Научная статья на тему 'Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов'

Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1477
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / INDIVIDUALIZATION / DIFFERENTIATION / TYPOLOGICAL GROUPS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов В. А.

В статье рассматриваются теоретические и организационно-методические основы дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов. На основе учета физической, технической и специальной подготовленности формируются типологические группы детей. Дифференцированные программы подготовки юных спортсменов разрабатываются для отдельных типологических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF DIFFERENTIATED APPROACH IN TRAINING PROCESS OF YOUNG SPORTSMEN

This article describes the theoretical and methodic-organizing foundations of differentiated application of the means and methods in training process of young sportsmen. The typological groups of children on basis of physical, technical and special preparation are formed. The differentiated preparation programs of young sportsmen for separate typological groups are devised.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

В. А. БАРАНОВ

В статье рассматриваются теоретические и организационно-методические основы дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов. На основе учета физической, технической и специальной подготовленности формируются типологические группы детей. Дифференцированные программы подготовки юных спортсменов разрабатываются для отдельных типологических групп.

Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, типологические группы, учебнотренировочный процесс.

Одной из основных задач модернизации системы физического воспитания и спорта в современных условиях является внедрение в учебнотренировочный процесс педагогических технологий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. В последние годы наблюдается тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности школьников. Поэтому проблема дифференцированного применения средств и методов в физическом воспитании и спорте является особенно актуальной.

Планирование тренировочной нагрузки на «среднего» ученика может привести к нежелательным последствиям, когда у более слабых в физическом отношении обучающихся формируется хроническое отставание в освоении основного программного материала. В итоге дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим физическим развитием утрачивают интерес к занятиям.

В разные годы проблема дифференцированного подхода привлекала внимание специалистов по физическому воспитанию школьников -Е. А. Короткова [5], Е. И. Лебедева [6], О. В. Лимаренко [7], Б. А. Сироткина [14]. Названные авторы исследовали организацию и методику дифференцированного применения средств и методов на уроках физической культуры и в процессе внеурочных занятий.

В педагогике и психологии дифференцированный подход рассматривается как метод изучения индивидуальных и групповых различий между людьми для оптимизации процессов обучения и воспитания.

По мнению Н. С. Ниязовой и И. И. Сулейманова [12], дифференциация в физическом воспитании - это учет групповых особенностей учащихся в процессе обучения. При этом важно учитывать наиболее значимые факторы, характерные для определенных групп занимающихся. Разрабатываемые при этом тренировочные программы предназначены для занимающихся, которые образуют относительно однородную по возрасту, уровню подготовленности и квалификации группу.

Индивидуализация - это учет индивидуальных особенностей занимающихся в процессе обучения во всех его формах и методах [16]. Известный специалист по теории и методике физического воспитания и спорту Л. П. Матвеев [9] рассматривает индивидуализацию как способ построения учебнотренировочного процесса на основе индивидуального подхода к занимающимся с целью оптимизации условий для обучения и развития.

Индивидуализация подготовки спортсменов -это психолого-педагогический принцип, в соответствии с которым в учебно-тренировочном процессе учитываются индивидуальные особенности занимающихся. В практической работе тренеров индивидуализация подготовки спортсменов осуществляется преимущественно на основе учета анатомо-физиологических и психологических особенностей спортсменов, уровня физической и технической подготовленности [4].

Индивидуализация тренировочного процесса на этапе становления спортивного мастерства считается ключевым направлением стратегии подготовки спортсменов высокого класса.

Некоторые специалисты отмечают, что дифференцированные программы подготовки спорт-

сменов отдельных типологических групп более прогрессивны в сравнении с традиционными унифицированными программами [1; 3; 4; 10 и др.].

Важно отметить, что в научно-методической литературе значительное число публикаций посвящены исследованию организационно-методических особенностей применения индивидуального подхода в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменов [2; 8; 13 и др.].

В условиях современной системы образования практически невозможно реализовать индивидуальный подход в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов по причинам организационнометодического характера (большая наполняемость учебных групп, условия для занятий и др.).

Дифференцированное применение средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов в настоящее время остается проблемой недостаточно изученной.

Анализ научно-методических публикаций, личный опыт спортивно-педагогической деятельности позволяют констатировать: дифференцированное применение средств и методов учебнотренировочного процесса - важное условие повышения эффективности подготовки юных спортсменов. Для детей с низким уровнем физической подготовленности особую сложность представляют силовые и скоростно-силовые упражнения, вследствие чего они менее эффективно осваивают учебный материал в сравнении с более подготовленными сверстниками. Установлено, что нагрузки, не соответствующие адаптационным возможностям организма юных спортсменов уже в младшем школьном возрасте могут стать причиной ухудшения их здоровья [4; 11], а физиологически необоснованные нагрузки в тренировочном процессе являются причиной перенапряжения организма и сердечно-сосудистых патологий. Таким образом, на наш взгляд, является очевидной необходимость разработки целенаправленных дифференцированных программ подготовки юных спортсменов. Работу в этом направлении следует начинать в младшем школьном возрасте: в этот период происходит становление двигательных способностей, формируется фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма. В условиях гетерохронности показателей физического развития и физической подготовленности детей дифференцированное применение средств и методов учебно-тренировочного процесса позволит повысить эффективность технической и физической подготовленности занимающихся.

Следует отметить, что построение индивидуальных программ, особенно на этапах предвари-

тельной и начальной спортивной подготовки сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют точно оценить адаптационный резерв организма спортсмена и оградить его от воздействия социальных факторов, которые формируют его как личность [4]. Анализ научно-методических публикаций [1; 2; 3; 4; 10] позволил выявить значительное количество признаков, отражающих особенности организма юных спортсменов: морфофункциональные показатели, уровень биологической зрелости, развития двигательных качеств, личностные особенности юного спортсмена, технические и тактические элементы соревновательной деятельности. Следует отметить, что реальные возможности управления их подготовкой связаны с учетом не всех, а лишь некоторых наиболее значимых для этапа начальной подготовки признаков. Поэтому повышение эффективности учебно-тренировочного процесса возможно в условиях дифференцированного подхода, предполагающего учет характерных для различных групп занимающихся особенностей физической, технической подготовленности.

При реализации дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать степень биологического развития организма детей. К группе «отстающих» относят детей с замедленными темпами развития: у них отмечается более низкий уровень развития двигательных качеств, невысокий уровень работоспособности при выполнении физической нагрузки, слабая мотивация. Дети с ускоренными темпами роста и развития встречаются все реже, что является тенденцией нашего времени. У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. Опережающее хронологический возраст развитие ребенка (акселерацию) некоторые педагоги рассматривают как положительное явление, однако у детей с ускоренными темпами развития наблюдается низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость [4].

Многие исследователи [1; 5; 6; 7; 14] считают наиболее целесообразной возможность дифференциации процесса обучения и тренировки в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. В начале учебного года на основе медицинского осмотра и контрольного тестирования физической подготовленности детей распределяют на группы с высоким, средним и низким уровнем подготовленности.

Н. Ж. Булгакова [15] считает, что на начальных этапах обучения плаванию детей необходимо учитывать такие типологические характеристики: возраст, особенности телосложения, уровень плавательной и физической подготовленности.

Разработанное программно-нормативное содержание учебного процесса по плаванию Ю. А. Мельниковой [10] предусматривает дифференцированное применение средств и методов обучения для типологических групп с высоким, средним и низким уровнем плавательной подготовленности. К сожалению, многие тренеры работают с детьми по унифицированным программам, где для всех занимающихся дается одинаковая нагрузка, для одних являющаяся оптимальной, для других -недостаточной, для третьих - слишком большой. В итоге первые работают с хорошим тренировочным эффектом, вторые работают в поддерживающем режиме, третьи реагируют на нагрузку снижением результатов, ухудшением самочувствия.

Анализ научно-методических публикаций по проблеме дифференцированного применения средств и методов в физическом воспитании и спорте, личный опыт автора в спортивно-педагогической деятельности позволяют сделать следующие выводы:

1. Дифференцированное применение средств и методов в физическом воспитании и спорте -необходимое условие повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

2. В настоящее время дифференцированный подход в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов является проблемой недостаточно изученной.

3. Неадекватные физиологическим возможностям организма детей нагрузки могут стать причиной ухудшения их здоровья.

4. Анализ научно-методических публикаций свидетельствует о том, что в процессе реализации дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе применяются различные методы комплектования групп.

5. Нам представляется наиболее целесообразным комплектование типологических групп проводить на основе учета показателей физической, технической и специальной подготовленности занимающихся.

Литература

1. Абрамов Е. Е. Дифференцированный подход к построению тренировочных нагрузок футболистов учебно-тренировочных групп. Малаховка, 2006.

2. Алабин А. В. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростносиловой подготовки девушек-легкоатлеток: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

3. Близнюк Ю. В. Методика обучения физическим упражнениям подростков 11-13 лет на основе учета типологических особенностей нервной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1989.

4. Квашук П. В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки. М., 2003.

5. Короткова Е. А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования школьников. Омск, 2000.

6. Лебедева Е. И. Дифференцированная физическая подготовка мальчиков среднего школьного возраста на уроках физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

7. Лимаренко О. В. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона. Тюмень, 2001.

8. Маркелов В. В. Педагогическая система развития индивидуальности в физическом воспитании и спорте. Пермь, 2006.

9. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. М., 1991.

10. Мельникова Ю. А. Программно-нормативное обеспечение учебного процесса по плаванию с использованием технологии дифференцированного обучения для учащихся среднего школьного возраста. Омск, 1999.

11. Мотылянская Р. Е. Выносливость у юных спортсменов. М., 1969.

12. Ниязова Н. С., Сулейманов И. И. Содержание и технология дифференцированного физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы // Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования: сб. науч. тр. Омск, 1996.

13. Рыбаков В. В. Подходы к разработке концепции индивидуализации подготовки спортсменов высокой квалификации // Теория и практика физ. воспитания. 2000. № 4. С. 57-59.

14. Сироткина Б. А. Дифференцированный подход к школьникам в зависимости от уровня их физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1969.

15. Спортивное плавание / под ред. Н. Ж. Булгаковой. М., 1996.

16. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

* * *

THEORETICAL BASIS OF DIFFERENTIATED APPROACH IN TRAINING PROCESS OF YOUNG SPORTSMEN

V. A. Baranov

This article describes the theoretical and methodic-organizing foundations of differentiated application of the means and methods in training process of young sportsmen. The typological groups of children on basis of physical, technical and special preparation are formed. The differentiated preparation programs of young sportsmen for separate typological groups are devised.

Key words: individualization, differentiation, typological groups, training process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.