Научная статья на тему 'Теоретические основания профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних'

Теоретические основания профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
838
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушение / делинквентное поведение / теоретическая концепция / субъект профилактики / сотрудник полиции / несовершеннолетние / профилактика делинквентного поведения / offence / delinquent behaviour / theoretical conception / subject of prevention / a police officer / juveniles / prevention of delinquent behaviour

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

Социальные проблемы в обществе актуализируют процессы, направленные на решение задач по борьбе с преступностью, реализация которых трансформируется в сфере профилактики правонарушений, являющейся предметом юридической, психологической и педагогической наук. Существуют теоретические проблемы, затрудняющие качественную практическую реализацию профилактических мероприятий. В статье рассматриваются субъекты профилактики правонарушений, анализируются отдельные положения теории социального контроля, теории культурных девиаций и теории стигмации, бихевиористической теории, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, которые служат теоретическим основанием профилактики делинквентного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Basis for Preventing Juvenile Delinquent Behaviour

Social problems arising in our society intensify the processes of tackling crimes, the implementation of these processes is transformed in the sphere of crime prevention, which is the subject of juridical, psychological and pedagogical sciences. There are theoretical problems hindering the effective practical realization of preventive measures. The author focuses on the subjects of crime prevention, estimates certain provisions of theory of social control, theory of cultural deviations and labelling theory, behaviourist theory, psychological activity theory and theory of functional systems, which are the basis for prevention of delinquent behaviour.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних»

УДК 159.9.019.4 © М. А. Чуносов, 2018

Теоретические основания профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних

Чуносов Михаил Александрович,

кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, Симферополь, Россия

е-mail: voker.rb.sas@gmail.com

Социальные проблемы в обществе актуализируют процессы, направленные на решение задач по борьбе с преступностью, реализация которых трансформируется в сфере профилактики правонарушений, являющейся предметом юридической, психологической и педагогической наук. Существуют теоретические проблемы, затрудняющие качественную практическую реализацию профилактических мероприятий. В статье рассматриваются субъекты профилактики правонарушений, анализируются отдельные положения теории социального контроля, теории культурных девиаций и теории стигмации, бихевиори-стической теории, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, которые служат теоретическим основанием профилактики делинквентного поведения.

Ключевые слова: правонарушение; делинквентное поведение; теоретическая концепция; субъект профилактики; сотрудник полиции; несовершеннолетние; профилактика делинквентного поведения.

Для цитирования: ЧуносовМ. А. Теоретические основания профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 38-42. DOI: 10.24411/1999-6241-2018-13007

Одной из постоянных проблем человечества выступает преступность, которая снижает уровень общественного порядка и отрицательно влияет на моральные устои. Преступность как социальное явление охватывает широкий спектр социальной жизни и выражается в деформации личности как лиц, совершивших правонарушения, так и пострадавших от них Обострение старых и возникновение новых социальных проблем в обществе актуализируют процессы, направленные на решение задач по борьбе с преступностью с использованием экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер . Реализация указанных задач трансформируется в сфере профилактики правонарушений, которая служит предметом различных научных направлений в юриспруденции, психологии и педагогике . Существуют различные научные подходы к профилактике правонарушений: она рассматривается как комплекс мероприятий, нацеленных на предупреждение преступности; социальное явление; особый вид социально ориентированной деятельности, направленной на модификацию отношений в обществе; система мер воспитания и формирования личности [1; 2; 3; 4; 5].

Процесс профилактики правонарушений основывается на фундаментальном положении о совместной деятельности его участников, «субъекта» и «объекта» . Несовершеннолетние представляют собой особый объект профилактического воздействия, что детерминировано спецификой становления личности детей и подростков на начальном этапе их жизненного пути; восприимчивостью к различным видам влияния как позитивного, так и негативного плана; началом процесса формирования мировоззрения и др

Современная наука декларирует особое отношение к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, используя применительно к ним термин «делинк-вентное поведение», в чем проявляется гуманистическая направленность

В настоящей статье под «делинквентным поведением» мы будем понимать такое противоправное поведение несовершеннолетних, которое внешне сходно или объективно соответствует правонарушениям, описанным в административном и уголовном законодательстве, однако их действия не влекут административную или уголовную ответственность, поскольку с юридической точки зрения такие несовершеннолетние недееспособны, т е в отношении их не могут применяться меры юридического наказания [6].

Учитывая, что делинквентное поведение несовершеннолетних предшествует преступному поведению и правонарушениям в будущем, следует акцентировать внимание на особую сферу деятельности — профилактику правонарушений в целом и профилактику делинк-вентного поведения в частности

Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних входит как составная часть в государственную систему профилактики правонарушений, субъектами которой выступают органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане

Одним из субъектов профилактической деятельности являются сотрудники полиции, в функциональных обязанностях которых состоит организация системы профилактических мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений. Деятельность сотрудников полиции регламентируется положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др . , в которых раскрываются цели, направления, принципы и виды профилактики правонарушений.

За последние годы в педагогике, психологии, социологии и юридических науках осуществлен ряд исследований, посвященных проблеме делинквентного поведения несовершеннолетних и специфике ее профилактики (В . Г. Белов [7], Ю . А. Галагузова [8], М. И. Еникеев [9],

Е. В . Змановская [10], О . В. Пристанская [11], И. И. Сала-матина [5], А. Е . Личко [12], П. Д . Павленок, М. Я. Руднева [13], А. В. Хомич [14], Л. Б. Шнейдер [15] и др . ).

Анализ научной литературы показывает, что авторы рассматривают проблему профилактики делинквентного поведения в контексте профилактики правонарушений как одного из компонентов социальной и социально-педагогической практики. Привлекает внимание также то, что в большинстве работ основной акцент делается на констатации целей, направлений, принципов, типов профилактики, общего описания систем профилактики правонарушений и общих профилактических технологий Между тем остаются не раскрытыми проблемы применения практического инструментария индивидуальной профилактики делинквентного поведения, что, по нашему мнению, является следствием недостаточной научной обоснованности научных концепций профилактического воздействия. Мы полагаем, что это затрудняет научную разработку методик и технологий профилактики правонарушений в целом и профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних в частности Опора на теоретические концепции позволяет научно обосновывать методическое обеспечение и качественно модифицировать технологический инструментарий реализации профилактической деятельности

Осмысление проблемы профилактики делинквент-ного поведения несовершеннолетних характеризуется как теоретическими, так и практическими сложностями. Теоретическая сложность заключается в том, что указанная проблематика не была отдельным предметом научных исследований, что привело к недостаточной разработанности концепций профилактики делинк-вентного поведения несовершеннолетних и отражается на практическом (технологическом) аспекте реализации профилактических мероприятий Таким образом, целью нашей статьи является обоснование теоретических подходов, позволяющих организовывать и реализовывать профилактику делинквентного поведения несовершеннолетних сотрудниками полиции

Считаем целесообразным обратиться к зарубежным научным подходам к профилактике делинквентно-го поведения, которые условно можно разделить на исправительную (коррекционную) и предупреждающую превенции Исправительная превенция понимается как обязательная часть работы с несовершеннолетними делинквентами, т е деятельность с несовершеннолетними, имеющими опыт совершения делинквентных проступков Предупреждающая превенция является профилактическим подходом в «чистом виде», который включает в себя меры, направленные на изменение причин и условий возникновения делинквентного поведения, и реализуется на организационном, социокультурном и институциональном уровнях [5].

Основными теоретическими концепциями, на которые опирается превенционная (профилактическая) деятельность, является теория социального контроля и теория культурных девиаций С позиции теории социального контроля профилактика делинквентного поведения несо-

вершеннолетних строится на общих институционально-организационных изменениях В рамках теории культурных девиаций делинквентное поведение рассматривается как результат социальной дезорганизации, а профилактика указанного поведения организуется локальными сообществами (общинами) Теория социального контроля, фактически являясь концепцией, с одной стороны, не объясняет причины совершения противоправных действий несовершеннолетними, а с другой — позволяет сформулировать условия, препятствующие совершению правонарушений в будущем

В то же время обе теории служат основанием для первичной профилактики, направленной на предупреждение возникновения делинквентного поведения, и вторичной профилактики, нацеленной на ресоциа-лизацию делинквентных несовершеннолетних Данные теории дополняют друг друга Так, в теории социального контроля акцент делается на возможности социальных институтов по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, таких как семья и школа, а в теории культурных девиаций — на влияние сверстников как одного из условий формирования де-линквентного поведения [16].

К теоретической концепции профилактики делинк-вентного поведения можно отнести и теорию стигмации, основной тезис которой сводится к тому, что для сокращения преступности среди несовершеннолетних целесообразно оградить их от традиционной системы уголовной юстиции, предельно сократив по отношению к ним формальные, юридические санкции, заменяя их неформальными или мягким формальным подходом, т е в отношении несовершеннолетних должны применяться альтернативные (воспитательные) меры воздействия [17].

Теория стигмации актуальна при работе с несовершеннолетними, имеющими опыт совершения противоправных действий Однако следует отметить, что в рамках указанной теории недостаточно конкретизированы особенности проведения профилактических мероприятий

К Пиейс описывает три основных подхода к профилактике правонарушений: структурный, психологический и ситуативный Структурный подход связывает перспективы эффективной профилактики с проведением крупных социально-экономических преобразований в обществе Психологический подход направлен на деятельность как с потенциальными правонарушителями, так и с лицами, имеющими опыт совершения правонарушений Ситуативный подход отводит решающую роль воздействиям внешней среды как совокупности социальных и личностных факторов, способствующих совершению правонарушений и создающих благоприятную ситуацию для криминальных проявлений [18].

Анализ литературных источников показал, что вопросы предупреждения правонарушений в целом и де-линквентного поведения несовершеннолетних в частности должны находиться в центре внимания общества и государства Однако существующие теоретические подходы, по нашему мнению, недостаточно отражают причинно-следственную связь между профилактиче-

скими мероприятиями и появлением делинквентного поведения, а предлагаемые профилактические меры носят опосредованный характер . Сказанное выше позволяет нам утверждать, что теоретические основания профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних требуют дополнительного теоретического осмысления

По нашему мнению, указанную проблематику целесообразно рассматривать через призму теоретических положений бихевиористического подхода, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, использование которых позволяет структурировать процесс профилактики делинквентного поведения, а также оптимизировать выбор форм, методов и средств профилактического воздействия

Не будем рассматривать положения бихевиористи-ческой теории в целом, остановимся только на выводах, позволяющих применять указанную теорию при разработке теоретических оснований профилактики делинк-вентного поведения несовершеннолетних. Центральной проблемой бихевиоризма является проблема приобретения индивидуального опыта («научение»). При этом приобретение опыта понимается как процесс и результат усвоения знаний и умений, а также как формирование и закрепление определенных способов поведения

Центральное место в бихевиористических теориях занимают процессы классического и оперантного обусловливания и «социального научения» . Теория опе-рантного обусловливания главным фактором формирования человеческого поведения считает культурологические паттерны, которые исполняют роль комплексов подкреплений [19].

«Социальное научение» как направление связано, прежде всего, с именем американского психолога А . Бандуры, согласно представлениям которого сложное социальное поведение формируется посредством наблюдения и имитации социальных моделей («обучение по моделям») Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций и модифицирует уже существующее поведение При «обучении по моделям» наблюдатель видит новое поведение, которого ранее не было в его репертуаре; поведение модели усиливает или ослабляет соответствующее поведение наблюдателя; поведение модели имеет функцию воспроизведения, т е может быть усвоенной наблюдателем [20].

В целом анализ бихевиористических теорий позволяет сделать выводы относительно особенностей формирования поведения человека:

— ситуационные побуждения и последующее поведение человека опосредовано когнитивными процессами, связанными с анализом переживаемых ситуаций, вероятностным прогнозированием будущих событий и оценкой их последствий;

— когнитивные процессы проявляются в интерактивной рефлексии, при которой осуществляются взаимодействие личностных, ситуационных и поведенческих факторов как взаимосвязанных детерминант;

— поступки людей, которые характеризуют его поведение, осуществляются под влиянием внешних событий и внутренних потребностей, а поведение является процессом, который регулируется последствиями;

— представление последствий подкрепляет поведение и создает ожидания, которые обусловливают представления о желаемом результате;

— представление последствий влияет на поведение путем формирования ожиданий аналогичных результатов в будущем, при этом вероятность определенных действий увеличивается, если подразумевается вознаграждение за предполагаемый результат, и снижается, если предусматривается наказание;

— реакции, приводящие к невыгодным или опасным последствиям, отвергаются или игнорируются, тогда как реакции, приводящие к полезным результатам, учитываются при формировании поведения

Применительно к изложенным положениям би-хевиористической теории можно утверждать, что профилактика делинквентного поведения представляет собой процесс «социального научения», направленного на формирование у несовершеннолетних, во-первых, модели правомерного поведения, а также просоциальных моральных установок; во-вторых, когнитивной системы «стимулов» и «реакций», позволяющих:

— узнавать во внешней среде «потенциально-противоправные ситуации» (конкретное правонарушение либо вероятность его совершения);

— актуализировать особенности наказания за конкретные правонарушения;

— посредством механизма «обратной связи» и когнитивных процессов делать вероятностное предположение об изменении «образа будущего» несовершеннолетнего после совершения правонарушения;

— модифицировать усвоенные ранее противоправные модели поведения в правомерные

Нами уже отмечалось, что к теоретическим основаниям профилактики делинквентного поведения целесообразно отнести и отдельные положения психологической теории деятельности и теории функциональных систем Проведенное нами ранее моделирование процесса формирования делинквентного поведения с опорой на указанные теории позволяет конкретизировать условия, препятствующие этому процессу. К данным условиям относится качественное содержание информации, зафиксированной в памяти несовершеннолетнего, которая позволяет: 1) распознавать и классифицировать отдельные виды правонарушений; 2) припоминать информацию о последствиях совершения противоправных действий; 3) актуализировать у несовершеннолетнего внутриличностный конфликт как результат взаимодействия между ситуативными потребностями с зафиксированными в памяти моральными и социальными установками Собственно говоря, наличие внутриличностного конфликта, иллюстрирует влияние контролирующей функции сознания, затрудняя процесс формирования делинквентного поведения несовершеннолетних [21].

Результаты моделирования процесса формирования делинквентного поведения позволяют использовать их в профилактических целях, которые сводятся, во-первых, к нивелированию внешних факторов и причин, а также к коррекции социальных условий формирования делинквентного поведения; во-вторых, к психолого-педагогическому воздействию на несовершеннолетнего для усиления у него контролирующей функции сознания посредством целенаправленной активации когнитивных процессов и актуализации кратковременных эмоциональных переживаний как реакции на противоправные или просоциальные модели поведения с последующей фиксацией в памяти несовершеннолетних

Предполагается, что усвоенная в процессе профилактических мероприятий информация при восприятии несовершеннолетними потенциально-противоправных ситуаций посредством ассоциативных механизмов памяти создает условия для появления внутриличностно-го мотивационного конфликта между, с одной стороны, ситуационными побуждениями как реакцией на наличную ситуацию, с другой — моральными и социальными установками, опыта (положительного и отрицательного) переживания подобных ситуаций в прошлом, а также знания о негативных воздействиях совершаемых правонарушений на личность в будущем

Изложенное выше позволяет утверждать, что теоретическими основаниями профилактики делинквент-ного поведения несовершеннолетних являются, во-первых, позиции теории социального контроля, теории культурных девиаций и теории стигмации, в рамках которых ведущими субъектами профилактики делинк-вентного поведения являются государство и входящие в него социальные институты; во-вторых, положения бихевиористической теории, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, декларирующие главной целью личностное развитие несовершеннолетних, достижение которой осуществляется посредством проведения с несовершеннолетними профилактических мероприятий, направленных на усиление контролирующей функции и формирование моделей правомерного поведения. Указанные теоретические основания являются научной базой для обоснования практического инструментария и разработки технологий профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних

Список литературы

I. Аванесов Г. А. Криминология : учебник. М . , 2005. 480 с .

2 . Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи . М. , 1980. 184 с .

3 . Гельфанд И. А., Михайленко П. П. Предупреждение преступлений — основа борьбы за искоренение преступности . М. , 1964. 128 с.

4. Закалюк А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения М. , 1986. 192 с.

5 . Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии) : дис . ... д-ра психол . наук. М . , 2007. 368 с .

6. Чуносов М. А. Теоретический анализ категории «делинквент-ное поведение» // Вестник академии знаний. 2013. № 4. С 154-159.

7. Белов В. Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков с делинквентным поведением: концепция, модель, технологии : дис . ... д-ра психол. наук. СПб . , 2010. 434 с .

8 . Галагузова Ю. А. Социальная педагогика : учеб. пособие. М. , 2006. 416 с.

9 . Еникеев М. И. Энциклопедия . Общая и социальная психология М , 2002 560 с

10 . Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения : учеб . пособие. М. , 2004. 288 с.

II. Пристанская О. В. Делинквентность: правовое и криминологическое понятие // Журнал российского права. 1999. № 5/6. C 73-81.

12 . Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков . СПб . , 2010. 256 с .

13 . Павленок П. Д. Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб. пособие. М. , 2007.185 с.

14. Хомич А. В. Психология девиантного поведения : учеб . пособие. Ростов н/Д, 2006. 140 с.

15 . Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков М , 2005 336 с

16. Weis J, Comparative Analysis of Social Control Theories of Delinquency — The Breakdown of Adequate Social Controls / National Task Force to Develop Standards and Goals for Juvenile Justice and Delinquency Prevention, Preventing Delinquency: Volume 1, A Comparative Analysis of Delinquency Prevention Programs — Washington, D. C 1977. P. 13-44.

17 . Sack F. Neuc Perspectiven in der Krirninologic . In: Sack F. , Konig R . (Hrsg. ) Kriminal-Soziologie. Wiesbaden . 1968. 369 р .

18 . Pease K. Crime Prevention // The Oxford Handbook of Criminology Oxford 1997 P 963-964

19 Маклаков А. Г. Общая психология СПб , 2002 582 с

20 Бандура А. Теория социального научения СПб , 2000 320 с

21. Чуносов М. А. Моделирование процесса формирования

делинквентного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 26-31.

Поступила 01.03.2018

Theoretical Basis for Preventing Juvenile Delinquent Behaviour

Mikhail A. Chunosov,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate-Professor, Head of the Department of Special Disciplines, the Crimean Branch of the Krasnodar University

of the Russian Ministry of Internal Affairs Simferopol, Russia. e-mail: voker.rb.sas@gmail.com

Social problems arising in our society intensify the processes of tackling crimes, the implementation of these processes is transformed in the sphere of crime prevention, which is the subject of juridical, psychological and pedagogical sciences. There are theoretical problems hindering the effective practical realization of preventive measures. The author focuses on the subjects of crime prevention, estimates certain provisions of theory of social control, theory of cultural deviations and labelling theory, behaviourist theory, psychological activity theory and theory of functional systems, which are the basis for prevention of delinquent behaviour.

Keywords: offence; delinquent behaviour; theoretical conception; subject of prevention; a police officer; juveniles; prevention of delinquent behaviour.

Citation: Chunosov M. A. Theoretical Basis of Preventing Juvenile Delinquent Behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74). 2018. Pp. 38-42. DOI: 10.24411/1999-6241-2018-13007

References

I. Avanesov G . A . Criminology. Moscow, 2005. 480 p . (In Russ . )

2 . Vetrov N . I . Prevention of Juvenile Delinquency. Moscow, 1980. 184 p . (In Russ . )

3 . Gelfand I . A. , Mikhaylenko P. P. Prevention of Crimes as the Basis of Fighting for Eradication of Crime. Moscow, 1964. 128 p . (In Russ. ) 4. Zakalyuk A. P. Forecasting and Preventing Individual Criminal Behaviour. Moscow, 192 p . (In Russ. )

5 . Salamatina I . I . Resocialization of Juvenile Delinquent Groups (on the Material of the USA and England). Doctor of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2007. 368 p. (In Russ. )

6. Chunosov M. A. Theoretical Analysis of Category of "Delinquent Behaviour". Bulletin of the Academy of Knowledge. No. 4. 2013 . Pp. 154-159. (In Russ.)

7 . Belov V. G . Psychology-Acmeological Maintenance of Juveniles with Delinquent Behaviour: Conception, Model, Technologies . Doctor of Sciences Dissertation (Psychology). St Petersburg, 2010. 434 p. (In Russ. )

8 . Galaguzova Yu. A . Social Pedagogy. Moscow, 2006. 416 p . (In Russ . )

9 . Yenikeev M. I . Encyclopaedia. General and Social Psychology. Moscow, 2002. 560 p. (In Russ . )

10 . Zmanovskaya Ye . V. Deviance Study. Psychology of Deviant Behaviour. Moscow, 2004. 288 p . (In Russ . )

II. Pristanskaya O. V. Delinquency: Legal and Criminological Notion. Journal of Russian Law. No. 5/6. 1999. Pp. 73-81. (In Russ. )

12 . Lichko A . Ye . Psychopathies and Accentuations of Character in Adolescents . St Petersburg, 2010. 256 p. (In Russ . )

13 . Pavlenok P. D. , Rudneva M. Ya . Social Work with Individuals and Groups of Deviant Behaviour. Moscow, 2007. 185 p . (In Russ. ) 14. Khomich A . V. Psychology of Deviant Behavior. Rostov-on-Don . 2006. 140 p . (In Russ . )

15 . Schneider L. B . Deviant Behavior of Children and Adolescents. Moscow, 2005. 336 p . (In Russ . )

16 . Weis J. Comparative Analysis of Social Control Theories of Delinquency - The Breakdown of Adequate Social Controls / National Task Force to Develop Standards and Goals for Juvenile Justice and Delinquency Prevention, Preventing Delinquency: Volume 1, A Comparative Analysis of Delinquency Prevention Programs. - Washington, D. C: U. S . Government Printing Office . 1977. Pp . 13-44.

17 . Sack F. Neue Perspektiven in der Kriminologie . Sack F. , Konig R. (Hrsg. ) Kriminalsoziologie . Wiesbaden . 1968. 369 p .

18 . Pease K. Crime Prevention . The Oxford Handbook of Criminology. Oxford. 1997. Pp . 963-964.

19 . Maklakov A . G . General Psychology. St Petersburg, 2002. 582 p . (In Russ . )

20 . Bandura A . Theory of Social Learning. St Petersburg, 2000. 320 p . (In Russ . )

21. Chunosov M. A. Modeling of Process of Forming Juvenile Delinquent Behavior. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(65). 2016. Pp. 26-31. (In Russ.)

Submitted 01.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.