Бабаджанов Даврон Дададжонович,
доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе ТГУПБП Бабаев Хусейн Сайфидинович,
соискатель кафедры мировой экономики ТГУПБП
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СЭЗ
В современном мире, где важной чертой выступает процесс глобализации, для большинства стран всё более важными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. За счёт этого они стремятся извлечь экономические выгоды от участия в международном разделении труда. Одним из эффективных инструментов, способствующих процессу инкорпорирования национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности стали зоны совместного предпринимательства, насчитывающие несколько видов. Среди них выделяются свободные экономические зоны (СЭЗ), которые позволяют странам реализовать прежде всего региональные преимущества в ускорении экономического роста, социальноэкономическом развитии территорий, оказывать мультипликационное влияние на развитие всей национальной экономики.
История становления СЭЗ не так глубока и запутана, как может показаться на первый взгляд. Исторические предшественники свободных экономических зон -«свободные порты» (порто-франко), т.е. территории беспошлинного складирования товаров на время поиска покупателей, которые создавались для оживления местного рынка, а затем - для стимулирования внешней торговли. Наиболее известные СЭЗ такого рода были сформированы в Генуе (1595), Венеции (1661), Марселе (1669) и др. (4, 6). Обосновывая данный факт, можно считать, что начальный этап формирования и функционирования СЭЗ - XVI-XVII вв. Однако в разрезе современных макроэкономических процессов СЭЗ можно отнести к устоявшемуся неотъемлемому явлению хозяйственной жизни.
Во многих источниках по экономической литературе свободную экономическую зону (англ. free economic zone) понимают как обособленную часть территории страны (анклав), в которой создаётся особая система льгот и стимулов (4,6). Для раскрытия сущности СЭЗ становится целесообразным всестороннее исследование трактовок, представленных различными авторами.
Так, по мнению С.В. Приходько и Н.П. Воловик, свободная экономическая зона (СЭЗ) - это часть территории страны с особо действующим режимом. Этот режим
регулирует специальное законодательство, которое охватывает следующие вопросы: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определённую специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства (5, 6). Аналогичную трактовку можно встретить и в работах А.В. Гасумяновой. По её мнению, особая экономическая зона - «это часть территории Российской Федерации с точно определённой границей и специальными нормативно-правовыми, договорно-правовыми, организационно-правовыми и правоохранительными режимами предпринимательской деятельности, а также специальным порядком управления этой зоной, которые устанавливают более благоприятные условия для предпринимательской деятельности в сфере налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования» (3,5).
Вышеприведённые трактовки охватывают институциональный аспект функционирования СЭЗ. В них особо обращается внимание на правовые аспекты ведения деятельности. Так как ведение хозяйства зависит не только от институциональных аспектов, оно зависит ещё от наличия ресурсов, спроса, инфраструктуры, родственных и поддерживающих отраслей и предприятий. Таким образом, при толковании сущности СЭЗ необходимым становится учёт этих условий.
В современных теоретических работах, посвящённых проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это «не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определённая система льгот и стимулов, не используемая в других его частях» (6, 126).
Более расширенное толкование предлагает В.В. Асаул. По его мнению, СЭЗ -четко ограниченное экономическое пространство в рамках национальной экономики, на котором не действуют законодательные ограничения данной страны. СЭЗ -это специальная территория с льготными валютно-финансовым и налоговым режимами, при которых поощряется совместная с иностранным капиталом деятельность (2, 25).
В законе «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан» сущность свободной экономической зоны определена таким образом - это отдельный (ограниченный) участок территории Республики Таджикистан, в пределах которого действует не только особый таможенный и налоговый режим, но и упрощённый порядок въезда и выезда нерезидентов и льготные нормы использования природных ресурсов (7).
Исходя из вышеприведённых концепций, можно констатировать, что СЭЗ - это хозяйственный комплекс, который функционирует на территории национальной экономики отдельно определюнным режимом государственного регулирования
экономики. И в нашем случае более значащим и подходящим термином для СЭЗ было бы определение «свободный хозяйственный комплекс».
Таким образом, анализируя различные взгляды учёных, занимающихся исследованием СЭЗ, можно выделить следующие их принципы:
- часть экономической территории страны;
- отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, исходных или промежуточных материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;
- льготный режим налогообложения;
- свободное обращение твёрдо конвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых трансакций;
- гарантии от конфискации иностранной собственности;
- предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга (кроме вышеперечисленных) льгот и привилегий.
Кроме того, необходимо отметить следующий важный момент, который заключается в том, что эти зоны создаются государством, т.е. на основе государственной экономической политики. На наш взгляд, именно государственная экономическая политика выступает главной предпосылкой создания СЭЗ. Исходя из этого, становится целесообразным раскрыть сущность государственной экономической политики.
Во многих источниках экономической литературы базовую теорию экономической политики относят к работам голландского экономиста Я. Тинбергена. Его теория предусматривала органическую взаимосвязь трёх параметров: целевые показатели - инструменты политики - модель экономики (8). А в современных изданиях сущность экономической политики рассматривают по-разному. Например, по мнению русских учёных А.Г. Грязнова и Т.В. Чечелева, экономическая политика - это разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей (7, 463). В.Д. Лагутин, изучая и анализируя работы, проведённые западными исследователями, которые в основном ударяются в эффект (последствий) ожидаемой и неожидаемой экономической политики, сущность экономической политики понимает как составную часть общего политического процесса, целостную систему мер государственного влияния на экономику, эффективность чего проявляется при взаимосвязи её элементов (8). Иначе говоря, государственная политика - это целенаправленное воздействие государства на экономику. Таким образом, представляется, что для раскрытия сущности СЭЗ необходимым становится исследование цели создания этих зон.
На наш взгляд, при создании СЭЗ в Таджикистане необходимо большое внимание уделять вопросам наличия инфраструктуры и особенностям экспортоориентированных отраслей. Необходимо отметить, что в мировой практике были неудачные попытки функционирования СЭЗ. Недостаточно эффективными оказались свободные зоны, созданные, например, в Индии. Основными причинами этого
являются определённые просчёты, которые были допущены ещё на стадии проектирования. К основным допущенным недостаткам относятся: неудачный выбор месторасположения зоны; неразвитость базовой инфраструктуры: - автомобильных дорог, воздушного сообщения, телекоммуникаций и электроснабжения, — неудовлетворительные институциональные связи между администрацией зоны и государственными учреждениями, отвечающими за создание льготных режимов.
В этом направлении удался эффективный опыт в ряде латиноамериканских стран, таких как Коста-Рика, Никарагуа, Доминиканская Республика и Сент-Люсия. В этих странах статус СЭЗ также придаётся компаниям, находящимся вне индустриальных парков (т.е. там присутствуют СЭЗ в пределах отдельно взятой фабрики).
В Сент-Люсии не существует огороженных СЭЗ, но есть только отдельные заводы с этим статусом. Законами о режиме временного допуска в Коста-Рике и Гватемале, а также сальвадорским законодательством в области фискальных районов разрешается размещение экспортно-ориентированных компаний в любой точке страны (5, 38). Они могут беспошлинно импортировать сырьё, оборудование и механизмы, но им запрещено продавать конечную продукцию на внутреннем рынке.
Такие зоны на практике называют особыми экономическими зонами, и их особенность состоит в том, что они могут действовать на неограниченной территории. В этих зонах наибольший интерес имеют производители, и их активностью достигается благосостояние в национальной экономике.
Таким образом, СЭЗ в современных условиях выступают необходимым условием развития транзитивных национальных экономик, в том числе и Республики Таджикистан. Образуя крупные промышленно-торговые зоны, они способствуют привлечению дополнительных инвестиций, увеличению товарооборота и, соответственно, повышению уровня занятости и социальной стабильности в республике.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан», г. Душанбе, 17 мая 2004 года, № 24.
2. Асаул В.В. Научные основы инновационного развития территории на примере создания особых экономических зон. - СПб.: Наука, 2006.
3. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
4. Зеркалов Д.В. Международные экономические зоны. - Киев, 2009.
5. Особые экономические зоны/С. В. Приходько, Н. П. Воловик; Консорциум по вопросам прикладных экономические исследований, Канадское агентство по международному развитию [и др.]. - М. : ИЭПП, 2007.
6. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики. -1994. №12. - С. 126.
* /-ч
Отдельные заводы, подпадающие под действие таможенной системы, позволяющей отслеживать путь импортируемых или экспортируемых товаров, функционируют в городах Монсеррат, Сент-Киттс и Невис.
7. Экономическая теория: Учебник/под. ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. -М.:Экзамен, 2005.
8. Лагутин В.Д. Экономическая политика государства: сущность, этапы, механизмы/ www.ief.org. ua/IEF_rus/ET/Lagutin406.pdf (25.09.12)
Д.Д. Бабаджанов, Х. С. Бабаев Теоретические основы и зарубежный опыт формирования СЭЗ Ключевые слова: СЭЗ, переходная экономика, свободные порты, интеграция, государственное регулирование экономики, инфраструктура В статье рассматриваются теоретические основы формирования свободных экономических зон в условиях переходной экономики. Авторами на основе анализа различных подходов к теоретическим концепциям выявлены особенности формирования СЭЗ в Республике Таджикистан. Обоснована роль СЭЗ в развитии интеграционных процессов и уточнено их место в теории интеграции. В статье также на основе изучения зарубежного опыта организации свободных экономических зон выявлен положительный опыт развитых стран в этом направлении.
D. D.Bobojonov, Kh.S. Babaev Theoretical Grounds and Foreign Experience of Formation in Regard to FEZs (Free
Economic Zones)
Key words: FEZ, transitive economy, free ports, integration, state regulation of economy, infrastructure
The article dwells on the theoretical grounds of formation in regarol to free economic zones under the conditions of transitive economy. Designing on the premises of the analysis of different approaches to theoretical conceptions the authors elicited the peculiarities of FEZ formation in Tajikistan Republic. They substantiate the role of FEZs in the development of integrational processes and specify their place in the theory of integration. Proceeding from the studied foreign experience concerned with organization offree economic zones the authors ascertain positive aspects of this slant existing in developed countries.