ПЕДАГОГІКА
71
УДК 372.8
Г. М. Юстинская ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье всесторонне анализируются теоретические основы формирования читательской культуры учащихся общеобразовательных учреждений. Автором определены структура читательской культуры учащихся, основные компоненты читательской культуры, методические условия ее формирования, а также стимуляторы читательской деятельности. Отражены результаты исследования проблемы формирования и развития читательской деятельности как вида духовноэстетической деятельности. Автор статьи обосновывает и раскрывает сущность проблемы углубления читательского восприятия учащихся, определяет этапы восприятия и показатели уровней читательского восприятия литературно-художественных произведений.
Введение
Воспитание читательской культуры можно без преувеличения назвать значимой частью литературного развития. Осознание особой роли уроков литературы в становлении юных читателей ведет к пониманию необходимости формирования у учащихся стимулов приобретения литературных знаний и способов деятельности, к потребности в корректировке их нравственного поведения.
«Цель искусства - эстетически осмыслить действительность, утвердить меру, закон красоты, вызвать у человека эстетическое чувство» [1, 12]. «Силой переживания» создаваемой «художественной реальности» искусство приобщает людей «к культуре своего времени и своего народа, а через нее к основному, инвариантному содержанию культуры человечества» [2, 13]. Произведение искусства слова обладает самыми разнообразными возможностями нравственного, эстетического воздействия на личность учащегося, но эти возможности не до конца используются в практике.
Влияние искусства на человека не может быть заменено ничем другим, так как оно обладает только ему присущими свойствами. Цель, предмет, средства изображения тесно связаны между собой. В. Г. Маранцман отмечал: «Попытка заменить в преподавании гуманитарных предметов эмоциональное и эстетическое влияние прямой нравственной проповедью наивна. Догма управляет поведением иначе, чем внутренний импульс. Искусство гуманно по своей природе, оно помогает человеку преодолеть конфликт между должным и сущим, сделать высокое желанным» [3, 37].
Культура чтения и ее составляющие рассматривались в работах литературоведов, педагогов, психологов, методистов: Л. Г. Жабицкой, В. Г. Маранцмана, И. С. Збарского, Н. Д. Молдавской, Н. Я. Мещеряковой, Л. Я. Гришиной, Е. В. Карсаловой, О. И. Царевой, Л. И. Шевцовой, М. П. Воюшиной, Е. П. Суворовой и др. [1], [3-10].
И ученые, и учителя-словесники утвердились во мнении об острой необходимости формирования, развития и совершенствования читательской культуры учащихся, их читательских качеств: активности и точности эмоциональной реакции, глубины осмысления художественного текста, конкретизации литературного образа в читательском воображении, способности эстетически оценивать форму произведения, видеть за художественным миром его автора.
Но если литературное развитие учащихся происходит в процессе всей учебной деятельности, то формирование культуры чтения осуществляется в процессе читательской деятельности. Поэтому перед методистами и учителями встает практическая задача: предложить учащимся такие виды деятельности, которые обеспечат овладение качествами субъекта познавательной деятельности в целом, знаниями и умениями по литературе в частности, а также будут способствовать формированию не только читательской, но и общей культуры учащихся.
Результаты исследования и их обсуждение
Основой формирования читательской культуры учащихся являются воспитательно
ориентированная теория читательского развития учащихся И. С. Збарского [5] и педагогически адаптированная теория литературного развития Е. В. Карсаловой [8]. Однако разработанные этими учеными-методистами принципы и критерии читательского развития учащихся требуют конкретизации основных позиций формирования культуры чтения как в теории, так и на практике. В связи с этим глубоко продуктивно обращение к научно-методическим теориям, ставшим частными
72
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
основаниями формирования читательской культуры учащихся: теории о видовом разнообразии читательской деятельности М. С. Кагана [2] и Е. П. Суворовой [1]; теории развития читательского восприятия Н. Я. Мещеряковой [7] и Л. Г. Жабицкой [4]. С точки зрения разрабатываемой проблематики, особый интерес представляют научные подходы к процессу восприятия и понимания произведения, а также к организации читательской деятельности ученых А. Н. Андреева, О. И. Царевой, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, Т. Г. Браже [3], [6], [9], [11-12].
Итак, развитие и становление учащегося-читателя как субъекта познавательной деятельности происходит в процессе обучения и учения, это результат как целенаправленного педагогического воздействия, так и собственной читательской деятельности учащегося.
Процесс формирования читательской культуры предполагает развитие активности читателей-учащихся, которая ориентирована на усвоение и применение предметных знаний, овладение новыми формами их приобретения, а также на организацию и выполнение читательской деятельности. Отсюда следует вывод о том, что ведущей целевой и структурной основой формирования читательской культуры учащихся является их развитие в ходе специально организованной читательской деятельности (ее видового разнообразия), принципиальное значение для которой имеет качество деятельности по восприятию и пониманию произведения. В связи с этим целесообразно 1) выявить содержание и основные компоненты читательской культуры учащихся; 2) определить виды читательской деятельности, особенно важные в период становления учащихся-читателей; 3) подробно изучить особенности читательского восприятия как сложнейшую и основополагающую для формирования читательской культуры учащихся творческую деятельность.
Содержание и компоненты понятия «читательская культура» учащихся. Ученые-методисты выделяют в составе любой культуры четыре общих элемента: 1) уже добытые обществом знания; 2) опыт осуществления известных способов деятельности; 3) опыт творческой деятельности по решению новых проблем; 4) систему нравственно-эстетической, эмоциональной и иной воспитанности [5], [8].
Рассматривая читательскую культуру как «совокупность знаний, умений и чувств», И. С. Збарский выделил в ней три взаимодействующих компонента (уровня), которые характеризуются следующим образом:
1) уровень читательского сознания, литературной эрудиции включает в себя практическое знакомство с художественными произведениями, приобретение необходимого круга знаний по теории и истории литературы, освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике;
2) уровень читательских чувств, оценочных ориентаций включает в себя способность к восприятию конкретных произведений, эстетический вкус, то есть способность к оценке произведений искусства на основе осознанных критериев, и наличие литературно-эстетических идеалов личности;
3) уровень читательского поведения указывает на наличие и степень развитости читательской культуры и практической деятельности человека (выбор литературы, работа с ней, пропаганда книги и так далее), на уровень овладения переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения [5, 30].
Н. Я. Мещерякова и Л. Я. Гришина, изучая «психологический портрет» идеального читателя, выводят следующие читательские качества: развитое воображение, эмоциональную восприимчивость, отзывчивость и ясный природный ум [7].
Для Е. В. Карсаловой основным компонентом читательской культуры учащихся является «развитый эстетический вкус, эстетическая зоркость (внимание к эмоционально-образной природе художественного творчества, умение увидеть яркие особенности художественной формы в неразрывной связи с содержанием, понять их неоднозначность и значимость для произведения как художественного целого)», элементом которой является «развитое чувство слова (чуткость к неожиданному словоупотреблению, понимание его точности, выразительности, образности, многозначности, способность почувствовать через “знакомые” слова приращение смысла, которое превращает их в образы; внимание к содержательной детали, подтексту произведения; умение видеть наиболее значимые (доминантные) элементы художественной системы произведения и понимать их идейно-эстетическую роль в произведении)» [8, 7].
В качестве главных составляющих понятия «читательская культура» ученые -методисты М. П. Воюшина и Е. П. Суворова выделяют культуру восприятия прочитанного и библиографическую культуру [1, 175].
ПЕДАГОГІКА
73
Взяв за основу результаты исследования ученых и методистов в этой области, выделим основные компоненты читательской культуры учащихся: библиографические знания и умения;
необходимый уровень историко- и теоретико-литературных знаний и умений; речевые знания и умения;
умение анализировать, оценивать и интерпретировать;
устойчивый интерес к чтению и сформированная читательская мотивация;
читательская эрудиция, начитанность;
навыки чтения, умения выразительного чтения;
способность к восприятию различных литературных произведений;
умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся.
Взяв за основу формирования и развития читательской культуры учащихся воспитательно ориентированную и педагогически адаптированную систему опорных литературных знаний, способов читательской деятельности и опыт творческой читательской деятельности учащихся [5], можно определить основные позиции формирования читательской культуры учащихся как в теории, так и на практике: а) содержание и структура литературного образования в общеобразовательных учреждениях должны обеспечивать взаимосвязь требований общества и личностных ориентаций учащихся, то есть должна осуществляться взаимосвязь социальной направленности и личностной значимости чтения учащихся; б) осуществление педагогики сотрудничества между учителем и учащимися; в) поддержание непрерывного и устойчивого интереса учащихся к книге, к литературе как учебному предмету и искусству слова; г) реализация в процессе обучения органического единства всех видов чтения.
Читательская деятельность как вид духовно-эстетической деятельности. Термин «читательская деятельность» введен в научный оборот психологами и широко используется в методических работах. Многие исследователи читательскую деятельность сводят лишь к восприятию произведения. Восприятие литературного произведения - это сложная творческая деятельность, включающая целый ряд образно-эмоциональных, мыслительных, ассоциативных, мнемонических действий. «Читательская деятельность эстетически развитого учащегося является постоянным и самоорганизующимся процессом, который в разные периоды более или менее интенсивен, индивидуален в зависимости от уровня культуры, потребностей, сформированного эстетического вкуса, определяем состоянием и “культурным фондом” общества» [8, 9]. Правомерность выделения видов читательской деятельности подтверждается работами Ю. Б. Борева, М. С. Кагана и других [13], [2].
Как совокупность преобразовательной, познавательной, ценностно -ориентационной и коммуникативной рассматривает художественную деятельность М. С. Каган. По его мнению, процесс художественного творчества интегрирует следующую систему видов деятельности: преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразует в создаваемом им образе природный материал и материал жизни человека и общества для выражения авторской концепции; воспитательную деятельность, выражающуюся в стремлении художника воздействовать на духовный мир читателей; оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свои ценностные мироотношения, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов; коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с читателем своего произведения [2].
По мнению Е. В. Карсаловой, выделение основных видов читательской деятельности «позволит наметить систему формирования способов деятельности с перспективой на самостоятельную читательскую деятельность взрослого человека» [8, 21].
Взяв за основу и дополнив видовое разнообразие, предложенное учеными Е. П. Суворовой, М. П. Воюшиной, Е. А. Купировой [1], считаем основными, особенно важными в период становления читателя видами читательской деятельности воспринимающую, аналитическую, оценочную, конструирующую, ценностно-ориентационную деятельность и полагаем возможным говорить о стимуляторах любой учебной деятельности, в том числе и читательской. Ими являются деятельность творческая и коммуникативная.
Воспринимающая деятельность предполагает прочтение, переживание, осознание и оценку учащихся в процессе и результате самостоятельного знакомства с произведением. В процессе воспринимающей деятельности происходят формирование потребности самосознания читательских реакций, установка на повышение уровня самостоятельного восприятия от произведения к произведению, обмен читательскими впечатлениями (первоначальное читательское общение),
74
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
который является дополнительным стимулом к прочтению произведения, позволяет зафиксировать в сознании учеников уровень его первоначального понимания, помогает заинтересовать в анализе, определяет его цель и задачи, вытекающие из особенностей восприятия, создает основу для последующего сопоставления уровней первичного и завершающего анализ понимания произведения.
Аналитическая деятельность способствует перенесу полученного на уроках эстетического опыта в читательскую практику. Этот вид деятельности предполагает выделение доминанты анализа как его основного структурирующего элемента, дающего направление для обдумывания произведения и в самостоятельном чтении. Доминантой могут являться особенности композиции, сюжета, системы литературных характеров и т. д. Анализ может завершаться оценкой произведения в виде развернутого эстетического суждения.
Оценочная деятельность предполагает формирование своего более или менее развернутого и обоснованного суждения о прочитанном, выражение оценки с мотивацией на уровне верно понятого конкретно-исторического и общечеловеческого, морально-этического и личностного смысла идей, понимание идейно-эстетической значимости с осознанием содержательности доминантных особенностей художественной формы. Оценочная деятельность включает эмоциональноличностную оценку учащихся на уровне понимания идейно-эстетической значимости произведения, своеобразия авторской манеры. Формирование способов оценочной деятельности подразумевает опору на естественные читательские реакции, путь в оценке произведения от «предметного слоя» к «уровню идей», от их конкретно-исторического к общечеловеческому, нравственному аспекту, к осознанию личностного смысла произведения, путь от «скрытых» способов выражения оценки к работе по ее непосредственному осознанию и высказыванию в процессе последовательного обучения основным видам развернутой оценки произведения.
Конструирующая деятельность есть деятельность самосозидающая. Она включает в себя принятие, присвоение читателем жизненного и художественного опыта, отраженного в книге (познание мира, самопознание, самовоспитание и совершенствование читательского вкуса), приобретение новых стимулов и ориентиров для дальнейшей читательской деятельности, то есть сложную внутреннюю активность сознания, переведение идей, нравственных принципов литературного произведения во внутренний план.
Ценностно-ориентационная деятельность опирается на интерес к новым творческим индивидуальностям, темам, литературе разных периодов, стран и народов, привычку и потребность следить за книжными новинками, интересоваться современным литературным процессом. Этот вид деятельности предполагает понимание учащимися значимости литературно -художественной критики в овладении эстетическими ценностями, умение учеников найти нужный критический материал и работать с ним, пользоваться основными источниками информации, позволяющими ориентироваться в море литературы. Ценностно-ориентационная деятельность учащихся способствует созданию системы их эстетических, нравственных, мировоззренческих ценностей, дает направление работе по самопополнению, самосовершенствованию этих ценностей, указывает источник их обогащения.
Организация читательской деятельности побуждает к поискам педагогических факторов, приобщающих учащихся к чтению, развивающих их способность глубоко и эмоционально воспринимать художественное произведение.
Особенности читательского восприятия. Назначение литературы состоит в том, чтобы в общественном сознании сохранялся и поддерживался достаточно высокий уровень культуры художественного восприятия. Утрата такой культуры делает «немыми» тексты даже самых значительных художественных шедевров, что способно привести к деградации и умиранию литературы как сферы духовного общения.
Б. О. Корман отмечал, что «процесс восприятия произведения реальным, биографическим читателем есть процесс формирования читателя как элемента эстетической реальности, процесс превращения реального читателя в читателя концепированного» [14, 113]. По утверждению У. Эко, «писательство - всегда конструирование самим текстом своего идеального читателя» [15, 201]. Для того, чтобы «процесс превращения реального читателя в читателя концепированного» [14, 115] осуществился, воспринимающему необходимо обладать достаточной мерой художественной компетентности - культурой художественного восприятия. Это возлагает на каждого читателя особого рода духовную ответственность.
ПЕДАГОГІКА
75
В процессе восприятия созданное художественное произведение и реализованный в нем авторский замысел раскрываются во взаимосвязи со многими другими характеристиками личности читателя. Своеобразию восприятия литературы учащимися посвящены работы Н. Я. Мещеряковой, Т. Г. Браже, Н. Д. Молдавской и других [7], [12], [6].
В своих исследованиях ученый-методист Н. Д. Молдавская в качестве показателей уровня восприятия выделила степень образной конкретизации и образного обобщения, определяя их как универсальные критерии литературного развития учащихся [6]. По мнению ученого, именно в заметном различии уровней восприятия и проявляются различные уровни литературного развития учащихся.
На основании изучения результатов исследований в области формирования и развития восприятия учащимися художественных произведений нами определена структура читательского восприятия. Компоненты читательского восприятия представлены на рисунке 1.
Художественное
восприятие
восприятие учащегося
Рисунок 1 - Структура читательского восприятия
Ведущей задачей учителя-словесника является развитие психических процессов, определяющих качество такой сложной деятельности учащихся, как художественное восприятие, а именно развитие наблюдательности, воссоздающего воображения, способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти, чувства поэтического слова. Развитие восприятия учащихся происходит и в ходе анализа и оценки читаемого произведения, и во время выражения личностного отношения к нему, и в процессе освоения учениками необходимых историко-литературных и теоретиколитературных знаний. Учет законов полноценного читательского восприятия литературного произведения требует в изучении литературы изменить традиционное соотношение восприятия
76
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
и анализа, повысить роль первичного восприятия, сформировать потребность самосознания читательских реакций. В связи с этим целесообразно выделить следующие этапы процесса восприятия учащихся: первоначальные обобщения учащихся (этап первичного восприятия) включаются в систему уже иных, воссоздаваемых в художественных деталях жизненных связей и отношений, то есть конкретизируются (этап анализа), затем читательская мысль восходит, уточняясь и углубляясь, к обобщению на новом уровне (этап обобщения). Процесс восприятия произведения учащимися представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Процесс восприятия произведения учащимися
Достаточно целесообразно, на наш взгляд, предложение ученых-методистов выделить в качестве особого этапа изучения произведения обмен читательскими впечатлениями (первоначальное читательское общение), который «явится дополнительным стимулом к прочтению произведения и позволит зафиксировать в сознании учеников уровень его первоначального понимания» [8, 10].
Возрастные особенности восприятия литературных произведений - также один из важнейших аспектов литературного развития учащихся. Известно, что на разных этапах своего возрастного развития ученики в силу психологических особенностей по-разному способны воспринимать литературное произведение.
Выводы
Цель современного литературного образования - воспитание квалифицированного читателя, обладающего широким кругозором и читательской самостоятельностью.
Теоретические основы формирования читательской культуры учащихся составляют
следующие исследования: 1) теория читательского развития личности учащегося И. С. Збарского, Е. В. Карсаловой [5], [8]; 2) исследования по проблемам восприятия и понимания произведений Н. Я. Мещеряковой, Л. Г. Жабицкой [4], [7]; научно-методические работы по организации читательской деятельности М. С. Кагана, Е. П. Суворовой [1], [2].
Определенно выявились основные позиции формирования читательской культуры учащихся как в теории, так и на практике:
1. Содержание и структура литературного образования в учреждениях образования должны обеспечивать взаимосвязь требований общества и личностных ориентаций учащихся.
2. Реализация этой взаимосвязи должна осуществляться посредством формирования читательской самостоятельности учащихся.
3. Формирование читательской культуры учащихся предполагает органическое единство всех видов чтения (классного, самостоятельного и т. д.), при этом структурообразующим звеном системы является перенос читательского опыта в другие предметные области.
Формирование читательской культуры учащихся начинается с изучения законов обучения, методически рационального и быстрого познания, а именно с установления основ культуры чтения. В процессе формирования культуры чтения происходит постепенное восхождение от восприятия отдельных произведений как самостоятельной эстетической ценности к изучению творческого пути писателя, связи произведения с исторической эпохой, литературным направлением, литературным процессом.
ПЕДАГОГІКА
77
Судить об уровне читательской культуры учащихся можно на основании ее компонентов: библиографических знаний и умений; уровня историко- и теоретико-литературных знаний и умений; речевых знаний и умений; умений анализировать, оценивать и интерпретировать; устойчивого интереса к чтению и сформированной читательской мотивации; читательской эрудиции, начитанности; навыка чтения, умения выразительного чтения; способности к восприятию различных литературных произведений; умений, связанных с литературно-творческой деятельностью учащихся.
Формой проявления активности учащихся выступает их собственная читательская деятельность. Особенно важными в период становления читателей-учащихся являются следующие виды читательской деятельности: воспринимающая, аналитическая, оценочная, конструирующая, ценностно -ориентационная.
Деятельность читателя-ученика предполагает два вида восприятия: интеллектуальное и эмоциональное. Рассмотрение динамики читательского восприятия произведения, психологического механизма общения с книгой позволяет выделить основные этапы этого процесса: этап первичного восприятия, этап анализа и этап обобщения.
Подготовка к восприятию, чтение, анализ и обобщение при изучении учащимися литературных произведений должны быть организованы таким образом, чтобы в процессе обучения обеспечивался рост читателей, осуществлялось их целенаправленное литературное развитие.
Литература
1. Суворова, Е. П. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников: междисциплинарный подход : науч.-метод. пособие / Е. П. Суворова, М. П. Воюшина, Е. А. Купирова. -СПб. : ООО «Книжный Дом», 2008. - 248 с.
2. Каган, М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории / М. С. Каган // Педагогика культуры. - 2005. - № 3. - С. 12-21.
3. Маранцман, В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников / В. Г. Маранцман. - Л. : Изд-во ЛГПУ, 1974. - 176 с.
4. Жабицкая, Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность / Л. Г. Жабицкая. -Кишинев : Штиинца, 1974. - 132 с.
5. Збарский, И. С. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII) : пособие для учителя / И. С. Збарский, В. П. Полухина. - М. : Просвещение, 1980. - 208 с.
6. Молдавская, Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н. Д. Молдавская. - М. : Педагогика, 1976. - 224 с.
7. Мещерякова, Н. Я. О формировании читательских умений на уроках литературы (К постановке вопроса) / Н. Я. Мещерякова, Л. Я. Гришина // Литература в школе. - 1976. - № 3. - С. 29-42.
8. Карсалова, Е. В. Методические основы руководства читательской деятельностью школьников на уроках литературы в средних и старших классах : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е. В. Карсалова ; АпН СССР, НИИ общ. сред. образования. - М., 1991. - 41 с.
9. Царева, О. И. Методика изучения русской поэзии рубежа XIX-XX вв. в средней школе (V-IX классы) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : 19.04.2001 : 05.07.2001 / О. И. Царева. - Минск : БГУ, 2001. - 159 л.
10. Шевцова, Л. И. Литературное развитие учащихся классов филологического профиля при изучении лирики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. И. Шевцова. - Витебск : ВГУ, 2005. - 21 с.
11. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
12. Корман, Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б. О. Корман. - Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 235 с.
13. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. - СПб. : Алетея, 2003. - 252 с.
14. Браже, Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования / Т. Г. Браже. - СПб. : Тускарора, 2006. - 164 с.
15. Андреев, А. А. Культурология / А. А. Андреев. - Минск : Дизайн ПРО, 1998. - 159 с.
Summary
Theoretical bases of formation of reader's culture of pupils of general educational establishments are comprehensively analyzed in the article. The author defines the structure of reader's culture of pupils, the basic components of reader's culture, methodical conditions of its formation, and also stimulators of reader's activity. The results of the research of a problem of formation and development of reader's activity as a kind of spiritually-aesthetic activity are reflected. The author of the research proves and opens the essence of the problem which deals with the deepening of reader's perception of pupils. In the article the main stages and parameters of levels of reader's perception of literary and art works are defined.
Поступила в редакцию 23.02.10.