Теоретические основания подготовки студентов технического вуза к инновационной деятельности в условиях интеграции образования,
науки и производства А.Р. Шайдуллина, д.п.н., зав. кафедрой «Иностранныеязыки»
Л.М.. Алексеева, старший преподаватель кафедры «Иностранныеязыки» ГОУВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт»
Аннотация. В статье раскрыты теоретические основания подготовки студентов к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства. Авторами выявлены закономерности, определены педагогические принципы и функции, разработан механизм подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства.
Ключевые слова: инновационная деятельность, интеграция, закономерности, принципы, функции, региональный опыт.
Theoretical Basics of Technical Institutes Students Training to Innovative Activity Fulfillment in Education, Science and Manufacture
Integration Conditions
Annotation. Technical institutes students training's theoretical basics to their innovative activity fulfillment in education, science and manufacture conditions are revealed. Regularities are revealed, pedagogical principles and functions are defined, technical institutes training's mechanism to their innovative activity fulfillment in education, science and manufacture conditions is worked out by the authors.
Key words: innovative activity, integration, regularities, principles, functions, regional experience.
В рыночной экономике спрос и предложение регулируются только при наличии прогнозных характеристик рынка труда, учитывающих обновляющиеся требования отрасли, меняющиеся производственные реалии, модернизацию технологических процессов, внедрение и использование новейших научно-технических достижений. Если целью традиционной образовательной системы раньше являлась передача обучаемому стандартного набора знаний, умений и компетенций, удовлетворяющих «потребности» личности, общества, государства, то основной задачей современной системы профессионального образования является опережающее и полномасштабное реагирование на запросы инновационного производства [2]. Однако главной, ключевой проблемой вузовской действительности остается проблема отчуждения преподавателей и студентов от проблем современного инновационного производства. В связи с этим, возникает необходимость разработки теоретических оснований подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства
При разработке теоретических оснований подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности мы исходили из положения о том, что целостность и эффективность подготовки студентов к данному виду деятельности обеспечивается интеграцией образования, науки и производства, которые характеризуются внутренними и внешними связями на организационно-структурном, содержательном, технологическом и методическом уровнях.
Практика показывает, что, если вертикально интегрированная компания имеет в своем составе хотя бы одно звено, обладающее слабыми позициями, то вся структура оказывается стратегически нежизнеспособной, или же, если смежная интегрируемая отрасль обладает высоким уровнем конкуренции, компания может ухудшить свое положение на рынке,
ограничивая работу привязанностью к одному поставщику или к одному потребителю вместо заключения рыночных сделок.
При обосновании необходимости подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства мы исходили из следующих ее закон омерно ст ей:
- формированию устойчивого интереса студентов к осуществлению инновационной деятельности способствует интеграция их учебной и исследовательской деятельности;
- продуктивность процесса обучения студентов инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства обусловлена ее открытостью, динамичностью, готовностью к инновациям;
- продуктивности процесса подготовки студентов к осуществлению инновационной деятельности способствует их систематическое участие на конференциях различного уровня, технопарках инновационных идей;
- целостность процесса подготовки студентов к осуществлению инновационной деятельности обеспечивается при совместных с предприятиями разработках курсовых, дипломных проектов студентов.
На основе выявленных закономерностей сформулированы и обоснованы педагогические принципы подготовки студентов к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства, а именно:
- инновационности и традиционности, предполагающий, с одной стороны, обучение студентов основам инновационной деятельности на основе современных тенденций стратегического планирования и управления в инновационной сфере, обеспечивающих конкурентные преимущества субъектов интегрированной системы «наука - образование - производство», а с другой - с опорой на имеющийся традиционный технический и технологический потенциал нефтяного комплекса РТ;
- фундаментализации и практикоориентированности, предполагающий фундаментальную подготовку студентов в процессе формирования их исследовательских компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности с ориентацией на практикоориентированный характер приобретения данных знаний для ознакомления с научно-технической инновационной политикой производственной сферы;
- принцип транспарентности и ее соразмерности, предполагающий, с одной стороны, прозрачность, открытость и доступность процесса и результатов проектирования студентов для субъектов науки и производства, а с другой стороны, такая прозрачность должна реализовываться с сохранением профессиональной этики не разглашая коммерческие и служебные тайны.
В качестве функций подготовки студентов к инновационной деятельности в условиях интеграции науки, образования и производства нами были выделены следующие:
- опережающая, предполагающая разработку и реализацию совместных с работодателями проектов, способствующих опережающей практике студентов для получения качественно нового знания и прогнозирования развития научно-технической картины мира;
- реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содержания обучения студентов с учетом требований инновационного производства;
- сублимирующая, заключающаяся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы «наука - образование - производство» для достижения цели других.
Вышеобозначенные ориентиры заложены в основу регионального опыта подготовки студентов к инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства.
Следует отметить, что подготовка студентов к инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства
основана на интеграции учебной и исследовательской деятельности студентов, учебного процесса в вузе с реальными задачами научно-производственного подразделения базового предприятия путем реализации курсовых и дипломных проектов студентов, включающих элементы инновационности, прогностические характеристики.
Научно-исследовательская деятельность в ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» (АГНИ) занимает особое положение, так как не только решает образовательные задачи, но и актуальные производственные социально-экономические проблемы, стоящие перед нефтяной отраслью и юго-восточным регионом Татарстана. Полигоном для проведения совместных с работодателями исследований и внедрения научных разработок являются производственные подразделения ОАО «Татнефть», ТатНИПИнефть (Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти ОАО «Татнефть») и учебный полигон АГНИ.
Подготовкой студентов к осуществлению инновационной деятельности заинтересованы все субъекты интегрированной системы «АГНИ - ОАО «Татнефть» - ТатНИПИнефть». В связи с этим работодателями было предложено после третьего курса, по результатам успеваемости и тестирования провести отбор студентов в количестве 50 % от их общего числа для распределения на преддипломную практику в структурные подразделения предприятия. В связи с этим, разработаны содержание и технологии образовательно-производственного партнерства в подготовке студентов к инновационному предпринимательству, направленные на предоставление студентам возможностей выбора индивидуальной образовательной и карьерной траектории.
Одним из подэтапов его алгоритма является формирование ресурсной и резервной групп студентов представителями предприятия и профессорско-преподавательским составом АГНИ. Формирование ресурсной и резервной групп с гибкой системой перехода из одной группы в другую побуждает студентов регулировать собственную образовательную и карьерную
траекторию, которая предполагает их участие в научно-исследовательской деятельности вуза, в конкурсах Технопарка идей, в совместных с работодателями проектах.
Одним из критериев перехода студентов из резервной в ресурсную группу послужило их участие в научно-практических конференциях, где работодатели заполняли на каждого участника оценочный лист доклада в трех экземплярах: работодателю, студенту в портфолио и в архив выпускающей кафедры. При трудоустройстве выпускники предъявляли портфолио с имеющимися оценками работодателей.
Лист оценки дипломных проектов заполнялся при проведении ГАК по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». На основе заполненных листов был проведен ранговый корреляционный анализ, который показал расхождения в оценочных мнениях работодателей и преподавателей. Наибольшее расхождение выявилось по критериям оригинальность решения задач проектирования, перспективность развития направления, что свидетельствует о недостаточной осведомленности преподавательского состава о требованиях производства.
В связи с этим, работодатели создали экспертную комиссию для работы со студентами АГНИ; проводили тестирование студентов, начиная с первого курса; после третьего курса, по результатам успеваемости и тестирования проводили отбор студентов в количестве 50 % от общего числа студентов, с которыми в дальнейшем будет проводиться работа; распределяли отобранных студентов на производственно-профессиональную практику, структурные подразделения ОАО «Татнефть», а также на предприятия нефтяного сервиса ОАО «Татнефть» по окончании ими четвертого курса; распределяли студентов по структурным подразделениям ОАО «Татнефть» и предприятиям нефтяного сервиса для прохождения преддипломной практики с одновременным трудоустройством и оплатой труда за отработанное время. В качестве руководителей дипломных проектов выступали руководители структурных подразделений данных предприятий;
проводили конкурсный отбор для трудоустройства студентов на постоянную работу в структурных подразделениях ОАО «Татнефть» по разработанным критериям, а также предприятиях нефтяного сервиса.
Представленный механизм подготовки студентов к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства, представляет собой алгоритм действий субъектов данной системы по отбору и взращиванию студентов для их будущей профессиональной и карьерной траектории, основанных на стратегии содействия в самоопределении студентов за счет развития их устойчивой мотивации и установок на непрерывное самообразование, самоопределение, саморазвитие, самопрезентацию на рынке труда.
Таким образом, такая подготовка студентов к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства способствует
- в организационном плане: обеспечению полноценного качественного профессионального образования; созданию системы эффективной целевой контрактной подготовки будущих специалистов технического профиля; обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной мобильности, исследовательской компетенции и адаптационными возможностями; обеспечению конкурентоспособности и трудоустройства выпускников; сокращению периода их профессиональной адаптации и длительности закрепления на рабочем месте;
- в содержательном плане: организации целостного образовательного процесса, ориентированного на совместное решение единых целей и задач; реализации эффективных путей и способов интегрирования образовательных программ уровней профессионального образования; сокращению сроков обучения, изменению содержания обучения; обеспечению преемственности, вариативности и гибкости профессиональных программ; усилению практической и исследовательской составляющей в обучении и др.;
- в личностном плане: обеспечению становления профессионала как целостной личности, способной на основе полученного образования интегрально решать профессиональные задачи и гибко реагировать на проблемы; формированию у специалиста интегральных характеристик мышления и деятельности; предоставлению возможности выбора студентам собственной образовательной и карьерной траектории и др.
Литература
1. Гильмеева Р.Х. Формирование профессионально-значимых личностных качеств будущего специалиста в процессе гуманитарной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 1 (3), 2011. - С. 29 - 34.
2. Мухаметзянова Г.В., А.Р. Шайдуллина А.Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. - Казань: «Идель-Пресс», 2011. - 232 с.