- рыночную среду потребителей;
- рыночную среду поставщиков;
- изменение рыночной среды.
По мнению авторов монографии [4] подход, предложенный А.А. Колобовым и И.Н. Омельченко является рациональным, однако, требует уточнений при формировании устойчивого развития машиностроительного предприятия. Для большинства машиностроительных предприятий, функционирующих в условиях олигополии концепция «создания потребителя» имеет существенные ограничения. Кроме того, показатель организационно-экономической устойчивости формировался путём объединения в единой модели разнородных параметров производственно-сбытовой системы с учётом весомости их в конкретной ситуации и соответственно подход не учитывает внутренней сущности производственной системы как единой совокупности отдельных элементов. Авторы предлагают использовать в качестве такого показателя универсальную характеристику, обуславливающую остальные параметры системы.
Е.Б. Колбачевым и В.А. Туликовым в монографии [4] отмечено, что для формирования целостной методологии обеспечения организационно-экономической устойчивости необходимо исследовать ресурсы, используемые в производственных системах предприятия и связанную с этим оргструктуру и элементы стратегии.
Орлов А.И. в своей работе [5] предлагает экономико-математическую модель процесса оценки организационно-экономической устойчивости предприятия.
Для сохранения устойчивости предприятия в стратегической перспективе авторами [6] предлагается создание системы управления рыночной деятельностью предприятия (СУРДП), которая способна обеспечить совершенствование, гибкость и адаптивность, готовность к изменениям и ориентацию на инновационное развитие.
Построение СУРДП требует изменения структуры управления предприятием. На предприятии должно быть создано специальное управленческое подразделение СУРДП и выделены блоки СУРДП. Данное подразделение подчиняется руководителю предприятия, является аналитическим центром, помогает согласовывать внутреннюю деятельность предприятия с изменениями внешней среды, обеспечивая тем самым устойчивость предприятия.
В СУРДП выделяют три главных блока:
1) организационно-производственный (БОП) - обеспечивает создание конкурентной продукции с минимальными затратами;
2) сбытовой (БС) - осуществляет реализацию продукции в объёме, близком к наибольшей производственной мощности предприятия, и с максимальной прибылью;
3) исследовательский (БИ) - обеспечивает предприятие и его менеджеров полной и своевременной информацией о состоянии рыночной среды и прогнозами её развития.
Оценить эффективность СУРДП возможно при помощи метода экспертных оценок. По блокам СУРДП предусматривается набор ви-
дов деятельности:
- блок БОП:
1) использование производственной мощности;
2) реализация программы снижения издержек;
3) ориентация всех подразделений на рынок;
4) конкурентоспособность предприятия;
- блок БС:
5) экономические результаты деятельности;
6) освоение новых рынков;
7) наличие постоянной сети реализации продукции;
8) финансирование мероприятий по повышению эффективности рыночной деятельности;
9) равномерность объёма продаж в течение года;
10) сервисное обслуживание потребителей;
- блок БИ:
11) результаты исследования рынка;
12) разработка новых изделий;
13) наличие информационной системе о рынке.
Для каждого вида деятельности определяется коэффициент весомости. Общая сумма их равна 10. Эксперты оценивают баллами от 0 до 10 каждый вид деятельности. Приведённое значение показателя получается перемножением баллов на коэффициент весомости. Общая оценка приспособленности предприятия к рыночной деятельности варьируется от 0 до 100 баллов. Число баллов менее 40 характеризует слабо приспособленные к рыночным условиям предприятия, от 41 до 60 баллов - приспособленные; от 61 до 85 баллов - хорошо приспособленные и от 86 до 100 баллов - отлично приспособленные.
Разработка и внедрение СУРДП позволит предприятию стать приспособленным к меняющимся рыночным условиям и повысить эффективность своей деятельности.
Литература:
1. Экономика труда / Под ред. О.И. Волкова. - М., 2001. - С. 343.
2. Андрейчиков А.В. Применение методов теории нечётких множеств в анализе деятельности предприятия // Известия вузов. Машиностроение. - 2003. - №1. - С.57.
3. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы / Под ред. А.А. Колобова, И.Н. Омельченко. - М., 2001. - С. 434.
4. Колбачев Е.Б., Туников В.А. Организационно-экономические проблемы устойчивого функционирования производственных систем в машиностроении. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. - 208 с.
5. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях.
- М.: Наука, 1979.
6. Белозерский А.Ю., Мамбетшаев С.В. Опыт совершенствования управления предприятием строительной индустрии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 5. - С. 126-130.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ КАПИТАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Борисенко Н.А., аспирант МФПА
В последнее время в российскую практику управления постепенно внедряется одна из современных концепций менеджмента - концепция управления стоимостью имущества предприятия. В ее основе лежит понимание того, что для собственников (акционеров) предприятий важнейшей задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации имущества этих предприятий.
Ключевые слова: управление стоимостью имущества, капитализация, технические факторы.
THEORETICAL BASES AND ECONOMIC ESSENCE OF THE ESTIMATION OF CAPITALIZATION OF THE ENTERPRISE
Borisenko N., MFPA, post-graduate student
Recently one of modern concepts of management is by degrees introduced into the Russian practice of management - the concept of cost management of property of the enterprise. In its basis the understanding of lies that for proprietors (shareholders) of the enterprises the major problem is the increase in their financial well-being as a result of effective operation of _property of these enterprises.
Key words: property cost management, capitalisation, technical factors.
Изучение проблемы совершенствования оценки предприятия дательными актами РФ. В статье 3 Федерального закона «Об оце-основывается на понятиях и определениях, предлагаемых законо- ночной деятельности в Российской Федерации» приводятся следу-
ющие понятия оценочной деятельности и рыночной стоимости имущества1: «...под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости». Для целей данного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме»2.
Оценка предприятия представляет собой решение задачи, в результате которой нужно выяснить какова рыночная или иная стоимость его имущества, либо одной или нескольких его частей (подразделений). Предприятие определяется в ГК РФ (часть 1, п. 1 статьи 132) как «недвижимость - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». А поскольку имущественный комплекс представляет собой совокупность различного рода активов: недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов, ценных бумаг, запасов и затрат, прав требований и других, оценка предприятия включает в себя и оценки составных частей его имущественного комплекса.
Широкое развитие оценки предприятия определяется ее необходимостью на всех стадиях его хозяйственной деятельности3 (рисунок 1.1).
1. На стадии создания нового предприятия. На стадии разработки инвестиционного проекта потенциальным инвесторам и кредиторам необходима информация о перспективах развития пред-
приятия с точки зрения его денежных потоков, рисков осуществления и выхода на запланированные в проекте показатели.
2. При покупке (приватизации) уже существующего предприятия. Такая покупка осуществляется при вложении средств в пакеты акций акционерных обществ, доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, паи и долевое участие в товариществах и другое. При осуществлении сделок купли/продажи, обмена, дарения проводится оценка имущества предприятия или части имущества предприятия (земельных участков, объектов недвижимости, машин, оборудования, транспортных средств), пакета акций предприятия на рынке ценных бумаг, доли (вклада) в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью, переуступка прав требований долговых обязательств (векселей, дебиторской задолженности). Оценка проводится при приватизации предприятия и передаче его в аренду для определения арендной платы и осуществления арендатором последующего выкупа имущества (если это предусмотрено договором аренды) или при передаче в доверительное управление.
3. На стадии функционирования предприятия. Оценка имущества необходима в самых разнообразных случаях, например, при определении стоимости отдельных активов предприятия (недвижимости, машин и оборудования, прав требования, ценных бумаг и другого имущества) в целях экономически эффективного управления имуществом. В крупных западных компаниях уже внедрена и эффективно работает система по управлению имуществом. Организационно она оформлена в виде подразделений, занимающихся управлением основными средствами, товарами и запасами, нематериальными активами4. Результатом управления имуществом компании, где тоже используется работа независимого оценщика, являются:
• управленческие решения о продаже отдельных избыточных либо неэффективных видов имущества, сдаче их в аренду, ликвидации либо обмене на другое необходимое для деятельности фирмы имущество;
• минимизация налога на имущество и разработка оптимальной амортизационной политики предприятия на основе реальной стоимости активов.
1. Создание нового предприятия
2. Покупка (приватизация) уже существующего предприятия
3. Функционирование предприятия
і г
4. Техническое перевооружение и реконструкция предприятия
5. реорганизация или ликвидация
1.1. Перспективы развития предприятия (денежных потоков)
1.2.Риски осуществления и выхода на запланированные показатели
2.1. Вложение средств в пакеты акций акционерных обществ, доли в уставном капитале ООО, паи и долевое участие в товариществах
2.2. Переуступка прав требований, передача в залог и т.д.
Г
3.1. Определение активов фирмы в целях эффективного управления имуществом
3.2. Продажа отдельных видов имущества, ликвидация либо обмен имущества
3.3. Разработка оптимальной амортизационной политики
V.
4. Инвестиционные проекты развития предприятия
5.1. Оценка неденежных вкладов в имущество предприятий
5.2. Оценка имущества при ликвидации, а также банкротстве
Рис. 1.1 Оценка имущества на стадиях жизненного цикла предприятия
Владелец предприятия может не только продать его, но также и заложить, застраховать, завещать, передать в долевое управление и другое. В этих случаях появляются новые заинтересованные стороны: кредитор, страховщик, наследник, управляющий. Все они нуждаются в достоверной информации о вышеприведенных параметрах предприятия.
При решении проблем вложения в уставные капиталы дочерних и зависимых предприятий, стоящих перед крупными холдинговыми структурам, необходима элементарная осведомленность о реальном состоянии дочерних предприятий и степени управляемости всей системы. Пути эффективного управления вложениями в дочерние и зависимые структуры лежат в оценке рыночной стоимости данных вложений на основе детального изучения их финансово-хозяйственной деятельности, систематизации вложений и выявления перспектив развития каждого предприятия.
4. На стадии технического перевооружения и реконструкции предприятия должны быть оценены пути и мероприятия перевооружения и реконструкции обязательств, прав требования и прочее.
5. На стадии реорганизации или ликвидации предприятия. Оценка имущества проводится при слиянии, поглощении, выделении предприятий, конвертации акций; необходима оценка долей предприятия при выходе из состава учредителей; оценка имущества проводится при ликвидации предприятия, проводимой как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда; оценка необходима при отчуждении или передаче имущества, принадлежащего полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. При решении вопросов несостоятельности (банкротства) оценка имущества включает в себя: экономический анализ и стоимостную рыночную оценку причин и процессов несостоятельности при формировании и проведении антикризисной политики по предотвращению банкротства участников предпринимательской деятельности; рыночную оценку стоимости имущества предприятия при проведении процедуры финансового оздоровления или ликвидации.
Необходимо учитывать целый ряд важных факторов, таких как5:
• географическое местоположение предприятия;
• уровень экономического развития региона, в котором находится предприятие;
• организационно-правовая форма предприятия;
• особенности местного налогообложения;
• уровень квалификации руководящего состава;
• диверсифицированность производства;
• техническое состояние активов предприятия;
• эффективность использования основных фондов;
• особенности финансирования и осуществления расчетов;
• перспективы развития предприятия и данной отрасли в целом;
• временной анализ погашения дебиторской и кредиторской задолженности;
• номинальная, нарицательная и рыночная стоимости акций;
• уровень инфляции в текущем и прогнозных периодах;
• анализ сопоставимых продаж предприятий такого же уровня.
На первом этапе создания системы управления стоимостью
определяется стоимость предприятия в точке отсчета, то есть берется ближайшая прошедшая отчетная дата, на которую и определяется стоимость компании. С целью обеспечения эффективности управления стоимостью предприятия важно учитывать всю систему факторов, целенаправленно воздействуя на которые можно добиваться роста капитализации.
Выявлены технические факторы рыночной капитализации машиностроительного предприятия, в частности конкретизированы отдельные термины для усиления целевого характера их использования для целей исследования. Бизнес-процесс в рамках статьи понимается как упорядоченная последовательность операций в рамках определенного вида деятельности, направленная на достижение цели владельца процесса в заранее заданных ограничениях ресурсов. Для целей исследования выделяются основные, вспомогательные бизнес-процессы, процессы управления и процессы развития.
Качество бизнес-процесса - это совокупность характеристик конкретного бизнес-процесса, позволяющая оценить степень удовлетворенности владельца бизнес-процесса при достижении своих целей. На основании конкретизации необходимых определений проведен анализ влияния различных материальных и нематериальных факторов на уровень рыночной капитализации машиностроительного предприятия. Выявление факторов осуществлялось путем анализа результатов опросов руководителей машиностроительных предприятий и финансовых аналитиков в сфере машиностроения. Автором были отобраны факторы, упоминаемые более чем в 5% ответов респондентов. На основании анализа выявлено, что наиболее важными факторами являются:
• финансовое состояние (рентабельность предприятия, ликвидность, финансовая устойчивость);
• человеческий капитал (высококвалифицированный персонал, опыт и репутация руководства предприятия);
• качество бизнес-процессов (наличие плана маркетинга и эффективной стратегии);
• нематериальные активы (доля рынка, развитая сбытовая и / или сервисная сеть, известная торговая марка / брэнд, перспективные разработки / ноу-хау);
• стоимость материальных активов (земля в собственности компании, наличие недвижимости, современное оборудование / технологические линии);
• культура раскрытия информации (информационная открытость).
1 Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ).
2 Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ).
3 Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ, часть I (в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 08.07.1999 № 138-ФЗ, от Іб.04.2001 № 45-ФЗ, от 15.05.2001 №54-ФЗ, от 21.03.2002 №31-Ф3).; Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. года № 14-ФЗ, часть II (в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 № 110-ФЗ, от 24.10.1997 № 133-ФЗ, от 17.12.1999 № 213-ФЗ) (с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 № 15-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21 -П).; Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела» № 4015-1 от 27.11.1992 г. (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 № 157-ФЗ, от 20.11.1999 № 204-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ).; Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости земельных участков (утверждены распоряжением Минимущества России от 07.03.2002 г. № 568-р).; Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024 «Об утверждении концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».; Постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 № 395 «О лицензировании оценочной деятельности».; Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ).; Григорьев В. В., Островкин И. М. Оценка предприятий: Имущественный подход. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000 г. - 224 с.
4 Концепция управления стоимостью предприятия // Управление компанией. - 2001 г. - № 4. - с. 6-12.; Малявкина Л. И. Оценка и инвентаризация активов и пассивов организации // Бухгалтерский учет. - 2001. - №23. - с. 19-23.; Постюшков А. В. Учетно-аналитический подход к оценке бизнеса // Вопросы оценки. - 2001. - № 2. - с. 60-61.; Bickman, L., Rog D. J. Profitable Appraising: How to Maximize Profits in Your Appraisal Business, New York: McGraw-Hill. 2001.
5 Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятий: теория и практика // Под ред. В. В. Григорьева. - М.: Инфра-М, 1997 г. - 120 с.; Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001 г. - 143 с.; Красовский А. П. Мониторинг стоимости предприятия // Аудиторские ведомости. - 2000. - № 11. - с. 17-22; Рожнов К. В. Оценка действующего предприятия: внутренний аспект// Вопросы оценки. - 2001. - № 2. - с. 57-59.; Ткачук А. Ю. Оценка бизнеса как начальный этап в реструктуризации предприятия // Вопросы оценки. - 2001. - №1. - с. 28-30; Финансы предприятия // Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др., под ред. Н. В. Колчиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2001 г. - 447 с.
Таблица 1.1. Результаты опросов руководителей машиностроительных предприятий о факторах, влияющих на капитализацию6
Факторы 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Финансовое состояние 46% 44% 41% 38% 37% 37% 29% 24% 18% 14%
Человеческий капитал 3% 3% 5% 5% 5% 5% 11% 11% 16% 19%
Качество бизнес-процессов 12% 13% 13% 12% 14% 16% 16% 15% 17% 18%
Нематериальные активы 6% 6% 6% 11% 14% 13% 14% 19% 18% 21%
Стоимость материальных активов 32% 31% 30% 24% 21% 18% 14% 12% 12% 9%
Культура раскрытия информации 1% 3% 5% 10% 9% 11% 16% 19% 19% 19%
I материальные факторы □ нематериальные факторы Рис. 1.2. Динамика изменения влияния нематериальных и материальных факторов на рыночную капитализацию машиностроительных предприятий
Для определения степени влияния указанных выше показателей рассчитывалась частота упоминания того или иного фактора в ответах респондентов. За период 1998-2007 гг., в соответствии с мнением руководителей машиностроительных предприятий неуклонно повышается важность нематериальных факторов и снижается влияние материальных факторов (таблица 1). Так только за период 2005-2007 гг. степень влияния нематериальных факторов возросла более чем на 20% (рисунок 1.2).
Таким образом, роль нематериальных активов усиливается. За рассмотренный десятилетний период влияние качества бизнес-процессов возросло в 1,5 раза, что свидетельствует о важности управления их качеством для формирования высокой рыночной стоимости предприятия.
Качество бизнес-процессов оказывает на рыночную капитализацию влияние по нескольким направления. Для упорядочивания влияния применена фасетная классификация влияния. В качестве признаков классификации автором предложены следующие: характер влияния, степень влияния, масштаб влияния, период влияния и длительность влияния.
Под характером влияния в работе понимается активное или пассивное воздействие качества бизнес-процессов на рыночную капитализацию. Например, за счет повышения качества бизнес-процессов могут быть снижены затраты на производство продукции. Это приведет к росту доходности, которая вызовет рост капитализации. Такое влияние называется пассивным. В другом случае, повышение качества бизнес-процессов может привести к развитию сбытовой сети, что приводит к повышению доли рынка, которая оказывает влияние на рыночную капитализацию. Такое влияние называется активным.
Степень влияния разбивается на несколько уровней: высокая, умеренная, средняя, незначительная, отсутствующая. Данные степени определяются в зависимости от того, как инвестиции в реинжениринг бизнес-процессов влияют на изменение капитализации и могут быть измерены как соотношение прироста капитализации в денежном выражении к объему инвестиций в реинжениринг. Если отношение равно нулю, влияние отсутствует, если отношение близко к единице, то влияние среднее, если данное соотношение по своему значению превышает десять раз, такое влияние можно назвать высоким.
Масштаб влияния показывает, какие сферы должны изменяться для обеспечения роста капитализации. В частности, если для обеспечения роста должны изменяться все четыре группы бизнес-процессов, такое влияние называется тотальным. Если для обеспечения роста достаточно осуществить изменение одной группы процессов, такое влияние называется локальным.
Период влияния позволяет оценить, в какой стадии должен находиться процесс повышения качества бизнес-процессов для обеспечения роста капитализации машиностроительного предприятия. Длитель-
ность влияния показывает, как соотносятся между собой срок окупаемости инвестиций в реинжениринг бизнес-процессов и период устойчивого роста капитализации. Таким образом, повышение качества бизнес-процессов оказывает на капитализацию влияние по нескольким направлениям. В данной ситуации необходимо отметить, что вне зависимости от направления влияния оно всегда прямо пропорционально капитализации, т. е. рост качества бизнес-процессов всегда ведет к росту рыночной капитализации машиностроительного предприятия.
Каждое предприятие различных отраслей или их группа может иметь уникальные факторы стоимости, оказывающие непосредственное влияние на методы и результаты оценки стоимости конкретного машиностроительного предприятия. В частности прямое воздействие на уровень стоимости машиностроительного предприятия машиностроения оказывают объем вложений в научные исследования и разработки, а также сокращение затрат на логистику, и не оказывает прямого влияния такие факторы как: количество магазинов на 1 склад или доля просроченной дебиторской задолженности. В свою очередь для предприятий легкой промышленности (рисунок 1.4) наиболее значимыми факторами, оказывающими прямое влияние на стоимость предприятия легкой промышленности являются: сокращение затрат на материалы и сырье и уровень загруженных мощностей на производстве. Однако на стоимость предприятия легкой промышленности не влияют объем инвестиций на расширение производства и доля затрат на логистику.
Подобная картина наблюдается при проведения анализа основных факторов стоимости предприятия цветной металлургии. В частности для разработки стратегии повышения стоимости машиностроительного предприятия цветной промышленности необходимо уделять большее внимание доле переменных затрат в выручке машиностроительного предприятия и объему инвестиции, направленных на формирование бренда предприятия, а также повышению уровня производительности производственного персонала. Но не стоит переоценивать значимость такого фактора как уровень денежной выручки в расчете на 1 заказ.
Таким образом, можно смело утверждать, что каждое предприятие или их группа может иметь уникальные факторы стоимости, оказывающие непосредственное влияние на методы и результаты оценки стоимости конкретного машиностроительного предприятия. Исходя из этого, при разработке стратегии повышения стоимости промышленного предприятии необходимо, прежде всего, выявить тот набор экономических показателей, которых можно считать совокупностью факторов стоимости машиностроительного предприятия.
Система факторов представляет собой совокупность показателей деятельности компании, а также отдельных ее подразделений и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, то
Таблица 1.2. Этапы внедрения системы управления стоимостью
Первый этап Второй этап Третий этап Четвертый этап Пятый этап
Определение точки отсчета - оценка рыночной стоимости предприятия Составление схемы факторов стоимости компании Создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений Анализ вклада подразделений в стоимость компании Периодическая оценка. Подготовка отчетов с позиции управления стоимостью
Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов
Подготовка кадров
есть высшее звено руководства как правило контролирует финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы. То есть одной из важнейших задач построение эффективной системы управления стоимостью машиностроительного предприятия является выбор ключевых факторов стоимости конкретного машиностроительного предприятия. По нашему мнению, алгоритм выбора ключевых факторов стоимости машиностроительного предприятия может быть выражен последовательностью следующих шагов:
1. На первом этапе отбора ключевых факторов стоимости машиностроительного предприятия необходимо из огромного массива факторов выявить наиболее значимые, т.е. те, которые оказывают прямое влияние на стоимость машиностроительного предприятия. Одним из инструментов данного отбора определить может являться лексико-графическая задача оптимизации.
Необходимо также отметить, что для предприятий, ценные бумаги которых не котируются на рынке, факторы стоимости определяются на основании проведения стоимостного бенчмаркинга.
Внедрение концепции управления стоимостью в сложившуюся систему - управления предприятием невозможно при отсутствии подготовленных кадров, способных самостоятельно выполнять все необходимые расчеты, а также доводить оперативную информацию до соответствующих отделов. Прежде всего, обозначается круг тех сотрудников, которые на местах будут проводить работу по внедрению обновленной системы управления. В этом качестве чаще всего выступают работники финансовой службы, руководители подразделений и отделов, сотрудники служб, отвечающих за состояние имущественного комплекса.
В первую очередь они изучают суть концепции управления стоимостью, основные подходы к определению стоимости предприятия, методику самостоятельного выполнения расчетов в рамках системы оценки воздействия управленческих решений на стоимость предприятия в целом.
В дальнейшем осуществляется подробная проработка факторов стоимости предприятия. Ориентация менеджмента на создание стоимости подразумевает наличие инструмента, позволяющего определять характер и степень воздействия того или иного управленческого решения на благосостояние собственников предприятия. Подобным инструментом должно владеть не только высшее звено руководства, но и менеджеры младшего звена, поскольку большинство оперативных вопросов решается на местах руководителями отделов. Система оценки не исключает субъективного характера принимаемых решений, тем не менее, она будет направлена на достижение конкретных показателей, приводящих в итоге к росту стоимости компании.
Безусловно, говоря о системе оценки оперативных управленческих решений, мы не имеем ввиду, что низшее звено управления при принятии решений будет производить сложные и трудоемкие расчеты с целью определения изменения стоимости компании. Менеджеры должны лишь понимать направление изменения (рост или снижение) стоимости, к которому приведут их действия. Система оценки будет базироваться на факторах стоимости, определенных для соответствующего звена управления.
Схема факторов стоимости, система оценки управленческих ре-
шений и порядок вознаграждения труда способствуют повышению инициативности сотрудников, поскольку четко определяют поставленные перед ними цели и дают уверенность в адекватной оценке их труда. В тех случаях, когда необходимо принять решение, касающееся стратегических для предприятия вопросов (реструктуризация предприятия, выбор инвестиционного проекта, проведение дополнительной эмиссии акций и так далее), расчет эффекта от принятого решения производится очень детально и подробно, подобно оценке предприятия на первом этапе.
В процессе разделения предприятия на основе логического принципа на бизнес-единицы, называемого сегментацией, выделяют два основных подхода: сегментация, основанная на характеристиках потребителя товаров и услуг (сегментация по типу потребителя); бизнес-единицы, основанные на знаниях, опыте и технологиях, необходимых предприятию для производства той или иной продукции (сегментация по типу профессиональных навыков)7. Основная цель данного этапа заключается в выявлении бизнес-единиц, «создающих» и «разрушающих» стоимость. Если бизнес-единица разрушает стоимость компании, необходимо принять решение либо о разработке системы мероприятий, позволяющих сделать подразделение приносящим доход, либо о продаже подразделения другой компании, либо о закрытии подразделения и распродаже его активов. Но даже если подразделение обеспечивает для компании прирост стоимости, важно определить степень существенности этой стоимости в рамках компании, оценить потенциал дальнейшего прироста стоимости. В ситуации, когда бизнес-единица, обеспечивая прирост стоимости компании, не является основной (профильной), и в составе другого предприятия может обеспечивать существенно большую стоимость, - она подлежит продаже. На крупных предприятиях в качестве отдельной бизнес-единицы выделяется головной офис (центральный аппарат управления). Суммарная стоимость бизнес-единиц (включая головной офис) - это стоимость компании в целом, поэтому управление стоимостью компании невозможно без эффективного контроля над стоимостью отдельных подразделений.
Информация о результатах деятельности предприятия, рассматриваемая сквозь призму концепции управления стоимости, может через определенные промежутки времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Это не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия, то есть последний (пятый) этап - это начало нового витка развития системы управления стоимостью компании. Применение концепции управления стоимости не только способно дать результаты, связанные с улучшением финансового состояния компании, но и одновременно поддерживает ее надежный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов. Таким образом, экономическая сущность оценки предприятия заключается в периодически повторяющемся определении его стоимости, а также стоимости его частей. В ее основе лежит понимание того, что для собственников (акционеров) предприятий первостепенной задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации объектов владения. При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.
6 Построено автором на основании обработки материалов Российского Союза машиностроителей.
7 Оценка рыночной стоимости недвижимости. Серия «Оценочная деятельность»: Под ред. В. М. Рутгайзера - М.: Дело, 1998 г. - 384 с.; Оценка стоимости предприятия (бизнеса) // Колайко Н. А., Севастьянов А. В., Артеменко Т. В. - М.: Экмос, 2000 г. - 351 с.; Стерник Г. М. Методические рекомендации по анализу рынка недвижимости. - М.: РГР, 2000, 62 с.; Федотова М. А. Сколько стоит бизнес: Методы оценки. - М.: Перспектива, 1996 г. - 98 с.