УДК - 377.5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
Л.М. Емельяненко
Статья посвящена теоретическим основам формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов медицинского профиля. Раскрывается сущность понятия мотивационная готовность, рассматриваются условия, этапы формирования, структура и содержание ее компонентов. Определяется система критериев и показателей оценки уровня сформированности мотивационной готовности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивационная готовность, этапы, условия формирования мотивационной готовности, структура и компоненты мотивационной готовности
Развитие современного общества предъявляет все более возрастающие требования к уровню подготовки медицинских кадров, от деятельности которых зависит здоровье нации. Перед средним профессиональным учреждением стоит задача подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста, эффективно применяющего свои знания на практике, легко адаптирующегося к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, стремящегося к постоянному совершенствованию своей квалификации. В связи с этим особое значение в повышении качества подготовки будущих специалистов медицинского профиля приобретает формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности.
В научной литературе, словарях широко освещается вопрос, связанный с трактовкой понятия «готовность». Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, готовность определяется как «согласие сделать что-нибудь», «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [5, с. 142]. В психологических словарях (под редакцией Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.; а также В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) понятия готовность и готовность к действию раскрываются примерно одинаково, а именно как состояние мобилизации сил, обеспечивающих эффективное выполнение деятельности [2, с.59; 6, с.78].
Понятие же «мотивационная готовность» используется тогда, когда речь идет о готовности к предстоящей деятельности. Деятельность работников здравоохранения осуществляется в системе «человек-человек» (классификация Е.А.Климова) в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье человека, неизбежно сопряжена с влиянием субъектов друг на друга, поэтому качество оказываемой медицинской помощи определяется не только специальными знаниями, но и личностными характеристиками, в первую очередь, мотивационной готовностью к выполнению профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что готовность к деятельности определяется как психическое состояние и как качество личности (причем они не противопоставляются друг другу), она является объективной предпосылкой, условием эффективной деятельности человека, которая проявляется и формируется только в деятельности, имеет сложную динамическую структуру, образованную совокупностью взаимосвязанных, относительно самостоятельных компонентов. Сформированное^ готовности к профессиональной деятельности определяется, в первую очередь, наличием психологической готовности к деятельности, наиболее значимой подструктурой которой является мотивационная готовность.
Как и понятие «готовность к профессиональной деятельности», «мотивационная готовность» в исследованиях имеет неоднозначную интерпретацию.
Б.А. Агеев рассматривает мотивационную готовность как целостную, относительно устойчивую систему психических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность личности [1, с.5].
В.Н. Кормакова определяет мотивационную готовность как «целостное личностное образование, характеризующееся совокупностью внешних и внутренних мотивов» [4, с.53].
В контексте нашего исследования мотивационная готовность к профессиональной деятельности медицинских работников среднего звена рассматривается как целостное структурное образование личности, определяющее направленность на осуществление медицинской деятельности, обеспечивающая эффективную профессиональную адаптацию, самореализацию,
саморазвитие выпускника.
Сущность мотивационной готовности к профессиональной деятельности раскрывается через категории: мотив, установка, интерес, ценности, способности, определяющие успешность овладения основами трудовой деятельности. Причем эффективное выполнение любой деятельности, в том числе и профессиональной, требует постоянного ее анализа, оценки и коррекции в зависимости от условий со стороны самого субъекта. В.А. Сластенин подчеркивает, что базовыми основаниями мотивационной готовности являются понимание смысла своей профессии, специальности, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности. По мнению автора, при подготовке специалиста мотивационная готовность к профессиональной деятельности проявляется в реальной мотивационной ориентированности студентов на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие в образовательном процессе [7,с. 460].
Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности происходит в учебной деятельности и тесно связано, в первую очередь, с учебной мотивацией. В то же время при формировании мотивационной готовности необходимо учитывать, что цели обучения в ряде случаев отличаются от целей будущей профессиональной деятельности, а внутренние учебные мотивы, совпадая с целями, будут расходиться во многом с профессиональными целями. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс формирования мотивационной готовности имеет свои особенности в отличие от учебной мотивации, но тем не менее только во взаимосвязи и единстве друг с другом они обеспечивают качественно высокий уровень готовности.
Мотивационная готовность имеет внутренние (субъективные) и внешние (объективные) условия своего становления. Субъективные условия формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности средних медицинских работников зависят от объективных условий, связанных с реальной системой подготовки, которая создает условия для активной деятельности обучающихся, что приводит к нужным профессиональным изменениям в собственной личности. Однако решающей все же остается активность самого субъекта обучения - студента медицинского колледжа. Как справедливо замечает Е.П. Ильин, нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы. В процессе воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установка, самооценка, формирование которых является задачей педагогики. Следовательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними -мотивационная сфера личности) [3,с.89].
Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности - длительный процесс, происходящий на протяжении всего периода обучения в учебном заведении, во время которого мотивационная готовность видоизменяется, преобразуется, становится устойчивым и прочным образованием личности.
Мотивационная готовность медицинского работника представляет собой сложное образование системы основных компонентов, образующих единую целостную структуру, находящуюся в процессе постоянного развития во время обучения в медицинском колледже. Развитие каждой из составляющих мотивационной готовности подчиняется развитию системы в целом. Целесообразным, на наш взгляд, в развитии мотивационной готовности к профессиональной деятельности среднего медицинского работника возможно выделение ряда этапов: профессионально-ориентационный, гносеологический, корректирующий, каждый из которых характеризуется набором компонентов, составляющих структуру готовности.
В соответствии с нормативными сроками освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по медицинским специальностям, каждый из этапов формирования мотивационной готовности имеет свои особенности, определенные цели и задачи.
Профессионально-ориентационный этап - это период усиленного развития мотивационной готовности. Целью данного этапа формирования мотивационной готовности является адаптация студентов медицинского колледжа к учебно-профессиональной деятельности. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач: формирование установки на овладение основами профессии медицинского работника; определение сущности и социальной значимости профессиональной деятельности среднего медицинского работника; развитие устойчивого интереса к будущей профессии, профессиональных мотивов, самостоятельности, профессионального образа «Я - медицинский работник».
На данном этапе мотивационная готовность, на наш взгляд, будет включать следующие
компоненты: побудительный (мотивы профессионального выбора, мотив самооценки, познавательные мотивы), установочный (мотив достижения успеха, мотив целеполагания и самооценки), аксиологический (мотив эмпатии, мотив аффилиации, самооценки и самореализации).
Профессионально-ориентационный этап наиболее удачен для развития мотивационной готовности, поскольку от заинтересованности, адекватного представления о профессии и своих способностей к медицинской профессии зависит степень усвоения необходимых профессиональных знаний, умений, интересов, т.е. профессиональная компетентность среднего медицинского работника.
Гносеологический этап - это период упрочнения мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Цель формирования мотивационной готовности на данном этапе можно определить как закрепление в сознании студентов профессионального образа «Я -медицинский работник». В качестве первоочередных задач, определившихся в соответствии с поставленной целью, выделяются следующие: осознание студентами целей и ценностей деятельности медицинского работника; развитие профессиональных интересов, мотивов; накопление опыта по регуляции поведения, эмоционального состояния; усиление профессиональной ответственности за результаты деятельности, самооценка уровня профессиональной подготовки и мотивационной готовности; актуализация знаний, умений, навыков в процессе учебных и производственных практик на базе ЛПУ.
Таким образом, решение всех этих задач на гносеологическом этапе формирования переводит мотивационную готовность к профессиональной деятельности на более высокий уровень ее развития. Именно здесь происходит сближение учебной мотивации с мотивами реальной медицинской деятельности (формированием учебно-профессиональной мотивации), появляются новые социально значимые мотивы, завершается становление мотивационной готовности и превращение ее в устойчивое образование личности.
На данном этапе, по нашему мнению, можно выделить следующие компоненты мотивационной готовности: когнитивный (знания о сущности мотивации и ее составляющих, совокупность познавательных мотивов, необходимых для освоения профессиональных знаний, понимания и нахождения способов решения профессиональных задач, мотив самоактуализации), операционно-манипуляционный (система познавательных мотивов, направленных на овладение умениями, способами, приемами профессиональной деятельности, способствующих развитию творческого мышление, организаторских способностей, клинического мышления, а также мотивы целеполагания, достижения успеха, самореализации), эмоционально-волевой (мотив самоконтроля, профессиональной ответственности, мотив альтруизма, самооценки и эмпатии).
Корректирующий этап - это период наиболее высокого уровня развития мотивационной готовности. Конечной целью формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности на данном этапе является самореализация личности в ходе профессиональной деятельности и ориентации ее на высокие результаты в медицинской практике. Достижение этой цели возможно благодаря решению следующих задач: формирование способностей управлять своей профессиональной деятельностью, активизировать свой мотивационный потенциал в зависимости от условий трудовой деятельности; закрепление профессионально значимых потребностей, мотивов, ценностей, свойств личности; положительная самооценка профессиональных действий, поведения.
На корректирующем этапе целесообразно выделение следующих компонентов мотивационной готовности: аналитико-синтетический (самооценка профессиональной подготовленности), рефлексивный (рефлексивные способности), практико-ориентированный (умения планировать, организовывать и корректировать будущую профессиональную деятельность, выстраивать взаимоотношение в профессиональной группе).
Все компоненты, выделяемые нами на корректирующем этапе, включают те же мотивы, о которых мы говорили выше, рассматривая другие компоненты мотивационной готовности. Их отличительной особенностью будет являться лишь то, что на данном этапе все мотивы должны найти свое реальное воплощение в профессиональной деятельности и будут основой для дальнейшего самосовершенствования выпускника среднего профессионального учебного заведения медицинского профиля.
Итак, формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности у медицинских работников является динамичным, поэтапным процессом, развитие которого идет по пути совершенствования, закономерного закрепления от первого курса обучения к выпуску. В процессе обучения студенты ставят перед собой все более значимые для них цели и задачи, их мотивы изменяются, усложняется при этом и содержание мотивационной готовности.
Для оценки степени сформированное™ мотивационной готовности у выпускников медицинского колледжа мы исходим из следующих положений:
- мотивационная готовность к профессиональной деятельности является результатом учебно-профессиональной деятельности студентов, определяет степень отношения к будущей профессиональной деятельности и проявляется в профессиональной направленности на успешное осуществление медицинской деятельности;
- степень мотивационной готовности выпускника медицинского колледжа может быть определена как мера соответствия возможностей личности контролировать и корректировать свою активность, систему мотивов, ценностей в соответствии с имеющимися условиями и требованиями;
- определение уровня сформированное™ мотивационной готовности к профессиональной деятельности требует выделения системы критериев, отражающих основные закономерности формирования мотивационной готовности личности, и ряд показателей как характеристик особенностей критерия.
Нами выделены следующие критерии и показатели мотивационной готовности к профессиональной деятельности выпускников медицинского профиля (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели мотивационной готовности к профессиональной деятельности_
Этапы формирования мотивационной готовности Критерии мотивационной готовности Показатели сформированости мотивационной готовности
Профессионально-ориентационный Ценностносмысловой - Уровень интереса к профессии медицинского работника. - Умения выстраивать взаимоотношения с окружающими (мотив альтруизма, аффилиации, эмпатии).
Организационно-целевой - Осознание целей учебной и профессиональной деятельности. - Направленность на приобретение знаний (выраженность учебных мотивов). - Мотивация достижения успеха.
Гносеологический Информационно-содержательный - Степень самореализации - Успешное овладение основами профессиональных знаний, умений, навыков.
Деятельностный - Умения целеполагания. - Уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.
Корректирующий Управленческий - Умения регулировать собственную деятельность на основе рефлексии. - Профессиональная ответственность
Оценочно-результативный - Степень адекватности самооценки готовности к профессиональной деятельности. - Положительное восприятие «себя» в качестве субъекта профессиональной деятельности (желание работать по специальности).
В зависимости от силы и характера проявления мотивационной готовности в ней можно выделить три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень мотивационной готовности характеризуется устойчивым интересом не только к учебной, но и профессиональной деятельности; пониманием целей профессиональной деятельности и общественной значимости труда медицинского работника; стремлением глубоко овладеть профессиональными знаниями, умениями и творчески применять их в практической деятельности; выраженностью профессиональных мотивов - достижения успеха, аффилиации, эмпатии, альтруизма, профессиональной ответственности, постоянным самоконтролем; самостоятельной постановкой перспективных целей профессиональной деятельности и их достижением; выраженными рефлексивными способностями; положительной самооценкой собственной деятельности; широким диапазоном самореализации, носящем творческий характер; удовлетворенностью выбором профессии медицинского работника; адекватным восприятием себя как субъекта медицинской деятельности, желанием работать по специальности и после окончания учебного заведения.
Средний уровень мотивационной готовности характеризуется неустойчивым интересом к учебно-профессиональной деятельности; стремлением к поверхностному усвоению знаний и умений, применение которых возможно в сходных ситуациях; неполной сформированностью профессиональных мотивов - достижения успеха, аффилиации, эмпатии, альтруизма, профессиональной ответственности, самоконтроля; недостаточным пониманием целей профессиональной деятельности и общественной значимости труда медицинского работника; не в
полной мере еформированноетью рефлексивных способностей; заниженной оценкой готовности выполнять профессиональную деятельность; невыраженностью стремления реализовать свой творческий потенциал; частичной удовлетворенностью выбором профессии медицинского работника, отсутствием устойчивого желания работать по выбранной специальности.
Низкий уровень мотивационной готовности характеризуется ситуативным интересом к учебной и профессиональной деятельности; непониманием целей профессиональной деятельности медицинского работника; формальным, бессистемным усвоением знаний и умений, репродуктивным характером применения знаний и умений на практике (реализуются по шаблону); выраженностью мотивов избегания неудач, отвергания, эгоизма; избеганием ответственности; недостаточной еформированноетью рефлексивных способностей; низкой оценкой собственной деятельности; нереализованным потенциалом личности; неудовлетворенностью выбором профессии медицинского работника, желанием сменить специальность.
Системообразующим показателем для оценки мотивационной готовности и выделения уровней ее сформированное™, на наш взгляд, является адекватное восприятие себя как субъекта медицинской деятельности, желание работать по выбранной специальности. В проявлении того или иного уровня мотивационной готовности большое значение приобретает степень самореализации личности будущего медицинского работника на разных этапах профессионального обучения, отражающая удовлетворенность интересов, ожиданий, потребностей в существующих условиях образовательной среды медицинского колледжа.
Таким образом, мотивационная готовность будущего медицинского работника, выступая в качестве особого внутреннего состояния направленности на выполнение профессиональной деятельности, имеет сложную структуру, образованную единством компонентов, между которыми существуют тесные взаимосвязи. Сформированная мотивационная готовность к профессиональной деятельности медицинского работника является фундаментальным условием успешной адаптации, профессионального роста, достижения профессионализма.
The article is devoted to theoretical bases of forming the motivative readiness for professional activity of future medical specialists. The essence of motivative readiness is revealed, the conditions, the stages of forming, the structure and the content of components are presented. The author determines the system of criteria and indices of level's estimation of motivative readiness for profession.
The key words: motivative readiness, stages, the conditions offorming, structure and components of motivative readiness.
Список литературы
1. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: Автореферат дис.канд. псих. Наук. М., 1994. 25с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Минск.: Нар. Асвета, 1996. 399с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512с.
4. Кормакова В.Н. Формирование мотивационной готовности сельских школьников в фермерскому труду: Дис. Канд. Пед. Наук. Белгород, 2000. 219с.
5. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка,4-е издание дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440с.
7. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 480с.
Об авторе
Емельяненко Л.М. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]