видимо, ДОЛЖНЫ служить всевошоншые критерии рВДЛИЧНЙ, НО не КОЭффНЦИеНГ корреляции. Поскольку' при испытании валидности тестов, как правило, предполагается, что чем успешнее человек проявляет себя в тестах, геч успешнее ОН & Профессиональной деятвдъностн11 . С целью исследования и дифференциации психологических и психофизиологических критерии в нами была Предпринята попытка целенаправленного изучения профессиональных особенностей оператип И мх сотруд] 1ико в у ГОЛОВ 1 юго ро'*ыс ка, В результате исследовании была уточнена профессиограмма па примере опроса 1 1 Я оперативных«я рудников уголовного розыска, и были получены следующие результаты: Блок 1. Ичтв ЛЛСктуй.1 М1 к1е качества (общая выПоркы)

о 1 Аналитические способности (умение делать вывод из противоречивой информации)

о 1Ь 2 Широта мысли и эрудиция

< 3 Умение находить новые, нестандартные решения

1 Блок 2. Память (обпыя выборка)

в - ] Длительное удержа] 1 не м. памяти знаний, умений, навыков

! 1 1 а 1 Сохранение яркога образа со всеми деталями иоспринятого

3 1 очное воспроизведен и е информации в нужный момент

БЛОК 3. Мннммнни (пшцин вмйорка)

1 1 Сосредоточение на конкретном объекте в данной момент времени

2 Способность 1 подмечать изменения в окружающей обстановке, не соередотачниая сознательно Е{а них внимание

£ 2 Умение замечать незначительные изменения в наблюдаемом обьекте

& г Чу Ъ Быстрое переключение с одного вида деятельности на другую без ущерба для эффективности работы

Блок 4. ТсшперамеЕшьиш качества ДОишя выборка)

сч 1 Своевременное и точное реагирование на создавшуюся ситуацию

< 1 **• б 2 Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление

3 Стрессоусшйчивость (способность противостоять состоянию напряжения, возникающему под шлянием сильных воздействий, подразумевает эмоциональную, физиологическою, информационную УСТОЙЧИВОСТЬ.)

€ БЛОК ЭН01В01ЙЛьно-полевие качества (обшап выборка)

1 Личная ответственность

Чи 85 1 Способность к риску

2 Изменение стиля деятельности и поведения н соответствии с изменениями внешних обстоятельств

2 Умение заставить себя делать неинтересную, но необходимую работу

3 Настойчивость, пысокис волевые качества

Блок 6. Коммуникативные качества (обшин иыбнрка)

Способность располагать к себе люден. вызывать у них доверие

Умение найти нужный тон, оптимальную форму общения в зависимости от

психологического состояния и индивидуальных осойе....остей собеседника, широкий

набор коммуникативных программ, легкость переключения в процессе общения

Владение невербальной коммуникацией {умение передать информацию с помощью жестов, мимики, голоса) ______________ _______________________________________

Способность эффективно взаимодействовать с другими людьми п различны к ситуациях__________________________________________________________________________

Влнк 7. Организаторские качества (общая шлСюрки!

Трсбователь11 ость к себе и окружающим

Самоорганизация (умение рационально планировать, изменять свою деятельность)

] щательность в выполнепии поручeiтой работы

Доб росовестность

Дисциплинированность

Таким образом, на первом этапе исследования были выявлены ведущие I1BK оперативных сотрудников УР. которые в дальнейшем помогут в выработке адекватных критериев ППО данной категории сотрудники ОВД.

Литер в тура

1, Адаев А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОИД МВД России к деятельно ли в экстремальных ситуациях: Авторе ф. дис. ... панд. юрид. наук.

- СПб., 2002.

2, Ананьев Б,Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 280 с

3, Возрастная физиология взрослых: Тезисы докладов ! Под ред. Ь.Г. Ананьева. -Вып. 3, - J1., 1971,

4, Ганзен В .А., Ьалин В.Д. Теория и методология психологического исследовання.

- СПб.: СПбГУ, 1991,

5, Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной

системы. - М.: Наука4 1970. - 272 с.

6, Леонтьев А.Н. Е иол ели чес кое и социальное в психике человека. I! Вопросы

психологии. I960, № 6.

7, Макаренко Н. 13. Психофизиологические фун|щии человека и операторский труд / Отв. ред. Ф.Н, Серков. АН УССР Ин-т физиологии им. А.А. богомольца. - Киев: Наукова думка, 1991, - 216 с.

JJ. Мягких Н И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: Двгореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. - 21 с.

9. Наследов А .Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - С! 1б.: Речь, 2004. - 392 с.

10, Руса лов ВМ биологические основы индивидуально-психологических различий,

- М,; Наука, 1979. - 352 с.

1 L, Рыбников В.Ю. 1 Микологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадантивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля: Монография - СПб,: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000, - 205 с.

12, Тихомиров С.И. Психологические особенности профессионального мышлении сотрудников оперативных аппаратов милиции: Лекция, - М.: МЮИ МВД России, 1997. - 27 с.

13. Шалриков В.Д, Психологический анализ деятельност и (chctcmoi снетическин подход); Учебное пособие. - Ярославль: ЯГУ, 1979, -91 с.

Ьз

гь

§

*

R

*

?

3:

tv

I

!

8

N

V

Й

SE

•8

гь

5?

5 1

6 | 5

г*

r:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

г

t-j

1 Ch.: ["урсрич К.М. 11рофе«К11НВЛ ьняя ii^wfrtjiHncrb к осноркнр iioflUTR-ii налили снстсчы M , I Sift.

' ШМЕриков В Д. Псичологичккий ышюп летальности (1;н11сниге»£1ячлс.кнЛ падям): Уч^бнпс notwOnc. Яросмвль,

1$1Ф.

I 5 3

3 См.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970; Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека. // Вопросы психологии. 1960. № 6.

4 См.: Гуревич К.М. Указ. соч.

5 См.: Возрастная физиология взрослых: Тезисы докладов / Под ред. Б.Г. Ананьева. Вып. 3. Л., 1971; Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. СПб., 1991; Шадриков В.Д. Указ. соч.

6 См.: Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

7 См.: Гуревич К.М. Указ. соч.

8 См.: Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Отв. ред. Ф.Н. Серков. Киев, 1991.

9 См.: Адаев А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002; Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля: Монография. СПб., 2000.

10 См.: Тихомиров С.Н. Психологические особенности профессионального мышления сотрудников оперативных аппаратов милиции: Лекция. М., 1997.

11 См.: Мягких Н.И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

12 См.: Гуревич К.М. Указ. соч.

13 См.: там же; Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.

M.P. Шагиахметов*

Общая теория системы природы

Опираясь на сделанные ранее попытки разработки общих теорий систем, автор попытался преодолеть

3 их недостатки и сформулировать ее основные положения как общей теории систем природы. Согласно выводам автора, первичными элементами системы природы являются две циклически повторяющиеся системы: целостная единичная система, принадлежащая дискретной системе объектов одного рода, которая в свою очередь, является элементом целостной единичной системы следующего уровня. Взаимодействие jg этих систем является онтологическим обоснованием диалектики единичного и множественного, автономии ^ и ассоциации, внешнего и внутреннего.

N

^ In this time general system theory have reach the system notion about isolated object only, but fail to

achieve the system notion about nature whole. In this article author have tried to overcome this shortage of general system theory and to formulate her main principles as a nature general system theory. According to ^ authors opinion primary elements of nature are two cyclic reiterate themselves systems: whole single system is VS? element of plural objects of same type system, which in heir’s turn is element of next level whole single system. The interaction of there’s systems is dialectics substantiation of single and plural, external and internal.

s

Необходимость осмысления жизни как единства многообразия неизбежно ставит вопрос о системном подходе как осознании необходимости преодоления противоречий наших представлений о действительности, которая нас окружает, противоречий между самим ^ мышлением и реальностью, между сознанием и материей.

^ Сам факт осознания необходимости рассмотрения жизни как единства, как системы

^ является свидетельством изменения уровня мышления, которое становится системным. Но ^ развитие системного мышления еще не распространилось на мир в целом, оно пробивает g себе дорогу, начиная с целостного видения отдельных объектов как выражения

2 синтетического метода познания. Это хорошо выразил В.Н. Садовский: «Базирующееся на исходном целостном видении объектов исследования системное мышление выступает в ^ качестве альтернативы возникшему вместе с рождением науки Нового времени элементаристскому, механистическому взгляду на мир, основанному на разделении любого объекта исследования на составные части, элементы, тщательном анализе их отношений и взаимодействий и допустимом - в рамках такого подхода - синтезе таких взаимосвязанных частей в некоторую целостную картину. Последний пункт механистической программы, а

* Кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.