УДК 338:502.3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ПОСТРОЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Природные ресурсы являются определяющим фактором развития настоящего и будущего поколений. Рациональное использование и охрана природных ресурсов должны быть обеспечены эффективным механизмом регулирования. В настоящее время в регулировании природопользования и охране окружающей среды основная роль принадлежит мерам административного характера, и применяемые на практике экономические механизмы и инструменты не в полной мере выполняют свои функции. Декларируемые приоритеты сохранения целостности природных систем в сочетании с неэффективным использованием финансовых средств и неправильным распределением инвестиций порождают конфликт экологических и социально-экономических интересов. Отсутствие четкой научно-методической базы и эколого-экономи-ческой оценки эффективности хозяйственной деятельности приведет к повышенному уровню экологических затрат и производственных издержек в недалеком будущем. В этих условиях разработка эффективного механизма регулирования природопользования позволит уменьшить остроту противоречий между производственными и экологическими целями.
В основе применяемых сегодня инструментов лежит ряд теоретических идей и концепций. Развитие теоретических и прикладных исследований осуществлялось в соответствии с экстенсивным подходом, согласно которому природные ресурсы являются бесплатными дарами природы и не ограничивают экономического роста. На современном этапе доминирует экономический («ресурсный») подход, когда понятие ограниченности распространяется не только на природные ресурсы, но и на способность окружающей среды ассимилировать часть негативного воздействия. В этом смысле «ассимиляционный потенциал» можно рассматривать как природный ресурс, который имеет свою экономическую оценку, отражающую ценность данного ресурса в отношении экономии природоохранных издержек. Рациональное использование этого ресурса обеспечит введение прав на его собственность. Владелец ассимиляционного потенциала понесет определенные убытки от ухудшения качества окружающей среды, которое он будет воспринимать как затраты, позволяющие получить доход - плату за использование ассимиляционного потенциала территории.
Последователи глобального методологического подхода подчеркивают, что природу необходимо рассматривать не просто как внешнюю инертную среду на которую воздействует человек, а как активную составляющую со-циоприрсдного взаимодействия, в существенной степени ограничивающую социально-экономическую деятельность посредством экологических ограничений. Экологические ограничения все более лимитируют экстенсивный экономический рост, к ним относят исчерпание природных ресурсов, увеличение загрязнения окружающей природной среды, возникновение опасностей техногенных аварий и экологических катастроф, положительную динамику суммарных рисков предпринимательской деятельности и др.
Но в большинстве концепций перехода к устойчивому развитию превалирует ресурсный подход, который рассматривает биосферу лишь как ресурс хозяйственного развития. Введение экологического фактора в число экономических категорий расширяет сферу приложения теории экономического равновесия. В современной трактовке неоклассической теории благосостояния основополагающие понятия экономической теории - потребности и ресурсы (ограничения) - рассматриваются очень широко. Понятие по -требностей охватывает сферу за пределами экономики и включает качество окружающей среды, экологическую безопасность, рекреационные свойства природы и пр. Понятие ресурсов не ограничивается традиционными факторами производства, а учитывает все естественные ресурсы, человеческие знания и культуру, в том числе и экологическую. К современным под-
Т.Б. Пумивская,
старший преподава-мелъ кафедры экономической теории и экономики селъского хозяйства, Саратовский государственный аграрный университет им.Н.И. Вавилова
♦
♦
ходам и понятиям относят внешние эффекты (экстерналии) и обусловленные ими рыночные провалы; требования четкой определенности прав собственности на при -родные ресурсы; совершенствование налоговой базы в природопользовании и другие элементы. В связи с этим существует множество методологических и методических проблем практического применения интернализации эк-
стерналий - такие как недооценка природных ресурсов, бесплатность большинства природных благ, сложность количественной оценки экологго-экономических ущербов в различных сферах хозяйственной деятельности и расчетов экономической эффективности природоохранных мероприятий и ряд других.
Обобщение многочисленных исследований в области природопользования и охраны окружающей среды позволяет сделать вывод о возможности успешной интеграции экономического развития и охраны окружающей среды, но при условии проведения соответствующего комплексного эколого-экономического анализа и разработки необходимых мероприятий. Поиск оптимальных регуляторов и механизмов в природопользовании постоянно продолжается. Анализ организационно-правовых основ экологического регулирования в развитых зарубеж-
ных странах и этапов формирования природоохранного законодательства в России свидетельствует об общих тенденциях в управлении природопользованием. На начальном этапе развития механизма природопользования (рисунок) превалируют административные методы, которые постепенно сменяются широким применением рыночных экономических методов и стимулов.
В зависимости от масштабов хозяйственной деятельности, экологической обстановки, ассимиляционного потенциала территории и других условий применяются те или иные методы и инструменты регулирования природопользования, которые должны соответствовать следующим критериям:
- эффективности (минимизация издержек на проведение при -родоохранных мероприятий, максимизация эколого-экономиче-ской полезности и др.);
- социально-политической приемлемости (поддержка и согласие населения, доступность экологической информации и др.);
- гибкости (адаптация к изменениям).
Соответствуют данным крите -риям и имеют следующие преимущества экономические методы, которые:
- создают устойчивые стимулы к сокращению загрязнений и к инновациям;
- имеют высокую эффектив-ность с точки зрения экономии экологических затрат;
- усиливают гибкость управления;
- обеспечивают условия для самостоятельной разработки стратегии сокращения негативного воздействия на природную среду;
- обеспечивают пополнение государственного бюджета;
- создают благоприятную макроэкономическую среду в целом.
Разработка эффективной концепции экономического механизма рационального природопользования возможна на основе реализации как минимум следующих методологических принципов.
Принципа последовательности. Эффективная концепция рационализации природопользования и охраны окружающей среды и соответствующий экономический механизм природопользования в секторах (комплексах) могут быть разработаны только после разработки концепции развития секторов (комплексов) и всей экономики в целом.
Принципа комплексности. Экономический механизм природопользования должен быть органической частью «глобального» экономического механизма и согласован с другими экономическими механизмами, действующими на последующих (после «природоемких») этапах природно-продуктовой вертикали, соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией.
Рычаги жесткого регулирования Природоохранное и природно- ресурсное законодательство, экологические требования в общем законодательстве, экологические стандарты и нормативы ограничения и прямые запреты, правила эксплуатации, восстановления и охраны природных ресурсов, режимы природопользования, лице нзирование хозяйственной деятельности, экологическая сертификация и т.д.
Рычаги мягкого регулирования Экологический мониторинг, инфо рмация, ОВОС и экспертиза проектов, целевые программы, экологический аудит
Сти мулирующие Правительственные субсидии и га -рантии по кредитам, льготные кредиты, режим ускоренной амортизации, налоговые льготы и др.
Пр инуди тельны е Платежи за загрязнение и природные ресурсы, косвенный налог на про -дукцию, залоговая система, продажа прав на за грязнени е и др.
Во сстан ови тельные Создание специальных фондов, страхование ответственности за ущерб, материальные компенсации государству, регионам, лицам, пострадавшим от загрязнения природн ой среды и др.
Косвенные формы Образование и воспитание, доступность информации, обучение, реклама, пропаганда упрощение доступа к капиталу для малого бизнеса и промышленности, производящей экологические товары и услуги и т.п.
Структурные элементы управляющего механизма природопользования
Принципа системности. Экономический механизм природопользования в секторах (комплексах) должен формироваться на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе.
Принципа превентивности. Экономический механизм природопользования должен иметь предупреждающий негативные изменения окружающей природной среды характер.
Для разработки экономического механизм природопользования в отдельном секторе экономики принципиальной является постановка вопроса о целях развития этого сектора в рамках единой экономической системы. Большое значение имеет экологический характер целей сектора (комплекса). Они могут быть экологически сбалансированными (устойчивыми), приемлемыми с позиций адаптации целей к природным механизмам или экологически дестабилизирующими, природоемкими (техногенными). В первом случае экономический механизм природопользования может иметь стимулирующий характер, адаптирующий развитие комплексов к природным закономерностям, минимизирующим экологические издержки.
Принципиальный вопрос при разработке экономического механизма природопользования можно сформулировать следующим образом: ориентация на рационализацию природопользования и охрану окружающей среды при расширении масштабов использования природных ресурсов в экономике (компенсирующие, мягкие ограничения) или ориентация на стабилизацию и сокращение масштабов природопользования (жесткий и стимулирующий типы механизмов).
Одним из важнейших элементов рационального механизма рационального природопользования является плата за негативное воздействие на природную среду. Экологические налоги призваны решать по крайней мере две задачи: во-первых, сделать стоимость продукции бо-
лее адекватной затратам и ущербам, наносимым окружающей среде; во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, т. е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит», и интернализации, «замыканию» экстернальных затрат. «Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития эколого-сбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» для природоемких производств. Налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности, желанием и возможностями производителей компенсировать ущерб окружающей природной среде.
Экологический ущерб характеризуется потерями, которые обусловлены негативными воздействиями на экосистему и могут проявляться в самых различных формах (снижении продуктивности биоценозов, сокращении сроков службы имущества, ухудшении демографической ситуации и т.д.). Экологический ущерб может быть явным или скрытым, т. е. проявляющимся лишь через определенное время (иногда довольно продолжительное).
Экономический ущерб может выражаться в затратах, необходимых для его предупреждения или связанных с его компенсацией, учитывая депонирующий характер большинства загрязнителей окружающей среды. Компенсационные издержки слагаются из потерь реципиентов всех видов и самой природной среды. Затраты на предупреждение ущерба зависят от объема соответствующих природоохранных мероприятий.
В этом плане главным предназначением экономического механизма рационального природопользования является предупредительно-стимулирующий характер по отношению к физическим лицам и хозяйствующим субъектам, осуществляющим как общее, так и специальное природопользование.
УДК 378
ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ БЕЛЬГИИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ
В июне 2007 г в рамках проекта «Подготовка менеджеров по развитию для российских региональных университетов» фондом «Новая Евразия» был организован исследовательский тур представителей восьми университетов России в Католическую Высшую Школу/Университет -ский колледж Мехелена и Университет Левена (Бельгия). Саратовский государственный социально-экономический университет вошел число вузов-участников проекта. Тур был нацелен на более глубокое знаком -ство представителей российских университетов с опытом, накопленным Бельгией в области реформирования системы высшего образования. Цели реформы высшего образования Фландрии определяются принци-пами, провозглашенными в Болонской декларации, среди которых главными являются транспарентность (сопоставимость дипломов разных стран), гибкость (гибкие образовательные траектории), эффективность (в отношении продолжительности обучения, необходимой для приобретения ком петенций), использование систем аккредитаци и и менеджмента качества.
В. А. Русановский,
доктор экономических наук, профессор, СГСЭУ
А.В. Якунина,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, СГСЭУ